Х удожник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.

До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску "Афинскую школу" (1509), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.

"Афинская школа", как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но тем не менее художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж. А то, что изображенное на фреске здание по своей архитектуре ближе к классическому римскому, чем к греческому стилю, подчеркивает слияние двух культур, которое произошло в итальянском Ренессансе под влиянием философских идей Древней Греции. При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображенные на ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя на самом деле высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применен контрапост, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплощение мужской красоты и разума, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках. В противоположном нефе в стенной нише стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений. В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате "Тимей", с которым он и изображен на фреске.

На этой фреске Рафаэль также нарисовал свой автопортрет , а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу (Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной). Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру. Полуобнаженная, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура - это греческий киник Диоген (ок. 400-325 гг. до н.э.), философия которого была основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожженной глины. Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены, так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой, стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля - вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи - у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные. Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы. Три свода, следующие один за другим, обрамляют их. Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. Они - центр композиции. Левой рукой Аристотель держит свою "Этику", движением правой он как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона. Его фигура выступает легко и свободно. Благородство движений, мягкие изгибы плеч, рук и складок одежды, темные и светлые чередующиеся тона придают ей плавную размеренность, грацию и гармонию. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. Они подчеркивают еще более могучую вертикаль фигуры Платона и в то же время придают образу Аристотеля больше человечности и необыкновенную живописность. Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением. Он похож на библейского пророка. Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей. Молодой еще, крепкий, Аристотель - прекраснейшее творение земли. Его лицо, повернутое в сторону Платона на фоне плывущих облаков, светится разумом и добротой. Спокойствие, умеренность, подлинная сила, повелевающая человеческими страстями, запечатлены в его образе. Возносящий жест Платона и приземляющий - Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. Что есть истина? О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор...

Но зачем сам Рафаэль в этом сонме мудрецов? Повернул к нам свое красивое, трогательно-доверчивое лицо, грусть в лице… Бесстрастно наблюдает, не желая участвовать в жарком разговоре, сшибке гигантских умов или принимает чью-то сторону...? "Живопись является философией",- говорил Леонардо да Винчи. Для Рафаэля живопись была философией красоты. В живописи он - великий идеалист и великий реалист одновременно. Потому так равноправно шествуют в "Афинской школе" Платон и Аристотель.

В искусстве Рафаэля вполне конкретное выражение обрел образ совершенного человека. Это - Аристотель в феске "Афинская школа".

В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. Одним из них был "Запрестольный образ Монтефельтро" работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода. Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы "Христос вручает ключи апостолу Петру" точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем "Поклонении волхвов" . Однако в своей работе Рафаэль идет дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и человеческими фигурами, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля. Центральные арки здания усиливают и подчеркивают основные фигуры - Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.

"Станца" - комната в переводе с итальянского. Станцы Рафаэля - это комнаты в Ватикане, расписанные Рафаэлем и учениками:
Станца дель Инчендио ди Борго (фреска "Пожар в Борго")
Станца делла Сеньятура
Станца д"Элиодоро (Комната Элиодоро)

Каждую стену этих комнат занимает фресковая композиция, то есть, в каждой комнате - по четыре фресковых композиции. О станце делла Сеньятура и фресковых картинах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Описание и Фото.

Сначала была расписана средняя из трёх станц - «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, потому что здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. Папа Юлий решил отвести эту комнату под свой личный кабинет и библиотеку, что и определило сюжет росписи стен - четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина. Эти четыре фресковые картины названы: первая - «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья - состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». На своде над каждой фреской помещена аллегорическая фигура - символ каждого из этих видов деятельности, а в угловых частях свода - небольшие композиции, тематически связанные с фресками. В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и е ё фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор» , «Евклид с учениками», «Гераклит».

Рафаэль Санти «Афинская школа»

Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» - один из шедевров ренессансного искусства. Используя все средства живописи своего времени, Рафаэль преодолел трудности колорита и наложения фресковых красок, благодаря чему достиг наиболее полного воздействия на зрителя. На фреске - обширный портик в стиле ренессанс. В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, поэтому «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра.

Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero ) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. На ней изображены античные философы, чьи идеи и работы во многом формировали духовный мир Ренессанса. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. Многие из них наделены чертами великих философов, художников и знаменитых современников автора. По замыслу Рафаэля, согласно идеям неоплатонизма, это сходство должно было символизировать родство античной философии и новой теологии. Художник блестяще справился с задачей распределения более 50 персонажей на фреске, где каждый наделён индивидуальностью.

Рафаэль Санти «Платон и Аристотель»

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 - 347 гг до н.э.) и его ученика Аристотеля (384 - 322 гг до н.э.) легко узнать по названиям книг в их руках. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. В этих жестах сконцентрированы и философские идеи - абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Со всех стороны фигуры Платона и Аристотеля окружены группами философов и учёных разных школ и их учениками. Вверху слева от Платона - Сократ. По пальцам перечисляет он убедительные доводы своего учения, вызывая восторг и изумление окружающих его учеников и народа. Самый внимательный из слушателей - молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Ниже - Эпикур в венке, советовавший получать удовольствие от жизни, и Зенон - философ противоположных взглядов, а рядом - фигура Пифагора.

Рафаэль Санти «Пифагор»

В своих работах Пифагор (около 580 - 500 гг до н.э.) пытался связать математику и музыку. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчёта гармонических пропорций души. Эта идея подробно изложена Платоном в трактате «Тиней», с которым он изображён на фреске.

Рафаэль Санти «Евклид с учениками»

Внизу справа лысый математик Евклид (с чертами лица Браманте) демонстрирует своим ученикам чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Художник поставил свою подпись золотыми буквами на тунике Евклида у горловины: « R . V . S . M .» («Рафаэль Урбинский своей рукой»). В группе рядом с ним Рафаэль изобразил себя в чёрном берете, в образе древнегреческого живописца Апеллеса.

Рафаэль Санти «Гераклит»

На переднем плане - одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. Это портрет Микеланджело - знак глубокого уважения Рафаэля к своему сопернику, который в то же время расписывал Сикстинскую капеллу. Этот образ появился на фреске позже, после того как были открыты фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, настолько поразившие воображение Рафаэля, что он даже изменил стиль письма. Интересная деталь - Гераклит написан в манере Микеланджело, он сидит в сложной позе, его фигура напоминает пророков с плафона Сикстинской капеллы. Существует легенда, что Микеланджело побывал в Станце делла Сеньятура, долго рассматривал фрески и, казалось, остался доволен увиденным. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев».

Атмосфера высокого духовного подъёма в «Афинской школе» достигнута не только индивидуальной выразительностью героев, но и характером окружающих этих героев среды - величественной классической архитектурой Высокого Возрождения. Вполне возможно, что архитектурный фон был навеян проектом собора Святого Петра, над которым в то время работал Браманте.

Санти Рафаэлло родился в начале апреля 1483 года в центральной части Италии. Нередко его фамилия звучала в латинской манере как Санцио или Сантиус. Сам же художник, выводя подпись на своих полотнах, использовал латинизированный вариант своего имени - Рафаэль. Под этим именем он и прославился на весь мир. А его масштабная фреска «Афинская школа» стала известна даже тем, кто весьма далек от мира изобразительного искусства.

Первые шаги в искусстве

Еще в детстве Рафаэлло знал, что будет художником. Его первые опыты в рисовании проходили под чутким руководством отца - Джованни Санти. Наряду с уроками родителя будущий мастер осваивал технику живописи у Тимотео Вити - известного в те времена умбрийского художника. Когда Санти-младшему исполнилось 16 лет, его отдали в ученики к Пьетро Ваннучи. Под влиянием этого человека Рафаэль достиг подлинных высот мастерства и в совершенстве изучил основные приемы искусства.

Самым ранние, юношеские картины Рафаэля, - три полотна: «Архангел Михаил, поражающий Сатану» (сегодня работа находится в Париже), «Сновидение рыцаря» (место экспозиции - Лондон) и «Три грации» (его последнее пристанище - Шантильи). Так начинал творческий путь Рафаэль Санти. «Афинская школа» появилась, когда автору исполнилось 25 лет.

Величайшая из фресок

Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году. Сюда его пригласил папа Юлий II. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила» (юриспруденция). А плафон маэстро расписал картинами, идейно перекликающимися с основными композициями и несущими библейский, аллегорический и мифологический смысл.

Картина «Афинская школа» стала воплощением величия философии и науки. Основная парадигма фрески - это и одна из самых важных мыслей гуманистов. Ее можно приблизительно сформулировать как возможность гармоничного согласия между разными ветвями науки и философии. Своды величественного архитектурного шедевра украшены группами ученых и философов Древней Греции.

«Афинская школа» (Рафаэль). Описание

Всего на картине изображено более полусотни фигур. В центре фрески разместились Аристотель и Платон. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. Воин, облаченный в шлем - это Он внимательно слушает великого Сократа, а тот загибает на руках пальцы, рассказывая нечто удивительное. С левой стороны, возле лестницы, ученики окружили Пифагора, который занят разгадыванием математических вопросов. «Афинская школа» нашла место и Эпикуру, которого Рафаэль изобразил в венке из листьев винограда.

Для изображения Микеланджело художник выбрал образ Гераклита и нарисовал его как человека, который, оперевшись на куб, сидит в задумчивой позе. На восседает Диоген. Справа от него находится Евклид, который что-то измеряет на геометрическом чертеже с помощью циркуля. Лестничные ступеньки - это этапы, на которых происходит овладение истиной. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба). Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей.

Другие персонажи

Несмотря на то что «Афинская школа» - это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ, изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский - поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности.

Как и все мировые шедевры искусства, «Афинская школа» представляет публике пару неизвестных фигур. Так, никто не знает, кто изображен на фреске на одной ноге, и кому принадлежит спина в розовой одежде. А вот любимую художника легко идентифицировать: она олицетворяет Гипатию.

Станцы в Ватикане расписывались гением Рафаэлем десять лет - с 1508 по 1518 год. Сам Санти занимался работой лишь четыре года (1508-1512). Все остальное время роспись исполнялась учениками маэстро под его управлением. Существует одно случайное, но весьма интересное совпадение: четыре года работал Рафаэль над Станцами, и столько же лет работал над Сикстинским потолком Микеланджело.

Название известной фрески не принадлежит Рафаэлю. Исторические источники говорят о том, что в самом начале картина носила имя «Философия». «Афинская школа» - название, которое не в полной мере соответствует тому, что изображено на полотне. На картине, кроме философов из Афин, есть много людей, которые никогда в своей жизни не были в этом городе. Кроме того, на фреске собраны представители разных эпох, жившие в разных странах, а потому не имевшие возможности встретиться вместе в одно и то же время.

Смерть великого художника

Прожив всего 37 лет, 6 апреля 1520 года (в день своего рождения) умер великий Рафаэль Санти. «Афинская школа» же осталась жива на века. Земное бытие маэстро было ярким и кратким, как комета. Но и этого отведенного судьбой времени хватило на то, чтобы о Рафаэле вспоминали как о величайшем художнике эпохи Возрождения.

Смерть Санти была внезапной, она прервала соперничество двух величайших гениев своего времени. Оба принимали участие в украшении и создании Ватикана. Речь идет о Рафаэле и Микеланджело. Несмотря на то что последний был старше Санти, он пережил его на много лет.

Рафаэль скончался в Риме, а его прах похоронили с почестями, которые были достойны такого непревзойденного гения и символа эпохи. Не было ни одного художника, который бы не проводил бы в последний путь автора «Афинской школы» и не оплакал маэстро.

До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску "Афинскую школу" (1509), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.

"Афинская школа", как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но тем не менее художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж. А то, что изображенное на фреске здание по своей архитектуре ближе к классическому римскому, чем к греческому стилю, подчеркивает слияние двух культур, которое произошло в итальянском Ренессансе под влиянием философских идей Древней Греции. При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображенные на ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя на самом деле высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применен контрапост, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплощение мужской красоты и разума, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках. В противоположном нефе в стенной нише стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений. В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате "Тимей", с которым он и изображен на фреске.

На этой фреске Рафаэль также нарисовал свой автопортрет , а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу (Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной). Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру. Полуобнаженная, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура - это греческий киник Диоген (ок. 400-325 гг. до н.э.), философия которого была основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожженной глины. Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены, так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой, стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философовПлатона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля - вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи - у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные. Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы. Три свода, следующие один за другим, обрамляют их. Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. Они - центр композиции. Левой рукой Аристотель держит свою "Этику", движением правой он как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона. Его фигура выступает легко и свободно. Благородство движений, мягкие изгибы плеч, рук и складок одежды, темные и светлые чередующиеся тона придают ей плавную размеренность, грацию и гармонию. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. Они подчеркивают еще более могучую вертикаль фигуры Платона и в то же время придают образу Аристотеля больше человечности и необыкновенную живописность. Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением. Он похож на библейского пророка. Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей. Молодой еще, крепкий, Аристотель - прекраснейшее творение земли. Его лицо, повернутое в сторону Платона на фоне плывущих облаков, светится разумом и добротой. Спокойствие, умеренность, подлинная сила, повелевающая человеческими страстями, запечатлены в его образе. Возносящий жест Платона и приземляющий - Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. Что есть истина? О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор...

Но зачем сам Рафаэль в этом сонме мудрецов? Повернул к нам свое красивое, трогательно-доверчивое лицо, грусть в лице… Бесстрастно наблюдает, не желая участвовать в жарком разговоре, сшибке гигантских умов или принимает чью-то сторону...? "Живопись является философией",- говорил Леонардо да Винчи. Для Рафаэля живопись была философией красоты. В живописи он - великий идеалист и великий реалист одновременно. Потому так равноправно шествуют в "Афинской школе" Платон и Аристотель.

В искусстве Рафаэля вполне конкретное выражение обрел образ совершенного человека. Это - Аристотель в феске "Афинская школа".

В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. Одним из них был "Запрестольный образ Монтефельтро" работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода. Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы "Христос вручает ключи апостолу Петру" точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем "Поклонении волхвов". Однако в своей работе Рафаэль идет дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и человеческими фигурами, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля. Центральные арки здания усиливают и подчеркивают основные фигуры - Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.

Гобелены по эскизам Рафаэля (1515)

Одной из самых значительных работ Рафаэля стал папский заказ на десять гобеленов, иллюстрирующих евангельские сцены из жизни апостолов Петра и Павла и предназначенных для Сикстинской Капеллы. Они стали непревзойденными образцами монументального повествования в изобразительном искусстве как станцы Ватикана.

Желая завершить Сикстинскую капеллу, где Микеланджело расписал потолок эпизодами из "Книги Бытия", "Сивиллами", "Пророками" и "Праотцами", Лев Х в 1514 году заказал Санцио картоны для гобеленов на тему "Деяния апостолов". Они должны были располагаться под росписями XV века, изображающими сцены из жизни Моисея и Христа, и стать их сюжетно-историческим продолжением. В важные дни, в церковные праздники, на стенах, в первом уровне Сикстинской капеллы, вывешивались гобелены, изображающие сцены из жизни апостолов, с гербами Дела Роверов(пап Сикста IV и Юлия II), и, согласно одной легенде, они прибыли первоначально из Иерусалима.

По мнению папы Льва X, они стали слишком изношенными и неприглядными и должны были быть заменены. Идея была превосходная, поскольку эта замена дала Льву X возможность показать свой герб в наиболее важной капелле христианского мира. Герб Льва X, исполненный по рисунку Рафаэля, украшает края новых гобеленов.

Первоначально художнику, возможно, заказали цикл гобеленов, и оговорили, выбор сцены, которые согласуются с ключевыми особенностями духовной политики нового римского папы, при сохранении стиля уже имевшегося интерьера. Лев X ожидал, что Рафаэль интерпретирует эти темы мастерски. Возможно, это было в конце 1514 или в начале 1515. Рисунки были закончены в конце 1516 г, так как имеется документальное свидетельство, что конечная оплата была сделана 20 декабря 1516г.

Рафаэль сделал рисунки для этих гобеленов в их полную величину (так называемые картоны ). Затем они были отосланы в Брюссель, в ткацкую мастерскую известного мастера Питера Ян Алеста (ван Элста), самой лучшей в то время. Один гобелен был закончен 1517 г., и семь гобеленов были готовы к Рождественским праздникам 1519 г. Три другие, должно быть, прибыли вскоре, перед смертью Льва Х, в 1521. Очевидно, Рафаэль мог их видеть до своей смерти выставленными в Сикстинской Капелле. Папа Лев X видел эти гобелены наверняка, поскольку умер годом позже Рафаэля. В списке, сделанном после смерти Льва Х, числится 10 рисунков гобеленов. В 1527, эти работы были украдены, и не были возвращены до 1550-ых. В настоящее время гобелены находятся в Ватиканском музее. Уцелело семь оригинальных картонов Рафаэля, и все они хранятся в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне, куда поступили из Британского королевского собрания (картоны были куплены в 1623 году принцем Уэльским, будущим королем Карлом I).

При исполнении этой работы Рафаэль столкнулся с двойным вызовом своему самолюбию человека и художника. С одной стороны, он знал, как важен этот проект для Льва Х и как он надеется на него. С другой стороны, он чувстовал что из-за потолка Микеланжело он, известный художник, отодвинут в тень, пусть знаменитым, но скульптором, и их работы будут сравниваться, не по объёму, а по качеству исполнения. Он справился с этой трудной задачей, и гобелены имели огромный успех, когда были показаны в Сикстинской капелле в 1519г.

Как пишет Вельфлин, "эти картоны были сокровищницей, из которой художники черпали формы для выражения движений человеческой души. Удивление, испуг, страдание, величие и достоинство воплощены здесь с таким совершенством, что иных форм для них Запад не мог и представить себе" .

Самые известные Ватиканские гобелены: "Чудесный лов рыбы" , "Cв. Павел проповедует в Афинах" , "Паси овцы мои", или "Призвание Св. Петра к апостольству" , "Смерть Анании" .

Гобелен "Чудесный лов рыбы" изображает сюжет Библейского повествования, который описывает одно из чудес Иисуса. Когда рыбаки, среди которых было и несколько Его последователей, не удалось выловить стоящего улова, трудясь всю ночь, следуя повелению Господа, еще раз заплыли на глубину и забросили сети, улов превзошел их самые смелые ожидания. Под весом рыбы начали рваться сети, утлые лодки начали тонуть. И тогда прозрели рыбаки, а Симон, которого Иисус назвал Петром (Камнем), осознал случившееся как Божье чудо, вместе с чем пришло также и осознание собственной греховности.

Чудесный изобильный лов рыбы был прообразом Божьего призвания для Апостолов. Отныне они перестали заниматься рыбной ловлей, но стали на путь служения Господу - "ловцами человеков" для Царства Божьего.

Гобелен "Паси овцы мои" изображает момент призвания Святого Петра к апостольскому служению. Распятый, воскресший Спаситель призвал Петра быть пастырем. Когда распинали Христа, три раза отрекся от Него Петр. Три раза подтвердил Петр согласие следовать Божьему призванию - отныне и до самой мученической смерти. На гобелене ученики Христа, многие из которых, в том числе и Петр, были прежде рыбаками, повернулись к Иисусу с стадом кротких овечек, отвернувшись от своих прежних занятий, прежней жизни, от озера и лодок.