Не так давно в комментариях заходила речь о сравнении габаритов Т-14 с Т-90 и Абрамсом. Размер Арматы взят с просторов Интернета (рис. 1), считал от диаметра катка, принятого за 700 мм. Получившиеся результаты вызвали некоторые сомнения, после чего решил пересчитать, используя фото находящихся рядом Т-14 и Т-90 (рис. 2). Все расчёты ведутся с учётом всех выступающих элементов, кроме тонких антенн.

Рис. 1 Т-14 Армата



Рис. 2 Та самая фотография

Зная длину корпуса Т-90 в 6860 мм и ширину в 3780 мм, рассчитываем размеры Т-14. Получаем: длина корпуса 8677 мм, ширина 4448 мм, длина с пушкой вперёд 10642 мм, высота по ДПУ 3244 мм, по крыше башни 2723 мм. Площадь бортовой проекции 17,28 м2, из них башни 4,06 м2; площадь лобовой проекции 8,43 м2, из них башни 2,76 м2.

Наиболее современным танком в армии России до Т-14 был Т-90А (рис. 3). Его длина с пушкой вперёд 9530 мм, высота по крыше башни 2230 мм, высота по ДПУ 2732 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 11,37 м2, из них башни 3,29 м2; площадь лобовой проекции 6,18 м2, из них башни 2,63 м2. Стоит учесть, что значительная часть площади башни приходится на обвес, в котором чёрт ногу сломит.


Рис. 3 Т-90А

Долгое время принято было в первую очередь сравнивать Т-90 с американским Абрамсом (рис. 4). Для сравнения взята версия М1А1. Длина корпуса 7920 мм, ширина 3660 мм, длина с пушкой вперёд 9830 мм, высота по зенитному пулемёту 2822 мм, высота по крыше башни 2430 мм. Площадь бортовой проекции 15,22 м2, из них башни 4,80 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 3,42 м2.


Рис. 4 M1A1 Abrams

Можно считать, что Европа сейчас обладает единым танком – немецким Леопардом (рис. 5). Длина корпуса 7720 мм, ширина 3700 мм, длина с пушкой вперёд 10300 мм (для танков с орудием L55), высота по прицелам 3040 мм, высота по крыше башни 2790 мм. Площадь бортовой проекции 16,56 м2, из них башни 5,36 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 2,73 м2.


Рис. 5 Leopard 2A6

Французский Леклерк (рис. 6) не так распространён, как его немецкий собрат, но тоже является современной и опасной машиной. Длина корпуса 6880 мм, ширина 3710 мм, длина с пушкой вперёд 9870 мм, высота по прицелам 2950 мм, высота по крыше башни 2530 мм. Площадь бортовой проекции 14,73 м2, из них башни 4,74 м2; площадь лобовой проекции 7,12 м2, из них башни 2,78 м2.

Рис. 6 AMX-56 Leclerc

Ещё один представитель европейского танкостроения – английский Челленджер 2 (рис. 7). Длина корпуса 7400 мм, ширина 3520 мм, длина с пушкой вперёд 10740 мм, высота по прицелам 2930 мм, по крыше башни 2490 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 15,16 м2, из них башни 4,87 м2; площадь лобовой проекции 7,14 м2, из них башни 2,52 м2.


Рис. 7 Challenger 2

На основе Леопарда в Италии сделали свою машину – С1 Ариет (рис. 8). Длина корпуса 7590 мм, ширина 3800 мм, длина с пушкой вперёд 9670 мм, высота по пулемёту 2960 мм, по крыше башни 2500 мм. Площадь бортовой проекции 15,75 м2, из них башни 4,44 м2; площадь лобовой проекции 8,42 м2, из них башни 3,12 м2.


Рис. 8 C1 Ariete

Самый необычный современный танк – израильский Меркава Мк.4 (рис. 9). Длина корпуса 7800 мм, ширина 3720 мм, длина с пушкой вперёд 8800 мм, высота по пулемёту 3020 мм, по крыше башни 2600 мм. Площадь бортовой проекции 16,53 м2, из них башни 5,73 м2; площадь лобовой проекции 8,37 м2, из них башни 3,29 м2.

Рис. 9 Меркава Mk.4

Как видим, Т-14 имеет самые большие размеры среди существующих танков, причём башня вписывается в размеры западных машин. УВЗ даёт массу Арматы в 48 тонн, что в пределах Т-90, который в бортовой проекции меньше на треть, что значит либо тонкую пассивную защиту, либо заведомо ложные данные о танке.


Рис. 10 Силуэты вышеперечисленных танков

Танки производства Восточной Европы, основанные на Т-64, Т-72 и Т-80 для сравнения не брал. Проекции азиатских танков не нашёл.

Танковые войска считаются одной из самых мощных составляющих современной армии. Разработчики во всем мире уделяют особое внимание усовершенствованию танков и другой тяжелой бронетехники, с целью выполнения ими большого объема поставленных боевых задач.

Не стала исключением и Россия, где специалисты решили создать мощные боевые машины на основе специальной гусеничной платформы «Армата», которая позволит унифицировать бронетанковые подразделения и части, а также оптимизировать расходы на производство танков и бронемашин.

Из всего семейства Арматы самой ожидаемой новинкой военного машиностроения был именно основной танк – новая боевая машина, над созданием которого хорошо потрудились специалисты «Уралвагонзавода», инженеры и конструкторы.

ТТХ танка Армата Т-14

  • Боевая масса 48 тонн
  • Экипаж - 3 человека
  • Бронирование
    - комбинированная многослойная броня
    - комплекс активной защиты Афганит
    - динамическая защита Малахит
  • Вооружение
    - Гладкоствольная пушка 125-мм 2А82-1М (152 мм 2А83)
    - Боекомплект пушки 45 снарядов (32 шт в автомате заряжания)
    - Пулемёты - 1 × 12,7-мм Корд; 1 × 7,62-мм ПКТМ
  • Двигатель
    - многотопливный А-85-3А (12Н360)
    - Мощность двигателя 1500 л.с.
  • Скорость по шоссе - 80 - 90 км/ч
  • Скорость по пересечённой местности - около 70 км/ч
  • Запас хода по шоссе - свыше 500 км
  • Удельная мощность - 31 л. с./т
  • Тип подвески - активная.

Многоуровневая защита танка Армата

Главной особенностью танка Т-14, является необитаемая башня танка - экипаж расположен в изолированной бронекапсуле, помимо прочего в передней проекции боевой машины установлена многослойная комбинированная бронепреграда, защищающая танкистов во время лобовых попаданий противотанковых снарядов и ракет. Данный подход к конструкции танка позволяет боевой машине выдержать попадание большинства современных и перспективных ПТУР и противотанковых снарядов, сохранив при этом жизнь танкистов. В обитаемой бронекапсуле размещены также и управляющие компьютеры, что делает танк более живучим в условиях современного боя.

Расположение узлов и модулей Арматы

Двигатель, трансмиссия, а также автомат заряжания с боекомплектом находятся изолированно друг от друга, что резко повышает живучесть Арматы даже в случае пробития брони башни или отсеков двигателя/трансмиссии танка. То есть если нет прямого попадания в отсек с боекомплектом и автоматом заряжания, то детонации боезапаса не будет. Даже при множестве пробитий танка бронекапсула защитит экипаж и системы управления огнем, позволяя вести огонь роботизированной необитаемой башне. Оригинальным решением является еще и то, что экипаж расположен в ряд, что сокращает площадь боковой проекции обитаемой бронекапсулы, резко уменьшая вероятность попадания в неё.

На танке Т-14 применено новое противоминное V-образное бронирование, на танк установлены дистанционные миноискатели, которые подключены к системе уничтожения противотанковых мин, что позволяет танку преодолевать минные заграждения.

Башня танка Т-14 Армата

Башня танка Армата Т-14, как мы уже писали выше, необитаема, её бронирование состоит из противоосколочных кожухов, для защиты приборов и вооружения. Стальной кожух защищает приборы башни, а также модули динамической защиты от легких осколочных повреждений, дополнительной функцией кожуха является снижения радиозаметности танка против ПТУР/ПТРК с радиолокационным наведением типа JAGM, за счет геометрии поверхности.

Комплекс активной защиты «Афганит»

Но броня не может на 100% защитить танк от современных противотанковых средств, поэтому на Т-14 установлена комплекс активной защиты «Афганит», который обладает способностью перехватывать еще на подлете к танку современные ПТУР, кумулятивные гранаты от РПГ, а также подкалиберные бронебойные снаряды.

Эксперты Defense Update при анализе системы «Афганит» на Т-14 указывают, что она состоит из поражающих и маскирующих элементов. Поражающие элементы расположены в тумбах-дробовиках под башней, работающих аналогично КАЗ «Дрозд», но эффективней - время реакции позволяет перехватывать даже подкалиберные снаряды. Разработчики «Афганита» также получили патент RU 2263268 на систему активной защиты на принципе «ударного ядра», что позволяет сбивать перспективные боеприпасы со скоростями до 3000 м/с.

Маскирующие элементы комплекса активной защиты «Афганит» расположены в небольших мортирках на крыше башни танка. Эксперты Defense Update сообщают, что, предположительно, маскирующие элементы срабатывают одновременно как: дымовая завеса, мультиспектральная завеса (включая ИК диапазон) и непрозрачная для миллиметровых РЛС завеса (путем выброса облака миниатюрных диполей). По мнению Defense Update это полностью блокирует противотанковые системы, построенные на принципе лазерного (ПТРК Hellfire, TOW, Фагот, Скиф, Стугна-П), ИК-наведения (ПТРК Javelin, Spike) и с собственным MW-радаром (ПТРК JAGM, Brimstone), делая Армату защищенной от этих противотанковых ракет, а также от планирующих самонаводящихся зарядов («крышебоев»).


Фотография Vitaly V. Kuzmin

Для противодействия радарам наведения и самолетам ДРЛО в танке Т-14 применены современные элементы стелс-технологий с характерными плоскими гранями (см., например, кожух на башне танка Армата). Эксперты Defense Update указывают, что комбированная разрушающая и маскирующая КАЗ «Афганит» срабатывает от АФАР-радара, который разнесен на 4 отдельные матрицы направленных в разные стороны, задние матрицы развернуты вверх для контроля верхней полусферы, таким образом АФАР радар имеет круговой охват. Оптические средства наблюдения танка также интегрированы с системой упреждающей поставки завес.

Ранее разработчиками Т-14 также сообщалось, что пулеметная установка по данным с АФАР-радара способна защищать танк не только сбивая подлетающие противотанковые ракеты, но и обладая существенной вероятностью попадания в противотанковые снаряды, чтобы изменить траекторию полета подкалиберных снарядов или повредить боеприпас кумулятивных.

Новая сталь для брони танка Армата

Для комбинированной многослойной брони специалистами НИИ Стали разработаны новая бронесталь марки 44С-СВ-Ш электрошлакового переплава высокой стойкости, а также новые материалы и конструкции наполнителя. Это позволило уменьшить общий вес броневой защиты танка на 15% при сохранении бронестойкости. Динамическая защита Т-14 создана по принципу конструктора и изменения конфигурации под сценарий боевого применения танка. На марше динамическая защита может быть снята, а для сценария городского боя могут быть установлены дополнительные модули.

Ходовая часть и двигатель Арматы

Новый средний танк Армата оснащен 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом А-85-3А (12Н360) мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель 12Н360 многотопливный, с непосредственным впрыском , разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель» и производится на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод).

У танка 7-катковая активная подвеска на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Новая активная подвеска нивелирует раскачивание танка во время движения, что позволяет в 2,2 раза сократить время захвата целей оптико-электронными средствами наведения, уменьшая время поражения цели типа «танк» в 1,45 раза!

Т-14 Армата оснащается танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая контролирует все узлы и агрегаты, управляет бортовыми системами, ведёт диагностику неисправностей, что позволяет механику-водителю контролировать двигатель и ходовую часть не покидая бронекапсулу для осмотра и диагностики - необходимость ремонта определяет электроника.

В Т-14 изменена конструкция дополнительных топливных баков , они впервые для советских и российских танков стали несъёмными и утопленными за броню и противокумулятивный экран. При этом баки участвуют в дополнительной защите двигателя, принимая ударные деформации на себя. Выхлоп двигателей Арматы производится через трубы, идущие через дополнительные топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости сотен литров топлива снижает видимость танка в ИК-диапазоне.

Хотя новый танк создается по всем стандартам российского танкостроения и его довольно часто сравнивают с «Черным орлом» , модель является абсолютной новинкой, не имеющей аналогов. Важной отличительной особенностью можно назвать разработку высокого уровня безопасности экипажа, который будет размещаться в специальной бронекапсуле.

Гусеничная платформа Армата - универсальный боевой трансформер

«Армата» является тяжелой гусеничной платформой, которая разработана предприятием «Уралвагонзавод» и может использоваться унифицировано в производстве различных типов современной тяжелой бронетехники. На основе этого уникального проекта планируется создание нескольких видов бронемашин, разработкой которых российские специалисты уже начали заниматься. Основными позициями являются:

  1. Т-14 (объект 148) - Основной боевой танк;
  2. БМП-Т Т-15 (индекс ГБТУ - объект 149) Боевая машина пехоты;
  3. БРЭМ-Т Т-16 (объект 152) - ремонтно-эвакуационная машина;
  4. БМО-2 - боевая машина огнемётчиков;
  5. TOС БМ-2 - тяжёлая огнемётная система;
  6. ТЗМ-2 - транспортно-заряжающая машина тяжелой огнеметной системы;
  7. 2С35 «Коалиция-СВ» - самоходная артиллерийская установка;
  8. УСМ-А1 - система минирования;
  9. УМЗ-А - минный заградитель (проект);
  10. МИМ-А - многоцелевая инженерная машина;
  11. МТ-А - мостоукладчик (проект);
  12. ПТС-А - плавающий транспортёр (проект).

Также универсальная танковая гусеничная платформа Армата может выступать основой при создании шасси для артиллерийских самоходных установок и разного рода специализированных инженерных машин. Впервые с «Арматой» широкая публика познакомилась на Параде Победы 9 Мая 2015 года. Участие нового танка Т-14 Армата привлекло внимание не только россиян, за новым танком следил огромное количество военных специалистов со всей планеты.

Любопытно будет увидеть сравнение танка Армата с иностранными образцами, например Армата против Абрамса, Леопарда, Меркавы… кстати, вот ссылка на .

Обновление: по заявлению руководителя «Уралвагонзавода» Олега Сиенко министерство обороны России согласовало стоимость и объемы заказа новых танков Т-14 Армата до 2035 года. Прежний объем поставок Армат в войска, утвержденный до 2020 года, будет скорректирован. По заявлению Сиенко первая партия танков Армата поступит в танковые части ВС РФ до 2018 года. Общая потребность сухопутных войск в новой боевой машине составляет 2000 - 2300 единиц.

(329 votes, average: 4,91 out of 5)



  • Танк на универсальной платформе "Армата"

    Танк Т-14 на универсальной платформе "Армата" уже проехал по Красной площади, но всё равно пока остается загадкой. Характеристики танка известны отрывочно, но даже по этим данным можно утверждать, что новое слово в танкостроении в мировом понимании.

    Основные прогнозируемые тактико-технические данные танка т-14 Армата :

    • Общая максимальная масса - 48 т.
    • Членов экипажа - 3 чел.
    • Боекомплект пушки - 48 шт.
    • Боевая скорострельность - 12 выс./мин.
    • Мощность двигателя - 1200-1500 л.с.
    • Скорость движения до 90 км/час
    • Запас хода - свыше 500 км
    • Дальность обнаружения цели - 5 км
    • Дальность поражения цели - 8 км
    • Время, необходимое для замены двигателя - 0,5 час.

    Главная особенность танка Т-14 - это необитаемая башня. Экипаж может управлять орудием дистанционно, находясь в изолированной бронекапсуле, защищающей людей в случае попадания. Однако и подбить "Армату", по оценкам специалистов, будет очень и очень сложно.

    Танк начинён самой современной радиоэлектронной техникой, в том числе уникальной радиолокационной станцией, которая может одновременно контролировать до 40 наземных и 25 воздушных целей в радиусе 100 километров. Система активной защиты отслеживает выпущенные по танку снаряды и способна перехватить их ещё на подлете. На полигонных испытаниях эта система уже зарекомендовала себя на твердую пятёрку - поразить танк не удалось.

    Новшества есть и в броне танка "Армата" - она разработана с применением нового сорта стали, керамических и композитных прослоек. Такой слоёный "пирог" способен выдержать попадание любого из существующих и даже перспективных боезарядов. Дополнительный плюс в том, что эта броня может эксплуатироваться в самых сложных климатических условиях.

    По предварительных оценкам военно-технический уровнь танка Т-14 почти в четыре раза превышает показатели Т-72Б, а его тактическая эффективность на 25-30% превосходит зарубежных конкурентов. Вся информация о боевой обстановке поступает экипажу на мониторы в защищенную капсулу с лазерных, телевизионных и тепловизионных датчиков, а панорамный обзор позволяет командиру и наводчику видеть поле боя на все 360 градусов. Кроме того, "Армата" может обмениваться данными с другими танками и командным пунктом. Все это значительно улучшает координацию действий и сокращает время, необходимое на поиск и уничтожение цели.

    Видео того как «Армата» ведет огонь: съемка из боевого отделения:

    Планируемые ТТХ Т-14


    Основным вооружением Т-14 должна стать 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с боеприпасами различного типа. В качестве дополнительного вооружения будет использоваться модернизированный пулемет Калашникова калибра 7,62 и роботизированный крупнокалиберный пулемет "Корд", но заложенная в основу танка модульность позволит гибко менять вооружение и дополнительное оборудование в зависимости от решаемых задач.

    Броня

    При производстве танка будет использоваться новая облегченная броневая сталь марки 44С-св-Ш. Применение этой марки стали позволит снизить вес машины на несколько сот килограмм.

    Твердость стали составляет не менее 54HRC, но пока ее пластические характеристики остаются на уровне серийных сталей, имеющих твердость 45-48HRC. Это сочетание позволяет снизить на 15% толщину и вес брони без снижения защитных характеристик и живучести при низких температурах.

    Двигатель

    В качестве силовой установки для Арматы выбран турбопоршневой четырехтактный, Х–образный, 12–цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха двигатель А-85-3А (альтернативные обозначения 2А12-3, 12ЧН15/16 и 12Н360) с моторесурсом не менее 2000 часов с номинальной мощностью 1500 л.с. Но предполагается, что для увеличения моторесурса мощность будет понижена до 1200 л.с. Двигатель 12Н360 прошел весь ряд ресурсных и ходовых испытаний в 2011 году.

    Масса агрегата составляет около 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3.

    Производство и эксплуатация

    Планируется, что 9 мая 2015 года на брусчатку Красной площади на Парад в честь 70-летия Дня Победы выедут 12 новых танков Армата, которые затем отправятся на испытания в войсковые части. Серийное производство Т-14 планируется начать в 2016 году.

    Первые фотографии "живого" танка Армата появились в сети

    Сравнение проекций Т-14 с танком Т-90

    Сравнение проекций Т-14 с танком Abrams

    После первого появления Арматы на улицах Москвы танк был оценен очень высоко, но появились и первые претензии:

    1. На люках нет динамической защиты нет и один из люков открывается в сторону таким образом, что может помешать повороту орудия.

    2. КАЗ не имеет возможности обеспечивать защиту от боеприпасов атакующих сверху и танк оказывается беззащитен перед американскими Джавелинами и другими боеприпасами по схеме "ударного ядра". В проекцию "сверху" становится опасным и РПГ-7 60-х годов.

    3. Нет спаренного с пушкой пулемета что находят достаточно странным.

    4. При попадании в нижнюю часть ствола и башни снаряд может нанести урон экипажу, т.к. в этой зоне не замечено достойное горизонтальное бронирование.

    В этой статье разобраны особенности нового российского танка Т-14 Армата , однако не стоит забывать, что его характеристики в данное время не разглашаются, а сама конструкция может дорабатываться ещё несколько лет.

    Поэтому текст не претендует на истину, а является лишь рассуждениями, опирающимися на информацию в открытых источниках.

    Бронированная капсула для экипажа

    Давайте начнём с капсулы, которая, вместе с необитаемой башней, является наиболее интересной особенностью Арматы. Она должна защищать экипаж гораздо лучше, чем простой корпус привычных нам ОБТ .

    Но давайте разберёмся так ли это. От обычных поражающих средств вроде снарядов или осколков способна защитить привычная броня, стоит лишь сделать её толще или прочнее за счёт новых материалов. К тому же, если считать, что экипаж сидит плечом к плечу, то капсула занимает практически всю ширину корпуса, не оставляя места бортовому бронированию, которое является весьма слабым и способно защищать лишь совместно с активной бронёй далеко не от всех поражающих средств.

    От взрыва боекомплекта, ставшего грустной ассоциацией с советскими ОБТ, капсула никак не спасёт, поэтому остаётся лишь возгорание боекомплекта в следствии его повреждения.

    Да, довольно часто происходит не мгновенная детонация, а возгорание, оставляющее время экипажу для того, чтобы спастись. Но на танках вроде Т-64 или Т-72 боекомплект отделён лишь поликом, который практически не защищает от высокой температуры и огня, и тут капсула становится отличным решением, спасающим жизни экипажу.

    Возможно, стоило сам боекомплект вместе с автоматом заряжания поместить в бронированную капсулу, надёжно отделяющую их от экипажа?

    Люки в Армате

    Если вы интересуетесь Арматой, наверняка уже читали о недостаточной толщине люков, из-за которой современные противотанковые средства с лёгкостью поразят новую машину. Уверен, что конструкторы не могли просто забить на такой недостаток, поэтому поговорим чуть о другом.

    В привычных нам танках люки на башне откидывались вперёд, защищая собой людей при эвакуации от стрелкового оружия. К тому же у механика-водителя имелся свой, а в днище корпуса находился специальный люк для эвакуации. Разумеется, это не давало никакой гарантии выживания экипажу подбитого танка, но шансы спастись от пуль были.

    Т-14 Армата имеет всего 2 люка спереди, а их крышки никак не защищают покидающих танк людей. Представьте ситуацию, в которой экипаж пытается выйти из танка, который обстреливается и становится великолепной целью для противника. Возможно Армата получит люк для эвакуации, но наличие броне капсулы делает такой вариант маловероятным. Хотелось бы ошибаться.

    Бронекапсула и электроника

    Насыщенность Арматы электроникой преподносится как преимущество, но это ведь и ахиллесова пята нового танка. Что с ним будет при выходе из строя электрических систем? Слепая и глухая жестянка, в которой сидят люди, и это отнюдь не преувеличение.

    Все старые ОБТ позволяют устранять небольшие неисправности вроде осечки или не досылания снаряда даже во время боя, стрелять из пушки или хотя бы пулемёта вручную.

    Армата имеет полностью отделённую от экипажа необитаемую башню, исключающую такую возможность.

    Обзор из танка также обеспечивается камерами, допустим, что их разрешения и разрешения экранов хватает для нормального зрения, не уступающего оптическому. Но такая конструкция требует постоянного обеспечения электроэнергией даже стоящего в засаде ОБТ, что может демаскировать его.

    Ну и стоит вернуться к теме эвакуации экипажа. Он будет вынужден не только выбираться через люки впереди танка, не только не будет иметь возможности отбиться от вражеской пехоты хотя бы пулемётом, но ещё и будет практически слеп в своей капсуле, не видя, что происходит снаружи.

    Электроника Арматы, обеспечивающая отличный обзор безусловно нужна, и именно её не хватало нашим прежним танкам, но было бы лучше иметь ещё и привычные приборы наблюдения.

    Вроде с капсулой Т-14 Армата разобрались. Сейчас создаётся противоречивое впечатление, что капсула сохраняет жизнь экипажу лишь в определённых условиях, да и то для того, чтобы потом лишить его возможностей самозащиты и эвакуации.

    Башня

    Башня Арматы вышла противоречивой, ну или макет башни. Её обвес, да именно обвес, а не картон или ещё что-то, как пишут в глупых сплетнях, типичен для большинства современных танков, имеющих основную броню отнюдь не снаружи.

    Вот форма этого обвеса вызывает вопросы, поскольку местами она очень похожа на конусовидные пулеуловители, которые приведут к попаданию пуль вместе с осколками в оптику, антенны и прочие важные элементы Т-14 Арматы.

    Не заметен спаренный с пушкой пулемёт, а имеющегося 7,62 мм будет недостаточен в местности с различными постройками, где различные бетонные плиты и стены могут послужить прикрытием от него, в то время как 12,7 мм или даже автоматическая 20-30 мм пушка позволили бы поражать цели за укрытиями.

    Бортовые экраны

    Хочется отметить и неудачное крепление бортовых экранов у Арматы. Непосвящённому человек это может показаться мелочью, однако экраны - тяжёлое наследие Т-72, из-за которого было потеряно большое количество танков.

    В 2015 году на военном параде в Москве, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, широкой публике была представлена новейшая российская разработка – танк Т-14 “Армата”, которая должна кардинальным образом повлиять на оснащенность сухопутных армий России и определить концепцию их применения на ближайшие десятилетия. Этот танк, позиционирующийся как танк 4-го поколения, вызвал большой интерес как у нас в стране, так и во всем мире. В этой статье мы рассмотрим историю и предпосылки создания танка “Армата”, его отличительные черты и технические характеристики, а также перспективы применения в реальных боевых действиях.

    Основные сведения о танке Т-14 “Армата”

    Танк Т-14 – это новейший российский танк 4-го поколения на универсальной боевой тяжелой гусенечной платформе “Армата”. Индекс “14” танк получил как обычно по году реализации проекта – 2014. На стадии проекта танк имел обозначение “Объект 148”.

    Считается, что танк Т-14 “Армата” – это первый в мире танк 4-го поколения, первый танк в рамках концепции сетецентрической войны и что он вообще не имеет аналогов. В общем, по оценкам многих наших и зарубежных специалистов на сегодняшний день “Армата” – это лучший в мире танк.

    Для начала давайте вкратце посмотрим, что же представляет из себя этот новый танк “Армата”, какие конструктивные решения воплотили в нем наши инженеры-конструкторы, какими главными особенностями он обладает:

    Главные особенности танка Т-14 “Армата”

    • Танк обладает необитаемой башней. На ней установлена уже зарекомендовавшее себя дистанционно управляемое 125 мм гладкоствольное орудие с автоматом заряжания.

    • Конструкция танка позволяет установить на него 152 мм орудие, уже испытанное на “Объекте 195”.

    • Экипаж танка располагается в изолированной бронекапсуле, выдерживающей прямое попадание всех существующих современных противотанковых снарядов.

    • Бронекапсула с экипажем надежно отделена от боекомплекта и топливных баков.

    • Активная подвеска позволит танку вести точную прицельную стрельбу на скорости до 40-50 км/ч.

    • Предполагается, что активная подвеска позволит танку двигаться со скоростью до 90 км/ч не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

    • Используемый в танке новый вид комбинированной многослойной брони на 15% прочее, чем использовавшаяся в отечественных танках 3-го поколения. Эквивалент толщины брони – около 1000 мм.

    • Все модули танка контролируются новейшей танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая в случае обнаружения какой-либо неисправности оповещает об этом экипаж соответствующим голосовым сообщением.

    • В радиолокационном комплексе “Арматы” используются радары с активной фазированной решеткой, способные вести на расстоянии до 100 км порядка 40 наземных и 25 воздушных целей.

    • В случае обнаружения летящего в танк снаряда комплекс активной защиты “Афганит” автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы встретить его более мощной лобовой броней и быть готовым нанести встречный удар по противнику, выпустившему этот снаряд.

    • Дальность поражения 125 мм орудия – до 7000 м, в то время как у лучших западных образцов этот параметр составляет 5000м.

    • В танке “Армата” применено большое количество эффективных стелс-технологий, которые делают его практически невидимым или же трудноопределимым для многих видов вооружений.


    ТТХ танка Т-14 “Армата”

    Для просмотра таблицы на мобильных устройствах двигайте ее влево-вправо.

    Тактико-технические характеристики танка Т-14 “Армата”
    Экипаж 3 человека
    Масса 48 тонн
    Основное орудие 125 мм 2А82-1М
    Боекомплект 45 снарядов
    Автомат заряжания 32 снаряда
    Скорострельность 12 выстрелов/мин
    Пулеметы 12,7-мм “Корд” и 7,62-мм ПКТМ
    Дальность обнаружения цели около 5000 м
    Дальность поражения цели около 7000 м
    Двигатель 12-цилиндровый дизельный
    Мощность двигателя 1200-1800 л.с.
    Удельная мощность 31 л.с./т
    Тип подвески Активная
    Максимальная скорость 90 км/ч
    Скорость по пересеченной местности 40-60 км/ч
    Запас хода 500 км
    Броня Комбинированная многослойная
    Эквивалент толщины брони около 1000 мм
    Активная защита “Афганит”
    Динамическая защита “Малахит”
    Длина (с пушкой) 10,8 м
    Ширина (с экранами) 3,9 м
    Высота 3,3 м

    Инфографика и распложение модулей в танке Т-14

    Хорошая инфографика танка Т-14 с расположением модулей была сделана агенством “РИА Новости” :


    Видео-обзор “Многоцелевой танк Т-14 на гусеничной платформе Армата”

    К 80-летию “Уралвагонзавода” был выпущен интересный мини-видео-обзор о танке Т-14 “Армата”:

    Ну а теперь поговорим о танке Т-14 “Армате” более подробно и обсудим историю и предпосылки его создания, его вооружение и бронирование, характеристики его главных систем, а также возможность применения в реальных боевых действиях.

    История и предпосылки создания нового танка “Армата”

    Другой путь


    На рубеже 2000-х годов в России разрабатывалось 2 проекта перспективного основного боевого танка, которые должны были бы стать заменой нынешнему российскому ОБТ – Т-90. Один из них – “Объект 460” или “Черный орел” (см. фото выше) – был разработкой Омского конструкторского бюро. Он имел удлиненную модифицированную ходовую от танка Т-80У, в которой к шести каткам был добавлен еще один, а также зауженную башню новой конструкции, вооруженной уже зарекомендовавшей себя стандартной гладкоствольной 125 мм пушкой. Предполагалось, что масса танка будет порядка 48 тонн, а оснащаться он будет 1500-сильным газотурбинным двигателем, что давало бы ему удельную мощность более 30 л.с./т и делало одним из самых динамичных танков в мире.

    Второй проект – “Объект 195” или “Т-95” (см. фото ниже) – был разработкой Уральского конструкторского бюро и корпорации “Уралвагонзавод”. Это был “убертанк” для своего времени, в котором также на семикатковое шасси устанавливалась необитаемая (безэкипажная) башня, вооруженная грозным 152 мм гладкоствольным орудием. Экипаж танка (всего из 2-х человек) размещался в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса. Вес танка был не маленьким – около 55 тонн, и его предполагалось оснастить дизельным двигателем мощностью 1650 л.с., что также давало бы ему неплохие динамические характеристики.

    Предполагалось, что кинетическая энергия снаряда, выпущенного из 152 мм гладкоствольного орудия “Объекта 195”, так велика, что в случае попадания в башню танка противника попросту ее отрывала.


    Но в 2009-2010 годах оба проекта пришлось свернуть по нескольким причинам. Во-первых, разработка обоих танков велась не слишком активно и за время проектирования и испытаний (а это порядка 15-20 лет) они просто морально устарели. Во-вторых, переход на использование таких супертанков как Т-95 – достаточно дорогих и ресурсоемких в производстве – это был бы в какой-то мере переход на немецкий путь развития танкостроения времен Второй Мировой войны, т.е. абсолютно не оправдавший себя “путь королевских тигров и маусов”. Нам же нужен был танк универсальный, массовый, с лучшем соотношением цены и качества, как знаменитая наша Т-34. Ну и в-третьих, оба эти танка не совсем соответствовали концепции сетецентрической войны.

    Концепция сетецентрической войны


    Сетецентрическая война – это современная военная доктрина, ориентированная на увеличение боевой эффективности различных военных соединений, участвующих в вооруженных конфликтах или современных войнах, за счет объединения всех боевых и вспомогательных единиц в единую информационную сеть и как следствие достижения инфокоммуникационного превосходства над противником.

    Т.е. получается, что за счет объединения и практически мгновенной коммуникации средств управления, разведывательных средств, а также средств уничтожения и подавления, достигается более ускоренное управление силами и средствами, повышение эффективности поражения сил противника и живучести своих собственных войск, а каждый участник боевых действий получает полную и своевременную информацию о реальной боевой обстановке.

    Танковые соединения также должны быть адаптированны к современным реалиям сетецентрической войны, для этого сами танки должны иметь возможность подключаться к единой информационной сети и уметь практически мгновенно передавать в нее информацию, получаемую танком извне за счет своих собственных “обзорных” модулей. По сути это практически одно из требований к танкам нового 4-го поколения.

    Танк 4-го поколения


    “Объект 195” в представлении художника.

    Классификация танков по поколениям на самом деле не официальна, очень условна и выглядит примерно так:

    • К первому поколению относятся танки 1950-1960 годов, такие как советские т-44 и т-54, немецкая “Пантера”, английский “Центурион” и американский “Першинг”.
    • Второе поколение связывают с появлением так называемых основных боевых танков (ОБТ). К нему относят танки 1960-1980 годов, такие как советский Т-62, американский М-60, английский “Чифтен”, немецкий “Леопард” и французский АМХ-30.
    • К третьему поколению относят последние современные танки, такие как советский Т-80 и российский Т-90, американский “Абрамс”, французский “Леклерк”, английский “Челленджер”, украинский “Оплот”, южнокорейская “Черная Пантера”, израильская “Меркава”, итальянский “Ариете” и немецкий “Леопард-2” (Кстати подробнее о танках третьего поколения можно почитать в нашей статье ).

    Понятное дело, что более поздние поколения танков отличались более прочной броней, более совершенной защитой и более грозным вооружением. Это относится и к 4-му поколению танков, появление которых уже давно назрело. Но кроме этого, как уже говорилось выше, танки 4-го поколения должны быть максимально приспособлены к сетецентрической войне, а также по возможности соответствовать еще ряду требований:

    • иметь необитаемую башню и автомат заряжания
    • экипаж должен быть изолирован в бронекапсуле
    • танк должен быть частично роботизирован

    Кстати, полностью роботизированный безэкипажный танк можно считать танком 5-го поколения.

    Примерно с таким списком требований подошли к разработке нового танка наши конструкторы, когда в 2010 году после свертывания проектов “Объект 195” и “Объект 640” они получили задание в максимально сжатые сроки спроектировать танк нового поколения.

    Платформа “Армата”


    Заказ на проектировку, испытания и производство нового танка получила государственная корпорация “УралВагонЗавод”, расположенная в Нижнем Тагиле и занимающаяся разработкой и производством различной военной техники. При разработке нового танка в Уральском Конструкторском Бюро, привязанном к “УралВагонЗаводу”, активно использовались уже готовые перспективные наработки по разрабатывавшемуся уже здесь “Объекту 195”, а также по проекту Омского конструкторского бюро – “Объекту 640”. Оба закрытых проекта в немалой мере помогли нашим конструкторам достаточно быстро справиться с поставленной задачей.

    Но самое главное это то, что в этот раз наши конструкторы (а также наше наше военное руководство) видело проблему постройки нового танка более широко, и было решено разработать не просто танк 4-го поколения, а универсальную платформу на гусенечном ходу, которая бы могла применяться для конструирования самой разнообразной военной техники, что решало бы описанную выше проблему универсальности, массовости и соотношения цены и качества.

    Таким образом “Уралвагонзаводом” была спроектирована и реализована так называемая унифицированная боевая тяжелая гусеничная платформата “Армата”, но основе которой предполагается создание порядка 30 самых разных наименований военной техники. Причем общими для них будет не только платформа, но и общая система управления боем, общая система связи, общая система активной защиты и многие другие узлы и модули.

    Универсальная тяжелая боевая платформа “Армата” имеет три варианта компоновки двигателя: спереди, сзади и посередине. Это позволяет использовать платформу для конструирования практически любых видов военной техники. Для танка, например, используют заднее размещение двигателя, а вот для БМП – наоборот переднее.

    На данный момент наша оборонка уже получила первые единицы техники на основе новой платформы – это бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ Т-16 (пока только в качестве проекта), боевая машина пехоты БМП Т-15 и конечно же основной боевой танк Т-14 “Армата”, который мы уже могли лицезреть на параде Победы в Москве.

    Обзор танка Т-14 “Армата”


    Радиолокационный комплекс

    Т-14 – первый танк в мире, на котором используется радиолокационный радар на активной фазированной антенной решётке (АФАР-радары). Радары такого же типа ставят на новые российские многоцелевые истребители пятого поколения Т-50, которые должны прийти на смену СУ-27. В отличие от радаров с пассивной решеткой АФАР-радары состоят из большого числа независимо регулируемых активных модулей, чем значительно повышается следящая способность и надежность, так как в случае выхода из строя одного из модулей радара мы получим лишь незначительное искажение “картинки”. Правда и стоимость таких радаров несколько выше.


    В “Армате” используется 4 панели АФАР-радаров, расположенные по периметру башни (см. фото выше). Они защищены пуленепробиваемыми и противоосколочными экранами, но тем не менее легко могут быть заменены в полевых условиях (на фото видны пластиковые петли для извлечения панелей радаров).

    Радиолокационный комплекс танка Т-14 может одновременно отслеживать до 40 наземных движущихся и до 25 воздушных аэродинамических целей, что делает его одним из ключевых элементов на поле боя в рамках концепции сетецентрической войны. Дистанция ведения целей – до 100 км.

    Если же в целях маскировки основной обзорный радар танка выключен, то на близкой дистанции его заменяют два радара сверхбыстрой реакции, которые также используются для срабатывания разрушающих элементов активной защиты против выпущенных по танку снарядов.

    Комплексы обнаружения целей в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне

    На башне Т-14 на одной оси с пулеметной установкой установлен панорамный прицел, служащий для определения координат целей, полученных различными обзорными модулями, при этом вращается он на 360 градусов не зависимо от пулемета. Панорамный прицел включает в себя камеру в видимом диапазоне, камеру в инфракрасном диапазоне и лазерный дальномер. При захвате каждой новой цели радаром панорамный прицел автоматически поворачивается в ее сторону для определения точных ее координат. Полученная информация выводится на мониторы экипажа танка в виде тактической карты с координатами зафиксированных целей, причем в случае надобности можно нажатием пальца по изображению на сенсорном экране уточнить координаты той или иной цели.

    Помимо панорамного прицела Т-14 оборудован шестью автономными камерами высокой четкости, которые позволяют экипажу следить за обстановкой вокруг танка по всему периметру. Эти камеры позволяют танкистам получать оценивать обстановку при выключенном радаре и в условиях ведения противником радио-электронной борьбы, а также фиксируют лазерные указки, направленные на танк.

    Кроме того эти HD-камеры могут видеть сквозь дымовую завесу (в инфракрасном спектре), давая значительное преимущество “Армате”, использующей данный вид маскировки. При этом приводится следующий пример:

    При окружении танка Т-14 пехотой противника он может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для вражеских гранатометчиков, и расстрелять их из пулеметной установки по данным инфракрасных HD-камер.

    Комплекс активной защиты “Афганит”

    И радиолокационный комплекс из 4-х АФАР-радаров и 2-х высокоскоростных радаров, и инфракрасные HD-камеры входят в состав комплекса активной защиты танка, которая служит не только для разведки целей, но и для своевременного обнаружения угроз для танка и их ликвидации. Вот какими особенностями обладает устанавливаемый на “Армату” комплекс активной защиты “Афганит”:

    • При выявлении подлетающего в сторону танка вражеского снаряда “Афганит” автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы с одной стороны встретить его более мощной броней, а с другой стороны – чтобы быть готовым нанести встречный удар по объекту, выпустившему этот снаряд.
    • При выявлении подлетающих к танку снарядов “Афганит” автоматически управляет пулеметной установкой для их уничтожения.
    • В случае необходимости повышенной маскировки “Афганит” может действовать в пассивном режиме с выключенным радаром, ориентируясь на данные HD-камер.
    • “Афганит” безопасен для своей пехоты, находящейся вблизи танка, так как для противодействия ракетам противника использует в большей степени средства радио-электронной борьбы и дымометаллических завес.
    • Кроме того по последним данным “Афганит” успешно противостоит современным бронебойным снарядам с сердечниками.

    Комплекс активной защиты “Афганит” способен поражать снаряды, подлетающие к танку со скоростью до 1700 м/с. Но нашими конструкторами уже разрабатывается новая активная защита – “Заслон”, которая сможет перехватывать снаряды, подлетающие со скоростью до 3000 м/с.

    Комплекс динамической защиты “Малахит”

    На танке Т-14 установлен также и комплекс динамической защиты “Малахит”. Вот какими особенностями он обладает:

    • “Малахит” успешно противостоит не только различным кумулятивным снарядам, но и способен разрушать новейшие натовские подкалиберные снаряды, которые были специально сконструированы для пробивания таких предшествующих “Малахиту” динамических защит, как «Реликт» и «Контакт-5».
    • “Малахит” значительно лучше противостоит самым передовым противотанковым ракетным комплексам (ПТРК).
    • За счет снижения количества взрывчатого вещества в динамической защите “Малахит” практически исключен вариант поражения собственной пехоты и повреждения обзорных приборов танка.


    Вооружение танка Т-14

    Система управления огнем танка Т-14 связана с комплексом активной защиты “Афганит” и его радио-оптическими модулями. С их помощью производится наведение вооружения танка на обнаруженные цели. Кроме того при прицеливании используются данные, поступающие со следующих датчиков:

    • Гироскопические датчики угловой ориентации танка в пространстве
    • Датчик температуры и влажности воздуха
    • Датчик направления и скорости ветра
    • Датчиком изгиба ствола от нагрева

    Свои же собственные координаты танк получает с помощью спутниковой системы GLONASS.

    Как мы уже писали выше Т-14 может оснащаться как стандартным 125 мм орудием, так и 152 мм пушкой. В стандартной комплектации на “Армату” ставят уже зарекомендовавшее себя 125 мм гладкоствольное орудие 2А82-1C, которое обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучший образцы западных устанавливаемых на танки орудий. Также следует отметить, что дальность поражения из этого орудия составляет около 7000 м, что превышает показатели зарубежных танковых орудий у большей части которых дальность поражения не превышает 5000 м. Это опять же дает “Армате” значительное преимущество – именно нашему танку будет принадлежать право “длинной руки”, т.е. он сможет расстреливать танки противника даже не сближаясь с ними на их дальность поражения. Кроме того орудие 2A82 имеет возможность стрелять боеприпасами до 1 метра длиной (например, такими как подкалиберные бронебойные снаряды повышенного могущества «Вакуум-1»). На Т-14 устанавливается автомат заряжания на 32 снаряда, за счет чего достигается скорострельность в 10-12 выстрелов в минуту.

    На некоторую часть танков “Армата” собираются ставить 152 мм орудие 2A83, у которого бронебойность подкалиберных снарядов больше 1000 мм, а их скорость составляет 2000 м/с, что не оставляет никаких шансов всем известным современным танкам. Кроме того, как заявляют руководители корпорации «Уралвагонзавод», кинетическая энергия снаряда 152 мм орудия такова, что чаще будет просто отрывать башню поражаемого вражеского танка.

    Оба орудия позволяют использовать свой ствол для запуска управляемых ракет. Предполагается, что для 152 мм орудия могут использоваться ракеты с бронебойностью до 1500 мм и дальностью действия до 10000 м, которые могут поражать как наземные так и воздушные цели.

    Часть экспертов при этом указывают на возможность использования на вооруженных 152 мм орудием танках Т-14 управляемых активно- реактивных снарядов с дальностью действия до 30 км, что превращает такую “Армату” в танк огневой поддержки с использование как против вражеской пехоты, так и против сильно защищённых объектов противника.

    Из пулеметного вооружения на “Армату” ставится крупнокалиберный 12,7 мм пулемёт “Корд”, управляемый экипажем дистанционно и входящий в комплекс активной защиты “Афганит”, а также 7,62 мм пулемёт Калашникова, спаренный с танковым орудием. Причем для перезарядки “Корда” имеется специальная автоматизированная система, не требующая участия членов экипажа.

    Бронирование танка Т-14

    Как мы указывали выше, одной из главных особенностей танка “Армата” является наличие специальной изолированной бронекапсулы, отделенной от остальной части танка бронированными перегородками и служащей для размещения в ней всего экипажа с компьютерами управления. Кроме того бронекапсула защищает от оружия массового поражения и имеет систему кондиционирования и систему пожаротушения. Все это значительно повышает и живучесть экипажа, и живучесть самого танка. Кроме того заявляется, что максимальная длительность непрерывного пребывания экипажа в бронекапсуле составляет около 3 суток.


    При производстве танков “Армата” используется новый вид бронестали с керамическими вставками, которая имеет повышенную бронестойкость. Это позволило при той же толщине брони добиться меньшей массы танка, а соответственно лучшей динамики. Тем не менее ожидается, что в фронтальной проекции Т-14 имеет эквивалент брони более 1000 мм против подкалиберных снарядов и около 1300 мм против кумулятивных снарядов. Это делает танк устойчивым к попаданию в лоб любых современных боеприпасов и способным противостоять таким грозным противотанковым средствам, как американский тяжёлый противотанковый ракетный комплекс “TOW” и американский переносной противотанковый ракетный комплекс “Javelin”.

    Башня Т-14

    Устройство башни является засекреченной информацией, тем не менее предполагается, что она состоит из внешнего противоосколочного кожуха, под которым скрывается основная броня башни. Противоосколочный кожух при этом выполняет несколько функций:

    • Защита приборов танка от осколков, фугасных снарядов и пулевых пробитий.
    • Снижение радиозаметности для противодействия ПТУР с радиолокационным наведением.
    • Экранирование внешних электронных полей, что делает приборы башни устойчивым к разного рода магнитным импульсам.

    Ниже представлено видео с возможным устройством башни танка Т-14:

    Стелс-технологии

    Еще одной значительной особенностью Т-14 является использование различных стелс-технологий, которые кардинальным образом снижают заметность танка инфракрасном, радиолокационном и магнитном спектрах наблюдения. Вот какие стелс-средства применены в “Армате”:

    • Уникальное GALS-покрытие, способствующее отражению широкого диапазона волн и защищающего танк от перегрева на солнце.
    • Плоские отражающие грани корпуса, снижающие заметность танка в радиодиапазоне.
    • Система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, снижающие заметность танка в инфракрасном диапазоне.
    • Теплоизоляция на внутренней стороне корпуса, также снижающая заметность Т-14 в ИК-диапазоне.
    • Тепловые ловушки, искажеющие “сигнатуру” (визуального образа танка) в инфракрасном диапазоне.
    • Искажение собственного магнитного поля, затрудняющее определение местонахождения танка для магнитометрического оружия.

    Все это вызывает значительные затруднения у противника при обнаружении “Арматы”, при определении ее координат и вообще при идентификации его как танка.

    Многие эксперты считают, что Т-14 “Армата” – это первый в мире стелс-танк.

    Двигатель

    Танк Т-14 оснащается многотопливным 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом (12Н360), который был спроектирован в Челябинске и производится там же – на Челябинском тракторном заводом. Двигатель имеет переключающуюся мощность с 1200 до 1500 л.с., но на серийной технике предполагается установка двигателя с максимальной мощностью в 1800 л.с. Это обеспечит танку отличные динамические характеристики – так максимальная скорость по шоссе будет достигать 90 км/ч. К тому же этот четырехтактный двигатель намного экономичней старых двухтактных, за счет чего обеспечивается дальность хода без подзаправки в 500 км.

    Коробка на Т-14 автоматическая роботизированная с возможностью переключения на ручное управление.

    Также следует отметить, что выхлопные газы выводятся через трубы, проходящие через дополнительные топливные баки. Это обеспечивает их дополнительно охлаждение и в конечном итоге снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне. Сами баки прикрыты бронелистами и противокумулятивными экранами, а от возгорания они защищены открытоячеистым наполнителем.

    Двигатель и трансмиссия объединены в отдельный модуль, что позволяет произвести замену вышедшего из строя силового блока менее чем за час.


    Активная подвеска

    Если раньше на российских танках применялась 6-катковая ходовая, то у платформы “Армата” она 7-катковая, что позволяет строить на ее базе технику с максимальной массой до 60 тонн. Поэтому у танка Т-14 остается огромный потенциал для всякого рода модернизаций.

    Используемая в танке Т-14 подвеска – активная, то есть она способна по датчикам определять неровности под гусеницами и автоматически регулировать высоту катков. Эта особенность не только повышает скорость танка по пересеченной местности, но и значительно (примерно в 1.5 – 2.0 раза) повышает точность прицеливания в движении. Высокоточная стрельба во время быстрого перемещения по полю боя – это еще одно неоспоримое преимущество “Арматы” при возможно “встрече” с такими довольно вероятными противниками как “Леопард-2” или “Абрамс”, в которых до сих пор используется неуправляемая гидропневматическая подвеска, разработанная больше 30 лет назад.

    Танковая информационно-управляющая система

    На “Армату” устанавливается одна из лучших танковых информационно-управляющих систем (ТИУС), которая в режиме реального времени ведет контроль над всеми модулями танка и автоматически проверяет их на предмет неисправности. В случае же выявления каких-либо неполадок ТИУС-система в голосовом режиме информирует об этом экипаж и дает рекомендации по их устранению.

    Заказ “оборонки”

    На параде в Москве в 2015 году публики были представлены Т-14 из первой опытно-промышленной партии (в 20 танков). Серийное производство “Арматы” начато в 2016 году и к его концу намечено выпустить еще около 100 машин, которые будут активно использоваться в разного рода испытаниях и учениях для выявления недостатков и определения необходимых улучшений.

    Другие боевые машины на платформе “Армата”

    Боевая машина пехоты (БМП) Т-15 “Армата”

    Кроме танка Т-14 на унифицированной тяжелой боевой гусеничной платформе планируется выпускать бронированную боевую машину пехоты Т-15, первые экземпляры которой были также продемонстрированы на параде Победы в Москве. Надо сказать, что это первая тяжелобронированная БМП в Российской Армии. Ее танковый уровень бронирования – непробиваемый для современных ПТУР калибром до 150мм и БОПС калибром до 120мм, а также наличие активной защиты “Афганит” позволяет ей действовать в одной тактической группе вместе танками Т-14 и делает ее “сетецентрической” боевой машиной.

    Масса Т-15 составляет порядка 50 тонн, экипаж – 3 человека, кроме того сзади у нее располагается десантный модуль на 9 человек.

    Универсальность и модульность платформы “Арматы” позволяет иметь БМП Т-15 несколько боевых конфигураций:

    • Основной вариант с боевым модулем “Бумеранг-БМ”, вооружение которого включает противо-танковый ракетный комплекс “Корнет-ЭМ”, 30 мм автоматическую зенитную пушку 2А42 и 7,62-мм пулемет ПКТМ, позволяет ей успешно противостоять различным наземным и воздушным целям на дистанции до 4 км (Универсальная ПВО-конфигурация).
    • Вариант с боевым модулем “Байкал”, вооружение которого включает в себя модифицированную корабельную 57 мм зенитную установку с более высокой огневой мощью и дистанцией поражения до 8 км (Дальнобойная ПВО-конфигурация).
    • Вариант со 120 мм тяжелым минометом (Противопехотная конфигурация)
    • Самоходная артиллерийская установка (САУ) “Коалиция-СВ”

      Дабы включить в одну группу с танками Т-14 и БМП т-15 технику с мощной и дальнобойной огневой поддержкой планируется перенести на тяжелую боевую платформу “Армата” и новейшую нашу самоходную артиллерийскую установку 2С35 “Коалиция-СВ”, пришедшую на смену устаревшим САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С». Разработанная ЦНИИ “Буревестник” и выпускаемая на заводе “Уралтрансмаш”, также входящего в корпорацию “Уралвагонзавод”, 152 мм самоходная гаубица имеет самый разнообразный спектр целей: от уничтожения тактических ядерных средств противника и разрушения его фортификационных сооружений до противодействия его живой силе и технике.

      При проектировании “Коалиции-СВ” также придерживались принципа модульности и универсальности поэтому эта гаубица может устанавливаться практически на любую платформу, в том числе и на корабельную.

      Главной особенностью новой САУ является дальность ее действия – до 70 км, что значительно превосходит по этому параметру все известные зарубежные аналоги. Боекомплект “Коалиции-СВ” составляет 70 снарядов, скорострельность – 10-15 выстрелов в минуту.

      Кроме того на базе универсальной платформы “Армата” предполагается также построить следующие виды техники:

      • Боевая машина огнемётчиков (БМО-2)
      • Тяжёлая огнемётная система (TOС БМ-2)
      • Многоцелевая инженерная машина (МИМ-А)
      • Транспортно-заряжающая машина тяжёлой огнеметной системы (ТЗМ-2)
      • Минный заградитель (УМЗ-А)
      • Плавающий транспортёр (ПТС-А)
      • Мостоукладчик (МТ-А)

      Перспективы применения танка “Армата”


      Как мы уже писали выше танк Т-14 “Армата” разработан в рамках сетецентрической концепции, поэтому он предназначен для ведения боевых действий в составе тактической группировки, включающей технику и системы самого разного характера: другие танки “Армата” или же модернизированные для сетецентрической войны танки Т-90С, несколько БМП Т-15, батарею САУ “Коалиция-СВ”, ударные вертолеты КА-52 “Аллигатор” и другая техника. При этом Т-14 “Армате” в этой группе отводится одна из ключевых ролей, а именно роль разведчика, целеуказателя и командирского танка, управляющего боем посредством единой системы управления.

      Заключение

      Все это хорошо, что в части военных проектов мы не отстаем, а где-то и опережаем другие ведущие военные державы мира, и разработка и внедрение универсальной тяжелой платформы “Армата” должны значительно подтянуть обороноспособность нашей страны на случай большой (третьей мировой) войны. Вопрос только какой она будет эта большая война и вообще можно ли будет из нее выйти победителем?

      P.S. Ниже представлено видео о новейшей истории наших танковых войск, представленное Министерством Обороны на День танкиста, в котором можно наблюдать и героя нашего обзора – танк Т-14 “Армата”.