Статья по психологии. Особенности развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Описание работы: Предлагаю статью об особенностях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Данная статья будет полезна педагогам - психологам, воспитателям детского сада, студентам.

Творческая активность старших дошкольников

В Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается, что сегодня требуется обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования, в том числе и совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества, а также поддержание творческой активности молодёжи. Так же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования среди множества задач, которые он решает, выделяет следующую:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Благоприятным периодом для развития творческой активности с психологической точки зрения является дошкольное детство потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева находят подтверждение идеи, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности - творческий. И его своеобразие заключается в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, педагоги и психологи отмечают специфичность этой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка проявляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативности в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение в дошкольном детстве проявляется в трёх этапах развития, и на третьем этапе, в старшем дошкольном возрасте у детей развивается творческое воображение.
В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление. Как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития. Накопление опыта практических действий, определённый уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих целях. Ребёнок 6-7 лет может стремиться к далёкой (в том числе воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Анализ научной литературы позволил мне выделить показатели творческой активности детей:
1. Высокий уровень интереса.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление догадливости, сообразительности и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе.
8. Умение преодолевать возникшие трудности.
Воспитание творческой активности у старших дошкольников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития.
Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возрастного развития, и в полной мере определяются ею.
Для формирования способности к творчеству существуют оптимальные сензитивные периоды. К ним относится, как показывают исследования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.З. Зак), старший дошкольный возраст, т.к. именно в этот период закладывается психологическая основа для творческой деятельности.
Одним из важнейших механизмов успешного творческого развития ребенка является педагог . Роль педагога - способствовать собственной творческой активности ребенка. Это возможно при условии взаимодействия, что предполагает подлинность (искренность), безусловное принятие ребенка и способность к эмпатическому пониманию (сопереживанию) со стороны педагога. Без этих условий невозможно говорить о творческом развитии ребенка. Главной задачей педагога является умение заинтересовать его, зажечь сердца, развивать в нем творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Одним из определяющих факторов творческого развития детей является создание условий, создания такой атмосферы, когда у детей возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.
Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития логического мышления, творческого воображения и творческой активности.
В целостном педагогическом процессе формирование творческой активности - это необходимое условие всестороннего развития личности, которое может осуществляться в различных видах деятельности. Одним из таких видов является проектная деятельность.

Для того чтобы разобраться в том, как правильно определить термин «творческая активность», мы обратились к многочисленным работам, исследующим проблему формирования творческой активности в дошкольном возрасте. Это труды Ю.Б. Борева, А.И. Лиловой, Е.А. Ануфриева и других. Также были изучены психологические исследования Л.С. Выготской, А.Н. Леонтьевой и других.

Большинство работ, изучающих творческую активность, упор в этом термине делают на слове «активность». Определяя это понятие, многие склоняются к философскому взгляду на то, что это качество, которое присуще материальному, и которое проявляется в способности к саморазвитию, самостоятельному изменению и самостоятельному движению.

Разные научные источники по разному определяют этот термин.

Отечественные исследователи в области педагогики и психологии чаще понимают активность, как некую меру деятельности, или возможность взаимодействовать с другими субъектами.

Считается, что активность – это одно из устойчивых свойств личности. Мы считаем, что для более объективной оценки активности, нужно рассмотреть также ее психологическую составляющую.

Существуют определения, которые указывают на то, что активность – это способность преобразовывать что-либо в мире, которая развивается в результате имеющихся у человека духовных и материальных богатств и которая выражается в творчестве.

Активность человека целиком зависит от его внутренней мотивации, от того, как человек к ней относится. Для формирования творческой активности очень много значит именно мотивационная составляющая.

Считается, что творчество – это самая высокая форма активности, к которой способен человек. Творчество же может быть разным – оно может быть не только художественным, но и научным и техническим. При этом каждая область творческой деятельности имеет свои собственные специфические признаки. Поэтому мы считаем, что два термина «активность» и «творчество» — это два понятия, которые взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Рассмотрим теперь более подробно термин «творчество» и его значение. Согласно различным научным источникам мы можем найти очень много отличающихся друг от друга по сути и содержанию определений. Рассматривать термин моно как с точки зрения философии, так и с точки зрения психологии.

Психология дает возможность взглянуть на творчество, как на процесс, как на некий механизм, с помощью которого творчество протекает.

Согласно Петровскому творчество – это деятельность человека, которая порождает что-то новое, то, чего ранее никогда не существовало.

Также некоторые словари дают более содержательное объяснение этому понятию. Под творчеством следует понимать деятельность, в результате которой появляется что-то новое в материальном или духовном отношении. Человек использует в процессе творчества свои знания и умения, для того чтобы создать новый, оригинальный и уникальный продукт. Для творческой активности задействуется интуиция и воображение, умственная активность. Таким образом личность может раскрывать имеющиеся и расширять новые свои возможности.

Согласно словарю Даля творчество – это свойство деятельности, такое как творение или созидание.

Несмотря на то, что творческой деятельности уделено множество различных исследований, развитие такого рода активности у детей до сих пор требует тщательного исследования и проработки.

Зарождаться еще в дошкольный период детства.

Обычно ученые, пытаясь дать определение творческой активности, просто перечисляют ее компоненты. Согласно В.Д. Баянкиной, творческая активность должна проявляться в результате собственной инициативы, в результате которой человек получает и передает новые знания, стремится сотрудничать в этом с другими людьми, проявляет устойчивый интерес к новым знаниям.

В.Д. Максимова старается учитывать интерес человека к этому делу, какое участие он принимает в нем, проявляет ли он инициативу во время подготовки и во время самой деятельности, оказывает ли человек помощь тем, с кем вместе работает. В результате творческая активность рассматривается как комплекс разных компонентов, составляющих деятельность ребенка, как своего рода коллекцию множества особенностей его личности. Конечно, это нельзя назвать ошибкой. Однако у этого подхода есть свои недостатки. Сам термин творческая активность дробится на мелкие составляющие и теряется его суть в целом.

Л.Г. Весёлова предлагает свой вариант определения творческой активности. Согласно работам автора этот вид деятельности является способом удовлетворить потребность человека в новых знаниях и в связанных с ними положительных эмоций. Также творческая активность позволяет человеку изменять уже имеющиеся знания так, чтобы выразить к ним свое отношение с помощью различных приемов.

Ю.Н. Рюмина также описывает свое видение явления. Согласно ее работам творческая активность – это состояние личности, проявляемое в действиях, которые характеризуют стремление человека к тому, чтобы что-то преобразовать или создать новую ценность с точки зрения материального или духовного мира.

Мы считаем, что все эти определения не раскрывают сущность рассматриваемого явления в полной мере. Особенно, когда речь идет именно о детях старшего дошкольного возраста. Сегодня существуют тенденции в проблеме дошкольного творчества и в изучении потенциала дошкольников, которые не учтены ни одним из перечисленных выше авторов.

Последнее двадцатилетие ознаменовало для системы дошкольного образования новые подходы к развитию и диагностики творческой активности ребят.

Мы считаем, что главное внимание для понимания сущности творческой активности в дошкольном возрасте нужно уделить работам В.А. Петровского.

Согласно его трудам существует так называемая надситуативная активность. Такая активность есть результат постановки человеком цели, которая является избыточной по отношению к требованиям текущей ситуации. То есть личность не ограничивается лишь своими текущими потребностями, но действует как бы «над порогом необходимого». Он сам решает, какая у него должна быть сверхцель. Он принимает решение о том, что вся ответственность за достижение этой цели лежит на нем, несмотря на то, что заранее не способен спрограммировать результат.

Если личность способна принять на себя ответственность за неизвестный ему заранее исход активности, то это является признаком самопорождения личности в качестве субъекта. А И. Ковалев считает, что именно это и есть творческая активность личности.

Проанализировав исследования в области формирования творческой активности, а также подробно изучив структуру этого явления, мы сделали вывод, что существуют два компонента, каждый из которых сейчас коротко обсудим.

Первым компонентом является эмоционально-мотивационный. Он включает в себя: 1) высокую мотивацию, которая проявляется в наличии установки ни изменение текущей ситуации или какого-либо предмета, а также на создание альтернативы существующей действительности; 2) высокую интуицию, которая проявляется в том, что человек способен увидеть конечное целое раньше, чем отдельные его части; 3) в преобладании позитивного мышления, в гармонии личностной сферы.

Вторым компонентом является интеллектуальнло-креативный. Он включает в себя: 1) способность человека решать текущие задачи с помощью моделирования в уме условий (человек мысленно проводит экспериментирование и видит результаты); 2) способность человека мысленно перенести свойства какого-либо предмета в иную ситуацию и реализовать эту ситуацию с помощью.

Итак, мы будем понимать творческую активность, как инициативу, которую проявляет личность для получения и передачи новых знаний, способность сотрудничать с другими людьми в процессе познавательного поиска.
Степень развитости творческой активности выражается в том, как сформированы ее структурные элементы.

Развитие творческой активности учащихся

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

Педагогическая профессия по своей природе творческая. Изменения идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно-ориентированной позиции самоопределения и саморазвития, самосовершенствования. Эта стратегическая позиция заставляет педагога по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить, прежде всего, личностное развитие учащихся.

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Общеизвестно, что творческую активность учащихся могут развивать творчески работающие учителя. Необходимо их творческое взаимодействие и творческое сотрудничество. Творческое сотрудничество мы понимаем как процесс взаимодействия учителей и учащихся в достижении общей цели. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.

Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего–то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.

Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса. Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Универсальных приемов формирования творческих познавательных интересов и самостоятельности у младших школьников в практике обучения нет. Каждый, творчески работающий учитель, добивается этого, используя свои приемы развития творческих познавательных интересов. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и необходимой задачей стоящей перед учителем.

Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика. Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. Средствами, позволяющими организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки.

Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Учитель должен подбирать к уроку такие задания, которые служили бы определенной цели или были основаны на применении каких-либо понятий, правил, установления тех или иных связей, выявление закономерностей на основе наблюдений. Задания такого типа позволяют не только проводить уроки эффективно, но и служат развитию мыслительной деятельности и выработке прочных знаний, умений и навыков учащихся. От того, насколько умело учитель сможет подобрать и сгруппировать задания к уроку, настолько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе. От этого зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке.

Очень важным средством является занимательность. Элементы занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

Включая в процесс обучения школьников игры, игровые моменты, не следует забывать, что за игрой стоит урок – знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Это делает учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов.

Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительности. Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств.

Огромная роль в развитии творческой познавательной активности на уроках русского языка отводится работе с учебником. Учебник организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Учебник содержит задания, развивающие умение рассуждать, доказывать, сопоставлять, делать выводы. Много времени на уроках русского языка отводится самостоятельной работе учащихся. Для этого применяются также задания, которые позволяют не только проверить знания по пройденному материалу, но и имеют возможность постоянно повторять изученный материал, учиться с опережением.

Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все эти формы помогают в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей. Загадки на уроках используются как в устной, так и в письменной формах по разным темам, изучаемым в программе русского языка начальной школы. Задания могут быть самые разные. Здесь и знакомство со значением слова, и с видами транспорта, и связь с окружающей жизнью и развитие речи учащихся. В любом виде работы загадки, пословицы, поговорки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно влияет на их знания, умения и навыки. Особый интерес у ребят появляется, если они эти задания выполняют не в простой тетради, а на красочных рисунках или фигурках в виде листков деревьев, огурчиков, картинки деревца, т.е. в зависимости от того, с какой темой переплетается задание. Все это позволяет заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогащая словарный запас и формировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы о значении развития познавательной активности ребят:

1. Создание положительной мотивации на уроке.

2. Обеспечение активной и интенсивной работы по смысловому анализу информации.

3. Развитие смысловой догадки и активизации лексического опыта ученика и обогащение словарного запаса.

4. Способствование оптимальной организации внимания.

5. Вооружение рациональными способами запоминания.

6. Выработка необходимого темпа восприятия информации.

7. Увеличение темпа работы.

8. Развитие и освоение информационного пространства содержание урока.

9. Приучение к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.

Разрабатывая структуру урока, внеурочного занятия, нужно учитывать, что

· развитие творческой активности учащихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны учителя, товарищей, родителей, а также личного опыта самого ученика;

· источниками творческой активности могут быть:

o процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

o резервы личности ученика и учителя;

· формами проявления творческой активности на занятии являются:

o самостоятельность,

o индивидуальное творчество;

· условиями формирования творческой активности являются:

o максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

o ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

o эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия учителя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром.

Большое значение для развития творческой активности учащихся имеет грамотное использование учителем следующих приемов:

· создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, факты, использовать приобретенные знания и опыт;

· создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять неясное, глубже осмысливать знания;

· рецензирование тестов, сочинений, творческих работ, что связано с советами, коррективами, активными поисками главного;

· оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного;

· выполнение заданий-максимумов, рассчитанных на чтение дополнительной литературы, научных источников и другой поисковой деятельности;

· побуждение к поиску различных способов решения задачи, рассмотрению вопроса с различных точек зрения;

· создание ситуации свободного выбора заданий, преимущественно поисковых и творческих;

· создание ситуаций обмена информацией между учащимися;

· создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических умений.

Нестандартные уроки

Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков:

1. Уроки - игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез - в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.

2. Уроки - сказки, уроки - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй - сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.

3. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.

Урок типа «Что? Где? Когда?»

Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1. Вступительное слово учителя.

2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.

3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ.

4. Игра «Что? Где? Когда?».

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово преподавателя.

Уроки – деловые игры

Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.

Уроки типа КВН

1. Приветствие команд (домашнее задание).

2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.

3. Домашнее задание (проверка на кодоплёнке).

4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.

5. Задания капитанам команд (по карточкам).

6. Подведение итогов.

4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.

Урок – аукцион

До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.

5. Интернет - уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.

6. Песня на уроке английского языка. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материла благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

7. Учебное кино на уроках английского языка. Развивает навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух, которое требует от учителя и учащихся значительных усилий и временных затрат.

8. Урок «за круглым столом»

Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.

9. Урок - семинар

Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку - зачету по данной теме.

10. Урок - зачет

Проводить его можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменаторами являются свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки – задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.

11. Использование компьютерных программ на уроках. Характеризуется индивидуализацией обучения и интенсификацией самостоятельной работы учащихся, повышением познавательной активности и мотивации.

12. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

«Мозговая атака»

Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление учащимся на уроке возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает уровень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

13. Уроки, основные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер начинает действовать».

14. Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности культуры.

15. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к предмету.

16. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях народов.

17. Урок – интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

18. Урок-эссе. Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логическое и аналитическое мышление.

19. Бипарный (интегрированный) урок

Уроки такого типа проводятся сразу 2 – 3 преподавателями. Например:

· математики, физики и информатики

· математики, учителя черчения, производственного обучения.

Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по математике, физике и т.д.

Главное преимущество бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого учащегося, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт. Они помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования.

20. Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, восстанавливает работоспособность учащихся.

21. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

22. Видеоурок - овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия.

Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети

С большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;

Более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;

Формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;

Расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о современном учителе, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.

Внедрение ИКТ на уроках позволяют учителю реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок более ярким и увлекательным.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают ученики), обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЦТ, экзаменам.

Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики. Вместе с тем, в нашей стране проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу.

Специалисты, в частности, пришли к выводу, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е.А.Флерина, например, подвергла критике имевшую место “теорию спада” детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями.

Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

Путь к развитию личности - овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом развивать его творческие способности. “Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков”.

Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель - во что играть, что рисовать . При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности.

Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

  • а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
  • б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
  • в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

  • а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
  • б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Поскольку любая, в том числе игровая, деятельность состоит из законченных действий, подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее процессом: возникновение замысла, развертыванием самой деятельности и ее заключением. Анализ специальной литературы показывает, что структура деятельности выглядит таким образом:

  • 1. Возникновение замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, продиктованных внутренними мотивами и обусловленных имеющимся художественным опытом. Внешне это может выражаться в выборе ребенком того или иного вида деятельности, нахождении формы ее организации, привлечении сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.
  • 2. Реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.
  • 3. Самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели. Выражается в совершенствовании ребенком своих действий по ходу развития игровой деятельности, в высказываемых предположениях по ее дальнейшему ходу и окончанию.

Вместе с тем, в зарубежной и отечественной педагогике и психологии широко дискутируется вопрос о необходимости руководства художественной деятельностью детей. Искусство в современных теориях трактуется с различных позиций - экзистенциализма, неопрагматизма, бихевиоризма и т.д. Разнородность подхода к искусству не позволяет говорить о единых направлениях. Тем не менее, доминируют идеи об искусстве как о явлении независимом и чисто интуитивном. В теории воспитания это положение также является ведущим, поэтому, естественно, приводит его сторонников к выводу об отрицательном отношении к педагогическому руководству.

Во многих трудах подчеркивается, что искусство не отражение жизни, а только способ выявления личных переживаний, такова и сущность художественной деятельности детей.

Ряд исследований, впрочем, признавая, что самостоятельная деятельность начинается по инициативе детей, делают вывод, что процесс этот не спонтанный, а педагогически обусловленный. Педагогическая обусловленность зависит от установления правильного соотношения субъективных и объективных причин. Сформированные взрослым интересы детей, скопившиеся впечатления - все это выливается в попытках “самовыявления” своих переживаний. Взрослый выступает как руководитель, использующий субъективные интересы ребенка. Эта деятельность взрослого носит косвенный характер и требует от него:

  • - обогащения сознания детей впечатлениями;
  • - создания предметной среды, позволяющей им легко ориентироваться и действовать с художественными материалами; благожелательного отношения, располагающего детей к деятельности;
  • - установления правильного соотношения между различными формами организации деятельности детей;
  • - развития своих педагогических способностей, которые помогут педагогам творчески и тактично формировать способы самостоятельных действий детей.

Имеющийся отечественный опыт по развитию творческой активности детей в игре показывает, что для развития самостоятельной игровой деятельности необходимо методическое руководство. Следует планировать примерную тематику детских игр, намечать приемы руководства. Все это способствует подержанию устойчивого интереса детей к художественной деятельности.

Педагог может использовать целую группу методов с целью развития самостоятельных игровых действий. Это - организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы.

При помощи указанных методов педагог способствует формированию замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, цветные мелки), реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки), оценке продукта деятельности.

Изучение влияния изобразительного искусства, например, на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизация образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету; внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.

Анализ рисунков подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребенку найти различные способы для передачи своего замысла: в образах рисунков появляется выразительность; использован колорит как средство выражения содержания; даны разные композиционные решения.

Взрослый может активно участвовать в ролевой игре, в драматизации, развлечении, выполнять роли ведущего, зрителя, или исполнителя.

Дети небезразличны к тому, видит ли воспитатель, чем они заняты, замечает ли их игру. Они очень чутки к его реакции, и, если он поддерживает, одобряет их действия, активность их возрастает, доброжелательные замечания, подсказ принимаются как должное.

Опытная работа специалистов показала, что именно в процессе педагогического руководства развитием самостоятельной игровой деятельности детей возрастает их инициатива, речевая активность, умение применить в новых условиях полученные в обучении навыки, раскрываются творческие возможности. В частности, Н.С.Карпинская, исследовавшая развитие художественных способностей детей в процессе игр-драматизаций, писала, что “вне процесса специального обучения детские игры-драматизации, передача текста сказок лишены красок, выразительности” Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с..

Среди основных методов, определяющих эффективность руководства были выделены: систематическое планирование, создание воспитывающей среды, организация праздников, развлечений, применение конкретных приемов педагогического воздействия Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. 113 с..

Но работа воспитателя по развитию дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами психологии воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учреждения и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой и личностной инициативы.

Р.И.Жуковская подчеркивает, что творческие игры содействуют переходу детского любопытства в любознательность; воспитанию наблюдательности, развитию воображения, смекалки, изобретательности, памяти речи.

Важно, чтобы педагог мог умело войти в игру, детское общество. Это умение - великое качество педагога. Еще В.Г.Белинский писал: “Есть люди, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом, и разговором, и даже игрою, приняв в ней участия; дети со своей стороны встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенной доверчивостью, как на своих друзей”.

Таким образом, роль педагога в управлении игрой довольно велика и требует от него особых качеств и навыков.

Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности - процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и творческих интересов.

Задача педагога - своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.

Очевиден вывод: между обучением и любой игрой существует прямая взаимосвязь.

Несомненно, вопрос развития творческой активности дошкольников, и развития его личности в целом, в играх нуждается в дальнейшем глубоком изучении.

Проблема еще в том, что школьное обучение не всегда может создать условия для развития таких способностей. То есть знания, полученные в одной области, ученики не умеют использовать в другой. Получается, что обучение в российской школе блокирует нормальное развитие ученика.

В основе концепции образовательного процесса - признание необходимости включения школьников в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности , приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом существенные изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников, превращение предметного способа в средство решения каких-то самостоятельно поставленных задач.

Работая более 30 лет в сельской школе, я часто сталкивалась с невысокой познавательной активностью ребят. Тот факт, что наши ученики на протяжении двух десятков лет никогда не занимали призовые места в предметных олимпиадах и конкурсах, заставил меня задуматься над проблемой развития творческого потенциала сельских учеников. Появилась необходимость создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности.

Стратегия активного обучения ориентирует на совершенствование творческого потенциала каждого ученика. Надо предоставить возможности школьнику осознанно развивать свою активность. Как это сделать? Я нашла ответ: наполнить новым содержанием и кардинально изменить структуру и методику проведения занятий по предметам.

При этом следует иметь в виду, что если цели обучения меняются, то должна меняться и классно-урочная система. Изменение форм деятельности школьников само по себе приводит к появлению новых форм организации учебной работы. Опыт показывает, что использование технологий личностно-ориентированного обучения способствует развитию творческой активности даже в тех классах, где много учащихся с низким уровнем познавательной самостоятельности. Убедилась, что если создать определенные условия, то учебно-практическая деятельность позволяет повысить познавательную активность и довести ее у некоторых учащихся до творчества.

Покажу это на примере выпуска 2011 года. Ребята пришли ко мне в 8 классе. 67% учеников - с низким уровнем мотивации. Чтобы цели обучения были достигнуты по возможности всеми учениками, я решила использовать следующий метод активизации познавательной деятельности: разнообразие жанров уроков.

Стала комбинировать и применять на своих уроках алгоритмы нескольких педагогических технологий: интегрирование, лабораторные занятия, педагогическая мастерская, методы исследования и проблемного обучения. Тем более, что в «Концепции модернизации российского образования» обращается серьезное внимание на эти подходы в обучении и воспитании:

  • личностно-ориентированный;
  • интегрированный и, как его элемент, компетентностный;
  • ненасильственные способы взаимодействия в поликультурном мире;
  • использование интерактивных способов и средств образования.

Для развития творческой активности учащихся этого класса пришлось искать новые пути. Решила уделить серьезное внимание урокам развития речи. Образный язык, острый глаз, цепкая на детали память, хороший вкус никогда не появятся на пустом месте. Все это вырабатывается годами и благодаря разнообразным приемам и средствам, активизирующим познавательную деятельность учащихся.

Поэтому определила для себя необходимые условия для развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках развития речи: ; создание благоприятной атмосферы; использование дифференцированного и индивидуального подходов; педагогическое сотрудничество; возможность каждого ученика видеть свой рост; постановка проблемных вопросов; использование заданий, направленных на развитие творческого мышления.

Среди них особенно хочется выделить различные приемы технологии развития критического мышления (ассоциации, перепутанные логические цепочки, инсерт, маркировочная таблица, двухчастный дневник, таблица аргументов, кластер, синквейн, фишбоун, древо предсказаний, перекрестная дискуссия).

Давно замечено, что интерес к предмету вырабатывается и дифференцированными творческими заданиями. Работа в группах по уровням познавательной активности приобретает реальный смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками. Отпадает необходимость снижать общий уровень требований, оглядываться на учеников с низким уровнем обученности. Применение дифференцированных заданий на уроках позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащихся в учебной деятельности:

  • проблемно-поисковая постановка учебных задач,требующая не восприятия материала, а активной мыслительной деятельности;
  • роль учителя сводится к направляющей и организующей функции;
  • систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.

Сочетание элементов разных методик и технологий помогает ученикам глубже проникнуть в структуру языка, осознать его непреходящие ценности. Я разработала серию таких авторских уроков, делилась опытом на профессиональном районном смотре-конкурсе методических и дидактических средств обучения по одной из сложнейших тем «Анализ поэтического текста как искусство образной речи».

Главная задача учителя - любым способом заставить учеников думать. Возможность под новым углом взглянуть на изученный материал - один из способов заставить ученика быть активным на уроке. Исследование любого текста, попытка проникнуть в глубины языка - это предмет лабораторной работы, которую с успехом можно применять на уроках развития речи. У каждого ученика появляется возможность проявить умение обобщать материал. Самый простой прием - составление в лабораторной карте опорных конспектов на основе выводов, полученных в результате наблюдений. На первых порах это трудно. Когда работа ведется в системе, с этим справляется большинство учащихся.

Последовательность действий при осуществлении учебного процесса играет наиважнейшую роль. Подготовительный этап, этап организации совместной деятельности учителя с учащимися; этап подведения итогов, анализа, должны быть продуманы и отработаны.

Считаю, что такая организация учебной работы изменила ситуацию к лучшему. Показателем активности учащихся является отношение учащихся к предмету. Мы с психологом проводили диагностику. Ученикам была предложена анкета с вариантами ответов.
Сравнительный анализ показал, что ученикам в 10 классе русский язык нравится больше, чем в 8 классе. Эти показатели отражает диаграмма.

Отношение к предмету учащихся.


Цель: исследовать отношение учащихся 8 и 10 класса к предметам
Диагностика свидетельствует о том, что процент положительного отношения к предмету у десятиклассников вырос по сравнению с их же отношением к русскому языку в 8 классе. Нет ни одного ученика, которому всегда скучно на уроках.
О повышении уровня познавательной активности свидетельствует следующая диаграмма.

Уровень развития познавательной активности учащихся

(диагностика подготовлена завучем по УВР)
Цель диагностики: на основе выявленных критериев и показателей провести сравнительный анализ сформированности у учащихся познавательной активности.
Диаграмма показывает позитивные изменения. Возросло количество учащихся, находящихся на среднем уровне, и, наоборот, уменьшилось количество учеников, находящихся на низком уровне. Переход учащихся с низкого и среднего на высокий и средний уровень свидетельствует о правильности выбранной методики.
Повышение познавательной активности учащихся на уроках повлияло и на развитие творческих качеств личности. Это показала и анкета выявления творческих качеств учащихся (по методике В.И.Андреева). Какие качества творческой личности развились у учащихся, показано на этом графике.

Развитие творческих качеств личности

(диагностика подготовлена школьным психологом)
Цель: исследовать развитие творческих качеств каждого ученика
График развития личностных качеств показывает, что использование форм и методов личностно-ориентированного обучения способствует формированию творческих качеств учащихся. Уровень сформированности творческих качеств у десятиклассников выше, чем у этих же учеников в 8 классе.
Создание среды для развития мыслительных способностей, индивидуально-дифференцированный и деятельностный подходы, ориентация на зону ближайшего развития ученика, ситуация успеха на занятиях - все это способствовало развитию творческих способностей учащихся с высоким уровнем познавательной самостоятельности. Об этом свидетельствуют достижения выпускников 2011 года.

Работая над развитием творческой активности сельских школьников, заметила, как у многих появился устойчивый интерес к предмету, повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности. Анализ результатов свидетельствует о том, что стратегия активного обучения формирует положительную мотивацию учащихся на учебную работу, а значит, способствует развитию творческой активности. Творческие работы учащихся выпуска 2011 неоднократно отмечались на районном и краевом уровнях. Возросло количество победителей и призеров на школьном и муниципальном этапах.

Сравнительный анализ лучших результатов ЕГЭ по русскому языку показывает положительную динамику роста, средний балл увеличился с 72 до 95. В 3 раза увеличилось количество учащихся, имеющих лучшие результаты по итогам ЕГЭ. Средний балл по литературе по результатам ЕГЭ составил 73 балла, что значительно выше муниципальных, региональных и территориальных значений.

Анализ проведенного исследования на базе данного класса показал, что сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе внедрения отдельных технологий личностно-ориентированного обучения на уроках способствует росту творческой активности учащихся. Подтвердилась мысль: движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к любым самостоятельным творческим действиям, включение учащихся в поиск нестандартных решений.

У каждого педагога свои педагогические средства и приемы для достижения целей обучения. В каких формах это сделать, каждый решает сам, так как это связано с особенностями личностных качеств учащихся и самого учителя, с возможностями общеобразовательного учреждения. Главное условие повышения эффективности обучения - это стремление повысить свой учительский КПД, повысить ученический КПД, изменить потенциал в сторону практического.

Как я поняла из опыта своей работы, научить абсолютно всех школьников решать практические задачи на уроках, сформировать у каждого ученика творческие способности - очень сложная задача. Изучая мир по учебникам, мы, учителя и ученики, в целом так и не приближаемся к его пониманию. Выходит, что понимание нельзя усвоить или выучить - его можно только выстрадать… на себе, на собственной шкуре. Новейшие педагогические технологии позволили мне раскрыть потенциальные способности у большего числа учащихся, чем раньше. Радует, что сегодня я могу в большей степени способствовать формированию у школьников самостоятельности, творчества, хотя многому еще предстоит учиться.

Иногда мне приходится слышать от коллег: «Раньше ничего не было: ни компьютеров, ни Интернета, и ученики учились, никаких тебе технологий и инноваций». Новое потому и появляется, что старое уже неприемлемо. Раньше мы не говорили о недостатках традиционного подхода потому, что не было смысла критиковать то, чему нельзя предложить альтернативу. Сейчас просто другое время, другие потребности, другие дети, потому и МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ ПО-ДРУГОМУ.

Список литературы
1. Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. - Русский язык в школе, 2007, № 7. С. 3 - 6
2. Прищепа Е.М. «Ученическая исследовательская деятельность» Библиотека журнала «Литература в школе».-№ 12, 2004.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2008.
4. Селестен Френе Грамматика на четырех страницах и школьная типография (перевод Рустама Курбатова). - Издательский дом «Первое сентября» /Русский язык, 2009, № 13. С. 9-11.
5. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности учащихся / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991.