В.И. Говоровъ

Три Гармоническихъ Начала


«Снова замерло всё до разсвета -
Дверь не скрипнетъ, не вспыхнетъ огонь.
Только слышно – на улице где-то
Одинокая бродитъ Гармонь:
То пойдётъ на поля, за ворота,
То обратно вернётся опять,
Словно ищетъ въ потёмкахъ кого-то
И не можетъ никакъ отыскать.»

М.В. Исаковскій, Рускій Піитъ

Наступили зимніе праздники, въ которыхъ главными Героями есть наши Сказочные Дедъ Морозъ и Внучка Снегурочка. Математикамъ тоже не чуждо праздничное настроеніе, и въ качестве подарка отъ деда Мороза «новогодняя математическая загадка». Следуетъ учесть, что въ сказке Снегурочку вылепила Баба, поэтому более верно считать Снегурочку Внучкой Бабы, а не Деда Мороза. Итакъ, загадка:

«Есть Дедъ Морозъ и Внучка Снегурочка. Снегурочку вылепила Баба. Определите Уголъ наклона Земной Оси».

Ответъ – Уголъ наклона Земной Оси 23,24 0 . Для проверки посмотрите въ астрономическихъ справочникахъ. Это я къ тому, что загадка весьма серъёзна при её «шуточномъ», казалось бы, виде. Она решается въ «два счёта» при ещё одномъ условіи – надо знать и понимать Рускій Математическій Языкъ, а также учитывать неравномерность Летнего и Зимнего цикловъ, и физическіе свойства Телъ при нагреваніи расширяться, а при охлажденіи сжиматься. Время, которое обозначается Буковой «Вода», тоже имеетъ аналогичные свойства, только Вода при охлажденіи ещё и «расширяется». А для ещё большего запутыванія вопроса въ современъной «физике» Время и Температуру обозначаютъ одной и той же буквой.

То же происходитъ и съ Гармоніей. Если мы пока не въ состояніи дать Точное и Полное Определеніе Гармоніи, на какомъ основаніи можно утверждать, что речь идётъ собствено про Гармонію?

В.И. Даль даётъ следующее определеніе:

«ГАРМОНİЯ - соответствіе, созвучіе, соразмерность, равновесіе, равномерность, равнозвучіе, взаимность, соотношеніе, согласіе, согласность, согласъ, стройность, благостройность; соразмерное отношеніе частей целого; правильное отношеніе одновременъныхъ или современъныхъ звуковъ, аккордъ; самая наука о созвучіяхъ. Гармоническій, стройный, созвучный, соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться, созвучить; быть подъ одно, подстать, подмасть, подъ ладъ.».

И где здесь соответствіе некоему «одному параметру гармоніи», когда уже само «соответствіе» предполагаетъ наличіе несколькихъ сравниваемыхъ величинъ. А.С. Пушкинъ верно указалъ, что после проверки только одной «алгеброй» отъ Гармоніи остаётся «трупъ». Поэтому развитіе Теоріи Гармоніи идётъ съ включеніемъ следующихъ компонентовъ – Рускій Языкъ, Сакральные Православные арифметика, геометрія, тригонометрія; Квантовая Теорія Чиселъ, Самостепенъные Числа, ДревлеРуское Зодчество, Теорія Музыки – возможно, это ещё не всё!
Полный текст доступен в

Что такое загадка? Развлечение для детишек или серьезное, самое настоящее обрядовое действо? Суть загадки так до конца не познана и таит в себе множество секретов... Доподлинно известно, что наши предки загадки уважали и не обходились без них ни в воспитании детей, ни на святочных посиделках, ни на свадьбах. А вот летом и при свете солнца, оказывается, загадывать и отгадывать загадки было не принято...

Не пройти ли вам на Кудыкину гору?
Народные загадки сохранили для нас «обломки» старинного образного языка. Еще в XVII веке они были широко распространены в быту и являлись не чем иным, как своеобразной тайной речью. Дело в том, что на прямое называние ряда явлений существовал запрет (табу). Не знаю, как у вас, а у меня в семье до сих пор не принято задавать прямой вопрос при выходе из дома: «Куда ты идешь?» Можно нарваться на грубый ответ: «Куда-куда? Корове под кой-куда!» Это все оттого, что наши прародители когда-то свято верили, что, назвав место, рискуешь туда не попасть. Болтуна же весь день будут преследовать неудачи. Лешего мы до сих пор называем тайным именем «дед Пихто», опасаясь, как бы он чего дурного не натворил, а когда по грибы пойдем, в глухой лес не завел.

Тух-тух-та на голоногого
Путешественник XVIII века С. П. Крашенинников привел примеры тайной речи у охотников: «В прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - «востроверхою», бабу - «шелухою» или «белоголовкою», девку - «простыгою», коня - «долгохвостым», петуха - «голоногим». Не дай Бог, сибирский охотник прямо расскажет, как прошел промысел, - удачи в другой раз не будет. Отсюда и загадка: «Пошёл я на тух-тух-ту, взял с собой таф-таф-ту и набрел на храп-тах-ту; кабы да не таф-таф-та, меня съела бы храп-тах-та», - что в переводе на современный язык означает: пошёл на охоту, взял с собой собаку, нашёл медведицу и т. д.

Шифрующийся учитель
Тайный язык - и есть прародитель наших загадок. Благодаря загадке будничный мир повседневных мелочей включался в яркую систему образов. Вот загадка про свинью («низкоглядую»): «По земле ходит, а неба не видит». Или про петуха - «Голоногий пан поет, солнце на небо зовет».
В загадках отражаются представления наших предков об устройстве мира и самого человека, о времени и о смысле жизни. Диалог старших членов семьи с младшими обеспечивал передачу знаний от поколения к поколению: «Щука ныряет, трава прилегает» (коса). «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (дерево).

Ну и скабрезности!
Во время древнерусской свадьбы с помощью «взрослых» загадок проверяли жениха на смекалистость и поднимали на смех, если тот дурнем чесал в затылке: «Не солено, не варено, промеж ног - завсегда готовый завтрак?» Пока жених смущается, мы подскажем, что это коровье молоко . «Если б не тятина лопатина - заросла бы мамина лохматина», - вот уж серьезная загадка, содержащая в себе жизнеутверждающее начало! Это пашня и плуг. Но кончались посиделки, и загадки вместе с яркими нарядами откладывались «в сундук» до другого особенного случая, чтобы сохранить атмосферу чудесного праздника, не растерять ее в череде будней.

Перенимай, сынок!
Интересно, что закодированная в загадках информация о явлениях природы должна была проговариваться только в особенное время - на святки и на Новый год, когда солнце поворачивает свой ход на лето , а мир будто бы рождается заново. В такие волшебные вечера собирались дети и подростки вокруг убеленных сединой старцев и мудрых старушек, чтобы загадки отгадывать и жизненную мудрость перенимать. Загадки давали представление не только о быте, но и об истории: «На горе-горушке стоят две старушки, если охнут, люди глохнут» (пушки). В основу загадок ложилось познание окружающей действительности, требующее от ребенка острой наблюдательности и сообразительности: «На улице рубашка, в избе рукава» (лучи солнца). «Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт (град).

Ловушка для малыша
Загадка, говоря научным языком, - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним хотя бы отдаленное сходство: «На потолке в уголке висит сито не руками свито» (паутина). Так, паутина превращается в решето, лампочка - в грушу, солнце - в яблоко, а всем известный огурец - в горницу, полную людей, - просто волшебство какое-то! Поэтому загадки так любят дети. Мудрая загадка заставляет ребенка думать и развиваться, ее условный язык вынуждает его находить поэзию в самых простых вещах. «Скорчится - с кошку, а растянется - с дорожку» (веревка). «Два братца пошли в воду купаться» (вёдра).
При отгадывании развивается и четкая логика, и образное мышление, и способность к рассуждению и доказательству, а это и является основой любого творчества. «Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять» (Небо, звезды, месяц).
Отгадывание загадок всегда доставляет ребенку (да, поверьте, и взрослому) удовольствие, потому что это - игра, в которую очень интересно играть. Богата удивительными красочными образами сокровищница русских народных загадок. Можно их сочинять и самим. Вот я, честно признаюсь, пару загадок, приведенных в этой статье, выдумала - но какие, не скажу. Отгадайте сами!
Если получилось у меня - получится и у вас, даже еще лучше. Пусть же копилка маленьких шедевров, созданных вами вместе с вашим ребенком, пополнится еще и новыми загадками. И пускай они передаются из поколения в поколение.

Р.S. Да, кстати, а кто «растит, играет, как матушка оберегает?» - Няня!

Стало интересно, что вообще это «имя» означает и откуда взялось.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:

Дед Пихто - персонаж русского диалогического фразеологизма (присловия, ответной фразеореплики), постепенно проникающий в массовую культуру.

Основная, наиболее свернутая форма данного диалогического фразеологизма выглядит так: «- Кто? - Дед Пихто! ».

Наиболее раннее из известных употреблений в художественной литературе относится к 1940 г., в повести В. Ф. Авдеева «У нас во дворе».

«Оставив дверь в чулан открытою, Филька подошел поближе и, собравшись с духом, спросил:
- Ты кто?
- Дед пихто, - усмехнулся красный ».

Филолог Г. М. Мандрикова отмечает, что функция фразеореплик-ответов на вопросительные слова заключается в отклонении вопросительной реплики как неуместной и часто употребляется при нежелании отвечать на поставленный вопрос. Кроме того, ответные фразеореплики зачастую служат для замены табуированной непристойной лексики, то есть выполняют функцию эвфемизмов.

По одной из версий, «Дед Пихто», явлется эвфемической заменой слова, обозначающего фаллос (корень слова «Пихто» образован от глагола «пихать», окончание образовано для поддержания рифмы к местоимению «кто», слово «дед» акцентирует мужское начало). Это подтверждается и нередким в старых публикациях написанием слова «пихто» со строчной буквы: «дед пихто» или «дед-пихто», то есть как указание роли, а не имени.

Однако в процессе широкого употребления первоначальное непристойное значение этой фразеореплики стерлось. Созвучие с названием дерева «пихта», способствовало «легализации» образа, постепенно вышедшего за пределы «своего» фразеологизма.

За именем «Дед Пихто» (так же как и за другими именами собственными из фразеологизмов: Кудыкиной горой, Царем Горохом, гоняющим телят Макаром, Эниками-Бениками и т. п.) не стоит никакого более широкого текста, «осколком» которого оно бы могло быть. Однако для современной культуры это не является препятствием и постепенно она этот текст для Деда Пихто создает.

«Северные народы верили, что в тайге живёт Дед Пихто. Лесной дух вроде нашего лешего. Он строго следит за порядком в своих владениях. Зимой протаптывает тропинки в глубоком снегу, чтобы легче было ходить за дровами. Заблудившимся охотникам помогает найти дорогу домой. Именно он научил людей строить тёплые юрты. Но Дед Пихто хорошо относится только к тем, кто бережёт природу. Тех же, кто ломает деревья, мусорит и устраивает пожары в лесу, ждёт суровое наказание».

«Лешего мы до сих пор называем тайным именем „дед Пихто“, опасаясь, как бы он чего дурного не натворил, а когда по грибы пойдем, в глухой лес не завел ».

Ул. Мясницкая, 37 (м. «Чистые Пруды»), тел.: 915-8383.
Режим работы: вс.-чт. 12.00-00.00, пт., сб. 12.00-02.00.
Открылся в 2009 году.

Атмосфера и интерьер . Во флигель старой московской усадьбы дизайнер Юна Мегре гармонично встроила интерьер европейского деревенского дома 50-х годов: плетеная мебель, полки с домашними заготовками, корзинка с котятами, настоящий камин, дрова и прочие сельские прелести. Бесчисленные безделушки, которые создают удивительно уютную атмосферу, учредители ресторана разыскивали по европейским барахолкам: на этажерках и комодах пристроились бельгийские заводные игрушки, фарфоровые кошки, выставлены резные рамочки с поблекшими фотографиями, видавшие виды весы. Есть старый, но работающий граммофон. В небольшом двухэтажном доме четыре зала плюс просторная веранда, которая работает круглый год.

. Дед Пихто - очередной уютный ресторан от синдиката Ginza Project : с домашней кухней, демократичными ценами, большими порциями и дружелюбным персоналом. Шеф-повар Александр Лохин ценит простые рецепты и ясные вкусы: все как дома у бабушки.

Специальные предложения . В ресторане проводятся мастер-классы по приготовлению всевозможных домашних деликатесов. Приглашенная звезда при активной помощи шеф-повара учит гостей варить варенье из облепихи, из райских яблочек или делать апельсиново-имбирный джем, печь пышные блинчики и готовить главное английское блюдо - ростбиф. Участие в мастер-классах бесплатное.

Кухня . В объемном меню соединились русские и европейские блюда, и все они исключительно домашние. Из рук повара выходят кушанья, которые лучше всего характеризует слово «вкусные»: в «Цезаре» много креветок, в грибном супе только белые грибы, а феттучине щедро сдобрены тушеной уткой. На кухне «Деда Пихто» варят варенье, пекут пирожки, готовят морс из клюквы и компот из сухофруктов, делают вишневую наливку и жгучую хреновуху.

Средний счёт - 1000 рублей.

Мисато

Ул. Мясницкая, 47 (м. «Красные Ворота»), тел.: 725-0333 .
Режим
работы: пн.-вс. 12.00-00.00.
Открылся в 2008 году.

Атмосфера и интерьер . Интерьер ресторана Мисато основан на трех стихиях: в нем много воды, деревьев и камней. И никакого хай-тека, характерного для столичных заведений японской кухни. С улицы Мисато представляется одноэтажным помещением в обычном доме. На деле же и дом этот не просто дом, а первое в России здание, целиком построенное из бетона, и ресторан трехуровневый. На нижнем царит романтическая атмосфера: приглушенный свет, пруд с рыбками, фонтан, есть тепан - повар готовит на глазах у гостей. Средний этаж универсальный: европейская расстановка столов, больше света, бар. На верхнем расположены отдельные кабинеты, идеальные для переговоров, из них два зала с татами.

Шеф-повар и концепция заведения . Мисато - ресторан аутентичной, а значит, дорогой японской кухни. Здесь не идут на компромиссы: шеф-повар Мунечика Бан - естественно, японец, продукты - естественно, высококачественные. Например, лобстеров и морских ежей держат в аквариуме с морской водой.

Специальные предложения . В ресторане работает Школа суши Мунечика Бана . Ученики вместе с шефом готовят суши, роллы, после чего дегустируют их, а также блюда из специального меню (мисо-суп, омлет с овощами и морепродуктами, горячее на выбор, десерт и зеленый чай). Мастер-класс можно заказать на любой день. Цена (вместе с обедом) - 6500 руб. на двоих.

Кухня . Меню ресторана обширно - более 200 японских блюд, которые поделены на тематические разделы. Среди хорошо знакомых роллов «Калифорния» и суши с морским гребешком немало редкостей: суши с тающей во рту мраморной говядиной, гунканы с икрой морских ежей, живущих прямо в ресторане, паровой омлет с морепродуктами и саке, только что выловленный лобстер.

Средний счет - 3000 рублей.

Carre Blanc

Ул. Селезневская, 19/2 (м. «Новослободская»), тел.: 258-4403.
Открылся в 2001 году.

Атмосфера и интерьер . Именно Carre Blanc в начале 2000-х принес в Москву знание о настоящей французской кухне. В 2010-м создатели «Белого квадрата» решили рассказать о том, что такое настоящий французский ресторан. Сегодня Carre Blanc - это коктейльный Пьяно бар с мягкими диванами, спортивными трансляциями и дизайнерским камином; домашнее брассери Le petit carre с тесно стоящими столиками и скидкой 15% на все меню; строгий основной зал с огромными окнами и классической сервировкой; лаконичный дегустационный зал «Малевич»; грамотно оборудованный винный погреб; зеленая уютная веранда. Квадраты гармонично вписаны в интерьеры каждого зала.

Шеф-повар и концепция заведения . За многообразие блюд (высокая французская кухня, авторские шедевры и домашняя кулинария) отвечает Эрик Ле Прово, который и открывал ресторан в 2001 году. Кредо шеф-повара - гармоничное сочетание ингредиентов: блюдо должно быть достаточно сложным, но с цельной вкусовой композицией.

Специальные предложения . По вторникам и четвергам - занятия в кулинарной школе. В специально оборудованном зале шеф учит готовить французские блюда - горячее и десерт. Занятия заканчиваются дегустацией, к блюдам сомелье подбирает вино. Продукты только французские. Цена - 4900 рублей.

Кухня . Во всех залах ресторана действует единое меню. Открывает его страница комплексных предложений «Формулы» для обеденного времени. Далее следует «Основное меню» с авторскими блюдами и позициями из высокой французской кухни. Раздел «Французские традиции» посвящен луковому супу, кровяной колбасе, фаршированным улиткам и прочим специалитетам. В «Предложение от шефа» вошли сложные блюда из дорогостоящих продуктов.

Средний счет - 2000 рублей.

Goodman

Трубная пл., 2 (м. «Трубная»), тел.: 775-9888.
пн.-вс. 12.00-00.00.
Открылся в 2008 году.

Всего в Москве работает девять ресторанов сети стейк-хаусов Goodman , еще несколько точек открыты в Лондоне, Киеве и Новосибирске. Но именно в Гудмане на Трубной площади чаще всего проводятся бесплатные кулинарные мастер-классы. Интерьер этого ресторана сохраняет общую стилистику сети - солидно, удобно, комфортно: кожаные диваны, темное дерево, кованые лампы, а также зона с мягкими диванами и журнальными столиками.

Шеф-повар и концепция заведения . Рестораны сети Goodman хоть и являются классическими стейк- хаусами, их нельзя назвать чисто американскими, «ковбойскими» заведениями. Это скорее респектабельная Уолл-стрит. Вячеслав Дельберг, бренд-шеф сети, говорит: «Наш конек - простота и качество. Чтобы приготовить прекрасное блюдо, не надо ничего усложнять». Здесь подают отменное мясо с правильными винами и гармоничными гарнирами.

Специальные предложения . Для желающих освоить азы профессии повара работает платная кулинарная академия (курсы: мясо, рыба, итальянская кухня). Несколько раз в месяц организуются и бесплатные занятия: сначала теория, затем добровольцы вместе с шефом готовят закуску и горячее, а сомелье проводит винную дегустацию.

Кухня . Меню в ресторанах сети Goodman единое. Причем из года в год оно остается неизменным: только лучшие стейки и проверенные временем мясные блюда плюс овощные гарниры и пара международных салатов и закусок. Кроме мяса здесь готовят рыбу и морепродукты.

Средний счет - 1650 рублей.

La Serenata

Долгоруковская ул., 19/7 (м. «Новослободская»), тел.: 721-8899.
Режим работы: пн.-вс. 12.00-00.00.
Открылся в 2010 году.

Новый ресторан La Serenata - трехэтажный особнячок, на каждом этаже которого своя атмосфера. На первом расположилось уютное кафе для легких обедов и посиделок с кофе и тирамису: здесь по стенам развешаны музыкальные инструменты и ноты. Второй этаж предназначен скорее для долгих ужинов, когда все наблюдают за шеф-поваром, работающим на открытой кухне. Третий, мансардный, этаж оборудован караоке. Цветовое решение для всего ресторана едино: кремовые стены, белоснежные скатерти, светлая деревянная мебель. Пожалуй, тут не хватает смелых деталей, ярких мазков. Возможно, это появится позже.