Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:


На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема : повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

В школе. Существует несколько типов уроков, отличающихся своими целями и, соответственно, структурой.

Структура урока - это совокупность вариантов взаимодействия между отдельными элементами урока, которая возникает во время обучения и обеспечивает для него целенаправленную действенность.

Различают следующие типы уроков:

1) уроки, на которых ученики овладевают новыми знаниями, накапливают фактический материал;

2) уроки, на которых проходит формирование и совершенствование навыков и умений;

3) уроки систематизации и обобщения изученного материала;

4) уроки, на которых ученики повторяют и закрепляют полученные знания;

5) контрольно-проверочные;

6) комбинированные.

Структура урока напрямую зависит от цели его проведения, содержания материала, который планируется изучить, средств, методов и использование которых запланировано, от подготовки учащихся и от творческого потенциала самого учителя.

Стандартная структура урока выглядит следующим образом:

2. Проверка домашнего задания.

3. Опрос учеников по пройденному материалу.

4. Изложение нового материала.

5. Закрепление полученной информации.

6. Запись домашнего задания.

7. Подведение итогов урока.

Типы и структура уроков планируются лично учителями, которые будут их проводить. Учитель является самостоятельной творческой и интеллектуальной личностью. Одно из главных требований, которому он должен соответствовать - любовь и уважение к ученикам, вера в уникальность каждого из них. Ну и, естественно, каждый учитель обязан знать предмет, который он преподает, интересоваться им и любить его, стараться узнать о нем больше.

Все и их структура должны предусматривать организационный момент, который характеризуется как внешней, так и внутренней готовностью детей к проведению урока: к проверке домашнего задания, умений и знаний учеников для подготовки к рассмотрению новой темы. Нужно суметь правильно урока перед детьми, организовать его таким образом, чтобы у учеников было достаточно времени не только на восприятие, но и на осмысление полученной информации, провести первичную проверку понимания изложенных новых знаний.

Например, урок изучения нового материала имеет такую структуру:

1. Организационный момент.

2. Проведение первичного ознакомления с новым материалом, учитывая закономерности этого процесса и уровень мыслительной активности учеников.

2. Четкая установка на то, что именно требуется запомнить.

3. Мотивация необходимости запоминания и дальнейшего сохранения материала в памяти на продолжительное время.

4. Актуализация техник, облегчающих запоминание (смысловая группировка, применение опорных материалов).

5. Первоначальное закрепление знаний путем прямых повторений и частичных выводов под руководством преподавателя.

6. Проверка качества первичного запоминания.

7. Проведение регулярных систематизирующих повторений как через короткие, так и через длинные временные промежутки с разными требованиями к их воспроизведению, включая решение дифференцированных заданий.

8. Постоянное использование полученных навыков и знаний для получения новых, а также их внутреннее повторение.

9. Как можно более частое применение опорных материалов для запоминания, контроля и регулярных оценок результатов запоминания.

10. Запись домашнего задания.

11. Подведение итогов урока.

Структура урока, ее правильное построение - это один из главных инструментов, от которого зависит объем и качество знаний, с которыми ребенок покинет учебное заведение. Все ее элементы выступают как практические задачи, требующие их решения учителем в той или иной степени при подготовке и проведении урока.

LOGO План Отбор содержания: ЕГЭ как друг? 5 Гуманитарность против компетентности 6 7Формы урока. Таланты и здоровье 8 «Сгорел на уроке»


LOGO 1. До звонка на «стандартный» урок Разработка основной образовательной программы школы, включающей: - пояснительную записку - планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план(ы) программу формирования универсальных учебных действий рабочие программы учебных предметов, курсов программу духовно-нравственного развития, воспитания программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программу коррекционной работы систему оценки достижения планируемых результатов


LOGO 1. До звонка на «стандартный»урок -разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников -определен список учебников и учебных пособий -определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся -разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов -обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС


LOGO ИДЕАЛ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА « Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;


LOGO социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; ИДЕАЛ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА


LOGO осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека» ИДЕАЛ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА


LOGO Литература как школьный предмет не отвечает за любовь к языку и культурным традициям, а, скажем, физкультура – за здоровый образ жизни. Эти постулаты едины для всего образовательного пространства школы. Снимает ли это ответственность с предметника? ИДЕАЛ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА


LOGO КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ: УМЕНИЯ ЛичностныеМетапредметныеПредметные


LOGO ЛИЧНОСТНЫЕ УМЕНИЯ 1.готовность и способность обучающихся к саморазвитию, и личностному самоопределению 2. сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности 3. социальные компетенции правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, сформированность основ гражданской идентичности способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) обеспечивающие овладе- ние ключевыми компетен- циями, составляющими основу умения учиться способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотруд- ничества с педагогами и сверстниками способность к построению индивиду- альной образовательной траектории владение навыками исследователь- ской, проектной и социальной деятельности


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ 1) самостоятельно: цели, планы, контроль и корректировка, различные ресурсы успешные стратегии; 2) продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции другого (делать все вышеназванное совместно), эффективно разрешать конфликты;


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ 3) исследования, социальные и учебные проекты цели и задачи, планирование, гипотез и плана ее проверки; наблюдения и эксперименты, количественные и качественные методы обработки и анализа; построение доказательств и формулирование выводов; представление результатов исследования отчет и презентация с использованием ИКТ;


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ 4) работа с информацией поиск самостоятельный отбор источников; систематизация, критическая оценка и интерпретация; хранение, защита, передача и обработка, перевод видов информации один в другой (визуальная в вербальный и т.д.) включение внешкольной информации;


LOGO МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ 5) строить логическое доказательство; 6) назначение и функции социальных институтов, ориентация в социально-политических и экономических событиях, оценка их последствий, самостоятельное принятие решений с учтом ценностей; 7) использовать, создавать и преобразовывать записи, схемы и модели для решения задач; 8) умение понимать значение языка для культуры, как средства коммуникации.


LOGO ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


LOGO Следствия на уроке: В центре внимания проблема: -Анализа условий задачи; -Определения критерия -Вариативность и обоснованный выбор -Метод Проблемный и исследовательский подход: (переход от изложения материала к его открытию) Возвращение к эвристическому мышлению Опора на факты и картины сегодняшнего дня и актуальных потребностей ребенка


LOGO Значимость формирования собственной позиции ребенка, собственного суждения (кейс: учебник пишет…, в статье сообщены факты, я думаю…., а ваше мнение?) Анализ ситуаций, требующих предметного знания в жизненных и профессиональных ситуаций; Активное вовлечение в образовательный контекст опыта близкого окружения учителя и ребенка


LOGO Освоение каждым педагогом кейс-технологии (проблемное мышление): Какова информация? В чем проблема? Каковы критерии? Каковы возможные методы? Выбор и реализация.


LOGO Равенство разных источников проблемных ситуаций: - общечеловеческий контекст; - личностный контекст


LOGO Признаки «стандартного» урока 1. На уроке учащиеся анализируют достаточное количество: -аутентичных источников информации; -актуальных жизненных ситуаций; - текстов различной природы (диаграмма, таблица, рисунок, видеофрагмент, аудиофрагмент)


LOGO 2. На уроке вопрос используется как исследовательский метод, проверка же происходит в виде формулировки точного задания, формата его выполнения и критерия оценивания Признаки «стандартного» урока


LOGO 3. На уроках педагоги стремятся развивать общеучебную культуру: - коммуникационную; - организационную; - проективную. Признаки «стандартного» урока


LOGO 4. Делается ставка на концепцию множественного интеллекта и развитие индивидуального стиля обучения обучение Опыт Рефлексия концепция эксперимент Признаки «стандартного» урока


LOGO 5. Урок становится пространством диалога между личностью и культурой, возникающем при посредничестве учителя 6. Уважение к ключевым правам личности: -Защита чести и достоинства -Уважение прав личной жизни -Уважение к личному мнению Признаки «стандартного» урока


LOGO 7. Забота о познавательном интересе как ключевом критерии успешности: -юмор; -проблемность; -связь с жизнью; -разнообразие форм; -поддержка позитивных эмоций и имиджа Признаки «стандартного» урока


LOGO 8. Урок перестает быть «Каплей воды», ценность урока только в тесной связи с общим процессом жизни школы; интеграции с другими уроками, включенностью в контекст решения значимых задач жизнедеятельности школы, семьи, общества Признаки «стандартного» урока


LOGO 9….. На партах учебники нового поколения Качественно обновлена библиотека Развиты интегративные учебные проекты (образовательный туризм, выставки, спектакли и т.д.) Активно задействованы средства ИКТ Признаки «стандартного» урока


LOGO 9….. Происходит существенная перегруппировка целей: развитие успешного ученика в начальной школе; развитие личности (социального человека) в общеобразовательной школе; развитие будущего профессионала в старшей школе Признаки «стандартного» урока


LOGO Смыслы уроков. Зачем учиться? Методы стимулирования и мотивации учения 1.1. Методы формирования интереса к учению - Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др Методы формирования долга и ответственности в учении - Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. НО: коммуникация, саморазвитие, поощрение?


LOGO Смыслы уроков. Зачем учиться? В.И. Даль: урок, срочная задача ученику или рабочим. задать кому урок. земляники работают на урок. выучить урок, отработать урок в один шабаш. в сем знач. говор. урка, урки (вост. сев.), вм. урока, уроки к урокам, задачам или ученью относящс. урочная работа, на шабаш, по отработке которой люди свободны


LOGO Смыслы уроков. Зачем учиться? Без систематического повторения, постоянного возвращения к главной теме, без проектирования блока (модуля) уроков с разнообразием форм уроков внутри него добиться можно немногого Блок уроков. Модуль. Связь с внеурочными формами обучения и внеурочной деятельностью


LOGO Ценности и цели Воспитание важнее обучения, развитие важнее информации Ценности будущего человека и гражданина: справедливость, патриотизм, любовь к семье, истине, уважение к труду, искусство, гражданственность В.И. Даль: урочить (от урекать, урек, урок), бол.уптрбл. с прдл. испортить недобрым, завистливым взглядом, сглазить, опризорить, или наслать на кого болезнь, или испортить кого знахарством. заурочить, обурочить рабочих, задать уроки. изурочить кого, сглазить, опризорить. переурочить межи, перенести. приурочить растенье, усвоить его местности. -ся, страдат. и возвр.


LOGO Отбор содержания ЕГЭ как друг? Часть работы Число заданий Max. первичный балл % max. первичного балла от общего max. первичного балла (59) Часть,9 Часть Часть,1 Итого


LOGO Отбор содержания ЕГЭ как друг? ЗаданиеУмения С1, С2 видеть структуру текста Искать информацию: видеть структуру текста. Преобразовывать текстовую информацию. С3, С4 Формулировать теоретические аргументы. Приводить примеры. С5 Видеть структуру понятия Видеть структуру понятия. Давать определение. Приводить примеры. С6Приводить примеры. С7Анализировать информацию. Применять знания Формулировать теоретические аргументы Формулировать теоретические аргументы, выводы, прогнозы, оценки. Приводить примеры. С8 Видеть структуру понятия Видеть структуру понятия. Составлять план. С9К1 Раскрывать суть высказывания. Формулировать теоретические аргументы. К2 Формулировать теоретические аргументы. К3 Приводить примеры.


LOGO Стержневые умения и их вес в баллах Видеть структуру понятия – 3 (С6 и С8) Видеть структуру текста – до 4 (С1 и С2) Формулировать теоретические аргументы – до 10 (С3, С4, С7, С9) Приводить примеры – до 13 (С3, С4, С5, С6, С7, С9) Другие умения Искать информацию – 1 Преобразовывать текстовую информацию – 1 Давать определение – 1 Анализировать информацию. Применять знания – до 1 Формулировать выводы, прогнозы, оценки – до 1 Раскрывать суть высказывания – 1 (5) Стержневые умения LOGO СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Введение

Изучение права в современной школе занимает не менее важную нишу, чем изучение родного языка, истории, математики и прочих базовых предметов. Гражданское самосознание, патриотизм и высокая нравственность современного человека во многом зависит от его знания и уважения законов общества и своей страны.

Юридическая подготовка важна не только для профессионалов данной области, но и для людей, не имеющих прямого отношения к праву, т.к. элементарные правовые знания необходимы для решения различных жизненных ситуаций. Особенно важны эти знания для подростков в качестве предотвращения совершения ими различных правонарушений. Актуальность работы обусловлена постоянно функционирующим процессом модернизации образования в целом, а так же необходимостью общих исследований в области преподавания права в старших классах.

Целью работы является исследование понятия «нестандартный урок», а также изучение его роли в преподавании права в старших классах. Из цели можно выделить следующие задачи:

1. Изучить понятие «стандартная форма урока», охарактеризовать основные типы и виды;

2. Исследовать термин «нестандартный урок», дать краткую характеристику типов и видов подобных занятий;

3. Исследовать наиболее подходящие для старших классов формы организации урока, возможность их применения на уроках права.

Данная тема в настоящее время активно изучается рядом исследователей. Работы Стефановской Т. А., Прашкович Н. П., Соколовой Л. Н. и др. дают обширный теоретический материал по теме. В их исследованиях рассматриваются вопросы определения понятия «нестандартный урок», видов подобных занятий, наиболее подходящих для определенной возрастной группы. К сожалению, тема еще изучена недостаточно, что не дает возможности иметь единую теоретическую базу, но позволяет ознакомиться с различными точками зрения авторов на проблему.

Объектом исследования являются нестандартные формы уроков права в старших классах, нацеленные на более эффективное преподавание права и повышение мотивации учащихся к изучению учебного предмета.

Предметом являются непосредственно виды нестандартных уроков права.

Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, 2 глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Стандартные и нетрадиционные формы уроков

Определение, типы и основные виды уроков

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Урок - это особенная форма организации обучения, при которой учитель руководит познавательной деятельностью учащихся, учитывая особенности каждого из них, с помощью различных видов, средств и методов, нацеленных на то, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития их познавательных способностей. В условиях классно-урочной системы проходят занятия в большинстве общеобразовательных учебных заведений. Уроки проводят в течение установленного времени в специально отведенных для этого местах.

Типология уроков весьма спорный и актуальный вопрос современной педагогики. Множество авторов предлагают свои основания в выделении различных типов уроков. Мы обратимся к работе М.И. Махмутова Махмутов М. И. Современный урок. М., 1981. С. 77., в которой было предложено разграничение уроков по цели организации в соответствии с общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. Рассмотрим каждый из типов уроков, их краткую характеристику и возможные виды их проведения, соответствующие каждому типу.

1) Уроки изучения нового учебного материала.

Целью такого урока является овладение учащимися новым материалом посредствам усвоения новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формирования системы ценностных ориентаций. Формы уроков изучения нового учебного материала весьма разнообразны: урок-лекция, обсуждение с учениками отдельных вопросов новой темы, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, документами и другими источниками. Из этого можно выделить определенные виды уроков, например, урок-лекция, урок-семинар, урок теоретических и практических самостоятельных работ. Время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в ходе которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников, такие как придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

2) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках:

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

г) формирование умений и навыков;

д) контроль хода изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков; уроки повторения и др.

Видами этого типа уроков являются: уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа -- устных или письменных упражнений); урок-лабораторная работа; урок практических работ; урок-экскурсия; урок-семинар.

3) Уроки обобщения и систематизации.

Уроки данного типа ставят перед собой цель установления уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по ключевым вопросам программы, а также проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении четверти, полугодия и за весь год обучения.

Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков. Спецификой же их является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы - проблемы для повторения, указывает заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, проводит при необходимости обзорные лекции, задает задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, проводит консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе. В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки, на которых учащиеся целеустремленно (отдельно или группами) решают творческие задачи теоретического или практического характера.

4) Комбинированный урок.

Это наиболее распространенный тип уроков, на которых решаются дидактические задачи трех типов уроков, описанных выше. Основными элементами подобных уроков являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учеников, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях, актуализация необходимых знаний для последующей работы;

в) изучение нового материала и организация учителем работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

д) дача учителем домашнего задания и объяснений по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением оценок за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

Эффективность и результативность комбинированного урока зависит от четкого определения целевых установок урока, от ответа учителя на вопрос о том, чему он должен научить учащихся, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.

5) Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Уроки этого типа предназначаются для «оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей» Пидкасистый П. И. Педагогика. Учеб. пособие. М. 2006. С. 313-314.. Автором классификации выделяются следующие виды уроков, характерные для этого типа: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся является экзамен по курсу в целом.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в "чистом" виде редко встречаются в практике. Чаще функции одного типа урока вплетаются в структуру другого типа.

Выбирая тип и вид урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Немаловажную роль играют также имеющиеся в школе средства обучения и подготовленность самого учителя к проведению различных занятий.

Сценарий урока

Алгебра 8 класс

Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.

Учитель: Г.П. Хлыстова

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Стандартный вид числа»

Основные цели:

1) формировать знания о стандартном виде числа;

2) формировать способность строить алгоритмы на примере алгоритма записи в стандартном виде;

3) формировать умение применять алгоритм при представлении чисел в стандартном виде и действий с ними;

Оборудование.

Демонстрационный материал:

Если а ≠ 0 и n – целое отрицательное число, то

Оборудование: техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в MicrosoftPowerPoint.

ХОД УРОКА

I. 1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Над какой темой вы работали на прошлых уроках? Сегодня на уроке вы продолжите работать с темой «Степень с целым показателем и узнаете что-то новое. Готовы к открытию новых знаний?

С чего вы всегда начинаете работать на уроке? (С устной работы.)

Какие задания вы выполняете на устной работе? (Задания на повторение.)

А с какой целью проводится повторение в начале урока? (…)

Молодцы! Итак, какой следующий шаг в работе? (Устная работа.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Выполните задания (проверка на экране). Если вы правильно выполнили задания, то вы должны получить слово – СТАНДАРТ.
Что такое стандарт? Где вы встречались с этим словом? Что оно означает?
Стандарт (от англ. – standard ) Образец, эталон, модель, с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы. (Универсальный энциклопедический словарь). Т.е., когда говорят о стандарте, людям легче представить о чем идет речь

В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами.

Удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (Занимают много места, тратится много времени, сложно запоминать.)
– Как вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации?
(Записывать числа с помощью степеней.)

Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа.

Запишите массу Земли, используя степень числа разными способами. 598 10 25 г. Теперь запишите массу атома водорода. 17 10 –20 г. А можно ли по другому записать эти числа, используя степени? Попробуйте! 59,8 10 26 , 5,98 10 27 ; 0, 598 10 28 ; 5980 10 24 .
17 10
–20 ; 1,7 10 –19 ; 0,17 10 –18 ; 170 10 –21 ;

Все результаты правильные.

Запишите массу Земли и массу атома водорода в стандартном виде. Какое это для вас задание?

У кого нет ответа? Что не смогли?

У кого есть ответ? Обоснуйте свой ответ.

3. Выявление места и причины затруднения

Какое задание стояло перед вами?

Одни не смогли, другие не могут доказать. Значит, у нас возникло затруднение.

Давайте разберемся, в чем оно.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Какую цель вы поставите перед собой?(Узнать способ записи чисел в стандартном виде и научиться этим способом пользоваться)

Сформулируйте тему урока.

Какие средства вы можете использовать, чтобы узнать что-то новое? (Можно использовать учебник, справочник.)

Откройте, пожалуйста, учебники на странице 211

Возможный вариант плана:

2) Найти определение стандартного вида числа.

3) Подумать, какие знаки имеют множители

в определении.

4) Сделать вывод, каким может быть число α .

5) Проанализировать, что такое а и n .

6) Составить алгоритм записи числа

в стандартном виде

5. Реализация построенного проекта

Расставьте правильно шаги алгоритма, который есть на каждом столе.

    Поставить в данном числе α запятую так, чтобы в целой части оказалась одна цифра, отличная от нуля.

    Определить знак порядка числа n .

Если n > 0, то ≥ 10, если n < 0, то 0< < 1 , если n =0, то 1≤ <10 (Если порядок положительный, то число больше 10, если – отрицательный – число меньше 1, а если равен нулю, то число находится в промежутке от 1 до 10)

В стандартном виде можно записать любое положительное число!!!
Почему?
(По определению. Т.к. первый множитель число, принадлежащее промежутку от }