Рим — не просто известнейший туристический центр и город с древнейшей историей. Столица Италии — это настоящее наследие человеческой цивилизации. С этим городом связано так много, что перечисление всех знаменательных исторических фактов, дат и мест займет не один час. Уже одно то, что многие достопримечательности Рима, весь его великолепный исторический центр, а также памятники священного оплота католицизма — — являются бережно охраняемым, драгоценным Всемирным наследием ЮНЕСКО, говорит о многом.

Рим — это не просто столица одного из государств Средиземноморья. Это и сохранившаяся до наших дней столица могучей когда-то Римской империи, а таким грандиозным «наследством» могут похвастаться не многие города мира. Более того, множество строений Древнего Рима сохранились практически не разрушенными (или бережно восстановленными благодарными потомками) до настоящего времени, и Аппиева дорога — одно из таких своеобразных «сооружений», которое было создано еще в далеком 312 году до нашей эры и существует по сей день. Что же это такое?

История Аппиевой дороги

История Аппиевой дороги (Via Appia Antica) в Риме очень давняя и славная. Проложена она была еще до Рождества Христова во время цензорства, дважды консула и римского диктатора Аппия Клавдия Цека (потому она и зовется «Аппиевой»). Она была, собственно, построена по его приказу. В те времена Аппиева дорога имела для Рима огромное транспортное значение и являлась крупнейшей общественной дорогой; сначала соединяла столицу Римской империи с Капуей, позднее была продлена до Брундузии.

Старая Аппиева дорога, ее самая древняя часть, была построена в IV век до н. э. Ее длина составляла примерно 195 современных километров. Причиной основания этого пути были военные действия римлян против самнитов, древнейшего племенного народа Италии. Аппиева дорога была вымощена крупным булыжником. Это способствовало быстрому передвижению римской конницы и пехоты. За многие годы существования толстые камни Аппиевой дороги были
отполированы колесами римских колесниц и сандалиями легионеров. До сих пор на всем ее протяжении можно видеть щербины, которые оставили лошади римлян 2 тысячи лет назад.

В III-II века до н. э. дорога была признана одним из важнейших путей сообщения и продолжала достраиваться. Важнейшей заслугой Аппия Клавдия Цека было именно то, что он не только начал ее строительство, но и задал ей правильное направление. Через несколько десятилетий Аппиева дорога в Риме стала главной артерией страны, через которую проходил торговый путь с Востоком. Торговали всем, начиная с роскошных восточных тканей и заканчивая важнейшим «товаром» древности — рабами, которых в огромном количестве привозили с «варварских» территорий.

Сами римляне называли Аппиеву дорогу «царицей дорог», настолько высоко ценилась она в древности. В таком ключе о ней даже упоминает в своем произведении Публий Папиний Стаций, известный древнеримский поэт. Да и в XIX веке н. э. ее воспел в своем произведении итальянский композитор О. Респиги.

Интересно, что многие знатные римляне строили вдоль дороги Аппия монументальные гробницы и великолепные памятники. Для многих римских семейств (таких, как Сципионы) было делом чести и высокого престижа «переплюнуть соседа» по части роскоши убранства. Аппиева дорога печально известна еще и тем фактом, что именно вдоль нее в 71 году до н. э. были распяты 6 тысяч рабов, которых взяли в плен римские солдаты после подавления восстания Спартака. В Средние века она стала привлекать толпы паломников, которые стремились посетить древние захоронения христианских мучеников — катакомбы.

Описание Аппиевой дороги

Основная часть дороги благодаря мастерству ее строителей прекрасно сохранилась до наших дней. Она представляет собой путь шириной в две римские повозки (около 4-х метров), вымощенный крупными тесаными камнями, которые укладчики дороги очень плотно пригоняли друг к другу. Это делалось из расчета, что по дороге должны были пройти многочисленные римские полчища и проехать огромное количество колесниц и повозок с грузом. По обе стороны этого каменного пути были устроены сточные канавы для отвода лишней дождевой влаги и возвышения для пешеходов, напоминающие современные тротуары.

При закате солнца Аппиева дорога вкупе со всеми гробницами и другими величественными сооружениями, которые высятся практич

Ески на всем ее протяжении, производит просто грандиозное впечатление. Большее время дня она достаточно пустынна. Время от времени попадаются путешественники. Можно встретить и автомобиль, но это скорее исключение, чем правило: проезд по Аппиевой дороге запрещен.

Основные достопримечательности , которые можно посетить, прогуливаясь вдоль Аппиевой дороги:

Гробница Цецилии Метеллы
Огромная, в виде башни, гробница знатной римской матроны Цецилии Метеллы. Цециллия была дочерью консула, одного из богатейших граждан Рима. Величественная усыпальница построена в виде округлой башни диаметром 11 метров. Высота сооружения — около 7 метров. Сейчас гробница наполовину разрушена, но все равно является одной из уникальных реликвий Аппиевой дороги, ведь она представляет собой ярчайший образчик римских усыпальниц.

Строительство башни велось без использования соединяющего раствора — в ход шли только каменные блоки, тщательно пригнанные друг к другу. Верхняя часть гробницы искусно отделана мрамором — дорогим материалом, который могли позволить себе лишь богатые люди — и украшена изображениями животных. Останки Цецилии были помещены в саркофаг, который размещался в центральной части гробницы, а позже был перенесен в Палаццо Фарнезе. Гробница украшена надписью, которая говорит о том, что построена она была для любимой дочери и жены.

Знаменитые катакомбы Домитиллы
Во времена Римской империи использовались в качестве первых христианских храмов и молелен. Это одни из самых больших римских катакомб. Основаны были на месте семейной усыпальницы рода Флавиев. Есть версия, что земля эта принадлежала внучке Весписиана (императора) Домитилле. Она была одной из первых христианок, за что и преследовалась, и была замучена насмерть. Со временем подземная галерея усыпальницы была существенно увеличена и стала огромным христианским захоронением, которое представляет и художественную ценность, поскольку украшено прекрасными фресками разных исторических периодов.

Останки Виллы Квинтилиев
Сейчас это прекрасное сооружение практически разрушено, а когда-то оно являло собою настолько роскошную усадьбу двух братьев, что им позавидовал сам император Коммод. Тиран казнил Квинтилиев и присвоил их виллу себе. Но и сейчас она производит потрясающее впечатление на фоне окружающей природы.

Гробница Сципионов

Гробница одного из знатнейших римских родов — Сципионов. Одна из самых древних родовых усыпальниц Аппиевой дороги. Занимает значительную территорию и вмещает более 30-ти захоронений, в том числе и могилу прославленного поэта Рима Квинта Энния (хоть он и не принадлежал к роду Сципионов). Первые захоронения в этом обширном погребальном комплексе производились в III в. до н. э. Последние соотносят приблизительно с I в. н. э. Гробница представляет собой историческую и культурную ценность как один из выдающихся примеров римских захоронений той эпохи.

Как добраться до Аппиевой дороги

Адрес этой достопримечательности Рима: Via Appia Antica, 60, Рим, Италия (индекс 00179).

  • Добраться до Аппиевой дороги можно автобусом №118. Билет стоимостью 1,5 евро необходимо приобрести заблаговременно в городе на станции метро, в газетном или табачном киоске, поскольку у водителей этих автобусов билетов нет.
  • В выходные дни до Аппиевой дороги можно доехать на специальном туристическом автобусе . Проезд в течение 3-х дней обойдется в 25 евро. Номер этого автобуса — 110 и отправляться на нем нужно от станции метро Термини.

Аппиева дорога на карте Рима:

Trish Hartmann / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Mitch Barrie / flickr.com Carole Raddato / flickr.com Larry / flickr.com Patrick Morgan / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Roger W / flickr.com faungg’s photos / flickr.com Церковь Домине-Кво-Вадис (Darold Massaro / flickr.com)

Очень древнее, со времен Средневековья, утверждение гласит: все дороги ведут в Рим. Если говорить о Риме, это поистине правдивые слова.

Ведь расположение его дорог планировалось таким образом, чтобы римляне могли беспрепятственно добраться до любой точки Апеннинского ас ее крепкие, тесно уложенные камни могут выдержать не одну грузовую машину. Патриций Аппполуострова и не только. И Аппиева дорога точное доказательство этому.

История Аппиевой дороги, хорошо сохранившейся до нашего времени, началась в конце IV до н. э. Она связывала Рим с Южной Италией, а порт Бриндизи открывал морской путь в такие значимые страны, как Греция, Малая Азия и Северная Африка.

Аппиева дорога в Риме (Larry / flickr.com)

Если более подробно проследить направление дороги, то в начале своего функционирования она связывала Капую и Беневент, а в течение полувека строительства по дороге можно было добраться до Бриндизи. Здесь римлянами были поставлены две внушительные по размерам колонны из мрамора, означающие окончание Аппиевой дороги.

До наших дней на этом месте осталась только одна колонна. Однако, вторая колонна полностью не исчезла с лица Земли. В XVII столетии ее преподнесли в дар городу Лечче, пережившему страшную чуму. И чтобы увековечить окончание этой смертоносной болезни колонну с фигурой покровителя города святого Оронта установили в самом центре города. И теперь это строение именуется Чумным столбом.

Carole Raddato / flickr.com

Родоначальником этого государственно важного объекта считают римского цензора Аппия Клавдия Цека. Однако есть более древние источники, уже содержащие информацию о дороге. Точно известно, что именно Аппий Клавдий Цек в 312 г. до н. э. приказал вымостить эту дорогу для беспрепятственного передвижения римских легионов и торговых караванов из Рима и обратно.

Аппиева дорога играла основополагающую роль в достижении военных и торгово-экономических целей Древнего Рима. Строительство дороги было настолько важным событием в Риме, что его подробное описание нашлось в рукописях историка Тита Ливия.

По данным древнегреческого историка Диодора Сицилийского строительство дороги шло основательно, Аппий подошел к своему творению довольно серьезно. Он приказал засыпать все ямы и овраги, а также снести холмы, чтобы максимально выровнять настил дороги.

Чтобы увеличить ее площадь и протяженность, не искривляя дороги, он распорядился избавиться от всех болотистых участков. Строительство Аппиевой дороги было не из дешевых, и обошлось казне в довольно круглую сумму.

Секрет долговечности

Аппиева дорога - древний фундаментальный объект Рима, дошедший до нас в почти первозданном облике. Она функционировала до VI в. н. э., и даже сейчас ее крепкие, тесно уложенные камни, могут выдержать не одну грузовую машину.

Патриций Аппий Клавдий понимал важность существования этого пути и сделал все, что было в его силах, для успешного окончания строительства Аппиевой дороги.

Великая дорога Древнего Рима (Stefano Costantini / flickr.com)

В чем же секрет долговечности Аппиевой дороги? Все дело в структурности покрытия дороги, которое имеет настил в несколько слоев камнями толщиной до одного метра. Верхняя облицовка состоит из гладких и аккуратно точно подогнанных базальтовых плит и булыжников. Даже спустя сотни лет их целостность не разрушили внешние катаклизмы.

Существует информация, что Аппий Клавдий, испытывая качество дорожного настила, пытался вставить в каменные стыки лезвие острого кинжала. Если у него получалось прорезать щель, этот участок дороги сразу же перебирали и укладывали заново.

Дорога имеет практически идеально ровную поверхность, что послужило хорошей переправой для колесниц и пеших обозов.

Аппиева дорога обладает еще одной уникальной чертой – серединной возвышенностью, из-за которой вода в любом своем количестве не задерживалась на дорожном покрытии, и дорога всегда оставалась чистой и сухой.

Аппиева дорога и прилегающие территории

Аппиева дорога очень хорошо спроектирована. На одинаковых промежутках по обочинам дороги установлены мильные столбы, указывающие своим путникам километраж пройденного им пути. Также установлены места отдыха и многие другие объекты, которые важны для людей, прошедших приличное расстояние.

Автомобили проезжающие по Аппиевой дороге (Mitch Barrie / flickr.com)

Города, через которые проходила Аппиева дорога, обустраивали церквями, заезжими дворами и закусочными. Некоторые ее места оснащены пешеходными дорожками.

Ширина дороги, которая составляет 4 метра, позволяла разъехаться двум колесницам, а в наши дни – двум автомобилям.

В течение своего существования Аппиева дорога была и тропой войны, и крупнейшим торгово-экономическим звеном, и паломническим путем. Сейчас к ее и без того богатому прошлому прибавился статус пешеходно-прогулочного, туристического и спортивного маршрута.

На Олимпийских играх 1960 года, она послужила площадкой для состязания легкоатлетов-марафонцев.

Гробницы Аппиевой дороги

В Риме законодательство запрещало погребение умерших в пределах города. Для этого были использованы области крупных дорог, выходящих за Рим, в том числе и Аппиева дорога. Отрезок от Рима до Беневента, использовался более часто для этих целей.

Уже тогда земля под захоронение имела цену: чем ближе участок к городу, тем выше его стоимость. Соответственно, чем ближе захоронение было к городской черте, тем владелец участка был более уважаем и богат.

Захоронений достаточно много, наиболее престижные и масштабные из них:

  • катакомбы св. Себастьяна и св. Каллиста;
  • катакомбы уважаемой семьи Сципионов, где прах членов семьи находится в каменных саркофагах;
  • колумбарий Помпония Хила - семья которая, судя по богатому убранству гробницы, разбогатела после получения вольной;
  • колумбарии вольноотпущенников Ливии поражает своими размерами, здесь могло вместиться несколько тысяч урн.

Некоторые захоронения внешне похожи на храмы и даже целые пирамиды. На VI миле от города хранятся, окутанные зеленью, отдельные части погребальных строений, монументов и церквей.

В истории Аппиевой дороги происходило много жестоких событий. После усмирения восстания Спартака, по обочине дороги установили столбы, на которых страшную смерть приняли более 6 тыс. плененных, принимавших участие в бунте.

Церковь Домине-Кво-Вадис - Куда ты идешь, Господи?

Кроме гробниц, Аппиева дорога известна загородными виллами. Внимание привлекают дворцы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Церковь Домине-Кво-Вадис (Darold Massaro / flickr.com)

Главная точка остановки большинства экскурсий – церковь Домине-Кво-Вадис. Со старославянского название церкви означает: «Куда ты идешь, Господи?».

Причиной возникновения такого священного имени послужила легенда об апостоле Петре: апостол сбежал из заточения и на пути встретил Иисуса Христа, задав вышеупомянутый вопрос, в ответ услышал: «Туда, где вновь буду распят». Эти слова поразили апостола и он признал свое слабодушие. Спустя какое-то время он вернулся в Рим, сдался властям и принял мученическую смерть.

Особое достояние этого святого места – камень, где отчетливо видны отпечатки ног, принадлежащие, по некоторым источникам, Иисусу Христу.

Говоря о достопримечательностях Аппиевой дороги, необходимо вспомнить о развалинах средневековых крепостей и укреплений, цирке Максенция, колоннах Геркулеса и Пия IX – эти и еще множество десятков других античных конструкций образуют «золотой» ряд на всем пути от Рима до Бриндизи.

Многие строения не сохранились до наших дней. Но даже сейчас наследие Рима бесцеремонно гласит о былом величии и могуществе древнего Античного государства.

Аппиева дорога имела столь большое значение в Древнем Риме, что её называли «Царицей дорог»: она вела к крупным портам, помогая наладить торговлю с Грецией, Египтом и Малой Азией, к тому же, это была ещё и важная военная магистраль.

Как добраться

Часть древней дороги сейчас находится прямо в черте Рима и называется Старой Аппиевой дорогой (Via Appia Antica). Она начинается у ворот Сан-Себастьян, до которых ты можешь добраться на автобусе №№ 118 и 218.

Базальтовые блоки, покрывающие дорогу были выложены выпукло, чтоб после дождя на дороге не скапливалась вода.

В 71ом году до н.э., когда Восстание Спартака было подавлено, римское правительство в назидание распяло 6 000 пленных рабов вдоль всей дороги от Рима до Капуи. Как это могло выглядеть, проиллюстрировали нам недавно создатели сериала «Игра Престолов».

Самые богатые римляне строили рядом с дорогой виллы, памятники и гробницы. Земля здесь стоила дорого, и даже простую могилу с надгробием могли себе позволить только зажиточные горожане. Род Сципионов же, например, построил у дороги целый склеп. Дело в том, что кладбища внутри города были запрещены, и Аппиева дорога стала самым престижным местом захоронения.


Фото: Аппиева дорога, © Marco Polimeni

Протяжённость дороги - более 570-ти метров, это расстояние преодолевалось в среднем за 15 дней.

Аппиева дорога в современной Италии

В Средние века дорогой стали меньше пользоваться для торговли и больше - для паломничества. Сюда и сейчас приезжают увидеть катакомбы, в которых захоронены христианские святые и мученики.

Теперь это общественная дорога, в выходные закрытая для движения. Некоторые части дороги сохранились в своём изначальном виде, другие заасфальтированы.

Вдоль Аппиевой дороги расположены катакомбы, церкви, базилики, мавзолеи, виллы. Здесь можно остановиться у парка Каффарелла и посмотреть на живописную местность с лугами, овцами и старой фермой, где продается вкуснейший домашний сыр - рикотта.

Прогулка по Аппиевой дороге — это путешествие в прошлое. По пути вы увидите много древних достопримечательностей в окружении великолепных видов.

Катакомбы Святого Каллиста

Есть и другой вариант. Не заходя в парк, сразу свернуть к катакомбам Сан Каллисто. Это крупнейшие христианские катакомбы Рима, которые использовались для захоронений во II-IV веках.

Катакомбы Сан Каллисто (Catacombe di San Callisto) протянулись на многие километры вдоль Аппиевой дороги. В античные времена хоронить умерших в Риме было запрещено. Горожане вывозили тела покойных за город и там предавали земле, замуровывая их в многоярусных подземельях.

В «городе мёртвых» прохладно и сумрачно. Узкие каменные коридоры между замурованными нишами. Лестница папы Дамасия ведет вниз в папскую Крипту, где упокоились 9 понтификов, и в усыпальницу святой Цецилии. Если встать в дальний угол кубикулы Цецилии, можно разглядеть на стенах несколько фресок. Эти ценные росписи относятся к VIII – IX столетиям.

5 кубикул святых Таин в катакомбах Святого Каллиста предназначались для погребения членов одной семьи. Их стены украшены фресками III века, на которых изображены таинства крещения, евхаристии и общее воскресение.

За кубикулами начинается Лестница мучеников (II в.), по ней спускались в катакомбы погребальные процессии с телами убиенных пап.

К кубикулам Таинств примыкает секция святого Мильтиада (II в.). Она соединяет крипты пап и святой Цецилии с криптой Луцины, в которой был погребен папа-мученик Корнилий.

В катакомбах Святого Каллиста вы узнаете множество ценных исторических и практических сведений о типах погребальных ниш в катакомбах; о культуре подземных захоронений, принятой у язычников, христиан и иудеев.

После посещения подземелья хочется отдохнуть от мрачных впечатлений и в тишине отвлечься от мыслей «о вечном». Рядом с катакомбами расположен уютный тенистый парк, где можно просто посидеть и послушать пение птиц.

Время работы катакомб Святого Каллиста

ВТ-ВС 09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.
ПН — выходной.

В подземелья входят исключительно в сопровождении гида. Билеты продаются в кассе рядом.

Билеты

Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.

О других катакомбах Рима читайте .

Аппия Антика (Старая Аппиева Дорога) когда-то была одной из самых важных и знаменитых дорог мира, так как вела из Рима к самым дальним концам Римской Империи. Аппиева дорога была построена в 312 до н.э, являясь детищем Аппия Клавдия Цека. Римский военачальник был известен организацией массовых общественных работ, благодаря которым удалось вывести жизнь римлян на совершенно новый уровень. Именно Аппиев Путь стал самым известным проектом государственного деятеля, соединив Рим с портовым городом Бриндизи.

История строительства

Дорогу начали строить с укладки глины, на которую затем укладывался бут и маленькие камни. Затем все это покрывалось финальным слоем гравия, и финальной укладкой каменной плитки, обеспечивающей плоскую поверхность для удобной езды по дороге. Историки говорят, что камни совмещались так хорошо, что между ними невозможно было вставить даже лезвие ножа. По обе стороны дороги были вырыты канавы для отвода воды, поддерживаемые опорными стенами.


Аппиева Дорога общей длиной в 560 километров начиналась у Большого Цирка, проходя вдоль Терм Каракалла и Стены Аврелиана. Возле Рима вдоль дороги были построены гробницы выдающихся людей. Покидая город, дорога проходила через богатый пригород, следуя через Аппиевы горы и Болота Понтия в Террацину, прибрежный город в 56 километрах к югу от Рима. Оттуда Путь Аппия следовал вдоль западного побережья, заканчиваясь в Капуа. Общая длина дороги в этой точке составляла 210 км. Эта дорога отлично служила своей цели, помогая римской армии быстро перемещать военные запасы. Это поспособствовало нескольким выдающимся победам армии.


В 295 году до н.э. дорога была продлена к Беневенто, а в течение последующих 5 лет к Венозе и Таранто. В конечном счете, Аппиев Путь пролегал до портового города Бриндизи на южном побережье Италии. Его общая длина от Рима составила 560 километров.

Памятники вдоль Аппиевой Дороги

Так как было запрещено хоронить мертвых в черте города, многие были похоронены вдоль ведущих из Рима дорог. Важные люди строили вдоль дорог гробницы для себя и всей своей семьи. Иногда эти могилы были столь большими, что достигали размеров дома. Их формы варьировались от холмов или пирамид до небольших храмов. Вдоль Аппиевой дороги было установлено множество таких памятников, и многие из них все еще видны сегодня.


Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метелла, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Гробница больше похожа на хорошо защищенную крепость. Среди других выдающихся памятников гробница Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки и многие другие. Особое внимание стоит обратить на гробницу семьи Помпея Секста, надпись на которой гласит о горе родителя, вынужденного хоронить своих маленьких детей. Вдоль Аппиевой дороги также похоронен император Галлиен, убитый в 268 году.

Другие достопримечательности

Помимо многочисленных могил вдоль дороги, на Аппиевой Дороге есть некоторые другие памятники. Среди выдающихся достопримечательностей Храм Геркулеса, церковь Домине-Кво-Вадис (где по преданию Апостол Петр встретил Христа), и остатки готической церкви Сан Никола. Вилли Квинтили с её древними термами, красивыми бордюрами и скульптурами расположена в Нуова рядом с дорогой. Неподалеку расположена могила Ромула и Цирк Максенция, большая арена для каретных гонок. Рядом с цирком был построен дворец, созданный императором Максенцием. Цирк был вторым в Империи по размерам, уступая только Большому цирку. Он также является луше всего сохранившимся из всех римских цирков.


Аппиева дорога славится памятниками и могилами древних римских семей, но многие находят более интересным то, что скрыто под дорогой. А под ней находится сеть древних туннелей, известных как Римские катакомбы. Первые христиане хоронили своих мертвых под землей и при необходимости проводили секретные церковные службы. Несколько катакомб открыты для общественности, а экскурсии здесь проводят местные священники и монахи. Посетители могут увидеть древние погребальные ниши и некоторые образцы раннего христианского искусства.


Экскурсии по Аппиевой Дороге

Сегодня Аппиева дорога является популярной достопримечательностью Рима и начинается у стены Аврелиана и Ворот Святого Себастьяна. Первая часть дороги довольно неудобна для пешеходных прогулок. Она ведет вдоль церкви Кво-Вадис, катакомб Сан Каллисто и Сан Себастьяно к внушительной могиле Цециллии Метеллы. Отсюда дорога вымощена подлинными римскими камнями, сохранившимися до наших времен. Экскурсия покрывает множество километров, охватывая остатки многочисленных исторических могил и прочих памятников.