О.В.Тиунова

(Тиунова, О.В. Психодиагностика в спорте: планирование, анализ, интерпретация [Текст] // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука / Под ред.докт.пед.наук., проф. А.А.Обвинцева, докт.пед.наук, проф.В.Л.Пашута, докт.пед.наук. проф. Н.В.Романенко. - В 3-х ч. - Часть 1. - СПб.: МО РФ ВИФК, Изд-во "Маматов", 2016. - С.263-267).

Резюме. В данной статье представлен опыт работы Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК по организации психодиагностики спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва в рамках углубленного медицинского, этапного и текущего обследования спортсменов, а также возможности использования диагностических методик в ходе индивидуальной работы со спортсменом. Особое внимание уделено вопросам интерпретации результатов тестирования и подготовки практических рекомендаций тренерскому составу и спортсменам.

Ключевые слова: система психологического обеспечения спортивной подготовки, диагностика, психологические тесты, интерпретация результатов тестирования, спортивная психология, консультирование спортсменов.

Введение

В соответствии с приказом Росспорта №777 от 27 ноября 2006 г.
в рамках Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (г. Москва) была создана Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации . В ходе анкетирования членов сборных команд страны были определены наиболее важные (с точки зрения спортсменов) направления (формы) работы психолога в команде . Проведение психодиагностики, позволяющей выявить сильных сторон личности спортсмена и его «психологический ресурс», оказалось наиболее востребованным направлением психологического обеспечения спортивной подготовки.

Особое значение в этой связи приобретают вопросы рационального планирования психологического тестирования спортсменов, комплексного анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования применительно к спортивной практике.

Несмотря на то, что психодиагностические методики в нашей стране широко издаются и тиражируются, многие из них можно найти в интернете, базовым пособием для психодиагностической работы спортивного психолога до сих пор является книга «Психодиагностика в спорте» . Однако ниже будут рассмотрены некоторые новые практически значимые аспекты планирования, анализа и интерпретации результатов углублённого психологического обследования (УПО), этапного психологического обследования (ЭПО), текущего психологического обследования (ТПО), также психодиагностики, проводимой в рамках индивидуального консультирования спортсменов. В основу данного материала положен 16-летний опыт работы Лаборатории .

Основные положения

В батарею тестов, используемую нами один раз в год в рамках УПО, включены 6-10 методик, которые в виде специальных бланков раздаются спортсменам для самостоятельного заполнения. Этой работе предшествует специальная «мотивирующая» инструкция . Практика показала, что именно бланковое (не компьютерное) тестирование позволяет получить наиболее точные ответы, а соответствующий предварительный инструктаж превращает рутинное заполнение бланков в полезный «психологический тренинг». Ниже представлена апробированная батарея тестов УПО для сборных команд (жирный шрифт), дополненная применительно к диагностике клубной команды, когда у психолог есть возможность провести это же исследование в несколько этапов (таблица 1, увеличение при клике на картинку ).

Систематизация, анализ и интерпретация полученных данных представляет собой достаточно сложный процесс. Однако от его качества во многом зависит возможность последующей реализации в команде остальных других форм психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Опыт нашей работы показывает, что наиболее удобной для тренерского состава формой предоставления данных психодиагностики является ранжированное графическое их изображение с обозначением авторских «нормы», а также среднего по команде результата и зоны сигмальных отклонений.

В таблице 2 представлен алгоритм подготовки практических рекомендаций по итогам командной психодиагностики и порядок её предоставления заказчику.

Блок этапного и текущего психологического тестирования был введён Федеральным Центром спортивной подготовки (г.Москва) в программы научно-методического обеспечения сборных команд в 2010 году. Комплексным научным группам (КНГ) было вменено в обязанность регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов, а также регламентирована содержательная направленность такой оценки. В целом это стало важным шагом к возрождению системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации.

По новому положению психологический блок этапного комплексного обследования (ЭКО) должен включать регистрацию следующих показателей: уровень саморегуляции психических состояний и самоконтроля, волевой мобилизации, уровень притязаний и самооценки, потребности. Программа текущего обследования (ТО), реализуемая в условиях сборов, должна включать оценку уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени психического утомления.

Для реализации данной программы нашей Лабораторией предложена и апробирована достаточно простая и информативная технологию тестирования.

Любое ЭПО начинается с заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения о спортсмене - ФИО, вид спорта, разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.

Начало тестирование должно предваряться вводной инструкцией, направленной на решение нескольких задач. Во-первых, установить доверительные рабочие отношения спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, дать гарантии конфиденциальности получаемой информации. Во-вторых, познакомить с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, предваряя возможные в этом случае затруднения. В-третьих, – мотивировать спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, дать дополнительную информацию о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.

Всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код, чтобы они стали «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена комплексной научной группы), тренера и самого спортсмена.

Опросник «Оценка психической надежности» для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,

Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,

Опросник «Исследование самооценки» для оценки уровня притязаний и самооценки,

Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей».

При желании эту батарею можно дополнить восьмицветовым тестом М.Люшера и опросником «Степень хронического утомления».

Интерпретация полученных результатов может быть построена по алгоритму таблицы 2.

Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТПО) мы предлагаем использовать набор показателей, которые условно можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому (Таблица 3):

В дальнейшем заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование осуществляется за счет самооценки различных состояний по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):

Уровень ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,

Оценка самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Уровень эмоционального состояния – суммарное значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,

Психофизиологическая работоспособность – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,

Мотивационное состояние – значение по шкале «Желание тренироваться»,

Степень психического утомления – значение по шкале «Психическое утомление», а также показатель ЧСС.

Вводная инструкция звучит следующим образом: «План проведения учебно-тренировочных сборов предполагает учет индивидуального психологического состояния участников. Для этого вам предлагается ежедневно утром осуществлять самооценку собственного состояния по заданным критериям (при условии, что минимальный балл – 1, а максимальный – 10)». В таблице 4 представлена рабочая часть бланка проведения мониторинга.

Получив такой бланк, спортсмен самостоятельно выполняет мониторинг своего состояния. Средств мобильной связи делает возможным ежедневную передачу психологу показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения психолога со спортсменом и/или с тренерским составом.

Психолог может работать с получаемыми результатами и после возвращения команды. поскольку сданные спортсменами бланки позволяют оценить эффективность сбора и подготовить дополнительные рекомендации. Однако для получения более достоверной информации мы включили в бланк следующую итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Насколько системно в условиях сборов вам удавалось заполнять этот бланк? (Оцените в баллах от 1 до 10)».Результаты такого подхода позволяют психологу отсеять некачественные бланки и точнее интерпретировать полученные результаты.

Осуществлять мониторинг состояния спортсменов в условиях сборов или многодневных соревнований возможно также и по более простым методикам: с использованием самооценки по шкалам «Самочувствие, Активность, Настроение», выполнением одного из вариантов теппинг-теста и др.

Как групповая, так и индивидуальная работа со спортсменом, проводимая в рамках консультирования , будет более эффективной при использовании в качестве «объективной базы» для начала работы результатов тестирования по следующим методикам: «Отношение к предстоящему соревнованию», «Восьмицветовой тест Люшера», «Цветовой тест отношений», «Акцентуации характера», «Степень удовлетворения основных потребностей».

Опыт показывает, что в индивидуальном консультировании «необходимым и достаточным» инструментом для понимания личностных особенностей спортсмена и особенностей его актуального состояния является «Восьмицветовой тест Люшера». Нами разработана специальная форма упорядочивания полученных цифровых данных и словесных формулировок этого теста:

Заключение

Итак, выявив достаточно высокий интерес спортсменов к психодиагностике в рамках системного психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, в период с 2003 - 2016 гг. мы апробировали целый ряд психодиагностических методик, которые могут быть использованы в рамках проведения УПО, ЭПО и ТПО, а также в ходе индивидуальной консультативной работы со спортсменами.

Особое значение имеет практически ориентированная интерпретация полученных цифр и словесных формулировок, т.е. алгоритмы и формы предоставления результатов тестирования заказчику. В этом направлении могут быть реализованы разнообразные подходы, поскольку в существенной степени их выбор зависит от внутренней логики спортивного психолога, проводящего тестирование. Однако хочется надеяться, что наш опыт, представленный в этой статье, также окажется полезен.

Литература

1) Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

2) Психодиагностика [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

3) Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.

4) Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25

5) Тиунова О.В. Мотивация достижений в спортивной деятельности. Методические рекомендации – М., ФГОУ ГШВСМ, М., ТрансЛит, 2007 - 32 с.

Тиунова О.В., Самохина А.Ю., Гортинская А.В. Диагностика личностных свойств и психических состояний у спортсмена ФГОУ "Государственная школа высшего спортивного мастерства - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России", М., РКонсульт, 2006 – 32 с.

Диагностика спортивных способностей помогает в определении задатков к физическим нагрузкам. При отборе спортсменов тренеры обращают внимание на то, как ведут себя игроки на тренировке. Однако это не всегда показательно. Очевидно, что более опытные спортсмены и увереннее чувствуют себя на площадке. Что не всегда указывает на лучшие спортивные способности. Комплексный многоуровневый подход к оценке данных позволяет точнее определить предрасположенность к видам спорта. Кроме того, диагностика предполагает и оценку рисков для здоровья будущего спортсмена.

Записаться на обследование можно через форму обратной связи

или по тел.: +7 495 735-88-99/ +7 495 735-88-77

  • Клинический и ортопедический осмотр – общая оценка состояния здоровья с обязательным осмотром носоглотки, оценка состояния опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие и др.
  • Электрокардиография с функциональными и нагрузочными пробами - электрофизиологические характеристики функции миокарда, выявление функциональных изменений сердца, патологические изменения в виде нарушений ритма и т.п.
  • Спирография (Спирометрия) - исследование функции внешнего дыхания, измерение объёмных и скоростных показателей дыхания.
  • Определение компонентного состава тела (анализ состава тела или биоимпедансный анализ) –выявление отклонений оценок состава тела от оптимальных значений в зависимости от пола, возраста и спортивной специализации; характеристика индивидуальной изменчивости параметров состава тела; оценка метаболических рисков (нарушения липидного, белкового и водного обмена); мониторинг эффективности тренировок и диетического режима.
  • Эхокардиография - определение морфо-функционального состояния сердца и его клапанного аппарата.
  • УЗИ брюшной полости и почек – оценка состояния гепатобилиарной системы /печень, желчный пузырь/, поджелудочной железы и почек.
  • Цитохимическая экспертиза - оценка ферментов клетки, которые участвуют в энергообеспечении органов, для раннего выявления различных изменений органов и систем, а также для подбора метаболической коррекции; индекс устойчивости (переносимость стрессовых ситуаций, физических нагрузок) - ежемесячный прогноз на полгода.
  • Биохимия: КФК, АЛТ, АСТ, Мочевина, магний, фосфор, АСЛО - выявление перетренированности, перенапряжения сердечно-сосудистой, гепатобилиарной и мышечной систем, выявление стрептококковой инфекции носоглотки /АСЛО/.
  • Клинический анализ крови - общая картина состояния организма, не даст пропустить анемию, аллергию или воспаление.
  • Спортивная генетика - предрасположенность ребенка к тем или иным видам спорта, состояние спортивной формы и степень готовности организма к физическим нагрузкам, состояние здоровья спортсмена и выявление факторов риска (артериальная гипертензия, гипертрофия миокарда, предрасположенность к тромбообразованию и др.), функциональное состояние и резервные возможности организма спортсмена для оптимального управления процессами тренировок.
  • Консультация и заключение врача по спортивной медицине в день обследования - заключение о состоянии здоровья, функциональном состоянии и функциональной подготовленности спортсмена; рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса с включением метаболических и фармакологических препаратов.

При необходимости: дополнительные консультации узких специалистов и различные лабораторно-инструментальные исследования (в том числе рентгенологические исследования, ХМ ЭКГ, СМАД, КТ, МРТ, денситометрия, иммунологические, биохимические, вирусологические и т.д.)

Результаты диагностики спортивных способностей интерпретирует:

Профессор отделения спортивной медицины НИИ Профилактической педиатрии и восстановительного лечения научного центра здоровья детей РАМН,доктор медицинских наук,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Диагностика и тестирование в физической культуре

Введение

1. Диагностика: виды, цели и задачи

2. Диагностика и тестирование в физической культуре

Список литературы

Введение

Физическое развитие - это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития - масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.

Антропометрический показатель - это объективные данные о физическом развитии; степени выраженности антропометрических признаков:

1) соматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.д.;

2) физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная.сила рук, становая сила;

3) соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную.

Возможность отслеживать состояние физического развития человека, намечать программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы дает диагностика физического развития, физической подготовленности.

Цель данной работы: изучить особенности диагностики и тестирования в физической культуре.

1. Диагностика: виды, цели и задачи

Слово «диагностика» (греч: diagnosis - распознание) - употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней; во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объёма и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и функциональных проб.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты диагностического тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, вр а чебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование - призвано определить показания и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом и решить вопрос о допуске к занятиям. Оно состоит из общего клинического обследования, антропометрических измерений, проведения функциональных проб и медицинского заключения.

Результаты обследования заносятся во врачебно-контрольную карту.

Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в, год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.

Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

Задачи педагогического контроля:

Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

Выполнить план тренировки;

Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;

Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

Отобрать талантливых спортсменов.

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям. Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.

Обязательным условием правильно организованного процесса физического воспитания является самоконтроль . Эти проводимые самими студентами простейшие наблюдения над состоянием своего организма в процессе занятий физическим воспитанием и использования природных факторов - ценное дополнение к врачебному контролю.

Самоконтроль позволяет ощутить оздоровительное значение занятий и целеустремленно относиться к использованию средств физической культуры. Кроме того, дает возможность избежать неблагоприятного влияния занятий физическими упражнениями, что может происходить при передозировке, а также при использовании нагрузок без учета текущего функционального состояния организма студентов.

В процессе самоконтроля регистрируются субъективные и объективные показатели функционального состояния своего организма.

К субъективным показателям относят самочувствие, сон, аппетит, оценку работоспособности, отношение к занятиям физическими упражнениями, а также наличие каких-либо болей или неприятных ощущений.

Из объективных показателей регистрируют частоту пульса, массу тела, показатели динамометрии кисти, потоотделение и другие признаки.

Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

2. Диагностика и тестирование в физической культуре

Программа диагностики включает функционально-диагностическое обсл е дование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических с и стем и функций: центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, вну т ренней среды, физического развития, соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте), психофизиологического состояния.

Для решения всех этих задач разработаны специальные программы иссл е дования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся как в состоянии покоя , так и при в ы полнении физических нагрузок. Так, комплекс программ исследований в сост о янии покоя включает:

- врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;

Электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

Ультразвуковое исследование сердца (при необходимости внутренних органов: печени, почек и т.д.);

Биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);

Антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При программах диагностики важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки . В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

Ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы « до отказа»;

Предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);

С переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;

Моделирование соревновательной деятельности.

При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели контроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, д ы хание, вес, антропометрические данные .

Диагностика применяется для определения тренированности занимающегося. Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению ч а стоты сердечных сокращений (пульса) , которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем у мужчин.

Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца либо следствием патологии.

Тренированность организма можно определить по разнице пульса, если измерить его лежа, а через минуту стоя. Разница пульса 0-12 говорит о хорошей тренированности, 12-18 - о средней, 19-25 - об отсутствии тренированности.

Оценить нагрузку можно по изменению ёмкости лёгких . Если после занятий жизненная ёмкость лёгких осталась без изменения или немного увеличилась, значит, вы занимались легкой работой, если снизилась на 100-200 смі - средней, на 300-500 и более - тяжелой.

Определить величину нагрузки можно по частоте дыхания : после легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в минуту, после средней - 25-40, после тяжелой - более 40 дыханий в минуту. При росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

Важным показателем является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление в зависимости от возраста равняется 100-125 мм рт.ст., минимальное - 65-85 мм рт.ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм рт.ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм рт.ст. и ниже. Быстрое восстановление показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

Определить величину нагрузки можно:

по изменению массы тела до и после физических упражнений (при малой нагрузке масса тела может уменьшиться на 300 г, при средней - на 400-700 г, при большой нагрузке - 800г и более). А также по изменению силы мышц сгибателей кисти (ручная динамометрия) и разгибателей спины (становая динамометрия). Если показатель силы кисти после занятия остался без изменения или незначительно изменился, значит, нагрузка была малая, если снизился на 3-5 кг, то средняя, если на 6-10 кг и более - нагрузка большая. По становой динамометрии: если показатель мало изменился, то нагрузка была легкой, при средней нагрузке он уменьшается на 5-15 кг, при тяжелой нагрузке - на 16-20 кг и более.

п о задержке дыхания на вдохе и выдохе - (так называемая проба Штанге). После 2-3 вдохов и выдохов сделать полный вдох и задержать дыхание. Если вы способны задержать дыхание на 65-75 с, то у вас средняя функциональная подготовленность, менее 50 с - слабая, более 80 с - хорошая. То же сделать на полном выдохе. Слабая подготовленность - менее 20 с, средняя - 35-40 с, более 45 с - хорошая подготовленность.

Проверить состояние центральной нервной системы можно при помощи ортостатической пробы , отражающей возбудимость нервной системы. Подсчет ведется следующим образом: в течении 15 с измеряется частота пульса в положении лежа, затем через 3-5 мин - в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 мин определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая 0-6, нормальная, средняя 7-12, живая 13-18, повышенная 19-24.

Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека по результатам 12-минутного бега и 12-минутного плавания .

Для проверки быстроты достаточно провести «эстафетный тест» и выяснить скорость сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки. 3 попытки - засчитывается лучший результат. 13 см для мужчин и 15 см для женщин считается хорошим.

Быстроту можно определить и по показателю кистевой темпометрии. Если студентка выполняет за 5 с 45 и больше постукиваний, а студент 55 и больше, то считается, что они имеют хорошие скоростные возможности.

Гибкость оценивается так. Стоя на гимнастической скамейке, испытуемый выполняет наклон, сохраняет позу не менее 2 с. из трех раз засчитывается лучший результат. Если касание зафиксировано на нулевой отметке, гибкость удовлетворительная, если на 5-10 см ниже - хорошая.

О степени утомления можно судить по внешним субъективным признакам: изменения окраски кожи, движения, внимания, самочувствия, появления потливости.

Еще один способ оценки физического состояния - тестирование как прим е нение контрольных нормативов. Так, в практике физического воспитания в учебных заведениях используются обязательные тесты: бег на 100 м (показатель качества быстроты ), подтягивание для мальчиков, поднимание и опускание туловища из положения лежа для девочек (показатель силовой подготовленности ) и бег на 2000 м для девочек и на 3000 м для мальчиков (показатель выносливости ). В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце -- как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Итак, регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников, т.е. самоконтроль.

тренированность диагностика физическое тестирование здоровье

Список литературы

1. Гонохов А.Г. Физическая культура: учебно-методический комплекс. Ч. 2 / А.Г. Гонохов и др. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. - 172 с. С.57-69.

2. Люлина Н.В. Физическая культура: конспект лекций / Н.В. Люлина, Т.А. Шубина, Л.В.Захарова. - Красноярск: КГТЭИ, 2008. - 100 с. С.77-85.

3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с. С.301-328.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 408 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современная система физического воспитания студентов. Обновление, углубление содержания образования в сфере физической культуры. Мотивационный компонент в физической культуре. Модульная педагогическая технология обучения. Приоритет физической подготовки.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения как важная составная часть медицинских обследований. Определение воздействия тренировочных нагрузок на организм, занимающегося физической культурой. Самоконтроль в процессе физического воспитания.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2015

    Значение физической культуры и спорта в формировании всесторонне развитой личности. Врачебный-педагогический контроль в процессе физического воспитания. Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом. Объективные и субъективные данные.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2009

    Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль, его основные методы, показатели и оценки. Физическое воспитание в высших учебных заведениях. Методы врачебного обследования.

    реферат , добавлен 12.02.2014

    Организация работы по физическому воспитанию. Педагогический и врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом: содержание, цель, место. Самоконтроль за состоянием здоровья в процессе самостоятельных занятий. Ведение дневника самоконтроля.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Задачи нравственного, умственного и трудового воспитания на занятиях физической культурой и спортом. Некоторые особенности развития тренированности в связи с возрастом. Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики. Проведение соревнований по шашкам.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2009

    Двигательная активность как залог здоровья и жизни современной молодежи. Роль и значение легкой атлетики в укреплении здоровья и повышении уровня физической подготовленности студентов вуза, методы ее оценки и определение динамики основных показателей.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2012

    Общая характеристика физиологических состояний организма при занятиях спортом. Особенности строения женского организма. Сравнительный анализ физиологических процессов, происходящих в организме при занятиях видами спорта с различной структурой движения.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2011

    Физические тренировки – эффективный способ борьбы с гипокинезией, гиподинамией и их последствиями. Повышение обменных процессов в организме человека с помощью активных занятий физической культурой и спортом. Влияние внешней среды на организм человека.

    реферат , добавлен 24.12.2011

    Система организации врачебного контроля при физических нагрузках. Содержание и основные этапы проведения обследования. Цели физического воспитания в высшем учебном заведении и педагогический контроль. Методы и показатели самоконтроля, его стандарты.

1. Специфика психодиагностики в спортивной деятельности

Психодиагностика в спорте является одним из главных видов деятельности психолога. Психодиагностика в спортивной деятельности направлена на выявление того, каким видом спорта целесообразно заниматься индивиду, формирование спортивного команды, отбор сильнейших для участия в соревнованиях, кандидатов в сборные команды, команд из низшей в высшую лигу и т.д. Психодиагностика позволяет не только изучить психологические особенности спортсмена, но и построить психограмму и спортограмму видов спорта с требованиями к устойчивости психики, структуре личности и спортивно-важным качествам, прогнозировать достижения спортсмена и успешность продвижения спортсмена, осуществить психологический отбор, повысить эффективность подготовки спортсмена. Психодиагностические материалы оказывают большую помощь в организации тренировок и обеспечении индивидуального подхода к каждому спортсмену и выработки индивидуального стиля деятельности.

Психодиагностические методы направлены на изучение умственного и психомоторного развития, специальных способностей к конкретным видам спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, постсоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности состояния психической готовности к соревнованию, состояния тренированности и пр. Личность спортсмена изучается в трех направлениях: личностные процессы, состояния и свойства личности. Диагностической процедуре может быть подвергнуто взаимодействие и конфликты в спортивной команде, межличностные отношения спортсмена и его тренера, соперников в условиях соревнований. Научные и практические основы психодиагностики в спорте были разработаны А.Ц. Пуни, В.Л. Марищук, Ю.П. Блудовым, И.П. Волковым, А.В. Родионовым и др.

  1. Методы психодиагностики в спорте

Организация диагностической деятельности связана со знанием основных этапов, методов, техник и процедур научного психологического исследования. Метод в психологии – способ и прием изучения психической деятельности. Совокупность специфических приемов для эффективного использования метода называется техникой. Последовательность всех действий организации исследования называется процедурой.

В психологии спорта используются общие психологические методы, а также модифицированные и адаптированные методы применительно к специфике условий изучения спортивной деятельной.

В психодиагностических целях наиболее часто используются наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, опросные методы, беседа, биографический и лонгитюдный методы.

Наблюдение представляет собой изучение психических, двигательных, поведенческих и других проявлений занимающихся физической культурой и спортсменов в естественных условиях их деятельности (на уроках физической культуры, на тренировке, на соревновании и др.). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной, стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона, видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится по заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки зарегистрированных фактов [ 6; 277 ] .

Самонаблюдение выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления. Например, при изучении точности воспроизведения заданной в эксперименте амплитуды движений на основании самонаблюдения устанавливаются признаки, по которым спортсмен сам определял точность выполненного им же движения. Самонаблюдение используется спортсменами при анализе своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей, поведения и т.п. в процессе деятельности. Оно чрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целях самосовершенствования не только в технико-тактическом отношении или в плане развития двигательных качеств, но особенно в целях формирования себя как личности и рационального управления самим собой в многообразных, часто непредвиденных, ситуациях жизни и деятельности. На основе самонаблюдения формируется оценка спортсменами самих себя. Такая самооценка в настоящее время все шире используется и как один из методов исследования в психологии [ 6; 277 ] .

Эксперимент используется, например, для моделирования соревновательных условий, в которых протекает деятельность спортсменов.

При помощи опросных методов и беседы можно получить словесную информацию об отдельных сторонах личности спортсмена, о психическом самочувствии, об уровне тревожности спортсмена.

Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного развития. Таким путем, например, удается изучить влияние занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных качеств младших школьников. Это имеет существенное значение для совершенствования методики физического воспитания в школе. Лонгитюдный метод с успехом может быть применен при изучении влияния многолетней спортивной тренировки на формирование личности спортсменов [ 6; 276 ] .

Для обработки фактического материала исследований используются математико-статистические методы, например корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и другие виды анализа.

Количественные методы заключаются в анализе материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психических явлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и т.п.

Важным элементом качественного анализа является казуистика - описание конкретных примеров проявления изучавшихся явлений, относящихся к различным типам, группам, вариантам. Этими описаниями иллюстрируются наиболее ярко и полно выраженные случаи изучаемого психического явления (например, типа темперамента, предстартового состояния и др.) либо, наоборот, случаи, являющиеся исключением из общих правил [ 6; 279 ] .

3. Классификация психодиагностических методик

Конкретную реализацию метод находит в методике. Один и тот же метод может существовать в форме различных методик. Психодиагностические методики в спортивной деятельности можно разделить в зависимости от изучения индивидуальных особенностей черт личности, состояний и по форме.

По направленности на изучение индивидуальных особенностей черт личности, состояний:

  • методики изучения направленности, интересов (карта личности К. К. Платонова и др.);
  • личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности (карта личности К.К. Платонова, опросники ЧХТ, Айзенка и др.);
  • социометрия (исследование личности спортсмена в системе общественных отношений);
  • методики изучения особенностей мышления;
  • методики для выявления патологических особенностей психики, характера;
  • методики изучения творческих способностей (информация может быть получена из результатов тестирования по Роршаху и др.);
  • общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (большинство методик для исследования процессов мышления);
  • методики для изучения психических процессов: памяти, внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты);
  • методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения);
  • психофизиологические методики (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики);
  • изучение глазомера, точности оценки пространственных признаков (бланковые и аппаратурные тесты);
  • изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики иногда с применением физиологических и биохимических измерений);
  • оценка психических состояний (опросники Спилбергера-Ханина, САН и др.).

По форме применения:

  • наблюдение (в естественных условиях или моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования);
  • беседа (индивидуальная и групповая);
  • опросники и анкеты (открытые и закрытые);
  • социометрические методики;
  • применение бланковых и аппаратных тестов (индивидуальные и групповые);
  • обследование на тренажерах и тренажерных устройствах;
  • специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.);
  • комплексные методики (включающие двигательную деятельность, физиологические, электрофизиологические и другие измерения) [ 3; 285-287 ] .
  1. Требования к психодиагностическим методам

Предложил ряд требований к методам и тестам, применяемым для оценки профессиональных качеств.

1. Прогностическая ценность. Заключается в требовании, чтобы результаты обследования нашли свое выражение в последующих успехах, в профессиональной деятельности, к которой отбираются и готовятся обследуемые лица. Ценность теста обычно измеряется коэффициентом корреляции результатов его выполнения и внешними критериями, для предвидения которого применяется тест. Вполне приемлемо применение тестов, ценность которых характеризуется коэффициентом 0,20-0,50.

2. Надежность, стабильность результатов у одного и того же испытуемого. Достаточная надежность необходима для того, чтобы можно было использовать результат данного теста как стабильный результат суммарной оценки. Надежность измеряется коэффициентом корреляции между отдельными рядами результатов, полученных по одному и тому же тесту. Иногда так называемый нечетно-четный коэффициент внутритестовой надежности определяется как коэффициент корреляции между суммами результатов, полученных в течение нечетных рабочих периодов, и суммами результатов, полученных в течение четных периодов. Надежность тестов обычно повышается с его продолжительностью. Минимально допущенным значением коэффициента надежности (Р) следует считать величину 0,7.

3. Научность, обоснованность и убедительность. Применение теста должно основываться на каких-либо достаточно определенных чертах профессиограммы. Должно быть ясно, какая именно черта подвергалась изучению и почему ее следует оценивать. Полученные данные должны подвергаться научному анализу и интерпретироваться в связи с определенными научными положениями.

4. Уникальность и дифференцированность. Методика должна быть направлена на определенную черту, на определенное качество или группу качеств. Желательно, чтобы была меньше корреляция между результатами избранного теста и результатами других тестов, направленных на изучение заведомо иных качеств.

5. Адекватность тем качествам, на оценку которых направлен тест, общность применяемого теста и раздела изучаемой деятельности в отношении их психологической структуры.

6. Объективность, характеризуемая наибольшей стандартизацией теста. Условия обследования должны быть таковы, чтобы на результаты теста не влияли посторонние факторы (индивидуальные особенности экспериментатора, настроение испытуемого, ошибки аппаратуры и др.). Должна быть исключена предвзятость мнения экспериментатора, особенно при производстве записей результатов тестирования. По каждому тесту должны быть подготовлены специальные инструкции, четко определяющие, что делать и что говорить экспериментатору и испытуемому.

7. Достоверность. Должны проводиться объективные численные измерения.

8. Сочетание методов численной оценки тестов с данными педагогического наблюдения, с анализом характеристик и анкетных данных.

9. Наличие эффективных внешних критериев (т. е. критериев в практике).

10. Практичность тестов, характеризуемая их доступностью, простотой и быстротой выполнения, массовостью, возможностью применения с ограниченным количеством испытуемых [ 3; 288-289 ] .

  1. Психограмма спортивной деятельности

Психограмма - графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов. Психограммы позволяют наглядно сравнивать результаты исследования различных индивидов. Психограмма - методика составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил составлять частичную психограмму, которая отражает не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности профессионала в определенном виде спорта, отображающая профессионально важные качества. Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.

Этапы составления психограммы

1) Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.

2) Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).

3) Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

Профессионально важные качества (ПВК) - относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешности выполнения деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

К ПВК относятся особенности восприятия, действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций, логические образы, интерперсональные действия, действия контроля и самоконтроля, психомоторные действия, произвольные действия и т.п.

В спортивной деятельности к ПВК относятся показатели физического

развития и подготовленности, психофизиологические функции, выносливость, мышечная сила, состояние вестибулярного аппарата, подвижность нервных процессов, функции зрительного анализатора и др.

Например, выносливость у спортсменов, занимающихся разнообразными видами спорта, проявляется по-разному. Самые высокие показатели выносливости у лыжников, потом идут легкоатлеты (бегуны на средние и длинные дистанции), конькобежцы, велосипедисты, футболисты, гребцы, боксеры, хоккеисты, баскетболисты, борцы, гимнасты, тяжелоатлеты. Если виды спорта объединить в группы, то самое высокое развитие выносливости отмечается у тех, кто занимается циклическими видами спорта, несколько ниже у спорт-игровиков и самые низкие в тех видах, где выносливость специально не развивается.

Силу различных групп мышц можно развить, занимаясь определенными видами спорта. Например, мышцы спины хорошо развиты у

штангистов, гребцов, легкоатлетов-метателей, а мышцы-сгибатели - у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.

Исследования показали, что систематические занятия определенными видами спорта являются хорошим тренингом для вестибулярного аппарата человека, его вегетативно-рефлекторная возбудимость после специальных тренировок заметно понижается. При испытании на кресле Барани реакция оказалась самой значительной у борцов, акробатов, баскетболистов и конькобежцев. В тренировочной и спортивной деятельности этих спортсменов много упражнений с элементами вращения, и их вестибулярный аппарат постепенно становится устойчивым к заверчивающей силе кресла, А вот лыжники, штангисты, боксеры такой выдержки не проявляют [ 12; 62-63 ] .

Методом комбинированного вращения по Воячеку определили наибольшую устойчивость вестибулярного аппарата у акробатов, борцов, гребцов, гимнастов конькобежцев, баскетболистов. Данное качество развито в тех видах спорта, которые требуют особенно точной координации (акробатика и гимнастика) или точного баланса (академическая гребля). Такие же данные были получены из наблюдений за спортсменами в море во время качки и при фигурном пилотаже на самолете. Отмечалось, что вегетативная устойчивость зависит также и от «спортивного стажа» - чем он больше, тем организм меньше подвержен укачиванию.

Фехтовальщикам, футболистам, баскетболистам, боксерам, чтобы обладать высокоразвитыми функциями зрительного анализатора, необходимо, тренировать также, чувство пространственной ориентировки, Выявлена зависимость: чем выше уровень зрительного анализатора, тем точнее реакция на движущийся объект, тем совершеннее мы владеем своим телом.

Точность движений высока у спортсменов-игровиков, гимнастов, легкоатлетов-метателей, конькобежцев. У тех же, кто занимается боксом, баскетболом, волейболом, гимнастикой или греблей, увеличивается и показатель точности мышечных усилий. Движения становятся более четкими. Тактильная чувствительность пальцев. Ее развивают спортивные игры - особенно баскетбол и волейбол.

С.С. Грошенков разделил все виды спорта на три группы. Первая объединяет виды спорта, отличительная черта которых - тренировка быстроты, силы и специальной выносливости. Вторая требует преимущественно развитых координационных способностей. И третья - психофизиологических качеств, позволяющих точно решать двигательные задачи тактического свойства [ 4 ] .

А.Б. Гандельсман и К.М. Смирнов все виды спорта объединили в семь групп: 1) виды спорта, которые предъявляют повышенные требования к координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду); 2) виды спорта, характеризующиеся циклическими движениями, главная черта которых - развитие выносливости (бег, конькобежный спорт, велоспорт); 3) виды спорта, для которых характерна сила и быстрота движений, в свою очередь она делится на две подгруппы перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика); создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания); 4) виды спорта, которые способствуют быстрому сбору и освоению информации в условиях борьбы с соперником (единоборства); 5) виды спорта, тренирующие центральную нервную систему в связи с необходимостью обеспечить опережающее и предупреждающее действие (мотоспорт, конный, водно-моторный спорт); 6) виды спорта, «воспитывающие» нервную систему при малых физических нагрузках (шахматы, русские шашки); 7) виды спорта, тренирующие способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой (современное пятиборье, биатлон) [ 4 ] .

Л. К. Серова предложила психограмму личности спортсмена-игровика: мотивационная сфера (интерес к игре, уровень притязаний, стремление к лидерству), составляющие интеллекта (оперативный интеллект), способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциогенных воздействий [ 10; 290-292 ] .

Литература

  1. Горбунов Г.Д. Практический психолог в спорте // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И.П. Волков. Спб., 2002. С. 260-269.
  2. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.
  3. Марищук В.Л. Методы психодиагностики в спорте // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И. П. Волков. Спб., 2002. С. 279-288.
  4. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). Под ред. Я. Стреляу, О. Митиной, Б. Завадского. М.. 2007.
  5. Попов А.Л. Спортивная психология. М., 2000.
  6. Пуни А.Ц. Методы психологического исследования в спорте // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И. П. Волков. Спб., 2002. С. 275-279.
  7. Практикум по спортивной психологии. Под ред. И.П. Волкова. Спб., 2002.
  8. Психология физической культуры и спорта. Сост. Оконешникова А.П. Я., 2004.
  9. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973.
  10. Серова Л.К. Психограмма личности спортсмена-игровика // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И.П. Волков. Спб., 2002. С. 289-292.
  11. С тамбулова Н. Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсмена // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И. П. Волков. Спб., 2002. С. 64-72.
  12. Стрелец В.Г., Горелов А.А. Вестибулярные реакции и чувство равновесия у спортсменов // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И. П. Волков. Спб., 2002. С. 52-63.

Глоссарий

Метод - способ, путь, прием изучения предмета науки (психики), способ сбора, обработки или анализа данных.

Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом; конкретная реализация метода.

Техника – совокупность специфических приемов для эффективного использования метода.

Процедура – последовательность всех операций; общая система действий или способ организации исследования.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта без вмешательства экспериментатора в наблюдаемый процесс.

Эксперимент – метод изучения причинно-следственных связей, предполагающий создание экспериментатором контролируемой ситуации, в которой на объект исследования осуществляется воздействие экспериментальным фактором (независимая переменная) и изменения, происходящие с объектом, объясняются воздействием этого фактор (зависимая переменная).

Опрос – метод сбора информации, в ходе которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов выводятся суждения о личностных особенностях этих людей.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

Социометрия – метод выявления неформальных МЛО в группе при помощи выборов (предпочтений).

Биографический метод – метод исследования и проектирования жизненного пути личности.

Психограмма - графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов.

Профессионально важные качества (ПВК) - относительно устойчивые, индивидуально-личностные свойства, влияющие на успешность выполнения деятельности, а также освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные задачи психодиагностики в спорте?
  2. Какие методы психологии используются в спортивной деятельности?
  3. Каковы основные требования к психодиагностике в спорте?
  4. Какие этапы включает психограмма?
  5. Почему важно учитывать ПВК при тренировке спортсменов?

Сост. Г.А.Попов


Наше отделение функциональной диагностики предлагает широкий набор процедур по тестированию своего здоровья как для профессиональных спортсменов, так и для любителей. В ходе исследования врачи проводят проверку состояния сердечно-сосудистой системы на новейшем оборудовании последнего поколения Cosmed (Италия) и Schiller (Германия).

Мы предлагаем следующую диагностику:

    ЭКГ (в 12-ти отведениях) 6-ти канальным неавтоматизированным электрокардиографом

    Дополнительная регистрация ЭКГ отведений

    Велоэргометрия

    Ортостатическая проба при ЭКГ

    Исследование с физической нагрузкой (20 приседаний, 5 мин.велоэргометрия, 2 мин.бег, 3 мин. бег)

    Тест PWC 170

    Холтеровское мониторирование при длительности мониторирования 24 часа

    Кардиовизорное обследование

    Спирография при записи на автоматизированных аппаратах

    Суточное мониторирование АД

    Тестирование общей физической работоспособности до отказа на велоэргометре

    Тестирование общей физической работоспособности до отказа на беговой дорожке

    Тестирование общей физической работоспособности до отказа на велоэргометре с газоанализом

    Тестирование общей физической работоспособности до отказа на беговой дорожке с газоанализом

    Биоимпедансометрия

ЭКГ

Сердце - орган, которому каждый человек (а спортсмен особенно) должен уделять особое внимание Для проверки состояния сердца проводится ЭКГ (Электрокардиографическое исследование). Сразу важно отметить, что ЭКГ спортсмена и человека далекого от физических нагрузок заметно отличается, поэтому, если вы хотите получить подробные рекомендации по построению ваших тренировок и распределению нагрузок без вреда для сердца, к выбору врача отнеситесь серьёзно - важно, чтобы он имел опыт работы со спортсменами и при расшифровке кардиограммы учитывал вашу специфику и цели.

Это инновационный метод диагностики состава тела человека, который является неотъемлемой частью планирования системы похудения и тренировок. Посредством измерения импеданса - электрического сопротивления участков тела в разных частях организма, позволяющий с высокой точностью определить следующие параметры и характеристики пациента:

    Индивидуальное значение идеального веса.

    Количество жировой ткани в килограммах и в отношении к общему весу.

    Количество внеклеточной жидкости (кровь, лимфа).

    Количество внутриклеточной жидкости.

    Количество жидкости, находящейся в организме в связанном состоянии (в отёках).

    Количество в килограммах и процентах активной клеточной массы (мышцы, органы, мозг и нервные клетки).

    Индекс массы тела (ИМТ).

    Основной обмен веществ (ккал) — обмен веществ за 24 часа в состоянии покоя.

    Соотношение ионов натрия и калия в организме (Na/К).

    Отклонение измеренных величин от нормы.

    Проследить динамику изменений.

С развитием спортивной индустрии развивается и медицина. Без грамотного обследования Вы не сможете ответить на следующие вопросы: Как построить план тренировок? Можно ли вообще нагружать себя физической активностью?

Для исследования Ваше физической подготовки мы предлагаем специализированное тестирование. Фитнес-скрининг, фитнес-тестирование, тредмил-тест - названий у этого теста много, но мы предлагаем наиболее информативное тестирование.

Мы понимаем, что результат обследования напрямую зависит от информации, полученной с помощью оборудования. Поэтому, мы работаем на новейшем оборудовании последнего поколения Cosmed (Италия) и Schiller (Германия).

Для проведения комплексного углубленного медицинского обследования спортсменов нашими врачами были разработаны специальные уникальные методики, позволяющие точно определить уровень физической подготовки человека и запас резервных возможностей как всего организма, так и отдельных его органов и систем.

Нагрузочное тестирование проходит на тредмиле или велоэргонометре с прямым анализом газообмена или без, обязательно с постоянной записью ЭКГ. Оцениваются параметры восстановления по ЧСС, АД и ЭКГ. В ходе обследования мы получаем данные по максимально достигнутому пульсу, по пульсу в момент наступления анаэробного порога, а также определяется максимальное потребление кислорода (МПК), которое является главным показателем работоспособности в спорте.

По завершению тестирования Спортивный врач дает Вам полное заключение по Вашей работоспособности, состоянию сердечно-сосудистой системы, адаптации к физическим нагрузкам. Так же анализируя данные полученные при проведении биоимпедансометрии, сопоставив их с вашими целями (похудение, набор мышечной массы), дает рекомендации по тренировочному процессу, по коррекции питания. Подробнее о тестировании

Эргоспирометрия

Кардиопульмональное тестирование (эргоспирометрия) - современный, высокотехнологичный метод для определения подготовки спортсменов в достижении высоких спортивных результатов и выявлении резервных возможностей организма. В 1955г. V. Bohlau сообщил об изобретенном им способе непрерывной регистрации потребления кислорода в покое и при выполнении физической нагрузки, который был назван эргоспирометрией.

Мы определяем следующие параметры эргоспирометрии: потребление кислорода VО2 - объем кислорода, который потребляется организмом из воздуха; выделение углекислого газа VСО2 на соответствующей стадии нагрузки; респираторный коэффициент (RQ = VСО2 / VО2) - объем углекислого газа, выделяемого за единицу времени, к объему поглощаемого кислорода; анаэробный порог (АТ или ПАНО) - порог анаэробного обмена, та интенсивность нагрузки, выше которой начинают превалировать анаэробные процессы энергообеспечения; максимальный уровень физической нагрузки (МЕТS); максимальная достигнутая ЧСС и максимальное потребление кислорода (VО2 max).

Показания:

Определение уровня физической работоспособности у высококвалифицированных спортсменов и обычных людей, занимающихся спортом. Определения уровня подготовки спортсменов.

Методика:

Исследование проводится на беговой дорожке или велоэргометре, на пациента или спортсмена одевается специальная маска, в которую он дышит во время исследования. В нашей клинике проводится максимальное нагрузочное тестирование со ступенчато-возрастающей физической нагрузкой и газоанализом на диагностической системе для эргоспирометрии (COSMED., Италия).

Подготовка:

Удобная спорт обувь (кроссовки)

Спорт форма (шорты/ брюки, футболка)

Лёгкий перекус за 1,5-2 часа до тестирования

За 1-2 дня отсутствие тяжёлых интенсивных физ.нагрузок

Суточное (холтеровское) мониторирование ЭКГ

Суточное (Холтеровское) мониторирование ЭКГ- метод длительной регистрации электрической активности сердца в условиях обычной жизни и активности пациента. Обычная ЭКГ дает врачу подробную информацию о работе сердца: частоте сердечных сокращений, их ритмичности, о работе проводящей системы сердца, о наличии ишемии (недостаточном кровоснабжении). Но если приступы болей или аритмия возникают у пациента лишь при нагрузке или 1-2 раза за сутки, обычная ЭКГ, снятая вне приступа будет абсолютно нормальной.

Холтеровское мониторирование дает возможность записи ЭКГ в течение длительного времени (обычно в течение суток), к тому же электрокардиограмма записывается не в кабинете врача, в покое, а в условиях привычной активности пациента. ЭКГ - это всего лишь «кадр», моментальный «снимок» работы сердца, а холтеровское мониторирование - «фильм» о 24 часах жизни сердца.

Методика холтеровского мониторирования ЭКГ позволяет:

    оценить деятельность сердца в условиях обычной активности пациента (реакция сердца на физическую и эмоциональную нагрузку).

    оценить состояние сердца во время сна, ритм и проводимость сердца в течение суток.

    уточнить причину обмороков и предобморочных состояний и т.д.

    выявить и проанализировать все виды аритмий. Можно определить не только факт нарушения сердечного ритма, но и количество эпизодов в течение суток, их длительность и «опасность». Известно, что незначительное количество экстрасистол (до 50) может быть у вполне здоровых людей. Если количество экстрасистол больше 100 - это уже аритмия, которая чаще всего требует лечения. Определяется также характер аритмии - желудочковая или наджелудочковая, в зависимости от того, на каком уровне нарушена проводящая система сердца.

    выявить эпизоды болевой и безболевой ишемии миокарда, их количество, продолжительность, пороговый уровень нагрузки и пульса, при которых возникает ишемия. Боль в области сердца может быть вызвана невралгией, остеохондрозом или недостаточным кровоснабжением сердечной мышцы (ишемией). Из всех причин опасность для жизни пациента представляет только ишемия. ХМ поможет выявить такие эпизоды и определить, связана ли боль в сердце со спазмом сосудов или это невротическая боль.

    поставить точный диагноз, повысить эффективность лечения сердечно-сосудистых заболеваний и проконтролировать действие назначенных лекарств.

Как производится холтеровское мониторирование?

Холтеровское мониторирование - это абсолютно безопасный метод исследования, проводится в амбулаторных условиях. Противопоказаний к его проведению нет. Аппарат, регистрирующий ЭКГ в течение суток, представляет собой небольшую коробочку, размером меньше мобильного телефона. Ее прикрепляют на пояс с помощью ремня или вешают на грудь. На грудную клетку специальным пластырем приклеивают электроды в положенных точках. Через сутки аппарат снимают и расшифровывают запись на компьютере. Во время мониторирования от пациента не требуется ограничения физической нагрузки или изменения привычного ритма жизни.