Эта статья о ВВС Северной Кореи, см. также статью о ВВС Южной Кореи.

один из видов Вооружённых сил КНДР. Были сформированы 20 августа 1947 года. Первое боевое применение произошло 25 июня 1950 года. Самолёты Северной Кореи участвовали в Корейской войне. Основу технического парка составляют советские самолёты и вертолёты, в основном, 50-х — 70-х годов выпуска. Однако на вооружении находятся и более современные самолёты, такие как МиГ-29.

КНДР обладает около 1100 военными самолётоми и вертолётами.

История

Флаг ВВС КНДР

Формирование северокорейских военно-воздушных сил началось через несколько месяцев после освобождения Кореи от японских оккупационных войск. Этот процесс осложнялся тем, что авиабазы и авиаремонтные предприятия японской авиации располагались в основном в Южной Корее, а служившие в ВВС Японии корейцы рассматривались как изменники родины. Таким образом, подготовка кадров для авиации проводилась на базе авиаклубов в Пхеньяне, Синджу, Чхонджине. Техническое оснащение авиаклубов и инструкторов для них предоставляли советские войска, располагавшиеся после войны на территории северной Кореи. Первыми самолётами, на которых обучались корейские лётчики, были По-2, УТ-2, Як-18. Проблема квалифицированных кадров решалась также за счёт перешедших в корейскую армию офицеров-корейцев Советской армии. В авиаклубы и созданные позже военно-авиационные училища коммунисты старались привлекать наиболее грамотных юношей и девушек молодежь, в первую очередь, из числа студентов. Позднее летно-технический персонал обучался в СССР и Китае.

Деятельность новых ВВС на севере Кореи началась в конце 1947 года, когда смешанные советско-корейские экипажи стали совершаться регулярные рейсы военно-транспортных самолётов Ли-2 и C-47 из Пхеньяна в СССР и Китай.

После создания в 1948 году Корейской народной армии и образования Корейской народно-демократической республики численность ВВС стала быстро расти. К середине 1950 года военную авиацию КНДР составляла одна смешанная авиадивизия — 93 Ил-10, 1 истребительный — 79 Як-9. 1 учебный — 67 учебных самолётов и самолётов связи) и 2 авиатехнических батальона. В каждом полку было по три, четыре эскадрильи, в учебном была эскадрилья двухместных Як-11. 56-м ИАП командовал известный северокорейский летчик Ли Дон Гю, ставший во время войны асом. Транспортная авиация, скорее всего, состояла из одной эскадрильи Ли-2 и C-47. Общая численность ВВС составила 2829 человек. Военно-воздушными силами КНДР командовал генерал Ван Лен, его советником был полковник Советской армии Петрачев.

Памятник корейским лётчикам — участникам войны 1950-1953 гг.

После начала Корейской войны ВВС КНДР обеспечивали поддержку с воздуха наступающих на юг танковых и пехотных соединений. За бои в районе Тэджона звания «Гвардейский Тэджонский» удостоился и истребительный полк ВВС КНДР. Однако после вмешательства в войну армии США и их союзников большая часть авиации КНДР была уничтожена, а остатки ВВС перелетели на территорию Китая. К 21 августа 1950 года авиация КНА все ещё имела в своём составе 21 боеготовый самолёт, из которых 20 были штурмовики и 1 истребитель. Зимой 1950-51 годов активно действовали полк ночных бомбардировщиков, летавший сначала на По-2, затем на Як-11 и Як-18, наносившие американцам достаточно серьёзные удары. Позднее к ночной работе подключили пару эскадрилий из 56-го истребительного авиаполка и некоторые китайские, летавшие в основном на Ла-9/Ла-11.

В ноябре-декабре 1950 г. началось формирование китайско-корейской Объединенной воздушной армии под командованием под командованием китайского генерала Лю Чжэня. На 10 июня 1951 года в ВВС КНА имелось 136 самолётов и 60 хорошо подготовленных летчиков. В декабре к боевым действиям приступили две китайские истребительные дивизии на МиГ-15. Позже, к ним присоединилась авидивизия КНА. Авиация передовой линии базировалась на аэродромах Аньдун, затем к июлю 1951 года — Мяогоу и в 1952 году — Дапу, а также в Дагушань.

Основой противовоздушной обороны КНДР были советские лётчики-«добровольцы». В разное время истребительными соединениями командовали прославленные советские летчики И. Кожедуб, А. Алелюхин, А. Куманичкин, А. Шевцов и др. Основным самолётом советской истребительной авиации был тогда реактивный МиГ-15. Также по приказу Ким Ир Сена от 2 декабря 1950 года в стрелковых полках КНА в массовом порядке создавались группы «стрелков-охотников за самолётами», ведшие борьбу с самолётами противника с помощью станковых и ручных пулеметов, а также тросов, натягиваемых между вершинами близлежащих сопок.

Во время войны в Корее произошли первые воздушные бои между реактивными истребителями.

По официальным данным, ВВС КНДР сбили за войну 164 самолёта противника. Некоторые пилоты КНДР добились значительных успехов в воздушных боях:

Ким Гин Ок — 17 побед.
Ли Дон Чу — 9 побед.
Кан Ден Дек — 8 побед.
Ким Ди Сан — 6 побед.

Были среди северокорейских лётчиков и женщины-пилоты. Одна из них, командир эскадрильи Тхя Сен Хи, стала Героем КНДР.

На момент подписания перемирия 27 июля 1953 года авиация КНА количественно уже превышала довоенную и составляла порядка 350-400 самолётов, в том числе не менее 200 МиГ-15. В силу того, что аэродрому и прочая инфраструктура КНДР была разрушена бомбардировками, корейская авиация базировалась на китайской территории. Ещё до конца войны поступили первые реактивные бомбардировщики Ил-28, десять из них приняли участие в Параде победы 28 июля 1953 года над Пхеньяном.

Транспотрный Ан-2 ВВС КНДР

Началась глубокая реорганизация ВВС, сопровождавшаяся обширными поставками из СССР новой военной техники. Началось строительство десятков авиабаз, вдоль демаркационной линии с Южной Кореей создавалась единая система ПВО, зенитной артиллерией закрывались крупные города. В 1953 году начался полный переход ВВС КНДР ни реактивную технику.

Организационные изменения прошли в военной авиации. Из состава ВВС были выделены: командование ПВО, морская и армейская авиация. В подчинение штаба ПВО вошли система обнаружения воздушных целей, зенитная артиллерия и истребительная авиация. Морская авиация включала несколько истребительных эскадрилий, прикрывавших крупные порты, и небольшое количество Ил-28, предназначенных для разведки и атаки морских целей. Армейская авиация с 1953 г. вела и все гражданские авиаперевозки внутри КНДР, особенно в первые послевоенные годы. Армейская авиация получила Ан-2, Ил-12 и Як-12.

После окончания войны авиации как Северной, так и Южной Кореи участвовали в разведывательно-диверсионных операциях стран друг против друга. Авиация КНДР играла важную роль в снабжении и связи с многочисленными партизанскими отрядами, действовавшими в Южной Корее. Разведывательная деятельность и нарушение авиацией сторон демаркационной границы имели место в течение всего послевоенного периода.

МиГ-17 ВВС КНДР

После 1956 г. на вооружение ВВС поступили несколько десятков истребителей МиГ-17Ф, вертолёты Ми-4 и Ми-4ПЛ. В 1958 году корейцы получили из СССР истребители-перехватчики МиГ-17ПФ, после подписания Договора о взаимопомощи и оборонном сотрудничестве между СССР и КНДР ВВС КНДР получили в 1961-62 годах сверхзвуковые истребители МиГ-19С и зенитно-ракетные системы С-25 «Беркут», после 1965 года — истребители МиГ-21Ф и зенитно-ракетные комплексы С-75 «Двина».

Шестидесятые — семидесятые годы для ВВС КНДР стали временем многочисленных пограничных инцидентов с участием ВВС:

  • 17 мая 1963 г. наземными средствами ПВО над территорией КНДР был сбит американский вертолёт OH-23 8-й армии. Оба пилота были взяты в плен и были освобождены через год.
  • 19 января 1967 г. сторожевое судно Tang Po ВМС Южной Кореи было атаковано северокорейскими кораблями севернее демаркационной зоны, и затем потоплено истребителями МиГ-21.
  • 23 января 1968 г. авиация КНДР участвовала в задержании разведывательного судна ВМФ США «Пуэбло». Судно было захвачено северокорейскими моряками и отбуксировано в порт Вонсан.
  • 15 апреля 1969 г. два МиГ-17 ВВС КНДР сбили самолёт дальнего радиолокационного обнаружения ЕС-121 ВМС США. Самолёт с 31 военнослужащими на борту упал в Японское море.
  • 14 июля 1977 г. самолёты МиГ-21 сбили американский вертолёт СН-47 Chinook в воздушном пространстве КНДР. Через два дня выжившего пилота и тела трёх других членов экипажа выдали США.
  • 17 декабря 1994 г. из ПЗРК «Wha-Sung» был сбит американский вертолёт OH-58D, углубившийся на 4 мили в воздушное пространство КНДР. Один пилот погиб, второй был взят в плен и освобождён через 13 дней.

К началу 80-х годов произошла очередная модернизация ВВС. В дополнение к имевшимся ранее 150 МиГ-21, на боевую службу вступают 60 истребителей-перехватчиков МиГ-23П и фронтовых истребителей МиГ-23МЛ, а из КНР — 150 штурмовиков Q-5 Nanchang. Пополнился список вертолётов: ещё 10 Ми-2 и 50 Ми-24. В мае-июне 1988 года в КНДР поступили первые шесть МиГ-29, к концу года завершилась передача всей партии из 30 самолётов и ещё 20 штурмовиков Су-25К. В конце 80-х через третьи страны были приобретены 87 американских вертолётов Hughes MD-500, из них как минимум 60 были переделаны в боевые.

МиГ-29 ВВС КНДР

С развалом социалистического лагеря в конце 1980-х — начале 1990-х годов военная авиация КНДР стала испытывать значительные затруднения. Самолёты советского и китайского производства, находящаяся на вооружении ВВС КНДР, в своей массе физически и морально устарели, а их экипажи, обучающиеся по устаревшим методикам и в условиях острого дефицита топлива, действительно имеют мало опыта. Вместе с тем, северокорейские самолёты надёжно укрыты в подземных ангарах, а взлетно-посадочных полос для них имеется с избытком. В КНДР построены многокилометровые шоссе с бетонным покрытием и арочными железобетонными туннелями, которые в случае войны могут использоваться в качестве военных аэродромов. Исходя из этого, можно утверждать, что уничтожить северокорейскую авиацию первым ударом вряд ли удастся. Мощная система ПВО, которую американская разведка считает «самой плотной системой противоракетной и противосамолётной обороны в мире», насчитывает более 9 тысяч зенитных артсистем: от лёгких зенитно-пулеметных установок до самых мощных в мире 100-мм зенитных орудий, а также самоходные зенитные установки ЗСУ-57 и ЗСУ-23-4 «Шилка». Имеется несколько тысяч пусковых установок зенитных ракет — от стационарных комплексов С-25, С-75, С-125 и мобильных «Куб» и «Стрела-10» до переносных установок. Для обучения летного состава к началу 90-х годов имелось более 100 поршневых самолётов CJ-5 и CJ-6, 12 реактивных L-39 чехословацкого производства, а также несколько десятков учебно-боевых МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-25. На них, в первую очередь, летают летчики элитных 50-го гвардейского и 57-го истребительных авиаполков, вооружённых самолётами МиГ-23 и МиГ-29; они базируются вблизи Пхеньяна и осуществляют прикрытие столицы КНДР с воздуха. Немалый опыт накопили и инструкторы, обучавшие авиаспециалистов во многих странах «третьего мира». ВВС Северной Кореи на сегодняшний день представляют собой довольно внушительную силу, с которой вынуждены считаться вероятные противники.

Пожалуй самый исчерпывающий материал о состоянии ВВС и ПВО Северной Кореи из имеющихся в открытом доступе. Оригинал текста был опубликован в апрельском номере журнала "Air Forces Monthly ". По ссылке также можно найти и таблицу с указанием стоящих на вооружении КНДР самолетов, так как по техническим причинам она не вошла в данный пост.

Первой операцией ВВС КНДР в ходе т.н. «Войне по освобождению Отечества» (такое официальное название войны в Корее, шедшей в июне 1950-июле 1953 гг.) стала штурмовка истребителями Як-9 самолетов, стоявших на территории Сеульского международного аэропорта 25 июня 1950 г. До начала операции ООН тремя месяцами спустя северокорейские летчики на истребителях Як-9 имели пять подтвержденных воздушных побед: один В-29, два L-5, по одному F-80 и F-51D, при этом не понеся потерь. Ситуация полностью изменилась когда ВВС стран международной коалиции обосновались на Юге, и ВВС КНДР были практически полностью уничтожены. Оставшиеся самолеты были переброшены через китайскую границу в города Мукден и Аншань, где в ноябре 1950 г. совместно с китайскими ВВС были созданы Объединенные ВВС. КНР продолжала предоставлять убежище и помощь своему южному соседу, и к концу боевых действий в 1953 г. ВВС КНД насчитывали примерно 135 истребителей МиГ-15. Мирный договор между Северной и Южной Кореями так и не был подписан, и с тех пор между двумя лагерями существует непрочный мир.

С 1969 г. и по настоящий момент ВВС КНДР не проявляют высокой активности, за исключением отдельных ложных атак реактивных самолетов в районе Демилитаризованной зоны (ДЗ) / Линии тактических действий, которые предположительно имеют целью проверить время реакции южнокорейской ПВО. К примеру, с 2011 г. северокорейские истребители МиГ-29 несколько раз вынуждали взлетать на перехват южнокорейские F-16 и F-15K.


Отбор и обучение

Курсанты для ВВС отбираются из других родов Вооруженных сил, призываются или набираются на добровольной основе. Летные экипажи отбираются из наиболее успешных членов Молодежной Красной Гвардии (состоящей из 17-25 летних молодых людей) и обычно являются выходцами из политически влиятельных семей, отличаясь более высоким образовательным уровнем по сравнению со среднестатистическим северокорейцем.

Первый шагом для тех, кто в КНДР хочет стать военным летчиком, является Военно-воздушная академия им. Ким Чхека в Чхонджине, где курсанты обучаются в течение четырех лет. Их летная служба начинается с 70 часов летной практики на учебных самолетах Nanchang CJ-6, являющихся китайской копией советского Як-18. 50 таких самолетов были получены в 1977-1978 гг. Они базируются на двух аэродромах на восточном побережье в Чхонджине и Кёнсоне. В дальнейшем, после получения звания второго лейтенанта или «Sowi», курсанты переходят на 22-месячный углубленный курс в офицерской летной школе Кёнсона. Он включает в себя 100 часов налета на учебно-боевых истребителях МиГ-15УТИ (50 было закуплено в 1953-1957 гг.) или примерно таких же устаревших истребителей МиГ-17, которые дислоцируются на близлежащей авиабазе в Оране.

Закончив летную школу в звании первого лейтенанта или «Jungwi», свежеиспеченный летчик получает назначение в боевую часть для дальнейшей двухлетней учебы, по итогам которой он считается полностью подготовленным. Будущие вертолетчики проходят подготовку на вертолетах Ми-2, а пилоты транспортной авиации - на Ан-2. Офицер может рассчитывать на 30-летнюю службу, но продвижение к более высокимзваниям, высшим из которых является Генерал ВВС или «Deajang», требует прохождения множества дополнительных курсов, а самые высокие должности являются политическими назначениями.

Обучение следует жесткой доктрине советской поры, и должно соответствовать жестко централизованной структуре руководства и управления ВВС. Путем опросов перебежчиков в Южную Корею становится понятным, что плохое обслуживание самолетов, дефицит топлива, который ограничивает налет и также в целом неудовлетворительная система подготовки препятствует подготовке летчиков такого же уровня, как их западные оппоненты.

Организация

Сегодняшняя структура ВВС КНДР включает в себя штабы, четыре авиационные дивизии, две тактические авиационные бригады и такое количество снайперских бригад (сил специального назначения), которые призваны осуществить выброску десанта во вражеском тылу с целью дезорганизовать его в ходе боевых действий.

Главный штаб расположен в Пхеньяне, он осуществляет непосредственное руководство специальным летным отрядом (VIP перевозки), офицерской летной школой Кёнсона, разведкой, РЭБ, испытательными подразделениями, а также всеми частями ПВО ВВС КНДР.

Наступательные и оборонительные вооружения находятся в составе трех авиационных дивизий, дислоцированных в Кэсоне, Токсане и Хванджу, которые отвечают за применение многочисленных артиллерийских зенитных систем и ЗРК. Оставшаяся авиационная дивизия в Оране предназначена для оперативной подготовки. Две тактических транспортных бригады имеют свои штабы в Тачоне и Сондоке.

Авиационные дивизии и тактические бригады имеют в своем распоряжении несколько аэродромов, практически все имеют укрепленные ангары, а некоторые - отдельные элементы инфраструктуры, скрытые в горах. Но не ко всем приписаны «свои» самолеты. Планом КНДР на случай войны предусмотрено рассредоточение самолетов с главных баз с целью усложнить их уничтожение превентивным ударом.

В распоряжении ВВС имеются не только «стационарные» авиабазы: КНДР оплетена сетью длинных и прямых шоссе, которые пересекаются другими автострадами при помощи больших бетонных мостов. И хотя подобное можно наблюдать и в других странах, в КНДР нет частного транспорта, более того, женщинам даже запрещено управлять велосипедом. Грузы перевозятся по железной дороге, и автотранспортные перевозки весьма невелики. Автострады предназначены для быстрого передвижения военных частей по территории страны, а также в качестве запасных аэродромов на случай войны.

Основной задачей ВВС КНДР является ПВО, которое осуществляется автоматизированной системой контроля воздушного пространства, которая включает в себя сеть РЛС, расположенных по всей территории страны, и осуществляющей освещение воздушной обстановки над Корейским полуостровом и южным Китаем. Вся система состоит из единственного округа ПВО, в котором все операции координируются из боевого командного пункта в штабе ВВС КНДР. Округ разделен на четыре командования секторов: северо-западное, северо-восточное, южное и Пхеньянский подсектор ПВО. Каждый сектор состоит из штаба, центром контроля воздушного пространства, полк(-и) раннего радиолокационного предупреждения, полк(-и) ЗРК, дивизия артиллерии ПВО и другие независимые части ПВО. В случае обнаружения нарушителя, тревога поднимается в истребительных частях, сами самолеты поднимаются в воздух, а ЗРК и зенитная артиллерия берут цель на сопровождение. Дальнейшие действия ЗРК и артиллерии должны координироваться со штабами истребительной авиации и боевым командным пунктом.

Основные узлы системы базируются вокруг полумобильных РЛС раннего предупреждения, включая российские РЛС раннего обнаружения и системы наведения 5Н69, две из которых были поставлены в 1984 г. Эти системы, чья заявленная дальность обнаружения составляет 600 км, поддерживаются тремя РЛС обнаружения и управления ракетами СТ-68У, полученные в 1987-1988 гг. Они могут одновременно обнаруживать до 100 воздушных целей на максимальной дальности 175 км и оптимизированы для обнаружения низко летящих целей и наведения ракет ЗРК С-75. Более старые системы П-10, 20 из которых поступили на вооружение в 1953-1960 гг., имеют максимальную дальность обнаружения в 250 км, а еще пять относительно более новых РЛС П-20 с такой же дальностью обнаружения являются элементами системы радиолокационного поля. Она включает в себя не менее 300 РЛС управления огнем для ствольной артиллерии.

Вряд ли у северокорейцев есть только эти системы. КНДР часто находит пути для обхода режима международных санкций, призванных предотвратить попадание в их руки новых систем вооружения.

Операционные доктрины

Действия ВВС КНДР, численность которых достигает 100000 человек определяется двумя основными положениями базовой доктрины Северокорейской армии: совместные операции, интеграция партизанской войны с действиями регулярных войск; и «война на два фронта»: координация операций регулярных войск, партизанский действий, а также акций сил специальных операций в глубине Южной Кореи. Из этого вытекают четыре основных задачи ВВС: ПВО страны, десантирование сил специальных операций, тактическая воздушная поддержка сухопутных войск и флота, транспортные и логистические задачи.

Вооружение

Решение первой из четырех задач, ПВО, лежит на истребительной авиации, которая состоит из примерно 100 истребителей Shenyang F-5 (китайская копия МиГ-17, 200 из которых были получены в 1960-х гг.), такое же количество Shenyang F-6 / Shenyang F-6С (китайский вариант МиГ-19ПМ), поставленных в 1989-1991 гг.

Истребитель F-7B является китайской версией поздних вариантов МиГ-21. На вооружении остается 25 истребителей МиГ-21бис, которые являются остатками от тех 30 бывших машин казахских ВВС, нелегально закупленных в Казахстане в 1999 г. ВВС КНДР получили не менее 174 МиГ-21 разных модификаций в 1966-1974 гг. Примерно 60 МиГ-23, в основном модификации МиГ-23МЛ были получены в 1985-1987 гг.

Самыми мощными истребителями КНДР являются МиГ-29Б/УБ, те, что остались от 45 закупленных в 1988-1992 гг. Примерно 30 из них были собраны на авиационном заводе в Пакчхоне, который был специально предназначен для сборки именно этого типа самолета. Но затея провалилась из-за оружейного эмбраго, наложенным Россией вследствие споров относительно платежей.

Северокорейская изобретательность сомнению не подлежит, и нет причин считать, что они, с учетом того внимания, которое режим уделяет военным вопросам, не могут поддерживать в летном состоянии те самолеты, которым уже давно место на свалке металлолома, как происходит и в случае с Ираном. Из этих самолетов только МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 имеют на вооружении ракеты «воздух-воздух»: 50 Р-27 (закуплены в 1991 г.), 450 Р-23 (поставки в 1985-1989 гг.) и 450 Р-60 закупленных в то же время. Более 1000 ракет Р-13 (советская копия американской AIM-9 Sidewinder) были получены в 1966-1974 гг., но их срок эксплуатации к настоящему времени уже должен был истечь. Дополнительные поставки могли иметь место в нарушение международных санкций.

Ударные силы представлены до 40 штурмовиков Nanchang A-5 Fantan-A, поставленных в 1982 г., оставшиеся 28-30 истребителей-бомбардировщиков Су-7Б, приобретенных в 1971 г., и до 36 штурмовиков Су-25К/БК, полученных в конце 1980-х гг. КНДР поддерживает в летном состоянии значительное число (80 или более) фронтовых бомбардировщиков Harbin Н-5 (китайская копия советского Ил-28), часть из которых относится к разведывательной модификации HZ-5.

Непосредственную поддержку войск осуществляет большая часть из поставленных в 1985-1986 гг. 47 вертолетов Ми-24Д, из которых по оценкам только 20 остаются в боеготовом состоянии. Они, как и вертолеты Ми-2, вооружены противотанковыми ракетами «Малютка» и «Фагот», производившихся в КНДР по советской лицензии.

Часть бомбардировщиков Н-5 приспособлена к запуску северокорейского варианта китайской противокорабельной крылатой ракеты CSS-N-1, обозначенной как KN-01 Keumho-1. Ракета имеет дальность стрельбы 100-120 км, 100 были выпущены в 1969-1974 гг. В 1986 г. было получено пять противолодочных вертолетов Ми-14ПЛ, но их нынешнее состояние неизвестно.

Считается, что на вооружении КНДР имеются БЛА, также известно, что российский комплекс «Малахит» с десятью тактическими БЛА «Шмель-1» был закуплен в 1994 г. Не будет сюрпризом узнать, что Пхеньян использовал их в качестве образцов для развития собственных БЛА.

Логистическая поддержка осуществляется компанией Air Koryo, государственным авиаперевозчиком, но при этом являющейся транспортным полком ВВС КНДР. На сегодня парк авиакомпании состоит из единственного Ил-18В (поставлен в 1960-х гг.), а также трех Ил-76ТД (эксплуатируются с 1993 г.). Другие типы самолетов представлены семью Ан-24, четырьмя Ил-62М, такого же числа Ту-154М, по паре Ту-134 и Ту-204. Компания также эксплуатирует неизвестное число вертолетов. Хотя их основное назначение военное, они несут гражданскую регистрации, что позволяет им летать за пределами КНДР.

В настоящее время нет четких признаков модернизации КНДР своей авиации, несмотря на то, что высокопоставленная северокорейская закупочная делегация посетила Россию в августе прошлого года.

Ракетная оборона

Безусловно, система ПВО КНДР базируется на трех основных «китах» — системах ПВО. Это ЗРК С-75, в 1962-1980 гг. было поставлено 2000 ракет и 45 пусковых установок, и эта система наиболее многочисленная. Многие их недавно были развернуты неподалеку от 38-й параллели, и большая часть оставшихся защищает три коридора - один идет вдоль Кэсона, Саривона, Пхеньяна, Пакчхона и Синыиджу на западном побережье. Два других проходят по восточному побережью между Вонсаном, Хамхыном и Синпхо, и между Чхонджином и Наджином.

В 1985 г. были поставлены 300 ракет и восемь пусковых установок ЗРК С-125, большая часть их них прикрывает высокоценные объекты, в особенности Пхеньян и объекты военной инфраструктуры. В 1987 г. были закуплены четыре пусковых установки и 48 ракет ЗРК С-200. Эти дальнобойные системы для средних и больших высот используют те же РЛС наведения, что и С-75. Четыре полка, вооруженных данным типом ЗРК, развернуты рядом со своими коллегами, имеющими ЗРК С-75 (оптимизированы для борьбы с высотными целями).

Другим многочисленным типом ЗРК является KN-06 - местная копия российской двуцифровой ЗРС С-300. Ее дальность стрельбы оценивается в 150 км. Эта система, монтирующаяся на шасси грузовика впервые была публично представлена на военном параде, посвященном 65-летию с даты основания Северокорейской рабочей партии в октябре 2010 г.

Значительные усилия затрачиваются на то, чтоб усложнить уничтожение с воздуха ракетных систем и связанных с ними РЛС. Большая часть северокорейских РЛС раннего предупреждения, сопровождения цели и наведения ракет расположены либо в больших подземных бетонных бункерах, защищающих от ОМУ, или же в вырытых горных укрытиях. Эти объекты состоят из туннелей, пункта управления, кубриков расчетов и взрывоустойчивых стальных дверей. В случае необходимости антенна РЛС поднимается специальным лифтом на поверхность. Также существует множество ложных РЛС и пусковых установок ракет, а также запасных площадок для самих ЗРК.

ВВС КНДР также отвечают за применение ПЗРК. Наиболее многочисленными являются ПЗРК «Стрела-2», но при этом в 1978-1993 гг. в войска было поставлено примерно 4500 северокорейских копий китайского ПЗРК HN-5. В 1997 г. Россия передала КНДР лицензию на производство 1500 ПЗРК «Игла-1». «Стрела-2» является ПЗРК первого поколения, который может наводиться только излучение практически инфракрасного диапазона, по большей части выхлопные газы двигателей. С другой стороны, «Игла-1» оснащена двухрежимной (инфракрасная и ультрафиолетовая) головкой наведения, которая может наводиться на менее мощные источники излучения, исходящие от планера самолета. Обе системы оптимизированы для использования против низколетящих целей.

Говоря об артиллерийских системах ПВО следует отметить, что их хребтом являются 100-мм орудия КС-19 разработки 1940-х гг. 500 орудий этого типа были поставлены в 1952-1980 гг., за которыми в 1995 г. последовало еще 24 орудия. Более смертоносными являются примерно 400 самоходных зенитных орудий — 57-мм ЗСУ-57 и 23-мм ЗСУ 23/4, полученных в 1968-1988 гг. Этот арсенал прикрывает крупные города, порты, крупные предприятия. КНДР также разработала собственную самоходную 37-мм зенитную установку, получившую наименование М1992, которая сильно напоминает китайские образцы.

Государство - изгой

Имеющееся вооружение позволило создать одну из самых плотных систем ПВО в мире. Упор на ЗРК и ствольную артиллерию является прямым результатом невозможности для Пхеньяна приобрести современные истребители или даже запасные части для того антиквариата, который составляет большую часть ВВС КНДР. Зондаж позиций Китая и России в 2010 и 2011 г. был отклонен обоими странами. Являясь государством-изгоем на мировой сцене, КНД приобрела репутацию необязательного плательщика за уже поставленные товары, и даже Китай, который на протяжении многих лет являлся союзником и помощником Северной Кореи, проявляет раздражение манерой поведения своего южного соседа. К большому неудовольствию Пекина целенаправленно отказывается от созданию рыночной экономики того же типа, который показал себя столь успешным в ходе реформ в Китае.

Сохранение статус-кво и продолжение угнетение своего народа являются основными движущими силами лидеров КНДР. Получается, что намного дешевле создать или угрожать созданием ядерного оружия, которые могут беспокоить и угрожать потенциальным внешним агрессорам, чем покупать и содержать современные вооруженные силы. Руководство Северной Кореи быстро извлекло уроки из судьбы полковника Каддафи, который уступил требованиям Запада и уничтожил свой ядерный потенциал и другие виды ОМУ, вступив в клуб «хороший парней».

Корейский полуостров

Вторая задача, стоящая перед ВВС КНДР, заключается в заброске сил специальных операций на Корейский полуостров. По оценкам, в северокорейской армии насчитывается до 200000 человек, которые призваны выполнить подобную задачу. Десантирование в значительной степени осуществляется благодаря 150 транспортным самолетам Ан-2 и его китайской копии Nanchang/Shijiazhuang Y-5. В 1980-е гг. в обход санкций тайно было закуплено около 90 вертолетов Hughes 369D/E, и считается, что на сегодня 30 из них еще способны подняться в воздух. Этот тип вертолета составляет значительную часть авиапарка Южной Кореи, и в случае проникновение сил специальных операций на юг от границы, они могут внести замешательство в ряды обороняющихся. Интересно, что и у Южной Кореи есть неизвестное число Ан-2, предположительно имеющими схожие задачи.

Следующим по массовости типов вертолета, стоящим на вооружении в КНРДР, является Ми-2, которых насчитывается около 70. Но у них очень незначительная полезная нагрузка. Вероятно, в незначительных количествах на вооружении стоит и ветеран Ми-4. Единственными современными типами вертолетов являются Ми-26, четыре экземпляра которых были получены в 1995-1996 гг. и 43 Ми-8Т/МТВ/Ми-17, не менее восьми из которых были получены нелегальным образом из России в 1995 г.

Стоит ли нам опасаться Северной Кореи?

Северокорейские вооруженные силы существуют исключительно для защиты Отечества и угрозы вторжением в Южную Корею. Любое подобное вторжение начнется с массовой атаки Юга с низких высот, а силы специальных операций по воздуху будут заброшены через линию фронта с целью «выключения» стратегических объектов перед сухопутным наступлением через Демилитаризованную зону (ДЗ). Хотя подобная угроза может показаться фантастической из-за состояния ВВС КНДР, ее нельзя полностью сбрасывать со счетов. То значение, которое Южная Корея уделяет собственной обороне, свидетельствует об этом. За последние двадцать лет неподалеку от ДЗ было создано четыре новых авиабазы северокорейцев, что сокращает подлетное время до Сеула до нескольких минут. Сам Сеул является крупной мишенью, он является одним из самых крупных городов мира, чье население превышает 10 млн человек. Более половины населения Южной Кореи проживает в окружающей его агломерации Инчхона и провинции Кёнгидо, что является вторым показателем в мире: здесь живет 25 млн человек и расположена большая часть промышленности страны.

Нет сомнений, что даже если по итогам конфликта Север понесет огромные потери, он также окажется разрушительным и для Юга. Шок для мировой экономики также будет серьезным. Стоит упомянуть, что в конце 2010 г., когда северяне обстреляли южнокорейский остров, имели место и крупные маневры, в ходе которых отрабатывался масштабный воздушный налет, что предположительно являлось имитацией крупномасштабной войны. Полученный результат в некоторой степени превратился в фарс, так как в ходе учений имели место столкновения самолетов, была выявлена низкая надежность, слабое командование и управление, а также бессистемный план.

Никто не может сказать, в какой направлении современный лидер КНДР Ким Чен Ын поведет страну, и в какой степени он является всего лишь марионеткой в руках старой гвардии, узурпировавшей власть. В чем можно быть уверенным, так это в том, что на горизонте не видно каких-либо признаков перемен. А на страну с подозрением смотрит мировое сообщество, а последние ядерные испытания 12 февраля 2013 г., только укрепили его в этом.


Оригинал публикации : Air Forces Monthly, April 2013 — Sérgio Santana

Перевод Андрея Фролова

ВВС КНДР Северная Корея фото , народно-демократическая республика одна из наиболее засекреченных государств в мире. Даже в эпоху господства спутниковых средств разведки их состав и организация известны далеко не полностью.

Флаг ВВС КНДР (слева) и эмблема военно-воздушных сил Корейской Народно-Демократической Республики (справа)

Датой создания ВВС КНДР считается 20 августа 1947 года. К середине 1950 года в их составе была одна смешанная авиадивизия (57-й штурмовой авиаполк - 93 Ил-10,56-й истребительный - 79 Як-9, 58-й учебный - 67 учебных и самолетов связи) и два аэродромно-технических батальона.
В первые дни войны на Корейском полуострове ВВС КНДР действовали достаточно активно, но очень скоро понесли большие потери. К 21 августа 1950 года в строю оставалось только 20 исправных истребителей и один штурмовик. Зимой 1950-1951 из состава воздушных сил на фронте действовали лишь легкие ночные бомбардировщики По-2, Як-11 и Як-18. Одновременно в рамках Объединенной (китайско-корейской) воздушной армии (ОВА) на территории КНР происходило воссоздание северокорейской авиации.
К середине 1951 года в ее составе было 156 самолетов и 60 подготовленных летчиков. Началось поступление реактивных истребителей МиГ-15, постепенно ставших основным типом боевого самолета ВВС Северной Кореи. На счету северокорейских летчиков за время Корейской войны зарегистрировано 164 официальные воздушные победы .

Вождь Северной Кореи, имеет военный чин маршала, Ким Чен Ын фото со служащими 1-й гвардейской дивизии ВВС и ПВО

Несмотря на наличие достаточно развитой военной промышленности (в том числе ракетной), Корейская Народная Демократическая Республика не производит собственную авиатехнику .
В последующие десятилетия ВВС КНДР развивались на основе поставок советской авиатехники. Также поступали самолеты и из КНР. К настоящему времени в составе военно воздушных сил Северной Кореи числится (по разным данным) от 1100 до 1500 и даже (по данным из различных источников) 1700 самолетов и вертолетов. Численность личного состава достигает 110 тысяч человек. Структура и места дислокации авиачастей известны далеко не полностью.

Базы военно-воздушных сил КНДР (Северная Корея), далеко не полные данные

Самым многочисленным родом боевой авиации ВВС КНДР является истребительная. Наиболее современные самолеты в ее составе - МиГ-29, поставленные из СССР на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Машины этого типа находятся на вооружении 57-го истребительного авиаполка, дислоцирующегося в Ончоне и включенного в систему ПВО столицы КНДР Пхеньяна.

Истребитель МиГ-29 на вооружении Северной Кореи, судя по фото состояние авиапарка плачевное, самолет покрашен краской напоминающей масляную, а это одна из агиток правительства, как никак вождь на фото присутствует

В 60-м авиаполку (Пукчанг) служат истребители МиГ-23МЛ. Самым массовым типом истребителей является МиГ-21 - в составе ВВС КНДР насчитывается около 200 таких самолетов нескольких модификаций, включая и китайские копии «двадцать первого» (J-7). Ими вооружен 56-й ИАП в Хванчжу, полк в Токсане и ряд других частей. Наконец, в строю числится примерно по сотне крайне устаревших самолетов J-6 и J-5 (китайские «клоны» советских МиГ-19 и МиГ-17Ф соответственно), совершенно непригодных для ведения воздушного боя в современных условиях.

МиГ-19 ВВС КНДР на авиабазе Южной Кореи (отношения двух сопредельных государств очень напряженные), на самом деле самолет китайского производства делающий точные копии наших МИГов

На фото - J-6, угнан 23 мая 1996г капитаном Ли Чол Су в Южную Корею, смотри фото вверху это один и тот же самолет. В строю числится примерно по сотне крайне устаревших J-6 и J-5

Самолетный и вертолетный парк ВВС КНДР (данные приблизительные)

Истребители ВВС КНДР Северная Корея фото

  • МиГ-29/29УБ - количество 35/5
  • МиГ-23МЛ - 56 шт
  • МиГ-21 ПФМ/бис/УМ - 150
  • J-7 - 40
  • J-6 - 98
  • J-5-ок. 100

МиГ-21 самый массовый истребитель ВВС КНДР, в строю около 200 штук

Бомбардировщики ВВС Северной Кореи

  • Н-5-80

Истребители-бомбардировщики, штурмовики Северная Корея фото

  • Су-7БМК -18 Су-25К/УБК - 32/4

Транспортные самолеты , Ил-76-3 штуки, Ил-62 - 2, Ан-24 - 6, Ан-2 - около 300
Учебные,

  • CJ-6-180
  • JJ-5-135
  • L-39C -12

Вертолеты воздушных сил Кореи

  • Ми-26-4
  • Ми-8-15
  • Ми-2-ок. 140
  • Z-5 - ок. 40
  • MD 500 - ок. 90

Также устаревшей является бомбардировочная авиация, насчитывающая примерно 80 самолетов Н-5 - китайских копий советских фронтовых бомбардировщиков Ил-28, относящихся к уровню технологии середины XX века. Ими укомплектованы полки в Оранге и Уйчжу. По сведениям западных источников, в летном состоянии находится не более половины всех Н-5. Вероятно, примерно такой же процент боеготовности и в других родах авиации. Истребительно- бомбардировочная и штурмовая авиации сосредоточены в 55-м авиаполку, дислоцирующемся в Сунчоне. В его составе - около двух десятков устаревших Су-7БМК и примерно вдвое больше относительно современных Су-25.
Вспомогательная авиация
Основу военно-транспортной авиации составляет большое количество (около 300) легких одномоторных Ан-2. Выполняя в мирное время обычные перевозки, в военное их предполагается применять для высадки разведывательно- диверсионных групп в тылу противника. Более тяжелых самолетов (например, Ан-24 или Ил-7б) в составе ВВС - считанные единицы. Ситуацию несколько исправляет использование для военных перевозок авиакомпании «Эйр Коре» - формально гражданской, но фактически входящей в состав Военн-воздушных сил. 1996 год. Учебная авиация представлена примерно тремя сотнями самолетов китайского производства G-6 (копия Як-18) и JJ-5 (двухместный вариант J-5), а также дюжиной чехословацких L-39C. Подготовка летных кадров осуществляется на нескольких авиабазах, сосредоточенных в северо-восточной части страны. В вертолетном парке Северной Кореи преобладают легкие машины.
Среди них выделяются вертолеты MD 500 американского производства, приобретенные в ФРГ как гражданские, и уже в Северной Корее вооруженные .

MD 500 Helicopters Inc закупленные в ФРГ, позднее в качестве вооружения на них был установлен ПТУР «Малютка»

Средства ПВО Северной Кореи

С-200 на пусковой установке в музее Венгрия

КНДР располагает очень мощной и глубоко эшелонированной (хотя и морально устаревшей) системой ПВО. В частности, имеется:

  • 24 ПУ ЗРК большой дальности С-200,
  • 240 комплексов средней дальности С-75 и 128 - С-125.
  • Войсковая ПВО представлена ЗРК «Круг», «Куб», ПЗРК «Стрела» и «Игла». А парк зенитной артиллерии измеряется астрономической цифрой - 11 тысяч зенитных орудий!

В связи с новым накалением обстановки, хочу проанализировать соотношение вооруженных сил РК и КНДР.


Республика Корея

ВВС Республики Корея не очень велики численно, но весьма современны и находятся в хорошем состоянии.

Их основу составляют 42 тяжелых истребителя F-15K (на 60% состоящих из местных компонентов). Аппараты являют собой переработанную и улучшенную версию F-15E дополненную современным инфракрасным оборудованием, улучшенными радарами и интерактивной шлемовой системой управления.

Наиболее массовой машиной является F-5E "Tiger" (174 машины в составе ВВС). Значительная часть машин местного производства. Все машины - модификации E.

Следующей по массовости машиной является истребитель F-16, коих в наличии 170 (35 F-16C, 90 KF-16C и 45 KF-16D, последние машины местной сборки). Все машины адаптированы под современные боеприпасы. Модификация всех машин - блок 32 и выше.

Старых машин на вооружении сравнительно меньше. В настоящее время в наличии 68 истребителей-бомбардировщиков F-4 Phantom-2, переквалифицированных в штурмовики.

Легкая тренировочная-штурмовая авиация представлена, в первую очередь, 64 легкими трейнерами KAI T-50. Еще около 80 таких машин планируется к производству. Эти легкие штурмовики имеют скорость до 1,4-1,5 МаХа, радиус действия - 1851 километров, и могут нести разнообразную нагрузку, включающую лазерные бомбы, ракеты "воздух-воздух" и аналоги.

Парк вертолетов сравнительно невелик, и включает в себя, в основном, старые американские модели транспортных, легких и многоцелевых вертолетов.

В ведении ВВС также находится система ПВО страны. На 2010 год, она представлена 6 батареями по 8 пусковых установок "Пэтриот" PAC-2 (бывшие германские, всего имеется 148 ракет) и 24 батареями MIM-24 HAWK (около 600 ракет). Все ракетные установки интегрированы в систему радаров AN/MQP-64 Sentinel

Корейская Народно-Демократическая Республика

ВВС КНДР, по контрасту, поражают количеством наличных машин, но их качество далеко от идеального. Всего имеется около 1500 самолетов, большей частью - устаревших.

Наиболее новыми машинами ВВС являются 35 истребителей МИГ-29S с улучшенной системой управления огнем. Эти машины, по сути дела, являются единственными современными истребителями. По существующим данным, большая часть этих машин сконцентрирована в ПВО Пхеньяна, что может быть объяснено лишь параноей властей страны (т.к. ПВО Пхеньяна и так является достаточно сильным, и 35 истребителей мало что к нему прибавляют). Вероятно, машины поддерживаются в хорошем состоянии.

Следующим по возрасту истребителем является Миг-23МЛ, коих имеется 46 (еще 10 Миг-23Р). Эта машина представляет собой облегченную высокоманевренную версию обычного Миг-23, ориентированную на ракетные дуэли. В теории, машины могут нести Р-23 и Р-60, которые есть на вооружении.

Самым массовым истребителем является Миг-21, коих на вооружении около 190 (включая лицензионные китайские). Предположительно - из-за проблем с запчастями - лишь часть этого авиапарка является летнопригодной. Это полностью устаревшие, сильно изношенные модели, составлявшие основу авиапарка КНДР в 1960-1980. Вероятнее всего, в настоящее время для них еще и трудно найти пилотов, так как из-за проблем с горючим, большая часть авиапарка простаивает.

Также, в наличии имеется около 200 совершенно устаревших истребителей класса Миг-17 китайского производства. Эти машины не представляют никакой боевой ценности, и, в соответствии с их характеристиками, не более боеспособны чем современные легкие тренировочные самолеты. Предположительно, они имеют только пушечное вооружение. Трудно понять смысл поддержания парка столь устаревших самолетов, если из-за проблем с горючим, их пилоты давно уже не совершали вылетов. Единственным возможным применением для них является роль штурмовиков в прифронтовой полосе.

По неизвестным причинам, на вооружении ВВС КНДр все еще имеются свыше 80 старых реактивных бомбардировщиков ИЛ-28. Трудно понять, какую роль отводят этим машинам генералы КНДР. Возможно, их роль предполагается в доставке массового поражения, хотя трудно понять, как эти старые медлительные самолеты могут вообще выжить в современной войне.

Штурмовая авиация КНДР представлена большим числом самолетов, в основном - старых моделей. Это Су-7, Су-22, Q-5 - общим числом свыше 98. Хотя для штурмовиков моральное устаревание не столь важно, как для истребителей, все же эти машины в настоящее время вряд ли боеспособны (из-за сильного износа и плохой обученности пилотов)

Единственными современными штурмовиками являются L-29 (12 штук) и Су-25, в количестве 36 машин.

Вертолетный парк КНДР достаточно силен, хотя все же весьма малочисленен. Его основу составляют вертолеты старых моделей - Ми-2 и Ми-4 (около 200 машин), в большинстве своем устаревшие. Наиболее современными машинами являются боевые Ми-24 (24 штуки), транспортные Ми-26 (4 штук), транспортыне Ми-8 (15 штук) и милитаризованные гражданские вертолеты MD 500D американской постройки (87 штук)

В целом, судя по состоянию ВВС КНДР, они представляют собой весьма незначительную боевую силу. Хотя ОТДЕЛЬНЫЕ машины и пилоты, вероятно, не уступают южанам, в целом, уровень подготовки пилотов, скоере всего, ниже, из-за нехватки топлива. Помимо этого, значительная часть машин физически устарела, и отличается низкой безопасностью.

До определенной степени, это компенсируется мощной и продуманной системой ПВО страны. Система ПВО КНДР является одной из самых насыщеных и глубоко эшелонированных в мире. Хотя она не имеет по-настоящему эффективных комплексов, она все же поражает своей насыщенностью.

Основу ПВО КНДР составляют 24 пусковые установки ракет С-200. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, они дополнены локально производимым аналогом С-300, но данная информация - в лице очевидных неудач КНДР в ракетостроении и электронике - не выглядит достоверной.

Наибоеле массовыми комплексами ПВО страны являются комплексы С-125 (128 пусковых установок) и С-75 (240 пусковых установок)

Парадоксально, но на вооружении КНДР еще состоит комплекс С-25, снятый с вооружения во всех странах. Трудно объяснить почему, но эти неуклюжие и дряхлые ракеты составляют основу ПВО Пхеньяна. Сохранение их на вооружении объясняется или отсутствием какой-либо возможности замены (что явно говорит не в пользу предположительного производства в КНДР С-300) либо некомпетентностью военного руководства, считающего, что "главное-количество". Вне всякого сомнения, ресурсы, пожираемые этим безнадежно устаревшим комплексом, могли бы быть гораздо более разумно использвоаны на поддержание С-200!

Полевая представлена комплексами "Круг", "Куб", "Стрела", "Игла" и "Бук", всего свыше 1000 единиц ракет. Точное количество пусковых неизвестно.

В наличии также имеется свыше 11000 единиц зенитной артиллерии. По большей части, это устаревшие образцы самого разного происхождения. Ни одна из них не является современной, и их реальная боеспособность близка к нулю.

В целом, ВВС КНДР, представляют собой мощную силу, но исключительно благодаря системе ПВО. Собственно истребительный элемент очень слаб, что усугубляется еще и недостаточной подготовкой летчиков.

1. На этом фото лидер Северной Кореи Ким Чен Ын сидит в кабине пилотов истребителя. Его отец боялся летать, но сам Ким Чен Ын наоборот, имеет небывалую тягу к небу и, порой, сам управляет самолетами. Он даже построил несколько небольших взлетно-посадочных полос возле своего дворца.

2. Сотрудница наземных служб авиакомпании Air Koryo в аэропорту Пхеньяна

4. Ким Чен ЫН беседует с чиновниками на борту своего личного самолета в аэропорту Пхеньяна.

5. Стюардесса прибирает салон на самолете авиакомпании Air Koryo, прилетевший в Пхеньян из Пекина.

6. Двое северокорейских мужчины проходят мимо туриста в аэропорту Пхеньяна

7. Работница аэропорта Сунан в Пхеньяне возле самолета авиакомпании Air Koryo

8. Ким Чен Ын с супругой прибыл к месту соревнований среди командного состава Военно-воздушных сил Северной Кореи

9. На этом фото Ким ЧЕн Ын фотографируется рядом с женщинами пилотами истребителей военно-воздушных сил Северной Кореи.

10. Работник аэропорта Сунан в Пхеньяне

11. В 62-ю годовщину победы над милитаристской Японией состоялся конкурс среди командирского состава военно-воздушных сил и сил ПВО. На этом фото штурмовик пролетает мимо трибуны, на которой присутствует лидер Северной Кореи Ким Чен Ын.

12. В этот же день но уже два истребителя пролетают мимо трибун.

13. А на этом фото самолет стоит на стоянке в новом терминале аэропорта Пхеньян.