С 1 июля 2017 года медицинские учреждения могут оформлять электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН) наравне с бумажными больничными. Что представляет собой система взаимодействия с ФСС по обмену сведениями в целях формирования электронных больничных? Как этот функционал работает в программах 1С? Рассказываем.

Поправки в положения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» о введении ЭЛН внесены Федеральным законом от 01.05.2017 N 86-ФЗ.

Целью появления электронных листков нетрудоспособности ФСС называет объединение информации по больничным в единую базу, уход от громоздкой системы хранения и обработки данных, а также снижение затрат страхователей. Ну, и экономия бюджетных средств, конечно.

Что получат работодатели от введения электронных больничных

В общем, дивиденды неплохие. Начнем с того, что заполнение документов на компьютере удобнее и проще, поэтому бухгалтерам компаний не придется сталкиваться с ошибочно оформленными медиками больничными, бояться претензий ФСС и обращаться туда с запросами по поводу оплаты сомнительных листов.

Во-вторых, бухгалтерам самим не придется руками вписывать информацию в листы нетрудоспособности, думать о цвете чернил, отсутствии ошибок и волноваться, чтобы не дрогнула рука.

Об ошибочной переплате или недоплате пособия, исправлениях и изменениях информации в больничных можно уже не вспоминать. Понятно уже, что эта работа – нелегкий участок бухгалтерского труда, а перевод больничных в электронный формат его значительно облегчит. Не зря же пилотный проект ФСС в нескольких регионах, где новая система по обмену сведениями для выдачи ЭЛН проходила «обкатку», признан успешным.

Как работает система ЭЛН

Итак, обмен сведениями о страховых случаях по временной нетрудоспособности и материнству осуществляется с помощью Единой интегрированной информационной системы «Соцстрах» ФСС РФ (ЕИИС «Соцстрах»). Участниками этой системы являются:

  1. страховщик – ФСС РФ
  2. страхователи (работодатели)
  3. медицинские организации (больницы, поликлиники) и федеральные государственные учреждения (бюро) медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Оформлять ЭЛН медицинские организации могут при соблюдении двух условий:

  • работник-застрахованное лицо дает на это письменное согласие;
  • медицинская организация и страхователь-работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия с ФСС по обмену сведениями в целях формирования ЭЛН.

Работодатели могут взаимодействовать с ФСС по поводу ЭЛН . В настоящее время электронный листок нетрудоспособности и обмен с органами ФСС реализован в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" (ред. 3) с версии 3.1.2.293.

Взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования ЭЛН

Схема взаимодействия между застрахованным лицом, работодателем, ФСС и медицинским учреждением выглядит следующим образом:

  1. Работник-застрахованное лицо дает медицинскому учреждению письменное согласие на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
  2. Медицинское учреждение формирует ЭЛН (поддерживается в решениях 1С:Медицина), подписывает его усиленной квалифицированной подписью врача и медицинской организации и отправляет всю информацию по больничному в ФСС.
  3. Медицинское учреждение выдает работнику номер ЭЛН для передачи его страхователю-работодателю.
  4. Работник сообщает работодателю номер ЭЛН.
  5. Работодатель по номеру ЭЛН непосредственно из своей программы 1С запрашивает и получает из базы ФСС все данные больничного.
  6. По полученным из базы ФСС данным в программах 1С автоматически рассчитывается пособие по временной нетрудоспособности (сведения о страхователе, о застрахованном лице, о среднем заработке, стаже работы и другая необходимая информация уже хранится в 1С)
  7. Работодатель оплачивает работнику больничный лист.
  8. Информация о сумме выплаченного пособия отправляется в ФСС.
  9. ФСС частично оплачивает больничный (для регионов «прямых» выплат).

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 приняты Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ и от 03.07.2016 № 250-ФЗ, в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам. В статье рассмотрим порядок взаимодействия страхователя, ФСС и ФНС в переходный период.

Общие положения о начислении и уплате страховых взносов

Налоговый кодекс дополнен новыми положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.

В Налоговой кодекс введена новая глава 34 «Страховые взносы», в которой установлены:

  • объект и база по страховым взносам;
  • суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;
  • тарифы, в том числе пониженные;
  • единая форма и сроки представления отчетности;
  • порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Кроме того, предусмотрена возможность зачета расходов, произведенных плательщиками страховых взносов, на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов (п. 2 ст. 431 НК РФ). Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ действие п. 2 ст. 431 НК РФ ограничено до 31 декабря 2018 года включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.

Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу. Поэтому контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов будут осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.

Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС в порядке, установленном Федеральным законом № 125-ФЗ , на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС.

Межведомственный обмен информацией между ФСС и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П .

Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС.

Взаимодействия страхователя с ФСС и ФНС до 01.01.2017

В связи с тем, что страхователи переходят на уплату страховых взносов в соответствии с новым порядком, ФСС выпустил Информационное письмо «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС РФ по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года», в котором разъяснил порядок действий страхователя в переходный период.

В силу приведенных указаний страхователи (бюджетные учреждения) должны:

  • представить в ФСС расчеты по страховым взносам (по форме 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
  • подать в ФСС заявление о возврате переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ, за период до 31.12.2016;
  • подать в ФСС заявление о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения;
  • при необходимости провести с ФСС сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016;
  • уплатить страховые взносы в ФСС до 31.12.2016 по действующему коду бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата взносов производится в 2016 году.

Дополнительно в письме отмечено, что с 01.01.2017 страховые взносы будут уплачиваться в ФНС, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическое перечисление денежных средств будет осуществляться в 2017 году.

Полагаем, аналогичные действия (в части сверки расчетов и уплаты необходимых платежей и представления отчетности) следует выполнить в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Иными словами, отчетность по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год нужно представлять в порядке, действующем до 1 января 2017 года.

Напомним, что сроки подачи отчетности в ПФР и ФСС установлены п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ . Они зависят от способа представления отчета.

Направлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью обязаны страхователи, численность сотрудников которых превышает 25 человек.

До 01.01.2017 ФСС осуществляет свои контрольные функции:

1) контролирует счисление и уплату страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 посредством проведения камеральной проверки представленной отчетности по итогам 2016 года и выездных проверок. При этом при проведении контрольных процедур действует порядок, который был установлен Федеральным законом № 212-ФЗ;

2) проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года.

По итогам проведения контрольных мероприятий ФСС направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки, а также рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС.

Также ФСС будет направлять в ФНС в рамках межведомственного взаимодействия:

  • решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;
  • решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы фонда за период до 01.01.2017;
  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки за периоды до 01.01.2017;
  • решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) суммах страховых взносов.

Взаимодействие страхователя с ФСС и ФНС с 01.01.2017

Действия страхователя с 01.01.2017 определяются положениями гл. 34 НК РФ, которая вступает в силу с указанной даты.

В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение года по итогам каждого календарного месяца страхователи исчисляют и уплачивают страховые взносы. Как и ранее, сумма страховых взносов за календарный месяц подлежит уплате не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Она перечисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ). При этом в платежном поручении на перечисление указывается новый КБК, открытый ФНС с 1 января 2017 года.

В связи с тем, что уплата страховых взносов с 01.01.2017 будет осуществляться в ФНС, заявление на возврат переплаты следует подавать в налоговые органы.

В силу п. 7 ст. 431 НК РФ страхователи будут обязаны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

– по месту нахождения организации;

– по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Отметим, что отчетность по страховым взносам будет подаваться по новым формам, которые заменят действующие в настоящее время расчеты по страховым взносам РСВ-1 и 4-ФСС. Форма, форматы и порядок представления расчетов по страховым взносам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В Письме ФНС РФ от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ «Об отчетности по страховым взносам» специалисты налогового ведомства разъяснили, что в новой отчетной форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, и сокращены лишние и дублирующие показатели.

В соответствии с подготовленным проектом расчет по страховым взносам включает:

  • титульный лист;
  • лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;
  • раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» к разд. 1;
  • приложение 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование» к разд. 1;
  • приложение 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» к разд. 1;
  • приложение 4 «Расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» к разд. 1;
  • ряд приложений, необходимых для применения пониженных тарифов страховых взносов;
  • раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства» к разд. 2;
  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

Помимо расчета по страховым взносам, представляемого в налоговую инспекцию, страхователи, производящие выплату персоналу, работающему по трудовым договорам, должны будут подавать:

1) отчетность в ПФР в виде:

– ежемесячных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Срок представления сведений – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (в настоящее время – не позднее 10-го числа) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);

– отчета о стаже каждого работника, на вознаграждение которому начисляются страховые взносы (ежегодный отчет, который надо будет сдавать не позднее 1 марта года, следующего за отчетным) (пп. «в» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);

2) отчетность в ФСС в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на травматизм, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. В настоящее время ФСС подготовил проект новой отчетной формы, представляемой плательщиками страховых взносов на травматизм. Она практически дублирует разд. II действующей формы 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. На основании ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ отчетность представляется на бумажном носителе – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В форме электронного документа – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Напомним, что с 01.01.2017 ФНС:

– осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном НК РФ. Проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС, и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС;

– проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;

– выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;

– рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.

ФНС направляет в ФСС в рамках межведомственного взаимодействия:

– информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);

– решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;

– информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 01.01.2017.

1) камеральные проверки расходов на взносы по ВНиМ:

– по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;

– на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС;

2) проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

3) проводит совместно с ФНС плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

Кроме того, фонд рассматривает жалобы страхователей по актам проверок расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Начиная с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС. Как администратор доходов ФСН будет осуществлять контроль над правильностью начисления и уплаты страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

2. До 1 января 2017 года страхователи должны произвести сверку расчетов с ПФР, ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам. В случае необходимости –подать заявление о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за период до 31.12.2016.

3. В наступившем 2017 году страхователи обязаны представить отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2016 год в ПФР и ФСС в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 212-ФЗ. Начиная с I квартала 2017 года отчетность по страховым взносам представляется в ФНС.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования РФ с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам РФ, утв. руководителями ФНС РФ и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Несмотря на то, что функции администрирования страховых взносов, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, переданы налоговым органам, возмещением расходов на обязательное социальное страхование занимаются территориальные органы ФСС. В статье напомним, какие регионы участвуют в 2017 году в пилотном проекте, а также расскажем о взаимодействии организаций с территориальными органами ФСС при наступлении страхового случая. Кроме того, обозначим особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС в рамках пилотного проекта.

В начале напомним, что в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (далее – Постановление № 294) установлены:

  • Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта;
  • Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2019 годах застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта;
  • Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 – 2019 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта;
  • Положение об особенностях уплаты страховых взносов в 2012 – 2019 годах в ФСС в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта.

Какие регионы участвуют в реализации пилотного проекта в 2017 году?

В соответствии с п. 2 Постановления № 294 в реализации пилотного проекта принимают участие:

Наименование региона

Дата начала действия пилотного проекта

Карачаево-Черкесская Республика

Нижегородская область

Астраханская область

Курганская область

Новгородская область

Новосибирская область

Тамбовская область

Хабаровский край

Республика Крым

г. Севастополь

Республика Татарстан

Белгородская область

Ростовская область

Самарская область

Республика Мордовия

Брянская область

Калининградская область

Калужская область

Липецкая область

Ульяновская область

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Калмыкия

Алтайский край

Приморский край

Амурская область

Вологодская область

Магаданская область

Омская область

Орловская область

Томская область

Еврейская автономная область

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Владимирская область

Волгоградская область

Воронежская область

Ивановская область

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Курская область

Рязанская область

Смоленская область

Тверская область

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Северная Осетия – Алания

Республика Хакасия

Кабардино-Балкарская Республика

Удмуртская Республика

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Архангельская область

Тульская область

Ярославская область

Кто не является участниками пилотного проекта?

Итак, участниками пилотного проекта не признаются:

  • обособленные подразделения, расположенные в регионе, участвующем в реализации пилотного проекта, которые не ведут самостоятельные расчеты с ФСС, подведомственные головному учреждению, зарегистрированному в регионе, где применяются традиционные расчеты по выплате пособий. Страховые взносы за них уплачивает головное учреждение по месту регистрации в регионе традиционных расчетов по выплате пособий;
  • головные учреждения, расположенные в регионах традиционных расчетов по выплате пособий, чьи обособленные подразделения самостоятельно уплачивают страховые взносы в регионах, участвующих в реализации пилотного проекта;
  • лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Виды страхового обеспечения в рамках пилотного проекта

Отметим, что особенностью участия в реализации пилотного проекта является то, что территориальные органы ФСС исчисляют и выплачивают пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством напрямую работающим гражданам (на лицевой счет в банке или по почте). К таким пособиям относятся:

  • пособие по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период отпуска и проезда к месту лечения и обратно лицам, пострадавшим в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Работодателю-страхователю территориальный орган ФСС в рамках пилотного проекта возмещает только произведенные им расходы:

  • на оплату четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;
  • на выплату социального пособия на погребение;
  • на принятие предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Взаимодействие работника, организации и территориального органа ФСС

Работник. Застрахованное лицо должно обратиться к своему работодателю при наступлении страхового случая. Оно представляет:

К сведению:

Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами №255-ФЗ и 81-ФЗ .

Приведем перечень документов, которые работник должен подать работодателю.

Вид пособия

Документы, необходимые для начисления и выплаты пособия

Пособие по временной нетрудоспособности

Листок нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием

Листок нетрудоспособности, акт о несчастном случае на производстве либо акт о случае профессионального заболевания (или копия материалов расследования – в случае продолжения расследования)

Пособие по беременности и родам

Листок нетрудоспособности

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Справка из медицинского учреждения о постановке на учет в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении ребенка

Справка о рождении ребенка, справка с места работы (с места службы, из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие ему не назначалось, копия решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью) – для лиц, заменяющих родителей

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), справка с места работы (с места службы, из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие ему не назначалось, другие документы, установленные п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н

Обратите внимание:

Сотрудник – застрахованное лицо напрямую обращается в территориальный орган ФСС в случае прекращения страхователем (работодателем) деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического места нахождения на день обращения застрахованного за пособием. При этом он также должен представить заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего пособия.

Работодатель. Страхователь обязан в течение пяти календарных дней со дня представления работником заявления и документов передать в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявления и документов по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ № 335.

К сведению:

Аналогичные сроки установлены в случае представления застрахованным лицом заявления о перерасчете и справки (справок) о сумме заработка.

Кроме того, страхователь обязан в трехдневный срок направить в территориальный орган ФСС уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае:

  • прекращения с ним трудовых отношений;
  • начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня;
  • смерти его ребенка;
  • прекращения обстоятельств, наличие которых стало основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия.

Также работодателю необходимо помнить следующее. Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых эта численность превышает названный предел, представляют сведения, требуемые для назначения и выплаты соответствующего пособия, в электронной форме по форматам, установленным ФСС. Формы реестров сведений и порядок их заполнения также утверждаются ФСС. В таком же виде сведения могут передавать организации, у которых среднесписочная численность физических лиц составляет менее 25 человек.

Территориальный орган ФСС. После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего пособия, либо реестра сведений территориальный орган ФСС в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия. Выплата застрахованному лицу пособия осуществляется территориальным органом ФСС путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего пособия.

К сведению:

В аналогичном порядке осуществляется первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Последующая выплата пособия застрахованному лицу производится территориальным органом ФСС с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие.

Кроме того, если в территориальный орган ФСС страхователь представил не все документы, сотрудники фонда в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляют (вручают) ему извещение о необходимости направить недостающие документы или сведения. Форма такого извещения также установлена Приказом ФСС РФ № 335. Далее страхователь (работодатель) должен представить недостающие документы или сведения в фонд в течение пяти рабочих дней с даты получения извещения, если оно направлено заказным письмом. При этом извещение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма. Страхователь подтверждает в электронной форме получение извещения в течение одного рабочего дня со дня его получения. При отсутствии подтверждения получения извещения территориальный орган ФСС за три рабочих дня со дня истечения срока, установленного для подтверждения получения, направляет страхователю такое извещение заказным письмом.

Особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС в рамках пилотного проекта

Известно, что начиная с I квартала 2017 года применяется новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС). Данная форма утверждена Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381. Это связано с тем, что администрирование страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передано налоговому органу.

28.04.2017 вступил в силу Приказ ФСС РФ № 114 , которым утверждены Особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС страхователями, зарегистрированными в территориальных органах ФСС, находящихся на территории субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (далее – Особенности № 114).

Согласно п. 2 Особенностей № 114 страхователи, которые уже участвуют в реализации пилотного проекта:

  • не заполняют строку 15 «Расходы по обязательному социальному страхованию» в таблице 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • не заполняют и не представляют таблицу 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

К сведению:

Пункт 2 Особенностей № 114 необходимо применять при заполнении расчета по форме 4-ФСС начиная с I квартала 2017 года.

Согласно п. 3 Особенностей № 114 страхователи, которые присоединятся к реализации пилотного проекта с 01.07.2017:

  • не заполняют строку 15 «Расходы по обязательному социальному страхованию» по графе 1 «За последние три месяца отчетного периода», по строкам «1 месяц», «2 месяц», «3 месяц» в таблице 2;
  • в таблице 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» отражают данные по расходам, произведенным страхователями за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по состоянию на 1 июля года присоединения субъекта РФ к пилотному проекту. Начиная с I квартала года, следующего за годом присоединения субъекта РФ к пилотному проекту, в представляемом расчете по страховым взносам данная таблица не заполняется и не представляется;
  • показывают суммы расходов на цели обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенных страхователем в текущем расчетном периоде, не принятых к зачету территориальным органом фонда на 1 июля года присоединения субъекта РФ к пилотному проекту, путем уменьшения ранее отраженных ими показателей по расходам по строке 15 «Расходы по обязательному социальному страхованию» в графе 1 «На начало отчетного периода» и графе 3 «Сумма» таблицы 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также по соответствующим строкам в таблице 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

К сведению:

Положения п. 3 Особенностей № 114 необходимо применять при заполнении расчета по форме 4-ФСС начиная с расчета за девять месяцев года присоединения субъекта РФ к пилотному проекту.

* * *

В заключение еще раз отметим, что особенностью реализации пилотного проекта является то, что застрахованное лицо напрямую получает пособие из территориального органа ФСС, но заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, представляет работодателю по месту работы (службы). Организации, в свою очередь, необходимо помнить про особенности заполнения расчета по форме 4-ФСС в рамках реализации пилотного проекта.

Приказ ФСС РФ от 17.09.2012 № 335 «Об утверждении форм документов, приме-няемых для выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях граж-данам, имеющим детей».

Приказ ФСС РФ от 28.03.2017 № 114 «Об утверждении особенностей заполнения страхователями, зарегистрированными в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), форма которого утверждена Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 381».

В соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам. В статье рассмотрим порядок взаимодействия страхователя, ФСС и ФНС в переходный период.

Общие положения о начислении и уплате страховых взносов

Налоговый кодекс дополнен новыми положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.

В Налоговой кодекс введена новая глава 34 «Страховые взносы», в которой установлены:

  • объект и база по страховым взносам;
  • суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;
  • тарифы, в том числе пониженные;
  • единая форма и сроки представления отчетности;
  • порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Кроме того, предусмотрена возможность зачета расходов, произведенных плательщиками страховых взносов, на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов (п. 2 ст. 431 НК РФ). Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ действие п. 2 ст. 431 НК РФ ограничено до 31 декабря 2018 года включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.

Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу. Поэтому контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов будут осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.

Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС в порядке, установленном Федеральным законом № 125-ФЗ , на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС.

Межведомственный обмен информацией между ФСС и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П .

Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС.

Взаимодействия страхователя с ФСС и ФНС до 01.01.2017

В связи с тем, что страхователи переходят на уплату страховых взносов в соответствии с новым порядком, ФСС выпустил Информационное письмо «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС РФ по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года», в котором разъяснил порядок действий страхователя в переходный период.

В силу приведенных указаний страхователи (бюджетные учреждения) должны:

  • представить в ФСС расчеты по страховым взносам (по форме 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
  • подать в ФСС заявление о возврате переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ, за период до 31.12.2016;
  • подать в ФСС заявление о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения;
  • при необходимости провести с ФСС сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016;
  • уплатить страховые взносы в ФСС до 31.12.2016 по действующему коду бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата взносов производится в 2016 году.
Дополнительно в письме отмечено, что с 01.01.2017 страховые взносы будут уплачиваться в ФНС, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическое перечисление денежных средств будет осуществляться в 2017 году.

Полагаем, аналогичные действия (в части сверки расчетов и уплаты необходимых платежей и представления отчетности) следует выполнить в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Иными словами, отчетность по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год нужно представлять в порядке, действующем до 1 января 2017 года.

Напомним, что сроки подачи отчетности в ПФР и ФСС установлены п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ . Они зависят от способа представления отчета.

До 01.01.2017 ФСС осуществляет свои контрольные функции: По итогам проведения контрольных мероприятий ФСС направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки, а также рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

Обратите внимание

Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС.

Также ФСС будет направлять в ФНС в рамках межведомственного взаимодействия:

  • решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;
  • решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы фонда за период до 01.01.2017;
  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки за периоды до 01.01.2017;
  • решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) суммах страховых взносов.

Взаимодействие страхователя с ФСС и ФНС с 01.01.2017

Действия страхователя с 01.01.2017 определяются положениями гл. 34 НК РФ, которая вступает в силу с указанной даты.

В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение года по итогам каждого календарного месяца страхователи исчисляют и уплачивают страховые взносы. Как и ранее, сумма страховых взносов за календарный месяц подлежит уплате не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Она перечисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ). При этом в платежном поручении на перечисление указывается новый КБК, открытый ФНС с 1 января 2017 года.

В связи с тем, что уплата страховых взносов с 01.01.2017 будет осуществляться в ФНС, заявление на возврат переплаты следует подавать в налоговые органы.

В силу п. 7 ст. 431 НК РФ страхователи будут обязаны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Отметим, что отчетность по страховым взносам будет подаваться по новым формам, которые заменят действующие в настоящее время расчеты по страховым взносам РСВ-1 и 4-ФСС. Форма, форматы и порядок представления расчетов по страховым взносам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В Письме ФНС РФ от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ «Об отчетности по страховым взносам» специалисты налогового ведомства разъяснили, что в новой отчетной форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, и сокращены лишние и дублирующие показатели.

В соответствии с подготовленным проектом расчет по страховым взносам включает:

  • титульный лист;
  • лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;
  • раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» к разд. 1;
  • приложение 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование» к разд. 1;
  • приложение 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» к разд. 1;
  • приложение 4 «Расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» к разд. 1;
  • ряд приложений, необходимых для применения пониженных тарифов страховых взносов;
  • раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства» к разд. 2;
  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
Помимо расчета по страховым взносам, представляемого в налоговую инспекцию, страхователи, производящие выплату персоналу, работающему по трудовым договорам, должны будут подавать:

1) отчетность в ПФР в виде:

  • ежемесячных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Срок представления сведений - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (в настоящее время - не позднее 10-го числа) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);
  • отчета о стаже каждого работника, на вознаграждение которому начисляются страховые взносы (ежегодный отчет, который надо будет сдавать не позднее 1 марта года, следующего за отчетным) (пп. «в» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);
2) отчетность в ФСС в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на травматизм, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. В настоящее время ФСС подготовил проект новой отчетной формы, представляемой плательщиками страховых взносов на травматизм. Она практически дублирует разд. II действующей формы 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. На основании ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ отчетность представляется на бумажном носителе - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В форме электронного документа - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Напомним, что с 01.01.2017 ФНС:

  • осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном НК РФ. Проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС, и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС;
  • учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 1 января 2017 года;
  • проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;
  • выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
  • рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
ФНС направляет в ФСС в рамках межведомственного взаимодействия:
  • информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);
  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;
  • информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 01.01.2017.
ФСС с 1 января 2017 проводит:

1) камеральные проверки расходов на взносы по ВНиМ:

  • по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;
  • на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС;
2) проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

3) проводит совместно с ФНС плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

Кроме того, фонд рассматривает жалобы страхователей по актам проверок расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Начиная с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС. Как администратор доходов ФСН будет осуществлять контроль над правильностью начисления и уплаты страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
  2. До 1 января 2017 года страхователи должны произвести сверку расчетов с ПФР, ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам. В случае необходимости -подать заявление о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за период до 31.12.2016.
  3. В наступившем 2017 году страхователи обязаны представить отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2016 год в ПФР и ФСС в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 212-ФЗ. Начиная с I квартала 2017 года отчетность по страховым взносам представляется в ФНС.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования РФ с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам РФ, утв. руководителями ФНС РФ и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

    С. Валова , редактор журнала «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности»

Взаимодействие с ФСС: до и после 31 декабря 2016 года (Мухин В.)

Дата размещения статьи: 16.12.2016

С 1 января 2017 г. администратором страховых взносов станет Федеральная налоговая служба. В каком порядке следует вести расчеты с ФСС, в том числе по взносам, начисленным на декабрьскую зарплату? Немаловажно будет разобраться и с тем, как уточнять свои обязательства по "старым" взносам и производить сверку расчетов.

Пожалуй, изменение с начала 2017 г. порядка администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в ФСС, - самое громкое и широко обсуждаемое событие. Можно долго рассуждать о том, во благо или во вред страхователям обернется данное нововведение. Однако, собственно говоря, от этого уже мало что изменится. Поэтому необходимо в первую очередь разобраться, как безболезненно перейти на уплату взносов по новым правилам.

В настоящее время страхователи взаимодействуют с ФСС по двум видам соцстрахования:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В обязанности страхователя входят своевременная уплата взносов и представление соответствующей отчетности. Вплоть до 31 декабря 2016 г. эти правила остаются неизменными:
- за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в ФСС представляется единый расчет по "больничным" и "несчастным" взносам (по форме 4 - ФСС, утв. Приказом ФСС от 26 февраля 2015 г. N 59);
- взносы как "больничные", так и "несчастные" уплачиваются в ФСС.
Также при необходимости с ФСС производится сверка расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. В ФСС подается и заявление на возврат переплаты взносов, перечисленных за период до 31 декабря 2016 г. Кроме того, в ФСС страхователи обращаются за возмещением расходов по выплате страхового обеспечения.

С 1 января 2017 г. ситуация кардинальным образом меняется. Закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, который до указанной даты регламентировал порядок уплаты взносов, в том числе на "больничное" страхование, утрачивает силу. Зато в Налоговый кодекс Законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ) включена новая гл. 34 "Страховые взносы". В ней установлены объект и база по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению взносами, тарифы, в том числе пониженные, единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов. А Законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ внесены изменения в ряд законов, которые также связаны с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам.
В части, касающейся взаимодействия страхователей с ФСС, необходимо отметить следующие важные моменты.
Во-первых, за ФСС в полном объеме сохранились обязанности по администрированию взносов по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Поэтому и в 2017 г. уплачивать "несчастные" взносы и представлять по ним отчетность, как и прежде, нужно будет в ФСС. Изменится лишь форма отчетности, что связано с "исключением" из нее расчетов по "больничным" взносам. Новая форма 4 - ФСС утверждена Приказом ФСС от 26 сентября 2016 г. N 381.
Во-вторых, администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по "больничному" страхованию также сохраняется за ФСС. То есть контролировать уплату взносов будут налоговики, а проверять расходы на выплату страхового обеспечения по "больничному" страхованию, а также выносить решения о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения будет ФСС. То есть ФСС будет проводить камеральные проверки по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения, а также внеплановые выездные проверки (на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС) в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Таким образом, с 1 января 2017 г. страхователь должен:
- расчет по страховым взносам (за исключением "несчастных" взносов) представлять в ФНС. Делать это нужно не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК, п. 7 ст. 431 НК);
- взносы по "больничному" страхованию уплачивать в ФНС на новый КБК;
- заявление на возврат переплаты страховых взносов (деньгами) подавать в ФНС;
- сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на "больничное" страхование по обязательствам, возникшим с 1 января 2017 г., проводить с ФНС;
- заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения подавать в ФСС;
- решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, обжаловать в ФСС.

"Переходные" положения

В связи с передачей администрирования "больничных" взносов "в руки" ФНС у страхователей возникают вопросы, как отчитываться по взносам за 2016 г., ведь дата сдачи годовой отчетности приходится на январь 2017 г.? Не менее актуальным является и вопрос о порядке уплаты взносов, начисленных на декабрьскую зарплату работников. В этой части ситуацию прояснил ФСС в Письме от 17 августа 2016 г. N 02-09-11/04-03-17282. Чиновники указали, что за 2016 г. отчитаться по взносам нужно по "старым" правилам. То есть расчет по форме 4 - ФСС, которая объединяет в себе расчеты по "больничному" и "несчастному" страхованию (утв. Приказом ФСС от 26 февраля 2015 г. N 59), нужно сдавать в свое отделение ФСС. "Уточненки" за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., также нужно сдавать в ФСС.
Что касается уплаты взносов с декабрьской зарплаты, то тут все зависит от того, когда они будут уплачены:
- до 31 декабря 2016 г. и "больничные" и "несчастные" взносы уплачиваются в ФСС;
- с 1 января 2017 г. взносы на "несчастное" страхование платить нужно в ФСС, а на "больничное" - в ФНС на новый КБК.
В завершение отметим еще один момент. На территориальные органы ФСС возлагается обязанность по передаче налоговикам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам на "больничное" страхование, образовавшихся на 1 января 2017 г. Взыскание этой недоимки будет проводить уже ФНС.