международное частное право межгосударственный

Международное частное право (МЧП) как самостоятельная юридическая наука возникла относительно недавно - в середине XIX века. Одним из основателей считается Джозеф Стори, который в 1834 году выпустил книгу под названием "Комментарий к коллизии законов”. В ней впервые была предпринята попытка комплексного анализа проблем МЧП и упомянут сам термин "международное частное право" (private international law). МЧП возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем внутреннего законодательства, каждая из которых по-своему регулирует одни и те же общественные отношения. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства - в правоотношении участвует "иностранный элемент", появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Международное частное право регулирует отношения с иностранным элементом, в которых одной из сторон являются юридические и физические лица. Итак, международное частное право это совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные частноправовые отношения, осложнённые иностранным элементом. Такие правоотношения возникают при заключении внешнеторговых сделок, лицензионных договоров, патентирования изобретений за границей, заключении брака между лицами с различным гражданством и во многих других случаях. Их регулирование возможно как путем заключения международных договоров, так и созданием норм внутреннего законодательства. Отношения с иностранным элементом могут регулироваться также международным и внутренним обычаем (например, обычаи морского порта), судебным и арбитражным прецедентом (в странах, где действует общее право) и решения международных организаций. Целью любого правового регулирования является упорядочение общественных отношений, подпадающих под юрисдикцию определенного государства. Уникальность международного частного права состоит в том, что отношения урегулированные этой отраслью права, находятся за пределами юрисдикции одного государства.

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права. Особенности международного права заключаются в следующем:

  • 1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.
  • 2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.
  • 3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально - через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно - через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).
  • 4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.
  • 5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Как особая система права Международное право отличается собственным предметом регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правовой регламентации, по субъектному составу можно разделить на межгосударственные и не межгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

  • 1) Между государствами (например, отношения по сокращению вооружённых сил);
  • 2) Между государствами и нациями, борющимися за независимость (к примеру, оказание помощи государствами народу по обретению независимости);

Нормы МП направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами межгосударственных отношений - государствами. Собственно говоря, до самого недавнего времени МП складывалось исключительно как межгосударственное.

Отношения не межгосударственного характера означают те отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился и многие отношения (например, борьба с преступностью) перешли из категории "дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства" в сферу "общих интересов государств".

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

Под предметом любой отрасли права следует понимать, в первую очередь, определенный вид общественных отношений - объект правового регулирования данной отрасли. Предметом международного права являются международные отношения, участниками которых выступают государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и некоторые другие субъекты. Иными словами, международное право регулирует отношения, складывающиеся между государствами как субъектами публичной власти, носителями государственного суверенитета.

Важно помнить, что не любые международные отношения являются предметом международного права. В принципе, международным можно назвать любое общественное отношение, в той или иной степени отягощенное иностранным элементом. Например, государство может выдавать лицензию на определенный вид деятельности иностранному юридическому лицу, привлекать к ответственности совершивших преступление иностранцев, регистрировать браки между гражданами разных стран, заключать соглашения с иностранными общественными объединениями и т. д. Однако все эти отношения нельзя считать предметом международного публичного права, так как в данных случаях государство действует исключительно на основе своего внутреннего законодательства и ему не противостоит аналогичный субъект. Международное публичное право, как видно из самого его названия, регулирует лишь те отношения, которые складываются в сфере публичной власти между государствами как таковыми, то есть между государствами как официальными структурами, уполномоченными осуществлять властные функции. На практике от имени государства все действия на международной арене выполняют глава государства, высшие законодательный и исполнительный органы, специально уполномоченные органы и лица.

По указанному признаку - наличию публичного интереса в правоотношении - следует различать предмет правового регулирования международного публичного и международного частного права. Для международного частного права характерна ситуация, когда хотя бы одна сторона правоотношения (физическое или юридическое лицо) выступает в нём в своём личном качестве, а не от имени своего государства в целом. При этом не имеет значения, является ли данная сторона государственным органом или должностным лицом. Например, глава государства или глава дипломатического представительства могут выступать на международной арене как частные лица, а тот или иной государственный орган - только от своего имени (например, при заключении гражданско-правового договора).

Вместе с тем, в сферу интересов международного публичного права могут попадать не только политические или военные отношения между государствами, но и такие, которые более характерны для сферы частного интереса. Государства могут заключать друг с другом договоры купли-продажи, аренды, денежного займа и т. д. Несмотря на ярко выраженный гражданско-правовой характер таких соглашений, они регулируются международным публичным правом, так как во всех перечисленных случаях речь идет о государствах как таковых, а в основе правоотношения лежит межгосударственный договор.


Таким образом, предметом международного права являются международные отношения публично-властного характера, участниками которых являются государства как носители государственного суверенитета . Частью предмета международного публичного права являются отношения с участием международных межправительственных организаций, наций и народов, борющихся за свою независимость, а также отдельных самоуправляемых политико-территориальных образований.

Вместе с тем, в теории международного права существует точка зрения о так называемом совмещенном предмете правового регулирования, когда тот или иной комплекс отношений регулируется как международным, так и национальным правом. В качестве примеров называют институт правового статуса личности, институт правовой помощи, правовое регулирование инвестиций и др. С этой точки зрения, международное публичное право может напрямую регулировать и отношения между субъектами национальных правовых систем.

Многочисленные определения МП можно разделить на две группы:

1. Определения, в которых в качестве отличительной особенности международного права указывается на способ образования его норм. Например: «Международное право - это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права».

2. Определения, характеризующие рассматриваемую отрасль права по предмету регулирования. Например: «Международное право в его юридическом (нормативном) аспекте – это, прежде всего, совокупность юридических норм, которые регулируют межгосударственные (в широком плане - международные) отношения».

Существуют различные варианты определений такого рода: к объектам регулирования, кроме отношений государств, некоторые ученые относят отношения международных организаций; наций (народов), борющихся за свое освобождение; «других субъектов международного права», причем имеются к виду правообразующие субъекты.

Иногда в качестве отличительной черты международного права указывается и способ образования норм международного права, и предмет его регулирования. «Международное право - система принципов и норм, находящих применение в отношениях между всеми государствами независимо от их социального строя».

Отношения, регулируемые международным правом - это отношения между государствами - двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.

Специфика международных, межгосударственных отношений заключается в том, что они по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Можно выделить три категории дел (вопросов), которые характеризуют предмет международного регулирования:

Дела, которые по своей сути являются межгосударственными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства, не могут решаться односторонними актами государства, так как затрагивают общие интересы. Это международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим открытого моря, космического пространства.

Дела, хотя и не связанные с общечеловеческими интересами, но разрешимые только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов. Это установление и режим государственной границы, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.

Дела, урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств. Это обеспечение и защита прав и свобод человека, оказание помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

Своеобразие международного права в сравнении с внутригосударственным:

Во-первых, по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внут­ренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международно-правовые нормы – «горизонтально».

В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного госу­дарства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего, его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

  • 6. Роль актов международных конференций и международных организаций в мп регулировании.
  • 8. Субъекты мп: понятие и виды. Международная правосубъектность фл.
  • Классификация в зависимости от статуса
  • В зависимости от участия в создании норм международного права
  • Международная правосубъектность индивидов
  • 9. Государство – как субъект международного права
  • Аномальные субъекты - Ватикан и Мальтийский Орден.
  • 10. Участие субъекта рф в международных отношениях.
  • 11. Признание государств и правительств.
  • Акты регулирующие правопреемство:
  • Объекты правопреемства:
  • 13.Правопреемство в отношении международных договоров.
  • 14. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
  • 15. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср.
  • 16) Ответственность в мп: основание, виды.
  • 17) Международные судебные органы: общая характеристика.
  • 18) Международное право в деятельности российских судов.
  • 20) Международный договор: понятие, структура, виды.
  • 21) Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
  • 22) Согласие на обязательность мд. Ратификация мд. Депозитарий и его функции.
  • 23) Ратификация международных договоров рф: основания, процедура.
  • 24) Оговорки к мд.
  • 25) Вступление в силу мд.
  • 26) Регистрация и опубликование мд.
  • 27) Недействительность мд.
  • 28) Прекращение действия мд.
  • 29) Обсе (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
  • 30) Оон: история, устав, цели, принципы, членство.
  • 31) Генеральная Ассамблея оон.
  • 32) Совет безопасности оон.
  • 33) Операции оон по поддержанию мира.
  • 34) Международный суд оон.
  • 35) Содружество независимых государств.
  • 36) Совет Европы.
  • 37) Европейский Союз.
  • 39) Система органов внешних сношений.
  • 40) Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 41) Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 42) Привилегии и иммунитеты диппредставительств и консульских учреждений.
  • 43) Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских дл.
  • 44) Понятие территории в мп. Классификация территорий по правовому режиму.
  • 45) Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.
  • 46) Государственная граница: понятие, виды, прохождение, порядок установления.
  • 47) Режим границ. Пограничный режим.
  • 48) Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
  • 49) Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
  • 50) Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
  • 51) Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
  • 52) Открытое море: понятие, правовой режим.
  • 53) Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.
  • 54) Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 55) Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причинённый ко.
  • 56) Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией в международном воздушном пространстве.
  • 58) Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений п. И с. Ч.
  • 59) Международные механизмы обеспечения и защиты п. И с. Ч: общая характеристика. Международные органы по защите п. И с. Ч.
  • 60) Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.
  • 61) Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в еспч.
  • 62) Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иг: мп регулирование.
  • 64) Преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления).
  • 65) Преступления международного характера.
  • 66) Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Интерпол.
  • 68) Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.
  • 79-80) Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в действие и передача осужденных для отбывания наказания.
  • 71) Система коллективной безопасности.
  • 82) Применение силы по современному международному праву: правовые основания и порядок.
  • 83) Разоружение и меры укрепления доверия.
  • 84) Вооруженные конфликты: понятие, виды.
  • 74) Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
  • 75) Защита жертв войны.
  • 76) Окончание войны и её правовые последствия.
  • 1.Международное прав: понятие и предмет регулирования. Система международного права.

    Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

    Между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

    Между государствами и международными межправительственными организациями;

    Между государствами и государствоподобными образованиями;

    Между международными межправительственными организациями.

    2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

    отношений.

    3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

    Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП, рассчитанные на неоднократное применение.

    У международно-правовых норм есть свои особенности:

      В предмете регулирования. Регулирует межгосударственные отношения и иные.

      В порядке её создания. Норма создается не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

      По форме закрепления. Выделяют:

      1. Нормы, закрепленные в договоре

        Обычные нормы

    В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

    В процессе создания норм – 2 стадии:

    1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

    2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

    Классификация норм международного права:

      По юридической силе

      • Императивные

        Диспозитивные

      По сфере действия

      • Универсальные нормы (не ограничены не территориально, ни числом участников)

        Локальные нормы (ограниченные; например, устав СНГ)

        • Региональные

          Нерегиональные

      По числу участников

      • Многосторонние нормы

        Двусторонние нормы

      По методу регулирования

      • Обязывающие нормы

        Запрещающие нормы

        Управомочивающие нормы

      По форме закрепления

      • Документально-закрепленные нормы

        Обычные нормы

    4. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие.

    Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

      Принцип неприменения силы и угрозы силой

    Впервые этот принцип был закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ОНН, впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

      Принцип разрешения международных споров мирными средствами

    Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

      Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

    Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в декларации о принципах международного права 1970 года. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

      Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

    В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства.

      Принцип равноправия и самоопределения народов

    Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

      Принцип суверенного равенства государств

    Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

      Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

    Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, Сог1ласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

      Принцип нерушимости государственных границ

    Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. А далее в декларациях ООН 1970 о принципах и СБСЕ 1975 года.

      Принцип тер11риториальной целостности государств

    Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

      Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Обозначен в преамбуле Устава ОНН и в различных декларациях. Являются внутренним делом государства.

    "

    Уставом Организации Объединенных Наций (ст. 1) закреплены основные цели международного сотрудничества государств на современном этапе, а именно:

    1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения угрозы миру и устранения ее, а также для подавления актов агрессии или других нарушений мира и реализовывать мирные средства в соответствии с принципами справедливости и международного права улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

    2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

    3. Осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, религии и т.

    Само содержание указанных целей определяет то, что их можно достичь только путем общения государств между собой в соответствии с принципами международного права. Такие международные отношения по поводу решения экономических, социальных, гуманитарных и других проблем обусловливают появление их регулятора: юридически обязательных правил, норм поведения для участников этих отношений. Происходит процесс возникновения норм международного права, в свою очередь регулируют отношения государств и других субъектов международного права между собой.

    В начале освоения предмета международного публичного права зачастую путают правовые нормы по общественными отношениями, которые ими регулируются. Следует подчеркнуть ошибочность такого восприятия правовых норм не как регулятора, а как предмета регулирования. Такое восприятие и такие взгляды могут привести к растворению права в фактических отношениях. Понимание этого имеет существенное значение для освоения науки права.

    Целесообразно подчеркнуть и то, что сфера действия международного права всегда узкая от сферы распространения международных связей, значительно багатоманитниши за правовые нормы, которые регулируют. Вообще право может только приблизиться к реалиям, но никогда не в состоянии охватить их во всей полноте. Однако оно является эффективным регулятором международных отношений.

    Сам термин "международные отношения" мы употребляем в широком смысле. Это и двусторонние или многосторонние отношения между государствами, и различные виды отношений между государствами, международными, межправительственными организациями и державоподибнимы образованиями и другими участниками международного общения.

    Процесс взаимовлияния и взаимозависимости международных отношений и международного права является предметом исследования в теории международного права уже достаточно давно. Так, еще в конце XIX в. профессор Киевского университета (св. Владимира) А. Эйхельман при подготовке своей "Хрестоматии российского международного права" отмечал, что законами и договорами определяются международные отношения России. А Венские соглашения 1815 создали "систему европейских международных отношений" после разгрома наполеоновской армии.

    Таким образом, становится очевидным определения, предметом международно-правового регулирования являются международные отношения:

    Международные экономические отношения;

    Международные культурные отношения;

    Международные политические отношения;

    Международные социальные отношения и тому подобное.

    Международные отношения, урегулированные нормами международного права, представляют собой международные правоотношения, включают следующие виды:

    Отношения между государствами - двусторонние и многосторонние, то есть охватывающие международное сообщество в целом;

    Отношения между государствами и международными межправительственными организациями;

    Отношения между государствами и державоподибнимы образованиями;

    Отношения между международными межправительственными организациями;

    Отношения между государствами и другими субъектами международного права и т.д.

    Объект международного права

    Для понимания сути международного публичного права очень важным является вопрос о его объект. Не следует путать это понятие а объектом права и правоотношений, входящие во внутреннюю компетенцию государства. Для международного права имеют значение только те явления, по поводу которых суверенными государствами и другими субъектами устанавливаются международные отношения.

    Объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права вступают в правоотношения на основе принципов и норм международного права.

    Таким объектом могут быть:

    Материальные и нематериальные блага,

    Действие или воздержание от действия.

    При этом под материальными и нематериальными благами, неотделимыми от них интересами государств имеются в виду, например, общий мир и безопасность народов, взаимовыгодное экономическое и другое сотрудничество, культурное развитие народов. Этот перечень не является исчерпывающим.

    Например главным событием государственного визита в Украину Президента Российской Федерации было подписание президентами двух государств Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве (31 мая 1997). Договор содержит нормы о статусе Черноморского флота на территории Украины. В этом случае именно параметры раздела Черноморского флота, взаиморасчеты и условия его базирования в Севастополе и является объектом международных правоотношений между Украиной и Российской Федерацией.