Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Внешкольная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа специфичны по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения. Выделяют ряд педагогических принципов ведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Принцип добровольности внеклассной и внешкольной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения.

Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, объединений и других форм воспитательной деятельности будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальным задачам развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства.

Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий каждый ученик выполнял определенный вид деятельности.

Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций имеет особую значимость в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, где потребность в игровых приемах наиболее высока.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной и внешкольной деятельности, в характере взаимоотношений воспитателей и воспитанников.

Среди многообразия форм организации внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности чаще других используются:

Кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки;

Клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т.д.;

Комплексные формы детских образовательных объединений - студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.

К основным методам деятельности во внешкольной и внеклассной воспитательной работе относятся: а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение "круглых столов" и т.п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т.п.); в) методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов); г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т.п.); д) методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке).

К внеклассной и внешкольной воспитательной работе предъявляются следующие требования:

Органическая связь с воспитательной деятельностью школы;

Согласованность действий с воспитательной работой школы, семьи, общественности;

Массовый охват детей при соблюдении добровольности записи в кружки и секции;

Свободный выбор детьми характера творческой деятельности;

Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы;

Сочетание методов просвещения, организации деятельности детей, стимулирования активной творческой деятельности и контроля за эффективностью воспитательной работы.

В конце Х1Х - начале ХХ в. В России значительный опыт внешкольной работы был накоплен внешкольными учреждениями: детскими клубами, спортивными площадками, летними оздоровительными колониями. Наиболее известными внешкольными учреждениями были детский клуб "Сетлемент" (создан в 1906 г. С.Т. Шацким и А.У.Зеленко), общество "Детский труд и отдых" (1909) и колония "Бодрая жизнь" (1911), организованные С.Т. Шацким. Педагоги (С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, П.Ф. Лесгафт, Л.Д. Азаревич и др.) считали главной задачей внешкольных учреждений развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятие по душе, создание условий для его разумного досуга. По мнению С.Т. Шацкого, в клубе должно проявиться все, что "задавлено в детях жизнью".

После установления советской власти внешкольная работа велась в основном клубами. В небольших клубах под руководством общественников работали кружки, читальни, площадки для игр. Детские клубы были центрами общественно-политического воспитания школьников. На базе клубов создавались внешкольные союзы и братства. Внешкольную работу вели также кооперативы, сельские просветительские общества и кружки и их территориальные союзы. В 1919 г. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию признал важнейшей задачей внешкольных учреждений подъем культурно-политического уровня трудящихся в интересах укрепления советской власти. В соответствии с этим внешкольные учреждения были сориентированы на просветительскую и идейно-политическую пропаганду. Народным домам и клубам отводилась роль центров общественной жизни, социалистической культуры.

К середине 1930-х г.г. сложилась сеть профильных внешкольных учреждений (станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, техников, туристов; детские спортивные школы и др.). Среди внешкольных учреждений выделились комплексные центры - дома пионеров и школьников, возникшие как детские политические клубы и обобщившие опыт идеологического воспитания учащихся. К концу 1930-х г.г. в содержании деятельности домов пионеров и школьников определились три самостоятельных направления: учебно-кружковая, методическая, массовая работа, которые в дальнейшем утвердились как основные функции всех детских внешкольных учреждений.

В 1950 - 1960 г.г. на дома пионеров и школьников решением комсомольских органов по согласованию с органами народного образования были возложены функции координации и оценки деятельности пионерских коллективов, обучения пионерско-комсомольского актива и вожатых. В их обязанности входила методическая помощь пионерским дружинам и школьным комсомольским организациям.

В 1960-е года оживлению внешкольной работы способствовала коммунарская методика, разработанная и апробированная во внешкольных учреждениях Ленинграда. До середины 1980-х г.г. дома пионеров и школьников продолжали выполнять роль методических центров пионерской организации. Кризис в пионерской работе вызвал критическую переоценку многими педагогами роли и места внешкольных учреждений в системе образования и воспитания, их педагогической эффективности. Но и в этих условиях во многих учреждениях силами энтузиастов проводилась интересная работа.

Доброе утро, уважаемые коллеги! Мне бы очень хотелось, чтобы у всех вас было сейчас хорошее настроение и чтобы оно не изменилось, и вы бы ушли отсюда не только с ним же, но еще и чуточку обогащенными теми умениями, методами и приемами, которые сегодня здесь получите, ушли думающими учителями.

А что же такое «психология думающего учителя»? Быть может, кому-то эта фраза показалась странной или даже обидной. То есть, как “думающего”? Разве может быть иначе? Судите сами. Если честно, часто ли мы ставим себе такие вопросы, как:

«Каков я как учитель?

Что я сейчас делаю и почему именно так?

Почему я получил такой результат, а не иной?

Как воспринимают и понимают меня ученики?

Почему я так расстроился (обрадовался, смутился, рассердился)?

Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?…»

Или, может быть, проще, не вдаваясь в долгие рассуждения с самим собой, объяснять себе в случае затруднения: «Этот ученик плохо учится, потому что неспособный. А вот этот дерзит мне, потому что плохо воспитан». И совсем успокоиться, убедив себя, что как учитель «я делаю все правильно и хорошо. Конечно, такая позиция учителя и удобнее, и спокойнее: при такой нервной и физической нагрузке еще и мучить себя вопросами, сомнениями... Да, отвечать на вопросы, приведенные выше, которые все же ставит перед собой профессиональный учитель, бывает действительно трудно. Размышления требуют времени, волевых усилий заставляют изменять себя. Это так. Но только такой - думающий, сомневающийся, анализирующий себя учитель становится настоящим мастером своей профессии. Только такой - думающий, рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего человека.

Тема нашей встречи: «Внеклассная деятельность - путь к эффективной воспитательной работе в школе».

Внеклассная воспитательная работа в школе

1. Сущность внеклассной воспитательной работы

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Прежде всего, следует определить место внеклассной воспитательной работы в педагогическом процессе школы. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

2. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы

Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями.

5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса.

1. Традиции и особенности школы.

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки.

Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении детей, то и во внеклассной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдавать приоритет трудовой и творческой деятельностям; воздействовать на школьников через организацию оздоровительно-спортивной деятельности будет педагог, любящий спорт.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое

Итак, рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет бóльшую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов.

Результаты воспитательной работы определяются через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Требования к внеклассной работе.

Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней.

1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке.

4. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации.

Индивидуальная и массовые формы внеклассной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит

Каждый человек, обучаясь в школе, имеет дело с людьми, которые выбрали профессию педагога. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге, который сочетает в себе качества и психолога, и воспитателя, и психотерапевта, так как именно к нему обращаются ученики со своими бедами и радостями, конфликтами с родителями, ему поверяются детские тайны.

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

РЕФЛЕКСИЯ.

В ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ БЫЛ ТАКОЙ ОБЫЧАЙ: КОГДА КОРАБЛЬ ОТПРАВЛЯЛСЯ В ПЛАВАНИЕ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ И ЭКИПАЖ ПРОВОЖАЛИ ВСЕ РОДСТВЕННИКИ. ОТ ПРОВОЖАЮЩИХ ДО САМОГО КОРАБЛЯ ТЯНУЛИСЬ ЛЕНТЫ. КОРАБЛЬ ОТЧАЛИВАЛ ОТ БЕРЕГА, ЛЕНТЫ РАЗРЫВАЛИСЬ. ОДНА ЧАСТЬ ЛЕНТЫ ОСТАВАЛАСЬ НА КОРАБЛЕ, ДРУГАЯ – В РУКАХ У ПРОВОЖАЮЩИХ. КУСОЧКИ ЛЕНТЫ ХРАНИЛИСЬ ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ КОРАБЛЯ НА РОДИНУ.

СЕГОДНЯ МЫ ЗАВЕРШАЕМ СВОЮ ВСТРЕЧУ, НО МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ С ВАМИ ЕЩЁ ВСТРЕТИТЬСЯ. ВОЗЬМИТЕСЬ ЗА ЛЕНТОЧКУ. ОТ ТЕХ, КТО ДЕРЖИТ КРАСНУЮ ЛЕНТОЧКУ, МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ УСЛЫШАТЬ, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ ИМ СЕГОДНЯ? ОТ ТЕХ, КТО ДЕРЖИТ СИНЮЮ ЛЕНТОЧКУ, МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ УСЛЫШАТЬ, ЧТО НОВОГО ИНТЕРЕСНОГО ОНИ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ? ОТ ТЕХ, КТО ДЕРЖИТ ЖЁЛТУЮ ЛЕНТОЧКУ, МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ УСЛЫШАТЬ, БУДУТ ЛИ ОНИ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА, С КОТОРЫМИ СЕГОДНЯ ПОЗНАКОМИЛИСЬ? ОТ ТЕХ, КТО ДЕРЖИТ ЗЕЛЁНУЮ ЛЕНТОЧКУ, МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ УСЛЫШАТЬ, КАКОЕ У ВАС НАСТРОЕНИЕ ПОСЛЕ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ?

Суфиянова Н.О., студентка 4-а группы, Юрьев-Польского индустриально-гуманитарного колледжа, специальность "Преподавание в начальных классах"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Внеклассная воспитательная работа в школе

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Сущность внеклассной воспитательной работы

Прежде всего следует определить место внеклассной воспитательной работы в педагогическом процессе школы.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Цели и задачи внеклассной воспитательной работы

Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.

5. Развитие познавательного интереса.

Перечисленные задачи определяют основные направления (познавательная, досуговая, оздоровительно-спортивная, трудовая, творческая деятельность; формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения школьников) внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.

Функции внеклассной воспитательной работы. Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.

Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется:

1. - во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

2. - во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков.

1. Традиции и особенности школы. Например, если в школе приоритет обучения, то во внеклассной воспитательной работе может преобладать познавательный аспект. В школе под патронажем религиозной конфессии внеклассная работа будет содержать соответствующие духовно-нравственные понятия. Экологическое воспитание станет приоритетным в школе соответствующего профиля и пр.

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении детей, то и во внеклассной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдавать приоритет трудовой и творческой деятельностям; воздействовать на школьников через организацию оздоровительно-спортивной деятельности будет педагог, любящий спорт.

Формы внеклассной работы

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы. В качестве средств на выступают: оформление класса; музыкальное, игровые атрибуты, схемы, видеоматериалы, книги и др..

Итак, рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым во внеурочное время, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Требования к внеклассной работе.

Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней.

1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели.

2. Перед началом деятельности необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи, способствующие достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке.

4. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога.

5. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

Литература:

  1. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е. Шуркова, В.Н. Шнырева. - М., 1991
  2. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. - С. 429-442
  3. Педагогический словарь / Под ред. Г. М.Коджаспировой. – М., 2003
  4. Сущность внеклассной воспитательной работы http://bibl.tikva.ru/
  5. Теория и методика воспитания: Учебное пособие /Под ред. Л. И.Маленковой. – М., 2002

Сообщение подготовила студентка 4-А группы Суфиянова Н.О.,

Специальность «Преподавание в начальных классах»

Внеклассная работа – воспитательная работа, осуществляемая классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-организаторами, учителями-предметниками с учащимися школы вне рамок классно-урочных занятий.

Данный вид работы координируется и контролируется заместителем директора школы по воспитательной работе, директором школы и инспектором районного или городского отдела образования.

Внешкольная работа – воспитательная работа, осуществляемая сотрудниками учреждений дополнительного образования (методистами, культорганизаторами, руководителями кружков и студий) с учащимися школ города. Координируется и контролируется заместителем директора внешкольного учреждения по учебно-воспитательной работе, директором учреждения и инспектором районного или городского отдела образования.

Задачи внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися едины. К ним относят:

· пробуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности;

· раскрытие и развитие у учащихся природных задатков и способностей;

· воспитание у детей и учащейся молодежи познавательной активности;

· оказание школьникам помощи в выборе профессии и формирование первоначальных трудовых навыков;

· культурная и содержательная организация досуга учащихся.

Принципы внеклассной и внешкольной воспитательной работы:

· добровольность учащихся в выборе видов деятельности в рамках свободного времени;

· личностно и социально значимый характер любого вида деятельности;

· опора на инициативу и самодеятельность учащихся;

· интеллектуальное содержание занятий с использованием игровых методов;

· стимулирование проявления учащимися любознательности, активности, целеустремленности;

· четкая организация систематических занятий в соответствии с расписанием (кружки, студии, секции, клубы и т.д.);

· массовость (охват как можно большего количества учащихся видами воспитательной работы);

· учет индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся, из стремлений и интересов;

· взаимосвязь и преемственность всех видов воспитательной работы.

Соблюдение данных принципов является необходимым условием эффективности воспитательной работы в педагогическом учреждении.

Форма воспитания – внешняя характеристика взаимодействия педагога и детей. В педагогике часто вместо термина «форма» используют такие понятия как «воспитательное дело» или «воспитательное

мероприятие». Все формы внеклассной воспитательной работы в школе можно разделить на три основные группы: общие, специальные и массовые.

Общие формы (используются в процессе реализации любых направлений воспитательной работы, конкретную направленность приобретают в зависимости от цели и содержания деятельности). К ним относятся:

а) секции, кружки, студии (могут быть предметные, творческие, спортивные и т.д.);

б) лектории;

в) тематические вечера и утренники;

г) клубы по интересам;

д) выставки (художественные, технические, литературные и т.д.);

е) экскурсии (природа, производственные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, музеи, выставочные залы и т.д.);

ж) походы, экспедиции (туристические, краеведческие и т.д.);

з) выпуск стенгазет, тематических плакатов, бюллетеней, альбомов (освещающих различные события в жизни класса, школы, города и т.д.);

и) организация работы школьного музея (музей боевой славы, этнографический, художественный, краеведческий и т.д.).

Специальные формы (содержат специфику преимущественно одного направления воспитательной работы):

а) предметные олимпиады, предметные недели, конкурс «Ученик года» и т.д. (развитие интеллектуальной культуры учащихся);

б) уборка класса и школьной территории, озеленение школьного двора, ремонт книг в школьной библиотеке, сбор макулатуры и металлолома (трудовое воспитание);

в) посещение кинотеатра, театра, выставок, конкурс рисунков и т.д. (эстетическое воспитание);

г) проведение соревнований, спортивных игр, работа спортивных секций в школе (физическое воспитание и спортивно-оздоровительная деятельность);

д) проведение акции помощи детям-инвалидам, диспут «Добро должно быть непременно с кулаками. Так ли это?» и др. (нравственное воспитание).

Массовые формы (отличаются большим количеством участвующих школьников – параллель классов или несколько параллелей, имеют познавательно-развлекательную направленность деятельности):

а) организованное проведение различных праздников, традиционных для школы (Осенний балл, Новый год, Встреча выпускников, Посвящение в старшеклассники, Последний звонок и т.д.);

б) вечера и смотры художественной самодеятельности;

в) литературно-музыкальные и литературно-исторические композиции, посвященные знаменательным датам в жизни города, страны, выдающихся представителей науки, культуры, искусства и т.д.;

г) конкурс фольклорного творчества;

д) концерты, фестивали, КВНы городского и областного уровней.

При отборе форм в процессе воспитательной работы следует учитывать соответствие формы задачам, которые следует решить в ходе взаимодействия, особенности классного коллектива, специфику и традиции школьной жизни, морально-психологические, материальные, временные и другие условия и средства, необходимые для реализации выбранной формы.

Внешкольная воспитательная работа с учащимися осуществляется в условиях учреждений дополнительного образования (внешкольных учреждений). «Учреждение дополнительного образования – это тип

образовательно-воспитательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства» (В.И. Андреев ).

Учреждения дополнительного образования представляют собой учебно-воспитательные и методические центры внеклассной воспитательной работы. Особенностью учреждений дополнительного образования является то, что в отличие от обязательных школьных занятий внешкольный педагогический процесс носит добровольный характер, ибо учащиеся вовлекаются в него на основе свободного выбора и добровольности участия. Отличается внешкольный педагогический процесс и своим содержанием, так как охватывает такие отрасли знаний, искусства, техники, практической деятельности, которые выходят за пределы учебного плана школы.

В условиях этих учреждений происходит творческое и интеллектуальное развитие учащихся в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования.

К комплексным учреждениям относят Дома и Центры детского творчества, Дворцы и Дома пионеров, Дворцы детей и учащейся молодежи и т.д. Они могут иметь районный, городской, областной и республиканский статус. В таких учреждениях работа ведется по нескольким направлениям:

· методическая работа с детскими и молодежными школьными общественными объединениями и организациями (БРСМ, БРПО и др.);

· кружковая и студийная работа, направленная на развития творческих способностей учащихся;

· организационно-массовая работа, направленная на организацию содержательного досуга учащихся.

Другие учреждения дополнительного образования, входящие в эту систему, являются специальными или однопрофильными, так как имеют преимущественно одно направление воспитательной работы. Например:

· станция юных натуралистов (СЮН) – экологическое воспитание школьников;

· станция технического творчества (СТТ) – развитие способностей школьников к техническому творчеству;

· детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) – физическое воспитание, спортивно-оздоровительная работа, работа с одаренными детьми в области спорта;

· учебно-производственный комбинат (УПК) – трудовое воспитание, профессиональная ориентация учащихся, формирование у школьников навыков конкретной специальности;

· экскурсионно-туристическая станция и клуб юных моряков – спортивно-оздоровительная работа; краеведческая работа и патриотическое воспитание;

· музыкальная школа (курируется отделом культуры города или района) – музыкальное образование учащихся, работа с одаренными детьми по развитию их вокальных и исполнительских способностей;

· художественная школа (курируется отделом культуры города или района) – художественное образование учащихся, работа с одаренными детьми по развитию их способностей к художественному творчеству.

Основные задачи учреждений дополнительного образования:

– создание необходимых условий для развития творческих способностей детей; содействие удовлетворению их интересов и профессиональному самоопределению;

– адаптация формирующейся личности к жизни в обществе;

– развитие интеллектуального и духовного потенциала учащейся молодежи, физическое воспитание и укрепление здоровья;

– организация содержательного свободного времени школьников;

– формирование национального самосознания молодых людей, активное приобщение молодого поколения к культурно-историческому наследию белорусского народа.

Деятельностьучреждений дополнительного образования основывается на принципах:

– свободного развития личности;

– национально-культурной основы образования;

– приоритета общечеловеческих ценностей;

– светского характера образования и воспитания;

– демократического управления образовательными системами.

Учреждения дополнительного образования осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании», действующими законодательными актами в области образования и культуры, «Положением об учреждении, обеспечивающем получение внешкольного воспитания и обучения», собственным уставом.

Все учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) являются по своей сути институтами организации свободного времени детей, подростков и молодежи, способствуя тем самым, как утверждает Г.А. Бутрим, социализации подрастающего поколения . В настоящее время республиканские, областные, городские и районные внешкольные учреждения включают в свои штаты социальных педагогов, психологов, социологов, регулярно проводят социологические и психолого-педагогические исследования среди разных возрастных групп учащейся молодежи. Затем с учетом результатов исследования составляются учебные планы, видоизменяются формы работы с учащимися.

В поле зрения учреждений дополнительного образования, как справедливо утверждают многие педагоги, должны сегодня находится не только одаренные дети, которые развивают свои способности в различных кружках, студиях и творческих мастерских, но и ученики с девиантным поведением , с недостатками в умственном и физическом развитии. Отсюда в число рабочих задач внешкольных учреждений включаются следующие:

– установление прочных связей с семьями воспитанников, со школами, где они обучаются, со всеми другими социально-воспитательными структурами района;

– организация работы с трудными подростками по месту жительства, вовлечение их в деятельность внешкольных учреждений на основе реализации их задатков и интересов;

– создание педагогически целесообразных условий для деятельности детских и юношеских общественных организаций, клубов по интересам: «Брейн-ринг», «КВН», «Что? Где? Когда?» и др. .

По мнению И.П. Подласого, в процессе конструирования воспитатель-ного мероприятия выделяются этапы целеполагания, планирования, организации

и подготовки, реализации и анализа . В связи с этим педагог должен осуществлять действия в следующей последовательности:

1. Выбор темы на основе ее актуальности и связи с жизнью, обоснование педагогической целесообразности выбранной темы.

2. Определение формы мероприятия (конкурс, вечер, диспут и т.д.).

3. Постановка цели и воспитательных задач, решаемых в ходе подготовки и проведения мероприятия.

4. Создание творческой группы из числа учащихся по подготовке мероприятия, распределение обязанностей внутри группы. Опора на инициативу и самодеятельность учащихся.

5. Сбор материалов, необходимых для проведения мероприятия.

6. Написание и утверждение сценария. Учет интересов и склонностей учащихся, их возрастных особенностей, а также школьных обычаев и традиций при написании сценария.

7. Использование в сценарии краеведческого материала.

8. Опора на комплексный характер мероприятия в процессе написания сценария (разнообразие методов, приемов и средств, применяемых в ходе его подготовки и проведения).

9. Продумывание целостности и логики построения композиции мероприятия.

10. Подготовка художественных, музыкальных и технических средств, используемых по ходу мероприятия.

11. Определение места и времени проведения мероприятия с точки зрения педагогической целесообразности и воспитательной эффективности (класс, музей, актовый зал, спортивная площадка и т.д.; после уроков, вечером, в выходной день и т.д.).

12. Выбор ведущего (критерии – коммуникативные и организаторские умения, культура речи, общая культура и такт, находчивость и энергичность).

13. Продумывание содержания и методики проведения мероприятия:

а) соответствие содержания мероприятия поставленным целям;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) эмоциональная насыщенность информации, интерес детей к мероприятию, их активность;

г) реализация принципов воспитания;

д) сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия с учащимися в ходе мероприятия.

14. Приглашение гостей (с продумыванием формы приглашения).

15. Проведение необходимого количества репетиций.

16. Анализ наиболее удачных и неудачных моментов мероприятия после его проведения, выводы на будущее.

Однако организация некоторых мероприятий (диспут, беседа и др.), построенных на технике общения с аудиторией, имеет некоторую специфику, отражающуюся в методике их подготовки (см. приложение У ).

Следует отметить, что только соблюдение всех представленных выше этапов деятельности в процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия позволит реализовать все изначально поставленные воспитательные цели.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Бутрым, Г.А. Сацыялiзацыя асобы сучаснага школьнiка: дапм. для настаўнiкаў / Г.А. Бутрым. – Минск: Беларусь, 2002. – 151 с.

3. Коваленко, Г.П. Внешкольная педагогика: не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка / Г.П. Коваленко, В.Г. Радунская, Н.В. Сергеева // Праблемы выхавання. –2000. –№ 4. – С. 106–117.

4. Коваленко, Г.П. Алгоритм проектирования внешкольных образовательных программ / Г.П. Коваленко // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 7. – С. 49 – 52.

5. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Внеклассная воспитательная работа –это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Внешкольная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья.

Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа специфичны по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения.

Выделяют ряд педагогических принципов ведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

    Принцип добровольности внеклассной и внешкольной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения.

    Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений будет носить общественно значимый характер, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства.

    Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, чтобы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий каждый ученик выполнял определенный вид деятельности.

    Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций имеет особую значимость в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, где потребность в игровых приемах наиболее высока.

    Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей .

Среди многообразия форм организации внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности чаще других используются:

 кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки;

 клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д.;

 комплексные формы детских образовательных объединений – студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.

К основным методам деятельности во внешкольной и внеклассной воспитательной работе относятся: а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т. п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т. п.); в) методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов); г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т. п.);

д) методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке).

Одно из направлений деятельности социального педагога заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Должен иметь подготовку в соответствии с программой института культуры или квалификацией педагога дополнительного образования.

Объектом деятельности соц. пед-га - организатора досуга являются ученики определенной группы классов (параллельных, начальных, старших), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы.

Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

Время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с какими-то обязанностями, обязательствами;

Свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

Часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

В содержательном плане структура досуга включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки); любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность.

Досуг ребенка - мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга - поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг для детей - всегда самореализация и самореабилитация. Это его очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят - школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг - школа поддержки, ободрения любого ребенка, а тем более слабого, «трудного».

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:

В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

Досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит - растут;

Досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;

Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.

Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

Вторая - с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

Третья - с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки т.д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива т. п.).

Досуг воспламеняет детей озарением, предвосхищением своих личных открытий, догадок или, как определяет Ш.А. Амонашвили, «личной эврикой».

Одной из распространенных форм организации досуга детей является клубная деятельность . По мнению С.Т. Шацкого (1878- 1934), одного из первых организаторов клубных объединений, чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. Цель учреждения дополнительного образования на современном этапе - правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего поколения.

Выделяют следующие функции учреждений дополнительного образован ия:

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума);

б) родительского спроса,

в) детского спроса. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономического спроса (возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д. - для взрослых и допрофессиональная подготовка - для детей);

д) правоохранительного спроса (профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей).

Психологическая функция :

а) развивающая (создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей: реализация детских интересов, приобретение умении и навыков.);

б) компенсаторная (психологическая компенсация неудач в семье, в школе);

в) релаксационная (возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе);

г) консультационная (для педагогов, родителей и детей).

Образовательная функция :

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д.

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,

д) социализирующая (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе и возможность попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.

"