Введение

Образование Древнерусского государства - результат длительного исторического процесса. На протяжении нескольких столетий восточные славяне не только освоили просторы Восточно-Европейской равнины, научились строить города, сформировали великую культуру, но и создали одно из самых больших государств средневековой Европы.

Цель моей контрольной работы - углубленное изучение государства Древняя Русь. Моей задачей является более подробно описать происхождение и расселение восточных славян, их занятия, общественный строй и религию. Также хотелось бы осветить такие вопросы как образование государства у восточных славян, внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Тема Древней Руси хорошо освещена в учебниках таких авторов как Чапек В.Ю., Орлов А.С. и т.д. Структура моей работы состоит из четырёх глав, введения и заключения.

Происхождение и расселение восточных славян в VI-VIII вв.

Славяне, как считают большинство историков, обособились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший; историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.). К середине I тысячелетия н. э. в основном завершается процесс расселения славян по территории Европы. Кроме названия «Венеды», славяне именуются также склавинами или антами, что говорит о выделении из общего праславянского мира отдельных ветвей славянства (впоследствии они будут называться западными - поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы; восточными - русские, украинцы, белорусы; южными - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы).

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческого мира, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

К VI в. относится обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой сложились впоследствии русский, украинский и белорусский народы.

В середине первого тысячелетия нашей эры на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племён. Каждое племя представляло собой совокупность родов, занимавшую сравнительно обособленную область. Карта расселения восточных славян в VIII-IX веках выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегу Ильменского озера и Волхова; кривичи с половчанами - у верховьев Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Чёрного моря и у Дуная.

Вероятно, на Дунае назрело разделение между южными и восточными славянами. Южным славянам удалось, в конце концов, прорваться в пределы Византийской империи. К VII-VIII векам они заняли весь Балканский полуостров, достигли Адриатического моря и проникли до самой южной оконечности Греции. Восточные славяне с Дуная отхлынули на север. Пути их проследить можно.

Конечно, лишь предположительно. Край, непосредственно примыкающий к устью Дуная с севера, вероятно, составлял территорию восточных славян ещё до расщепления южно-восточной ветви славян на южную и восточную, то есть во всяком случае ещё до VI века. Это примерно вытянутый к северо-западу четырёхугольник между Карпатами, гирлами Дуная, берегом Чёрного моря и Южным Бугом. В этом четырёхугольнике часть восточных славян осталась и тогда, когда другая часть пошла дальше.

С верховьев Прута, Днестра и Южного Буга расселение славян пошло на север и северо-восток. Ими были заняты верховья Западного Буга и верховья южных притоков Припяти. С верховьев Южного Буга по реке Росси движение восточных славян подошло к Днепру (поляне) и затем пошло вверх по Днепру, можно судить хотя бы по имени Десны. Десною, то есть правою рекою, назван был один из главных притоков Днепра с левой стороны (по течению). Таким образом, славянами занято было среднее течение Днепра и его притоков. В IX веке поток славянской колонизации, который шёл с низа Днепра, встретился с тем потоком, который шёл с запада. Вероятно, уходя под напором авар, спасавшихся от франкского разгрома, славянские племена с верховьев Вислы переходили на верховья Днепра, Оки и западной Двины (радимичи - по Сожу, вятичи - по Оке, полочане - по Западной Двине). Трудно сказать, когда и откуда пришли кривичи и славяне ильменские.

Расселение восточных славян вверх по Днепру предшествовало расселению их по северному побережью Чёрного и Азовских морей. Славянские племена могут быть отмечены в особенности на Дону. Арабский историк Ибн-Хордадбек называет Дон славянской рекою. Другой арабский писатель Масуди (X век) говорит, что берега Танаиса (Дона) обитаемы многочисленным народом славянским. Аль-Баларуди (писавший в 60-х годах Х века) писал о том, что дядя арабского халифа сделал набег на землю славян, живших в земле хазар.

На протяжении двух с половиною веков (от конца VI до начала IX) восточные славяне заняли, таким образом, обширную территорию от северо-западного угла Чёрного моря до Ладожского озера, а по северному побережью Чёрного моря - с перерывами - до Дона и Кубани. Славяне не сумели, однако, при этом добиться своего собственного государственного образования. Как было сказано, они вошли в состав государств, образованных кочевыми народами турецкого племени (авар и хазар). Но если не было единства государственного, было единство племенное. Сознание этого племенного единства разных восточнославянских племён было живо присуще ещё русскому летописцу XI века. Восточные славяне, делясь на различные племена, составляли один народ - народ русский.

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен - прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в .

В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

Восточнославянские племена

Русская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Колонизация этих земель происходила в двоякой форме: как в виде относительно единовременных перемещений больших племенных групп, так и путем постепенного «расползания» отдельных родов и семей. В отличие от южного и западного направлений славянской колонизации, освоение большей части восточноевропейской территории (ее лесной зоны) осуществлялось большей частью мирно, без каких-либо серьезных столкновений с туземным финским и балтским населением. Основным противником человека в этих местах был не враждебно настроенный чужак, а безлюдные дремучие леса. Лесную часть страны на протяжении многих столетий приходилось не столько завоевывать, сколько заселять.


В южной, лесостепной зоне, напротив, славянам пришлось выдержать изнурительную борьбу, но не с местным населением, а с пришлыми кочевыми ордами. Так, по меткому замечанию одного историка, русская история с самого своего начала как бы раздвоилась: в ней, наряду с собственно европейской историей, всегда являвшейся подлинной основой национально-государственной и культурной жизни русского народа, возникла навязанная и неотвязчивая азиатская история, изживать которую русскому народу пришлось на протяжении целого тысячелетия ценой неимоверных усилий и жертв (Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462). Изд. 2-е, исправленное. СПб., 1999. Т. 1. С. 43 ). Но сам этот труд по изживанию азиатской истории был подлинно европейским трудом — медленным, упорным и крайне тяжелым преодолением варварства посредством цивилизации и культуры.

«Повесть временных лет» перечисляет следующие восточнославянские племена, расселившиеся во второй половине I тысячелетия между Балтийским и Черным морями: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, бужане (или волыняне, осколки племенного объединения дулебов), белые хорваты, северяне, угличи и тиверцы. Некоторые из этих племен известны под их собственными именами и другим средневековым авторам. Константин Багрянородный знает древлян, дреговичей, кривичей, северян, словен и лендзян (видимо, выходцев из района современного Лодзя); Баварский географ сообщает о бужанах, волынянах, северянах и угличах; арабские историки, отдавая предпочтение в своих сообщениях общему термину «славяне» («ас-сакалиба»), особо выделяют среди них волынян-дулебов. Большая часть восточнославянских племен, населивших Русскую землю, принадлежала к «склавенской» ветви славянства, за исключением северян, угличей и тиверцев — «антов» византийских хроник.

В заселении земель древней Руси участвовали подчас те же славянские племена, которые колонизовали Балканы и западноевропейские территории. Археологически это подтверждается, например, находками в лесной зоне Восточной Европы (в Днепровско-Двинском и Окском бассейнах) так называемых лунничных височных колец, чье происхождение прочно увязывается со Среднедунайскими землями, где они были весьма распространенным украшением местных славян — дрогувитов (дреговичей), северян, смолян (являвшихся, вероятно, родственниками древнерусских кривичей, чьим главным городом был Смоленск), и хорватов, которые первоначально обитали в Верхнем Повисленье и на землях современных Чехии и Словакии (Седов В. В. Лунничные височные кольца восточнославянского ареала. В кн.: Культура славян и Русь. М., 1998. С. 255 ).

С продвижением на север носителей лунничных височных колец, скорее всего, связана популярность «дунайской темы» в русском фольклоре, особенно удивительная в былинном эпосе севернорусских земель. Дунай, на берегах которого славяне осознали свою этническую самостоятельность и самобытность, навсегда остался в народной памяти колыбелью славянства. Летописное известие о расселении славян по Европе с берегов Дуная, по-видимому, следует рассматривать не как ученую, литературную, а как народную, долетописную традицию. Слабые отголоски ее слышатся в некоторых раннесредневековых латинских памятниках. Анонимный Баварский географ IX в. упоминает некое королевство Zerivani (Сериваны) на левом берегу Дуная, откуда «произошли все славянские народы и ведут, по их словам, свое начало». К сожалению, это название несоотносимо ни с одним из известных государственных образований раннего Средневековья. Еще более ранний Раввенский аноним поместил прародину славян «в шестом часу ночи», то есть опять же в Подунавье, к западу от сарматов и карпов (жителей Карпат), которые, согласно этой географо-астрономической классификации, обитали «в седьмом часу ночи». Оба автора писали свои сочинения в то время, когда у славян еще не было письменности, и, следовательно, почерпнули свои сведения из их устных преданий.

Реки вообще привлекали к себе славян — этого поистине «речного» народа, — как это отмечали еще византийские писатели VI в. «Повесть временных лет» свидетельствует о том же. Общие контуры расселения восточнославянских племен всегда соответствуют в ней речным руслам. Согласно известию летописца, поляне осели по среднему Днепру; древляне — к северо-западу от полян, по реке Припяти; дреговичи — к северу от древлян, между Припятью и Западной Двиной; бужане — к западу от полян, по реке Западный Буг; северяне — к востоку от полян, по рекам Десне, Сейму и Суле; радимичи — к северу от северян, по реке Соже; вятичи продвинулись на восток дальше всех — к верховьям Оки; поселения кривичей протянулись вдоль верховьев Днепра, Волги и Западной Двины; озеро Ильмень и река Волхов, занятые ильменскими словенами, обозначили северную границу расселения, а Днестр и Южный Буг, освоенные тиверцами и угличами, — южную.

Арабские источники и Прокопий Кесарийский сообщают о продвижении славян еще дальше на восток — в Донской бассейн. Но закрепиться здесь им не удалось. В XI - XII столетиях, когда создавалась «Повесть временных лет», эти земли (за исключением Тмутороканского княжества) давно и безраздельно принадлежали кочевым племенам. Память о пребывании на них славян была утрачена, поэтому летописец и не включил Дон в число рек, по берегам которых «сели» наши предки. В целом летописное свидетельство о расселении восточных славян отличается высокой степенью достоверности и в главных чертах подтверждается другими письменными источниками, археологическими, антропологическими и лингвистическими данными.

Два миграционных потока в древнерусские земли

Итак, восточнославянский этнос не знал ни племенного, ни диалектного единства, ни общей «прародины», каковой вплоть до недавнего времени безоговорочно признавалось Среднее Поднепровье. В сложном процессе расселения восточных славян выделяются два основных потока, берущих свое начало на обширных территориях от низовьев Вислы до северодунайских земель. Направление одного из них пролегало через Южную Прибалтику в междуречье Днепра и Западной Двины, где он раздваивался: северо-восточный его рукав (ильменские словене и, отчасти, кривичи) ответвлялся в псковско-новгородские края, а юго-восточный (кривичи, радимичи и вятичи) «загибался» в бассейны Сожи, Десны и Оки. Другой поток устремлялся по Волыни и Подолии в Среднее Поднепровье (поляне) и, разветвляясь, уходил на север, северо-запад и северо-восток (древляне, дреговичи, северяне).

Рассмотрим каждый из этих потоков, присвоив им условные названия «северный» и «южный».

В северо-западных землях Древней Руси славянское население появилось не позже V в. — именно к этому времени относится возникновение культуры псковских длинных курганов, разбросанных по берегам Псковского озера, рек Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чадогощи. Ее археологический облик (вещевой инвентарь, погребальная обрядность и т. д.) резко отличается от местных балто-финских древностей и, напротив, находит прямые аналогии в славянских памятниках на территории Польского Поморья. С этого времени славяне становятся основным населением этого региона (Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 213 - 216 ).

Следующая волна «северного» потока славянского переселения археологически представлена браслетообразными височными кольцами — характерными женскими украшениями, не свойственными ни одной из финно-угорских и балтских культур. Очагом этого миграционного движения было Повисленье, откуда славянские племена, носители браслетообразных колец, заселили западную часть ареала культуры псковских длинных курганов, продвинулись в Полоцкое Подвинье, Смоленское Поднепровье и далее на восток в междуречье Волги и Клязьмы, достигнув в IX - X вв. южных берегов Белоозера. Местное финское и балтское население было довольно быстро подчинено и отчасти ассимилировано пришельцами.

Почти одновременно в эти же земли пришли дунайские смоляне, чьим отличительным признаком являются лунничные височные кольца. Эти разные группы славянского населения объединились в мощный племенной союз кривичей. Летописец отметил, что кривичи обитали «...на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск»; они же были «первии насельници... в Полотьски», в их земле стоял Изборск. О том, что кривичи были пограничным населением всего древнерусского Северо-Запада, свидетельствует, в частности, латышское название русских — krievs («криевс»).

Другим местом оседания славян, участников «северного» колонизационного потока, было северо-западное Приильменье и исток Волхова. Наиболее ранние славянские памятники (культура новгородских сопок) датируются здесь VIII в. Большая их часть сосредоточена по берегам Ильменя, остальные рассеяны в верховьях Луги, Плюссы и бассейне Мологи.

Что касается радимичей и вятичей, то современные данные полностью подтверждают летописное известие об их происхождении «из ляхов». Но если радимичи, подобно ильменским славянам и западным кривичам, сохранили южнобалтийский антропологический тип, то вятичи унаследовали некоторые расовые черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины.

«Южный» поток хлынул на Среднерусскую равнину несколько позднее. Заселение славянами Среднего Поднепровья и лесостепной полосы с ее черноземными просторами началось в последних десятилетиях VII в. Два обстоятельства способствовали этому: во-первых, уход из Северного Причерноморья булгар и, во-вторых, образование в степях между Волгой и Доном Хазарского каганата, который временно перекрыл воинственным заволжским кочевникам — печенегам и венграм — дорогу на запад; в то же время сами хазары почти не беспокоили славян на протяжении всей первой половины VIII в., так как были вынуждены вступить в длительную войну с арабами за Северный Кавказ.

Впрочем, заселяя Поднепровье, славяне еще долго предпочитали держаться лесных массивов, по долинам рек спускавшихся в степи. В VIII в. здесь возникает раннеславянская роменская культура. В следующем столетии славянские поселения продвигаются еще дальше в глубь степей, как это можно видеть по памятникам боршевской культуры на Среднем и Нижнем Дону.

Антропологические исследования показывают, что в заселении лесостепной полосы принимали участие славянские племена, принадлежащие как к балтийскому антропологическому типу (высокий лоб, узкое лицо), так и к среднеевропейскому (низкий лоб, широкое лицо).

Расселение славян на древнерусских землях сопровождалось стычками между племенами, порой принимавшими весьма ожесточенный характер. Столкновения были вызваны покушениями на соседнюю территорию, прежде всего на охотничьи угодья.

Конфликты этого рода были, вероятно, повсеместным явлением, но «Повесть временных лет» запомнила только один из них: поляне, по словам летописца, «быша обидимы древлянами и окольними». Обидеть племя или народ — значит, нарушить добрососедские отношения. Следовательно, речь идет о каком-то попрании прав полян на занимаемую ими территорию со стороны соседних племен.

Похоже, суть конфликта проясняет одна из былин киевского цикла, сохранившая реалии «докиевской» эпохи. Однажды, во время очередного «почестного пира» в Киеве, к князю Владимиру явились его слуги — и в каком виде?

Все они избиты-изранены.
Булавами буйны головы пробиваны,
Кушаками головы завязаны.

Оказалось, что они «наехали во чистом поле» на толпу неизвестных «молодцов» — «за три ста и за пять сот», которые «избили-поранили» княжьих людей, «повыловили» всю «белую рыбицу», «повыстрелили туров-оленей» и «повыхватали ясных соколов». Обидчики назвались «дружиною Чуриловою». В дальнейшем выясняется, что этот Чурила Плёнкович живет «не в Киеве», а «пониже малова Киевца» (на Нижнем Дунае), причем своим могуществом и богатством он превосходит князя Владимира — двор у него «на семи верстах», обнесен «железным тыном», а «на всякой тынинке по маковке, а и есть по земчужинке». Эта былина как будто является фольклорным вариантом летописного известия о нападении «древлян и окольних» на угодья полян.

Два независимых друг от друга миграционных потока, вобравшие в себя разные группы славянских племен, обусловили «двуполюсное» развитие ранней русской истории. Русский юг и русский север долгое время шли если не совсем различными, то вполне самостоятельными путями. Охотно подчеркивая свои отличия друг от друга, они слишком часто забывали о том, что их объединяло. И в конце концов историческая задача достижения государственного и народного единения оказалась не по силам ни одному, ни другому. Поэтому можно сказать вслед за С. М. Соловьевым, что Новгородская и Киевская земли были не двумя центрами, а двумя главными сценами нашей древней истории. Подлинное средоточие Русской земли находилось не там и обнаружило себя не сразу. Зерно ее государственности — Владимиро-Суздальская Русь — медленно вызревало в стороне от кипучей жизни древнерусского пограничья.

Расселение славян

Замечание 1

Необходимо отметить, что во всех письменных источниках, дошедших до нашего времени, упоминание славян относится к $V-VI$ векам. Но археологические данные показывают, что славянская культура зародилась и распространилась по территории современной России намного раньше. Киевскую археологическую культуру относят к началу $II$ века н.э. Академик В.В.Седов сообщает подклешевых погребениях в междуречье Одера и Вислы, которые датируются $400-100$ годами до нашей эры. Существуют и более древние находки: археологами на берегах Дона были найдены останки человека и прочие артефакты возрастом в пределах $45$ тыс. лет.

Все племена, проживавшие к западу от верховьев реки Днепр, в междуречье Одера и Вислы, классифицировались как венеды до $IV-VI$ веков. После указанного времени их стали различать по ещё одному названию - склавинов либо славян. Тацит, оставивший после себя подробные описания всевозможных племён и народов писал, что в отличие от сарматов-кочевников, венеды вели скорее оседлый образ жизни, промышляли ремёслами, возводили долговечные здания, занимались земледелием, скотоводством и др. Эти племёна продолжали оставаться на стадии общинного строя, где отсутствовало общественное неравенство и при котором все члены сообщества принимали равное участие в трудовой деятельности . Но, как уже было сказано, к $V$ веку данный строй начал потихоньку сноситься, ибо ему начал противопоставлять себя экономический строй, в котором правит тот, кто богаче, сильнее и у кого больше власти. Кроме этого, к славянам относились также племена антов. Хоть славян и антов распознавали и относили к различным племенам, это разделение носило исключительно территориальный характер. У антов и славян были одни и те же язык, верования и обычаи. Историки считают, что некогда они были одним большим племенем, но после расселения по Руси на большие расстояния, их стали отличать. Есть сведения, что анты были полностью уничтожены в $602$ году аварами. О той войне сохранилось очень мало информации, но потом сообщения об антах больше ни у кого не встречаются.

Восточнославянские племена

Историки славянской культуры выделяют несколько племён, существовавших на территории нашей державы в период с $VI$ по $XI$ века: Дулебы. Считаются одной из самых древних групп восточных славян. Проживали в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи считают, что от дулебов позже произошли древляне и волыняне. Нужно указать, что дулебы приняли участие в походе в $907$ году на Константинополь князя Олега.

Волыняне. Ряд исследователей разделились во мнениях на счёт волынян и бужан. Одни заявляют, что это два различных племени, иные признают, что это различные наименования одного племенного союза. Волыняне проживали на берегах западного Буга и у истока реки Припять. По имеющимся сведениям у волынян было от $70$ до $231$ городов.

Вятичи. Альянс племён, которые проживали по берегам верхнего и среднего течения Оки и по берегам реки Москва. В Повести Временных Лет указывается, что родоначальником вятичей был Вятко, урождённый поляк либо лях. Вятичи чрезвычайно длительное время сопротивлялись насаждаемому христианству. Владимир Мономах в начале $XII$ века воевал с предводителем вятичей князем Ходотой. Длительное время они сберегали языческие верования.

Древляне. По объяснению одного летописца, название относится непосредственно к тому, что древляне проживали в лесах. Они жили на правом берегу Днепра, на территории Полесья, около таких рек, как Тетерев, Уборт, Уж, Ствига. Судя по данным археологии, древляне жили мирной жизнью. Основным их занятием было хлебопашество, скотоводство, разный промысел. Хотя древляне фактически не вели войн, с ними связана одна весьма известная история о том, как в $945$ году они убили киевского князя Игоря, которому не хотели заплатить большую дань. После убийства всё племя древлян сильно поплатилось за преступление. Ольга, вдова Игоря, спалила их столицу Искоростень, почти все были убиты, иные были отданы в рабство.

Дреговичи. Судя по раскопкам, дреговичи, проживали в середине реки Припять, в верховьях реки Неман, а также в водоразделе рек Друть и Березина.

Рисунок 1.

Кривичи. Племенной союз пребывал на землях Витебской, Псковской, Могилёвской, Смоленской и Брянской обл. Кривичей помимо прочего разделяют на две группы: Псковскую и Полоцко-Смоленскую. В Повести Временных Лет говорится о том, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Частью племенного союза кривичей были Полочане (Полоцк), которых некоторые исследователи относят к отдельной группе.

Поляне. Поляне проживали на территории современного Киева и на Днепре. С полянами связана одна из самых актуальных гипотез о происхождении Руси. По некоторым данным, поляно-русская легенда считается значительно древнее, чем варяжская. Поляне, которые пришли из Норика на Дунае впервые называться Русь: «Поляне яже нынче зовомая русь ».

Поляне были чрезвычайно развитой культурой, вследствие чего древляне, дреговичи и другие племена уже к $IX$ веку стали подвластны полянам. Их городами считаются Киев, Белгород, Вышгород, Звенигород, Василев (Васильков), Треполь (с.Триполье).

Радимичи. Союз племён, проживавших в восточной части Верхнего Поднепровья, а также на реке Сож и её притоках. Согласно Повести Временных Лет, родоначальником радимичей был Радим и его брат Вятко (который позднее основал племя вятичей), которые были польского происхождения. Археологи указывают на некоторые схожие черты между племенами радимичей и вятичей. В частности и те и другие пользовались женскими украшениями - височными кольцами, оба племени хоронили останки погибших в срубе. В Повести Временных лет говорится, что в $984$ году воевода киевского князя Владимира Святославовича разбил войско радимичей. В этой же летописи они упоминаются в последний раз в $1169$ году. После этого времени территория радимичей вошла в состав Черниговского и Смоленского княжеств.

Северяне. Северяне - восточнославянский союз племён, которые проживали в бассейнах реки Десна, Сула и Сейм вплоть до $IX-X$ вв. С названием этого племени связаны определённые проблемы. Северяне не являлись самым северным народом. К примеру, вятичи и радимичи жили гораздо севернее, потому название не принято отождествлять с географическим положением племени. Исследователь В. В. Седов, занимавшийся данным вопросом, выдвигает следующую версию происхождения: слово "Северяне" может нести в себе скифско-сарматские корни и, следовательно, переведено, как " Чёрный ". Доказательством этого служит Чернигов – центральный город северян.

Ильменские словене. Ильменские словене являлись соседями кривичей и проживали на территории Новгородской Земли, около озера Ильмень, откуда и пошло их название. Повесть Временных Лет упоминает ильменских словен как одно из нескольких племён, которые призвали варягов.

Тиверцы. Тиверцы проживали в междуречье Прута и Днестра, Дуная, Буджакского побережья Чёрного моря, на землях Украины и Молдавии. Возможно, что название тиверцы восходит к древнегреческому слову Тирас, которым те называли реку Днестр. Из-за постоянных набегов печенегов и половцев, в начале XII века тиверцы ушли со своих земель, а потом смешались с другими славянскими племенами.

Уличи. Жили в нижних течениях Буга, Днепра и по берегам Чёрного моря (ПВЛ. - "Раньше уличи посиживали в низовьях Днепра, но в последующие дни переселились на Буг и Днестр"). Центральным городом племён был Пересечен. Вероятно, что этноним уличи проиходит от слова " Угол". Известно, что в $885$ году с уличами воевал Олег Вещий. Киевский воевода Свинельд в $X$ веке $3$ года держал Пересечен в осаде.

Чудь. Легендарное племя, проживавшее на севере европейской части Руси и Приуралья. В основном, о данном племени известно лишь из преданий народностей Коми. В настоящее время считается, что чудь - это предки современных эстонцев, карелов, вепсов, коми и коми-пермяков. Название связано с их отождествлением в Древней Руси, как племени с чудными обычаями и дивным языком, которые в значительной степени отличались от других славянских племён.

Выделяются из индоевропейской группы приблизительно к первой половине первого тысячелетия В этот же период можно судить о начавшемся расселении этих племен и заселении ими постоянных территорий. Происхождение и расселение славян - вопрос дискуссионный среди большинства историков. Изучался он на протяжении многих лет, причем на основании самых различных источников. По некоторым версиям славяне являются автохтонным, то есть местным населением. Иная часть историков придерживается мнения о том, что они - пришлый народ.

Основным историческим произведением, из которого можно проследить происхождение и расселение восточных славян, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. По своему стилю это летопись, которая по хронологии описывала события, происходящие в те времена. В самом начале повествования монах определяет и ареал расселения - племена восточных славян, по его мнению, первоначально жили в бассейне реки Дунай. Вследствие того, что на наступали так называемые «волохи», они были вынуждены переменить место проживания, и продвинулись на восток, к реке Днепр. Археологические источники, однако, подтверждают пребывание славян и в бассейне реки Одер, что ставит под сомнение теорию Нестора, хотя на данный момент она является наиболее приемлемой.

Расселение восточных славян в бассейне приводит к оседлости их на этой территории. Однако «Повесть временных лет» Нестора - не единственный источник, откуда можно узнать эти данные. Так, византийские летописи также свидетельствуют, что к моменту славяне занимали территорию центра и востока Европы, причем уже тогда византийцы выделяют три ветви славян - склавины, анты и венеды. Всего к этим ветвям причисляют более ста пятидесяти различных племен, которые проживали на указанной территории. К сожалению, на сегодня большинство названий этих племенных союзов утрачено, а до наших дней дошли лишь упоминания о полянах, древлянах, волынянах, тиверцах, северянах, вятичах, дулебах, радимичах, бужанах, кривичах, уличах и других племенах.

О расселении славян писали также римляне и арабы. Упоминания об этих племенах встречаются в трудах Тацита, Плиния Старшего, Птолемея. О славянах, как о храбрых воинах, писали готские вожди, а именно Германарих, разбитый славянскими бойцами. Несмотря на одиночные победы, славяне были мирным населением, неприспособленным к войне. Об этом свидетельствуют источники, описывающие казнь семидесяти славянских представителей Винитаром, племянником Германариха.

Расселение восточных славян на территории Дуная подтверждалось такими выдающимися российскими историками, как Карамзин, Ключевский, Соловьев. Однако для Ключевского версия об оттеснении славян менее приемлема - историк говорит о медленном их расселении в сторону Днепра, что исключает вынужденность этого процесса. К примеру, Борис Рыбаков предпочитает объединять эти две теории и не выделять бассейн Дуная и Днепра. На сегодня синтез этих двух точек зрения является наиболее приемлемым, хотя в последнее время ведутся исследования в сторону северных регионов. Возможно, через некоторое время эти теории также будут изменены.

Стоит сказать, что расселение восточных славян не ограничилось бассейном Дуная и Днепра. Уже к девятому веку нашей эры у них начинают появляться первые города, которые все более отдаляются от первичного места расселения. Одними из первых форпостов стали следующие: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, Муром. И если возле Днепра консолидирующим центром стал Киев, то ближе к северу таковым становится Новгород.