Н.А. Некрасов, как только стал совладельцем журнала «Современник», в первом же номере в 1847 году опубликовал свое короткое и емкое произведение. Оно вышло под названием «Нравственный человек» (Некрасов). История создания журнала восходит к А.С. Пушкину.

Трансформации «Современника»

Когда в 1836 году появилось новое печатное издание, то оно выходило четыре раза в год и было совершенно убыточным, более того, разорительным. К 1843 году наступил совершенный кризис. Его издатель, П.А. Плетнев, в 1846 году наконец от него «отделался»: продал Некрасову и Панаеву.

И журнал быстро стал популярен, поскольку к работе с ним были привлечены лучшие отечественные литераторы, критики, историки. В этот период поэт с очень глубокой долей сатиры описывает в своих произведениях современное ему общество: взяточников, карьеристов, пройдох. Ярким примером является «Нравственный человек» (Некрасов). Анализ стихотворения, поведение его главного героя - это тема нашей статьи.

Сатирический портрет

В четырех строфах, по десять строк каждая, поэт, как из кусочков мозаики, сложил образ своего героя. Это совершенно аморальный тип, давший название произведению - «Нравственный человек» (Некрасов). Анализ стихотворения мы начинаем с первой строфы. Жить с таким нудным, трусливым, имеющим о морали извращенное понятие, и гордящимся собой, самовлюбленным типом, совершенно невозможно. Его жена ушла на свидание с благородным человеком, а герой, оставаясь с «чистыми руками», «прокрался» к ним с полицией. От дуэли он благоразумно отказался. А жена умерла в тоске. Моралист «никому не сделал в жизни зла». Он в данном случае воспользовался общественной этикой.

Второй эпизод

Приятель своевременно не отдал долг нашему герою. Как эта ситуация описана в произведении "Нравственный человек" (Некрасов)? Анализ стихотворения не может обойти данный факт: главный герой отправил друга в тюрьму, где заемщик умер. Чувствительный негодяй плакал после смерти, приговаривая, что «никому не сделал в жизни зла». В этом он совершенно убежден, так как формально на его стороне гражданский кодекс.

Третий эпизод

Крепостного крестьянина наш «нравственный человек» выучил на замечательного повара. Но вот беда, тот увлекся чтением и размышлениями. Разве такое можно допустить? Как поступил главный герой произведения «Нравственный человек» (Некрасов)? Анализ стихотворения не может быть проведён без оценки данного эпизода. Герой раздумывал недолго. Он просто высек розгами человека, который осознал, что у него есть собственное достоинство.

По мнению "нравственного человека", он хозяин, и только он имеет право думать - так рассуждает все общество, и никто его не осудит. После этого крепостной не мог жить в унижении и утопился. «Дурь нашла», - так прокомментировал смерть повара «по-отечески» поступивший подлец, который вновь повторяет, что «никому не сделал в жизни зла».

Последний эпизод

Его дочь влюбилась в простого учителя. Да разве попустительство возможно? Ее надо проклясть за это и воспользоваться правом родителя распоряжаться жизнью и счастьем дочери. Нравственный человек, точнее, мерзкий и гадкий обыватель, быстро выдает ее замуж за богатого старика: якобы так поступают все, и он не исключение.

Проходит год, и его дитя умирает от тоски и горя. Но «нравственный человек» полностью убежден, что он «никому не сделал в жизни зла».

Художественные средства автора

Как строит свое стихотворение Некрасов («Нравственный человек»)? Стих написан в основном двухстопным ямбом, в который включаются пиррихии. Сочетание сложное, в нём имеются перекрестные абзацы и парные рифмы. Но читается легко, без напряжения, естественно, как дыхание. В своем произведении Некрасов («Нравственный человек») стих составляет из четырех пронумерованных четверостиший, в каждом из которых по десять строф.

Автор не использует эпитеты, сравнения, метафоры, пользуясь разговорной речью, которую он первый смело вводит в поэзию. Это придает житейский колорит всем действиям главного героя. Его стиль демократичен. Горькая ирония пронизывает все стихотворение, так как художественным методом является реализм. Один и тот же рефрен повторяется в каждом четверостишии, привлекая внимание читателя к тому отвратительному шаржу, каким предстает перед нами аморальный трусливый эгоист.

«Нравственный человек» (Некрасов): тема и идея стихотворения

Темой произведения стали того времени. Поэт разоблачает всех, кто прячется под маской благонравия и морали и делает зло. Он развенчивает всякого так называемого порядочного человека, показывая подлость крупным планом, и говорит о ней открыто и без прикрас. Обличение общества, состоящего из мелочных людишек, считающих себя столпами, на которых держится государство, и стало главной идеей стихотворения.

Отзывчивый человек – это нравственный человек?

В жизни каждого человека бывают моменты, когда перед ним встает нравственный выбор. Понятие нравственности связано с понятиями добра. Нравственный человек – такой человек, который поступает по совести, не допуская лжи, фальши, несправедливости по отношению к другим людям, окружающему миру, животным.

Отзывчивость – качество человека, которое характеризуется готовностью прийти на помощь окружающим, понять чужую проблему, быть добрым к людям. Отзывчивый человек никогда не останется в стороне, если кому-то нужна его помощь, он будет готов помогать даже если это не принесет ему ничего или если это обернется для него не очень хорошо.

Эти два понятия всегда волновали умы людей. Проходили разные эпохи, века, но понятия нравственности и отзывчивости никогда не исчезали из нашего общества.

Сейчас многие говорят, что мы живем в эпоху равнодушных людей, которым чужда отзывчивость. Люди бывают озлоблены на все из-за личных проблем, причиной которых выступает политико-экономическая ситуация в стране и в мире. Каждый старается жить для себя, своей семьи, поэтому отзывчивость сейчас стало очень редким качеством. Нравственный уровень многих наших современников также постоянно находится под ударами различных соблазнов, которыми наполнен мир. Вредные привычки, плохие компании, вседоступность информации в интернете – все это может покачнуть мировоззрение человека, особенно подрастающего поколения.

Писатели во все времена обращали внимание на проблемы нравственности и отзывчивости, потому что эти качества и делают из нас настоящих людей, способных на добрые поступки, могущих изменить мир и сделать его лучше для всех.

Вспомним героя романа Федора Достоевского «Идиот» - князя Мышкина. Сам писатель рассказывал, что он хотел показать «положительно прекрасного» человека. Отзывчивый, добрый и непосредственный Лев Мышкин стал белой вороной среди себялюбцев и эгоистов, мечтающих только о лучшей доле для себя. Мышкин выступил словно новый Иисус Христос, он стал эталоном доброты открытости, чуткости к чужим страданиям. Его поступки были непонятны для окружающих, которые могли увидеть в нем больного психически человека, «идиота», но отзывчивый и добрый князь Мышкин смог разбудить в людях глубоко спрятанные хорошие чувства, они увидели в нем авторитетную личность, своего кумира, за которым хотелось пойти куда бы он не повел. Он стал образцом настоящего человека, нравственного и отзывчивого. В противовес этому Достоевский недаром назвал роман «Идиот». Эта тема актуальна и сейчас, ведь таких людей, как князь Мышкин поначалу все могут принять за нездоровых психически, ведь настолько это выглядит необычно и не согласуется с уровнем морали и нравственности современного общества.

Если взять противоположный пример, то можно рассмотреть образ Печорина из лермонтовского романа «Герой нашего времени». Главный герой отличается холодностью, расчетливостью и равнодушием к окружающим, его не волнуют проблемы и чувства других людей. Даже несчастная Бэлла, любви которой Печорин добивался, вскоре становится ему неинтересна, а девушку ждет трагический конец. И это не единственная смерть, к которой был причастен Печорин. По ходу повествования мы узнаем о других «подвигах» Печорина – он обманул княжну Мэри, обрек на мучения Веру... В душе Печорина не осталось ничего святого, Чехов называл такое состояние «паралич души». Он и сам понимал, что стал «нравственным калекой», ему даже собственная жизнь стала невмоготу, он стал умирать, как друг, как возлюбленный, а потом и как человек, когда уехал в Персию, где ему было суждено найти свою смерть.

На примере этих двух литературных персонажей мы видим две диаметрально противоположные точки зрения. У каждого из них свои понятия о нравственности и отзывчивости. Если Мышкин готов на все ради других, то Печорин, не стесняясь, готов использовать все средства, чтобы добиться лучшего для себя. Можно сделать вывод, что нравственный человек всегда будет и отзывчивым, ведь эти понятия входят в общую область человеческой души. Нравственность и отзывчивость идут рука об руку. Нравственно богатый человек никогда не пройдет мимо тех, кто нуждается в помощи, он всегда проявит отзывчивость. И это духовно обогатит не только того, кому он помогает, но и возвысит душу самого человека, который не может поступить вразрез со своими убеждениями.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

1 Живя согласно с строгой моралью, Я никому не сделал в жизни зла. Жена моя, закрыв лицо вуалью, Под вечерок к любовнику пошла. Я в дом к нему с полицией прокрался И уличил... Он вызвал - я не дрался! Она слегла в постель и умерла, Истерзана позором и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 2 Приятель в срок мне долга не представил. Я, намекнув по-дружески ему, Закону рассудить нас предоставил; Закон приговорил его в тюрьму. В ней умер он, не заплатив алтына, Но я не злюсь, хоть злиться есть причина! Я долг ему простил того ж числа, Почтив его слезами и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 3 Крестьянина я отдал в повара, Он удался; хороший повар - счастье! Но часто отлучался со двора И званью неприличное пристрастье Имел: любил читать и рассуждать. Я, утомясь грозить и распекать, Отечески посек его, каналью; Он взял да утопился, дурь нашла! Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 4 Имел я дочь; в учителя влюбилась И с ним бежать хотела сгоряча. Я погрозил проклятьем ей: смирилась И вышла за седого богача. И дом блестящ и полон был как чаша; Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша И через год в чахотке умерла, Сразив весь дом глубокою печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла... Январь или февраль 1847

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 23-25.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 25-26 об.).

Датируется началом 1847 г., но до 19 февраля, так как в письме Белинского от этого числа (см. нише) упомянуто как написанное "недавно".

Стихи о самоубийстве замученного помещиком крепостного повара наталкивались на цензурные препятствия. Этим были вызваны замена ст. 28 в С и пропуск ст. 21-30 в Ст 1861.

В. Е. Евгеньев-Максимов (Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. П. М. -Л., 1950, с. 248) указал на тематическую связь стихотворения "Нравственный человек" со статьей В. Г. Белинского о "Парижских тайнах" Э. Сю (1844), в которой, в частности, говорилось: "В наше время слова "нравственность" и "безнравственность" сделались очень гибкими, и их теперь легко прилагать по произволу к чему вам угодно. Посмотрите, например, на этого господина, который с таким достоинством носит свое толстое чрево, поглотившее в себя столько слез и крови беззащитной невинности, - этого господина, на лице которого выражается такое довольство самим собою, что вы не можете не убедиться с первою взгляда в полноте его глубоких сундуков, схоронивших в себе и безвозмездный труд бедняка и законное наследство сироты. Он, этот господин с головою осла на туловище быка, чаще всего с особенным удовольствием говорит о нравственности..." (Белинский, т. VIII, с. 170). Заметим, что с тирадой Белинского перекликается и стихотворение Некрасова "Современная ода".

Ознакомившись с "Нравственным человеком" еще в рукописи, Белинский сообщил И. С. Тургеневу (19 февр. 1847 г.): "Некр<асов> написал недавно страшно хорошее стихотворение. Если не попадет в печать (а оно назначается в 3 No <"Современника">), то пришлю к вам в рукописи. Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!" (Белинский, т. XII, с. 336). Д. И. Писарев, говоря о поэзии Некрасова, восклицал: "Кто способен написать стихотворения: "Филантроп", "Эпилог к ненаписанной поэме" <"Несчастные">, "Еду ли ночью по улице темной...", "Саша", "Живя согласно с строгою моралью..." <"Нравственный человек">, тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия..." (Писарев Д. И. Соч., т. I. M., 1955, с. 196).

Положено на музыку (М. В. Коваль, 1935).

Николай Алексеевич Некрасов

1

Живя согласно с строгой моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла.
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил… Он вызвал — я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью…

2

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
И дом блестящ и полон был как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла…

3

Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
Он взял да утопился, дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

4

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил;
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

В середине сороковых годов Некрасов начал изображать в своей лирике современную ему действительность и полюбил в качестве основных персонажей выводить отъявленных подлецов, рассказывая в стихотворениях их биографии. Первый подобный портрет дан в «Современной оде» (1845). Ее герой - пройдоха и карьерист, без зазрения совести обворовывающий беззащитных граждан и готовый ради продвижения по службе пожертвовать честью собственной дочери. В том же 1845 году на свет появились стихотворения «Чиновник» (про взяточника) и «Колыбельная песня» (про потомственного вора). Спустя пару лет Николай Алексеевич написал «Нравственного человека», тем самым продолжив галерею образов негодяев. Главный герой произведения - мужчина, считающий, что он живет «согласно с строгою моралью» и никому не делает зла.

Текст разделен на четыре части. Каждая строфа - рассказ от первого лица. В начальных десяти строках персонаж повествует о том, как обошелся с собственной женой. Супруга изменила ему, и он решил отомстить. В итоге опозоренная женщина заболела от горя и умерла. Во второй части герой рассказывает о своей дочери. Девушка имела неосторожность влюбиться в учителя, даже хотела сбежать вместе с ним. Отец пригрозил ей проклятьем и заставил сочетаться браком с состоятельным стариком. Результат - несчастная девица скончалась от чахотки. В третьей строфе речь идет о крестьянине, которому герой стихотворения помог стать поваром. Крепостной научился хорошо готовить, но вот загвоздка - слишком пристрастился к чтению, стал много думать, рассуждать. В воспитательных целях «нравственный человек» его высек. Финал истории - повар утопился. В четвертой и заключительной части персонаж рассказывает о приятеле, которому он сначала дал денег взаймы, а потом за долги засадил в тюрьму. Там и скончался заемщик.

В конце каждой строфы повторяются две строки:

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Герой стихотворения искренне считает, что его действия совершенно оправданы, что ничего плохого в них нет. Логику размышлений персонажа легко понять: не изменяла бы жена, не пришлось бы умирать опозоренной; не влюбилась бы дочь в того, кто ниже по социальному статусу, жила бы счастливо в неравном браке; не стал бы крестьянин спорить с барином, не утопился бы; отдал бы друг долг, не попал бы в тюрьму. Некрасовский «нравственный человек» не считает себя виноватым в чужих бедах, но страшно не это. Страшно то, что общество поддерживает его и ему подобных.

Нравственность и соответствующие нравственные нормы – это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность и нравственные основы – разрушается общество и деградирует человек, что мы можем наблюдать и по нашей современной цивилизации, всё больше утопающей в .

– это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и . Нравственность – это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек – это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

– это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как , честь, честность, и др.

Если перефразировать, то нравственность можно определить так. – это соответствие представлений, убеждений, ценностей, поступков и всех проявлений человека нравственным нормам, общечеловеческим ценностям (добро, ненасилие, честность, уважение, др.), а в идеале всем Духовным Законам.

Именно Нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества. Что такое Духовность – .

Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.

Что является основой Нравственности? Что рождает Нравственность и что её разрушает

Основа нравственности – это различение и , и выбор пути Добра. О том, существует ли Добро и Зло – . Именно понимание, что такое Хорошо, что считать Достойным, а что такое Плохо, что является недостойным, позорным, недопустимым для Человека и определяет нравственные нормы.

Именно из-за отсутствия в современно обществе адекватных представлений о Добре и Зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены пороками и невежеством, а общество в целом быстро разлагается.

Также существует заблуждение, что Нравственность – это набор ограничений, которые посягают на свободу человека, сдерживают и блокируют проявление его индивидуальности. Это огромная глупость! Нравственность даёт вектор, путь и условия движения вверх, при которых человека может расти, развиваться с наибольшей скоростью, быть защищённой от пороков, возможного нравственного разложения и деградации, быть неуязвимой для зла. Именно в наивысшие периоды расцвета духовности, когда в обществе в максимальной степени был реализован нравственный стандарт, в воспитании кадров, граждан, в культуре, образовании, в традициях общества, великие империи и государства достигали своего наивысшего уровня развития, цивилизации, культуры, до которых даже многим современных государствам ещё идти и идти.