Финские дорожные строители достигли высот в нелегком деле создания качественных дорожных покрытий. С точки зрения водителей многих стран финские дороги почти идеальны. Но все равно – езда по этим дорогам в зимний период требует определенного мастерства.

Финляндия находится в той части суши, где больше полугода происходит столкновение теплых воздушных масс из Атлантики и ледяных ветров Севера. Даже в разгар зимы может неожиданно начаться оттепель, которая сменится так же быстро снегопадом и морозами.

Здесь постоянно встречаются природные явления, потенциально опасные для автомобильного движения. Поэтому финская национальная дорожная администрация уделяет особое внимание изучению состояния дорог, предупреждению водителей об опасности и разрабатывает правила пользования транспортными средствами в тех или иных условиях.

Эта коварная температура

Часто на обочинах финских дорог можно увидеть специальные термометры. Они показывают температуру воздуха (ilma ) и дорожного покрытия (tie ). Финские водители, увидев, что температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше сами снижают скорость - они знают, что в этих условиях возможно образование на дороге «черного льда».

Так называют тонкую ледяную корку на дорожном покрытии, которую образ ует влага, которая конденсируется на холодной дороге. Этот лед практически незаметен на дороге - и дорогу мокрую от заледеневшей отличить очень трудно. Машина, попав на полосу «черного льда» мгновенно теряет управление. «Черный лед» чаще всего бывает в начале оттепели.

Другим опасным явлением зимой следует назвать ледяной дождь. Капли воды, падающие через слой холодного воздуха остывают до температуры ниже нуля, но не замерзают. Однако при первом же касании с ветками деревьев, проводами или дорогой капли мгновенно замерзают, образуя тоненькую ледяную корочку. Предупреждает о появлении ледяного дождя резкое понижение температуры, стеклянный блеск в свете фар придорожных кустов и деревьев и изменившийся стук капель по ветровому стеклу - он становится жестким.

Ради безопасности

Все дороги Финляндии по качеству их обслуживания делятся на три категории. Дороги высшей категории убирают от снега и обрабатывают солью в первую очередь, затем чистят второстепенные дороги, и только потом - просёлки. Дороги высшей категории чаще всего всю зиму стоят без снега, а вот второстепенные и проселочные дороги к середине зимы оказываются под уплотненной снежной коркой.

Такие дороги щедро посыпают гранитной крошкой, которая дает лучшее сцепление колес с дорогой, чем речной песок. Так же крошкой посыпают самые сложные участки - въезды на мосты, примыкания дорог, перекрестки в общем те места, где происходит изменение скорости движения и обязательные перестроения машин.

Следует помнить, что какой бы не была дорога, но все равно за безопастность в Финляндии отвечает водитель. В случае аварии сложные дорожные условия могут быть сопутствующим фактором, но не причиной аварии. Ведь сказано в правилах, что водитель должен выбирать скорость движения соразмерно дорожным условиям. Именно поэтому следует следить и за техническим состоянием своего автомобиля - в частности за его шинами.

Время зимних шин

По распоряжению Финской дорожной администрации зимой, то есть с 1 декабря по 1 марта, в Финляндии необходимо использовать зимние, желательно шипованные, шины. Шипованные шины рекомендуется в этот период использовать всем неопытным водителям. В остальное время применение зимних шин с шипами разрешается с 1 ноября по 31 марта, а при наличии соответствующих погодных условий и дольше.

К тому же шипованные шины наиболее эффективны при езде по дорогам, покрытыми слоем уплотненного снега. А вот на асфальте польза от шипов снижается. Поэтому финские шинники предлагают водителям новое поколение так называемых фрикционных шин. Эти шины не шипуются, а обладают специальным резиновым покрытием, которое может менять свои свойства в зависимости от температурных условий, и обладает повышенным коэффициентом трения, в том числе и по отношению ко льду.

Например, финская Hakkapeliitta R уступает шипованным шинам на голом льду, зато выигрывает на асфальте, покрытом кашей из снега, соли и воды. Большой плюс - ее можно использовать и в Финляндии, где зимой желательно ездить на шипах, и в Германии, где шипы запрещены. Финские шинники гордятся тем, что новая шина имеет сниженное сопротивление качению, при сохранении тормозных характеристик.

Однако фрикционные свойства покрышки ухудшаются по мере ее износа, поэтому покупая покрышки еще раз поинтересуйтесь, какая высота протектора считается для шины критической, что бы ее использовать в качестве зимней резины.

О погоде на дороге, о дорожных работах и о многих важных вещах можно узнать на сайте Финской дорожной Администрации.

На сайте по-фински, по-английски и частично по-русски вы можете получить оперативную сводку погоды и даже самим увидеть дороги Финляндии с помощью сети дорожных видеокамер. А что касается правил Дорожного движения, то рекомендуем посетить сайт Службы безопасности дорожного движения Финляндии.

Если надо оказать в экстренных случаях первую медицинскую помощь вызывайте Службу спасения по телефону 112. Английский - рабочий язык этой службы. Если произошла авария и нет жертв то обращайтесь в местную полицию по телефону 118.

Счастливого вам пути!

Особая благодарность за консультации - Финской дорожной администрации и г-ну Паули Хайми.

Текст: Константин Ранкс

Я не понимаю, как они по ним ездят и как вообще до сих пор живы. То ли дело зимние дороги в России - посыпанные солью, реагентами, песком или гранитной крошкой. А здесь?

В Лапландии, сплошь покрытой снегом, никто вообще ничем не посыпает ни трассы, ни улицы в городах. Сплошной снег, что на дороге, что на обочине, никаких грязных отвалов и каши под ногами, все машины чистые, обувь на ногах не разваливается и не имеет белых разводов, когда приходишь домой. И все нормально ездят, никаких аварий, за неделю не увидел ни одной валяющейся в кювете машины как сами знаете где...

Как так получается? И дороги не загадить всеми этими смесями, и безопасно ездить зимой? Загадка... Что вы думаете, как им это удается?

1. Единственное, что здесь делают с дорогами - все время чистят от свежевыпавшего снега. Опасного пухляка, скрывающего истинное состояние дороги и скользкие проплешины, здесь практически не встретить. Гололед - да, встречается, но... аварий то не видно! Может быть причина в том, что, если на трассе знак 80, все едут 80, а не 99 и уже тем более не несутся под 130.



2. Дорога на въезде в один из лапландских городов.

3. Так выглядят дороги внутри поселков и городов в Лапландии.

4. Ниже фото, как выглядит трасса из Рованиеми в Ивало.

6. На спусках, опасных поворотах или пересечениях дорог нередко можно увидеть фонари освещения. Естественно, эти меры снижают вероятность аварий.

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна

Вред. Соль - это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.


Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основе
Уборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами - 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты - в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

ПЕТЕРБУРГ

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название - шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах


Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»:
«Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».


ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.


В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок - тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка - экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.


Аврора Рамо, жительница Хельсинки:
«Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда - не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника


Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов


Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.


Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция


экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.


Мочевина


полезна для окружающей среды

в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН


После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА


Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»:
«Лучший способ - всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества - диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».

«Автостолица» узнала, как братья финно-угры борются со снегом в своих городах

Обычный день в обычном финском городе Лаппеэнранта. На фото хорошо заметно, что роторная насадка трактора отбрасывает снег с проезжей части за тротуар. Ни сама дорога, ни пешеходный путь не расчищены до асфальта

В России зимой традиционно наступает время жалобщиков. Население жалуется на снег и лед на дорогах. Специальные службы борются с гололедом, обильно посыпая транспортные и пешеходные артерии смесью песка и соли. Жалобщики недовольны ни тем ни другим. Соль, по их мнению, разъедает машины и обувь, песок становится главным пачкуном. Жалобщики традиционно кивают на соседнюю Европу и, в частности, Финляндию, климат которой схож с российским. В связи с этим у ДЕНИСА ТЮРКИНА возник интерес к дорожным службам братьев финно-угров: как они борются с гололедом? Посыпают ли песком? Или солью? Или еще чем?

Собеседники

Сложными запутанными схемами, благодаря религиозным деятелям, книгоиздателям и Мировой паутине корр.«С» вышел на двух жителей благословенной Финляндии, которые в этом материале выступают нашими экспертами. Мысленно пожмите им руки. Юкка Репо. Занимается автомобильным бизнесом, у него свое предприятие по производству номеров. Он, кстати, некоторое время жил в России - в Санкт-Петербурге и… Саранске. Сейчас живет в деревушке Муукко близ города Лаппеэнранта. Место это примечательно картодромом, названным в честь великого финского гонщика Кимми Райкконена. Пилот «Формулы-1» в юности тренировался в Лаппеэнранте, поэтому именной картодром там кстати…

Второй эксперт - Матти Химми, что-то вроде главного инженера по дорогам в муниципалитете города Лаппеэнранта. На нем лежат уборка и содержание всех местных транспортных артерий. Лаппеэнранта по количеству жителей - примерно 80 тысяч - уступает Саранску, но по площади значительно его превосходит. Если столица Мордовии занимает 71,6 квадратных километра, то финский город - более 1700 «квадратов»! И даже если вычесть 200 квадратных километров водной поверхности, то и оставшаяся площадь должна впечатлить жителя Саранска. «Улицы в Лаппеэнранте больше, а значит, и работы для специальных служб существенно больше, чем в Саранске», - говорит Юкка Репо.

Экономия

Как объясняет Матти Химми, в Финляндии считаются с тем, насколько затратной будет уборка снега. Можно сказать, что во главу угла ставится экономическая целесообразность. В связи с этим существует три способа. Первый - это уборка проезжей части двумя грузовиками с отвалами. Первый едет посередине дороги, второй подчищает остатки за первым, сгребая снег к обочине. Способ считается самым эффективным и экономичным. Второй - уборка тракторами с роторной насадкой, которая отбрасывает снег на несколько метров. И если грузовики являются собственностью муниципалитета, то тракторы принадлежат частникам. Зимой город заключает договор с владельцами такого транспорта. Летом же с тракторов снимают снегоуборочное оборудование и используют в сельском хозяйстве. Это также считается эффективным, ведь техника используется круглый год, принося пользу и не простаивая в гараже. Третий способ считается самым затратным. Он связан с вывозом снега за пределы города на грузовиках с тех участков, где это необходимо.

Теперь о том, чем посыпают дороги и тротуары в Финляндии. Значимые трассы и крупные улицы обрабатывают чистой солью. Правда, как отмечает Матти Химми, в стране постепенно исключают эту технологию из жизни, поскольку это вредно для экологии: загрязняются артезианские источники, наносится вред грунту… Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (да-да, жители Суоми не оставляют двухколесный транспорт и зимой!) посыпают только гранитной крошкой и ничем более: солью их не обрабатывают! Что касается песка. Его могут использовать только на маленьких деревенских дорогах, в городах его не применяют.

С шипами и без

На второстепенных сельских дорожках специально оставляют снежный накат, чтобы при уборке не повреждать покрытие. Другие транспортные артерии стараются чистить до асфальта, но без фанатизма, чтобы не повредить покрытие. В городах вообще нет прямого требования к дорожникам, чтобы те чистили дороги до асфальта. Просто в этом нет необходимости, так как подавляющее большинство легковых автомобилей в Финляндии зимой оснащается шипованными шинами. По словам Юкки Репо, такие автолюбители помогают тем, кто ездит на фрикционной резине без шипов. Каким образом? Металл взрыхляет лед, улучшая зацеп! Такое вот мнение. А вот интересная тенденция. В последнее время в северных странах вроде Швеции и Финляндии количество машин на нешипованных шинах стало расти. Местные водители таким образом пытаются минимизировать вред, наносимый шипами дорожному покрытию. А еще чиновники объясняют им, что покупка более дешевых шин, которыми и являются фрикционные, экономически выгодна. Но никаких строгих законодательных ограничений в этом плане пока нет, поэтому большинство ездит по старинке - на шипах.

Главный вывод, который делают наши эксперты, - это не то, как хорошо убираются дороги в Финляндии. А то, какую автомобильную резину используют финны, делая свою поездку безопасной. То есть упор делается на сознательность водителя и его отношение к зимнему вождению. Кстати, в этой стране действует правило, запрещающее эксплуатацию зимней шины с остаточной глубиной протектора менее 6 миллиметров. Не выполнил его - получи большой штраф! Для сравнения, в России только с 1 января 2015 года стал действовать «зимний шинный стандарт», но он гораздо мягче. В нашей стране остаточная глубина протектора может равняться 4 мм.

Скорость

Меняется ли скоростное ограничение на трассах Финляндии зимой? Да. По словам Юкки Репо, на автомагистралях, где летом разрешенный максимум - 100 км/ч, в зимнее время запрещено разгоняться более 80 км/ч. На новых крупных шоссе, построенных в последние пять лет, лимитирование гибкое в зависимости от текущей погоды. Там на некоторых участках есть собственные миниатюрные метеостанции. Согласно их показаниям, дорожники устанавливают скоростные ограничения и предупреждают об этом водителей с помощью интерактивных электронных табло, которые стоят на трассе. Вот, например, во время беседы с финскими экспертами, которая проходила 2 февраля, в предместьях Лаппеэнранты шел ледяной дождь и была плохая видимость. Обстановка была сложная, поэтому дорожники приняли решение установить низкое скоростное ограничение. В городах зимой ничего не меняется, там лимит от 30 до 60 км/ч. «Само собой, если скользко, люди стараются ездить потише, - говорит Юкка Репо. - Когда жил в вашей стране, я поражался некоторым русским, которые и в гололед позволяли себе разгоняться до 100 км/ч и выше. Это неприемлемо».

Кстати

По словам Юкки Репо, в Финляндии есть такой порядок: если ты сломал, к примеру, ногу, когда поскользнулся, то твое лечение оплачивает фирма, ответственная за уборку территории, где тебе не повезло свалиться.

«Люди в Финляндии отвечают за свою работу, - говорит бизнесмен. - Личная ответственность мотивирует. Если я работаю хорошо, значит, на моей территории никто не упадает и мне не нужно будет выплачивать компенсации. А вот если плохо, то у меня не останется денег на жизнь».

В каждой многоэтажке в этой стране есть совет управления дома, куда входят активные жильцы. Они заключают договоры со сторонними фирмами по уборке и принимают решения за соседей.

Финны порой находят довольно удачные решения различных бытовых вопросов. Финляндия – северная страна, поэтому тут, как и в России, зимой бывает много снега. Слишком много снега и льда. Это вносит сложности в обеспечение безопасной езды на автомобиле зимой. Одних только зимних шин нокиан тут недостаточно. К тому же, по мимо автомобилей есть еще пешеходы и велосипеды. Многие считают, что единственный способ бороться со льдом и снегом на дорогах - это поливать проезжую часть и тротуары реагентами, от которых снег и лёд таят, обеспечивая прямой контакт шин автомобиля с дорогой. Однако, есть и другие интересные способы, которые используют в Финляндии и о которых мы вам и расскажем сегодня.

Различные химические реагенты, даже такие как соль, конечно очищают дорогу, но в то же время наносят существенный вред окружающей среде: портят сами автомобили, обувь. Многие весьма недовольны от того, что их машина гниет быстрее, а ботинки зимой постоянно в белых разводах.

Гравий вместо реагентов и песка

Можно посыпать дорогу песком, но песок замусоривает город, который и без того весной переполнен пылью. Финны очень часто вместо песка и реагентов используют мелкий гравий. Размер гравийной крошки, которой посыпают дороги в Финляндии, от нескольких миллиметров до сантиметра, то есть это не песок и не пыль, а мелкие острые камешки.


Так выглядят камешки, которыми финны посыпают дороги зимой

Работают камешки очень эффективно. Камешки острые и врезаются и в лёд и подошву обуви или протектор шины вашего автомобиля или велосипеда, обеспечивая хорошее сцепление с дорогой и на снегу и на льду. Камешки не надо сыпать каждый день, а только когда выпал снег, или из-за погодных условий на дороге гололёд. Посыпал камнями и они лежат до следующего снегопада. Не знаю как часто приходится сыпать камни, но мне кажется в среднем получается не чаще раза в неделю. Камни работают весьма весьма неплохо, обеспечивая хороший контакт с дорогой пешеходам, велосипедам и автомобилям, движущимся на небольших скоростях в городе.

У камней есть еще один существенный плюс. Кроме того, что камни естественны для окружающей среды в отличии от химических реагентов, их можно собрать и использовать по второму разу. Камешки довольно тяжёлые и в отличии от песка остаются до весны на том месте, где их высыпали. Весной, как только прекращаются заморозки, по всей Финляндии камешки очень быстро собирают.


Несколько тракторов за пару часов могут собрать камни на всей улице...

Камешки собирают, во-первых, чтобы использовать следующей зимой, потому что финны очень экономные. А во-вторых, чтобы почистить проезжую часть. Как только снег сходит, камешки на дороге становятся несколько опасными. Куча камешков, рассыпанная по асфальту, ведет себя как куча маленьких шариков. Если резко затормозить на камешках на асфальте без льда и снега, то машина или велосипед покатятся дальше. На небольших скоростях до 40 км/ч это некритично, но на больших скоростях это становится опасно.


По весне камешки могут даже стать опасными, так как ведут себя как шарики на асфальте...

Камешки очень эффективны, особенно в центре города, где много пешеходов, а машины движутся медленно. На больших же трассах камешки не работают, поэтому в Финляндии на скоростных магистралях тоже поливают проезжую часть реагентами.


Весеннее солнце нагрело камешки и они провалились под лёд...


А камешки все подо льдом...


Весной камешки какое то время почти не работают...

Также камешки не работают весной, когда сходит лёд. Весной днем черные камни в отличии от белого снега быстро нагреваются и «проваливаются» сквозь ледяной покров на дороге. К ночи опять заморозки, на дороге уже нет камней, а сплошной гололед. Но такая ситуации длится недолго. В это время надо быть просто чуть более аккуратным. Но зимой вообще надо ездить и ходить пешком более осмотрительно. Поэтому по нашему мнению финские камешки - весьма эффективное экологичное решение проблемы безопасности движения зимой для небольшого города.


По весне все тратуары и проезжая часть в Финляндии заспаны слоем камней...

В Финляндии почти все города совсем маленькие. Подойдут ли камешки для большого города? По нашему мнению вполне, особенно в центре города, в пешеходных зонах. Насколько дорого использовать такой гравий? Нам кажется, что не дороже, чем химические реагенты или песок. В обоих случаях, чтобы разлить реагент и рассыпать песок или камни, нужна машина. Так что стоимость самой процедуры разбрасывания камней такая же. Возможно камни дороже, но зато их можно использовать многократно. Специальная техника собирает камни очень быстро. Несколько финских тракторов за пару часов могут почистить целую улицу. Посмотрите сами нашу видео передачу и убедитесь как это просто: