17 декабря – Тюркист. Представляем читателям статью известного татарского историка Мирфатыха Закиева из его книги "Татары: проблемы истории и языка (Сборник статей по проблемам лингвоистории; возрождения и развития татарской нации)", изданной в Казани в 1995 году. Статья посвящена истории и культуре тюрков Кавказа. За предоставленный материал благодарим нашего друга Денислама Хубиева.



§ 1. Общие сведения. Как известно из источников, в обширном регионе Евразии, а именно в Восточной Европе, на Кавказе, в Малой, Средней, Центральной Азии, Казахстане, Южной и Западной Сибири жили разноязычные племена, которые греческие, а затем и римские историки называли общим наименованием до IX –VIII вв. до н.э. – киммерами, в IX –III вв. до н.э. – скидами (по-русски: скиф, по-западноевропейски: скит), параллельно и – савроматами, в III в. до н.э.–IV в. н.э. – сарматами. Затем вошел в общее употребление этноним алан.

В официальной индоевропейской и русской советской исторической науке все они не на основе обобщения лингвистических, мифологических, этнологических, археологических и исторических данных, а лишь исходя из разрозненных лингвистических выводов признаны ираноязычными, в частности, предками осетин. Выходит, что в таком обширном регионе Евразии под общим названием скифы, сарматы, аланы (асы) в течение тысячи лет до н.э. и еще тысячу лет н.э. жили предки осетин, и в начале II тысячелетия н.э. они необычайно быстро сократились (или приняли тюркский язык) и остались в небольшом количестве только на Кавказе. Такое представление исторического процесса в Евразии не выдерживает критики даже по следующим общим соображениям. Мнение об ираноязычности скифов, сарматов, алан не оправдывается историческим процессом развития или ассимиляции народов. Если бы в таком обширном регионе Евразии, как предполагают иранисты, в течение не менее двух тысяч лет жили ираноязычные осетины, то, естественно, они вдруг по “приходу” откуда-то гуннов бесследно не исчезли бы или молниеносно не превратились бы в тюрков – это с одной стороны, с другой – и тюрки, если бы раньше не жили в этих регионах, не смогли бы уже в VI в. создать на обширнейшей территории от берегов Тихого океана до Адриатического моря Великий Тюркский Каганат.

Необходимо иметь в виду и то, что представление этого древнего населения ираноязычным противоречит сведениям древних историков о многоязычности скифов и сарматов и не подтверждается данными топонимики вышеназванного обширного региона.

Кроме того, если бы скифы и сарматы были бы ираноязычными, то ассирийские, греческие, римские, китайские древние историки на это не смогли бы не обратить внимания, ведь они хорошо представляют и иранцев-персов, и скифов-сарматов, т.е. при описании этих народов они каким-то образом обязательно отметили бы одинаковость или близость персидского и “скифского” языков. Но у древних писателей мы не находим даже намека на это. В то же время очень много случаев отождествления скифов, сарматов и алан с различными тюркоязычными племенами.

Наконец, если бы на обширных территориях Евразии под общим названием скиф и сармат жили одни только ирано-язычные племена, откуда же появились затем вдруг славянские, тюркские, финно-угорские народности. Остается только задать иронический вопрос: может быть, они “свалились из космоса”?!

Таким образом, даже общий взгляд на результаты скифских и сарматских штудий иранистов показывает, что в своей тенденциозности они зашли в пределы нереальности, недоказуемой фантастичности и надуманности.

В то же время многие ученые еще до появления скифо-иранской концепции и после нее доказывали и доказывают тюркоязычность скифов, сарматов и алан, признавая наличие среди них и славянских, и финно-угорских, и монгольских, и, в самой меньшей степени, иранских племен. По мнению этой группы ученых, на обширных территориях Евразии под общим названием скифы, сарматы, аланы (асы) еще задолго до н.э. жили предки тюркских народов. Начиная с середины 1–начала 2-го тысячелетия н.э., они под различными этнонимами продолжали и сейчас продолжают жить в тех же регионах. Правда, с XI в., со времени начала крестовых походов, регионы распространения тюрков постепенно сужались.

Но, несмотря на наличие двух различных преобладающих точек зрения, официальная историческая наука всеми возможными и невозможными доводами старается обосновать правильность скифо-сармато-алано-осетинской теории. Вот как пишет В.А.Кузнецов в БСЭ: “Аланы (лат. alan ), самоназвание – ироны, в византийских источниках – аланы, по-грузински осы, по-русски – ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в I в. н.э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Приазовье и Предкавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства алан этого времени – скотоводство... “

Далее автор описывает, что в Центральном Предкавказье образовалось их объединение, которое называлось Аланией. В VIII —IX вв. она вошла в состав Хазарского Каганата. На рубеже IX —Х вв. у алан возникает раннефеодальное государство. В Х в. аланы играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией, откуда в Аланию проникает христианство.

Здесь В.А.Кузнецовым сведения об аланах изложены в основном адекватно, но первая часть первого же предложения нисколько не соответствует действительности: ведь всем ясно, что аланы (асы) никогда не называли себя иронцами, ироны — это самоназвание лишь осетин. Следовательно, В.А.Кузнецов начинает свое изложение с фальсификации, с априорного отождествления алан и осетин.

Как известно, древние историки неоднократно отмечали полное сходство в языке и одежде алан и скифов. Кроме того, по сообщению древних, аланы — это одно из сарматских племен. Поскольку скифов и сарматов иранисты считают осетиноязычными, постольку, по их мнению, и аланы должны быть признаны безусловно осетиноязычными.

Как известно, теория об ираноязычности (или осетиноязычности) скифов, сарматов, алан не сложилась из объективных исследований, а создана целенаправленно путем тенденциозной этимологизации зафиксированных в источниках скифских и сарматских слов лишь при помощи индо-иранских языков. К этимологии таких слов иранистами упорно не допускались другие языки: ни тюркские, ни славянские, ни финно-угорские, ни монгольские, носители которых “не сошли с неба”, а испокон веков жили на этих территориях.

Нам и многим другим ученым приходилось не раз доказывать, что скифо-сарматские ключевые слова лучше этимологизируются при помощи тюркских языков. Существующие этимологии этих слов на основе иранских языков не убедительны, не имеют элементарной системы, а безусловно скифо-сарматские слова вообще не имеют иранской этимологии. Для наглядности перечислим некоторые ключевые скифо-сарматские слова.

Как известно, имя скифов впервые появляется в ассирийских документах середины VII в. до н.э. Страна скифов называется Ишкуза, скифскими царями были Ишпакай и Партатуа [Погребова М.Н., 1981, 44—48].

Слово ишкуза на иранской основе не объяснено, по-тюркски оно имеет несколько этимологий:

1) Ишке~эчке ‘внутренний’; уз — тюркский этноним огузской части тюрков (огуз~ок-уз ‘белые, благородные узы’);

2) Ишке~эске — первая часть от слова скиф~скид~эске-де; слово эске в чистом виде, т.е. без аффикса, встречается как тюркский этноним. Слово скид (эске-ле) означает ‘народ, смешанные с народом ‘эске’. Слово эшкуза~эске-уз применяет ся в значении узы, т.е. относящиеся к народу ‘эске’; одновременно оно является названием народа и страны;

3) Ишкуза состоит из частей иш-огуз, где иш — это вариант слова ас — древнее название тюрков, огуз состоит из слов ак и уз и означает ‘бe лыe , благородные узы’, в свою очередь, уз также восходит к этнониму ас; огуз — этноним части тюрков.

Ишпакай Абаевым и Фасмером объясняется иранским словом aspa ‘Лошадь’. Если предположить, что имя скифского князя взято от названия народа, то в словах Ишкуза и Ишпакай начальные иш — часть одного и того же слова. Тогда можно предположить, что в слове Ишпакай~Ишбага — иш ‘ровня, друг’ + бага ‘воспитывает’; иш бага ‘находит себе подобных, друзей’.

Партатуа иранской этимологии не имеет, по-тюркски партатуа~барды-туа~бар-лы-туа ‘рождается для создания имущества, богатства’.

К ключевым словам, сохранившимся в греческих источниках, относятся прежде всего имена прародителей скифов: Таргитай, Липоксай, Арпоксай, Колаксай; этнонимы скифов: сак, скид, агадир (агафирс), гелон, сколот, сармат; скифские слова, этимологизированные еще Геродотом: эорпата, энареи, аримаспы; а также имена скифских богов: Табити, Папай, Апи и др. Все эти слова этимологизируются на основе тюркского языка [см. Этнические корни татарского народа, §§ 3-5].

По своим этнологическим особенностям скифы-сарматы, безусловно, являются древними тюркскими племенами. Именно этнологическая близость скифов и тюрков отталкивает сторонников скифо-осетинской концепции от занятия скифскими этнологическими проблемами. Что касается скифо-тюркских этнологических параллелей, то на них обратили внимание еще первые, а также и последующие скифологи и пришли к заключению, что “пережитки скифской культуры долго и упорно удерживались в культуре тюрко-монгольских (а в несколько меньшей мере — славянских и финно-угорских) народностей” [Ельницкий Л.А., 1977, 243]. П.И.Каралькин также пришел к выводу, что царские скифы были предками тюркоязычных народов [Каралькин П.И., 1978, 39—40].

Этнологические особенности скифов и сарматов детально рассмотрены в книге И.М.Мизиева “История рядом”. Он перечисляет здесь 15 скифо-тюркских (шире — алтайских) этнологических параллелей и заключает, что “все без исключения отмеченные детали скифо-алтайских параллелей почти без изменений находят ближайшие аналогии в культуре и быту многих средневековых кочевников евразийских степей: гуннов, половцев и др., почти полностью доживают до традиционной культуры тюрко-монгольских народов Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Кавказа и Алтая” [Мизиев И.М., 1990, 65–70].

Таким образом, сообщение древних об идентичности языков скифов, сарматов и алан нисколько не является основанием для признания алан ираноязычными. По результатам исследований многих ученых аланы, как и их предки — сарматы и скифы, были в основном тюркоязычными, т.е. предками тюрков.

§ 3. Какие же еще имеются основания признать алан (асов) тюркоязычными? В 1949 г. вышла монография В.И.Абаева “Осетинский язык и фольклор”, в которой для подтверждения гипотезы об ираноязычности алан, кроме скифо-осетинских этимологии, приводятся: 1) тексты Зеленчукской эпитафии, выбитой в XI в. и 2) фразы на аланском языке, приведенные византийским писателем Иоанном Цецем (1110–1180).

Зеленчукская эпиграфика, написанная греческими буквами, впервые расшифровывается на основе осетинского языка в конце XIX в. Вс.Ф.Миллером. Его перевод: “Иисус Христос Святой (?) Николай Сахира сын Х...ра сын Бакатар Бакатая сын Анбан Анбалана сын Юноши памятник (?) (Юноши Иры) (?)”. Этот перевод Вс.Ф.Миллером считается вполне удовлетворительным, он делает лишь одну легкую критическую заметку: “Хотя имени Анбалан у осетин мы не можем указать, но оно звучит вполне по-осетински” [Миллер Вс.Ф., 1893, 115]. В.И.Абаев вводит в текст перевода незначительное изменение: “Иисус Христос Святой (?) Николай Сахира сын Х...р. Х...ра сын Бакатар, Бакатара сын Анбалан, Анбалана сын Лаг — их памятник” [Абаев В.И., 1949, 262].

В самом начале чтения Зеленчукской надписи Вс.Ф.Миллер внес в текст 8 дополнительных букв, без чего он в ней не нашел бы ни одного осетинского слова [Кафоев А.Ж., 1963, 13]. Вслед за ним все сторонники алано-осетинской концепции, читая Зеленчукскую надпись, всегда прибегали к различным манипуляциям с буквами и словами надписи [Мизиев И.М., 1986, 111–116]. Надо иметь в виду, что даже после сознательной поправки текст Зеленчукской надписи на осетинском языке представляет собой лишь бессмысленный набор личных имен и ничего более, а на карачаево-балкарском языке он читается четко и понятно. Там слова, безусловно, тюркские. Например, йурт ‘родина’, ябгу ‘наместник’, йыйып ‘собрав’, ти ‘говорить’, зыл ‘год’, итинэр ‘стремиться’, бюлюнеп — ‘отделившись’, и т.д. [Лайпанов К.Т., Мизиев И.М., 1993].

В 1990 году Ф.Ш.Фаттахов, сделав критический анализ имеющихся толкований Зеленчукской эпитафии, приходит к выводу о том, что надписи этой эпитафии свободно читаются на основе тюркского языка. Перевод с тюркского языка гласит: “Иисус Христос. Имя Никола. Если бы вырос, не было бы (лучше) опекать главенствующий юрт. Из-юрта Тарбакатая-Алана-дитя владетельным ханом должны были сделать. Год Лошади.” [Фаттахов Ф.Ш., 1990, 43—55]. Таким образом, аланская эпиграфика, найденная на землях карачаевцев и написанная в XI в., увереннее расшифровывается при помощи языка предков карачаевцев. Следовательно, Зеленчукская эпиграфика не может служить доказательством ираноязычности алан. Что касается аланской фразы византийского писателя Иоанна Цеца (1110—1180), которая хранится в Ватиканской библиотеке в Риме, то ее пытались расшифровать также при помощи осетинского языка, при этом что только ни делали с текстом: “исправляли”, по-своему переставляли буквы и даже добавляли их. В переводе В.И.Абаева запись Иоанна Цеца звучит так: “Добрый день, господин мой, повелительница, откуда ты? Тебе не стыдно, госпожа моя?” [Абаев В.И., 1949, 245]. Сразу возникает вопрос, возможно ли такое обращение к своему господину, повелительнице? По-видимому, нет. Во фразе Цеца имеются такие общетюркские слова как хос~хош~’добро, до свидания’, хотн ‘госпожа’, кордин ~’видел’, каитариф ‘вернув’, оюнгнге — идиома, означающая по-балкарски ‘как же так могло быть?’ [Лайпанов К.Т., Мизиев И.М., 1993, 102—103].

Аланская фраза Иоанна Цеца расшифрована и Ф.Ш.Фаттаховым, и доказано, что она представляет собой тюркский текст: “Табагач — мес эле каны керден [...] йурнэтсен кинже мес эле. Кайтер оны [- -] эйгэ” — ‘Ухват — медную руку где ты видел (?) [...] Пусть пошлет меньшую (маленькую) руку. Принеси его [- -] домой’. [Фаттахов Ф., 1992].

Таким образом, аланская фраза Иоанна Цеца однозначно говорит о тюркоязычности алан.

По мнению сторонников алано-осетинской концепции, есть якобы другое неопровержимое доказательство осетиноязычности алан-асов, это — книга венгерского ученого Ю.Немета “Список слов на языке ясов, венгерских алан”, опубликованная на немецком языке в Берлине в 1959 году, переведенная на русский язык В.И.Абаевым и выпущенная отдельной книгой в 1960 г. в г.Орджоникидзе.

Вся логика этой книги построена на априорно-безусловном признании осетиноязычности асов-алан. Поскольку автор Ю.Немет представляет асов-алан обязательно осетиноязычными, постольку случайно найденный в 1957 году в госархиве список слов с осетинскими лексическими единицами он приписывает венгерским асам (ясам). Вся работа по транскрипции словника, этимологизация его слов проходит со страстным стремлением найти в списке обязательно осетинские слова с тем, чтобы приписать их асам (ясам) и обязательно доказать их осетиноязычность. Поэтому словник ждет своих объективных исследователей. Это дело будущего, здесь нас интересует не это. Интересуют вопросы: можно ли даже по этой книге Ю.Немета признать венгерских ясов осетиноязычными и, исходя из этого, правильно ли поступил Ю.Немет, приписав список слов с предполагаемыми осетинскими лексическими единицами венгерским ясам?

Послушаем самого автора. Он пишет: “1. Ясы в Венгрии вплоть до XIX в. образуют одну административную единицу с куманами (кипчаками, половцами); оба народа носят обычно общее наименование язс-кунок, т.е. “ясы-куманы”. Это можно объяснить только как результат старого тесного сообщества между двумя народами” [Немет Ю., 1960, 4]. Данное сообщение автора наводит на мысль, что ясы и куманы составляют в основном одноязычное сообщество среди венгров, ибо разместились вместе, на одной территории и носят общий этноним ясы-куманы. Представим себе, если бы куманы и ясы были разноязычными, пришли бы в Венгрию в различное время, то разместились бы они вместе и носили бы общий этноним? Вероятно, нет.

Далее Ю.Немет продолжает: “Куманы же пришли в Венгрию в 1239 г., убегая от нашествия монголов. Можно поэтому думать, что аланы появились в Венгрии преимущественно в составе куманского племенного союза. В пользу этого говорит и совместная жизнь куманов и алан в Южной России, на Кавказе и в Молдавии” [там же, 4]. Мы уже имеем представление, что в названных регионах аланы были тюркоязычными и поэтому жили вместе с куманами, более того, до сегодняшнего дня аланами называют себя балкарцы и карачаевцы, а осетины называют балкарцев ассиями. Мы хорошо знаем, что волжских булгар по-другому называют ясами. Венгерский ученый Ерней сообщает, что после победы Святослава над булгарами в 969 году из Булгара в Венгрию переселились мусульмане, их называли ясами [Шпилевский С.М., 1877, 105] .

Продолжим сообщение Ю.Немета. “В Венгрии известны семь местностей под названием Eszlar , Oszlar (из Aslar — “асы”). Предполагают, что в этих названиях скрывается имя ясов: as — это тюркское название алан, a -lar — тюркский показатель множественности; очевидно, так называли ясов куманы. Однако следует заметить, что название Eszlar в комитате Somogy (на юг от озера Платтен) засвидетельствовано уже в 1229 году, т.е. до вторжения куманов, и притом в форме Azalar ” [Немет Ю., 1960, 4]. Здесь нечего предполагать, ясно, что речь идет об асах, что они себя называют по-тюркски аслар. Следовательно, они точно говорили по-тюркски, а не по-осетински. О том, что это аффикс мн.ч. -лар не является результатом влияния тюркско-куманского языка, пишет сам Ю.Немет. Нам не известны случай, чтобы какой-то народ свой собственный этноним применял вместе с чужим аффиксом множественного числа.

Далее, о чем же говорит следующее сообщение Ю.Немета: “Везде, где имеются куманские населения, мы можем встретить ясские поселения” . Если бы куманы и ясы были разноязычными, разве они поселились бы везде рядом?

Удивляет то, что после таких сообщений, которые дожны были натолкнуть Ю.Немета на мысль об этнической и языковой идентичности или близости куманов и ясов, автор приходит к выводу о том, что “куманы и яс — разного происхождения. Куманы — большой тюркский народ... яс же — народ иранского происхождения, ветвь аланов, близкородственная осетинам” .

Список попал в хранилище из архива фамилии Батиани. “Дата 12 января 1422 г. Содержание: судебный процесс вдовы Георга Батиани против Иоанна и Стефана Сафар из Чева” . Кроме упоминания о том, что селение Чев расположено по соседству с ясским селением, нет никакого основания для предположения принадлежности этого списка слов ясам, если не считать глубокого убеждения самого Ю.Немета в том, что якобы иранский с осетинским уклоном список слов должен быть отнесен к алано-ясскому. Фамилия Батиани говорит о том, что он, по-видимому, был кавказско-осетинского происхождения, поэтому список слов имеет много осетинских слов. В то же время в списке очень много тюркских слов. С этой точки зрения список, найденный в Венгрии, проанализирован И.М.Мизиевым [Мизиев И.М., 1986, 117—118].

Таким образом, утверждение Ю.Немета, что список, содержащий осетинские слова, принадлежит ясам-аланам, более, чем спорное. Больше того, в настоящее время и сам список слов должен быть заново расшифрован объективно, а не с предвзятым стремлением обязательно найти там осетинские слова.

§ 4. С какими народами отождествляли алан их современники? Это очень важный вопрос. Одно дело — мнение историков-современников алан, совсем другое дело — старание современных нам ученых понять историю так, как им хочется.

Если представить так называемую скифо-сарматскую обширную территорию, то мы увидим, что на ней предшествующие по времени народы часто отождествляются с последующими. Так, еще в ассирийских источниках VII в. до н.э. киммерийцы отождествляются со скифами, хотя современными историками это оценивается так, как будто древние историки по ошибке путали их. Например, М.Н.Погребова, говоря об этом, пишет: “Возможно, ассирийцы и путали их.” [Погребова М.Н., 1981, 48]. Далее, в более поздних источниках скифы отождествляются с сарматами, сарматы — с аланами, скифы, сарматы, аланы — с гуннами, аланы, гунны — с тюрками (т.е. с аварами, хазарами, булгарами, печенегами, кыпчаками, огузами) и т.д.

Приведем несколько сообщений об аланах. Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин, который очень хорошо знал алан и оставил самые полные сведения о них, писал, что аланы “во всем похожи на гуннов, но несколько мягче их в нравах и образе жизни” [Аммиан Марцеллин, 1908, вып. З, 242]. Переводчик “Истории иудейской войны Иосифа Флавия” (написана в 70-х годах н.э.) на древнерусский язык этноним алан передает словом яс и без тени сомнения утверждает, что “язык же ясескыи ведомо есть яко от печениженьска рода родися” [Мещерский Н.А., 1958, 454]. Эту цитату, где аланы-ясы отождествляются с печенегами-тюрками, приводит и Вс.Миллер и указывает, что переводчик заменил скифов печенегами, а алан ясами [Миллер Вс., 1887, 40]. Ясно, что это замечание нисколько не помогает Вс.Миллеру отождествлять алан с осетинами, наоборот, говорит лишь о том, что в XI в. переводчик хорошо представлял, что и печенеги являются потомками скифов, и аланы — это ясы.

Кроме того, надо иметь в виду то, что древними историками аланы всегда описываются рядом с аорсами (т.е. с аварами), гуннами, хазарами, сабирами, булгарами, т.е. с тюркоязычными народами.

Аланы оставили заметный след и в Среднем Поволжье, и здесь их отождествляли с тюрками, в частности, с хазарами. Так, в этом регионе встречаются топонимы, которые восходят к этнониму алан. У удмуртов сохранились предания о древних народностях. Они мифологического героя называли алан-гасар (алан-хазар) и все, что приписывалось ему, относили к народу нугай, т.е. татарам, которых по-другому называли еще и курук (ку-иирк, где ку ‘белолицые’, иирк — синоним этнонима бигер ‘хозяин, богатый’ — М.З.) [Потанин Г.Н., 1884, 192]. Здесь налицо отождествление алан с нугаями-татарами.

В официальной исторической науке случаи отождествления скифов-алан-гуннов-хазар-тюрков объясняется обычно тем, что древние историки якобы часто путали эти народы. На самом деле, они не могли путать, ибо говорили о событиях, свидетелями которых были сами. Для того, чтобы сознательно путать, у них тогда не было политических установок. По нашему глубокому убеждению, древние ничего не путали, современные же историки, исходя из своих предубеждений или политических установок, хотят понять древние источники по-своему и начинают “исправлять” их. Если внимательно и объективно изучить сообщения древних, то становится неопровержимо ясно, что в так называемых скифо-сарматских регионах и в древности, и в средние века жили в основном одни и те же племена. Эти территории и сейчас населены в своей основе теми же народами.

Нельзя не обратить внимание и на то, что сторонники алано-осетинской теории признают правильным лишь ту часть сообщения древних, которая относится к отождествлению скифов-сарматов-алан, а на другую часть сообщения об идентичности скифов-сарматов-алан-гуннов-тюрков-хазар-булгар и т.д. они и внимания не обращают. Следовательно, к изучению древних источников они подходят тенденциозно, несистемно. Это во-первых. Во-вторых, как мы видели выше, отождествление ими скифов-сарматов-алан не является основанием для доказательства осетиноязычности алан, ибо скифы и сарматы не были осетиноязычными.

Еще один факт заслуживает внимания. Как представляют себе некоторые современные историки этнический процесс в Восточной Европе?

Они думают, что из Азии в Восточную Европу постоянно прибывали все новые и новые народы: одни из них со временем растворялись в Европе, где условия жизни лучше. А в Азии, где условия жизни тяжелее, чем в Европе, новые народы быстро размножались и вели пристальное наблюдение за Европой: как только там какие-то народы начинали исчезать, они будто бы устремлялись в Европу. Через какое-то время этот процесс повторялся. Так, по представлению сторонников официальной исторической науки, киммерийцы исчезли — появились скифы или, наоборот, появились из Азии скифы — исчезли киммерийцы; появились сарматы — исчезли скифы, среда сарматов размножались аланы, появились гунны (якобы первые тюрки) — постепенно исчезли аланы, появились авары (аоры-аорсы) — исчезли гунны, появились тюрки — исчезли авары, появились болгары — исчезли хазары, затем постепенно из Азии в Европу приходили печенеги, половцы, татаро-монголы, после которых приход тюрков из Азии в Европу прекратился. Такой процесс постоянного пополнения населения Европы за счет прихода “кочевников” из Азии реально мыслящему ученому не может казаться правдоподобным, соответствующим действительности.

Почему же древние историки часто отождествляли (не путали!) предшествующих с последующими? Ответ ясен: на таких обширных территориях народ в своей основе не менялся, менялся лишь этноним. Название племени, которое занимало господствующее положение, становилось общим этнонимом целого народа или даже целой большой территории, подчиненной этому племени. А господствующими в различные периоды истории выступали различные племена. Поэтому у одного и того же народа с течением времени этноним менялся. Таким образом, на обширных территориях, относимых к скифам и сарматам, в древности жили предки в основном тех народов, которые населяют эти территории и сегодня. С этой точки зрения, в киммерийцах, скифах, сарматах и аланах мы должны искать в первую очередь тюрков, славян и финно-угров, а не ираноязычных осетин, которые оставили следы чересполосно только в Кавказском регионе. Случаи отождествления скифов-сарматов-алан с тюркскими племенами доходят до наших дней. Например, и в древности, и сейчас тюрки — “балкарцы и карачаевцы именуют себя этнонимом алан, как, например, адыгейцы... называют себя адыга, грузины — сакартвело, осетины — ирон, якуты — саха и т.д. Аланами называют карачаевцев менгрелы, ассиями называют балкарцев осетины” [Хабичев М.А., 1977, 75]. Это факт, и от этого никуда не уйдешь. Но один из основателей сармато-скифо-осетинской теории Вс.Миллер фальсифицирует его следующим образом. Предполагая, что балкарцы и карачаи должны быть обязательно пришлыми, а осетины — местными, он пишет: “Балкарцев (племя пришлое), вытеснивших из этих мест осетин, они (т.е. осетины) называют асами (асиаг — балкарец, Аси — страна, ими занятая), древним именем, сохранившимся в летописи в форме ясы. Однако, нет сомнения, не балкарцы, пришедшие в свои теперешние места весьма поздно, а осетины были ясами наших летописей; но имя прикрепилось к местности и осталось за нею, несмотря на смену народности. Чеченец называется по-осетински цёцёнаг, ингуш — мэкэл, ногаец — ногайаг” [Миллер Вс., 1886, 7]. Возникает вопрос, почему же осетины называют правильно и чеченцев, и ингушей, и ногайцев, допуская ошибку лишь по отношению к балкарцам? Если расшифровать загадочную путаницу Вс.Миллера, то получается так, что осетины сначала себя и свою территорию называли асиаг, затем, когда осетины спали, пришли балкарцы и перенесли спавших осетин на другую территорию, заняв их прежнюю территорию. На другой день осетины встали и, исходя из названия территории, не себя, как прежде, а балкарцев начали называть своим собственным этнонимом — ясы, а себя — иронцами, ибо они не помнили, как их самих называли. Каждому ребенку ясно, что в жизни так не бывает и не может быть. Вс.Миллеру эта “сказка” нужна была для того, чтобы во что бы то ни стало доказать идентичность исторических асов и осетин.

Далее Вс.Миллер приводит примеры из топонимии Кавказа, которые напоминают осетинские слова. Никто не сомневается в том, что среди кавказских топонимов имеются и осетинские, ибо они живут там, но в то же время там полно тюркских названий, по подсчетам специалистов последних — значительно больше. Из нескольких топонимических фактов и из того факта, что осетины не себя, а балкарцев (по “ошибке”) называют асами, который работает против автора, Вс.Миллер делает вывод: “Есть основание думать, что предки осетин входили в состав кавказских аланов” [Там же, 15]. При этом он умалчивает о том, что балкарцы и карачаевцы именуют себя этнонимом алан, и менгрелы их называют аланами.

Таким образом, аланы, по устойчивому мнению их современников


были тюркоязычными. Если бы они были осетино- или ираноязычными, то многочисленные историки где-то упомянули бы об этом.

Не гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.

Непобедимые воины

Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но в отличие от своих предшественников аланы стали первым и последним «негерманским» народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе.

Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им соседские визиты. Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как непобедимых воинов. Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке.

Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония).

В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.

Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла оправиться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.

Мода на «аланское»

Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошади, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Для Рима V века нашей эры это не было редкостью.

Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.

Пресытившиеся материальными благами римские патриции искали отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.

Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».

Деформированные черепа

Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам.

Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.

Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись. Удлинение черепа имело ритуальный характер. Есть версия, что деформация влияла на мозг и позволяла аланским жрецам быстрее в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.

Предки короля Артура

Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, не купиться на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу.

Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов. Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны.

По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что «Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы». Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов. Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.

Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда, военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура.

Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны - обнаженному мечу, воткнутому в землю.

Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.

Королевство вандалов и аланов

Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий.

К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке. В то время африканские колонии Рима переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов.

Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии.

В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.

Аланская кровь

Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.

Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании. Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Стоит отметить, что у осетин есть основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл.

Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.

Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты.

Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.

АЛАНЫ

(в рус. источниках - ясы, в груз. - овсы, осы) - многочисл. ираноязычные племена сарматского происхождения. Известны со 2 в. до н. э. под назв. роксалан. В первых веках н. э. обитали в Ниж. Поволжье, Юж. Приуралье, Подонье, Сев. Прикаспии, Предкавказье и в юж. р-нах Сев. Причерноморья (до Днепра); это - время их экспансии на Ю., на Сев. Кавказ, что хорошо прослеживается по распространению погребального обряда А. в катакомбах. По свидетельству Иосифа Флавия, Тацита и др., сильные и воинств. племена А. совершали успешные походы в Закавказье, Мидию, М. Азию и в р-ны Римской империи. Первоначально основой х-ва степных А. являлось скотоводство в сочетании с земледелием; позднее высокого развития достигло гончарное, ювелирное дело и металлургия. Обществ. строй А. характеризовался выделением вождей племен и образованием союза племен.

В 4 в. А. этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения А. в 4 в. разгромили гунны, в 6 в. - авары. Часть А. участвовала в великом переселении народов и оказалась в Зап. Европе (в Галлии) и даже в Сев. Африке, где вместе с вандалами образовала гос-во, просуществовавшее до сер. 6 в. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией А. Культуру А. 4-5 вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Сев. и Зап. Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С 7 по 10 вв. значит. часть ср.-век. Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длит. времени сев.-кавк. А. вели упорную борьбу с араб. халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре 8-11 вв. дают знаменитые катокомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Сев. Кавказе (городища: Архызское, Верх. и Ниж. Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких междунар. связях А. с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией.

В 9-10 вв. у А. складываются раннефеод. отношения. С 7 в. в Алании начинает распространяться христианство из Византии и Грузии. В условиях разложения первобытно- общинных отношений, дифференциации населения образовался крупный племенной союз А., к-рый в 10-12 вв. приобрел черты примитивного гос-ва с выделением царей-"багатаров" (царь Дургулель). Возникли крупные поселения гор. типа (г. Дедяков). В 10-12 вв. у А. зародилась письменность на греч. алфавите. В это время А. были оседлым народом, создавшим замечет. Нартский героич. эпос и высокую культуру, пришедшую в упадок только после татаро-монг. нашествия на Кавказ (1222). С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. A., являющиеся прямыми предками осетин, сыграли известную роль в этногенезе и складывании культуры и др. коренных народов Сев. Кавказа. Термин "А." бытовал на Сев. Кавказе до 19 в. уже в значении "приятель", "сосед".

Лит.: Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 3, М., 1887; Кулаковский Ю., Аланы по сведениям классич. и визант. писателей, К., 1889; Готье Ю. В., Кто были обитатели Верхнего Салтова?, "ИГАИМК", 1927, в. 5; Крупнов Е. И., Археологич. памятники верховьев р. Терека и басс. р. Сунжи, "Тр. ГАИМК", 1947, в. 17; Абаев В. И., Осетинский язык и фольклор, (в.) 1, М.-Л., 1949; История Северо-Осетинской АССР, М., 1959; Кузнецов В. A., К вопросу о позднеаланской культуре Сев. Кавказа, "СА", 1959, No 2; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958; Täubler E., Zur Geschichte der Alanen, "Klio. Beiträge zur alten Geschichte", 1909, Bd 9, H. 1.

E. И. Крупнов. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АЛАНЫ" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин … Большой Энциклопедический словарь

    Аланы - АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. В конце 9 начале 13 вв. образовали государство… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. н. э. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть А. участвовала в Великом переселении народов. Входили в состав Хазарского каганата. В конце 9 в. образовали государство в центральной части … Русская история

    - (Alani, Άλανοί). Воинственный народ, родственный скифам, живший первоначально на Кавказе; затем проникли в Европу, вместе с свевами и вандалами опустошили Галлию и Испанию; но с V го века они больше не появляются в истории. (Источник: «Краткий… … Энциклопедия мифологии

    Ираноязычные полукочевые племена сарматского происхождения (см. Сарматы), обитавшие в I IV вв. на обширной территории от Южного Приуралья до Дона, Крыма и Северного Кавказа. После нашествия гуннов (конец IV в.) часть аланов осела на… … Художественная энциклопедия

    Народ, часто упоминаемый во время переселения народов междугерманскими племенами, но принадлежащий в действительности к скифскомуплемени, которое в свою очередь также часто причисляется к Арийцам. А.обитали сначала на Кавказе; оттуда они,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Аланы - (Alans), кочевые племена причерноморских степей, к рые в 1 в. н.э. неоднократно совершали набеги на вост. границы Римской империи. В 4 в. были вытеснены на 3. гуннами, ушли в Галлию в 406 г. и Испанию в 409 г. Там они примкнули к вандалам, в 429… … Всемирная история

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. У … Википедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С I в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. * * * АЛАНЫ АЛАНЫ (самоназвание ироны, в византийских … Энциклопедический словарь

    - (лат. Alani) самоназвание ироны, в византийских источниках аланы, по грузински осы, по русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Аланы центрального предкавказья V-VIII веков. Обряд обезвреживания погребенных , В. С. Флеров. Первая в отечественной археологии монография о малоизученном обряде, отражающем мировоззрение, верования и психологию раннесредневековых аланов. В основе исследования материалы раскопок…

Был оставлен аланами , народом, создавшим собственную государственность. Впервые они фиксируются вначале 2 века до н.э. и затем на протяжении все своей истории они фигурируют в сообщениях армянских, грузинских, византийских, арабских и прочих авторов под разными именамироксоланы, аланросы, асии, асы, ясы, овсы, осы .

Открыть в полном размере

Ученые убеждены, что аланы были ираноязычными и являли собой одну из ветвей сарматов. К 1 веку н.э. придя их степей Средней Азии, заняли громадные пространства в Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Приазовье, образовав мощный племенной союз. В это же время орды алан распространяются на значительной части Северного Кавказа, подчиняя своему влиянию , лишь горные районы Чечни, Дагестана и западного Кавказа сохранили свою самобытность.

Первоначально экономической основой алан было кочевое скотоводство . Общественное устройство основывалось на принципах военной демократии . С 1 по 4 века различные источники постоянно говорят о военных походах алан на сопредельные страны и народы. Осуществляя набеги в Закавказье, они вмешивались в борьбу между великими державами того времени (Парфия, ) , учавствуют на стороне и против владетелей Иберии, Армении, .

В отличие от более ранних иранских пришельцев, аланы смогли перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе. В 3 веке Алания – грозная сила, с которой должны считаться соседние государства, например, .

За несколько сотен лет своего господства на Северном Кавказе, аланы оказали настолько мощное воздействие на , что культура всех местных народов подверглась нивелировке и приобрела единые признаки, в том числе аланский обнаруживается в различный уголках Кавказа. Присутствие алан зафиксировано в народном эпосе адыгских и нахских сказаний, например, эпические легенды вайнахов “Илии”.

Аланы в эпоху Великого переселения народов

В конце 3 века н.э. могущество алан было существенно подорвано нашествием новых кочевых орд из Центральной Азии. Первоначально в 70-е годы 3 века полчище гуннов разгромило и оттеснило алан в предгорья, а другую их часть увлекла в свои дальние европейские походы.

Одна из гуннских группировок, акациры , оставались в северо-кавказский степях на протяжении всего 4 века. Тогда же в конце 3- начале 4 веков н.э. практически в одно время с гуннами на Северный Кавказ устремляется еще целый ряд монгольских и тюркских по происхождению племен . Наиболее заметный из них – племенное объединение болгар .

Натиск кочевников вынудил оставить алан всю степную часть Северного Кавказа и удалиться в предгорные и горные районы. Поселения алан в то время основывается на современных землях Пятигорья, КЧР, КБР, Осетии, Ингушетии . Основным типом жилищ становятся укрепленные городища, которые сооружались в труднодоступных местах. Это было оправданно, ибо кочевая экспансия на Северном Кавказе не утихала в течение нескольких столетий.

В 6 веке аланы испытали на себе давление кочевого союза тюрков , создавших собственное громадное образование Тюркский Каганат . В 7 веке стало осуществляться подчинение кочевых и аборигенных народов Кавказа со стороны другого степного этноса .


Открыть в полном размере

Аланские союзы центрального Кавказа попали в зависимость от хазар и на стороне последних приняли участие в целой череде хазаро-арабских войн 7-8 веков. Хазарские и арабские авторы в этот период указывают на Центральный Кавказ как на постоянное место жительства алан, также Дарьяльский проход (Дарьяльское ущелье ), соединяющий Северный Кавказ с Закавказьем, с арабского Баб ал Алан (аланские ворота).

К этому времени среди алан формируются две крупные и самостоятельные общности. Выделяются:

  1. западные аланы (аштигор) , КЧР, востоные районы Краснодарского края и Ставропольский край;
  2. восточные аланы (ардосцы) , КБР, Осетия, Ингушетия.

В конце 10 века хазарское давление на алан ослабевает и создаются предпосылки для формирования самостоятельного аланского государства. За почти тысячелетний период пребывания на Северном Кавказе аланы смогли достичь значительных успехов в различных отраслях. Наряду с традиционным скотоводством развивалось плужное земледелие, ремесла – гончарное, оружейное, кузнечное, ювелирное. С 7 века ремесло отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль.

Раскопки аланских городищ дали материал о социальной дифференциации в их среде. Образованию классов способствовали процессы христианизации , которые особенно активизировались в 10 веке. Христианство проникало в Аланию через Грузию и . В итоге, по всей Алании разворачивается строительство церквей по византийскому образцу.

Расцвет и гибель аланского государства

В 10 веке происходит объединение западного и восточного аланских племен в единое Аланское государство. В социальном плане в алании выделяется привилегированный класс феодалов , эксплуатировавший крестьян-общинников и патриархальных рабов .

В середине 10 века упоминаются властители Алании, обладавшие титулами “духовного сына” и “Божественного владыки Вселенной”. К этому времени можно говорить о возникновении городов у алан, например, город Магас .

К развитию отношений с аланами стремятся не только соседи, прежде всего и Грузия, но и отдаленные ильные державы – , Киевская Русь. В этот период имели место династические браки между правителями Алании и другими странами.

Как и прочие ранние феодальные государства той эпохи, после своего расцвета во второй половине 12 века погружается в пучину феодальный междоусобиц. Некогда единое государство к началу 13 века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом.

В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию . С 1222 года монголы делают первые попытки подчинить Аланию, однако планомерное завоевание всей страны начинается с 1238 года. Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа, где начинается процесс смешения алан с местными . Современные народы: осетины, балкарцы, карачаевцы имеют в собственном этногенезе определенную долю аланского компонента.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Из невообразимых глубин истории дошло до нас название древнего народа – аланы. Первые упоминания о них встречаются в китайских хрониках, написанных две тысячи лет назад. Интересовались этим воинственным этносом, жившим на границах империи, и римляне. И если сегодня в атласе ныне живущих народов мира нет страницы «Аланы» с фото, то это не значит, что этот этнос исчез с лица земли бесследно.

Их гены и язык, традиции и мироощущение унаследовали прямые потомки – . Кроме них, потомками этого народа некоторые ученые считают и ингушей. Приоткроем же завесу над событиями давно минувших эпох, чтобы расставить все точки над «i».

Тысячелетняя история и география расселения

Византийцы и арабы, франки и армяне, грузины и русичи – с кем только не воевали, не торговали и не заключали союзы аланы за свою более чем тысячелетнюю историю! И почти все, кто сталкивался с ними, так или иначе фиксировали на пергаменте или папирусе эти встречи. Благодаря свидетельствам очевидцев и записям хронистов мы можем сегодня восстановить основные этапы истории этноса. Начнем с происхождения.

В IV-V ст. до н.э. по обширной территории от Южного Приуралья до кочевали племена сарматов. Восточное Предкавказье принадлежало сарматскому союзу аорсов, о которых античные авторы отзывались как об искусных и отважных воинах. Но даже среди аорсов было племя, которое выделялось особой воинственностью – аланы.

Историки считают, что, хотя родство между этим воинственным народом со скифами и сарматами очевидно, нельзя утверждать, что только они являются их предками: в их генезе в более поздний период – примерно с IV ст. н.э.– принимали участие и другие кочевые племена.

Как видно из этнонима, это был ираноязычный народ: слово «алан» восходит корнями к общему для древних ариев и иранцев слову «arya». Внешне они были типичными европеоидами, о чем свидетельствуют не только описания летописцев, но и данные ДНК-археологии.

Около трех веков – с I до III н.э. – они слыли грозой как соседей, так и отдаленных государств. Поражение, нанесенное им гуннами в 372 г., не подорвало их сил, а, наоборот, дало новый толчок к развитию этноса. Одни из них во времена Великого переселения народов ушли далеко на запад, где вместе с гуннами разгромили царство остготов, а позднее сражались с галлами и вестготами; другие – расселились на территории центрального .

Нравы и обычаи этих воинов тех времен были суровыми, а способ вести войну – варварским, по крайней мере, по мнению римлян. Главным оружием аланов было копье, которым они владели виртуозно, а быстрые боевые кони позволяли без потерь выйти из любой стычки.

Излюбленным маневром войск было ложное отступление. После якобы неудачной атаки конница отступала, заманивая врага в ловушку, после чего переходила в наступление. Не ожидавшие новой атаки враги терялись и проигрывали сражение.

Доспехи аланов были относительно легкими, сделанными из кожаных ремней и металлических пластин. По некоторым данным, такие же защищали не только воинов, но и их боевых лошадей.

Если посмотреть на территорию расселения на карте в эпоху раннего Средневековья, то в глаза бросятся, прежде всего, огромные расстояния – от до Северной Африки. В последней появилось их первое государственное образование – недолго просуществовавшее в V-VI вв. Королевство вандалов и аланов.

Однако та часть этноса, которая оказалась в окружении далеких по культуре и традициям племен, довольно быстро утратила свое национальное своеобразие и ассимилировалась. А вот те племена, которые остались на Кавказе, не только сохранили свою идентичность, но и создали мощное государство – .

Государство сформировалась в VI-VII вв. Примерно в то же время на ее землях начинает распространяться христианство. Первым весть о Христе, согласно византийским источникам, сюда принес Максим Исповедник (580-662), а первым христианским правителем страны византийские источники называют Григория.

Окончательное принятие аланами христианства имело место в начале X ст., хотя иностранные путешественники отмечали, что христианские традиции в этих землях нередко причудливо переплетались с языческими.

Современники оставили немало описаний аланов и их обычаев. Описывали как весьма привлекательных и сильных людей. Среди характерных черт культуры отмечают культ воинской доблести, сочетающийся с презрением к смерти, и богатую обрядность. В частности, немецкий путешественник И. Шильтбергер оставил развернутое описание свадебного обряда, придававшего большое значение целомудрию невесты и первой брачной ночи.

«У ясов есть обычай, по которому перед выдачей девицы замуж родители жениха условливаются с матерью невесты о том, что последняя должна быть чистая дева, чтобы в противном случае брак считался несостоявшимся. Итак, в назначенный для свадьбы день невесту приводят с песнями к постели и кладут её на неё. Затем приближается жених с молодыми людьми, держа в руках обнаженный меч, которым он ударяет по постели. Затем он вместе с товарищами садится перед постелью и пирует, поет и пляшет.

По окончании пира они раздевают жениха до рубахи и удаляются, оставляя новобрачных в комнате наедине, а за дверями появляется брат или кто-нибудь из ближайших родственников жениха, чтобы сторожить с обнаженным мечом. Если окажется, что невеста уже не была девицей, то жених извещает об этом свою мать, которая приближается к постели с несколькими подругами для осмотра простыни. Если на простыни они не встречают искомых ими знаков, то печалятся.

А когда утром являются родственники невесты для праздника, мать жениха уже держит в руке сосуд, полный вина, но с отверстием на дне, который она заткнула пальцем. Она подносит сосуд матери невесты и убирает палец, когда последняя захочет выпить и вино выливается. „Такой точно была твоя дочь!“ – говорит она. Для родителей невесты это большой срам и они должны взять свою дочь обратно, так как условливались выдать чистую деву, но дочь их таковой не оказалась.

Тогда священники и другие почетные лица заступаются и убеждают родителей жениха спросить своего сына – хочет ли он, чтобы она осталась его женой. Если он соглашается, то уже священники и другие лица приводят её к нему снова. В противном случае их разводят, и он возвращает жене приданое, подобно тому, как и она должна возвратить платья и другие подаренные ей вещи, после чего стороны могут вступить в новый брак»

Язык аланов, к сожалению, дошел до нас весьма фрагментарно, однако сохранившегося материала достаточно, чтобы отнести его к скифо-сарматским. Прямым носителем является современный осетинский.

Хотя в историю вошло не так много известных аланов, их вклад в историю несомненен. Если кратко, то они со своим боевым духом были первыми рыцарями. По мнению ученого Говарда Рейда, в основе легенд о знаменитом короле Артуре лежит то огромное впечатление, которое произвела на слабые государства раннего Средневековья военная культура этого народа.

Их поклонение обнаженному мечу, безукоризненное владение , презрение к смерти, культ благородства заложили фундамент позднейшего западноевропейского рыцарского кодекса. Американские ученые Литтлтон и Малкор идут дальше и полагают, что и образом священного Грааля европейцы обязаны нартскому эпосу с его волшебной чашей Уацамонгой.

Споры вокруг наследия

Родственная связь с осетинами и аланами не подвергается сомнению, однако в последние годы все чаще звучат голоса тех, кто полагает, что такая же связь есть и с , или шире – .

Можно по-разному относиться к аргументам, которые приводят авторы подобных исследований, но нельзя отрицать их пользы: ведь попытки разобраться в генеалогии позволяют по-новому прочесть малоизвестные или забытые страницы истории родного края. Возможно, дальнейшие археологические и генетические исследования позволят дать однозначный ответ на вопрос, чьими же предками являются аланы.

Этот очерк хотелось бы закончить несколько неожиданно. Знаете ли вы, что сегодня в мире живет около 200 тыс. алан (точнее, их частично ассимилированных потомков)? Современности они известны как ясы, живут в Венгрии с XIII в. и помнят о своих корнях. Хотя язык ими давно утрачен, они поддерживают контакты со своими кавказскими родственниками, вновь обретенными ими более чем через семь столетий. А значит, в этого народа рано ставить точку.