Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ»

«Вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве - владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс

Социальное назначение государства в обществе 1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом

2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов

3. Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия - степень поддержки применяемых мер населением. Принужденние выступает в виде уголовного наказания, административных, имущественных и др. санкций. Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения - соответствие его общечеловеческим ценностям.

«Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран

Функции государства Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние

Внутренние Политическая Правоохранительная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Экономическая Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая Правоохранительная Социальная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Сотрудничество в разршении глобальных проблем Внешнеэкономическая

Основные внутренние функции 1 . Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность

2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны Государство устанавливает налоги Выдает кредиты, инвестиции Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является

3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов

4. Экологическая На современном этапе - одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство

Внешние функции государства 1. Дипломатическая: Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования

2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии

3.Внешнеполитическая: Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН

5.Внешнеэкономическая: Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.

6. Правоохранительная: Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью.

8. Социальная: Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др)

9. Культурное сотрудничество: Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО

10. Содействие установлению мировой законности: Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека)

11. Информационная: Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях.

12.Экологическая: Участие в ликвидации последствий экологических катастроф

13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности: Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.


Что такое государство?

Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.

Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. (В. Ленин)

Государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов людей. (Аристотель)

Государство - это союз людей, объединенных общим сводом прав и целями. (Цицерон)

Государство - это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. (Кант)

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Вопрос: Есть ли разница в приведенных определениях государства? Можно ли попытаться разделить эти определения на какие-нибудь группы? Чем они отличаются между собой?

К слову говоря: очень интересная проблема скрыта в этимологии происхождения термина «государство» в Древней Руси и в Западной Европе. В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» и «господь». Корень слова «государство» - «госуд» - также имеет происхождение от греческого слова «деспот». Можно предположить, что поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века на Руси «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «государя», а сам «государь» - как владелец всех подданных (рабов).

В свою очередь на Западе слово «государство» имело совсем другое происхождение. Английское «state», немецкое «staat», французское «l’estate» имеет своим корнем латинское «status» - состояние, статус, т. е. состояние прав и обязанностей или, иначе говоря, характеризующее статус гражданина и негражданина. Таким образом, в западноевропейской традиции «государство» воспринимается как устройство или состояние людей.

В немецкой традиции существует термин «рейх» (от нем. Reich) - «империя», «государство», имеющее своим корнем слово «reiche» - ряд, строй. Кстати говоря, в русском языке есть похожее слово - «порядок», имеющее своим корнем слово «ряд» - договор.

Интересно и другое происхождение слова «государство» - от греческого «полис» (греч. πόλις - город-государство), который ещё переводится как «умножение», «объединение», и римское слово «res-publica» - которое переводится как «общее дело».

Основные направления государственной деятельности по управлению государством сосредоточены в функциях государства, которые на протяжении всей истории человечества постоянно изменялись. Ещё древние мыслители считали, что главная задача государства - это защита своих поданных от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. В XVII веке устами английского философа Т. Гоббса родилось представление о естественном состоянии людей как о войне «всех против всех». В этой связи государство стало рассматриваться как своеобразный «Левиафан», который должен сплачивать общество, управляя его делами, в обмен на большую часть гражданских прав и свобод, вплоть до физического уничтожения (казни) гражданина в интересах государства. Эпоха Просвещения и зарождение капитализма породили новые идеалы взаимоотношений общества и государства, которые нашли свое воплощение в идеях английского экономиста Адама Смита. Смит считал, что в условиях развития свободного рынка государство должно выполнять функции «ночного сторожа», то есть, не вмешиваясь в права и свободы граждан (особенно в их экономические отношения), поддерживать правопорядок, содержать на налоговые поступления армию и полицию, защищать жизнь и имущество граждан, заботиться об образовании низших классов, вести внешнюю политику и ограждать общество от внешней угрозы. В течение всего XIX века точка зрения А. Смита считалась определяющей для функционирования государства, пока Первая мировая война и Великая депрессия не породили феномен тотального государства, которое считало себя в праве вмешиваться в любые области жизни своих граждан - «Всё для государства, ничего кроме государства, ничего против государства» . Альтернативой ему стали идеи государства «всеобщего благоденствия», основы которого заложил американский президент Ф. Д. Рузвельт в своей программе «Новые рубежи», и послевоенная эволюция развития Америки и стран Западной Европы, которая строилась на поиске компромисса между интересами всех граждан страны и полномочиями государства.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство как организация власти в обществе отличается от форм власти в догосударственных первобытных сообществах людей рядом важных признаков. Основные из них таковы:

  • Наличие публичной власти. Это те или иные органы законодательной и исполнительной власти, аппарат чиновничества, суды, полиция (полиция, например, была уже в Древнем Египте), армия.
  • Административно-территориальная организация. При государственном управлении возникает деление страны по административно-территориальному принципу. Это необходимо для более рационального управления обществом, сбора налогов и т. п. В первобытном обществе организация основывалась на кровнородствен­ных связях.
  • Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ.
  • Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами.
  • Аппарат принуждения.

Дополнительные признаки государства:

  1. Язык как средство общения на территории того или иного государства.
  2. Единая оборонная и внешняя политика.
  3. Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние .

К основным внутренним функциям государства относятся:

  • установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;
  • организация экономической жизни, денежного обращения в стране;
  • осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и
    т. п.);
  • социальная функция - организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

  • защита границ и оборона страны при нападении извне;
  • внешнеполитическая деятельность - представление страны в отношениях с другими странами;
  • организация экономических связей с другими странами.

ВОПРОСЫ:

1. Найдите в приведенном ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

Ответ

2. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

Ответ

В качестве примеров выполнения государством своих внешнеполитических функций могут быть приведены:

1) разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности;

2) поддержание достаточного уровня обороноспособности страны;

3) защита независимости и территориальной целостности государства;

4) участие в регулировании межнациональных и межэтнических конфликтов и др.

3. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

Ответ

4. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства - неравенство политическое. <…>

…Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом, и на их исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название - политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п. <…>

Политическое правительство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества - это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип ношений.

(Пушкарева Г. В. Власть как социальный иститут // Социально-политический журнал. 1995. № 2. 87−88.)

1) Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

3) Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и акты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого статуса.

Ответ

1.

Главная отличительная черта политической власти состоит в том, что решения, принимаемые её субъектом, становятся обязательными для всех членов общества.

2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

К особенностям политического неравенства на современном этапе, по мнению автора, можно отнести следующие:

Изменение порядка формирования политической элиты в направлении усиления демократичности и открытости;

Изменение самой политической элиты, которая перестала совпадать с сословным и экономическим делением общества, стала более подвижной и внутренне неоднородной.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

В качестве факторов, влияющих на достижение человеком особого статуса в иерархической структуре общества, могут быть приведены:

1) исключительные свойства личности;

2) уровень образования;

3) поддержка политической организации;

4) доступ к средствам массовой информации и др.

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

В качестве примеров данных норм могут быть указаны:

1) нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений;

2) нормы, определяющие порядок формирования политической элиты (в демократических странах нормой стала конкурентная борьба на выборах, в странах с тоталитарным режимом - партийная принадлежность);

3) нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность («Русская Правда» Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации и др.)

5. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите последовательность цифр.

Ответ

6. (1−6). Прочитайте текст и выполните задания 1−6.

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи, в конечном счёте, преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность <…> Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя <…> Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдётся <…> Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо <…> Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно <…> Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных <…>

(Адаптировано по кн. Н. Макиавелли)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и оза­главьте каждый из них.

3) О каких чувствах подданных по отношению к государю пишет Н. Макиавелли? Какова его позиция по этому вопросу? Как автор обосновывает свою позицию?

5) М. возглавил государство в трудный момент. Он обещал вывести страну из кризиса, гаранти­руя права собственников и свободу предпринимательства. Вскоре, чтобы пополнить государ­ственный бюджет, М. объявил о национализации нефтедобывающих предприятий и введении ряда государственных монополий. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

6) Нередко высказывается оценка суждений Н. Макиавелли как аморальных. Согласны ли вы с этой оценкой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту своего мнения.

Ответ

1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

верность государя своему слову;

способы борьбы с врагами;

как народ должен относиться к правителю.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

2.В правильном ответе могут быть названы следующие качества:

верность данному слову;

прямодушие;

неуклонная честность;

сострадательность;

милостивость;

искренность;

благочестие.

Могут быть названы другие качества.

3. В ответе должны быть следующие элементы:

два чувства в отношении людей к государю: любовь и страх;

обоснование: страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.

4. В ответе могут быть приведены следующие рекомендации:

можно нарушать свое обещание, если оно вредит твоим интересам или если изменилась ситуация;

надо рассчитывать на то, что зависит от тебя, а не от кого-то другого;

ни в коем случае нельзя навлекать на себя ненависть подчиненных;

нельзя доверять льстецам, лицемерам.

На основе текста могут быть сформулированы иные рекомендации.

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

объяснение приведенного в задании факта, например: изменились обстоятельства, осознание им интересов государства, потому политик М. счел возможным нарушить данное обещание.

Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта.

фрагмент текста: «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной оценкой;

два аргумента - объяснения в защиту своего выбора, например:

в случае согласия может быть указано, что
Макиавелли призывает государя, по сути, выйти за рамки морали (добра, порядочности, верности и пр.);

советы Макиавелли исходят из того, что общество аморально по своей природе и руководствуется соображениями личной выгоды, а это не соответствует действительности;

в случае несогласия может быть указано, что

советы Макиавелли реалистичны, они учитывают специфику политической деятельности;

современный политик, чтобы победить на демократических выборах, должен, с одной стороны, нравиться избирателям, с другой - привлекать спонсоров, чьи интересы могут расходиться с интересами большинства общества, с третьей - принимать во внимание объективные потребности государства; всё это трудно реализовать в рамках моральных норм.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Джон Локк (1632−1704) - британский философ и педагог.

Учился в Оксфордском университете. Член Королевского общества (1668), член Совета Королевского общества (1669). Сочетает правительственную службу в Англии с масштабной научной и литературной деятельностью.

Участвовал в составлении конституции для провинции Каролина в Северной Америке.

Представитель сенсуализма, отрицал наличие врождённых идей у человека, обосновывал принцип «tabula rasa». Эмпирик, считал основой познания исключительно опыт, утверждал первичность ощущений, получаемых благодаря органам чувств, перед разумом.

Автор педагогической системы, базирующейся на принципе утилитаризма. Объединял физическое, умственное и религиозно-нравственное воспитание в единый комплекс, цель которого - выработать определённые привычки, необходимые в жизни.

Сторонник отделения церкви от государства. Прославление и познание Бога при этом считал назначением человека.

Сторонник теории общественного договора и конституционной монархии. Отстаивал наличие естественных прав и свобод, рассматривал государство в качестве их гаранта, теоретик гражданского общества и правового государства.

Один из авторов доктрины о разделении властей (на законодательную, исполнительную и федеративную, занимающуюся дипломатическими вопросами), первым предложил данную теорию. Подробно изложил собственные политические взгляды в работе «Два трактата о правлении» (1689).

Воспитатель должен обладать хорошим знанием света, знанием обычаев, нравов, причуд, плутней и недостатков своего времени, в особенности страны, в которой он живет. Он должен уметь показать их своему воспитаннику… должен научить его разбираться в людях… срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью… Он должен приучать своего воспитанника составлять себе, насколько это возможно, правильное суждение о людях на основании тех признаков, которые лучше всего показывают, что те представляют собой в действительности, и проникать своим взглядом в их внутреннее существо, которое часто обнаруживается в мелочах, в особенности когда эти люди находятся не в парадной обстановке и не начеку.

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Там, где нет законов, там нет и свободы.

Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.

Следовательно, свобода человека и свобода поступать по его собственной воле основываются на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его тому закону, по которому он должен собой управлять, и дать ему понять, в какой степени у него остается свобода его собственной воли. Предоставить ему безграничную свободу до того, как он будет иметь разум, который мог бы им руководить,- это не значит предоставить ему привилегию его природы быть свободным, но значит отбросить его в среду зверей и оставить его в таком жалком состоянии, которое столь же ниже достоинства человека, как и их состояние. Вот что вкладывает власть в руки родителей для того, чтобы они управляли своими детьми во время их несовершеннолетия. Бог поручил им заботиться о своем потомстве и наделил их соответствующей этому склонностью к нежности и заботе, дабы умерять эту власть, дабы применять ее так, как это предписывает его мудрость, на благо детей до тех пор, пока они должны находиться под этой властью.

Темы эссе:

1) («Высшая проба», демонстрационный вариант, 2-й этап, 9 класс, 2013 г.)
«Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

(Николай Бердяев)

2) («Высшая проба», 2 -й этап, 11 класс, 2013 г.)
Джеймс Мэдисон писал: «Предрасположение к взаимной вражде столь сильно в человеке, что даже там, где для неё нет существенных оснований, достаточно незначительных и поверхностных различий, чтобы возбудить в людях недоброжелательство друг другу и ввергнуть их в жесточайшие распри». Многие авторы в разное время делали схожие наблюдения, выводя из них различные политические теории. Приведите примеры известных вам теорий такого рода. Что вы знаете и можете сказать о политических выводах Мэдисона? В каких именно институтах они воплотились?

3. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.)
«Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: „Я, государство, есмь народ“».

(Фридрих Ницше)

4. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)
«При настоящем состоянии людей можно сказать, что счастье государств растет вместе с несчастьями людей».

5. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)
«Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть ещё более прекрасное - это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов».

(П. Я. Чаадаев)

«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре».
(У. Шекспир)

«Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви».
(С. Цвейг)

3. («Высшая проба», 2-й этап, 9 класс, 2014 г.)

«Смешанная республика представляет собой соединение элементов президентской и парламентской республики. Из президентской республики заимствуются широкие президентские полномочия, в том числе право президента распускать парламент при определённых обстоятельствах, а также 4-летний срок президентских полномочий. Из парламентской республики заимствуется двухпалатное устройство парламента и пост премьер-министра, отделённый от поста президента».

Ответ

a) о том, что из президентской республики заимствуется право президента распускать парламент (в президентской республике президент не имеет такого права) (2 балла за упоминание пункта + 1 балл за хотя бы один верный пример);

б) о том, что из президентской республики заимствуется 4-летний срок президентских полномочий (во-первых, 4-летний срок президентских полномочий не является сущностной чертой президентской формы правления. Во-вторых, в смешанных республиках срок президентских полномочий нередко отличается от 4-летнего, например, в России, Франции и др.) (1 балл за упоминание пункта + 1 балл за хотя бы один верный пример);

в) о том, что из парламентской республики заимствуется двухпалатное устройство парламента (двухпалатный парламент не является обязательным элементом ни парламентской, ни смешанной формы правления).

4) («Высшая проба», 2-й этап, 10 класс, 2014 г.)

«Одна из особенностей теории общественного договора Томаса Гоббса состоит в том, что общественный договор заключается между народом и будущим сувереном. Суверен является носителем народной воли, но его власть может быть отторгнута после того, как он совершает действие, почитаемое народом нелегитимным. Однако же, оправдывая восстание против нелегитимного монарха, Гоббс остается теоретиком абсолютной власти».

Ответ

Ошибочны следующие утверждения:

a) о том, что в теории Гоббса общественный договор заключается между народом и будущим сувереном (в этой теории будущий суверен не является участником договора) (3 балла);

б) о том, что власть суверена может быть отторгнута после совершения им нелегитимного (с точки зрения народа) действия и/или о том, что Гоббс оправдывал законность восстания против нелегитимного монарха (4 балла + 1 балл за упоминание Локка как теоретика свержения нелегитимного монарха).

Государство осуществляет следующие основные внешние функции:

1. Функция обороны.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства– обеспечение его военной безопасности.

Согласно этой функции,Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии,направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

2. Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами,независимо оттого, какой идеологии они придерживаются,какую систему хозяйствования используют.Нормальные добрососедские отношения -это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

3. Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств,с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты.Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств,является ООН,вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности- постоянный орган ООН.Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации(Лига арабских государств,Организация африканского единства, Организация американских государств,Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Содействие установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права.

5. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств,которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства,обмене новейшими технологиями,координации товарооборота,развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами,территориально связанными друг с другом(страны ЕЭС,СНГи др.).

6. Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка,разрешении споров между государствами,защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои прав. Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом,преступностью,не знающей границ (Интерпол)и т. п.

7. Социальная функция. Она выкристаллизовывается все более ярко.Социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе (например,страны СНГ).Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения(на развитие банковской системы образования,здравоохранения,регулирование рождаемости и т. п.) и кончая гуманитарной помощью.

8. Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних.Пришло понимание того, что экологические катастрофы,например аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов,и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом.

9. Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается.Но и сейчас осуждение вызывают страны,которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной,только если она базируется на общечеловеческих ценностях,международно-правовых актах, учитывает национальные,экономические,культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

10. Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами,неправительственными организациями(Международный союз архитекторов,Международная шахматная федерация,Олимпийский комитет и др.).В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

11. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам,как обеспечение прочного мира,международной безопасности и мирового правопорядка,борьба с международным терроризмом,рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, проведение демографической политики, проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана,охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями,предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф и др., затрагивающим интересы всех народов.

12. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ .

Эта новая основная функция возникла у Российского государства в связи с тем,что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это –сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества,прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности,совместной охраны границ;комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств,гражданства и защиты переселенцев,заботы о россиянах,оказавшихся за пределами Российской Федерации;создания единого информационного пространства.Наглядным выражением новых моментов,перспектив и тенденции развития данной функции являются такие документы,как Договор о Союзе Беларуси и России и Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси,Договор о дружбе,сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной,Договор между Республикой Казахстан,Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

13.Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами .В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами- это разнообразная деятельность государства,направленная на установление и развитие равноправных экономических,политических,культурных и других отношений,гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной,политической и культурной жизни всех цивилизованных государств,объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в цепом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики,торговли, бизнеса,научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику.Действуя в этом направлении,Россия вступила в основные международные экономические организации,заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы,с большинством которых подписаны двусторонние документы, а также с Индией,Китаем и другими государствами Азиатско-тихоокеанского и иных регионов.Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности,посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами.Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов.Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском,межправительственном,на уровне органов местного самоуправления8.

Понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

Внутренние функции государства:

  • хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
  • стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
  • координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
  • социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
  • культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
  • правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
  • экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства:

  • отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
  • организация обороны и охрана государственной безопасности - защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Внутренние функции государства

Внутренние функции государства делятся на:

  • основные;
  • неосновные.

Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.

Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан , в том числе:

  • борьба с преступностью;
  • учет и регистрация населения;
  • предотвращение различных катастроф;
  • меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
  • Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
  • Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.

Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.

В России к традиционным функциям можно отнести:

  • управление транспортом и связью;
  • управление образованием и здравоохранением;
  • зашита неполноценных лиц и помощь им;
  • управление средствами массовой информации.

Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым — как акционер — и 2-м (канал «Россия»).

В число «новых» функций входят следующие.

  • Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.
  • Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
  • Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

Внешние функции государства

Внешние функции государства

  • Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.
  • Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).
  • Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.
  • Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

Внутренние функции

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции : экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.

Экономическая функция

В теории государства и права советского периода эта функция обозначалась как хозяйственно-организаторская. Ее роль была велика в силу полного огосударствления экономики, что, как мы отмечали ранее, привело к негативным для нее последствиям — экономическому кризису (стал проявляться со второй половины 70-х годов XX в.), который привел, в свою очередь, к кризису во всех сферах жизнедеятельности общества.

В 1980-е годы эта функция несколько сместилась в сторону некоторого расширения самостоятельности предприятий, но это не дало ожидаемого результата. С начала 1990-х годов в России экономическая функция государства резко изменилась: государство, по существу, устранилось от экономики, пустив ее в стихию рыночных отношений. Однако и такой подход как другая крайность не принес положительного эффекта.

Как показана практика, указанные крайние подходы не способствуют эффективному развитию экономики. В настоящее время намечаются тенденции изменения экономической функции государства в сторону большего его вмешательства в экономику в разумных пределах, позволяющих, с одной стороны, должным образом стимулировать труд, а с другой — не допускать перекосов, приводящих к закрытию предприятий, безработице, вывозу капитала за рубеж в ущерб национальным интересам, ликвидации высокоразвитых отраслей экономики и др.

В условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:

  • реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т. д.);
  • преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);
  • целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);
  • создание эффективного экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;
  • постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;
  • подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов».

Политическая функция

Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах. Об этом подробнее пойдет речь в других главах учебника.

Социальная функция

Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация — социальное государство.

Исходя из смысла этой статьи следует, что содержание данной функции состоит:

  • в обеспечении всех граждан Российской Федерации. Особое внимание при этом государс тво должно уделять жизненному уровню социально наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.) путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, создания и деятельности домов для престарелых, оказания иных видов социальной помощи. Для реализации социальной функции необходимо смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы. Государству следует уделить внимание более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения;
  • охране здоровья населения путем создания медицинских учреждений, контроля за чистотой окружающей среды, качеством продуктов питания, обеспечения населения лекарствами;
  • охране детства, материнства, отцовства путем создания сети дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, оказания помощи нуждающимся семьям и др.;
  • гарантировании минимальной оплаты труда путем установления соответствующего размера такой оплаты;
  • на всех предприятиях вне зависимости от форм собственности путем установления соответствующего законодательства и контроля за его соблюдением;
  • оказании помощи населению в экстремальных ситуациях (наводнение, землетрясение, пожар, вооруженный конфликт, притеснения по национальному признаку и др.) путем создания условий для деятельности страховых институтов, предоставления жилья, выплат единовременных пособий и др.

Составной частью социальной функции является деятельность государства по развитию культуры, науки и образования (в юридической литературе эта деятельность обозначается как отдельная функция).

Развитие науки реализуется:

  • созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных научных школ;
  • путем создания и поддержки научных институтов, лабораторий, испытательных полигонов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т. д.
  • поддержкой приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий.

Развитие культуры реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранения историко- культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

Развитие образования реализуется путем создания государственных образовательных учреждений и условий для негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.

Экологическая функция

Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Для реализации этой функции государство должно координировать и контролировать деятельность всех предприятий, учреждений, конкретных лиц в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности. Экологическая функция должна способствовать оздоровлению и улучшению качества окружающей среды, сохранению природных ресурсов.

Фискальная функция (функция налогообложения и взимания налогов)

Следует отметить, что перед рассматриваемой функцией стоит не только задача оптимального сбора налогов в казну, но и задача регулирующего воздействия на экономику.

Правоохранительная функция

Она включает в себя деятельность государства по трем важнейшим направлениям:

  • охрана прав и свобод граждан;
  • охрана всех форм собственности;
  • охрана правопорядка.

Каждый из этих неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции в настоящее время претерпевает существенные изменения.

Так, в правовом государстве (а именно таковым по Конституции является Россия) права и свободы граждан являются высшей ценностью общества. Как известно, ранее этот принцип не признавался.

Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов.

Внешние функции

Основными внешними функциями являются: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.

Функция обороны страны

Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

В каждом государстве на содержание вооруженных сил выделяется значительная доля государственного бюджета. И пока тенденций к сокращению расходов не просматривается. Это во многом объясняется сложной политической обстановкой в мире, что наглядно видно по событиям, произошедшим в Югославии в 1999 г., когда эта страна подверглась бомбардировкам силами НАТО, по событиям в Ираке, куда вторглись американские войска с войсками союзников, не имея на то соответствующих международных полномочий.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка

Без реализации данной функции будущего у человечества нет. Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.

Международное сотрудничество

Эта функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

В юридической литературе функция международного сотрудничества разделяется на ряд более узких функций, например функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, функцию сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и др.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ возникла у Российского государства с образованием Содружества Независимых Государств.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего:

  • по линии формирования экономического союза;
  • системы коллективной безопасности;
  • совместной охраны границ;
  • комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и зашиты переселенцев;
  • заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации;
  • создания единого информационного пространства.

Следует отметить, что при реализации данной функции могут возникнуть и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи се границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности нашей страны.

Важной стороной функции международного сотрудничества является взаимодействие России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями и т. д.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить:

  • функцию борьбы с международным терроризмом;
  • экологическую функцию.

Эти функции по своему содержанию являются и внешними, и внутренними.

Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ» «Вне государства — владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс Социальное назначение государства в обществе    1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом     2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов    3.Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия — степень поддержки применяемых мер населением.  Принужденние выступает в виде уголовного наказания,  административных, имущественных и др. санкций.   Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения — соответствие его общечеловеческим ценностям. «Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран Функции государства Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние Внутренние Политическая Правоохранительная Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая  Правоохранительная Социальная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Сотрудничество в разршении глобальных проблем Экономическая Внешнеэкономическая Основные внутренние функции 1. Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность   2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны  Государство устанавливает налоги  Выдает кредиты, инвестиции    Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является    3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов    4. Экологическая На современном этапе — одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство Внешние функции государства 1. Дипломатическая:  Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования   2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии 3.Внешнеполитическая:   Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН 5.Внешнеэкономическая:  Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитнофинансовых связей. 6. Правоохранительная:   Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью. 8. Социальная:  Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др) 9. Культурное сотрудничество:   Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО 10. Содействие установлению мировой законности:  Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека) 11. Информационная:  Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях. 12.Экологическая:  Участие в ликвидации последствий экологических катастроф 13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности:  Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.