Доклад на тему:

Этапы творческой деятельности ребенка

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.

Для ребенка младшей группы творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. Например: идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников - это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка - черешок.

По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка - важный стимул развития его творчества. Педагог отмечает и поощряет творческие находки детей, открывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами воспитанников учреждение.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый этап: Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла

Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое.

Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина?

С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным.

С другой - называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла.

Второй этап: Процесс создания изображения

Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.

Большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения.

Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап: анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились.

Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений.

Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому.

Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы "выставляются в магазине", чтобы кукла или несколько кукол могли "выбрать" понравившееся.

Журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005


Страница 35 из 42

Этапы и механизмы творческой деятельности.

Многие представители творческих профессий - ученые, изоб­ретатели, писатели - отмечают, что важные, критические этапы в их деятельности носят интуитивный характер. Решение пробле­мы приходитвнезапно, а не в результате логических рассуждений. Творчество в своей основе представлено механизмами сверхсозна­ния (Симонов П.В., 1975). Если сознание вооружено речью, математическими формулами и образами художественных произведе­ний, то язык сверхсознания - это чувства, эмоции. Творческий процесс приводит не только к расширению сферы знания, но и к преодолению ранее существовавших, принятых норм.

Выделяют три основных этапа творческого процесса:

Замысел, рождение догадки;

Генерацию различных гипотез, включая самые фан­тастические, для объяснения данного явления;

Критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

Озарение, открытие, нахождение пути решения проблемы воз­никают в виде переживания, чувствования, что выбранное направ­ление - то самое, которое заслуживает внимания. И здесь решаю­щая роль принадлежит чувству, интуиции - языку сверхсознания. Многие изобретатели отмечают, что догадка возникает в виде рас­плывчатого образа, который только еще должен быть выражен словами. Однако внезапность появления догадки, озарения - ка­жущаяся, так как она является следствием интенсивной мысли­тельной работы человека, поглощенного увлекающей его пробле­мой или художественным произведением.

Творчество - создание нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловле­но работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире - новые мыс­ли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональ­ным переживанием и сама является эмоциональным подкреплениeм. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью, они сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание появления новой мысли сопровож­дается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу. И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанное сопоставление разного рода информации, содержащейся в памя­ти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществля­ется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознан­ными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка - на уровне сознания.

Творчество связано с развитием потребности в познании, в по­лучении новой информации, которая достигается в процессе ори­ентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Каждый из ориентировочных рефлексов обеспечивает получение определен­ной порции информации.

Творческое мышление - это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступаю­щей актуальной информацией.

Ориентировочный рефлекс как выражение потребности в новой информации конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги.

Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательской активности можно рассматривать как основу развития твор­ческого потенциала человека.

В силу большой практической значимости структуры творческой деятельности эту проблему исследовали многие авторы. Наиболее приемлема следующая поэтапная дифференциация творчества.

Первый этап - осознание, постановка, формулирование проблемы, т.е. научное творчество (научное творчество - постановка и доказательство гипотезы).

Второй этап - нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи, т.е. решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения (замысел - образ цели и путей ее достижения).

Третий этап - обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая, конструкторская и технологическая разработка его, конкретизация и доказательство гипотезы, конструкторская разработка идеи изобретения, т.е. техническое творчество (техническое творчество - создание новых технических объектов), развитие и разработка замысла, т.е. художественное творчество (художественное творчество - воплощение художественного замысла с помощью средств изобразительных искусств). К этому этапу относится и разработка плана экспериментальной проверки гипотезы, плана практического осуществления изобретения, разработка плана реализации замысла, идеи и проблемы произведения (построение сюжета, характеристики действующих лиц, места действия и т.д.).

Четвертый этап - практическая проверка гипотезы, реализация изобретения, объективизация художественного произведения (выполнение картины, скульптуры ит.п.).

Рассмотрим каждый этап с точки зрения объема эвристической деятельности.

Первый этап основан на знании информации в области творчества и ее систематизации. Объем эвристической деятельности может колебаться в диапазоне от 0 до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сформулирована, но не решена, то требуется разобраться в ее формулировке, постановке и осознать ее как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительная. Если же требуется поставить, сформулировать проблему, то объем эвристической деятельности значительно возрастает.

Второй этап требует максимальной эвристической деятельности во всех ее формах и проявлениях.

Третий этап характеризуется максимальным присутствием логической формы мышления, которая связывает различные алгоритмические операции. Эвристическая деятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции.

На четвертом этапе объем эвристической деятельности обусловлен трудностями практической проверки гипотезы логическими средствами. Трудности устранения могут быть сопряжены с эвристическим поиском.

Основной формой научного творческого поиска выступает гипотеза. Центральным механизмом творчества является генерация гипотез и их опытная проверка. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Все, что может быть предметом исследования-поиска, может быть и предметом гипотезы; все, что может быть предметом научного познания, иначе говоря, научной теории, может быть предметом научной гипотезы. Ученый не может сделать ни одного шага в исследовании без выдвижения гипотезы или формулировки на основе существующей теории гипотетического предположения.

Функциональная характеристика гипотезы показывает, что она является экотраполяционной формой знания и, тем самым, результатом эвристической деятельности, которая позволяет выходить за рамки логического познания. Но в то же время эвристическая деятельность и здесь связана с логической, ею направляется, хотя в определенной мере и сковывается ею. Именно об этом случае говорят, что открытие совершает часто тот, кто не знает, что оно не сделано. Логически связная и систематизированная информация иногда ограничивает деятельность по ее развитию; необходимо иметь многие качества интеллекта, чтобы преодолеть скованность. Логика по существу представляет ряд указаний, как правильно говорить а для других - как придавать надлежащий смысл высказанным положениям. Во всей цепи логических операций мы вовсе не имеем дела с образованием новых истин.

В практической деятельности при решении проблем например технического характера для понимания творчества достаточно таких признаков творческого процесса- результат - на уровне патентоспособных решений полученное решение обеспечивает технический прогресс, работа впервые проводится в данной области или с использованием данного способа Серьезные специалисты достаточно четко проводят границу между результатами творческой и рутинной работы.

Для детализации эвристической и различных других видов деятельности рассмотрим структуру мыслительных процессов решения творческих задач.

Каждый структурный элемент характеризуется структурными связями и преобладающим видом деятельности.

Структурные элементы мыслительных процессов

Структурные связи и преобладающий вид деятельности

Подобное представление творческого процесса позволяет сделать следующие выводы:

1. Творческий процесс - многоструктурная деятельность. Эвристические элементы входят в нее как составляющие.

2. Структурные элементы творчества, в которых присутствует хотя бы частично эвристическая деятельность, характеризуются большим числом входящих связей. Их наличие показывает, что протекание эвристической деятельности требует большого количества вспомогательных умственных действий и регулируется на основе постоянного функционирования обратных связей.

3. Протекание процесса решения творческих задач возможно только при наличии всех элементов структуры. Недостаточная развитость хотя бы одного структурного элемента делает невозможным ее нормальное (рациональное) протекание, хотя возможна некоторая компенсационность в незначительном интервале. Уровень развития каждого структурного элемента не должен отличаться более чем на величину интервала колебания его изменений в обычных условиях.

Транскрипт

1 ГЛАВА IV СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Творчество сложная многоэтапная деятельность. Решение сложных проблем, поставленных общественным развитием, было часто результатом работы многих исследователей на протяжении иногда десятилетий и столетий. Структура творческого процесса отражает логику (необходимость) движения творчества, логику перехода от одного этапа к другому. В структуре творчества проявляется его сущность и многие закономерности его динамики Раскрытие структуры творчества имеет большое значение для понимания сущности творчества, его законов. Проблема структуры творчества одна из важнейших в теории творчества. Трудность выявления структуры творческой деятельности состоит в существовании многих особенностей, типов связи, субординации и иерархии множества этапов, стадии, фаз, шагов и т. д. движения творчества. Причем структура отдельных конкретных видов (а их большое число) научного, технического, художественного и другого творчества имеет свою специфику Философия, естественно, стремится выделить основные, наиболее существенные и наиболее общие этапы творчества. В своем анализе иерархии структур и этапов философия останавливается там, где структуры утрачивают свою универсальность. Дальнейший их анализ передается из области философии в область теории специальных видов творчества, в область, например, теории художественного или технического творчества. Попытки дать анализ особенностей предложенных многими авторами вариантов структуры творчества были предприняты Л. А. Пономаревым, Н. А. Венгеренко, А. М. Матюшкиным, Г. Я- Бушем, А. И. Половинкиным, Н. Н. Кирилловой, В. А. Болотиным и др. Различные соображения по структуре творчества содержатся в каждой работе, посвященной общим проблемам теории творчества. В вариантах структур творчества проявляются различия подходов к проблеме. Опираясь на опыт исследования структур творческой деятельности, предлагаем определить структуру творчества, исходя из того, какие задачи решаются на каждом этапе творчества, выделить основные этапы движения творчества от возникновения проблемной ситуации (противоречия) до ее разрешения. Самая простая структура состоит из двух этапов постановки проблемы (задачи) и ее решения. Однако при этом самое важное структура решения остается невыясненным. Исследования показали, что существенным моментом творчества является нахождение идеи (принципа) решения проблемы, разработка ее и проверка, которая может быть и логической, и практической. Таким образом, можно выделить четыре основных этапа творчества. Первый этап осознание, постановка, формулирование проблемы. Второй этап нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи (решающая гипотеза, идея "изобретения, замысел художественного произведения). Третий этап обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая, конструкторская и технологическая разработка его, конкретизация и доказательство гипотезы (научное творчество); конструкторская разработка идеи изобретения (техническое творчество); развитие и разработка замысла (художественное творчество) К этому же этапу относится и разработка плана экспериментальной проверки гипотезы, плана практического осуществления изобретения, разработка плана реализации замысла, идеи и проблемы произведения (построение сюжета, характеристик действующих лиц, места действия) и т. д. Четвертый этап практическая проверка гипотезы, практическая реализация изобретения, объективизация художественного произведения (выполнение картины, скульптуры и т. д.). Целесообразно сравнить описанную структуру творческого поиска с освещением ее в работах В. И Белозерцева, А. М. Матюшкина, Р. 3. Джиджяна. В И Белозерцев выделил пять этапов творческого процесса Первый этап творчества нового технического объекта этап формирования проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творчества, формулировки определенных технических задач 76 Второй этап этап рождения и вынашивания новых технических идей (нового принципа, новой трансформации и т д) Третий этап разработка идеальной модели Четвертый этап этап конструирования Его продукты в эскизном и техническом проектах, в" рабочих чертежах или модельно макетном воплощении Пятый этап этап предметного и относительно завершенного воплощения изобретения в новом техническом объекте 77 Схема Матюшкина совпадает с нашей в существенном моменте. Как и в схеме В И Белозерцева, выделяются как особые этапы этапы нахождения принципа решения, его разработки и реализации Это важно отметить, поскольку немалое число исследователей творчества не выделяют их (хотя этот момент подчеркивался еще гештальт-психологией) "Первый этап любого процесса решения задачи характеризуется как этап «усвоения» задачи. В ходе его анализируется задача, выявляется несоответствие знакомых человеку способов с новыми условиями задачи Происходит отказ от известных способов решения Возникновение проблемной ситуации, главным элементом которой является неизвестное новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия". На втором этапе «человек для решения ищет (во внешних условиях и в собственном опыте) связи, не имевшие ранее прямого отношения к решаемой проблеме На этом этапе выявляется такое новое отношение, которое ведет к «переконструированию» проблемы, к выявлению нового принципа действия, к пониманию решения» Третий этап «реализация найденного принципа», которая сводится к приме нению некоторых операций, связанных с практикой, или к созданию конструкции, или выполнению вычислений, обоснованию доказательств. На данном этапе возможно появление новых проблем (которые соответственно повлекут поиски новых принципов реализации. 76 См Белозерцев В. И. Техническое творчество С См там же С 132, 140, 143, 149

2 Четвертый этап заключительный этап решения проблемной задачи проверка правильности решения. В некоторых случаях он непосредственно включается в этап реализации найденного принципа решения» 78. «...Общая структура процесса научного исследования представляется схемой формулировка (возникновение) проблемы, выдвижение гипотезы (идеи решения исследуемой задачи), ее проверка и совершенствование» 79. Предложенная структура является универсальной. Она присуща творчеству всех видов. Каждый этап имеет свою субструктуру, субэтапы (подэтапы) и т. д. Рассмотрим их. Осознание, постановка, формулирование проблемы. Осознание проблемной ситуации, основанное на анализе связей между ее элементами, характера их взаимодействий, возможно точное определение противоречий проблемной ситуации, постановка и формулирование проблемы являются содержанием, как уже отмечалось, первого этапа творческого поиска. Проблемы возникают в любых сферах деятельности человека. Но именно в науке, специализирующейся на решении проблем, наиболее развернуто могут быть определены те требования, которым должна отвечать научная постановка проблемы. Понятно, что проблемы могут ставиться научно и при решении производственных или бытовых и тому подобных задач. В ходе постановки проблемы исследователь должен обосновать вывод о том, что избранный для исследования вопрос действительно не решен в мировой науке или предлагаемые решения неудовлетворительны (неполны, недостаточно аргументированы, содержат ошибки, имеют частный характер и т. п.) Вывод о том, что выдвигаемая проблема не имеет решения в мировой практике, является существенным условием и этапом научной постановки проблемы. Правильное осознание и научная постановка проблемы предполагают глубокое знание явлений и процессов исследуемой области, законов их развития, научной литературы, истории предшествующих исследований вопроса, применяемых в ходе их методов и подходов к решению, полученных результатов, выяснение того, как ставили проблему предшественники и почему они потерпели неудачу при попытках решения. Анализ большого объема информации всего предшествующего опыта людей в этой области важное условие успешности намечаемого исследования, он необходим и для того, чтобы избежать дублирования в работе, повторения уже проведенных исследований. В истории науки и техники известно немало случаев, когда ученые или инженеры решали уже решенные задачи. До сих пор большое число изобретательских заявок направляется в соответствующие органы Госкомизобретений и открытий (ВНИИГПЭ и др.) на уже осуществленные и зарегистрированные (опубликованные) изобретения. Подобные случаи результат плохой информированности изобретателя, его неумения пользоваться патентными фондами. Важное место в постановке проблемы занимает обоснование актуальности проблемы. Глубокая убежденность в актуальности проблемы, ее важности, необходимости ее решения стимулирует упорные поиски решения, определяет устойчивость интереса исследователя. Чем острее потребность, требующая своего удовлетворения, тем выше актуальность поиска средств ее удовлетворения. Основой успеха является возможно полное выявление противоречий проблемной ситуации и в первую очередь основного, базового противоречия, а если возможно, то и всей системы или иерархии противоречий. Г. С. Альтшуллер подчеркивает, что в анализе изобретательской (проблемной) ситуации выстраиваются последовательно «административное» (социальное) противоречие, техническое (иногда нескольких видов) и затем физическое противоречия 80. Н. А. Семенов отмечал, что вначале возникшее противоречие выглядит достаточно общо и туманно. Ясно, например, что новый экспериментальный факт противоречит теории, старым представлениям вообще; но далеко не ясно, где острие этого противоречия, где сосредоточено то узловое понятие, которое должно быть изменено. Постепенно в результате анализа и исследования оно обостряется, суживается. Противоречие достигает остроты предельно жестко сформулированной антиномии. Но тем самым уже формулируется, хотя и неявно, как бы негативное содержание нового понятия 81. Этот процесс обострения противоречия начинается на этапе постановки проблемы, а завершается на этапе поиска решения. Подготовка к решению проблемы предполагает ее расчленение на подпроблемы. Еще Аристотель отмечал, что «прежде чем искать, надлежит расчленять» 82. Одно из главных методических правил Р. Декарта предписывало делить каждое из исследуемых «затруднений» (проблем) на столько частей, сколько это возможно и нужно для их преодоления 83. Расчленение проблемы подготавливает формирование плана решения (Д Пойя), построение «дерева» целей (системы подпроблем) Последующие успехи движения творчества прямо зависят от глубины, основательности и всесторонности исследования проблемной ситуации, ее «самодвижения», системы противоречий и затруднений Исследование, писал К. Маркс, должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь Лишь после того, как эта 78 Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении С Джиджян Р. 3. Процесс научного поиска, структура, этапы и средства //Вопросы философии С См.: Альтшуллер Г, С. Творчество как точная наука. М, См: Семенов Н.А. Марксистско-ленинская философия и естествознание //Коммунист Аристотель. Метафизика // Соч.- В 4 т. М, Т. 1. С См.: Декарт Р. Избр произв. М., 1950 С. 272


3 работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение» 84 Анализируя проблемную ситуацию, ее противоречия, предшествующий опыт их разрешения, исследователь пытается с ходу найти решение проблемы (на опыте предшественников), т е начинает, по существу, поиск решения. Этот этап, следовательно, вполне правомерно включается в структуру творческой деятельности Проблема и задача. Важно различать термины «проблема» и «задача» Абсолютизируя их несомненную связь, исследователи нередко отождествляли их Однако если проблема выступает как вопрос (требующий разрешения), то задача включает в себя и вопрос, и условие (данные) решения задачи В проблемной ситуации скрыт вопрос, проблемная ситуация ситуация скрытого вопроса (Л П Доблаев) В задаче он выявлен, сформулирован, здесь определены и условия его решения Задача представляет собой словесную, речевую формулировку, в которой выделяются условия и требования задачи Структурный или компонентный характер задачи состоит из условий и требований Задача, писал С Л Рубинштейн, это всегда по своему существу словесная, речевая формулировка проблемы Она живое свидетельство единства мышления и речи» 85 Различие проблемы и задачи В И Белозерцев видит в следующем «Техническая проблема это отражение ситуации, складывающейся в процессе изучения соотношения между технической необходимостью и наличными техническими возможностями В основе технических проблем лежит противоречие между цепью поиска, выражающей осознание технической потребности и технической необходимости, и отсутствием или незнанием условий и способов ее достижений при данных возможностях 86 В структуру технической задачи, отмечает автор, входят указание на искомый результат, определение условий функционирования будущего технического средства, технические условия осуществления решения, указание на предполагаемые пути и способы решения задач 87. Существенное различие между проблемой и задачей, как показывает В Е Берков, состоит в том, что «понятие задачи связано с ситуацией, характеризующейся достаточностью средств для достижения цели научного познания, а понятие проблемы с их недостаточностью» 88 От того, как сформулирована задача (проблема), во многом зависит ход решения, его успешность. Это хорошо видно на примере задач-головоломок Особенность их состоит в том, что в задачах-головоломках существенные условия не выявлены, а, наоборот, замаскированы различными обстоятельствами, толкающими мысль исследователя в «ненадлежащем направлении» (С Л Рубинштейн) К примеру, задача-головоломка, требующая из шести спичек построить четыре равносторонних треугольника (длина стороны треугольника равна длине спички) То обстоятельство, что треугольник двумерная фигура, толкает мысль решающего задачу к поискам также двумерной фигуры (ложная предпосылка) Исследователь может решить задачу, если он догадается о необходимости выхода из плоскости в пространство трех измерений Специальные исследования психологов показали, что ход решения задачи зависит от ее формулировки В различных формулировках одна и та же задача представляет разную трудность для решающего Нередко введение иной формулировки задачи делает ее легко разрешимой Г С Альтшуллер придает большое значение построению модели задачи. Изобретательская (проблемная) ситуация подразделяется на разные изобретательские (технические) задачи Как и всякая задача, последняя должна содержать указания на то, что дано и что требуется получить Решение, подчеркивает автор, должно начинаться с построения модели задачи, отражающей суть задачи предельно упрощенно (применима «бритва» Оккама), по возможности без употребления специальных терминов (порождающих вредную психологическую инерцию), с указанием противоречий, конфликтующих элементов (составляющих часть технической системы) При построении модели задачи используются термины вепольного анализа вещество, поле, действие 89 Именно они позволяют четко выделить конфликтующие элементы По существу, модель включает только конфликтующие элементы технической системы Построение модели задачи придает поиску решения целенаправленный характер, резко ограничивает поле поиска 90 Высокие требования к формулированию проблемы или задачи объясняются тем, что в ней фиксируются результаты анализа проблемной ситуации и что в самой постановке уже содержатся элементы ее решения. Формулирование задачи (проблемы) важный этап в ее понимании. Речевая формулировка это не внешний фактор по отношению к мышлению, по сам процесс его. Глубокий анализ проблемных ситуаций, продуманность формулировок проблем и задач являются необходимыми условиями оптимизации творческого исследования. Важно подчеркнуть, что строгая формулировка проблемы не всегда возможна из-за недостатка информации о закономерностях исследуемой (новой) области действительности. «Безупречная во всех отношениях постановка проблемы, замечает И. И. Мочалов, предполагает наличие у исследователя полной информации об изучаемом объекте. Но тогда бы не было проблемы!» 91 На эту 84 Маркс К, Энгельс Ф Соч. 2 е изд. Т. 23 С Рубинштейн С Л О мышлении и путях его исследования С " Белозерцев В. И Техническое творчество С См там же С Берков В. Ф. Структура и генезис научной проблемы С Подробнее о вепольном анализе см Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука С См там же С Вопросы философии С 35


4 сторону обращает внимание и Р. Эшби: «Когда мы сможем формулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения». Некоторая несгрогость формулировки проблемы неизбежна на начальных этапах исследования. В ходе исследования она уточняется. И только в работах, в которых излагаются уже найденные решения, возможна и необходима глубокая постановка проблем и их строгая формулировка. В целом формулирование проблемы на начальных этапах существенно отлично ог формулировок заключительных этапов исследований (например, формулировка темы исследовательского поиска аспиранта и темы защищенной диссертации почти никогда не совпадают). В процессе своего решения «изобретательская задача часто до неузнаваемости меняется за счет преобразования ее компонентного состава» 92, итоговая формулировка задачи в период ее окончательного решения подчас разительно отличается от ее начальной постановки. Необходимо отличать реальные проблемы от псевдопроблем, или мнимых, по выражению М. Планка, проблем. И. И. Мочалов пишет, что они «могут быть обозначены как фиктивные, кажущиеся, нереальные, ложные, не имеющие смысла и т. п. В научной литературе встречаются все эти термины» 93. Мнимые проблемы характеризуются тем, что они противоречат фактам и законам, а поэтому принципиально неразрешимы. Классические примеры мнимых проблем: вечный двигатель, квадратура круга, трисекция угла, удвоение куба. Выделяются психологические, логические и гносеологические причины возникновения мнимых проблем. Психологические причины коренятся в стремлении ученого во что бы то ни стало преодолеть незнание, что всегда связано с постановкой новых научных проблем. При этом, однако, нередко случается, что эта прирожденная страсть заставляет ученого, как писал Больцман, ставить вопросы, бьющие дальше цели. Логические причины, по мнению автора, состоят в том, что ответить на вопрос о реальности проблемы подчас невозможно на ранних этапах исследования, на уровне проблемного замысла. Для того чтобы отделить реальные проблемы от мнимых, необходима развернутая постановка проблемы, предполагающая уже углубление в ее решение. Главным в гносеологических причинах является неточность, неполнота, относительность той информации, на базе которой ставится проблема. Автор приходит к выводу, что мнимых проблем избежать невозможно. Неправильно рассматривать мнимые проблемы только как негативное явление. Некоторые из них со временем могут породить ценные реальные проблемы. М. Планк писал, что из идеи вечного двигателя выросло понимание того, что такое энергия 94. Развитие науки и состоит, в частности, в устранении мнимых проблем, в правильной постановке реальных проблем и затем их разрешении. Мнимые проблемы часто служат лесами научного знания, необходимыми и неизбежными при его постройке, но потом бесследно исчезающими» 95. Особую роль в постановке проблем играет философия, в специфической форме обобщающая познавательный опыт человечества. Содержание философских категорий является тем фильтром, благодаря которому происходит исключение из поля зрения тех или иных проблем, понятий, методов, принципов, концепций. Естественно, что такую научную селективною и эвристическую функции выполняет только научная, истинная философия диалектического материализма. Томисты, например, отмечает В. Ф. Берков, считали вполне правомерной постановку проблем о местопребывании бога, его свойствах и деяниях и т. д. Диалектический материализм же считает подобные проблемы неправомерными, даже бессмысленными, так как они относятся к тому, что не существует, так же как неправомерны проблемы идеального начала объективного мира, первоисточника движения, дефиниций беспричинных явлений и т. п 96. При анализе содержательной стороны проблем науки подтверждается, пишет В. Ф. Берков, следующая зависимость: «Если предпосылки проблемы истинны, то она ставится правомерно» 97. Если же ложны, то проблема является мнимой. Последние могут делиться на экстра- и интранаучные мнимые проблемы (Е. С. Жариков). В. Ф. Берков относит к экстранаучным мнимые проблемы, ложность предпосылок которых вызывается философскими, методологическими, идеологическими и другими причинами, находящимися вне предмета данной науки. Причинами ложности интранаучных проблем являются какие-то внутренние обстоятельства (теоретические, эмпирические и другие ошибки) 98. Учитывая сказанное, понятно, почему уяснение проблемы, умелая, правильная постановка, доказательство необходимости решения проблемы в истории науки и культуры признаются как выдающаяся заслуга исторического деятеля. Заслуги многих ученых состоят в том, что ими были поставлены (хотя и не решены) важные проблемы. Большое место постановке проблем уделяли классики марксизма-ленинизма в своих работах. Важность этапа постановки проблемы подчеркивалась многими выдающимися учеными. А. Эйнштейн и Л. Инфельд писали, что «формулирование проблемы часто более существенно, чем ее разрешение, которое может быть делом математического или экспериментального мастерства» 99.Дж..Бернал считал «нахождение проблем» высшим показателем 92 Эсаулов А. Ф. Психология решения задач С Мочалов И. И. Мнимые проблемы науки // Вопросы философии С. 56 Добавим, что в литературе встречаются и такие термины, как «глупые», «рискованные» проблемы (Н. Белнап, Т Стил) 94 Мочалов И. И. Мнимые проблемы науки. С Вернадский В. И. Очерки и речи Вып 2. С Берков В. Ф. Структура и генезис научной проблемы. С Там же. С См Берков В. Ф. Структура и генезис научной проблемы С Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики М, 1961 С 86


5 творчества 100. Способность, умение увидеть противоречие, ставить проблемы, формулировать задачи является очень важной характеристикой интеллекта. Однако интеллект характеризуется способностью не только к постановке проблем, задач, но и к их решению. В практике научных исследований, как мы видим, правомерно постановке проблем уделяется исключительно большое внимание. Определение проблем научных исследований является предметом всестороннего обсуждения на заседаниях кафедр и ученых советов. Постановка проблем, их актуальность, гипотезы об их природе и путях решения, о различных подходах к решению, информация о решении ранее поставленных проблем являются главными вопросами, осуждаемыми на симпозиумах и конгрессах, конференциях и научных семинарах. 100 См Бернал Дж. Наука в истории общества м, 1956 С 24



(Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. М. : Гардарики,

Методологические основы психолого-педагогического исследования План: 1. Сущность методологии и методики. 2. Три уровня методологии. 3. Методы организации исследований. 4. Методологические основы выявления

А. А. Зарубина Студент Сибирско-американский факультет менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета ЕДИНСТВО ЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО КАК МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Что такое учебная деятельность? В. В. ДАВЫДОВ Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги

Проблема методов обучения одна из кардинальных в дидактике. От ее правильного решения зависит эффективность всех функций обучения. Это и наиболее сложная его сторона. Традиционно принято считать, что методы

Тема 3. ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК КАК ВЕДУЩИЙ ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. Согласно идеологии ФГОС ОО ведущим типом урока в современной школе становится проблемный урок.? Что такое проблемный урок?

Проблемное обучение на уроках географии. Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи

ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для аспирантов по организации и содержанию научно-исследовательской деятельность и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание

Технология работы с текстом занятие #5 как написать и получить Что же такое курсовая работа; Объект; Структура доказательства актуальности; Противоречия; Основа основ; Структурные элементы введения; Методика

Лекция 1 Введение. Взаимосвязь и единство естественных и гуманитарных наук. Методология познания в естественных науках. Научная картина мира. Культура - все, что создано человеческим трудом в ходе истории,

Организация научного исследования Теоретические основы. Задание для самостоятельной работы. 1 Научное исследование: сущность и особенности Научное исследование это целенаправленное познание, результаты

КУРС «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» (Бабич Е.Н.) Наука и основные формы организации научных знаний Знание нужно человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования

Тесты по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 1. создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее

Федоров Б.И. Прогностическая функция философии образования И.Кант отмечал, что философия остается той единственной наукой, которая «как бы замыкает научный круг и благодаря ей науки впервые только и получают

Как написать курсовую работу так, чтобы она с первого раза прошла проверку преподавателем. Первый этап это выбор темы. Тут есть да основных критерия. Первый заключается в том, чтобы тема была лично вам

НАУЧНОЕ ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС Л.А. Краснова (г. Москва) Направленность современных общественных тенденций даѐт основание характеризовать становящийся социум как общество информации,

МЫШЛЕНИЕ Мышление это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях. Мыслить- это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношения между

Реализм (платонизм) Понятие «реализм» в современной философии математики имеет несколько значений. Оно используется часто в методологическом смысле для 143 обозначения всей математики, которая оперирует

1-2006 г. 09.00.00 философские науки УДК 008:122/129 БАЗОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В.П. Теплов Новосибирский филиал Российского государственного торгово-экономического университета (г.

«О решении проблемных ситуаций как методе повышения познавательной активности ребенка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.баскатовка Марксовского района Саратовской области

Это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА Глебова М.В. канд.пед.наук, профессор РАЕ, заместитель начальника управления образования Администрации г. Прокопьевска E-mail:

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА на диссертационное исследование БЕЛЯЕВОЙ ЖАННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ по теме «Обучение учащихся основной школы естественнонаучным методам познания на основе межпредметных связей биологии,

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АСПИРАНТАМИ» Модуль I. Основы ТЕЛЕФОН ПРИЕМНОЙ: 20-23 В О П Р О С Ы Л Е К Ц И И: 3. Метод 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ». 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. Раитина М. С. Читинский государственный университет. Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований

Методика проблемного урока Квинтилиан (ок.35-95 гг.) «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь». С.Л.Рубинштейн «Для того чтобы

Пояснительная записка Данная программа предназначена для вовлечения учащихся 8 классов в проектную деятельность и отвечает требованиям ФГОС ООО. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные

НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА, МЕТОДИКА Доцент кафедры физикохимической технологии защиты биосферы, к.х.н. Горбатенко Ю.А. Цель научного исследования всестороннее, достоверное

Т. В. Шершнёва, доцент кафедры психологии и педагогики Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат психологических наук ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ж. Ю. Брук К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В условиях модернизации системы образования, появления разнообразных педагогических концепций и новых тенденций в развитии педагогической

1. Дизайн искусственных стихов: проект Сергея Новоселова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.324с. 2. Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования:

ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ г.ставрополь 2012 Методическая рекомендация по организации научно исследовательской

МИНОБРНАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная академия)» (МАРХИ) Кафедра «Рисунок»

МОУ «Лицей 26» г. Подольска Сучкова Т.А., учитель математики Теория и практика проблемного обучения по математике Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АННОТАЦИИ РАБОЧИХ

УДК 658.331.103 ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОЛЛАПС ОДНА ИЗ ПРИЧИН ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ А. А. Румянцев, доктор технических наук, профессор кафедры менеджмента Краматорского экономико-гуманитарного института (Украина)

I Материалы заданий олимпиады школьников «Ломоносов» по обществознанию 2017-2018 гг. Отборочный этап. Задания для учащихся 10-11 классов. Тур I Сегодня человечество сталкивается с рядом серьезных угроз.

158 цип обучения, предписывающий формировать спиралевидный характер процесса обучения путем преодоления противоречий, связанных с несогласованностями, непониманием и другими разрывами в процессе обучения,

ПОСЛЕСЛОВИЕ Каждая научная работа должна содержать новое знание, иначе она не является собственно научной. Исходя из этого, мы и хотели бы пояснить, что нового заключено в данной монографии. Краткое указание

Технология проблемного обучения на уроках информатики Составитель: Домрачева Надежда Александровна Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение

Деленной системе. При этом, методически обосновано использование наглядных средств описания алгоритмов. Определенный эффект дает применение алгоритмов в роли вспомогательных средств обучения: схемы решения

Ìàãíèòîãîðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò ÏÐÎßÂËÅÍÈÅ ÎÑÍÎÂÍÛÕ ÇÀÊÎÍΠÄÈÀËÅÊÒÈÊÈ Â ÍÀÓ ÍÎÌ ÏÎÇÍÀÍÈÈ Â ñòàòüå ðàññìàòðèâàåòñÿ ðîëü îñíîâíûõ çàêîíîâ äèàëåêòèêè (åäèíñòâà è áîðüáû ïðîòèâîïîëîæíîñòåé, ïåðåõîäà

Тема 1.4 Динамика науки как процесс порождения нового знания Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования

Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» для студентов специальности 230400.62 Информационные системы и технологии профиля «Информационные системы и технологии в бизнесе» Практическое

Шашина М.С. Роль психических процессов в развитии исследовательских умений и навыков младших школьников АлтГПУ (г.барнаул) Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой

4 СИСТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. МЕТОДЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА Понятие системы тесно связано с понятием проблемы. Проблема (от греч. problema - задача) в широком смысле - ситуация

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Ильина Наталья Викторовна воспитатель ГБОУ «Школа с УИАЯ 1411» СП 1350 г. Москва СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У

Настоящая рабочая программа по геометрии для 10 классов составлена на основе: 1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего

Лекция 2 Основы дидактики высшей школы План 1. Общее понятие о дидактике 2. Дидактика высшей школы. Сущность, структура и движущие силы обучения 3. Методы обучения в высшей школе 1.Общее понятие о дидактике

ПРОЕКТ Типовой стандарт внешнего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств» (рекомендован решением Президиума

Основные направления изучения культуры Мишина Т.В Современная методология представляет собой сложное и многомерное явление. «На передний план вышли проблемы социокультурной обусловленности научного познания,

Общительность как одно из проявлений социальной активности личности следует рассматривать в качестве совокупности личных потребностей. Движущей силой в развитии общительности выступает диалектическое единство

М.М.Любимова, ЦППРиК «Благо», Москва Методика обучения диалогу с текстом учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи Понимание текста учащимися рассматривается как важная проблема современной

М у н и ц и п а л ь н о е б ю д ж е т н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е «С р е д н я я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а 4 г. Б е л ё в а Т у л ь с к о й о б

УДК 001 М.А. Колесников, г. Шадринск Роль экстраполяции в познании В статье рассматривается противоречивая характеристика роли экстраполяции в познании, ее связи с другими методами. Экстраполяция, методы

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Область знания философия (логика) «ПАРАДОКСА БРАДОБРЕЯ» А.Н.Ахвледиани Израиль, г. Кармиэль Май, 2 Аннотация В настоящей работе предлагается формально-логический анализ известного

1 Цели и задачи дисциплины Курс «Методология музыкального образования» имеет важное значение для профессиональной подготовки будущего специалиста. 1.1 Целью дисциплины является целенаправленная профессиональноориентированная

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧ, ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И ФАЗ ПРОЦЕССА ИХ РЕШЕНИЯ Ильясов И.И. МГУ им.м.в. Ломоносова Для успешного решения задач необходимо, прежде всего, знать их некоторые общие особенности

Лекция. Организация проекта 1. Организация проектной работы. 2. Структурные составляющие проекта и их основные характеристики. 3. Цели проектов и ФГОС. 4. Проектная документация. Организация проекта Проект

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДЕН Распоряжением Председателя Ревизионной комиссии Ленинского муниципального района Московской области от 03 декабря 2018

Содержательная характеристика исследования Основные характеристики исследования Основные характеристики исследования актуальность; объект и предмет исследования; цель; гипотеза; задачи исследования; методологические

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ В философском мировоззрении с древних времен видны размышления о мире, космосе; об отношении человека к миру, о возможностях познания, о смысле жизни и т. д.

КАК НАПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ (ВАРИАНТ) Дипломная работа это новый уровень исследовательской деятельности, а поэтому стоит ориентироваться на методологические и теоретические основы предмета,

Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета..3 стр. 1.1.Пояснительная записка 3 стр. 1.2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.4 стр. 2. Содержание учебного предмета 7 стр.

Критерии оценки результатов учебной деятельности по Философии в БГМУ по десятибалльной шкале Десятибалльная шкала в зависимости от величины балла и отметки включает следующие критерии: 10 (десять") баллов,

Быть творческим человеком означает больше, чем иметь определенные черты. Это означает вести себя творчески, подходить к задачам, с которыми мы сталкиваемся, опираясь на воображение и оригинальность. Короче говоря, это означает демонстрировать навыки в применении творческого процесса. Хотя авторитеты расходятся во мнениях относительно количества этапов в этом процессе: одни говорят о трех, другие - о четырех, пяти или семи, - эти расхождения не касаются принципиальных вещей. Они состоят лишь в том, объединять ли действия под одним заголовком или несколькими. Относительно основных обсуждаемых действий существенных расхождений нет.

Для облегчения запоминания и удобства применения мы будем рассматривать творческий процесс как состоящий из четырех этапов: поиск задач, формулирование конкретной проблемы или конкретного спорного вопроса, их исследование и создание набора идей. Каждый из этих этапов будет предметом отдельного урока, но краткий обзор всего процесса позволит вам начать применять его уже прямо сейчас.

Первый этап: Поиск задач . Сущность творчества заключается в том, чтобы подходить к задачам, опираясь на воображение, оригинально и эффективно. Часто необходимость искать задачи отсутствует; они встают перед вами в форме очевидных проблем и спорных вопросов. Например, если ваш сосед по комнате в общежитии каждый день возвращается домой в два или три часа ночи, шумно заходит и начинает разговаривать с вами, когда вы пытаетесь заснуть, вам не нужно быть очень проницательным, чтобы понять, что у вас проблема. Или если вы окажитесь в гуще яростных дебатов о том, является ли аборт убийством, никому не нужно говорить вам, что вы будете высказываться по спорному вопросу.

Однако не все задачи столь очевидны. Иногда проблемы и спорные вопросы настолько мелкие и малозаметные, что только очень немногие люди обращают на них внимание; в других случаях никаких проблем и спорных вопросов нет вообще, а есть только возможность улучшить существующее положение. Такие задачи не вызовут у вас сильных эмоций, поэтому вы и не найдете их, если будете просто сидеть и ждать - вы должны их искать.

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи - не в какое-то определенное время, а постоянно. Ее важность отражена в том факте, что вы можете применить творческий подход только в ответ на задачи, которые вы осознаете.

Второй этап: Формулирование проблемы или спорного вопроса . Цель этого этапа -- найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям36. «Правильно сформулированная проблема, - отмечал Генри Хэзлитт, - наполовину решена». Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть как можно больше формулировок. Одна из самых распространенных ошибок при работе над проблемами и спорными вопросами - это рассмотрение их лишь с одной точки зрения, тем самым закрывается множество перспективных направлений для мысли.

Возьмем упомянутого ранее заключенного, когда тот обдумывал, как ему сбежать из тюрьмы. Его первая формулировка проблемы, по-видимому, была такой: «Как мне достать пистолет и, отстреливаясь, выбраться отсюда?» или: «Как мне спровоцировать охранников открыть мою камеру, чтобы я смог их обезоружить?» Если бы он остановился на этой формулировке, он до сих пор оставался бы там, где и был. Его изощренный план побега мог родиться только в ответ на вопрос: «Как мне распилить решетку без пилы?»

Часто после формулирования проблемы или спорного вопроса многими способами вы не сможете решить, какая формулировка самая лучшая. Если так и случится, отложите решение до тех пор, пока работа на следующих этапах процесса не позволит вам принять окончательное решение.

Третий этап: Исследование проблемы или спорного вопроса . Цель этого этапа -- получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом. В некоторых случаях это будет означать всего лишь поиск подходящего материала в своем прошлом опыте и наблюдениях, пригодного для решения данной проблемы. В других потребуется получить новую информацию посредством нового опыта и наблюдений, бесед с информированными людьми или собственного исследования. (В случае того заключенного это означало внимательно изучить все доступные места и предметы в тюрьме.)

Четвертый этап: Создание идей . Цель этого этапа - произвести достаточное количество идей, чтобы решить, какое действие следует выполнить или какое мнение принять. На этом этапе часто встречаются два препятствия. Первое - это часто неосознаваемая склонность ограничивать свои идеи обычными, знакомыми, традиционными реакциями и блокировать необычные и незнакомые. Боритесь с этой склонностью, помня, что, какими бы чуждыми и неподходящими ни казались реакции последнего вида, именно в этих реакциях проявляется творчество.

Второе препятствие - это соблазн слишком поспешно прервать процесс создания идей. Как мы увидим в следующих уроках, исследования показали, что чем дольше вы продолжаете создавать идеи, тем выше вероятность того, что вы создадите стоящие идеи. Или, как пишет один

Остался последний вопрос, который следует прояснить, прежде чем вы будете готовы начать практиковаться в творческом процессе: как узнать, что вы нашли творческую идею? По каким характеристикам вы сумеете отличить ее от других идей? Творческая идея - это идея, которая и опирается на воображение, и эффективна. Второе качество не менее важно, чем первое. Недостаточно, чтобы идея была необычна. Если бы это было так, то самые странные, самые эксцентричные идеи были бы и самими творческими. Нет, чтобы быть творческой, идея должна «работать», должна решать проблему или прояснять спорный вопрос, на который она отвечает. Творческая идея не должна быть просто необыкновенной - она должна быть необыкновенно хороша. Вот стандарт, который вы должны применять, когда обдумываете идеи, которые создали.

Когда вы создали большое количество идей, решите, какая вам кажется самой лучшей. Иногда это будет одна-единственная идея; в других случаях - сочетание двух идей или больше. На этом этапе ваше решение должно иметь предварительный характер. В противном случае у вас появится сильное желание отказаться от важного процесса критического мышления, с помощью которого идеи оцениваются.