Уже в середине XX в. стало очевидным, что в развитии общества возникли проблемы, которые, если они не будут решены при участии всех стран мира, грозят гибелью цивилизации на Земле. Их назвали глобальными проблемами современности. На рубеже XX-XXI вв. к ранее известным проблемам прибавились новые угрозы человечеству. Они связаны с процессом глобализации. Ученые, государственные деятели ищут пути решения всех этих проблем. Однако XXI век бросает вызов не только интеллектуалам и политикам, а всем живущим на Земле. Необходимо объединение усилий всех государств, всех народов, общественных организаций и движений, всех людей, чтобы совместными усилиями отвести существующие угрозы человеческому обществу. Какие проблемы требуют решения? Какие возможности для этого существуют?

Экологические проблемы . За годы учебы вы уже знакомились с ними на уроках географии, биологии, истории, обществознания. Вспомните: в чем состоят эти проблемы? Каковы пути их решения? Надеемся, что у вас достаточно знаний, чтобы самостоятельно оценить значение этих проблем и определить способы их преодоления.

Угроза термоядерной войны . Хотя военное противостояние двух мировых систем, о котором вы знаете из курса истории, ушло в прошлое и осуществлены меры по ограничению запасов ядерного оружия, оставшиеся арсеналы такого оружия достаточны для того, чтобы уничтожить все живое на Земле. Особенно опасна возможность создания ядерного оружия в странах, где у власти находятся^ агрессивные силы, склонные к авантюризму во внешней политике. Даже локальный ядерный конфликт грозит тяжелейшими последствиями для обширных территорий. Поэтому важнейшей проблемой является создание безъядерного ненасильственного мира, решение международных конфликтов не военными, а политическими средствами. Это необходимое условие сохранения жизни на нашей планете.

Международный терроризм . В конце XX - начале XXI в. значительно усилилась опасность террористической деятельности. Она не ограничивается теперь акциями отдельных групп террористов, а осуществляется систематически крупными организациями международного масштаба, охватывает целые страны, обширные регионы. Возросла степень тяжести последствий террористических актов. Если ранее жертвами террора становились отдельные лица, почему-либо ненавистные террористам, то ныне - тысячи и десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Особую опасность представляет возможность получения террористическими организациями оружия массового поражения - ядерных боеприпасов, химических отравляющих веществ, биологических средств заражения смертельными болезнями. Такое оружие позволило бы им терроризировать целые государства и их правительства.

Борьба с терроризмом требует объединения усилий мирового сообщества, устранения причин, порождающих террористическую деятельность, активизации защитной функции государств.

Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира» . Сотни миллионов людей в этих странах живут в условиях, которые отдалены от условий жизни в развитых странах столетиями экономического и социального прогресса. (Вспомните сведения, полученные об этом в курсе географии.) Население высокоразвитых стран («золотой миллиард») потребляет 88% совокупного мирового продукта, тогда как пятая часть жителей Земли, проживающая в беднейших странах, - лишь 1,5% этого продукта. Ликвидация разрыва экономического и культурного развития между развитыми странами и развивающимся миром, голода, нищеты и неграмотности, в условиях которого существуют сотни миллионов людей, - одна из тяжелых проблем, доставшихся в наследство от XX века.

Социально-демографические проблемы . Они связаны прежде всего с увеличением темпов роста народонаселения мира («демографическим взрывом») за счет развивающихся стран. Это одна из причин массовых бедствий, голода, болезней, отсутствия нормального жилья, неграмотности, безработицы в этой зоне мира. Одновременно имеет место демографический кризис в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости ниже уровня, необходимого для смены поколений и сохранения численности населения. Разный уровень рождаемости в различных зонах мира порождает миграцию из экономически слаборазвитых стран в более благополучные страны, где возникают проблемы ассимиляции приезжих, не говорящих на языках этих стран и не соблюдающих местных обычаев.

По данным ООН в 2000 г. число жителей нашей планеты составляло 6 млрд, а на 2050 г. прогнозируется 10- 12 млрд. Дальнейший рост населения Земли, по мнению многих ученых, вызовет острую нехватку ресурсов, необходимых для жизни людей. Перед человечеством в XXI в. стоит проблема регулирования численности народонаселения, осуществления в различных регионах мира продуманной демографической политики.

Наркомания и наркобизнес . Последствия употребления наркотиков губительны как для отдельного человека, так и для общества: деградация личности и, как следствие, ее несостоятельность в роли родителя, работника, члена общества; негативное влияние наркомании на генофонд нации; преступления, совершаемые с целью добыть средства для закупки наркотиков. Однако наркобизнес - одна из наиболее прибыльных форм преступной деятельности. Наркоторговля, имеющая международный характер, прокладывает пути транспортировки зловещего товара через границы и территории многих государств. Все это угрожает безопасности стран и народов и поэтому требует их значительных усилий, скоординированных действий правового, силового, социального и воспитательного плана.

Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней . Множество вопросов ставит перед человечеством СПИД. Эта болезнь, как считают ученые, грозит унести больше жизней, чем чума в средневековой Европе. Она не знает границ, и никому ее не удается остановить. Государства должны принимать меры, призванные оградить от заражения этой болезнью от уже инфицированных других людей. Необходимо искать средства для оплаты дорогостоящих лекарств, которые нужны для лечения больных СПИДом.

Появляются новые виды микроорганизмов, способных вызвать эпидемии опасных болезней, таких, как, например, атипичная пневмония, птичий грипп и т. п. Нередко не удается установить причины их возникновения. Высказываются предположения о возможности непредсказуемых мутаций существующих возбудителей болезней, следствием которых становятся их ранее неизвестные опасные свойства. Требуются согласованные действия мирового сообщества, чтобы противостоять этим опасностям.

Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса, использования его результатов во вред человечеству . Специалисты говорят о зловещих возможностях генной инженерии. Не просчитаны вероятные последствия клонирования животных, тем более людей. Высказываются опасения возможного использования научно-технических достижений для установления тотального контроля и управления поведением людей. Большую опасность представляют преступления с использованием информационных технологий. Компьютерные вирусы, запущенные в мировую сеть, могут нанести огромный ущерб, угрожают экономической, военной, информационной безопасности. Необходимо предвидеть отрицательные последствия научно-технического прогресса, направлять его на благо общества и человека.

Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте. Чернобыльская катастрофа показала, что последствия аварий на ядерных объектах могут выйти далеко за пределы национальных границ. Число жертв достигает высокого уровня. Возрастает значение мер по обеспечению безопасности ядерных объектов. Необходим контроль безопасности химических производств, магистральных линий электропередачи, нефтепроводов.

Угрозы культуре, духовному развитию человека . Современная наука отмечает угрожающие масштабы ства, преступности, наркомании, отчуждения от культуры. Обращает внимание также и на чрезмерное распространение духа материального потребительства. Развитие современных технологий делает практически невозможным предотвращение появления в прессе, на экранах телевидения антиобщественной информации, пропагандирующей насилие, порнографию, оскорбляющей религиозные чувства, удовлетворяющей агрессивно настроенные группы. Высокое искусство, шедевры мировой культуры зачастую вытесняются с журнальных страниц, телевизионных экранов подделками массовой культуры, рассчитанными на примитивный вкус.

Современные идеологии, как и мировые религии, не смогли дать адекватные ответы на вызовы XXI века. Этим стремятся воспользоваться проповедники экстремистских взглядов, религиозные секты, деформирующие сознание и поведение человека.

Объем доступной информации превышает человеческие способности ее восприятия и использования. Люди не успевают приспособиться к коренным изменениям условий существования, происходящим за время жизни одного поколения, что порождает стресс, потерю ориентации, ощущение дискомфорта, тревогу и беспокойство.

Все это ставит вопросы о способах сохранения и защиты от разрушения ценностей национальной и мировой культуры, о модернизации всей системы образования и воспитания, о необходимости неустанной работы по укреплению нравственных основ общества. Многое зависит и от каждого человека, от его духовного богатства, способности следовать принципам морали в условиях усложнения духовной жизни общества, готовности самостоятельно отвечать на вызовы меняющегося мира.

Итак, на пороге XXI века наметились угрожающие тенденции в обществе. Но существует возможность выбора такого пути, на котором удастся избежать их опасного развития.

Роль России в современной мировой политике. Концепция внешней политики РФ

Возвращение России на мировую арену в качестве полноправного игрока, а также изменения в мире потребовали от руководства страны переосмыслить приоритеты нашей внешней политики. 12 июля 2008 г. президент Д.А. Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации. В документе указывается, что он принят с учетом возросшей роли страны в международных делах и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать в формировании международной повестки дня, а также приняв во внимание и негативные тенденции на международной арене.

В Концепции внешней политики изложены содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Определены приоритеты в решении глобальных проблем. Среди них – верховенство права в международных отношениях , укрепление безопасности в мире, экономическое, экологическое, гуманитарное сотрудничество, уважение прав и свобод человека. Документ дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Президентом России 28 июня 2000 года.

Современный мир и внешняя политика РФ.

Россия оказывает существенное влияние на формирование м/н отношений.

Экономическая взаимозависимость государств - ключевой фактор поддержания международной стабильности.

Новые вызовы и угрозы носят глобальный характер. Роль экологического фактора, проблема профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями. Религиозный фактор. ООН призвана сыграть фундаментальную роль в налаживании полноценного межцивилизационного диалога (для достижения согласия между представителями различных религий, конфессий и культур).

Отличительная черта российской внешней политики - ее сбалансированность и многовекторность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН.

Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем

Формирование нового мироустройства.

А) Россия заинтересована в стабильной системе МО на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Главный инструмент - многосторонняя дипломатия.

Б) Центр регулирования – ООН (соблюдение всех целей и принципов, НО! + реформирование ООН, так как мир меняется, + повышение эффективности СовБеза ООН).

В) Россия будет наращивать взаимодействие в «Группе восьми», «тройке» (Россия, Индия и Китай), «четверке» БРИК, а также с использованием других неформальных структур и диалоговых площадок.

Верховенство права в международных отношениях

Россия за укрепление правовых основ в международных отношениях (всячески содействовать развитию МП). Совета Безопасности ООН - механизм обеспечения международной законности;

Укрепление международной безопасности

Россия против силы в МО , за нераср.оружия, недопущение гонки вооружений, уделяет внимание информационной безопасности, миротворчество – действенный инструмент в урегулировании конфликтов, за глобальную антитеррористическую коалицию под эгидой ООН, противостоит обороту наркотиков, преступности, участвует в международном сотрудничестве по регулированию процессов миграции, способствует диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями.

Международное экономическое и экологическое сотрудничество

Главный приоритет - содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации, создает благоприятные условия на мировых рынках (расширяет номенклатуру экспорта и географию связей), содействие российским предприятиям и компаниям (особенно наукоемкой продукции и товаров с высокой степенью обработки), привлечение иностр.инвестиций, наращивание и модернизацию топливно-энергетического комплекса, укрепление парнерства с ведущими производителями энергоресурсов, укрепление интеграционных процессов на пространстве СНГ,

за экологич.безоп-ть (разработки и взаимодействие со всеми гос-ми), сотруд-во по охране здоровья (ВОЗ), укрепление морских пространств (режим безопасного судоходства, ответственное рыболовство, защита морской среды).

Международное гуманитарное сотрудничество и права человека

Россия за уважения прав и свобод человека (на основе Всеобщей декларации прав человека), за права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом, за изучение и распространению русского языка , против расовой дискриминации , агрессивного национализма, антисемитизма и ксенофобии, попыткам переписать историю , за международное культурное и гуманитарное сотрудничество (средство налаживания межцивилизационного диалога) + межрелигиозный диалог ;

Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности

Важным направлением - доведение информации о действиях РФ, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.

+ [из ответов вроде как для Мунтяна]

- обеспечение безопасности и суверенитета страны, укрепление ее авторитетных позиций в мировом сообществе;

- создание благоприятных внешних условий для:

а) модернизации России, повышения уровня жизни нас., консолидация общества;

б) укрепления правового государства и демократических институтов;

в) реализации прав и свобод человека;

г) и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

- воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на:

1) коллективных началах в решении международных проблем;

2) верховенстве международного права;

3) равноправных отношениях между государствами при координирующей роли ООН;

- поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России;

Содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

Россия всецело осознает свою ответственность за поддержание безопасности в мире и готова к совместным действиям со всеми другими заинтересованными государствами.

В концепции подчеркивается, что Россия не даст вовлечь себя-в затратную конфронтацию, в том числе в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.

Российская федерация и СНГ: внешнеполитический аспект отношений

Два фактора заинтересованности РФ в сотрудничестве:

1) Исторический (язык, менталитет, население, экономика СССР)

2) Географический (приграничный регион – безопасность)

Интересы РФ в СНГ можно разделить на три группы:

· Экономические интересы

o Рынок сбыта малоконкурентной Российской продукции машиностроения

o Рынок – источник минерально-сырьевых ресурсов (уран, цирконий, медь, титан, свинец, марганец)

o Транспортные коридоры на рынки Европы и Азии

· Геополитические и военно-стратегические

o Контроль над пространством СНГ обеспечивает безопасность своих границ и территорий, мировой уровень РФ

o Система ПВО на границах СНГ увеличивает подлетное время ракет

· Гуманитарные интересы

o Защита русскоязычного населения (их образования, право на родном языке)

Конфликт в том, что для стран СНГ – экономические интересы, а для РФ геополитические.

Образование СНГ

«ничего не предопределено, всегда есть альтернатива» - пример реформ китая деном сяо пином в 80-е.

· Критика социализма, которого на практике не было, несмотря на то, что руководство констатировало его строительство (1936 г. Сталин, 1959 г. Хрущев)

· Застой экономики 60-х (не перестроились после войны) – разочарование

· Бюрократизация

· Перестройка – закон гласности (критика социализма, идеологический вакуум, рост национализма)

Вылилось в Новоогарёвский процесс , начавшийся в апреле 1991 года, получил своё имя по названию подмосковной резиденции Михаила Горбачёва в Ново-Огарёво. 9 республик для нового союза.Зима 1991 г. Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шишкевич) + Ашхабад (Турк, Узб, Кирг, Тадж) + Алма-Ата (Молдова, Азербайджан, Армения). Нарушили: Конституцию 1977 г., Закон о выходе из СССР 1990 г., наперекор референдуму 1991 г.

Соглашение о создании СНГ: 14 статей. Функции:

1. Социальные и гуманитарные вопросы (возврат на историческую родину, гражданство, признание всех документов СССР)

2. Государственное размежевание республик (вопросы границ, имущества граждан – нулевой вариант, все что, на территории, там остается)

3. Долги и активы (все взяла СССР)

4. Механизмы экономического сотрудничества

5. Внешняя безопасность

6. Развитие сотрудничества в других сферах

Успехи СНГ в 90-е гг.:

· Ядерное оружие: Укр, Бел, Kz передали его РФ, хоть Укр. была против, но сыграло роль давление Запада.

· Единая армия преобразована в национальные ВС. Учтен опыт Югославии. Принят нулевой вариант: все, что на территории принадлежит тому гос-ву. Попытки сохранить общее командование ПВО. Большие запасы оружия в конфликтных регионах: Молдове, Тадж. Определение численности вооружений, размещение личного состава. сохранены десантные подразделения.

· Соц механизмы: Пенсии, пособия, трудовой стаж.

· Связь, транспорт, энергетика

· Сохранение безвизового режима – мега главный пункт!

· Обеспечение миротворческой деятельности в зонах конфликтов . Май 1993– саммит в Ташкенте, договор о коллективной безопасности. Запущен механизм миротворческой деятельности: Тадж, Приднестровье, Абх, ЮжОс. До сих пор - в Приднестровье. Миротворцы получали мандат ООН – голубые каски, но финансирование –РФ.

Политика РФ в 90-е гг. Два периода:

1) 1991 -1995 гг. Западники

· Первая концепция ВП РФ – сотрудничество со всем миром.

· Признание республик СФРЮ – подрыв доверия сербов

· Польша – Ельцин берите столько суверенитета, сколько нужно

· Козырев за расширение НАТО

2) 1996-2000 гг.

· Примаков – создание четырех департаментов МИД СНГ: общий, ЦА + украина, бел, молдова + закавказье

· Создано министерство по делам сотрудничества с СНГ

· 1997 г. – Кишиневский саммит как квинтэссенция поворота к СНГ. Создание вместо секретариата Исполнительного комитета с представителями 12 гос.

· 2000 г. Путин – прагматизм, приоритет нацбезопасности, упор на двусторонние отношения, дифференцированный подход к партнерам.

Конфликты:

1) Молдова – Приднестровье

2) Нагорный карабах – Азербайджан vs Армения

3) Узбекистан, Киргизия = Ферганская долина

4) Узбекистан, Казахстан = лидерство в регионе

5) Узбекистан – Киргизия, Таджикистан = Амур-Дарья

6) Грузия – Абхазия, Южная Осетия

7) Поиск старших братьев на Западе

8) «Молочный войны» с Белоруссией

9) «Газовые войны» с Украиной

10) ГУУАМ 1999 г.

11) Концепция разноскоростной интеграции (наличие многочисленных блоков внутри СНГ)

Риски, вызовы, угрозы . Здесь следует сделать важное методологическое пояснение. Риски, вызовы и угрозы мы рассматриваем как разные степени опасности. В этом терминологическом ряду риски – самый низкий уровень опасности, а угрозы – самый высокий уровень. При этом важнейший компонент политики национальной безопасности состоит в освоении и умелом применении технологий перевода угроз в вызовы, а вызовов – в риски. Если же риски перерастают в вызовы, а вызовы в угрозы, то это несомненный признак серьезных сбоев в системе национальной безопасности той или иной страны. Отсюда вывод: анализ любой проблемы национальной и международной безопасности должен начинаться с анализа рисков, вызовов и угроз и возможностей перевода угроз в вызовы, а вызовов - в риски.

Начало XXI в. характеризуются прогрессирующим во всем мире ростом количества социальных, экономических, техногенных и экологических угроз разного уровня. Для современных вызовов характер­на все возрастающая сложность, обусловленная усложнением технологических, финансовых и политических взаимосвязей в социально-экономических системах - они определяют все более трудно предсказуемые новые комбинации параметров риска угроз и масштабы их последствий. Более того, вызовы и угрозы все больше превращаются в самоподдерживающийся процесс, напоминая порочный круг из-за неопределенности причин и причинно-следственных связей, и неэффективного управления ими. Разница в типах угроз безопасности, их источниках и масштабе требует, соответственно, и различия в организации системы противостояния им.

Угроза национальной безопасности принимает все более разнообразный характер, перестает быть исключительно военной. Такие проблемы планетарного масштаба, как рост запасов оружия массового уничтожения, международный терроризм, организованное насилие и вооруженные конфликты, массовая бедность в развивающихся странах, деградация окружающей среды, потоки беженцев, наркотики, преступность, несут с собой глобальные угрозы, которым можно противостоять только коллективными усилиями. Эти проблемы не могут быть решены с помощью только военной силы или средствами отдельного национального государства. Необходим глобальный механизм координации и сотрудничества между странами.

Второй факт, подтверждающий, тенденцию стремления к глобальной взаимосвязанности, заключается в том, что во многих регионах происходит постепенный сдвиг в направлении к совместной обороне или многосторонним мерам безопасности. В настоящее время военная глобализация, угрозы и вызовы, имеющие глобальный характер, заставляют серьезно переосмыслить идею национальной безопасности и практическую ее реализацию. Доктрина национальной безопасности остается одним из самых важных принципов современной государственности.

Геополитические угрозы - это те явления, которые дестабилизируют геополитическую ситуацию в мире, и если им не противостоять, ими не управлять, могут привести к мировому хаосу. К геополитическим угрозам можно отнести региональные и локальные войны, нарушение режима ядерного нераспространения, современное производство и торговлю оружием, международный терроризм, современные конфликты, деградацию окружающей среды, проблему демографии и глобальной миграции.

В современном мире безопасность обеспечивают:

Организация Объединенных Наций, которую можно назвать межправительственной организацией глобального уровня.

В основных регионах мира наряду с уже существующими межправительственными организациями появляются новые. На евроатлантическом пространстве основной действующей международной военной и инфраструктурой остается НАТО (Организация Североатлантического договора)

Кроме НАТО, влиятельной структурой в сфере европейской безопасности является ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), В системе ОБСЕ - «три корзины».

Первая - вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями;

Вторая - развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды;

Третья - сотрудничество в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, образование), а также права человека.

Данная организация, в основном, акцентирует свое внимание на решение гуманитарных проблем и, прежде всего, проблемы прав человека.

Международной региональной структурой безопасности на постсоветском пространстве является Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

2. Основные современные международные конфликты: их причины, особенности и перспективы. (Ребят, тут думаю каждый должен взять для себя свой пример международного конфликта, их мы обсуждали на лекциях)

С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.

Причинами международных конфликтов ученые называют:

» конкуренцию государств;

» несовпадение национальных интересов;

» территориальные притязания;

» социальную несправедливость в глобальном масштабе;

» неравномерное распределение в мире природных ресурсов;

» негативное восприятие сторонами друг друга;

» личную несовместимость руководителей и пр.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения международного конфликта пока не существует из-за многообразия его признаков и свойств политического, экономического, социального, идеологического, дипломатического, военного и международно-правового характера. Одно из признанных в западной политической науке определений международного конфликта дано К. Райтом в середине 60-х годов: «Конфликт есть определенное отношение между государствами, которое может существовать на всех уровнях, в самых различных степенях. В широком смысле конфликт может быть подразделен на четыре стадии:

1. осознание несовместимости;

2. возрастающая напряженность;

3. давление без применения военной силы для разрешения несовместимости;

4. военная интервенция или война для навязывания решения.

Исследователи различают положительные и отрицательные функции международных конфликтов. К числу положительных относят:

♦предотвращениестагнациивмеждународныхотношениях;

♦стимулированиесозидательныхначалвпоискахвыходовиз сложных ситуаций;

♦определениестепенирассогласованностиинтересовицелей государств;

♦предотвращениеболеекрупныхконфликтовиобеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интен­сивности.

Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они:

Вызывают беспорядок, нестабильность и насилие;

Усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах;

Порождают возможность неэффективных политических решений.

Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

Их субъектами выступают государства или коалиции;

В основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

Межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

Современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

Межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Под международной безопасностью нами понимается характеристика международных отношений, включающая в себя такие показатели, как стабильность развития, защищенность от внешних угроз, обеспечение суверенитета и независимости всех государств, признанных мировым сообществом. Основными способами обеспечения международной безопасности являются: двусторонние договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами; объединение государств в многосторонние союзы; всемирные между-народные организации, региональные структуры и институты для поддержания международной безопасности; демилитаризация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях.

По масштабу проявления, уровни международной безопасности: 1) национальный, 2) региональный и 3) глобальный. Еще есть безопасность личности, общества, гос-ва (по объекту).

Национальная безопасность - вид безопасности на уровне отдельных стран, при котором исключается угроза войны и посягательств на суверенитет страны, ее независимость и территориальную целостность. Этот вид безопасности предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Важным элементом безопасности страны является защита прав человека, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества.

Обострение глобальных проблем во 2пол. XX в. - более многогранное измерение нац безопасности. Важными ее составными частями стали экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная и другие виды безопасности. В этой связи все большее значение приобретают такие факторы, как качество окружающей среды и эффективность экологической политики, динамика изменения народонаселения и его качественный состав, устойчивость снабжения продуктами питания населения, обеспечение промышленности сырьем, стабильный и достаточный характер доступа к источникам энергии

Региональная безопасность - составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

Региональная безопасность имеет общие черты с безопасностью международной, в то же время отличается множественностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов современного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторические, культурные, религиозные традиции и т.п. Отличается она, во-первых, тем, что процесс поддержания региональной безопасности могут обеспечивать как специально созданные для этого организации (в частности, в Европе - ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера (Организация американских государств - ОАГ, Организация африканского единства - ОАЕ, и др.)

Глобальная безопасность - вид безопасности для всего человечества, т.е. защита от опасностей всемирного масштаба, угрожающих существованию людского рода или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете. К таким угрозам прежде всего относят глобальные проблемы современности.

Важными направлениями укрепления глобальной безопасности являются: разоружение и контроль над вооружениями; защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран; эффективная демографическая политика, борьба с международным терроризмом и не-законным оборотом наркотиков; предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов; сохранение культурного многообразия в современном мире; обеспечение соблюдения прав человека; освоение космоса и рациональное использование богатств Мирового океана и т.п

Безопасность и война. 2 группировки: социал-демократы, марксисты; крупные промышленные круги;

20-30- е гг. перемены. 1928 г. – пакт Бриана-Келлога. Вопросы интеграции. Куденхофе-Камерги.

Безопасность охватывает сферу экономики.

Франко-германские отношения. Завершение 2ой мировой войны.

Международная безопасность: военная безопасность (hard security), невоенная безопасность (soft security).

3 компонента: защищенность интересов личности, общества и государства.

Национальная безопасность.

Система международной безопасности – совокупность институтов правовых норм, регулирующих сферу защищенности национальных государств на международной арене; правила поведения в вооруженных конфликтах, вопросы, связанные с ограничением, сокращением вооружений.

Угрозы и вызовы. Угрозы - те факторы, которые непосредственно могут нанести урон. Вызовы – тенденции, которые при дальнейшем развитии могут эволюционировать в угрозы.

Нетрадиционные вызовы безопасности (non-conventional): терроризм, нераспространение ядерного оружия, проблема пиратства.

Появляются механизмы реагирования, институты, поэтому многие из этих вызовов нельзя называть нетрадиционными.

Расширение предметного поля безопасности. НАТО начинают заботиться проблемами энергетической безопасности.

Под секьюритизацией в международных отношениях понимается процесс, позволяющий призывать к безотлагательным и исключительным мерам, направленным на то, чтобы справиться с угрозой. Если какая-то проблема секьюритизируется (включается в орбиту дискурса безопасности), то это означает, что ей приписывается наивысший приоритет, статус экзистенциальной угрозы, требующей чрезвычайных мер противодействия. Все проблемы Мо сводятся к проблемам безопасности,

1. Международные региональные организации

2. Сетевые структуры, ТНК, Международные институты и организации в сфере невоенной безопасности.

1. 1991 – 2001 гг. Конфликты низкой интенсивности – реакция на ликвидацию.

Война в заливе, Югославия, постсоветское пространство. Африка: Руанда, Сомали, Дарфур.

2. 2001-2007(8) гг. Международный терроризм

Возрождение терроризма на билжнем востоке, 2001 – Нью-Йорк, Вашингтон. 2002- Норд-ост

Мир до и после 9\11:

· Мир потерял «гаранта» безопасности, США не может гарантировать безопасность не только своих союзников, но и свою

· Уязвимость современной цивилизации, которая растет вместе с уровнем технологического развития.

· 11 сент – реальное испытание демократических ценностей и традиций в США и в других странах. Однако, удивительно, что граждане заявили, что легко откажутся от части своих прав и свобод в обмен на личную безопасность

· Появление феномена международного терроризма, глобальной экспансии радикального ислама, использующего методы террора.

· Все институты, призванные обеспечить безопасность, оказались неспособны это сделать. Необходимость новых инструментов и методов.

· Никакой самой богатой и мощной стране не под силу справиться с угрозой межд. терроризма в одиночку. Неслучайно после этого Россия сблизилась с США, помогала разведданными в Афганистане. Россия сделала важный выбор – в пользу демокр ценностей и международного права.

2007-2008 – возвращение вопроса по нераспространению ядерного оружия, проблематика противоракетной обороны; Иран, Северная Корея; Выход из той системы ПРО, которая была создана в 70-е гг.

Проблема конвенциональных вооруженных сил

РФ: С распадом СССР Россия столкнулась с необх расширения понятия безопасности – кроме б гос-ва – б общества и личности.

1993 – концепция ВП (обеспечение безопасности, защита интересов личности, общ-ва, гос-ва), военная доктрина (отказ от принципа неприменения первой ядерного оружия; использование в искл случаях вооруж сил во внутренних конфликтах на тер страны)

1997 – концепция НБ

2000 – кнб, военная доктрина, квп, доктрина инфо безопасности.

США – national security strategy (почти каждый год). Исходя из нее уже составляется нац военная стратегия.

В концепции н б сша 2010 главная угроза – терроризм, враг- аль каида.

Традиционны и нетрадиц, При определении угроз для отдельных государств-участников СНГ выделяются традиционные (старые) и нетрадиционные (новые) угрозы. Первые чаще всего связаны с вооруженными конфликтами внутри или вне государств. Традиционные угрозы имеют относительно четких и легко определимых субъектов, которые представляют эту угрозу (государства, военные блоки, политические организации, прибегающие к незаконным методам захвата власти, стороны в гражданских войнах). Новые нетрадиционные угрозы чаще всего не имеют четко идентифицируемых политических субъектов. Зачастую эти угрозы не связаны с открытыми вооруженными действиями. Все они возникли в связи с процессом глобализации, носят международный характер и требуют, в связи с этим, глобального международного сотрудничества в их преодолении.

Понятие «угрозы». Внешние и внутренние угрозы.

Безопасность – это состояние защищенности от угроз ключевым ценностям, в особенности тех, которые могут привести к угрозе выживания объекта.

Угроза безопасности – потенциальное нарушение безопасности; действие или событитие, которое может привести к нанесению значительного ущерба или утрате ключевой ценности.

Кен бус: безопасность = «выживание+»

Угрозы могут быть различными в зависимости от видов безопасности: военные, политические, экономические и другие (см. вопрос №3).

Доклад группы высокого уровня (ООН), категории угроз:

1) Экономические и социальные, вкл.бедность, инфекции, экология

2) Межгос. конфликт,

3) Внутригос. конфликт, вкл. геноцид, гражданские войны

4) Оружие массового уничтожения

5) Терроризм

6) Транснациональная преступность.

Академ.. дебаты: делать упор на угрозы ключевым ценностям или сосредоточиться на проблематике вооруженных конфликтов и использования воор.силы.

По источнику угрозы подразделяются на внешние и внутренние.

В международных отношения основной субъект безопасности – гос-ва.

Внешние – те, что исходят извне рассматриваемого субъекта. То есть, если речь идет о безопасности государства, это такие угрозы, которые исходят из-за рубежа: недружественная политика других стран, деятельность международных преступных группировок, итд.

Внутренние – те, что исходят изнутри субъекта. Оставаясь в рамках категории гос.безопасности: «внутренние» экстремистские группировки, экономические явления, создающие угрозу безопасности (беднось, соц.неравенство).

На современном этапе в силу того, что происходит неолиберальная глобализация (мать её…), границы размываются и грань между внутренними и внешними угрозами также может оказаться более размытой. Пример – теракт 9/11 готовился во многом на территории самих США (обучение в лётных школах, итд), и вообще деятельность лиц, связанных с иностранными преступными организациями, внутри данной страны.

Трансграничные угрозы. (потоки беженцев из соседней страны, где идёт внутренний конфликт)

Внутригосударственные конфликты создают угрозу соседям, в ряде случаев – угроза попадания ОМУ не в те руки.

Еще пример – экологические угрозы. Для природы гос. границ не существует, поэтому они могут быть и внутренними, и внешними.

Традиционные и новые угрозы, соотношение

Традиционными угрозами безопасности являются угрозы военно-политического характера. К примеру, понятие «международная безопасность» традиционно понималось как отсутствие войн между государствами. Обеспечение безопасности сводилось к тому, чтобы на нас никто не напал, а если бы и напал, то потерпел бы поражение. Средства – обеспечение баланса сил при помощи заключения союзов, укрепление армии и военного флота.


Новые угрозы – это те, которые стали актуальными в последние десятилетия. Ранее они не рассматривались в виду того, что соответствующие сферы не имели такой важности, какая присуща им сейчас (экономика), либо попросту отсутствовал реальный базис этих угроз (распространение ОМУ)

Классификация по Кулагину:

Новые угрозы:

Терроризм

Распространение ОМУ

Внутренние вооруженные конфликты

Эти угрозы все равно тесно связаны с военной безопасностью. Также Кулагин выделяет угрозы «второго ряда»:

Наркотраффик

Пиратство

Незаконная миграция

Транснациональная орг.преступность

Угрозы информационной и кибер-безопасности.

Эти угрозы отличаются от трёх других новых тем, что для борьбы с ними используются не военные, а полицейские, антинаркотические и подобные службы. Хотя в отдельных случаях они тоже очень серьезны (афганская наркота для России, стратегия кибербезопасности США)

Так же есть и невоенные угрозы: экономика, энергетика, экология, безопасность общества…

Изменившийся характер экономической структуры делает бессмысленным захват политического контроля над территорией.