Аппия Антика (Старая Аппиева Дорога) когда-то была одной из самых важных и знаменитых дорог мира, так как вела из Рима к самым дальним концам Римской Империи. Аппиева дорога была построена в 312 до н.э, являясь детищем Аппия Клавдия Цека. Римский военачальник был известен организацией массовых общественных работ, благодаря которым удалось вывести жизнь римлян на совершенно новый уровень. Именно Аппиев Путь стал самым известным проектом государственного деятеля, соединив Рим с портовым городом Бриндизи.

История строительства

Дорогу начали строить с укладки глины, на которую затем укладывался бут и маленькие камни. Затем все это покрывалось финальным слоем гравия, и финальной укладкой каменной плитки, обеспечивающей плоскую поверхность для удобной езды по дороге. Историки говорят, что камни совмещались так хорошо, что между ними невозможно было вставить даже лезвие ножа. По обе стороны дороги были вырыты канавы для отвода воды, поддерживаемые опорными стенами.


Аппиева Дорога общей длиной в 560 километров начиналась у Большого Цирка, проходя вдоль Терм Каракалла и Стены Аврелиана. Возле Рима вдоль дороги были построены гробницы выдающихся людей. Покидая город, дорога проходила через богатый пригород, следуя через Аппиевы горы и Болота Понтия в Террацину, прибрежный город в 56 километрах к югу от Рима. Оттуда Путь Аппия следовал вдоль западного побережья, заканчиваясь в Капуа. Общая длина дороги в этой точке составляла 210 км. Эта дорога отлично служила своей цели, помогая римской армии быстро перемещать военные запасы. Это поспособствовало нескольким выдающимся победам армии.


В 295 году до н.э. дорога была продлена к Беневенто, а в течение последующих 5 лет к Венозе и Таранто. В конечном счете, Аппиев Путь пролегал до портового города Бриндизи на южном побережье Италии. Его общая длина от Рима составила 560 километров.

Памятники вдоль Аппиевой Дороги

Так как было запрещено хоронить мертвых в черте города, многие были похоронены вдоль ведущих из Рима дорог. Важные люди строили вдоль дорог гробницы для себя и всей своей семьи. Иногда эти могилы были столь большими, что достигали размеров дома. Их формы варьировались от холмов или пирамид до небольших храмов. Вдоль Аппиевой дороги было установлено множество таких памятников, и многие из них все еще видны сегодня.


Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метелла, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Гробница больше похожа на хорошо защищенную крепость. Среди других выдающихся памятников гробница Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки и многие другие. Особое внимание стоит обратить на гробницу семьи Помпея Секста, надпись на которой гласит о горе родителя, вынужденного хоронить своих маленьких детей. Вдоль Аппиевой дороги также похоронен император Галлиен, убитый в 268 году.

Другие достопримечательности

Помимо многочисленных могил вдоль дороги, на Аппиевой Дороге есть некоторые другие памятники. Среди выдающихся достопримечательностей Храм Геркулеса, церковь Домине-Кво-Вадис (где по преданию Апостол Петр встретил Христа), и остатки готической церкви Сан Никола. Вилли Квинтили с её древними термами, красивыми бордюрами и скульптурами расположена в Нуова рядом с дорогой. Неподалеку расположена могила Ромула и Цирк Максенция, большая арена для каретных гонок. Рядом с цирком был построен дворец, созданный императором Максенцием. Цирк был вторым в Империи по размерам, уступая только Большому цирку. Он также является луше всего сохранившимся из всех римских цирков.


Аппиева дорога славится памятниками и могилами древних римских семей, но многие находят более интересным то, что скрыто под дорогой. А под ней находится сеть древних туннелей, известных как Римские катакомбы. Первые христиане хоронили своих мертвых под землей и при необходимости проводили секретные церковные службы. Несколько катакомб открыты для общественности, а экскурсии здесь проводят местные священники и монахи. Посетители могут увидеть древние погребальные ниши и некоторые образцы раннего христианского искусства.


Экскурсии по Аппиевой Дороге

Сегодня Аппиева дорога является популярной достопримечательностью Рима и начинается у стены Аврелиана и Ворот Святого Себастьяна. Первая часть дороги довольно неудобна для пешеходных прогулок. Она ведет вдоль церкви Кво-Вадис, катакомб Сан Каллисто и Сан Себастьяно к внушительной могиле Цециллии Метеллы. Отсюда дорога вымощена подлинными римскими камнями, сохранившимися до наших времен. Экскурсия покрывает множество километров, охватывая остатки многочисленных исторических могил и прочих памятников.

Аппиева дорога в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Италию

Аппиева дорога - это, если переводить на современный язык, первая древняя пешеходная и гужевая скоростная трасса. В свое время она соединяла Рим с дальней частью Апеннинского полуострова, а сегодня является общепризнанной достопримечательностью Италии.

Особенности

Качество этой дороги для своего времени было потрясающим, и даже один из древнеримских писателей отмечал ее монолитность, подогнанность одного булыжника к другому. Вдоль этой «царицы дорог» римляне спустя некоторое время стали располагать свои богато украшенные гробницы, что считалось престижным.

Римлянами она использовалась для торговли и военных походов, позже христианами - для паломничества в святые места Рима, но в 19 в. дорога пришла в окончательный упадок, её постигло забвение. Интересно, что на 7 километре ее пересекала современная автотрасса, поэтому данному участку дороги был причинен серьезный ущерб.

Современность

На сегодняшний день на одном из участков дороги расположен региональный парк, а сама дорога носит статус государственной. Экскурсии вдоль этого маршрута помогут познакомиться подробней с ее историей и множеством как современных, так и древних строений.

Сегодня Аппиева дорога - это государственная дорога - (Strada Statale 7 Via Appia), частично асфальтирована, однако сохранились участки дороги с античным покрытием, местами с колеями, выбитыми колесами повозок и колесниц. Вся территория регионального парка Аппиева дорога закрыта для движения по выходным дням и праздникам.

Примечательные места и музеи

Музей в воротах св. Себастьяна (via di Porta San Sebastiano) - самых больших и лучше всего сохранившихся городских воротах античного Рима, который также являются частью стены Аврелиана.

Катакомбы святого Каллиста (Via Appia Antica, 110) - одни из крупнейших христианских катакомб Рима, захоронения в которых датируются II-IV веками. Содержат множество фресок и надписей, свидетельствующих о жизни и смерти членов христианской общины Рима первых веков новой эры. Стоимость посещения 8 EUR, дети 5 EUR. Время работы: 9:00-12:00 и 14:00-17:00.

Аппиева дорога

Базилика святого Себастьяна и катакомбы (via Appia Antica, 132-136). Время работы: с понедельника по субботу, 10:00-17:00. В воскресение закрыто. Как добраться: от метро San Giovanni автобусом 218. Посещение возможно только с экскурсией; полный билет стоит 8 EUR, детский - 5 EUR.

Цирк Максенция, мавзолей Ромула (Via Appia Antica, 153).

Гробница Цецилии Метеллы и крепость Каэтани (via Appia Antica, 161) - монументальное сооружение круглой формы, которое было возведено около 50 года до н. э. для Цецилии Метеллы, дочери консула Квинта Целия Метеллы Кретика.

Вилла Квинтилиев и акведук (via Appia Nuova, 1092).

Гипогей Вибии (via Appia Antica, 103).

Иудейские катакомбы Винья Ранданини (Via Appia Pignatelli, 4) и другие достопримечательности.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Аппиева дорога (Via Appia) - это «хайвей» античных времен , соединяющий Рим с Брундизием (лат. Brundisium ). Брусчатый путь длинной в 540 км появился в 4 веке до н.э. для того, чтобы соединить столицу Римской империи со стратегически важными соседями: Грецией, Египтом, Азией.

Как свидетельствует летопись «История от основания города», основная часть дороги была выстроена в течение 312 года до н.э. Ее возникновение записано в послужной список цензора (высокого должностного лица) Рима - Аппия Цека (лат. Appius Caecus).

Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.

Этапы строительства

В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги - отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.


Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия , Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.

Ценность

Изначально Аппиева дорога служила на благо военных, затем обрела экономический и культурный аспекты. По признанию современников новый путь обрел негласное название «Царица дорог».

Вымощенная камнями лента, обрамленная зонтичными соснами, пережила легендарный Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий (нем. Theoderich der Große) и все правители, господствовавшие в Риме вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался на откуп паломникам, путешествующим по святым местам.

Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.

В позднем Средневековье Аппиева дорога, по сути, утратила свои функции, она была частично демонтирована, а большей частью - покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 века в окрестностях исторического маршрута происходили обширные раскопки. Древние артефакты разлетелись в сотни частных коллекций и музеев.

Маршрут

Аппиева дорога начинала свой отсчет с Капенских ворот (лат. Porta Capena) в Риме, которые в нынешнее время практически полностью разрушены.

Первым населенным пунктом за границей (лат. Mura Aureliane) является городок Аричча (Ariccia). Вехой, отмечающей 88 км пути служит город в регионе Лацио - (Terracina). Затем следуют: Фонди (Fondi) и Формия (Formia), стоящая на 142 километре «Царицы дорог». Города Минтурно (Minturno) и Синуэсса (сейчас: Мондрагоне (Mondragone)) - промежуточные на пути к Капуе (сейчас: Санта-Мария-Капуа-Ветере, (Santa Maria Capua Vetere)) региона Кампания.

Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!

Памятники


Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (лат. colonna miliaria) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. В наше время можно взглянуть лишь на столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 г. до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить усопших.

До 2 века до н.э. вдоль брусчатки выстраивали колумбарии (лат. columbarium) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. Таким образом, в подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельного внимания заслуживают гробницы, которые порой имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

Первая миля

  • Гробница Сципионов (лат. Sepulcrum Scipionum) принадлежала влиятельной римской семье. Возникла в числе первых усыпальниц в 3 в. до н.э. Вновь увидела белый свет в 18 веке, несколько элементов перекочевали из усыпальницы в музеи Ватикана.
  • Склеп Помпония Хила (лат. Pomponius Hylas) имеет скромные размеры, принадлежал вольноотпущеннику императора Помпонию и его семье.
  • Ворота Святого Себастьяна (лат. Porta San Sebastiano), в прошлом - Аппиевы ворота (лат. Porta Appia) были выстроены в 3 в. н.э. правителем Аврелианом. В 5 веке простою арку украсили надстройкой в виде двух башен с зубчатым декором. Внутри ворот функционирует Музей Стены (Museo della Mura), время работы: вт-вс с 9:00 до 14:00, вход — свободный.
    Официальный сайт: www.en.museodellemuraroma.it
  • Первая верстовая колонна установлена в 100 м от Аппийских ворот. Аутентичный столб находится на Капитолийской площади, у дороги установлена его копия.
  • Гробница Присциллы (лат. Sepulcrum Priscilla) была построена во времена императора Домициана (Titus Flavius Domitianus) для жены вольноотпущенника Флавия Абасканта. Большое прямоугольное строение в прошлом было богато украшено, отделано травертином. В Средние века над древними катакомбами Присциллы была оборудована смотровая башня.
  • Церковь Домине-Кво-Вадис (лат. Domine quo vadis?) , настоящее название - Санта-Мария-ин-Пальмис (Santa Maria in Palmis). Скромное святилище находится в чудесном месте, где апостолу Петру явился Иисус Христос . К этому времени солдаты выжгли огнем и мечем всех христиан столицы. На вопрос Петра: «Куда идешь, Господи?» Иисус ответил: «Иду в Рим на второе распятие». Петр припал к ногам сына божьего и направил свои стопы в Рим, где был схвачен и умер смертью мученика. В церкви хранится плита с отпечатками стоп Иисуса.

Вторая миля

  • Катакомбы Святого Каллиста (Catacombe di San Callisto) - обширные раненнехристанские катакомбы 2-4 веков н.э. Режим работы: с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00. Стоимость билетов: 8 евро — полный, 5 евро — льготный, дети до 6 лет — бесплатно.
    Официальный сайт: www.catacombe.roma.it
  • Колонна Пия IX - стелла из серого камня авторства Луиджи Канина (Luigi Canina).
  • Катакомбы Святого Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano) , в прошлом просто «катакомбы» - лат. «ad catacumbas». Раннехристианские захоронения, которые находятся под Базиликой Сан-Себастьяно (Basilica San Sebastiano). Режим работы: пн-сб с 10:00 до 17:00. Стоимость билетов: 8 евро — полный, 5 евро — льготный, дети до 6 лет — бесплатно.
    Официальный сайт: www.catacombe.org

  • Гробница Ромула (лат. Sepulcrum Romulus) и Цирк Максенция (Circo di Massenzio) были построены в 4 веке н.э. в честь сына и отца, правителя Максенция. Развалины являются музеем, вход – бесплатный, режим работы: вт-вс с 10:00 до 16:00.
    Официальный сайт: www.en.villadimassenzio.it
  • Гробница Цецили Метеллы (лат. Sepulcrum Caecilia Metella) возникла в 1 веке до н.э., чтобы стать последним пристанищем для Цецилии, дочери Квинта Метеллы (Quintus Metellus), римского консула. Большое строение: круглая башня 30 м в диаметре и 11 м высотой, в 13 веке получила фортификационный вид.

Третья миля

  • Развалины церкви Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове (Sant Nicola a Capo di Bove) находятся неподалеку стен гробницы Цецилии. Постройка 14 века служила редким примером классической готики.
  • На этом участке хорошо сохранилась базальтовая мостовая , можно узнать, как выглядела Аппиева дорога в исконном виде.
  • Гробница Марка Сервилия (лат. Sepulcrum Marcus Servilius) - древний склеп, украшенный рельефами, фасад которого в 19 веке восстановил Антнио Каннова (Antonio Canova).

Четвертая миля

  • Усыпальница сыновей Секста Помпея (лат. Sepulcrum Sextus Pompeus) - построена Секстом Помпеем для своих рано ушедших сыновей. Горе отца выплеснулось в стихах, нанесенных на стену гробницы.
  • Гробница Святого Урбана (Mausoleo di Sant’Urbano martire) хранит покой римского епископа с 4 века н.э.

  • Гробница Илария Фуска (Sepolcro di Hilarus Fuscus) пострадала от времени. Благодаря стараниям Луиджи Канина можно рассмотреть стену постройки, украшенную рельефной дощечкой с изображением семейства Фуска.
  • Кенотаф Анны Реджиллы (Cenotaph Annia Regilla) - дворянки, жившей в Риме во 2 веке н.э., исполненный из кирпича.
  • Пирамидальная гробница интересна своей необычной формой, напоминающей египетские пирамиды.

  • Гробница Рабириев (лат. Sepulcrum Rabirii) также была реставрирована Каниной. Архитектор восстановил из найденных при раскопках частей рельеф, украшающий фасад усыпальницы: изображение Гая Рабирия и его супруги.

Пятая миля

  • Гробница Куриациев (лат. Sepulcrum Curiacii) имеет вытянутую цилиндрическую форму, расположена на высоком холме у Аппиевой дороги. Некогда в этом районе произошла битва римского рода Горациев с Куриациями.
  • (Villa dei Quintili) была возведена в первой половине 2 столетия братьями Кондином и Массимо Квинтили. Богатство и успех Квинтилиев пробудил зависть в императоре Коммоде, который казнил братьев и конфисковал их особняк. Вилла перестраивалась и расширялась, превратившись в одну из резиденций императора. Обнаруженные при раскопках виллы статуи были перемещены в музеи Ватикана, Лувра и Монако.

  • Casal Rotondo - округлая приземистая усыпальница, датируемая временами Римской республики. Считается, что она служила гробницей для Мессало Корвино, высокго римского чиновника 1 в. до н.э. В настоящее время на ее основе построен сельский дом, украшенный зелеными насаждениями.

Шестая миля — Бриндизи (Brindisi )

На протяжении 6-й мили Аппиевой дороги располагаются монументы и гробницы, выполненные в виде прямоугольных монументов из базальта, туфа и кирпича.


На отметке в 7 миль, путешественник окажется поблизости от аэропорта Чампино (расстояние – менее километра). Наиболее примечательным археологическим памятником остальной части знаменитого пути являются останки Храма Юпитера Анскура (лат. Jupiter Anxur), расположенные в Террачине.

Современная жизнь


В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой обрела статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica). Большая часть старинного тракта уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.

В искусстве

Аппиева дорога выглядит настолько неординарно, что успела произвести большое впечатление на живописцев. Наиболее древними являются гравюры Джованни Пиранези (Giovanni Piranesi) 18 века. В Третьяковской галерее выставлено полотно «Аппиева дорога при закате солнца», автор - русский художник 19 века Александр Иванов. Не менее живописным оказались окрестности Via Appia американцу Джону Чепмену (John Chapman), который написал цикл из 10 полотен в конце 19 века.

Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение «Сосны Рима» для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян (Herbert von Karajan ) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название «Сосны Аппиевой дороги».

Как добраться?

Проще всего добраться до Аппиевой дороги от стен (Colosseo). Маршрут путешествия таков: на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio – свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena (здесь некогда стояли Капенские ворота). Затем по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano. Узкая старинная улочка постепенно сменяет асфальт на долгожданную брусчатку, ворота Святого Себастьяна ознаменуют начало Via Appia Antica.

  • Официальный сайт Аппиевой дороги: www.parcoappiaantica.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Аппиева дорога – стратегически важный путь для Рима античных времён. В IV веке до н.э., чтобы соединить Римскую Империю с Грецией, Азией и другими странами, была построена дорога протяжённостью в 540 километров. Она была настоящей новацией своего времени, так как была первой – если сказать на современном языке – скоростной трассой. Древние писатели отличали её аккуратность, говоря о подогнанности булыжников друг к другу. Со временем богатые люди стали строить возле неё гробницы, что считалось престижным, а сейчас она признана достопримечательностью Италии.

История строительства

В 312 году до н.э. достроена первая часть Аппиевой дороги в Риме. Она вела в Капую и использовалась в основном в военных целях. В III веке до н. э., чтобы усилить позиции в регионе Кампания, правитель Аппий продлил дорогу до Беневентума. А во II веке до н. э., чтобы сделать наиболее краткий путь к Балканам, Аппиеву дорогу достроили до Брундизия. Это дало выход к Эгнатиевой дороге, а оттуда – на Восток.

Ценность

Поначалу её использовали только военные, но со временем Аппиева дорога приобрела экономическое и культурное значение. Ей даже дали название «Царица дорог». Её красоту отмечали не только римские поэты, но и императоры Византии и самого же Рима. Также вдоль неё идёт одно из ответвлений подземных катакомб.

Своё значение она утратила уже в позднем Средневековье, когда её либо демонтировали, либо покрывали новым слоем. В XVIII-XIX веках вокруг неё производили раскопки для частных коллекций и музеев.

В современном мире

На одном из её отрезков расположен региональный парк, а дорога приобрела государственный статус. По ней проводят экскурсии, чтобы поближе познакомить туристов с прилегающими памятниками и музеями. Но это не единственная причина, привлекающая приезжих. Аппиева дорога красива сама по себе. Каменную ленту обрамляют зонтичные сосны, но самое захватывающее зрелище – Аппиева дорога при закате Солнца.

Если будете в Риме, обязательно посетите её именно в это время суток. Но правильно угадайте с днём посещения: по выходным и праздникам она закрыта, иначе вам так и не удастся полюбоваться прекрасным видом.

Памятники

Дорога получила разметки в одну римскую милю, и окончание каждой отмечалось столбом с табличкой, где было выгравировано имя правившего императора. К сожалению, до наших дней дошли только столб у первой мили (копия) и колонна, отмечающая конец пути в Бриндизи.

До II века до н. э. вдоль выстраивались колумбарии богатых семейств Рима, где хранился прах их родственников. А позже, когда ритуал сжигания превратился в ритуал погребения, стали выстраиваться целые некрополи.

На протяжении первой мили вы встретите гробницы Присциллы и Сципионов, принадлежавшую некогда влиятельной семье Рима, склеп Помпония Хила, а также врата Святого Себастьяна.

Вторая миля может поразить катакомбами Святого Каллиста и Святого Себастьяна, гробницами Ромула и Цецили Метеллы.

На третьей миле расположились гробница Марка Сервилия, базальтовая мостовая и руины церкви.

Четвёртая миля куда более застроенная, чем предыдущая. На ней находятся гробницы Святого Урбана, Рабириев и Илария Фуска, кенотаф Анны Реджиллы и пирамидальная гробница.

На пятой миле – гробница Куриациев и вилла Квентилиев.

На протяжении шестой мили расположились монументы прямоугольной формы из базальта или туфа.

Седьмая миля находится поблизости от аэропорта. Самым примечательным здесь является храм Юпитера Анскура.

Как добраться до Аппиевой дороги?

Проще всего это будет сделать, отправляясь от Колизея. Идите на юг по Via Celio Vibenna, потом – на юго-восток к Piazza di Porta Capena. Продолжая следовать этому же направлению, идите по Viale delle Terme di Caracalla. Вскоре асфальт сменится брусчаткой, а врата Святого Себастьяна обозначат начало Аппиевой дороги.

Вам также может понравиться:

Адрес: Италия
Проходила: от Рима до Брундизия
Длина: 540 км
Координаты: 41°40"39.8"N 12°43"43.6"E

Tutte le strade partono da Roma - Все дороги отходят от Рима.

Широко известная во всем мире поговорка утверждающе провозглашает, что «все дороги ведут в Рим». И, в принципе, относительно Римской республики это абсолютно верно, поскольку дороги в ней строились так, чтобы соединить этот город со всеми, даже самыми отдаленными частями Апеннинского полуострова.

Ворота святого Себастьяна (ранее Порта Аппия). От этих ворот начиналась Аппиева дорога

Тем не менее, поскольку их строительством занимался именно Рим , то переводить оригинальную поговорку - Tutte le strade partono da Roma - следовало бы немного иначе: «Все дороги отходят от Рима» или начинаются с него. А если быть еще более точными, то начинаются они с Римского Форума , центральной площади Древнего Рима. И Аппиева дорога, одна из самых древних и знаменитых в Италии, называемая в античные времена не иначе, как «царица дорог» ,- наглядное подтверждение этому.

Аппиева дорога была протянута сначала от Рима до Капуи, далее - до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию , Малую Азию , Египет . В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах XVIII века, к ее названию делают приставку - Старая. И если бы камни ее могли говорить, они бы поведали множество историй. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия…

Вид на Аппиеву дорогу

Именно поэтому сегодня по Аппиевой дороге водят экскурсии. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии , неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи.

Как строилась дорога

Строительство Аппиевой дороги происходило в несколько этапов с конца IV до средины II века до нашей эры. Инициатором его считается римский цензор Аппий Клавдий Цек, в 312 г. до н. э. приказавший проложить дорогу до Капуи. Но существует и другая версия, по которой начало дороге было положено до него, Аппий лишь придал ей нужную направленность и качественно вымостил. Событие было довольно подробно описано в исторических трудах Тита Ливия.

  • IV в. до н. э. - проложен 195-километровый участок от Рима до Капуи.
  • III в. до н. э. - построен следующий участок, соединивший Капую с Беневентом.
  • II в. до н. э. - дорога через Венузию, Тарент протянулась до Брундизия. Ее длина стала составлять более 570 км.

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там 2 величественные колонны из мрамора. Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце XVI в. и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

Церковь Домине-Кво-Вадис на Аппиевой дороге

Одной из первостепенных причин для начала строительства дороги послужила, как считают историки, насущная военная необходимость - во время ведущейся в тот момент войны римлян с самнитами ею преимущественно пользовались легионеры. Но со временем она приобрела также огромное торговое и культурное значение, которое стала постепенно утрачивать только после распада Римской империи. Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в XVIII веке параллельно ей проложили новую дорогу.

Особенности дороги, построенной Аппием

Несмотря на более чем солидный возраст Аппиевой дороги, к настоящему времени сохранилась весьма существенная часть ее покрытия . Она продолжала весьма интенсивно использоваться вплоть до VI в. н.э. и даже в наше время вполне еще пригодна к эксплуатации. Возможно, потому, что ответственный за ее строительство патриций Аппий Клавдий не только хорошо знал свое дело, но весьма ответственно подходил к его выполнению. Городу нужна была надежная дорога, способная выдержать нагрузки военного времени, и он ее получил.

Гробница Цецилии Метеллы и крепость семьи Каэтани

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, булыжников, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Согласно легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему удавалось это сделать, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. Благодаря этому дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. Более того, в средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной путникам информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена эта дорога, рядом с ней строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некоторое подобие тротуара, кое-где установлены скамейки для отдыха путников. Ее ширина составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, сегодня - двум машинам.

Церковь Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове

Новая история Старой Аппиевой дороги

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами.

За свою долгую историю Аппиева дорога успела побывать тропой войны, крупнейшей торговой артерией, священным путем паломников ... В настоящее время она добавила к этому историческому багажу звания прогулочной, экскурсионной и спортивной трассы: здесь гуляют, осматривая достопримечательности, туристы, проводятся спортивные забеги, соревнования. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, именно здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

В праздничные и выходные дни эта древнейшая дорога закрывается для транспорта, по ней с большим удовольствием совершаются пешие прогулки. Разнообразные экскурсионные программы дают желающим возможность подробно познакомиться с историей античной дороги и историей многочисленных сооружений, построенных вдоль нее.

Гробница Ромула

Памятные места и туристические достопримечательности

Осмотр достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги может занять довольно много времени, экскурсионные программы отличаются просто невероятным разнообразием. Туристическая Италия предлагает вам посетить гробницы, церкви, виллы разных исторических периодов, средневековые башни, укрепления, христианские и иудейские катакомбы, другие интересные постройки давно минувших времен.

Погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи, колумбарии, катакомбы) вдоль этой дороги стали появляться буквально сразу после ее прокладки. Поскольку на городской территории согласно существующим тогда в Риме законам хоронить не полагалось, эти места считались наиболее престижными для захоронения. Одним из наиболее внушительных подобных сооружений в окрестностях Рима принято считать Мавзолей Цецилии Метеллы, относящийся к 50 г. до н. э. Большой интерес среди захоронений различных видов вызывают также гробница Сципионов, катакомбы Домициллы, святого Себастьяна, святого Каллиста, гробница Марка Сервилия, мавзолей Ромула, колумбарий Помпония Хила и многие другие, поскольку количество их здесь более чем внушительно.

Среди многочисленных загородных вилл, построенных у этой дороги римскими аристократами, выделяются виллы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Гробница сыновей Секста Помпея

Обязательный пункт остановки многих экскурсионных программ - церковь Домине-Кво-Вадис. Это название соответствует ст.-слав. «Камо грядеши, Господи?» (Куда ты идешь, Господи?) и используется намного чаще, чем официальное название церкви Санта-Мария-ин-Пальмис. Причиной тому легенда, согласно которой церковь построена на том самом месте, где бежавший из римской тюрьмы апостол Петр встретил Христа. Задав ему вышеупомянутый вопрос, он получил ответ: «Туда, где вновь буду распят». После чего, устыдившись своей слабости, Петр сам вернулся в покинутый им Рим для принятия мученической смерти. Главная достопримечательность этой церкви - древний камень с отпечатками ног, принадлежащими, согласно легенде, самому Иисусу Христу.