Расчеты организации с бюджетом по налоговым платежам могут предполагать возникновение дебиторской задолженности, отражаемой по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Обоснование факта наличия задолженности бюджета перед организацией, ее зачет или погашение - это сложные практические ситуации, которые порождают много вопросов относительно применения норм налогового законодательства в конкретных хозяйственных ситуациях. Ряд проблемных вопросов из практики возникновения дебиторской задолженности по налоговым платежам рассматривает в своей статье аудитор Л.П. Фомичева.

Общие правила учета задолженности бюджета

Дебиторская задолженность по налогам и сборам может образовываться по различным причинам.

Иногда бухгалтеры сознательно перечисляют бюджету большую сумму. Делают так на случай, если придет налоговая проверка и доначислит налоги, а переплата "спасет" фирму от пеней. Такая практика неоправданна с экономической точки зрения. Кроме того, большим переплатам налоговые инспекторы в последнее время уделяют особое внимание, подозревая, что они необоснованны. И тогда можно попасть в число первых кандидатов на налоговую проверку.

Переплата по налогу на прибыль может возникать в ситуации, когда перечисленные бюджету авансовые платежи превышают сумму налога к уплате по данным налоговой декларации. Также переплата может возникать, если нарастающим итогам в году полученная прибыль уменьшается, т. е. в каком-то квартале получают убыток.

Переплата по НДС может возникать, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС с реализации. Например, такая ситуация периодически может возникать у организаций, получающих значительные предоплаты в отдельно взятых периодах, либо имеющих эпизодические большие закупки товаров.

Порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам установлен в Инструкции к Плану счетов. Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, в том числе авансовые платежи по налогу на прибыль. Также по дебету отражаются суммы НДС, списанные со счета 19. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.

Переплата по налогам и сборам отражается в отчетности как дебиторская задолженность. В бухгалтерском балансе (форма № 1) суммы дебиторской и кредиторской задолженности по налогам и сборам отражаются в составе активов и пассивов соответственно. Зачет между указанными статьями активов и пассивов не допускается (п. 34 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). В балансе в развернутом виде отражаются остатки по счетам аналитического учета, по которым имеется дебетовое сальдо (в активе) и кредитовое сальдо (в пассиве).

Инвентаризация расчетов с бюджетом

Перед составлением годовой отчетности организации необходимо провести инвентаризацию по состоянию на 31 декабря отчетного года (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Согласно пункту 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом должны быть согласованы с налоговыми органами и тождественны. Отражение неурегулированных сумм не допускается. При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами проверяется наличие актов сверки расчетов организации с бюджетом, а также соответствие содержания этих актов данным счета 68.

Правила зачета переплаты по налогам

Многие бухгалтеры неприятную процедуру сверки расчетов с налоговыми органами не проходят, и в бухгалтерском балансе в течение нескольких лет числятся переплаты по налогам. В условиях кризиса цена привлечения денег резко взрастает. Если у налогоплательщика по какому-то налогу есть переплата, то он имеет право написать заявление в инспекцию о зачете данной суммы в счет уплаты иного налога либо о возврате ее на расчетный счет. Зачет можно производить между налогами (сборами) одного вида: федеральные налоги засчитываются в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных. Налоги по видам бюджетов перечислены в статьях 13-15 НК РФ. По переплате зачет возможен:

  • по федеральным налогам: НДС, акцизам, НДФЛ, ЕСН, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых, водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биоресурсов, а также по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов, - УСН, ЕСХН, ЕНВД (ст. 13, п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ);
  • по региональным налогам и сборам: налогу на имущество организаций, налогу на игорный бизнес, транспортному налогу (ст. 14 НК РФ).

К местным налогам и сборам, взимаемым с организаций и предпринимателей, относится только земельный налог, соответственно, зачесть переплату по земельному налогу можно только в счет предстоящих платежей по нему (ст. 15, п. 1 ст. 78 НК РФ).

Таким образом, возможно зачесть переплату, например, по ЕСН - в счет погашения недоимки по налогу на прибыль (п. 4, 5 ст. 13 НК РФ), а переплату по налогу на имущество - в счет предстоящей уплаты транспортного налога (п. 1, 3 ст. 14 НК РФ). При совмещении общего режима налогообложения с уплатой ЕНВД переплата по налогу на прибыль может быть зачтена в счет погашения недоимки по ЕНВД (п. 7 ст. 12, подп. 3 п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 78 НК РФ). Переплату НДС можно зачесть в счет уплаты налога на прибыль. Переплату по НДФЛ зачесть в счет уплаты единого налога по УСН (см. письмо Минфина России от 11.01.2009 № 03-02-07/1-3).

Но здесь важно помнить правило, изложенное в пункте 7 статьи 78 НК РФ. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При пропуске такого срока организация может обратиться в суд с иском о возврате переплаты в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06). И в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Если указанные сроки организацией пропущены, а организация считает, что решение налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налогов нарушает ее права и является незаконным, то следует учитывать, что статьей 198 АПК РФ предусмотрено право признания незаконными решений, в частности, налоговых органов. Вместе с тем по вопросу о целесообразности обращения в судебные органы в случае пропуска соответствующих процессуальных сроков возможно ознакомиться с судебной практикой. Например, в постановлении ФАС МО от 13.02.2009 № КА-А40/293-09 было отмечено, что срок подачи заявления в налоговый орган о зачете или возврате излишне уплаченного налога, является пресекательным и восстановлению не подлежит. Также отмечено, что если налогоплательщиком срок, установленный статьей 198 АПК РФ для признания недействительным решения налогового органа, не пропущен, но требования о возврате излишне уплаченных сумм налогов заявлены по истечении общего срока исковой давности, то данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований. Таким образом, право на признание незаконным решения налогового органа не является способом восстановления пропущенных процессуальных сроков. Чтобы избежать судебных тяжб, следует своевременно выверять взаимные долги с налоговыми органами и своевременно возвращать или засчитывать переплату в счет уплаты иных налогов.

Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ, налоговый орган обязан выплатить проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Вычет НДС в более поздние периоды

ФНС России в письме от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 сообщает, что "средний по Российской Федерации показатель сумм НДС, отказанных в возмещении налоговыми органами по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, составляет около 10 процентов" . То есть возместить НДС из бюджета вполне реально, если документы в порядке и не страшна бюрократическая борьба с налоговой инспекцией.

Но чаще всего бухгалтеры добровольно переносят вычеты на более поздний период. Дело в том, что при превышении регионального безопасного процента вычетов налогоплательщики попадают в кандидаты на выездные налоговые проверки. А при превышении размера вычетов над суммами НДС с реализации, налоговые органы требуют представить все первичные документы для углубленной камеральной проверки. Логично право на вычеты перенести на более поздний период, "дотянуть" до периода, когда они будут сопоставимы с суммой начисленного налога.

Обычно переносят вычеты при отсутствии выручки от реализации, поскольку пункт 1 статьи 171 НК РФ говорит об уменьшении налога от реализации на налоговые вычеты. А Минфин России трактует такое положение в пользу бюджета (например, в письме от 02.09.2008 № 07-05-06/191 и ряде других). Поддерживают данную позицию и налоговые органы на местах.

Арбитражные судьи по данному вопросу поддерживают налогоплательщиков. Еще в 2006 году Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность вычета "из нуля" (постановление от 03.05.2006 № 14996/05). В пользу компаний приняты многочисленные решения ФАС, например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.04.2009 № Ф03-1252/2009, Московского округа от 21.05.2009 № КА-А40/4249-09. Получается, что компания, которая планирует вычет НДС при отсутствии облагаемых НДС оборотов, вынуждена судиться по нескольку месяцев либо отказаться от вычета.

Так можно ли переносить вычет на более поздний период? По общему правилу налогоплательщик имеет право уменьшить по итогам каждого налогового периода общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ). Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия их на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Как видим, в НК РФ сказано о праве налогоплательщика, а не об обязанности.

Причинами переноса вычета может быть позднее получение счета-фактуры от поставщика. Тогда перенос вычета поддерживается контролирующими органами (см. письма Минфина России от 02.04.2009 № 03-07-09/18, от 13.06.2007 № 03-07-11/160, УФНС России по г. Москве от 17.05.2005 № 19-11/35343). При этом дата оформления и выставления поставщиком счета-фактуры не играет роли. Дату получения счета-фактуры можно подтвердить штемпелем почтового отделения на конверте (письмо УФНС по г. Москве от 20.04.2007 № 19-11/036466) либо записью в журнале входящей корреспонденции (письмо Минфина России от 16.06.2005 № 03-04-11/133, постановление ФАС Московского округа от 10.07.2008 № КА-А40/5352-08).

Что касается произвольного периода, в который производится вычет по иным причинам, то часто такой перенос налоговые органы не поддерживают (см. письмо УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 № 16-15/8653). При налоговых проверках налоговые инспекторы требуют осуществлять вычеты за тот квартал, в котором выписан документ.

И некоторые суды поддерживают такую позицию, говоря о том, что НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на вычеты по его усмотрению, исходя из целесообразности.

Отражать сумму налоговых вычетов следует применительно к определенному налоговому периоду, в котором выполнены условия, дающие налогоплательщику право на такие вычеты. Такая позиция, в частности, выражена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2008 № А10-4226/07-Ф02-1504/08 , Дальневосточного округа от 26.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3576, Уральского округа от 22.01.2008 № Ф09-11300/07-С2, Волго-Вятского округа от 21.05.2008 № А17-5215/2007-05-20).

Следует отметить, что предъявление вычета в более поздние периоды ведет по сути к переплате налога, и бюджет от такого поведения налогоплательщика только выигрывает. НК РФ не содержит ограничений на применение налогового вычета в более поздний период, чем период оприходования товара и получения счета-фактуры. Арбитражные судьи практически повсеместно признавали за налогоплательщиком возможность применить вычет в более позднем периоде по сравнению с тем, в котором право на вычет возникло. Такое поведение не нарушает норм законодательства о налогах и сборах и не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом, поэтому не может служить основанием для доначисления налога, пеней и привлечения к налоговой ответственности (см. Определение Президиума ВАС РФ от 08.08.2008 № 9726/08, постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 № 10807/05, ФАС Уральского округа от 06.04.2009 № Ф09-1892/09-С2, Московского округа от 08.07.2009 № КА-А41/5327-09, Центрального округа от 05.03.2009 № А54-2168/2008-С2, Поволжского округа от 24.07.2008 № А55-16022/07, Дальневосточного округа от 26.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3576, Северо-Западного округа от 16.01.2008 № А56-538/2007). Некоторые из данных решений поддержаны в Определениях ВАС РФ по указанным делам.

Приведенные решения арбитражных судов касались "внутренних" операций. Недавно такое решение появилось и по экспортерам. В постановлении Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 № 692/09 указано, что входной НДС к возмещению можно заявить и после подтверждения ставки 0 %.

Минфин России в письмах от 30.04.2009 № 03-07-08/105 и от 30.07.2009 № 03-07-11/188 указал, что на основании положений пункта 2 статьи 173 НК РФ правом вычета налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога.

Таким образом, налогоплательщики могут переносить вычеты. Но при составлении бухгалтерской отчетности и проведении инвентаризации расчетов с бюджетом организации обязательно следует проверять обоснованность сумм, числящихся на счете 19 в разрезе дат их образования. Если даты превышают трехлетний срок, суммы списываются на убыток.

Период подтверждения экспорта и учет НДС

Суммы "входного" НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, использованным впоследствии при реализации товаров на экспорт, должны учитываться обособленно на счете 19.

Если НДС по экспортируемым товарам, а также по сырью, материалам, работам и услугам, использованным при изготовлении экспортируемой продукции, был принят к вычету ранее согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ, то при отгрузке данного товара на экспорт сумму "входного" НДС нужно восстановить (письмо Минфина России от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/103). Досрочное принятие НДС к вычету возможно, например, когда организация реализует аналогичные товары и на экспорт, и на территории России, т. е. в момент приобретения товаров было неизвестно, что они будут экспортированы. Восстановленные суммы НДС следует отражать по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетом 19, к которому для этих целей можно открыть отдельный субсчет (аналитический счет) "НДС по товарам, реализуемым на экспорт".

Дальнейший учет как выставленных покупателю, так и полученных от поставщиков счетов-фактур, зависит от того, успеет ли налогоплательщик собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок.

При реализации товаров на экспорт налоговые вычеты производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ). Таким моментом является последний день месяца, в котором собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ для подтверждения ставки налога 0 % и возмещения "входного НДС".

Если налогоплательщик собирает все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • выставленный покупателю счет-фактуру следует зарегистрировать в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора подтверждающих экспорт документов;
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок в последний день месяца того налогового периода, в котором будет собран полный пакет документов (п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). В этот момент "входной" НДС со счета 19 списывается в дебет счета 68. Автор не поддерживает позицию делать такую запись после принятия решения налоговыми органами о возмещении налога.

Если налогоплательщик не успевает собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • ранее выставленный покупателю со ставкой 0 % счет-фактура не может быть зарегистрирован в книге продаж, поэтому на 181-й календарный день после отгрузки товара выставляется новый счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, и он регистрируется в журнале учета выставленных счетов-фактур;
  • выставленный покупателю счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, следует зарегистрировать в книге продаж на дату фактической отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок на дату отгрузки товара.

Налогоплательщику придется уплатить не только начисленный НДС, но и пени.

Порядок отражения НДС в бухгалтерском учете в данной ситуации отражен в письме Минфина России от 27.05.2003 № 16-00-14/177.

Старый счет-фактуру со ставкой НДС 0 % аннулировать не нужно. Если в дальнейшем документы все же будут собраны и факт экспорта будет подтвержден, то экспортер может использовать его для регистрации в книге продаж. Счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, регистрируется в этом случае в книге покупок. Подать документы на подтверждение экспорта возможно до истечения трех лет после налогового периода, в котором был уплачен НДС. После принятия решения налоговой инспекцией о подтверждении права на применение ставки НДС 0 % и возмещении налога перечисленный налог может быть зачтен в счет недоимки, пени, штрафов и (или) текущих платежей (п. 4 ст. 176 НК РФ) или перечислен на расчетный счет организации органом Федерального казначейства.

Пени, уплаченные налогоплательщиком, возвращены не будут.

Убытки в налоговой отчетности

Долг бюджета можно представить и как уменьшение налога в будущих периодах. Например, в текущем периоде компания получила налоговый убыток и налог на прибыль в бюджет не платит. Зато в периоде получения дохода бюджет недополучит налог, поскольку налогоплательщик может зачесть прошлые убытки в уменьшение налоговой базы.

Убыток в целях налогообложения - это отрицательная разница между доходами и расходами, которые определяются по правилам главы 25 НК РФ (п. 8 ст. 274 НК РФ).

В ряде случаев убыток, полученный организацией при реализации отдельных видов активов или при ведении определенных видов деятельности, не признается для целей налогообложения полностью или частично, но по некоторым видам он переносится на будущее (п. 1 ст. 283 НК РФ). Срок переноса убытков в общем случае ограничен 10 годами, следующими за тем налоговым периодом, в котором убыток был получен.

На сумму убытка, переносимую на будущее, может формироваться вычитаемая временная разница (п. 11 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Поэтому в периоде их образования (п. 14 ПБУ 18/02) нужно признать отложенный налоговый актив (ОНА).

Впоследствии по мере перенесения убытков и их отражения в соответствующих строках налоговой декларации по налогу на прибыль будет происходить уменьшение или полное погашение вычитаемых временных разниц. Соответствующие суммы ОНА списываются с кредита счета 09 в дебет счета 68 на уменьшение текущих обязательств перед бюджетом по налогу.

Убытки, переносимые по итогам года на будущее по основной деятельности, отражаются в Приложении № 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. В нем приводятся данные по всем непогашенным убыткам за предыдущие 10 лет. Сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу за отчетный (налоговый) период, указывается по строке 150 этого Приложения. Убыток, для погашения которого не хватило полученной прибыли, переносимый на будущие периоды, отражается по строке 160 Приложения № 4.

Перенос убытка на будущее - это право налогоплательщика, признавать ОНА нужно только тогда, когда существует вероятность получения налогооблагаемой прибыли в последующие годы. Если организация систематически получает убытки, аудиторы часто выражают сомнение в том, что переносимые убытки являются активом. Это значит, что непогашенные убытки организации должны быть увеличены на сумму подлежащего списанию ОНА.

По истечении 10 лет ОНА по непогашенному убытку, который никогда уже не сможет уменьшить налоговую базу, должен быть списан (п. 17 ПБУ 18/02). Также следует поступить, если налогоплательщик отказался от ранее признанного убытка либо срок его переноса истек.

В последнее время наблюдается ужесточение борьбы налоговых инспекций за поступление налогов в бюджет, с "убыточных" компаний требуют письменные объяснения о причине получения убытков.

По этой причине бухгалтеры стараются не показывать убытки в декларации, сдавать позднее "уточненки" либо переносить часть налоговых расходов на тот период, когда будет получен доход.

Конечно, такой подход увеличивает нагрузку на предприятие, и без того находящееся в трудном финансовом положении. Если причины убытков обоснованы и документально подтверждены, отстоять свою правоту можно и в арбитражном суде. Положительная практика в пользу налогоплательщиков достаточно обширна, проведение ее обзора выходит за рамки данной статьи.

Переплата НДФЛ и возврат его налоговыми агентами

Согласно положениям пункта 14 статьи 78 НК правила зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога распространяются в том числе на налоговых агентов. Ими являются, к примеру, работодатели по отношению к работнику при перечислении в бюджет НДФЛ.

Самая распространенная ситуация, когда у работника в течение года может возникнуть переплата по НДФЛ, - это когда он подает работодателю вместе с выданным налоговой инспекцией уведомлением заявление о возврате удержанного НДФЛ в связи с предоставлением ему имущественного вычета. Может возникать переплата и при изменении налогового статуса физического лица в течение года - с нерезидента на резидента.

В пункте 1 статьи 231 НК РФ указано, что излишне удержанные из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении физлицом соответствующего заявления. Излишне перечисленные налоговым агентом суммы НДФЛ, по сути, являются переплатой самого налогоплательщика, а значит, если сотрудник не подал своему работодателю заявления о возврате сумм переплаты по НДФЛ, то последний не имеет права получать данные средства в качестве возврата из бюджета.

Однако в НК РФ не установлено, за счет каких средств нужно возвращать работнику НДФЛ, если он подал работодателю заявление о возврате излишне удержанного налога. Поскольку согласно пункту 9 статьи 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается, налоговый агент не вправе за свой счет возвращать (засчитывать) излишне удержанный НДФЛ.

На практике бухгалтер возвращает долг работнику за счет сумм НДФЛ, удержанных в текущем месяце с доходов других работников организации. То есть НДФЛ за текущий месяц, подлежащий уплате в бюджет, он уменьшает на сумму переплаты работника. Таким образом, фактически налоговый агент засчитывает налог самостоятельно. Организации применяют этот вариант, обосновывая его тем, что уплата НДФЛ не носит персонифицированного характера, и налог перечисляется в бюджет одной платежкой за всех работников. Специалисты УФНС России по г. Москве не имеют ничего против такого возврата (см. письмо от 29.11.2007 № 28-11/113476).

Однако Минфин России против возврата работнику излишне удержанного налога за счет текущего НДФЛ, удержанного с других работников (см. письма от 19.01.2009 № 03-04-06-01/3, от 14.01.2009 № 03-04-05-01/5, от 23.12.2008 № 03-04-06-01/380, от 20.10.2008 № 03-04-06-01/308). То есть НДФЛ финансисты идентифицируют с конкретной личностью налогоплательщика. Финансисты считают, что поскольку статьей 231 НК РФ особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не определен, то применяется общий порядок возврата или зачета, установленный статьей 78 НК РФ. Разъяснено, что возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен работнику налоговым агентом на основании заявления физического лица, поданного налоговому агенту, и разрешения налогового органа налоговому агенту. Для получения разрешения налоговый агент должен подать соответствующее заявление в налоговый орган.

Однако ФНС России письме от 19.08.2009 № 3-5-01/1289 подвергло критике такую позицию Минфина РФ. В нем главное налоговое ведомство указало, что нормы статьи 78 НК РФ при обращении работника к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанных этим налоговым агентом сумм налога не применяются.

Эта статья регулирует отношения, возникающие непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом, и может применяться в случае обращения налогоплательщика - физического лица непосредственно в налоговый орган при подаче им налоговой декларации по НДФЛ с приложением заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога.

НК РФ предусматривает, что право налогоплательщика на возврат излишне удержанного НДФЛ может реализовываться путем подачи заявления или извещения налогового органа работодателю. В этой ситуации реализация этого права не должна ставиться в зависимость от налоговых взаимоотношений налогового агента и налогового органа. Поэтому в отношениях между работником и налоговым агентом следует применять нормы статьи 231 НК РФ, которая не содержит никаких ограничений по обоснованному возврату излишне удержанного налога работнику. Поэтому налоговый агент может осуществлять возврат излишне удержанных с работника и перечисленных в бюджет сумм НДФЛ за счет НДФЛ, удержанного с других работников организации.

Обоснованность возврата налога выявляется налоговыми органами в ходе проведения плановой выездной налоговой проверки налогового агента. На основании изменения данных бухгалтерского учета налоговый агент корректирует документы налогового учета и отчетности по налогу, в которых отражаются результаты перерасчета НДФЛ за отчетный год.

Сведения о доходах физических лиц, в отношении которых налоговым агентом были произведены перерасчеты налога за предшествующие годы в связи с корректировкой их налоговых обязательств, представляются налоговому органу в виде новой справки по форме № 2-НДФЛ взамен ранее представленной.

ФНС РФ отметило, что зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов способом, предложенным Минфином России в указанных письмах, возможен только по налогам, по которым налоговые агенты представляют налоговые декларации, например по налогу на прибыль. Таким образом, бухгалтеры в своей работе могут учитывать позицию ФНС России и возвращать работнику излишне удержанный НДФЛ за счет сумм, подлежащих перечислению с доходов других работников.

С учетом финансового положения предприятия бухгалтерам и финансовым менеджерам следует выработать соответствующие управленческие решения в отношении ликвидации переплат налогов.

Обязанность плательщиков уплачивать налоги установлена Конституцией РФ (ст. 57 Конституции РФ), а также Налоговым кодексом (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Если же плательщик пренебрегает этой своей обязанностью и не уплачивает налоги/сборы, то возникает задолженность по налогам и сборам, которую налоговики, в свою очередь, имеют право взыскивать (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Взыскание задолженности по налогам и сборам с организаций и ИП

При наличии у плательщика недоимки перед бюджетом налоговики прилагают все усилия для ее погашения. Для начала выставляется требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если же на требование налоговиков плательщик не отреагировал и в указанные в требовании сроки недоимку не погасил, то налоги будут взыскиваться уже в принудительном бесспорном порядке: сначала за счет денежных средств на счетах плательщика (ст. 46 НК РФ), а при недостаточности средств или же при отсутствии у ИФНС информации о счетах плательщика – за счет имеющегося у плательщика иного имущества (п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Кстати, чтобы обеспечить исполнение решения ИФНС о взыскании задолженности, налоговики имеют право приостановить операции по счетам плательщика-должника (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Урегулирование задолженности по налогам и сборам физлица

Обычному физлицу (не ИП) так же, как и организации/ИП при наличии недоимки выставляется требование об уплате. Если же физлицо его проигнорировал, то налоговики вправе обратиться в суд для взыскания задолженности по налогам за счет денежных средств и иного имущества физлица (ст. 48 НК РФ).

Задолженность по налогам и сборам: счет бухгалтерского учета

Для отражения операций по расчетам с бюджетам по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Задолженность по налогам и сборам фиксируется по кредиту 68 счета.

Задолженность по налогам и сборам в балансе

Обязательства компании, в том числе перед бюджетом, отражаются в пассиве баланса. Задолженность по налогам и сборам показывается либо в разделе IV «Долгосрочные обязательства» по строке 1450 «Прочие обязательства» (при долгосрочной задолженности, в отношении которой плательщику предоставлена рассрочка/отсрочка, инвестиционный налоговый кредит), либо в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 1520 «Кредиторская задолженность».

Счет 68 в бухгалтерском учете

Уплачивать законно установленные налоги – обязанность налогоплательщиков (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). А как начисление тех или иных налогов отражать в бухгалтерском учете? Расскажем об этом в нашей консультации.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета 68 в бухгалтерском учете отражаются начисленные или удержанные суммы налогов и сборов, а по дебету – суммы, фактически перечисленные в бюджет или иным образом уменьшающие задолженность перед ним.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Это достигается, как правило, путем открытия отдельных субсчетов к счету 68.

Представим в таблицах наиболее типичные бухгалтерские проводки по начислению налогов или их удержанию, а также уменьшению задолженности по налогам перед бюджетом (кроме оплаты). Оплата налогов отражается независимо от вида налогов так:

Дебет счета 68 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

В том случае, когда в таблице приведено несколько дебетуемых счетов, это означает, что тип бухгалтерской записи зависит от особенностей конкретных хозяйственных операций, специфики деятельности организации и положений ее Учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Проводки по налогам и сборам представим в разрезе типичных федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13-15 НК РФ).

Федеральные налоги

Операция Дебет счета Кредит счета
НДС Начислен НДС при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) 90 «Продажи», субсчет «НДС» 68 Начислен НДС от прочих операций 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «НДС» Начислен НДС с полученного аванса 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» Начислен НДС на стоимость выполненных СМР для собственного потребления 19 «НДС по приобретенным ценностям» Исчислен таможенный НДС 19 76, 68 Восстановлен НДС 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76, 91 и др. 68 Удержан НДС налоговым агентом 60, 76 Принят НДС к вычету 68 19, 76, 62 НДФЛ Удержан НДФЛ из заработной платы работников 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 68 Удержан НДФЛ из прочих доходов работников 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Удержан НДФЛ из дивидендов 75 «Расчеты с учредителями» Налог на прибыль организаций Начислен налог на прибыль 99 «Прибыли и убытки» 68 Удержан налог на прибыль налоговым агентом 76, 60 Государственная пошлина Начислена госпошлина 08, 26, 44, 91 и др. 68

Также к федеральным обязательным платежам, взимаемым на основании НК РФ, с 01.01.2017 отнесены страховые взносы (ст. 18.1 НК РФ). Для учета страховых взносов Планом счетов предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Бухгалтерские проводки по зарплате и налогам с них можно посмотреть в наших отдельных материалах.

Проверяем поставщика на задолженность по налогам: пошаговая инструкция

Зачем нужна проверка участников

Действующее законодательство в сфере контрактной системы устанавливает, что заказчик обязан организовать контроль всех тех участников госзакупок, которые подали заявки. Причем, требований и принципов проверки довольно много.

Отметим, что полный перечень правил закреплен в 31 статье закона №44-ФЗ. Так, п. 5 ст. 31 гласит, что за участником не может числиться задолженность перед бюджетом по налогам за прошлый отчетный год более чем 25% от общей стоимости его балансового имущества.

Кредиторская задолженность - задолженность перед бюджетом

Как погасить долги по бюджету? При оценке ликвидности любого предприятия учитывается, выполнены ли быстрые расчеты с различными госорганами или нет. Если есть значительные долги перед страной, то это может стать основанием для появления разногласий с контрагентами, именно из-за этого фирма способна приносить отрицательную прибыль.

Задолженность по налогам и сборам

Post navigation

Значок в формулах (акроним): APiab Синонимы: Accounts payable - indebtedness against the budget Определение: статья «Задолженность перед бюджетом» (строка 626) отражает задолженность организации перед бюджетом по налогам и сборам. Если по этим налогам и сборам начислены пени и/или штрафы, то суммы пеней и штрафов также включаются в данную статью. Месторасположение: «задолженность перед бюджетом (68)» (Раздел 5 Бухгалтерского баланса, форма №1, код строки 626). Расчет: APiab = строка 626 Примечание. является частью кредиторской задолженности (620).

Сумма по строке 626 равна сальдо по счетам 68 и 69 (в части ЕСН, если он учитывается на этом счете). В данной методике анализа финансовой отчетности применяется для расчета таких показателей как:текущая ликвидность (20-ти факторный).

Безнадежная задолженность перед бюджетом

  • Кредитовое сальдо по итогам отчётного периода означает наличие задолженности юридического лица по налогам и сборам.
  • Дебетовое - указывает на долги бюджета перед предприятием (компанией) или - переплату по налоговым платежам.

Как погасить задолженность - корреспонденция счетов и проводки Для более подробного учёта данный счёт подразделяется на субсчета по конкретным налогам. Здесь же учитываются пени и штрафы за их неуплату. При этом нет никакой разницы в том, платит ли организация налоги за себя или выступает в качестве налогового агента (например, перечисляет НДФЛ за своих работников). Любая кредиторская задолженность по налоговым платежам отражается на этом счёте.

Задолженность перед бюджетом

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 - инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 - материалы;
  • 11 - животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 - покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) - основное (вспомогательные) производства;
  • 26 - расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 - обслуживающие производства;
  • 41 - товары;
  • 44 - расходы на продажу;
  • 51 (52) - расчётный (валютный) счёт;
  • 55 - спецсчёт в банке;
  • 70 (75) - расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 - продажи;
  • 91 - иные доходы и расходы;
  • 98 - будущие доходы;
  • 99 - прибыль и убытки.

Уплата налогов и сборов отражается в активно-пассивном счёте №68.

Задолженность перед бюджетом счет

Выдать увольняющемуся работнику копию СЗВ-М нельзя Согласно закону о персучете работодатель при увольнении сотрудника обязан выдать ему копии персонифицированных отчетов (в частности, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ). Однако эти формы отчетности списочные, т.е. содержат данные обо всех работниках. А значит передача копии такого отчета одному сотруднику – разглашение персональных данных других работников.
Гражданское процессуальное право

Копеечный долг перед бюджетом: 2500% комиссии и блокировка счета

Что случилось?

В Алтайском крае Управление ФНС обратилось в Федеральную службу судебных приставов с требованием о взыскании с гражданина-налогоплательщика задолженности по пене суммой в одну копейку. Для того чтобы погасить этот долг, человеку пришлось заплатить банку комиссию в 25 рублей, поскольку наличными принять задолженность судебные приставы отказались, а срок на добровольную оплату в бюджет был пропущен.

2500% комиссии за задолженность

Как рассказали журналистам представители налоговой службы по Алтайскому краю, небольшая задолженность перед бюджетом, которая образовалась у данного налогоплательщика, - это пеня, возникшая из-за несвоевременной уплаты налога. При этом, по закону, инспекторы ФНС должны завершить процедуру взыскания долгов до 1 января 2018 года, независимо от суммы. Комиссию, кстати, платить было необязательно, пока долг не передали на принудительное исполнение. Бесплатно заплатить свою копейку налогоплательщик мог в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС.

Однако сам гражданин о своем долге в 1 копейку даже не подозревал, пока к нему не пришло постановление судебных приставов об открытии исполнительного производства. Налогоплательщик решил закрыть задолженнность добровольно, в предусмотренный законодательством пятидневный срок, так как в случае принудительного взыскания приставы взяли бы с него дополнительно 1 тысячу рублей исполнительского сбора. Он разменял деньги, получив самую мелкую из находящихся в обиходе монет - 50 копеек и понес их судебным приставам. Но они наличность не приняли, указав, что это запрещено, и направили незадачливого должника в банк. Там с него взяли комиссию в 25 рублей за перечисление на счет ФССП 1 копейки. Фотографию чека налогоплательщик прилагает.

Примечательно, что в нормах статьи 46 Налогового кодекса РФ, а также в других статьях НК, не зафиксирована минимальная величина налоговой задолженности, которая служит поводом для инициирования ФНС процедуры взыскания долга. Таким образом, налоговики действительно могут инкассировать даже самую незначительную сумму. И это касается не только физлиц, но и организаций. Со всеми вытекающими последствиями.

Потеря 25 рублей в виде банковской комиссии за погашение копеечной пени покажется мелочью, если сравнивать его с потерями организации, которой ИФНС заблокировала все операции по счету из-за аналогичной суммы долга. Хотя по нормам статьи 70 НК РФ налоговики должны направить требование о перечислении задолженности в бюджет плательщику в течение 3 месяцев с момента выявления недоимки, при сумме долга меньше 500 рублей они могут не беспокоить должника целый год, а потом сразу применить к нему все возможные меры воздействия.

Имеются и некоторые управляющие, которые специально не оплачивают налоги и сборы, думая, что за это не предполагается какой-либо ответственности, причем чаще всего они прячутся от налоговой инстанции и суда. Подобное поведение может привести к ликвидации организации и уплате значимых штрафов.

При составлении отчета в бухгалтерии долг по кредиторке в бюджет показывают по пассиву баланса. Сумма долга свидетельствует о достоверности, именно вследствие этого компания обязуется непрерывно по установленному графику производить ее инвентаризацию.

На каком счете показывается?

Обязательства по кредиторке в бюджет состоят из выплат по налоговым вычетам и сборам. При этом может осуществляться и сомнительный долг, и текущий, период выплаты по которому еще не был обозначен.

Задолженность перед бюджетом отражается на счете 68. По его кредиту показывается перечисленная и показанная в декларации стоимость налоговых сборов. К примеру, проводка Д 99 К 68 обозначает, что налог на прибыль переводится, а Д 70 К 68 отражает перечисление НДФЛ. По дебету счета указывается оплата определенного налога с расчетного счета компании.

Сальдо по кредиту по окончании отчетного периода показывает имеющийся долг ЮЛ по налоговым вычетам и сборам. Сальдо по дебету отображает обязательство, перечисляемое в бюджет, перед компанией или перечисление большего количества денег по нему.

Для того чтобы показать информацию, которая подтверждает состояние выплаты налоговых вычетов и сборов, применяют 68 счет. На нем отражаются по кредиту стоимости налогов, которые рассчитываются в декларациях и предназначаются к перечислению. На дебете отражаются налоги, которые перечислены в казначейство и суммы НДС, списываемые со счета.

Проводки можно обозначить следующие:

  1. Д 90 К 68 - перечисление НДС;
  1. Д 68 К 19 - предъявление НДС к вычету;
  1. Д 68 К 51 - перечисление стоимости налога в бюджетный орган.

Долг по кредиторке возникает при появлении обязательства по деньгам. При этом разнообразным категориям обязательств в бухучете соответствуют определенные счета расчетов.

Кредиторский долг по бюджетным отчислениям подлежит учету до ситуации его полнейшей уплаты. В случае если долг будет не погашен, то по завершению периода давности его следует списывать.

Результативное управление при применении кредитных средств у банковских учреждений, быстрый расчет с контрагентами и повышенная степень деловой активности организации свидетельствует о благоприятной динамике его развития.

Управление и пересчет количества долга регламентируется правилами при бухучете – ПБУ, являющимися настольной нормативной документацией каждого бухгалтера.

Как погасить долги по бюджету?

При оценке ликвидности любого предприятия учитывается, выполнены ли быстрые расчеты с различными госорганами или нет. Если есть значительные долги перед страной, то это может стать основанием для появления разногласий с контрагентами, именно из-за этого фирма способна приносить отрицательную прибыль.

Госорганами присутствие задолженности рассматривается, как незаконное удержание денежных средств страны, использующихся на нужды фирмы, поэтому в различный момент организация может понести убытки в ходе проверки налоговым органом.

Списать долг можно по-разному:

  • использовать не распределенную прибыль;
  • проводить собрания акционеров, на которых будут приняты решения об отказе в оплате дивидендных выплат, для чего такие деньги будут направляться на улучшение состояния фирмы;
  • взять кредитные средства, если у данной фирмы нет денежных способностей для ликвидации займа;
  • в случае, если работа предприятия не является рентабельной, оптимальным решением станет признание банкротства, для чего будет назначен управляющий (он займется распродажей имущества компании, а полученные деньги будут распределены между каждым заемщиком).

Задолженность бюджету по кредиторке по налоговым выплатам может корреспондироваться по дебету с такими счетами: 19, 50, 51, 55, 66, 67.

По кредиту счет может быть отражен со следующими позициями: 08, 10, 11, 15, 20, 26, 29, 41, 44, 51, 55, 70, 90, 91, 98, 99.

НДС необходимо уплачивать при реализации продукции, работ, услуг, которые проводит организация, или при осуществлении продажи иного имущества. Именно поэтому основной счет 68 по НДС связан с такими счетами, как 90 и 91, 50, 51 и 52, на которых будут учтены другие налоговые отчисления и финансовые средства.

Долги перед бюджетными компаниями считаются значительными для любого человека или организации. Они обязаны погашаться быстро, в противном случае, это будет приводить к весомым отрицательным последствиям. Может применяться не только административная ответственность, но и уголовная. Именно из-за этого любой плательщик налогов обязан ответственно подходить к расчетам с различными государственными органами.

Заключение

Наличие долга по налогам и сборам может нанести значительный ущерб. В самый неожиданный момент могут появиться проблемы с получением кредитных денег, которые нужны для нового типа деятельности. Иногда происходит так, когда запутавшись в делах или расчетах, руководители закрывают компанию, минимально расплачиваются с долгами и создают новую фирму. Но данная процедура является очень сложной и затратной, а также организация не каждой формы собственности может с легкостью прекратить свою деятельность и начать новую.

В хозяйственной деятельности предприятия возникает немало моментов, которые приводят к образованию задолженности. При этом она не всегда носит негативный характер. Например, в случаях, когда должны организации (дебиторская задолженность) нет ничего плохого, если она не безнадёжная.

Гораздо неприятнее, когда должна сама компания. Но и здесь есть нюансы: например, долги перед бюджетом оцениваются как кредиторская задолженность, но не являются в прямом, распространённом, смысле долгами, пока не наступил срок их уплаты.

Рассмотрим составляющие этой задолженности и процедуру её учёта.

Понятие кредиторской задолженности в бюджете и её отражение в учёте

Кредиторская задолженность - это обязательства (долги) юридического лица перед другими субъектами хозяйственной деятельности, кредитными организациями, бюджетом и внебюджетными фондами.

Она отражается в пассивах бухгалтерского баланса по строке 1520 и включает в себя расчёты:

  1. C покупателями;
  2. C поставщиками;
  3. C бюджетом;
  4. C внебюджетными фондами (по различным видам социального страхования);
  5. C работниками по заработной плате;
  6. C учредителями и участниками (по выплате дивидендов, процентов и других доходов);
  7. C подотчётными лицами;
  8. C кредиторами и дебиторами по прочим долгам (например, по полученным авансам в рамках договоров).

Кредиторская задолженность в бюджет включает в себя обязательства по налогам и сборам. При этом это может быть как , так и текущая, срок уплаты, по которой ещё не наступил. , как списать кредиторскую задолженность.

Для отражения ситуации с уплатой налогов и сборов служит активно-пассивный счёт №68. По его кредиту учитывается начисленная и указанная в декларациях сумма налогов и сборов («долги» перед бюджетом). Например, проводка Дебет 99 Кредит 68 (далее - соответственно Д и К) означает, что начислен налог на прибыль. А Д 70 К 68 - налог на доходы физлиц (НДФЛ).

По дебету счёта отражаются уплаченные налоги и сборы (погашение задолженности). В частности, проводка Д 68 К 51 означает уплату какого-либо налога с расчётного счёта предприятия.

  • Кредитовое сальдо по итогам отчётного периода означает наличие задолженности юридического лица по налогам и сборам.
  • Дебетовое - указывает на долги бюджета перед предприятием (компанией) или - переплату по налоговым платежам.

Как погасить задолженность — корреспонденция счетов и проводки

Для более подробного учёта данный счёт подразделяется на субсчета по конкретным налогам. Здесь же учитываются пени и штрафы за их неуплату.

При этом нет никакой разницы в том, платит ли организация налоги за себя или выступает в качестве налогового агента (например, перечисляет НДФЛ за своих работников). Любая кредиторская задолженность по налоговым платежам отражается на этом счёте.

Данный счёт корреспондирует по дебету со следующими счетами:

  • 19 — НДС по купленным ценным товарам;
  • 50 — касса;
  • 55 — спецсчёт в банке;
  • 66 (67) - расчёты по займам и кредитам (кратко- и долгосрочным).

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 - инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 - материалы;
  • 11 - животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 - покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) - основное (вспомогательные) производства;
  • 26 - расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 — обслуживающие производства;
  • 41 - товары;
  • 44 - расходы на продажу;
  • 51 (52) - расчётный (валютный) счёт;
  • 55 - спецсчёт в банке;
  • 70 (75) - расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 - продажи;
  • 91 - иные доходы и расходы;
  • 98 - будущие доходы;
  • 99 - прибыль и убытки.

Уплата налогов и сборов отражается в активно-пассивном счёте №68.

Учёт отдельных налогов и сборов

Рассмотрим (не указывая подробности и все возможные случаи) основные проводки, используемые при учёте операций, связанных с начислением налогов и уплатой их в бюджет.

Федеральные налоги

  • Налог на прибыль . Платится из прибыли, начисляется на её сумму и сумму прочих доходов, поэтому используются счета 99, 91.
  • НДФЛ . Платится из доходов работников, поэтому корреспондирует со счётом 70.

Другие налоги и сборы

  • Налог на имущество . Он платится из прибыли до налогообложения. Поэтому учитывается «в связке» со счётом 91.
  • Госпошлина . Она перечисляется в бюджет за совершение разных операций, например, за регистрацию собственности на основные средства, рассмотрение дела в арбитражном суде, нотариальные действия. Данная «кредиторка» также учитывается на счёте 68, в «связке» со счетами 91 (пошлина в суде, за нотариальное удостоверение) и 08 (за приобретение внеоборотных активов в виде свидетельства о праве собственности).
  • Санкции за неполное или несвоевременное перечисление налогов .

Таким образом, рассмотрены основные моменты по такому явлению, как кредиторская задолженность по налогам и сборам.

В заключение следует отметить, что при признании, истребовании или уплате любой задолженности, будь то кредиторская или дебиторская, перед юридическими или физическими лицами, очень важным является её кропотливый учёт и правильное оформление документации. А это уже дело юристов и финансистов.

Удачного сотрудничества!

Обязанность плательщиков уплачивать налоги установлена Конституцией РФ (ст. 57 Конституции РФ), а также Налоговым кодексом (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Если же плательщик пренебрегает этой своей обязанностью и не уплачивает налоги/сборы, то возникает задолженность по налогам и сборам, которую налоговики, в свою очередь, имеют право взыскивать (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Взыскание задолженности по налогам и сборам с организаций и ИП

При наличии у плательщика недоимки перед бюджетом налоговики прилагают все усилия для ее погашения. Для начала выставляется требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если же на требование налоговиков плательщик не отреагировал и в указанные в требовании сроки недоимку не погасил, то налоги будут взыскиваться уже в принудительном бесспорном порядке: сначала за счет денежных средств на счетах плательщика (ст. 46 НК РФ), а при недостаточности средств или же при отсутствии у ИФНС информации о счетах плательщика - за счет имеющегося у плательщика иного имущества (п. 7 ст. 46 , ст. 47 НК РФ).

Кстати, чтобы обеспечить исполнение решения ИФНС о взыскании задолженности, налоговики имеют право приостановить операции по счетам плательщика-должника (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Урегулирование задолженности по налогам и сборам физлица

Обычному физлицу (не ИП) так же, как и организации/ИП при наличии недоимки выставляется требование об уплате. Если же физлицо его проигнорировал, то налоговики вправе обратиться в суд для взыскания задолженности по налогам за счет денежных средств и иного имущества физлица (ст. 48 НК РФ).

Задолженность по налогам и сборам: счет бухгалтерского учета

Для отражения операций по расчетам с бюджетам по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Задолженность по налогам и сборам фиксируется по кредиту 68 счета.

Задолженность по налогам и сборам в балансе

Обязательства компании, в том числе перед бюджетом, отражаются в пассиве . Задолженность по налогам и сборам показывается либо в разделе IV «Долгосрочные обязательства» по строке 1450 «Прочие обязательства» (при долгосрочной задолженности, в отношении которой плательщику предоставлена рассрочка/отсрочка, инвестиционный налоговый кредит), либо в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 1520 «Кредиторская задолженность».