Уолтер Бакли и концепция морфогенеза

Генеалогию современной теории деятельности можно просле­дить вплоть до 1967 г. и работы Уолтера Бакли «Социология и теория современных систем». Исходя из традиций структурного функционализма и общей теории систем, Уолтер Бакли хотел пересмотреть их, использовав взгляды представителей других тео­ретических направлений: теории обмена, символического взаи­модействия, теории игр, моделей коллективного поведения. Ос­новой для такой интеграции служила все та же системная модель. По мнению Бакли, она пригодна «для синтеза моделей взаимо­действия в последовательную концептуальную схему - базовую теорию социокультурного процесса» (62; 81). Структурно-функ­циональную модель саморегулирующейся, гомеостатической (или, как он называет ее, «морфостатической») системы, пронизанной отрицательными, компенсаторными обратными связями, Бакли дополнил моделью «морфогенетической системы» с положитель­ными, усиливающими обратными связями, в которых структуры постоянно строятся и трансформируются. «Модель предполагает работающую систему взаимодействующих компонентов с внут­ренним источником напряжения, - систему, полностью вовле­ченную в непрестанную деятельность с различным внешним и внутренним окружением, так что последнее имеет тенденцию выборочно оказываться «нанесенным на карту» структуры» (62; 128). Бакли определил центральное, стратегическое понятие так: «Морфогенез относится к тем процессам, которые имеют склон­ность вырабатывать либо изменять данную форму, структуру или состояние системы» (62; 58). Акцент на активную, конструктив­ную сторону социального функционирования явился значитель­ным прорывом в теоретических взглядах, пусть даже Бакли все еще оставался в ловушке отдельных предпосылок той системы, которую он сам намеренно отрицал, а именно организмической

и механистической моделей. Его морфогенетическая система «воз­никает», «становится встроенной», «генерирует, вырабатывает и переструктурирует себя». Во всем этом просматривается некото­рый автоматизм, а также жесткое качество самой системы. Дея­тельность еще не полностью освобождена из системной клетки.

Амитай Этциони и активное общество

Спустя год, Амитай Этциони выдвинул оригинальную теорию «активного общества» (118), названную позднее «теорией само­направленности» (59). Ключевым здесь является понятие «моби­лизация», или «социальная активизация».

«Теория социальной направленности отличается от других теорий современ­ной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллек­тивов и обществ в качестве основного источника их собственных преобразова­ний и трансформаций их отношений с другими социальными единицами. Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою соб­ственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является» (118; 393).

Человеческое общество - это «макроскопическое и непре­рывное социальное движение», включенное в «интенсивное и постоянное самопреобразование» (118; viii). Конечный двигатель обнаруживается в «самозапускаемой преобразовательности» (118; 121) и «творческой респонсивности», т. е. способности творчески отзываться на воздействия (118; 504); местом средоточия этой способности являются коллективы, группы и социальные орга­низации; механизм идентифицируется с коллективным действи­ем, причем в основном в рамках политического процесса.

Теория социальной направленности задается вопросом: как данный деятель направляет процесс и изменяет структуру или границы социального целого?.. Теория социальной направленности кроме того ставит вопрос о том, как моде­лировалась данная структура, как она поддерживалась, как она может быть изменена, где расположены источники движущих сил, кто концентрирует зна­ние и кто способен к исполнению (118; 78).

Хотя Этциони также выводил свои идеи из теории систем или кибернетики, ему удалось избежать автоматизма - он нашел ис­тинных субъектов действия социальной самотрансформации в различных типах коллективов. «Охота» за ускользающим дейст­вием стала гораздо более конкретной.

Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов

Во второй половине 70-х годов свой вклад в теорию действия внесли французы. «Начался быстрый разрыв с материалистичес­ким воззрением на общество, весьма типичным для французской версии структурализма» (75; 197). Наверное, самым видным пред­ставителем этого направления является Алан Турен. С того вре­мени, как он вывел образ «самопроизводящегося общества» (422; 1977), его основная работа приобрела ощутимый критический оттенок. Она была направлена и против теории развития, и про­тив структурализма, которые «подчиняют чувство коллективного действия неизбежным законам или требованиям исторической реальности» (425; 81). Следовательно, они выводят субъект из социологической перспективы, рассматривают его как простую эманацию системы.

«Эволюционистская, или историческая, концепция апеллирует к сравнитель­ной истории или даже к философии истории. Она стремится показать, что общества следуют друг за другом по пути прогресса, рациональности и укреп­ления национального государства. Она не относится к изучению самих соци­альных деятелей: достаточно анализировать их действия, являющиеся выраже­нием либо положительных тенденций, либо внутренних противоречий данной системы» (425; 91).

«Возвращение деятеля» необходимо (424); «мы должны вер­нуть идею о том, что люди сами делают свою историю» (425; 88). Это возможно лишь в том случае, если рассматривать общество в качестве непрерывного, находящегося в постоянном движении продукта человеческих усилий: «общество есть не что иное, как нестабильный и, вероятнее всего, несогласованный результат со­циальных отношений и социальных конфликтов» (425; 85).

Общество и история создаются благодаря коллективным дей­ствиям, главными носителями которых, по Турену, являются соци­альные движения (425). Они трактуются как формы коллективной мобилизации, непосредственно разрушающие культурные основа­ния общества. «Социальное движение - решающий агент исто­рии, поскольку историческая реальность формируется посредст­вом конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными Движениями и придающих специфическую социальную форму куль­турным ориентациям» (425; 87). Отрицание эволюционизма и при­писывание социальным движениям роли основных мобилиза­ционных сил Турен связывал с возникновением «постиндустриаль­ного общества», в котором существенно увеличились «способнос-

ти к самодеятельности» и расширился диапазон возможностей и вариантов выбора. Таким образом, «эти общества являются про­дуктом своих собственных действий, а не частью процесса истори­ческой эволюции» (425; 84). Способность общества мобилизовать, преобразовывать себя, создавать структуры - уже подмеченная предыдущими авторами - Турен выявил гораздо более конкретно и соотнес ее с определенными историческими фазами.

Два других французских социолога, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг, раскрыли взаимозависимость деятелей и систем (85). Подобно Турену, они начали с отрицания «законов истории». С их точки зрения, неправомерно рассматривать формы организа­ции людей как полностью обусловленные внешним контекстом - социальным окружением.

Социальные изменения, считают они, - это непрерывная структурализация и переструктурализация той арены, на которой люди выполняют те или иные действия, стремясь найти решения встающих перед ними проблем и задач.

Коллективная деятельность подобного рода характеризуется свойственным ей творчеством, поскольку существует механизм «коллективного обучения», благодаря которому индивидуальные открытия и новации внедряются в социальную практику и встра­иваются в систему. В результате не только меняются черты пос­ледней, но и трансформируется сам механизм преобразований. Не существует необходимых, неизбежных или «естественных» изменений, все они - продукт человеческой изобретательности, творчества и поиска. Осознание этого факта позволяет провоз­гласить «организационную свободу», т. е. реальную возможность противостоять структурным условиям. Авторы ввели понятие «обу­чающее общество», подразумевая под ним один из фундамен­тальных механизмов социальной самотрансформации - коллек­тивное обучение. В этом заключается их главный вклад в разви­тие теории деятельности.

Энтони Гиддвнс и идея структурации

Участие в дискуссии британцев выразилось прежде всего в разработанной Энтони Гидденсом «теории структурации»* (147; 148; 149). Он отмежевался от всех теорий, типичных для «орто-

* Э. Гидденс использует понятие «структурация» (structuration), которое, в отличие от известного термина «структурирование», означает «самоструктурирова­ние». (Ред.)

доксального консенсуса», предполагающего материализацию со­циальных целостностей и социальный детерминизм деятелей (рас­сматривая их как «структурных и культурных болванов»). Соче­тая подобную критику функционализма и структурализма с вдох­новением, почерпнутым из различных отраслей «понимающей, или интерпретативной, социологии», Гидденс дошел до отрица­ния понятия самой структуры. Делая ударение на постоянно ме­няющейся природе социальной реальности, чей истинный онто­логический субстрат лежит в действиях и взаимодействиях субъ­ектов - людей, он предложил преобразовать статическое поня­тие «структура» в динамическую категорию «структурация», оз­начающую описание коллективного поведения людей. «Наша жизнь проходит в трансформации» (147; 3), а ее основное содер­жание есть постоянное производство и воспроизводство общест­ва. Таким образом, «изучать структурирование социальной сис­темы означает изучать те пути, которыми эта система - в рамках применения общих правил и ресурсов и в контексте непреднаме­ренных результатов - производится и воспроизводится во взаи­модействии» (147; 6). «Структурные свойства систем являются одновременно и средством, и результатом практики, в процессе которой формируются данные системы» (147; 69). Это - теорема «двойственной, или дуальной, структуры».

Конечным двигателем «структурирования» являются люди - деятели (или «агенты»), множество индивидов в их повседневном поведении. При этом «все социальные деятели знают очень мно­го об условиях и последствиях того, что они делают в своей по­вседневной жизни» (149; 281). Скрупулезный анализ «практичес­кого» и «дискурсивного» сознания выходит далеко за пределы ранней «интерпретативной социологии», но не ведет к односто­ронней абсолютизации. Некоторые условия признаются непозна­ваемыми, а некоторые следствия - непреднамеренными. Отсю­да вытекает, что если даже рассматривать историю как непре­рывный продукт деятельности, как созданную из «событий, дви­гателем которых является индивид» (149; 9), то это вовсе не озна­чает, что продукт совпадает с намерениями: «Человеческая исто­рия создается целенаправленной деятельностью, но не является преднамеренным проектом, она постоянно срывает попытки со­знательно вести ее в определенном направлении» (149; 27).

Другой характерной чертой людей-агентов является их мате­риальная (телесная, биологическая) конституция и, следователь­но, неизбежная подчиненность времени и пространству. «Телес­ность человека накладывает строгие ограничения на его способ­ность к передвижению и восприятию» (149; 111). Эта весьма про-

стая констатация оказывается невероятно сложной, и социологи редко отваживаются принять ее.

Благодаря Гидденсу, деятельность окончательно признается как воплощение индивидуальных человеческих существ. Теперь никто уже не подвергает сомнению тот факт, что человеческое общество формирует не какая-то тенденция системы или ориентированные на изменения коллективы, классы, движения, а повседневное по­ведение обычных людей, часто далеких от каких-либо реформист­ских намерений. Несомненно, по богатству и глубине детального анализа индивидуальных деятелей Гидденс идет гораздо дальше любого другого автора в разгадке тайны деятельности.

Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил *

Другая часть уравнения «деятельность - структура» выведена Томом Р. Бернсом и Еленой Флэм в «теории систем правил» (70). Хотя авторы и заявляют, что преследуют цель «навести мосты между уровнями структур и деятелей» (70; 9), тем не менее они сосредоточивают внимание не на деятелях, которые формируют, а на структурах, которые формируются. Последние они рассмат­ривают в нормативных терминах как комплексные сети правил. «Человеческая деятельность - при всем ее необычайном разно­образии и при всей оригинальности - организуется и управляет­ся в основном социально определенными правилами, а также системами правил» (70; viii). Поскольку авторы работают в Упп-сале (Швеция), невольно возникает вопрос: не есть ли это бессо­знательный отголосок или сознательное продолжение важного направления шведской социологии, известного под названием «школы Уппсалы», а именно нормативной онтологии социально­го мира, разработанной Торгни Сегерштедтом (352). «Каждый вид взаимодействия и кооперации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и общезначимые симво­лы, мы можем предсказывать» (352; 12).

Основным направлением упомянутой теории является слож­ный анализ социальных правил, которые составляют «глубинные

* Теорию Т. Бернса П. Штомпка называет «Rule-systems theory», т. е. букваль­но теорией систем-правил. Из дальнейшего изложения видно, что Берне различает систему правил и систему режимов применения этих правил как целостности. Со­ответственно смыслу в тексте настоящего перевода встречается и выражение «соци­альные правила систем». В любой данной системе есть множество систем правил, относящихся к разным сферам деятельности (экономике, управлению и т. д.). (Ред.)

структуры человеческой истории» (70; ix). Они делятся на три типа «модулей»: система правил, режим правил и грамматику. Системы правил включают в себя правила, «зависящие от кон­текста и обладающие временной спецификой, - правила, при­меняемые для структурирования и регулирования социальных вза­имодействий, выполнения определенной деятельности, специфи­ческих заданий или взаимодействия в социально обусловленных формах» (70; 13). Режимы правил поддерживаются социальными санкциями, сетями власти и контроля и, следовательно, приоб­ретают объективный, внешний характер в человеческом воспри­ятии. Они близки к тому, что обычно называется инструкциями (в нормативном смысле этой общей категории). На индивидуаль­ном уровне системы обращаются в «грамматику социальных дей­ствий», используемую для структурирования и регулирования вза­имодействий друг с другом в определенных ситуациях или сферах деятельности (70; 14).

Столь сложная и многомерная нормативная сеть рассматри­вается не как данность, в традиционном дюркгеймовском смыс­ле, а как продукт человеческой деятельности. «Социальные сис­темы правил являются человеческими конструкциями» (70; 30). «Люди постоянно формируют и изменяют социальные системы правил» (70; 206) тремя способами: создавая, интерпретируя и применяя их. Вся эта деятельность является областью социаль­ных конфликтов и борьбы, специфической «политикой» форми­рования правил. Возникая в человеческих действиях, правила систем, в свою очередь, влияют на них. В полном соответствии с Гидденсом, авторы говорят о «дуализме отношений». С одной стороны, социальные правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как обмен или политическое соревнование, определяют, кто допускается к участию, какие вза­имодействия считаются законными, где и как они могут выпол­няться, и т.д. С другой стороны, процессы взаимодействий слу­жат основой для формирования и изменения систем правил, рав­но как и для их интерпретации и применения (70; 10-11).

Так, «люди своими действиями преобразуют условия этих дей­ствий» (70; 3). Ключ к такому «дуализму» можно обнаружить в историческом измерении человеческой реальности: «Системы, которым следуют люди в наши дни, вырабатывались в течение Длительного времени. Благодаря взаимодействию социальные груп­пы и сообщества поддерживают и распространяют системы пра­вил на будущее» (70; 29). Берне и Флэм добавляют к теории дея­тельности богатый анализ нормативных структур, который под­крепляют детальным разбором эмпирических случаев, наиболее

характерных для современного общества. К ним относятся эко­номические рынки, бюрократия и технологические комплексы.

Маргарет Арчер и теория морфогенеза

Еще один британский участник дискуссии, Маргарет С. Ар­чер, включилась в споры о деятельности в 1982 г. несколько де­структивным образом, резко критикуя «теорию структурации» Гид-денса (19). Но вскоре она перешла к конструктивной стадии своей работы, предложив собственную версию - «теорию морфогене­за»; кульминацией этой стадии стала работа «.Культура и деятель­ ность» (1988). Основное достоинство морфогенетической перспек­тивы заключается в осознании того, что «уникальной чертой, от­личающей социальные системы от органических или механичес­ких систем, является их способность подвергаться радикальному переструктурированию» (21; xxii), чем они в конечном счете обя­заны человеку (19; 59).

Центральное понятие морфогенеза относится «к сложному взаимовлиянию структур и действий, которое происходит в дан­ной форме, структуре или при данном состоянии системы» (19; xxii). При изучении подобных взаимовлияний необходимо руко­водствоваться принципом «аналитической», а не «концептуаль­ной дуальности». Согласно первому, в ходе анализа действия и структуры разделяются, поскольку «эмерджентные* свойства со­циокультурных систем предполагают прерывность между началь­ным взаимодействием и их конечным продуктом» (19; 61). В про­тивоположность этому, принцип дуальности чреват потерей «цент­ральной конфляции» - элизии (соединения) двух элементов, ут­рачивающих автономию друг от друга или независимость от одного из них или обоих сразу»** (21; xxii).

* Эмерджентный - букв.", возникающий самопроизвольно. В социологичес­ком смысле «эмерджентный» означает «отвечающий на данную ситуацию, или ак­тивно реагирующий на воздействия (изнутри системы или извне) в каждый данный момент». Эмерджентные свойства - это способность социокультурных систем быть активными, реагирующими на события данного момента. (Ред.)

** Здесь М. Арчер использует термин «конфляция» (conflation), заимствован­ный из лингвистики и означающий образование нового слова из двух автономных корней (например, «взаимодействие» есть соединение «взаимный» и «действие». Соединение этих слов и обозначается лингвистическим термином (elision) «эли­зия»). В данном случае имеется в виду следующее. Принцип концептуальной ду­альности структуры агента, в отличие от принципа гносеологической дуальности, не позволяет, с точки зрения М. Арчер, рассматривать процесс совмещения струк­туры и агента в нечто целое при сохранении их автономности друг от друга и даже от этого новообразования. (Ред.)

В пользу аналитической дуальности можно выдвинуть два ар­гумента. Один - методологический. Представление о действии и структуре как о составляющих друг друга элементах препятствует «изучению их взаимной игры» и, следовательно, не позволяет обнаружить «их взаимовлияние» (21; 13-14). Другой, более яв­ный, аргумент имеет онтологический характер: в данном случае действие и структура в самом деле различны, поскольку «струк­турное обусловливание», «социальное взаимодействие» и после­дующая «разработка структуры» происходят в различные вре­менные моменты (19; 61). «Структура логически питается дейст­виями, которые ее трансформируют; и «разработка структуры» логически отстает по времени от этих действий» (19; 72). Что касается культуры, то ее будущее формируется в настоящем из наследия прошлого благодаря текущим инновациям» (21; xxiv). Так принцип дуальности подводит ко второму предположению, типичному для теории морфогенеза, а именно о циклической при­роде взаимоизменений действия-структуры.

В последней работе Арчер выдвигает еще один тезис: «Дея­тельность не только способствует структурным и культурным из­менениям, но и сама изменяется в ходе этого процесса» (22; 2). Данный тезис открывает новые возможности для исследования «морфогенеза деятельности». В таком контексте проявляются и важ­нейшие черты деятельности - способность к размышлению, целе­направленность, стремление к продвижению и новациям, сопря­женные с возможностью реализации человеческой «способности к познанию» или всезнанию (22; 5). Два типа субъектов - «корпора-тивые агенты» и «первичные агенты» - тоже обладают различны­ми характеристиками с точки зрения их морфогенеза. Таким обра­зом, к теории морфогенеза добавляется третий принцип. Арчер называет его «двойным морфогенезом» и описывает как процесс, «в котором формирование и структуры, и деятельности является результатом их взаимодействия. Структура есть совместно выра­батываемый результат взаимодействия: деятельность формирует­ся и изменяет структуру в процессе собственного изменения» (22; 33). Наверное, наиболее важным положением теории Арчер яв­ляется привязка диалектики к историческому времени.

А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн являются создателями советской школы психологии, которая базируется на абстрактной концепции личности. Она была основана на работах Л. С. Выготского, посвященных культурно-историческому подходу. Данная теория раскрывает термин "деятельность" и другие взаимосвязанные с ним понятия.

История создания и основные положения концепции

С. Л. Рубинштейном и А. Н. деятельности была создана в 30-е годы двадцатого века. Они разработали данную концепцию параллельно, не обсуждая и не советуясь друг с другом. Тем не менее в их работах оказалось много общего, так как ученые использовали одинаковые источники при разработке психологической теории. Основатели опирались на труд талантливого советского мыслителя Л. С. Выготского, также при создании концепции была использована философская теория Карла Маркса.

Главный тезис теории деятельности А. Н. Леонтьева кратко звучит так: не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание.

В 30-е годы на основе этого положения Сергей Леонидович определяет главное положение концепции, которое основывается на тесной взаимосвязи сознания и деятельности. Это значит, что психика человека формируется во время активности и в процессе работы, и в них же она проявляется. Ученые указывали, что важно понимать следующее: сознание и деятельность образуют единство, имеющее органическую основу. Алексей Николаевич подчеркивал, что данную связь ни в коем случае не стоит путать с тождеством, иначе все положения, имеющие место в теории, теряют свою силу.

Итак, по мнению А. Н. Леонтьева, "деятельность - сознание личности" - это главная логическая взаимосвязь всей концепции.

Основные психологические феномены теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна

Каждый человек неосознанно реагирует на внешний стимул совокупностью рефлекторных реакций, но деятельность не входит в число данных раздражителей, так как она регулируется умственной работой индивида. Философы в своей представленной теории рассматривают сознание как определенную реальность, которая не предназначается для самонаблюдения человеком. Оно может проявляться только благодаря системе субъективных отношений, в частности, через деятельность индивида, в процессе которой ему удается развиваться.

Алексей Николаевич Леонтьев уточняет положения, озвученные его коллегой. Он говорит, что психика человека встроена в его деятельность, она формируется благодаря ей и проявляется в активности, что, в итоге приводит к тесной связи двух понятий.

Личность в теории деятельности А. Н. Леонтьева рассматривается в единстве с действием, работой, мотивом, операцией, потребностью и эмоциями.

Концепция деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна - это целая система, которая включает в себя методологические и теоретические принципы, позволяющие изучать психологические феномены человека. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева содержит такое положение, что основным предметом, помогающим изучать процессы сознания, является деятельность. Этот подход исследования начал формироваться в психологии Советского Союза в 20-е годы двадцатого века. В 1930-ом уже было предложено две трактовки активности. Первое положение принадлежит Сергею Леонидовичу, который сформулировал приведенный выше в статье принцип единства. Вторая формулировка была описана Алексеем Николаевичем совместно с представителями Харьковской психологической школы, которые определили общность строения, затрагивающую внешнюю и внутреннюю деятельность.

Основное понятие в теории деятельности А. Н. Леонтьева

Деятельность - это система, которая строится на основе различных форм реализации, выражающейся в отношение субъекта к материальным объектам и миру в целом. Данное понятие сформулировал Алексей Николаевич, а Сергей Леонидович Рубинштейн определил деятельность как совокупность любых действий, которые направлены на достижение поставленных целей. По мнению А. Н. Леонтьева, деятельность в сознании личности играет первостепенную роль.

Структура деятельности

В 30-е годы двадцатого века в психологической школе А. Н. Леонтьев выдвинул идею о необходимости построения структуры деятельности, чтобы сделать определение данного понятия законченным.

Структура деятельности:

Данная схема является действительной при чтение как сверху вниз, так и наоборот.

Существуют две формы деятельности:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешняя деятельность

Внешняя деятельность включает в себя различные формы, которые выражаются в предметно-практической активности. При данном виде происходит взаимодействие субъектов и объектов, последние открыто представлены для внешнего наблюдения. Примерами этой формы деятельности являются:

  • работа механиков с помощью инструментов - это могут быть забивание гвоздей молотком или закручивание болтов отверткой;
  • изготовление материальных предметов специалистами на станках;
  • игры детей, для осуществления которых требуются посторонние вещи;
  • уборка помещения: подметание полов веником, протирание окон тряпкой, манипуляции с предметами мебели;
  • строительство домов рабочими: выкладка кирпичей, прокладывание фундамента, вставка окон и дверей и т. д.

Внутренняя деятельность

Внутренняя деятельность отличается тем, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов являются скрытыми от прямого наблюдения. Примерами этого вида являются:

  • решение математической задачи ученым при использовании недоступной глазу умственной деятельности;
  • внутренняя работа актера над ролью, которая включает обдумывания, переживания, тревогу и т. д.;
  • процесс создания произведения поэтами или писателями;
  • придумывание сценария для школьной пьесы;
  • мысленное отгадывание загадки ребенком;
  • эмоции, вызванные у человека при просмотре трогательного фильма или прослушивании им душевной музыки.

Мотив

Общая психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна определяют мотив как предмет человеческой потребности, получается, чтобы охарактеризовать данный термин, необходимо обратиться к нуждам субъекта.

В психологии же мотив является двигателем любой существующей деятельности, то есть это толчок, приводящий субъект в активное состояние, или цель, ради которой человек готов что-либо совершать.

Потребности

Потребность в общей теории деятельности А.Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна имеет две расшифровки:

  1. Потребность - это своеобразное "внутреннее условие", которое является обязательной предпосылкой любой совершаемой субъектом деятельности. Но Алексей Николаевич указывает, что данный вид нужды не способен ни в каком случае вызвать направленную деятельность, потому что его главной целью становится ориентировочно-исследовательская активность, которая, как правило, направляется на поиск таких предметов, какие были бы в состоянии избавить человека от испытываемого желания. Сергей Леонидович добавляет, что это понятие является "виртуальной потребностью", которая выражается лишь внутри себя, поэтому человек испытывает ее в своем состоянии или ощущении "незавершенности".
  2. Потребность - это двигатель любой деятельности субъекта, который направляет и регулирует ее в материальном мире после встречи человека с предметом. Характеризуется данный термин как "актуальная потребность", то есть нужда в конкретной вещи в определенный момент времени.

"Опредмеченная" потребность

Данное понятие можно отследить на примере только что родившегося гусенка, который еще не встречался с каким-либо конкретным предметом, но свойства его уже зафиксированы в сознании птенца - они передались ему от матери в самом общем виде на генетическом уровне, поэтому у него не возникает желания следовать за любой вещью, которая окажется перед его глазами на момент вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи гусенка, имеющего свою потребность, с предметом, потому что у него еще нет сформированного представления об облике своего желания в материальном мире. Данная вещь у птенца подходит на подсознании под схему генетически зафиксированного примерного образа, поэтому она в состоянии удовлетворить нужду гусенка. Так происходит запечатление данного предмета, подходящего под искомые характеристики, как предмет, удовлетворяющий соответственные потребности, а нужда приобретает "предметный" вид. Именно так подходящая вещь становится мотивом для определенной деятельности субъекта: в данном случае в последующее время птенец будет повсюду следовать за своей "опредмеченной" потребностью.

Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность на самом первом этапе своего формирования не является таковой, она является в начале своего развития нуждой организма в чем-либо, которая находится вне тела субъекта, несмотря на то, что она отражена на его психическом уровне.

Цель

В данной концепции описывается, что цель является направлениями, на достижение которых человеком реализуется определенная деятельность в форме соответствующих действий, которые побуждаются мотивом субъекта.

Различия цели и мотива

Алексей Николаевич вводит понятие "цель" как желаемый результат, возникающий в процессе планирования человеком какой-либо деятельности. Он подчеркивает, что мотив отличается от данного термина, потому что он является тем, для чего совершаются какие-либо действия. Цель же - это то, что планируется сделать для реализации мотива.

Как показывает действительность, в повседневной жизни приведенные выше в статье термины никогда не совпадают, а являются дополнением друг друга. Также, следует понимать, что между мотивом и целью существует определенная связь, поэтому они являются зависимыми между собой.

Человек всегда понимает какова цель совершаемых или предполагаемых им действий, то есть его задача является осознанной. Получается, человек всегда точно знает, что он собирается делать. Пример: подача документов в университет, сдача заранее выбранных вступительных экзаменов и т. д.

Мотив почти во всех случаях является для субъекта неосознанным или бессознательным. То есть человек может и не догадываться о главных причинах совершения им какой-либо деятельности. Пример: абитуриент очень сильно хочет подать документы в какой-то конкретный институт - он это объясняет тем, что профиль данного учебного заведения совпадает с его интересами и желаемой будущей профессией, на самом деле основной причиной выбора данного университета является желание быть рядом с любимой девушкой, которая учится в этом ВУЗе.

Эмоции

Анализ эмоциональной жизни субъекта - направление, которое считается ведущим в теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.

Эмоции - это непосредственное переживание человеком смысла цели (также предметом эмоций можно считать мотив, ведь на подсознательном уровне он определен как субъективная форма существующей цели, за которой он внутренне проявляется в психике индивида).

Эмоции позволяют человеку понять, какие на самом деле являются истинные мотивы его поведения и совершаемой деятельности. Если человек достигает поставленной цели, но не испытывает желаемого удовлетворения от этого, то есть, напротив, возникают отрицательные эмоции, это значит, что мотив не был реализован. Следовательно, успех, которого добился индивид, на самом деле мнимый, потому что то, ради чего вся деятельность была предпринята, не было достигнуто. Пример: абитуриент поступил в институт, в котором учится его возлюбленная, но она за неделю до этого была отчислена, что обесценивает успех, которого добился молодой человек.

Теория деятельности

Создана в советской психологии. Значительный вклад в нее внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие. Основа ее - представления о строении деятельности (см. ), хотя они не исчерпывают теорию полностью.

Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций - признание неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.

Основные исходные положения, принципы теории деятельности таковы:

1 ) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания);

2 ) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и доведения);

4 ) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности деятельности).

Разработка теории деятельности началась с анализа деятельности внешней, но затем обратилась к деятельности внутренней. В отношении этих очень важных форм активности выдвигаются два основных тезиса. ;

1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница - лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.

2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Так что для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее.

Через понятие деятельности внутренней теория деятельности в значительной мере приблизилась к описанию своими средствами потока сознания - правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать вслед за теорией деятельности еще один шаг - в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции - восприятие, внимание, память и пр. Развитие психологии в рамках подхода деятельностного позволило описать эти понятия в рамках теории деятельности и ее средствами.

Так, для описания восприятия необходимо ввести понятие действия перцептивного, а предварительно следует выяснить, существуют ли цели перцептивные. Они, бесспорно, существуют и появляются, например, в задаче различения двух сходных раздражителей - вкусов, запахов, звуковых тонов и пр. Для решения всех подобных задач и производятся действия перцептивные, кои могут характеризоваться как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и пр. Представления о строении деятельности применимы и к анализу всех остальных процессов психических. Теория позволяет по-новому взглянуть на эти классические объекты психологии - они осмысляются как особые формы деятельности.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Теория деятельности Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование.

Авторы.

Kraiker, 1980; Herzog, 1984.

Категория.

Западногерманское психологическое направление

Специфика.

Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответственность за свое поведение и возможность выбирать между разными формами реагирования. В противоположность этому постулируется, что поведение человека произвольно, целеориентировано и сознательно. Считается, что человек есть активное существо, которое ведет себя целенаправленно и намеренно, которое выбирает из альтернатив, выбирает собственные цели и может на что-то решиться, происходящие на этой основе действия - основательны и рациональны. В силу того, что базой этого подхода выступает операционализм, то критика заключается в отказе в возможности операционально описать экзистенциальные и трансцендентальные компоненты человеческого поведения, а также составляющие бессознательного.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Теория деятельности

Другое название теории старения. Согласно этой теории, акивная деяеятельность и участие в делах общества приводят к большей удовлшлетворенности жизнью и психологическому здоровью в ожилом ы возрасте. В качестве желательной меры предполагается ереноситыть многие виды деятельности и интересы из зрелого возаста в болюлее поздние периоды жизни. Поскольку некоторые главые роли (и (например, родителей или служащих) в социуме утрачиваются по мере старения, предлагается заменять их новыми роляи. Теориюию часто критикуют за упрощенный подход, в том смыс:, что л продолжение активной деятельности и участие в эщественгенных делах само по себе не может обеспечить удовлетворённость жизнью и крепкое здоровье.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "теория деятельности" в других словарях:

    Теория деятельности - или деятельностный подход школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно историческом подходе Л. С. Выготского. История Время создания теории деятельности 1920 1930 гг. Рубинштейн и Леонтьев… … Википедия

    ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ведущее в российской науке направление психологических исследований, восходящее к трудам школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и изучающее характер и природу деятельности, ее структурную организацию, предметное …

    Теория Деятельности - (от греч. theoria исследование) западногерманское психологическое направление, авторы Kraiker, 1980; Herzog, 1984. Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответс … Психологический словарь

    Теория деятельности - система научного описания деятельности, созданная отечественными психологами и педагогами. В основе ее лежат представления о строении деятельности, признание ее неразрывного единства с сознанием. Исходными положениями и принципами отечественной… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    А.Н. Леонтьевым реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов… … Психологический словарь

    Этимология. Происходит от греч. theoria исследование. Автор. А.Н. Леонтьев. Категория. Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. Специфика. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку… …

    Теория Деятельности, Разработанная - С.Л. Рубинштейном реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через… … Психологический словарь

    Этимология. Происходит от греч. theoria исследование. Автор. С.Л. Рубинштейн. Категория. Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. Специфика. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие… … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - выдвинутая в отечественной психологии система представлений о происхождении и развитии психики, сущности психических процессов как особой формы деятельности продукта развития материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ - ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ. Теория обучения, разработанная А. А. Вербицким (1991, 1999) и предполагающая такую организацию учебного процесса в высшей школе, при которой в различных формах учебной деятельности студента проводится… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии в 20-х – начале 30-х гг. прошлого века и развивалась около 50 лет советскими психологами: С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным.

Использование категории деятельности – отличительная черта отечественной психологии.

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, в значительной степени определяясь целями и требованиями общества.

Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Эти три категории в психологии выступают в качестве 3 основных принципов психологии (см. принципы психологии). Личность и формируется, и проявляется в деятельности. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый личностью.

Деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на окружающий его мир и самого себя, материальную и духовную культуру. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, совершенствовавшей биологическую природу людей.



Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных.

1. Активность животных вызвана естественными потребностями, деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это – потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

2. От активности животных отличаются формы и способы организации человеческой деятельности, почти все они связаны со сложными двигательными навыками и умениями, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения, которых нет у животных.

3. Животные потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет.

Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

Социальная обусловленность. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт общественно-исторического развития. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

Целенаправленность. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. Люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели и направленных на достижение результатов, запрограммированных этой целью.

Плановость деятельности. Деятельность – это не сумма отдельных действий или движений. В любом виде деятельности все ее составляющие подчинены определенной системе, являются взаимосвязанными и осуществляются по осмысленному плану. Высшие животные решают двухфазные задачи для удовлетворения потребностей, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами.

Предметность . Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

Субъектность. Деятельность обусловлена личностными характеристиками человека и преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях их жизни.

Творчество. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Человек в процессе выполнения деятельности преобразует и самого себя. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

Деятельность отличается не только от активности , но и от поведения.

– поведение не всегда целенаправленно, а деятельность всегда целенаправленна;

– поведение не предполагает создания определенного продукта, а деятельность нацелена на создание некоторого продукта;

– поведение носит зачастую пассивный характер, деятельность всегда активна;

– поведение может быть импульсивным, деятельность произвольна;

– поведение может быть спонтанно, деятельность организованна;

– поведение может быть хаотично, деятельность систематизирована.

Различают две формы деятельности: внешнюю (практическую, предметную, видимую для других людей) и внутреннюю (психическую: гностическую – перцептивную, мнемическую, имажинативную, мыслительную; эмоциональную и волевую). Долгое время психология занималась исключительно внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность лишь выражала внутреннюю (или «деятельность сознания»). Потребовалось много времени, чтобы прийти к выводу о том, что обе эти формы деятельности представляют собой общность,через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют принципиально одинаковое строение, т. е. побуждаются потребностями и мотивами, сопровождаются переживаниями и направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а их психические образы;. результаты внутренней деятельности также выражены в идеальной форме (образе), который может стать или не стать реальным продуктом.

Единство этих двух форм деятельности проявляется и в их взаимных переходах через процессы интериоризации и экстериоризации .

Процесс интериоризации выражает способность психики оперировать образами предметов и явлений, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения человека.

Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) на основе преобразования сложившихся за счет интериоризации внутренних закономерностей, за счет сформированного ранее внутреннего идеального плана деятельности. Экстериоризация – воплощение предшествующего опыта в физические внешние действия.

Структура деятельности

Деятельность – активное взаимодействие субъекта со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

С.Л. Рубинштейн в психологическую структуру включил: мотив цель способ (действия и операции), результат .

Основной функцией деятельности является развитие личности, что отражено в принципе развития личности в деятельности.

Психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет охарактеризовать ее структурные элементы:

потребность – отражение нужды организма или личности в чем-либо и источник активности личности;

мотив – отражение потребностей, побуждение субъекта к деятельности;

цель – прогнозируемый результат деятельности. Деятельность начинается с осознании объективной цели как отражаемого, ибо цель деятельности как психическое явление не зеркальна, а личностно переработана на основании определяющей рольи потребностей конкретной личности;

способ выполнения деятельности – действия и операции, с помощью которых реализуется деятельность;

результат – идеальный продукт или «овеществленная» (А.Н. Леонтьев) материализованная цель.

Процесс деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознание человеком поставленной перед ним задачи). Основным компонентом деятельности является действие, которое имеет свои: цель , мотив , способ (операции) и результат .

Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта неудовлетворенности и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще» – и становится мотивом, именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив – то, ради чего совершается деятельность, а деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом. В результате мотивации определяется цель, которая будет выступать регулятором деятельности. Цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения деятельности.

Деятельность состоит из действий , а действия – из операций. Если человек не владеет операциями, характерными для конкретного вида деятельности, он не может успешно ее выполнять.

Действие – элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Цель задает действие. Последовательность действий обеспечивает реализацию цели деятельности. Действие – единица анализа деятельности. Действие– один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием ее цели.

Каждое действие имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и конечный результат .

Операция – конкретный способ выполнения действия. Каждое действие может быть выполнено несколькими операциями. Выбор той или иной операции определяется конкретной ситуацией и индивидуальными особенностями субъекта деятельности (см. Индивидуальный стиль деятельности). Например, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, наоборот, ушко надвигают на нитку.

Операции характеризуют техническую сторону действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственной цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель задана. При этом под условиями подразумеваются внешние и внутренние обстоятельства. Цель, заданная в определенных условиях, называется задачей.

Операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и осознаваемую цель, и сознательный контроль протекания; тем, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Граница между действиями и операциями подвижна. Движение ее вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности . Движение границы вниз означает превращение операций в действия, или дробление деятельности на более мелкие единицы.

Определение понятий «навык»,
«умение», этапы их формирования

Операциональная структура деятельности: знания , навыки и умения.

Знания – усвоенные и сведенные в систему факты, их обобщения в виде понятий, терминов, выводов, научных теорий. В знаниях содержится обобщенный опыт, отражающий закономерности объективного мира. Знания должны иметь неразрывные связи с жизненной практикой, с постоянной готовностью к выполнению искомой деятельности.

Навыки – способность к произвольным автоматизированным действиям, выполняемым с большой точностью, экономно и с оптимальной быстротой. В процессе обучения формируются сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, гностические, имажинативные, коммуникативные, профессионально-значимые и другие навыки. Профессионально-значимые навыки характеризуют способности к успешному выполнению профессионально-необходимых действий, связанных с психомоторными актами в различных видах профессиональной деятельности.

Виды человеческой деятельности .

Человек становится личностью в процессе социализации. Под социализацией в широком смысле понимается присвоение опыта, накопленного человечеством в процессе обучения и воспитания. В отечественной психологии принято выделять четыре вида деятельности: общение, игру, учение и труд , каждый из которых на определенном этапе онтогенеза играет ведущую роль в развитии человека, личности и субъекта деятельности.

Ведущая деятельность – вид деятельности, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований; направление психического развития человека его личности в конкретный возрастной период жизни.

6. Охарактеризуйте внимание. Виды и свойства внимания .

Внимание – это избирательное сосредоточение сознания на каком-либо объекте, направленность психики на определенную деятельность при отвлечении от всего остального. С помощью внимания совершается отбор потребных стимулов, поступающих в зону сознания.

Физиологической основой внимания является стимулирование некоторого оптимального очага возбуждения в коре головного мозга, усиливаемого подкорковыми структурами, и, по мнению ряда физиологов, ретикулярной формацией, расположенной в стволе мозга. Важное значение при этом имеет механизм образования доминантного очага возбуждения (доминанты по А.А. Ухтомскому).

Не являясь собственно психическим познавательным процессом, внимание определяет возможность протекания остальных психических процессов, отражая их.

Таким образом, основными функциями внимания являются:

отбор значимых (сенсорных, мнемических, мыслительных) в выполняемой деятельности воздействий и отбрасывание незначимых – избирательность внимания;

удержание выполняемой деятельности (сохранение в сознании образов, необходимых для завершения деятельности, достижения цели);

регуляция и контроль осуществления деятельности.

Внимание классифицируется по ряду параметров.

Внимание как проявлениеизбирательной направленности и интенсивности психической деятельности(сознания)разделяется на виды :

внешнее внимание (внешненаправленное) определяется сосредоточением внимания субъекта на внешних объектах

внутреннее внимание (внутренненаправленное), объектом которого являются собственные мысли, переживания, психическая (мнемическая, логическая) деятельность субъекта.

В зависимости от участияволевого процесса рассматриваютпроизвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание:

– произвольное внимание мотивировано, сознательно регулируется требованиями выполняемой деятельности, опосредовано и направляется соответствующими волевыми усилиями. Достижение поставленной цели деятельности определяет активный, но требующий значительных энергетических трат, характер произвольного внимания;

– непроизвольное внимание возникает без сознательно поставленной цели и удерживается на объекте без волевых усилий, определяется особенностями раздражителя. Из нескольких раздражителей действует наиболее сильный, например расцветка объекта, его новиз­на, выразительность, необычность, импонирующая внутреннему состоянию субъекта, и т. п. В его основе лежит ориентировочный рефлекс;

– постпроизвольное внимание удерживается на объекте после прекращения действия раздражителя в силу его значимости для человека: неудача в решении какой-либо задачи, вызвавшей эмоциональный интерес, даже при переходе к другой деятельности, ведет к сохранению ее в сознании, способствуя последующему решению. Постпроизвольное внимание не требует приложения волевых усилий, оно обладает не меньшей устойчивостью, чем произвольное, но не требует высоких энергетических трат, так как, по сути, является непроизвольным, возникающим из произвольного, в силу интереса к выполняемой деятельности. Это самый продуктивный вид внимания, характеризующийся устойчивостью, сложностью переключения и сопровождающий интеллектуальную деятельность субъекта.

Основные свойства внимания

Объем внимания – число объектов или элементов стимула, воспринимаемых субъектом в единицу времени. Средним показателем, по данным НИЛ ВИФКа, является изображение 5±2 простых геометрических фигур (круг, крест, квадрат и т. п.) при экспозиции в 1с (существуют рекомендации использовать экспозицию, равную 1/10 с).

Концентрация внимания определяется способностью максимально сосредотачиваться на одном каком-либо избранном объекте, произвольно отвлекаясь от остальных (например, при прицеливании). Показателем концентрации внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от объекта деятельности.

Устойчивость внимания – способность длительное время задерживать внимания на избранном объекте. Повторим, чем выше интерес субъекта к выполняемой деятельности, тем дольше он способен удерживать внимание на объекте деятельности.

Интенсивность внимания – это устойчивая его концентрация на объекте, характеризуемая способностью противостоять флюктуациям (колебаниям).

Переключение внимания характеризуется быстрым произвольным переносом внимания с одного объекта на другой, быстрым переходом от одной деятельности к другой (например, от защиты к нападению в боксе и других единоборствах).

Распределение внимания – удержание в поле сознания одновременно нескольких объектов (одного из них ярче остальных). При дополнительной стимуляции возможно быстрое переключение внимания на любой другой объект. Распределение и переключение внимания имеют некоторые общие психофизиологические механизмы.

Колебания внимания – свойство внимания непроизвольно переходить от объекта к объекту, обычно не реже 1 раза каждые 5 с, таким образом, интенсивность внимания неизменной не остается, особенно при двойственном изображении фигур (например, на специальном рисунке воспринимаются то силуэты двух лиц – два профиля, то цветочная ваза, расположенные между ними.

Отвлекаемость внимания – свойство противоположное устойчивости и выделяемое не всеми исследователями, оно характеризуется непроизвольностью, определяющей неспособность к концентрации при воздействии посторонних раздражителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

План

1. Общие положения «теории деятельности» в отечественной психологии

2. Определение деятельности и её основных характеристик

3. Структура деятельности

4. Умения и навыки как компоненты деятельности человека

5. Классификация видов деятельности. Виды деятельности

1. Общие положения «теории деятельности» в отечественной психологии

Взгляды на деятельность и её составляющие в отечественной психологии рассматривались в теории деятельности, основные положения которой наиболее полно изложены в труде Алексея Николаевича Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

Главное состояло в том, что авторы теории Деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К. Маркса, тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание.

Основные положения теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе; оно находит свое выражение в деятельности субъекта;

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека;

3. Деятельность - это активный, целенаправленный процесс;

4. Действия человека предметны; они реализуют социально-производственные и культурные цели;

5. Таким образом, деятельность - активность человека направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением потребностей и интересов человека, или же на выполнение требований к нему со стороны общества и государства

2. Определение деятельности и её основных характеристик

Деятельность - специфический вид активности человека , направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира и самого себя (Атлас по психологии М. В. Гамезо, И. А. Домашенко)

Однако, деятельность и активность нетождественные понятия

Активность - деятельное (динамичное) состояние живых организмов, как условие их существования в мире, например, инстинктивное поведение.

Понятие деятельности следует также отличать и от понятия поведение

психология экстериоризация индукция

Таким образом, рассмотрение отличий деятельности от животной активности и поведения позволяет нам определить основные характеристики деятельности человека:

1. Деятельность носит общественно-исторический характер;

2. Сознательный характер;

3. Продуктивный характер;

4. Творческий характер

3. Структура деятельности

(Студентам раздаются схемы: Структура деятельности по А. Н. Леонтьеву, Компоненты действия и его основные функции)

С точки зрения теории деятельности деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней:

1) Макро уровень - уровень особенных деятельностей (особых видов деятельности: общение, игра, учение, труд)

2) Уровень действий (предметные, поступки, физические, умственные)

3) Уровень операций

4) Уровень психофизиологических функций (сенсорная, мнемическая, моторная функция)

Рассмотрим данные уровни начиная с уровня действий.

Действие -- относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Характеристика действий:

1) первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели

2) вторая особенность действия -- это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием

3) третья особенность -- через понятие «действие» утверждается принцип активности

4) четвертая особенность -- действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные.

При этом действие предметно, даже если это умственное действие, оно всё равно имеет свой представляемый результат.

Виды действий :

1. по основным функциям:

а) моторные;

б) центральные;

в) сенсорные

2. По направленности:

А) п редметные действия -- это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира (например, человек молотком ударяет по гвоздю и изменяет его свойства). Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. Д.

Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.

Б) поступки - действия направленные на других людей;

В) физические - действия направленные на внешние действия с предметами, например, манипуляция с шариком

Г) у мственные действия -- разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека часто делится на:

перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

имажитивную (от image -- образ), т. Е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты (см. схема структура деятельности)

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной).

Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные, в конечном счете, вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Экстериоризация -- переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Интериоризация -- процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Следующий уровень структуры деятельности -- операции.

Операция - способ выполнения действия. Например, такое действие как вычитание может быть реализовано несколькими операциями, такими как, в уме или письменно. Действие вдевание нитки в иголку может быть реализована женским и мужским способами: женский - нитка продевается в ушко, мужской - ушко надвигается на нитку (пример из учебника Гиппенрейтер «Введение в психологию»)

Каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.

К ним относятся ряд способностей организм, таких как, способность к ощущению - сенсорная функция, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий - мнемическая функция, моторная или двигательная способность - моторная функции. Врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение 1-х месяцев жизни и составляю уровень психофизиологических функций.

Отличие психофизиологических функций в том, что они достаются субъекту от природы, он ничего не должен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию. Они образуют предпосылки и средства деятельности.

Итак, с чего начинается наша деятельность? (см. схема структура деятельности)

Зарождение деятельности происходит благодаря наличию потребностей и мотивов.

Потребность - состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

У человека помимо биологических потребностей (в еде, пище и т.д.) есть ещё специфически человеческие потребности:

· Потребность в контактах с себе подобными (в общении);

· Потребность во внешних впечатлениях, познавательная потребность

Опредмечивание потребности приводит к рождению мотива. Побудителем к деятельности выступает мотив.

Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. Однако, есть ведущий мотив, который определяет эту деятельность, которой занимается человек и мотивы -стимулы, которые являются дополнительными стимулами к действию. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. После того как у человека возникает мотив, у него появляется цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

По мере развития деятельности образуются новые мотивы, и это способствует тому, что срабатывает механизм сдвига мотива на цель. Цель, ранее побуждаемая к её осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

Например, ученик занимается предметом, т.к. любит общаться с учителем. Но со временем его интерес углубился и уже не ради учителя, а ради самого предмета, ученик занимается им и выбирает его в качестве будущей специальности. Превращение цели в мотив происходит только, если накоплены положительные эмоции.

4. Умения и навыки как компоненты деятельности человека

Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи -- ILK. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа -- своеобразной нейропсихологической модели. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.

П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем, данный автор выделяет различные структурные элементы деятельности -- умения, навыки, привычки.

Умения -- это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навык -- это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. С физиологической стороны навык означает образование в коре больных полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:

двигательные навыки складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;

умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой и т. Д.

Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации (см. схему условия и основные этапы формирования навыка).

Навыки образуются в результате упражнений, т. Е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Показатели сформированности навыка:

1. Действие осуществляется как единый акт. Отсутствуют лишние действия, быстрый темп и высокое качество исполнения;

2. Изменение сенсорного контроля. Если умение контролируется зрением, то навык - кинестетикой (движением) Предложить небольшой иллюстративный опыт: закрыть глаза и на следующей строчке в тетрад и написать своё имя и фамилию;

3. Изменяются приёмы контроля. Если в начале овладения действием человек контролирует правильность выполнения действий, их последовательность, то при сформированности навыка контроль направлен на окружающую обстановку.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным - индукция (перенос), так и отрицательным (интерференция) . Сущность индукции - переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка.

Интерференция навыков -- ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознать схему действия и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и распределение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

Привычки - третий компонент деятельности, непродуктивный. Привычки -- это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Пути формирования привычек: через подражание; в результате многократного повторения действия; через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

В отличие от умений и навыков привычки негибкий элемент деятельности, часто неразумный, который выполняется человеком чисто механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

5. Классификация видов деятельности. Основные виды деятельности

В подходе к классификации видов деятельности Р. С. Немов видит 2 пути:

1. Описание видов деятельности в соответствии с потребностями человека и основными параметрами (сила, количество, качество);

2. Обобщение и выделение основных видов деятельности, свойственных всем людям, в которые неизбежно включен каждый человек в процессе своего индивидуального развития (конспект Немова Р. С. Кн 1 с. 129 - 133)

Приложение

Виды деятельности

Структура деятельности

Компоненты действия

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Идея построения новой психологии на принципах диалектического материализма по мнению отечественного психолога Л.С. Выготского. Естественность предмета психологии. Причины интереса Л.С. Выготского к философии Гегеля. Временные характеристики саморазвития.

    реферат , добавлен 08.03.2015

    История возникновения психологии мышления. Понятие мышления и его виды в современной психологии. Психологические теории мышления в западной и отечественной психологии. Природа человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных теориях.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Психология учебной деятельности как научное понятие. Ее общая структура: потребность - задача - мотивы - действия - операции. Основные положения теории учебной деятельности, разрабатываемые в отечественной психологии на базе культурно-исторической теории.

    реферат , добавлен 21.02.2011

    Взгляды на деятельность в школах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Принципы теории деятельности: предметность, активность, интериоризация, экстериоризация, опосредования. Субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Обзор основных этапов формирования отечественной психологии в трудах Божовича Л.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и Узнадзе Д.Н. Рассмотрение теории личности с позиций категориального анализа психологии. Изучение онтологической модели личности.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2011

    Уровни познания и категории психологии. Структура методологического знания. Положения принципа детерминизма. Определение и основные характеристики процесса развития в психологии. Какова роль проблемы соотношения целостного и частного в психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.05.2015

    Применение физиологических методов в инженерной психологии. Характеристики физиологических процессов человека. Основные положения теории саморегуляции. Самоконтроль в деятельности оператора. Психофизиологические аспекты проблемы надежности оператора.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2010

    Сравнительная характеристика современной психологии и "старой" философии. Анализ деятельности психологических школ на рубеже XIX-XX вв. Сущность и особенности теории бихевиористов. История возникновения, принципы и задачи гуманистической психологии.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Проблема человека и личности в отечественной психологии. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности. Исследование учения австрийского врача-психиатра З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К.Г. Юнга.

    реферат , добавлен 29.06.2010

    Понятие, строение, виды и функции человеческой деятельности, ее связь с психическими процессами. Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Операционно-технические аспекты деятельности.