Цели :

Образовательные:

Коррекционные:

Воспитательные:

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, схемы для характеристики звуков, мультимедийнея презентация, индивидуальные карточки, тетради, ручки, карандаши и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с презентацией Тема: «Дифференциация звуков [З] [С]»»

Конспект логопедического занятия с презентацией

Тема: «Дифференциация звуков [З] [С]»

Подготовила Пиунова И.В.

учитель-логопед

МБДОУ ДС № 37

г. Кузнецк, Пензенская область

Тема : Дифференциация звуков «з» и «с».

Тип занятия : подгрупповое.

Цели :

Образовательные:

Закрепление понятий звук «з» и «с»;

Закрепление знаний о механизме образования звуков;

Закрепление и уточнение словаря;

Формирование навыков различения звуков.

Коррекционные:

Закрепление условно- рефлекторных связей на данный звук;

Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических отличий и чужой и самостоятельной речи;

Закрепление звуков в предложении;

Закрепление навыков контроля за правильным произношением в самостоятельной речи.

Воспитательные:

Коррекция личности ребенка в целом и цель по развитию речи.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, схемы для характеристики звуков, мультимедийнея презентация, индивидуальные карточки, тетради, ручки, карандаши и т.д.

Этапы занятия

Деятельность педагога.

Деятельность учеников.

Оргмомент.

Здравствуйте дети!

Для чего вы приходите на логопедическое занятие?

На уроке я сижу не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.

Молодцы! Теперь встаньте и давайте подышим

Положите правую руку на живот, а левую на грудную клетку. Глубоко дышим, поднимаем живот.

Вдох носом, выдох носом;

Вдох носом, выдох ртом;

Вдох ртом, выдох носом;

Вдох ртом, выдох ртом.

Дети приветствуют логопеда.

Дети выполняют инструкции логопеда.

Объявление темы.

Скажите, ребята, на какой планете мы живём? Правильно на Земле. Значит кто мы? Правильно, мы дети Земли. Земляне.

А кто живёт на звездах?

Правильно, это дети Звёзды. Сегодня они прилетели к нам в гости.

Артикуляционная мимическая гимнастика.

Давайте покажем инопланетянам, как мы работаем языком

Откройте зеркала и сделайте упражнения:

* «Улыбка-хоботок», «Иголочка»

«Кошка лакает молоко».

Инопланетяне прилетели к нам, и им стало страшно - покажите как им страшно. Холодно.

Они увидели солнышко - им стало весело

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети имитируют эмоции мимикой, движениями.

Слайд 2 - Ребята, дети Звезды прислали нам звездные сигналы, послушайте их: З-З-З-З,

Послушайте, какой звук звучит в их послании?

Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

- А для чего мы будем это делать?

Чему вы научитесь?

Это значит, что мы сегодня будем говорить о буквах З и эС и звуках «з» и «с»

За каждое задание вы будете себя оценивать в карте самонаблюдения.

Давай те проверим все ли у нас готово к занятию. Нам понадобятся зеркала, коврики, тетради, ручки и карандаши.

Звуки «з» и «с»

Научимся различать звуки Зи С в слогах, словах. Словосочетаниях, предложениях и тесте

Индивидуально, в парах, группой

Анализ артикуляции звуков.

Расскажите мне, все, что знаете о звуке «з».

* Губы немного растянуты, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. По середине языка идет холодная струя. Голосовые связки работают.

* Характеристика звука: звук «з» твёрдый звонкий согласный.

Теперь расскажите мне о звуке «с»

* Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, Голосовые не связки работают.

* Характеристика звука: звук «с» глухой согласный.

Скажите мне, чем эти звуки похожи?

А чем отличаются?

Дети проводят анализ артикуляции по плану.

Дают характеристику звуков.

Находят сходство и различия.

Звук «з» - звонкий, а звук «с» - глухой.

Связь звука и буквы.

Какой буквой обозначается звук «з»

Посмотрите, на что похожа буква З?

«З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка»

« На эту букву посмотри: она совсем как цифра три»

Какой буквой обозначается звук «с»

На что похожа буква эС

Села мушка в уголок,

Съела бублика кусок.

Ребята, инопланетяне учились писать буквы и что-то напутали. По одному подходите к доске, и фломастером зачеркивайте неправильно написанные буквы. (Предлагается лист с неправильным изображением буквы.) ИЛИ РАБОТА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИСТАХ

С чем можно перепутать заглавную букву З?

А строчную?

Открываем тетради, записываем число.

(Отбиваем ритм: __ - - - __)

Повторите за мной. Теперь запишите в тетрадях до конца строчки.

Буквой З.

Дети выходят к доске и зачеркивают неправильно написанные буквы.

С цифрой три, с заглавной букой Е .

С букой д,у.

Дети записывают буквы в тетради.

Развитие фонематического слуха.

Сейчас я буду называть вам звуки, слоги и слова, а вы когда услышите звук «з» - хлопните в ладоши, а если услышите звук «с» - поднимите руку.

С, Ч, З, П, С, Ш,З,К, Щ,С.

ЗА, СА, ЗИ, ЗЫ,ГА, ЛЕ,СУ,ЗО,СЫ.

ЗУБР, СУСЛИК, КОЗА, ЗЕБРА, СОБАКА, ЗАЯЦ, БАРСУК.

Молодцы! Инопланетяне прилетели на звездолёте и хотят взять собой разных животных и птиц. Каких вы узнали?

Слайд 3

Зяблик - самая многочисленная птица наших лесов. Только-только растаял снег, показались первые нежно-белые головки подснежников, а уже слышна азартная, звучная песнь этой птицы. Зяблики прилетают к нам с далеких берегов Африки рано: пер­выми - самцы, за ними подтягиваются самочки. Узнать этих птиц можно по красивой окраске: буровато-серой спинке, как будто опаленной солнцем грудке и белым с черными по­лосками крыльям. Селится зяблик чаще всего в лиственных лесах; любит также не­густые ельники и сосновый бор.

Зубр, коза, зебра, заяц, зяблик, барсук, синица лиса.

Дифференциация звука в слогах.

Слайд 4 - Давайте выйдем на связь с обитателями Звезды. Они написали нам слоги, их нужно прочесть с выражением. Давайте попробуем это сделать.

(Детям раздаются карточки с цепочками слогов)

Записываем в тетради цепочки слогов.

Под диктовку.

Дети записывают в тетрадях цепочки слогов.

Работали со слогами

Физминутка.

Слайд 5

Девочки и мальчики (руки на пояс)

Прыгают как зайчики (ритмичные прыжки)

Ножками топают (топанье ногами)

Ручками хлопают (хлопки в ладоши)

Дифференциация звука в словах.

Слайд 6 - Звездные гости хотят взять с собой земные животных и птиц, в названиях которых есть звуки «з» и «с».

Нужно распределить их по летающим тарелкам со звуком «з» и со звуком «с».

Инопланетяне зашифровали нам слова, давайте попробуем их разгадать.

Работа на индивидуальных карточках

Вставьте пропущенные буквы.

Дети распределяют картинки на две группы

Работали со словами

Дифференциация звуков в словосочетаниях

Слайд 7

Ребята инопланетяне хотят лучше узнать о земных животных и птицах. Давайте им расскажем.

Чем мы сейчас занимались? Для чего это необходимо?

Дети составляют словосочетания

Дифференциация звука в предложении.

Слайд 8 , 9 - Ребята, нам нужно рассказать инопланетянам о животных которые мы взяли с собой в космос. Составьте предложения правильно

Мы работали с предложением, для чего это нужно? Оцените себя.

Дети составляют предложения

Дифференциация звука в тексте.

Скажите мне, где на Земле можно увидеть всех животных и птиц в одном месте?

Молодцы!

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте.

«Однажды Соня и Зоя отправились в зоопарк. В зоопарке разные звери. За высоким забором стоит зубр. Зубр ест сено. А вот полосатые зебры. Соня долго смотрела на зайцев. Зое понравились барсуки. Они весело провели время в зоопарке.

Куда ходили Зоя и Соня?

Кого они видели в зоопарке?

Кто понравился Соне?

Кто понравился Зое?

Перескажите текст.

В зоопарке.

Дети отвечают на вопросы. Пересказывают текст.

Сели ровно!

Чему вы сегодня научились?

Что нового узнали?

Для чего нам это нужно?

Молодцы! Занимались хорошо.

Давайте оценим свою работу (поднятие руки)

Говорили о буквах З и эС и звуках «з» и «с».

Тема: «Дифференциация звонких и глухих согласных в слогах, словах. Звуки [з] – [с]».

Цель:

Задачи:

Коррекционные:

Развитие способности к слуховой дифференциации звуков [з] – [с]»;

Упражнение в правильном употреблении их в речи;

Профилактика буквенных замен

Образовательная:

развитие фонематического слуха, активизация слухового внимания;

Воспитательная:

Воспитание доброты, отзывчивости.

Оборудование: предметные картинки (слон, заяц, самолёт, телевизор, часы, собака, зонт, гнездо), домики для Незнайки и Скомороха.

Ход занятия .

1.Организационный момент:

Ну, ребята, чур молчок!

Начинается урок!

На меня все посмотрели

И тихонько сели.

2. Различение согласных по звонкости – глухости.

Задание 1.

Хлопните, когда услышите звук [З]”.

А) Изолированных:

Логопед называет звуковой ряд, состоящий только из двух звуков: [С] и [З]: с, с, з, с, з, з, с, з, з, с, с, з, с, з, з, з и пр.

Б) В слогах:

Логопед называет слоговой ряд: са, зо, сы, зу, зы, су, за, зы, сы, зо и пр.

Задание 2. Повторите за логопедом:

За-са-за

Зо-со-зо

Су-зу-зу

Зы-сы-зы

аса-аза-аза

узу-узу-усу

осо-озо-озо

узы-усы-узы

зна-зна-сна

зва-сва-зва

сно-зно-зно

зла-злы-сло

Задание 3. Отгадайте загадки. (При отгадывании каждой загадки на доску вывешивается картинка-отгадка).

А) Ходит длинный, пасть с клыками, ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он, ты узнал, кто это?...(Слон).

Б) Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы – уши больше головы?...(Заяц).

В) Он в безбрежном океане туч касается крылом.

Развернется – под лучами отливает серебром…..(Самолет).

Г) Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная…(Телевизор).

Д) Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем,

Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас…(Часы).

Е) Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает…(Собака).

Ж) Свернешь – клин, развернешь – блин…(Зонт).

З) Без рук, без топоренка построена избенка…(Гнездо).

Задание 4. Расставить картинки по местам: в домик, где живет Незнайка (правая часть доски) поместите картинки со звуком [З], а в домик, где живет Скоморох (левая часть доски) поместите картинки со звуком [С]. При выполнении задания каждый ребенок называет выбранную им картинку и обосновывает свой выбор. Используются картинки-отгадки из предыдущего задания.

Задание 5. Логопед предлагает детям придумать, какие еще картинки со звуками [С] и [З] могли бы быть у Незнайки и Скомороха.

Физкультминутка:

Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков и выполнить следующие действия: присесть, если он назовет слово со звуком [С], и попрыгать, если назовет слово со звуком [З].

3. Работа по различению звонких – глухих согласных в тетради.

Задание 1 . Логопед называет слоги, а дети записывают их в тетрадь: в левую колонку с буквой “С”, в правую – с буквой “З”.

Су, за, ас, ус, зо, зы, са, зу и пр…

Задание 2. Списать слова, вставляя пропущенную букву “С” или “З”. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” двумя чертами

Акат

Апог

Убр

Уша

но…ок

ба.ар

ку.ок

я.ык

не.абудки

кра.авица

Астава

коло.ок

по.тупок

во.дух

ло.куток

Вание

Задание 3 . Списать предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Девочку звали …… .

В лесу рыжая …….. .

(лиса, Лиза)

Утром на траве …… .

В вазе красивая ….. .

(роза, роса)

На дереве сидит ….. .

В печке черная …… .

(сова, зола)

Воду надо ……. .

Не надо собаку …. .

(злить, слить)

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Аманатова М. М., Андреева Н.Г., Тосуниди О. М. Справочник школьного логопеда. -Ростов – на –Дону: Феникс, 2009.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006.

    Козырева Л.М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль: Академия развития, 2006 .

    Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии: Конспекты занятий для логопедов. – М.:Издательство Гном, 2011.

    Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М. : Издательство Гном, 2011.

    Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция письменной речи в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009 .

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Дмитровская начальная общеобразовательная

школы №5

имени Героя Советского Союза К.А.Аверьянова

КОНСПЕКТ

ОТРЫТОГО ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

2 класс Логопедическое заключение:

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.НВОНР

Подготовила и провела:

Учитель – логопед

II квалификационной категории

Черникова Е.Г.

Дмитров 2011

Занятие 2.

Организационный момент: “Подними правую руку, если услышишь звук[З] и левую, если услышишь звук [С]”.

А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий из разных согласных звуков: С, Д, П, З, К, З, Б, З, Г, С, Т, З, К, С, Т, З и пр.

Б) Логопед называет слоговой ряд: са, ту, зо, бы, сы, зу, го, ву, зы, су, па, за, зы, до, фы, га, сы, зо и пр.

Задание 1. Закончи слово, добавляя или слог –са, или слог –за.Гла..

Голо.. сле..

Бере.. кас..

поло.. колба..

Задание 2. Измени слово по образцу: воз – возы…Таз – ………

Вкус – ……

насос – …….

арбуз – …….

поднос – …….

Задание 3. На доску выставляются картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [З]: зубр, заяц, салфетка, сова, кукуруза, поднос, каска, береза, насос. Логопед предлагает детям назвать картинки и определить глухой или звонкий звук слышится в этих словах.

Задание 4. Игра “Будь внимательным”. На доске в линейный ряд выставляются картинки из предыдущего задания. Детям предлагается запомнить как они стоят. Затем дети закрывают глаза, а логопед в это время меняет местами картинки. Открыв глаза, дети должны вспомнить и назвать порядок, в котором стояли картинки. Игра повторяется несколько раз.

Физкультминутка:

Логопед раздает детям карточки с буквами “С” и “З”. Задание: перемещаясь по кабинету внимательно слушать слова, которые называет логопед. Услышав слово со звуком [С], те дети у которых находится карточка с буквой “С” должны остановится и поднять ее вверх, а если логопед назовет слово со звуком [З], то останавливаются и поднимают карточку те дети, у которых буква “З”.

Примерные слова: самовар, пароход, солнышко, брюки, азбука, сверчок, помидор, тарелка, забор, ослик, позвать, кошка, музыка, маска, книга, зубы, класс, злой, чайник, ласточка, Буратино, смех, душ, замок и пр.

Задание 1. Из слов, написанных на доске, списать только те, в которых согласный, стоящий в середине слова, оглушается. Подобрать к ним проверочные слова. Образец: сказка – сказочка.

Близко, маски, замазка, леска, краска, ваза, низкий,

миска, березка, козленок, указка, киска, повязка, сосиска.

Сухая зола

Звонкий смех

Слабый звук сломанный зонтик

высокое здание

лесопильный завод

Выпал первый снег.

Около дома росла береза.

Птицы улетают осенью.

На дереве зяблик.

К нам во двор привезли песок.

Зина каталась на санках.

Стол стоит в углу.

В саду бузина.

Задание 4. Пересказ текста с опорой на картинку.

Наступила зима. Землю занесло снегом. Сидит зайка у березы. Голодно бедному зайке. Нет более зеленой капусты. Стал зайка есть кору березы.

(Текст взят из книги А.Н.Ассмус “Сборник упражнений для детей с недостатками произношения” М., 1959).

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

Занятие 3.

Организационный момент: “Прослушай звуковой ряд и назови те слоги, которые повторяются два раза”: За-са-за

Зы-сы-зы аса-аза-аза

узу-узу-усу

осо-озо-озо

узы-усы-узы зна-зна-сна

сва-зва-сва

зно-сно-зно

злы-злы-слы

Задание 1. Прослушать слоги, записать их в две колонки: с буквой “С” в левую, с буквой “З” в правую:

Са, со, зу, сы, за, ос, зо, су, зы, ус, сы,

Зва, сно, зло, сву, зна, зво, сны, сто.

Задание 2. На магнитной доске два домика с кармашками. На одном домике написана буква “С”, на другом буква “З”. У каждого ребенка конверт с картинкой. Ребенок, назвав свою картинку, должен положить ее в кармашек того домика, который соответствует названному звуку. Примерный перечень картинок:

Зубы, носки, косынка, змея, коза, костюм,

сапоги, звонок, звезда, скамейка, мимоза и пр.

Задание 3. Придумать и записать слова:

А) С буквой “С” в середине слова;

Б) С буквой “З” в начале слова.

Задание 4. Образовать от данных глаголов новые, посредством приставки ЗА– . Записать получившиеся слова. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами. Образец: сыпать – засыпать.светить –

стелить –

звонить –

ползти –

сорить –

солить – нести –

возить –

носить –

просить –

мазать –

сыпать –

Физкультминутка:

Дети выполняют движения со словами:

Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.

Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.

Мы прогоним комара, потому что спать пора.

Задание 1. От слов, находящихся слева, провести стрелки к словам находящимся справа и подходящим по смыслу. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами.спелые

звездный

сломанный

хрустальная небосвод

Задание 2. Пересказ текста по опорным картинкам.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои был красивый зонт. Один раз Зоя под зонтом шла вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унес зонт за забор. За забором росла береза. Перелезла Зоя через забор и видит свой зонтик на березе. Какие-то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

(По Л.П.Успенской и М.Б.Успенскому “Учитесь правильно говорить”, М.,1995, текст адаптирован).

Задание 3. Повтори скороговорки:

А) Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.

Б) Стоит воз овса, возле воза коза.

Подведение итога занятия.

Оценка деятельности детей.

Лариса Судеева
Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»

Конспект ООД по звуковой культуре речи в старшей группе №11

Тема : Дифференциация звуков с-з

Цель занятия :

закрепить правильное произношение звуков С-З в словах , предложениях; тренировать в определении места звуков С-З в словах , закрепить характеристику звуков С-З ; развивать фонематический слух.

Оборудование :

предметные картинки со звуками : «С,Сь,З,Зь» ; буквы С,З; карточки с картинками для определения места звука , раздаточный материал : три квадратика, синий квадрат, две куклы, картинка с изображением горки, качели, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Ребята, сегодня к нам пришли куклы Соня и Зоя. Они хотят с вами погулять и поиграть. Но сначала, давайте напоим их чаем, перед этим помоем руки (картинка крана) . Какой звук издает вода , когда течет из крана? Давайте споем песенку воды : с-с-с-с. Ой, к нам залетел комар. А какая песенка у комара : з-з-з-з. Комар улетел, теперь можно попить чай :

1. Упражнение на дыхание «Горячий чай»

Цель : развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование : стаканчики из цветного картона.

Ход игры : - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!

2. Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков : «Горка» , «Качели» :

«Качели» . Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-15 раз

«Горка» . Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.

са-са-са - ой, летит оса,

сы-сы-сы - не боимся мы осы,

су-су-су - видел кто из вас осу?

сы-сы-сы - мы не видели осы.

си-си-си - в речке караси,

ся-ся-ся - не поймали карася.

за-за-за – здесь привязана коза.

зы-зы-зы – много травки для козы.

зу-зу-зу накормили мы козу;

зи-зи-зи – обезьянку привези!

зя-зя-зя – обезьянкам здесь нельзя!

3. Игра «Найди звуки з-с » . Соня и Зоя принесли картинки, давайте их посмотрим.

Назови картинки и определи место звуков С , З.

4. Физкультминутка .

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно стоять,

Зайке нужно поскакать.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни-топни»

Я буду произносить звуки , а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук – з , и топните, когда услышите – с.

6. Игра «Добавь слог»

Я буду произносить начала слов, а вы добавьте –са или -за

7. «Повтори скороговорки»

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Итог занятия.

Публикации по теме:

«Звук [Щ]». Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе Образовательная область: Речевое развитие Области интеграции: Социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; - формировать.

Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе «Необыкновенное путешествие в зоопарк» Асоцкая Наталья Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе на тему «Необыкновенное путешествие в зоопарк». Тема: Звук «З».

Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе Цель: обобщить представления детей о временах года; показать правильную артикуляцию зв. [ж], упражнять в правильном произношении звука [ж],.

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы, произношение звуков [б], [д] Тема: Формирование правильного произношения звуков [б], [д] Цель: Упражнять в произношении согласных звуков [б] [д] Задачи: 1 Продолжать.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в первой младшей группе «Поможем Ане и Уле помириться» Задачи: - учить детей чётко произносить звуки «а» и «у»; - способствовать развитию речевого дыхания; - закреплять произношение звуков «а».