В любой письменной работе по английскому контролируется не только грамматика и лексика, но и логика, следовательно ваше эссе должно быть максимально логично. Чем логичнее вы напишите, тем понятнее будет ваше эссе проверяющему и тем больше баллов он вам поставит. Поэтому в эссе вы должны использовать различные вводные слова и сложно-подчинительные союзы , говоря простым языком, слова-связки.

Разделим все слова-связки на группы, чтобы было понятнее, для чего они служат:

I. Opinion Words

Первая группа слов называется «opinion words ». Вы обязательно используете их, так как пишите «opinion-composition»:
To my mind, … — По моему мнению, …
From my point of view, … — С моей точки зрения, …
In my opinion, … — По моему мнению, …

II. Introducing Words

Вторая группа слов называется «introducing words » . Это слова, с помощью которых вы вводите первый и самый важный аргумент в защиту своей точки зрения:

To begin with, … — Для начала, …
To start with, … — Для начала, …
The first thing to be considered is … — Первое, чтобы я хотел рассмотреть, …

III. Listing Words

Третья группа слов называется «listing words » (list — по-английски «список»). Это слова, с помощью которых вы последовательно аргументируете свое мнение:
First of all, … — Во-первых, …
Second (ly), … — Во-вторых, …
In the second place I would like to mention … — На втором месте, …
Third (ly), … — В-третьих, …
Finally, … — В конце концов, …

IV. Adding Words

Четвертая группа слов называется «adding words» . Это слова, с помощью которых вы можете добавлять аргументы в защиту своей точки зрения:
Moreover, … — Более того
What is more, … — Более того
More than that, … — Более того
Besides, … — Кроме того
In addition, … — В добавление
Furthermore, … — Более того
Next … — Следующее
Also … — Также
Plus … — К тому же

Слова Another thing & too — нельзя использовать в эссе, так как они относятся к неформальному стилю, характерному, например, для личного письма.

Третья и четвертая группы взаимозаменяемы!

V. Contrasting Words

Пятая группа слов — это «contrasting words» . Обратите внимание, что именно с такого слова вы начинаете третий абзац эссе.

However, … — Однако …
Nevertheless, … — Тем не менее …
In contrast, … — В противоположность, …
On the other hand, … — С другой стороны, …

Слово But — нельзя использовать в эссе, так как оно относится к неформальному стилю, характерному, например, для личного письма.

VI. Giving Examples

Также в эссе можно приводить примеры и ссылаться на мнение разных авторитетных источников, поэтому запомните слова из следующей группы. Это группа слов называется « giving examples» .
for example, — например, …
such as — такие как
like — как, подобно
according to smb — согласно словам «кого-либо»

VII. Concluding Words

В последнем абзаце вы делаете вывод, поэтому начните его с одного слова из следующей группы на выбор. Это группа слов называется « concluding words»

To sum up, … — В заключение, …
To conclude, … — В заключение, …
In conclusion, … — В заключение, …
All in all, … — В общем, …
All things considered, … — Принимая во внимание все изложенное, …

VIII. Cause and Effect Words

И, наконец, очень важная группа слов , которая содержит причинно-следственные союзы:
as a result — в результате
as — так как
because — потому что
so — поэтому
that is why — поэтому
thus — таким образом

Обязательно используйте причинно-следственные союзы в эссе по английскому языку, так как они помогут вам выразить свои мысли логично, а это очень и очень ВАЖНО.

Изучите данный ниже шаблон эссе , чтобы понять, как правильно использовать все вышеперечисленные слова-связки в эссе по английскому языку.

Но это еще не все! Самое сложное то, что написать эссе по английскому языку придется за ограниченное время — 40 минут. Как это сделать максимально эффективно?

КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 40 МИНУТ

1) прочитайте задание и определите основную проблему;
2) определитесь со своей точкой зрения (вы за или против);
3) напишите аргументы (2-3) и их обоснование на черновике;
4) отразите различные аспекты проблемы (социальные, экономические, моральные);
5) раскройте один из аспектов более детально;
6) и, ГЛАВНОЕ, писать эссе следует без черновика, держа в уме шаблон эссе (ниже)

ВАЖНО:
Эссе относится к официальному стилю поэтому в эссе недопустимы
сокращения типа: isn’t, don’t, that’s why
фразовые глаголы и другие разговорные выражение типа характерные для неформального стиля (of course, etc.)
не используйте скобки и восклицательные знаки по той же причине
не начинайте предложение со слов But или And. Используйте вместо них любое слово из группы 4.

Что за зверь такой «эссе» и, как с ним бороться? Безусловно, лучше всего его приручить. Предлагаем вместе здесь и сейчас разложить все по полочкам и разобраться, как писать эссе. Зачастую, успешно написанное эссе может открыть массу возможностей на пути к реализации нас самих, а вместе с тем и воплощению наших заветных желаний и целей.

Что такое эссе по английскому

Эссе на английском — это разновидность творческой работы, которая имеет произвольную композицию и раскрывает мнение автора на ту или иную проблему социального, культурного или исторического плана. Это не сочинение по английскому, статья, реферат или какое-либо другое произведение творческого жанра. Эссе гордо занимает отдельную лунку в миру публицистики. Давайте сравним его со статьей, сочинением по английскому языку и рефератом. Чтобы получше разобраться, что такое эссе и, почему его нельзя назвать статьей, рефератом и т.д.

Эссе очень похоже с сочинением-рассуждением, однако, основное различие этих жанров в цели написания эссе — сочинение на английском языке всегда имеет вывод, а эссе лишь побуждает читателя задуматься и сделать собственный. В эссе автор лишь рассуждает, поднимает актуальные темы, но не делает заключительный вывод, в отличии от сочинения. Статья действительно очень похожа на эссе, ведь нет определенной структуры, есть актуальная тематика. Однако, статья является произведение журналистики, в отличие от эссе. Именно этот фактор и делает статью единственной и неповторимой в мире публицистического жанра. И чтобы у вас не осталось ни малейшего желания сравнивать эссе с рефератом, давайте рассмотрим последние отличия. В первую очередь, реферат больше в объеме — около 5 страниц, в то время, как эссе занимает чаще всего 1,5 - 2 страницы. Также, в эссе повествование идет от лица автора, а реферат представляет собой доклад на четко определенную тему.

Где пригодится эссе по английскому:

  • Для сдачи международного экзамена по английскому языку .
  • Для поступления в университет.
  • Для приема на работу.

Однако, это не все моменты, где может пригодится эссе. Не секрет, что написание эссе развивает воображение, помогает развить навыки аналитического мышления.

Вывод: хотите развиваться — пишите эссе. Оно занимает крайне важную роль в школе, в университете и даже на работе. Очень важно научиться понимать, как правильно писать эссе на английском, чтобы еще со школьных лет уверенно идти к успеху.

Виды эссе

Существует 3 вида эссе по английскому языку:

  • For & Against Essays («За и Против»).
  • Points to consider («Проблема и решение»).
  • Opinion Essays («Особое мнение»).

For & Against Essays

Эссе «За и Против» - в данном типе эссе основной задачей стоит рассмотреть две существующие точки зрения. Важно объективно оценить обе позиции и выразить свое понимание каждой из сторон.

  1. Структура:
  2. 1) Введение (здесь важно охарактеризовать тему, о которой будет идти речь, не выражая свое собственное мнение).
    2) Основная часть (здесь важно выразить свое мнение о проблеме, привести примеры и доказательства).
    3) Заключение (в данном разделе вы подводе итоги и суммируете все вышеперечисленное. Помните, что в данном типе эссе конкретный вывод делать не следует, можно лишь распределить по двум чашам весом все аргументы).

Важно! Слова I think , I believe , In my opinion , etc. можно употреблять только в заключении , где вы выражаете свою позицию.

Полезные фразы:

При рассмотрении точек зрения (начало эссе):
firstly - во-первых
in the first place - на первом месте
to begin with - начнем с
secondly - во-вторых
finally - в конце концов
Чтобы указать преимущества:
another - другое
an additional advantage of is … - дополнительное преимущество чего-то есть
the main advantage of is … - дополнительное преимущество чего-то есть
Чтобы указать недостатки:
a further - следующий
a major disadvantage / drawback of … - основной недостаток
the greatest / most serious / first disadvantage - основной недостаток
another negative side of … - другая негативная сторона этого…
Чтобы представить каждую точку зрения:
one point / argument in favour of … - oдин аргумент в пользу…
one point / argument against … - один аргумент против…
it could be argued that … - существуют споры, что...
При рассуждении:
moreover - более того
in addition - вдобавок
furthermore - кроме того
besides - помимо
apart from - кроме
as well as - так же, как
also - также
both - оба
there is another side to the question … - есть другая сторона этого вопроса…
Для того, чтобы выразить контраст
however - однако
on the other hand - с другой стороны
still - еще
yet - еще
but - но
nevertheless - тем не менее
it may be said / claimed that - говорят, что...
although - хотя
while - в то время, как...
despite / in spite of - несмотря на...

Opinion Essays

«Особое мнение» - в данном типе эссе важно выразить свою позицию относительно той или иной проблемы. Важно приводить примеры, аргументы в пользу вашего мнения, а также выражать свою позицию достаточно прозрачно.

  1. Структура:
    1) Введение (здесь важно указать вопрос, который будет рассматриваться, а также вашу позицию относительно него).
    2) Основная часть (важно указать мнения, противоположные вашему, объяснить, почему они имеют право на существование, а также привести аргументы в пользу вашего мнения).
    3) Заключение (в данном разделе вы еще раз выражаете свою точку зрения другими словами).

Полезные фразы:

Для того, чтобы выразить собственное мнение:
to my mind ,… - мое мнение
in my opinion / view … - я считаю…
I firmly believe … - я твердо уверен...
I am (not ) convinced that … - я не уверен, что...
I (definitely ) feel / think that … - я определенно считаю, что…
it seems / appears to me … - похоже на то, что…

Points to consider essays

Эссе «Проблема и решения» пишется в формальном стиле. Важно поставить проблему, затем рассмотреть пути ее решения.

  1. Структура:
    1) Введение (здесь вы заявляете о проблеме).
    2) Основная часть (важно показать возможные пути решения проблемы и ее последствия).
    3) Заключение (в данном разделе вы выражаете свое собственное мнение о решении проблемы).

Полезные фразы:

Чтобы объяснить ситуацию:
because - потому что
due to (the fact that ) - благодаря чему-то
the reason is that - причина в том, что
thus - таким образом
consequently - в результатe
so that ... - таким образом
in order to ... - для того, чтобы
with the purpose of - с целью
intention of (+ing ) - c намерением
Чтобы выразить вероятность:
it can / could / may / might be … - возможно...
it is possible - возможно
unlikely - вряд ли
foreseeable - предвидимо
certain that ... - уверен, что...
the likelihood - вероятность

Лексика и грамматика в эссе по английскому:
It’s generally believed that … Принято верить, что…
Secondly, many people claim that … Во-вторых, многие заявляют, что…
An advantage, of… is … Преимущество этого в том, что…
On the other hand, it is often claimed that… С другой стороны, всегда заявляют, что…
In addition most people would agree that the most serious disadvantage of… is… Вдобавок, многие согласятся, что самым серьезным недостатком является…
Furthermore, it is generally believed that… Более того, принято считать, что…
Taking everything into consideration… Принимая все во внимание…
Although, it must be said that there is no absolute answer to the question of… Однако, следует сказать, что нет однозначного ответа на этот вопрос...
Thus, no one can deny or raise an objection against the fact that … Таким образом, никто не может отрицать или выражать возражения против факта, что…
In the first place, it is my belief that … Прежде всего, я верю, что…
Secondly, what is more efficient… Во-вторых, что является более рациональным...
This can be clearly shown by the fact that … Это может ясно показать тот факт, что…
In contrast, it must be admitted that … В контрасте, можно добавить, что…
Taking everything in account, it must be said that … Принимая все во внимание, следует сказать, что…
People should focus their attention on ways to overcome the problem of … Людям следует сосредоточиться на путях решения проблемы…
As the result… В результате…
Secondly, the alternative way to solve the problem of … would be … Во-вторых, альтернативным решением проблемы будет…
One final suggestion, which would help enormously, is to … Одно финальное решение, которое непременно поможет…
To sum up, there are several measures which could be taken to improve… Подытожив, есть несколько мер, которые следует принять...

Правила написания эссе на английском языке

Придерживайтесь структуры. Не забывайте пользоваться черновиком. Делайте себе пометки, очертите план написания эссе на английском, набросайте список всех аргументов прежде, чем начать писать. Важно быть во всеоружии и быть готовым к любой теме.

Лучше всего готовиться к написанию английского эссе заранее, и писать их чем больше, тем лучше. Таким образом, какая бы тема вам не попалась, вы сможете ее развить на основе тех знаний и опыта, которые получили во время подготовки.

Эссе может быть идеально по содержанию, однако, если оно будет содержать грамматические ошибки , все пропало. Обязательно не забудьте проверить свою работу после написания. Желательно сделать это дважды. Вначале с самого начала до конца, а затем в обратном порядке прочесть всю работу. Работу стоит читать в обратном порядке для выявления ошибок в словах.

Обязательно соблюдайте стиль одного из трех типов эссе во всей работе. В эссе важно соблюдать конкретику, но не следует делать его слишком кратким. Чаще всего эссе состоит из 180-320 слов, в зависимости от цели написания. Не забывайте про linking words. Они показывают грамотность автора. Пользуйтесь цитатами, которые подтвердят то или иное мнение.

Важно! Количество слов в эссе по английскому обычно колеблется от 180 до 320 слов.

Можем сделать вывод, эссе — не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Главное — подготовка. Даже прочитав всего лишь эту статью, Вы уже овладеете достаточной информацией, чтобы понимать, как писать эссе на английском. Дело за малым — практика. Пишите, как можно больше эссе, вдохновляйтесь, чтобы написать эссе по английскому на тему незнакомую для вас, будь то спасение животных или же тенденции мирового искусства.

Английский по Скайпу — подготовка к эссе

Если все же сомневаетесь в том, что удастся идеально подготовиться самостоятельно — рекомендуем вам попробовать индивидуальное обучение по скайпу в нашей школе английского языка «EnglishDom».

Преподаватели EnglishDom неоднократно готовили студентов к написанию эссе и не только. Наши студенты показывают блестящие результаты, за что хотели бы их поблагодарить. Для того, чтобы убедиться в высоком качестве обучения в EnglishDom можете для начала зарегистрироваться на нашем сайте и попробовать тренировать свои знания, расширять словарный запас при помощи абсолютно бесплатного контента. Мы нацелены на знания наших студентов, поэтому вы можете обучаться с нами даже бесплатно.

Большая и дружная семья EnglishDom

ЕГЭ по английскому 2020 предполагает написание эссе. Это задание № 40, которое подразумевает под собой составление развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения. Эссе должно быть написано правильно, чтобы была возможность заработать максимальные 14 баллов, которые очень важны для получения высокой отметки за тестовую работу в целом. Давайте ознакомимся с основными требованиями, предъявляемыми к эссе, критериями оценивания этого задания. В этой статье мы также приведем информацию относительно структуры, плана и тем по развернутому письменному заданию по английскому языку. Все это поспособствует написанию эссе на высокий балл.

Изменения в эссе в ЕГЭ-2020 по английскому языку

Изменения в эссе в ЕГЭ -2020 по английскому языку имеются, но они не кардинальные. К основным нововведениям можно отнести следующие:

  1. Теперь есть возможность выбрать тему. В билете ученикам предлагается две темы, из которых нужно выбрать одну и приступить к написанию. Помните, что важно сразу определиться с предпочтительным вариантом, чтобы не тратить драгоценное время на метание.
  2. Критерии оценивания выполнения задач были изменены. О них вы узнаете ниже.
  3. Формулировка задания были уточнена. В частности, это касается «Make an introduction (state the problem)», которое превратилось в «Make an introduction (state the problem paraphrasing the given statement)». Сделано это было для того, чтобы экзаменующиеся понимали необходимость перефразирования темы, а не простое ее переписывания.

Нужно оставлять достаточно времени на написание эссе, так как обычно его катастрофически не хватает после выполнения предыдущих сложных заданий. При этом важно помнить обо всех нюансах. Чтобы гарантировать отличный балл, нужно заранее готовиться к эссе, прорабатывая возможную структуру (план), темы и заготавливая клише.

Объем сочинения остался без изменений. Он входит в диапазон от 180 до 275 слов. Опытные учителя говорят о том, что достаточно 200-240 слов. Если написано больше, но нет смысла, а только «вода», то к положительному результату это не приведет. Кстати, если вы напишете больше чем 275 слов, то проверяющие отсчитают первые 275 и выполнят проверку только по ним.

Критерии оценивания задания № 40

Критерии оценивания задания № 40 в 2020-ом году были изменены. В частности, это коснулось такого критерия, как «Решение коммуникативной задачи». В настоящее время уже есть точная информация относительно того, как именно будут насчитываться баллы. Сведения были обнародованы на официальном сайте ФИПИ, а мы продублировали их ниже в таблице.

Баллы Решение коммуникативной задачи (К1) Организация текста (К2)
3 Задание выполнено полностью, когда отражены полностью все аспекты, которые указаны в задании № 40, стиль оформления речи является нейтральным. Все высказывания полностью логичны, структура текста соответствует плану, средства логической связи задействованы в корректной форме, а текст имеет абзацы.
2 Задание выполнено, если большая часть аспектов раскрыта, но имеются некоторые стилевые нарушения оформления. Практически все высказывания логичны, хотя имеются небольшие отклонения от плана, недостатки при использовании слов-связок и текст не всегда корректно разделен на абзацы.
1 Задание выполнено не полностью, если текст не отражает все аспекты задания, имеются проблемы стилевого оформления в значительном количестве. Не все высказывания логичные, нарушен план, есть ошибки в применении слов-связок или эти фразы приведены в ограниченном количестве, нет деления текста на абзацы.
0 Задание не выполнено, когда не отражены аспекты, приведенные в задании, эссе не соответствует указанному объему или свыше 30% текста является «водой», совпадает с готовым сочинением или работой другого ученика. Нет логики в построении предложений, план не соответствует теме.

Совет! Достаточно писать эссе по плану, придерживаться объема и нейтрального стиля оформления. Если опустить эту информацию, то высока вероятность получить по этому критерию ноль баллов, что приводит к обнулению всей работы.

Помните, что есть критерий подсчета слов. Причем при расчете учитываются и слова, и артикли, и частицы, и вспомогательные частицы. При составлении личного письма (такая тема тоже имеется) в расчет следует взять адрес, дату и подпись. Эксперт будет обращать внимание на отдельные детали. В частности, нужно записывать числительные цифрами (например, 25, 126 965, 2020 и т. д.) или цифрами с условными обозначениями (25%, 23% и т. д.). Так они будут считаться за одно слово. Выраженные словами числительные считаются, как и другие слова. Сложные слова (well-bred, twenty-five, good-looking и т. д.) считаются за одно, как и сокращения (USA, CD-rom, e-mail и т. д.).

Кстати, о соблюдении нейтрального стиля изложения эксперты будут судить по отсутствию сокращений и разговорной лексики. Также желательно отказаться от использования риторических вопросов.

С критериями побаллового оценивания грамматико-лексического и орфографически-пунктуационного оформления эссе можно ознакомиться в таблице, которая приведена ниже.

Баллы Лексика (К3) Грамматика (К4) Орфография и пунктуация (К5)
3 Словарный запас достаточный и соответствует сложности задания, имеется не более одной лексической ошибки. Грамматические средства использованы в достаточном объеме и в соответствии с заданием. Допускается не более двух ошибок. Отсутствуют.
2 Словарный запас достаточный, имеет до трех лексических ошибок. Или словарный запас ограниченный, но лексических ошибок нет. Грамматические средства использованы правильно и в достаточном объеме. Имеется не более четырех ошибок. Текст разделен на предложения правильно с пунктуационной и орфографической точки зрения. Имеется не более одной ошибки или орфографической, или пунктуационной.
1 Словарный запас не в полной мере соответствует заданию. Имеется до четырех лексических ошибок. Грамматические средства не полностью соответствуют заданию и установленному уровню сложности. Присутствует до семи грамматических ошибок. В тексте есть или орфографические, или пунктуационные ошибки в количестве до четырех штук.
0 Словарный запас скуден и не соответствует заданию. Текст содержит более пяти лексических ошибок. Грамматические средства использованы неправильно. В тексте есть более восьми ошибок. В тексте присутствуют ошибки орфографического или пунктуационного типа в количестве более пяти штук.

Максимальное количество баллов, которые каждый ученик может набрать за сочинение, составляет 14. Причем разбалловка определяется различными критериями, которые приведены ниже в таблице.

Следует знать! Под лексическими ошибками понимают некорректное употребление слов, ошибки в сочетаемости, пропуск слов без причины, ошибки в словообразовании, ошибки во фразовом глаголе, орфографические ошибки, которые приводят к изменению слова.

Под грамматическими ошибками понимаются пропуски слов, если они влияют на структуру предложения, некорректное словообразование, проблемы с грамматикой или порядком слов в предложении. Под пунктуационными и орфографическими ошибками следует понимать любые, которые попадают под эту категорию, а также неразборчивое написание слов или букв.

Структура написания эссе по английскому

Структура написания эссе по английскому очень важна для соблюдения, чтобы можно было получить высокий балл. Помните, что целью составления эссе является показание умения аналитически мыслить и рассуждать на английском языке на различные темы. Другими словами, проверяется уровень владения грамматикой и лексикой, без которых не обойтись в решении поставленных задач.

Структура сочинения предполагает пять обязательных пунктов:

  1. Первая часть – Make an introduction (state the problem), то есть вступление. Здесь нужно перефразировать тему и отобрать два противоположных мнения. Далее в тексте будут приведены размышления в формате «Одни считают, что …, когда другие …». Следование этой простой схеме позволяет облегчить процесс написания и сосредоточиться на проблеме. Кстати, если сложно привести противоположное мнение, то нужно перефразировать проблему, а вторую часть записать, как «… whereas others think that handmade presents are more impressive.», «…, whereas others don’t agree.» или «…, whereas others think that it’s not true.»
  2. Вторая часть – Express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion, то есть ваше личное мнение по теме и два-три аргумента в поддержку. Здесь нужно выразить личное мнение, которое должно быть подтверждено аргументами. Лучше всего, если каждое утверждение будет подтверждено примером. Объем этого пункта – примерно шесть предложений. Для того чтобы написанное было более изящным, рационально пользоваться словами-связками.
  3. Третья часть – Express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion, то есть мнение оппонентов и один-два аргумента в поддержку. Здесь следует привести противоположное вашему мнение и подобрать к нему аргументы. В принципе, задача простая, так как нет ничего сложного в нахождении хотя бы одного аргумента, который является противоположным вашему. Можно задействовать такие слова и выражения-помощники, как «At the same time there are people who say that» (В то же время есть люди, которые говорят, что), «in contrast» (в отличие от этого, для сравнения, напротив), «in spite of» (не смотря на), «in comparison with» (в сравнении с, по сравнению с), «unlike» (в отличие от), «however» (однако), «yet» (в то же время, при этом, с другой стороны, впрочем), «still» (при этом) и другие.
  4. Четвертая часть – Explain why you don’t agree with the opposing opinion, то есть объяснение относительно того, почему вы не согласны с мнение оппонентов. Цель этого абзаца – нахождение еще одного аргумента в пользу вашей точки зрения. Помните, что нужно рационально подходить к оценке своих сил, то есть, если вы придумали всего три аргумента, то напишите два в первой части и один в этом абзаце. Причем к мнению оппонента нужно относится уважительно.
  5. Пятая часть – Make a conclusion restating your position, то есть заключение, которое должно подтверждать вашу позицию. Здесь следует еще раз кратко выразить свое мнение в качестве итога. Причем писать нужно другими словами, так как простое переписывание темы не приведет к желаемому результату.

Обратите внимание! Первый и последний абзацы сочинения должны быть разными. За идентичность предложений будут снимать баллы.


Помните, что пользоваться сокращениями крайне нежелательно. Например, написать isn’t будет неправильно, лучше – is not. Также не стоит писать don’t или shouldn’t, правильнее – do not или should not. Помимо этого, нежелательно начинать предложения со слов also, but или and. Вводные слова (you know, well и т. д.) тоже под запретом, как и сленговые (bunch of people придется заменить a lot of people, а stuff – thing). При написании не копируйте родной язык. Выражение мыслей должно быть на английском языке.

Шаблон и пример написания задания № 40

Шаблон и пример написания задания № 40 – это, по сути, одно и то же. Пример позволит понять, как правильно составлять эссе. Обратите внимание на фото, где приведен один из вариантов.

В целом достаточно придерживаться следующего алгоритма написания:

  1. Выделите не менее 60 минут.
  2. Прочитайте тему и составьте mind map. Убедитесь в правильности подобранных аргументов.
  3. Прочитайте свои аргументы еще раз, уделяя особое внимание третьей и четвертой части.
  4. Составьте эссе на черновике, но, если времени слишком мало, то нужно сразу писать сочинение на чистовик.
  5. Проверьте ошибки и при нахождении исправьте их.
  6. Перепишите эссе на чистовик.

При написании эссе в бланке сначала нужно указать номер задания. Также помните о том, что с обратной стороны бланка писать нельзя. Именно поэтому, если вдруг что-то не поместится, лучше попросить другой бланк. Если опустить эту рекомендацию, высока вероятность того, что баллы за задание будут аннулированы.

Темы и клише по английскому ЕГЭ-2020

Темы и клише по английскому ЕГЭ -2020 нужно знать для успешного написания эссе. Среди тем, которые могут встретиться в билетах по экзамену, стоит выделить следующие:

  1. Some people think that extreme sports help to build character.
  2. Some people think that to get a good education one should go abroad.
  3. Some people think that you can have only one true friend.
  4. Some people think that learning foreign languages is a waste of time and money.
  5. Some people think that young people should follow in their parents’ footsteps when choosing a profession.
  6. Virtual Internet communication results in losing real-life social skills.
  7. In any occupation discipline is more important than talent.
  8. Public libraries are becoming less popular and they will soon disappear.
  9. A person who is fluent in a foreign language can easily work as an interpreter.
  10. A person who is fluent in a foreign language can easily teach it.
  11. Every city and every town should have a zoo.
  12. Fast food outlets should be closed.
  13. It is the government’s responsibility to protect the environment.
  14. It’s not right to be strict with little children.
  15. Internet is the greatest time-waster.
  16. Computers cannot replace people.
  17. Exams motivate students to study harder.
  18. Space exploration was the greatest achievement of the 20th century.
  19. Sports help people to fight stress.
  20. Clothes people are wearing can influence their behaviour.
  21. Sport unites people.
  22. Playing sports is better than watching others do it.
  23. There are no men’s or women’s professions.
  24. There are more disadvantages than advantages in living in a big city.
  25. Distance learning is the best form of education.
  26. The best holidays and festivals are those with specific traditions for celebrating.
  27. Everybody would like to work from home.
  28. The Internet is the biggest evil of our time.
  29. The best time is that spent with family and friends.
  30. A pupil cannot study effectively without a computer.
  31. Taking a gap year after school is necessary step for every teenager.
  32. Choosing future profession is a difficult task for every school-leaver.
  33. Diets are important to stay fit and healthy.
  34. Healthy eating is an important part of everyday life.
  35. Having only one language of communication on our planet is a wise decision.
  36. Zoos should be prohibited.
  37. Zoos help most animals to survive.
  38. Studying a foreign language abroad is important for everyone.
  39. Knowing one foreign language isn’t enough.
  40. The Internet is the most useful invention in the world.
  41. Human cloning experiments should be prohibited.
  42. The Internet will be the main source of studying in the future.
  43. Computer games are one of the best ways to spend free time.
  44. Space exploration is very important for the future of our planet.
  45. Space travelling should be available for everyone in the future.
  46. Mobile phones are one of the most convenient ways of communication.
  47. Modern teenagers are criticized for no reason.
  48. Young generation lives better that people lived in the past.
  49. Soap operas are not interesting and take too much time.
  50. Violence on TV should be prohibited.
  51. To be rich means to be happy.
  52. Distant learning will become the only type of education in the future.
  53. Online education is very important nowadays.
  54. Home schooling is very convenient way of studying.

Клише – это вводные фразы, которыми удобно начинать предложение. Но помните, что они никакой смысловой или грамматической роли в предложении не играют. По сути, клише нужны для усиления экспрессивности и эмоциональности высказывания. К основным вариантам вводных фраз можно отнести те, которые приведены на фото ниже.

При написании нужно обязательно придерживаться установленной темы сочинения. Отклоняться от нее не стоит. Оптимальный стиль изложения – формальный, а помощником выступает страдательный залог. Кстати, использовать слишком простые предложения не стоит, так как эксперт может посчитать, что вы не можете мыслить на английском, и снизить за это баллы. А также стоит обратить внимание на следующие советы при составлении эссе (см. фото).

Совет! В Сети можно найти немало готовых вариантов эссе по английскому языку. Помните, что они являются не лучшими вариантами. Во-первых, в них могут быть допущены ошибки. Во-вторых, нередко эксперты, которые проверяют эссе, знают готовые варианты, ведь они повторяются на ЕГЭ из года в год. Оптимальное решение – написание эссе по английскому своими силами, а готовые варианты можно брать за образец.

Теперь вы знаете, как написать эссе по английскому языку на ЕГЭ -2020 на высокий балл. Помните о необходимости придерживаться установленной структуры и учитывать основные требования. Обращайте внимание на критерии оценивания, чтобы точно получить отличную отметку. Можно пользоваться планом или шаблоном для того, чтобы исключить вероятность допущения ошибок. Помните, что умение писать эссе по английскому языку важно не только для успешной сдачи экзамена. Этот полезный навык понадобится при сдаче международных экзаменов, в том числе IELTS, TOEFL, FCE и т. д.

Дополнительно можете обратить внимание на видео, в котором рассказано о правильности написания эссе по английскому языку на ЕГЭ -2020.

Запорожцы, которые на этой картине пишут письмо турецкому султану, и представить себе не могли, что их потомки в 21 веке будут испытывать не меньше трудностей при написании эссе по английскому языку для ЕГЭ.

Как обойти все подводные камни и написать задание 40 на заветные 14 баллов – в моей статье!

Общая информация

Задание 40 на ЕГЭ по английскому является заданием повышенного уровня сложности и официально носит название “развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения (ваше мнение)”. Для краткости, нашей сестры, в статье буду называть этого зверя просто “эссе” или “сочинение”.

Вот как оно выглядит:

Comment on the following statement:
Making .
What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words .
Use the following plan:
- make an introduction (state the problem)
- express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion
- express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion
- explain why you don’t agree with the opposing opinion
- make a conclusion restating your position

Эссе – задание вкусное, потому что может принести 14 баллов на экзамене. И если рекомендую писать сразу на чистовик, чтобы сэкономить время, сочинение лучше распланировать и написать на черновик, а потом перенести в бланк ответов (скачать такой можно тут – ).

Из демоверсии ЕГЭ 2019 с сайта ФИПИ видно, что теперь ученик может выбрать любую из двух предложенных тем эссе!

Критерии оценки

Чтобы понять, как писать нужно , ознакомимся с критериями оценивания задания 40 с сайта ФИПИ .

Решение коммуникативной задачи

Как видите, по критерию “решение коммуникативной задачи” можно максимум получить 3 балла . Расшифрую за что их дают:

  • Эссе написано в соответствии с темой
  • Эссе написано по плану
  • В эссе достаточно слов
  • Стиль нейтральный

Ученики при написании сочинения могут заменять одну тему другой, раскрывать её не полно, забывать о каких-то элементах. Нужно четко следить, чтобы все элементы из темы встретились в работе. Например, в этой статье даю пример эссе на тему “Making a good salary is more important than job satisfaction “. Так вот, чтобы с неё “не сползти”, в работе должны быть отражены 2 её аспекта – “making a good salary” VS “job satisfaction”. И не забыть про сравнение – more important. Если что-то из этих элементов будет упущено, вам будут минусовать аспекты содержания.

План написания сочинения заботливо дан в самом задании (см. выше):
– make an introduction (state the problem)
– express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
– express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
– explain why you don’t agree with the opposing opinion
– make a conclusion restating your position

Количество слов , необходимое для получения максимального балла, также указано – “Write 200-250 words” . Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов . Achtung! Внимание! Если напишите меньше 180 слов, эссе проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание. И довольный учитель проверяет на 1 сочинение меньше. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.

Про критерии подсчета слов . При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом:
 числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные словами, считаются как слова;
сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
 сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово.

Нейтральный стиль соблюден, если в задании 40 нет сокращений (I’m sure/ doesn’t matter/ wasn’t stated) и разговорной лексики (it is stupid to think so/ this opinion sucks/ the people wearing such clothes are mad).

Еще при написании сочинения настойчиво советую избегать риторических вопросов (But have you ever wondered … ?), потому что мнение г-жи Вербицкой по поводу их использования непостоянно – один год их можно использовать, другой год – нельзя. Также я бы не рекомендовала писать фразу, которая начинается с Let’s … . Она может быть расценена как разговорная. Better safe than sorry.

Еще одно замечание в пункте про коммуникативную задачу – про плагиат . Если более 30% ответа совпадает с опубликованным источником, то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов. Так что заучивать отрывки из топиков смысла не имеет, придется думать самостоятельно.

Организация текста

Максимум по этому критерию – также 3 балла . Их можно получить если:

  • сочинение правильно разделено на абзацы
  • эссе логично и в нем есть средства логической связи

Понятно, что нужно писать столько абзацев, сколько есть в плане (пять абзацев! ) и каждый должен передавать мыслю, соответствующую этому пункту плана.

Ниже подробнее о том, что нужно писать в этих пяти абзацах и какие средства логической связи в них использовать.

Вступление (параграф №1)

“Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и перефразирует заявленную тему, а также показывает на существование двух противоположных точек зрения по проблеме.

Возьмем тему из задания выше – Making a good salary is more important than job satisfaction .

Вступительный параграф, приведенный абзацем ниже, перефразирует тему (career choice is one of the most important decisions in our life ; it is more essential to love what you do ; whereas others focus on high salary while choosing a future profession ) и указывает на существование разных точек зрения (Some people believe that …, whereas others prefer to focus on … ).

Для вступления я бы советовала использовать следующие средства логической связи:

  • Some people think/believe/consider that …, whereas others think/believe/consider that …
  • The problem / issue / question of… has always aroused heated / sharp disputes /debates / discussions / controversy
  • Our modern world is unthinkable / unimaginable / inconceivable without… However, there are plenty of people who believe that it is not necessary / doubt the necessity / importance / use / benefit / good of…
  • …gaining increasing popularity today, many still dispute / doubt / challenge / bring into question / cast doubt on its use for the society
  • It is often difficult to decide which position to take whenever there is a debate regarding a choice between… and…

В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать свое мнение и привести 2-3 аргумента в его поддержку . Я бы остановилась на двух аргументах “за”, чтобы вписаться в требуемое количество слов. И аргументы “за” должны быть развернутыми – то есть, не просто говорим “думаю так”, а поясняем точку зрения.

Также советую бросаться доказывать не свою точку зрения, а отстаивать позицию, на которую сможете придумать больше аргументов. На этапе тренировки для планирования структуры эссе хорошо бы рисовать mind maps:

На экзамене такая штука тоже вполне пригодится. Помогает собрать мысли в кучу перед тем, как писать на черновик.

В теме про работу за идею или деньги мне проще было найти аргументы о превосходстве духовного над материальным:

Связки для выражения своего мнения :

  • I believe/ I consider that…/ I am convinced that …
  • I personally favour …
  • To my mind…/ In my opinion…/ It seems to me that…
  • I can’t but agree that…
  • I am against…/ I do not approve of…/ I do not support the idea of…/ I personally frown on…
  • It is said/ believed that…
  • It goes without saying that…

Связки для выражения аргументов :

  • Firstly/ first and foremost/ first of all …
  • A major benefit is that …
  • To begin/start with, it is important to emphasize that…
  • Furthermore/ Moreover/ What is more/ Besides, …
  • A further convincing argument is that …
  • Another (positive/ negative) aspect of …
  • Finally/ Lastly

Противоположная точка зрения (параграф №3)

В 3 абзаце нужно заявить, что есть и противоположная точка зрения и подкрепить ее аргументами . Их (аргументов) может быть 1 или 2. Рекомендую посчитать количество уже написанных слов и решить, сколько противоположных аргументов вы можете себе позволить написать, чтобы уложить в 250 слов. Помните, что от того, сколько вы напишите аргументов здесь, зависит то, сколько опровержений на них вам придется писать в 4 параграфе.

Вот что у меня получилось с противоположной точкой зрения (1 аргумент против).

Связки для выражения противоположного мнения .

  • However, not all people share my point of view. They say that …
  • They assume/ suppose…
  • They are in favour of…/ They approve of… / They favour…
  • There is another side to the issue/question of …
  • There are people who have the opposing opinion./ Not all people share my viewpoint.

Контраргументы (параграф №4)

Вот это одна из самых проблемных частей сочинения. Аргументы “за” и “против” придуманы; нужно еще опровергнуть аргументы “против” , которые были представлены в 3 параграфе. И сделать это нейтрально. То есть, писать в стиле тролля с форума “Ишь ты, еще и хорошую зарплату ему подавай! На двух стульях не усидишь!” нельзя.

На этапе планирования рисования майнд карт следует продумать, какой довод лучше всего подходит для контраргументации и не писать его в параграфе со своим мнением, а приберечь “на сладкое” – то есть, для четвертого абзаца.

Еще раз подчеркну, что в четвертом абзаце мы именно опровергаем аргументы третьего параграфа, а не придумываем еще аргументы “до кучи”. Противоположное мнение в 3 параграфе говорило о важности денег для удовлетворения материальных потребностей и улучшения уровня жизни. Возразим, что удовольствие от работы и, как следствие, профессионализм, напрямую связаны с размером зарплаты.

Связки для выражения контраргументов.

  • To a certain extent it is right, but we should not forget that… / we should consider the fact that… / one should not disregard… / one should take into account …
  • However veracious it sounds, I would not agree with the above mentioned idea.
  • However, I disagree with these contentions.
  • I am afraid I cannot agree with these people here as I think …

Заключение (параграф №5)

В конце выстраданного эссе нужно еще раз написать свое мнение о данной проблеме . Здесь важно не повториться в формулировках и мыслях.

Выражения для завершающего абзаца :

  • To conclude/ sum up/ summarise
  • All in all…
  • All things considered…
  • Taking all this into account/ consideration…
  • In short/ conclusion …

Лексика, грамматика, орфография и пунктуация

С планом написания эссе разобрались, перейдем к грамматическо-лексическому и орфографически-пунктуационному оформлению сочинения. В таблице ниже пояснены критерии оценки этих параметров:

Лексические ошибки

Давайте разберем, какие ошибки носят гордое название “Лексические”. Это:

  • неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so)
  • ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework)
  • пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (My parents are very well familiar (пропущен предлог with) the topic)
  • ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible)
  • ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)
  • орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Но нужно не только не допустить ошибки, нужно помнить, что лексика в эссе должна соответствовать поставленной задаче. То есть, если сочинение про еду – должны употребляются всякие синонимы и выражения по теме “еда”. Лексический состав эссе должен быть разнообразным. Если автор обходится простыми словами и выражениями (I think, I need to say, It’s good/ bad to) или повторяется в лексике, – свадьбы максимум баллов по критерию “лексика” не будет. Для получения заветного балла нужно употреблять коллокации (start doing – take up), фразовые глаголы (meet friends – meet up), заковыристую лексику (think – consider). Например, эссе, приведенное в качестве примера, пестрит устойчивыми выражениями (fulfilling job, be of primary importance, sooner or later ), в нем есть фразовый глагол (bring in ) и синонимичные цепочки career-job-work-occupation/ love – be keen on – be fond of – fancy/ satisfying job – fulfilling job – favourite job/ high salary – material aspect – well-paid job .

Грамматические ошибки

Эксперт при проверке задания 40 выносит на поля грамматическую ошибку, если ошибка:

  • в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора
  • в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they thinking about. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)
  • есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, These people wrong. – Отсутствует глагол-связка “are”)
  • в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический)

Также, если ученик обходится простыми предложениями, баллы снимаются. В сочинении приветствуются сложные структуры, модальные глаголы, обороты с пассивом/ инфинитивом/ причастиями, условные предложения, главное – не перестараться и ‘не писать все красивое сразу”, в ущерб смыслу. Например, в моем сочинении кроме всяческих сложных предложений присутствуют степени сравнения (the most important, higher ), модальные глаголы (can’t, have to ), пассив (are underpaid or underestimated ), условное предложение (If a person is fond of his work, he will eventually become a professional in his area ), конструкция с прилагательными в сравнительной степени (The more money you have, the better life you can afford ).

Орфографические и пунктуационные ошибки

В сочинении орфографическими ошибками считаются:

  • Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege)
    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)
  • Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой
  • Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color, drugstore/ pharmacy, crisps/ chips. И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour, а в другом – favorite, такая вариативность будет записана в число ошибок.

Теперь про пунктуацию . Забудьте про сокращения в эссе (don’t/wouldn’t/mustn’t) – они отнимут у вас баллы. Их можно и нужно писать в письме другу (), но не в сочинении.

И если работа будет написана “как курица лапой” (привет нашим учителям русского языка=)) – то есть, в ней будет много зачеркиваний – эксперт имеет право снизить оценку на полбалла.

Эссе-пример

Making a good salary is more important than job satisfaction .

It is common knowledge that career choice is one of the most important decisions in our life. Some people believe that it is more essential to love what you do, whereas others prefer to focus on a higher salary while choosing a future profession.

In my opinion, a satisfying job is way more important than a good income. It fills life with positive emotions giving the energy to accomplish different tasks as we manage our daily routine. Another positive aspect of a fulfilling job is that your performance and, consequently, results are higher if you are keen on the task you are doing.

There are people who have the opposing opinion, for them the material aspect plays a more important role than the enjoyment from what they do. They justify that position by claiming that the more money you have, the better life you can afford. In their viewpoint money equals opportunities – opportunities for better housing, education and entertainment.

However veracious it sounds, I would not agree with the above mentioned idea. If people do their work for pleasure rather than for money, they will eventually become professionals in a chosen area, and specialists are seldom underpaid or underestimated. Eventually, a favourite job becomes a well-paid one.

To conclude, I am convinced that an occupation you fancy definitely wins over the one that brings you only money as work occupies a great part of everyday routine and it is more logical to spend this time with pleasure.

Внимание! Когда будете переписывать свой ответ в экзаменационный бланк, не забудьте в начале написать номер задания – Задание 40. Также с этого года нельзя писать на обороте бланка 2 (то есть того, где нужно писать сочинение). Если у вас что-то не вместилось – а оно не вместится, это я вам гарантирую – просите следующий бланк.

И организуйте свое время так, чтобы на экзамене вы успели переписать все письменное задание в бланк. Сочинение, написанное на черновик, не проверяется.

Алгоритм написания эссе на экзамене

  1. Отводите 60 минут на сочинение.
  2. Читаете тему и рисуете mind map по теме. После рисования убедитесь, что все приведенные аргументы четко по теме (не по похожей, которую вы уже писали). Каждый год составители экзамена придумывают что-то новенькое, так что не надейтесь получить тему, с которой уже знакомы и ни в коем случае не соскальзывайте на другую, похожую. Это чревато оценкой “0” за критерий КЗ, то есть оценкой “0” за все задание 40.
  3. Прочитайте еще раз свои аргументы и подберите наиболее подходящие аргументы 3-го и 4-го параграфов – то есть, аргументы против и контраргумент к нему.
  4. Напишите эссе на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите на чистовик сразу.
  5. Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них.
  6. Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали “Задание 40” перед эссе.

P.S. – Если вы читаете тему на экзамене и понимаете, что не знаете какое-то слово в теме, не паникуйте! Успокойтесь и попробуйте угадать, как это слово может переводиться.

Подготовка

Готовиться к заданию 40 я бы советовала, когда уровень ученика соответствует хотя бы B1 (идеально – B2, потому что он заявлен как ключ к успеху на ЕГЭ).

C уровнем B1 начинаю подготовку к этому заданию примерно за 6 месяцев до экзамена – сначала разбираем критерии оценки, потом читаем и анализируем эссе прошлых лет, и в конце уже пробуем писать свои сочинения.

Для практики я бы рекомендовала приобрести книгу Хотунцевой, она самая полезная из всех пособий, которые заявляют, что помогут подготовиться к письменной части. Но будьте внимательны во время работы по ней – часть критериев, которые были актуальны во время выпуска этого пособия, уже устарели. Соответственно большинство эссе из этой книги нельзя использовать как образцы, в них есть ошибки по критерию “РКЗ”.

Плюшки

Оставлю здесь схему оценивания эссе, которой пользуется эксперт при проверке задания 40.

Эту схему полезно показать ученику при подготовке и вместе заполнять, оценивая по ней сначала сочинения прошлых лет, а потом эссе самого учащегося.

Обратите внимание, что эта статья актуальна для ЕГЭ-2018 . В последующие годы требования к написанию этого задания могут измениться и мои советы потеряют актуальность.

При написании статьи использовались материалы с сайта fipi.ru – самого достоверного источника для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Все, что вы будете читать на других сайтах, может содержать неправильную информацию – будьте аккуратны! (Да, я видела несколько таких сайтов с неправильной информацией и неудачными примерами сочинений!)

Статья подходит к концу. Фухххх.. Её я писала около трех недель, перечитывала, правила, терзалась сомнениями. Мне хотелось максимально разобрать тонкости написания задания 40 на ЕГЭ. Но, к сожалению, у меня не получилось отобразить именно все детали, за которые могут снять баллы при проверке. Чтобы все их увидеть, нужно разобрать и самостоятельно написать не одно эссе.

Посмотреть примеры экзаменационных сочинений с разбором рекомендую в статье про и .

PS – Сомневаетесь, что хорошо пишете сочинение? Можете заказать у меня его проверку! Цены вот !

Эссе на ЕГЭ. Задание 40

В 2018 году 80% выпускников из Свердловской области получили 0 баллов за эссе из ЕГЭ по английскому языку. По данным ФИПИ письменную часть экзамена ученики традиционно выполняют хуже. И именно она даёт наибольшее количество баллов - 14 за безошибочное задание №40, эссе «Моё мнение». В материале делимся советами, которые помогут избежать глупых ошибок при написании сочинения с элементами рассуждения.

Соблюдайте план

В 2019 году выпускникам на выбор будут предоставлены два высказывания. На одно из них нужно написать письменное сочинение с элементами рассуждения.

Сочинение должно строго соответствовать плану:

  1. вступление - перефразируйте выбранное высказывание;
  2. ваше мнение по теме и 2-3 аргумента в его защиту;
  3. противоположное мнение и 1-2 аргумента в его защиту;
  4. объяснение, почему вы не согласны с противоположным мнением;
  5. заключение, в котором вы перефразируете свою позицию из пункта 2.

Каждая часть текста должна начинаться с нового абзаца, в итоге в сочинении должно быть 5 абзацев.

Проблемой при написании сочинения может стать не только плохое знание иностранного языка, но и наоборот - слишком хорошее. Выпускник может написать сочинение в более свободной форме и отойти от шаблона, комиссия же такой порыв не оценит. Поэтому советуем писать сочинение строго по плану и в соответствии с критериями.

Рассмотрим, какие ошибки допускали выпускники прошлых лет и как их избежать.

Следите за объёмом

Текст ответа должен содержать не менее 200 и не более 250 слов, допускается отклонение в 10%. По правилам, если объём сочинения менее 180 слов, за всю работу ставится 0, если больше 275 - проверяют часть сочинения до 250-го слова.

Как избежать ошибок:

  • Пишите эссе дома на нелинованном листе бумаги. После 10-20 сочинений вы поймёте, какую часть листа занимает нужный объём текста. Это поможет сориентироваться на экзамене.
  • Правильно считайте слова. За одно слово считают:
  1. краткие формы: can"t, didn"t, isn"t, I"m;
  2. предлоги, артикли, частицы;
  3. числительные, выраженные цифрами: 25, 2006, 1000000;
  4. числительные с процентами 25%;
  5. сложные слова: well‑being, good‑looking, twenty‑five;
  6. сокращения: UN, e‑mail.

Пишите по теме

Если проверяющий посчитает, что сочинение не соответствует выбранной теме, он сразу поставит 0 баллов. Поэтому чем проще – тем лучше. Ничего не выдумывайте, не пускайтесь в пространные размышления. Приводите прямые мнения и аргументы чётко по теме.

Эксперты ФИПИ приводят такой пример из вариантов прошлых лет. Было дано высказывание: “One should read about historical sites before sightseeing - Следует читать об исторических местах перед их посещением”.

Выпускники совершали следующие ошибки в сочинениях:

  1. Не знали значение слов: принимали слово sites за веб‑сайты.
  2. Были невнимательны: вместо sites видели cities и писали о городах.
  3. Упускали смысл высказывания: забывали про слово read, то есть игнорировали чтение о достопримечательностях, и писали только про их посещение.

Ещё одна тема из ЕГЭ 2018 года вызвала трудности: “An early choice of a career path is the key to success - Ранний выбор карьеры - ключ к успеху”.

Многие выпускники не вчитывались в высказывание и строили сочинение вокруг словосочетаний “early choice” и “career path”. В результате писали о своём выборе профессии и о том, когда стоит её выбирать. Смысл же высказывания заключался в том, что ранний выбор профессии обеспечивает дальнейший успех в жизни. Соответственно аргументы «за» должны были быть о том, почему ранний выбор профессии способствует успеху, а «против» - почему он может привести к неудаче.

Как избежать ошибок:

  • Несколько раз перечитайте оба высказывания. Выберите то, в котором вам понятны все слова и значение предложения в целом.
  • В период подготовки читайте учебные тексты для высокого уровня (B2) и учите лексику оттуда.
  • Перед тем как писать сочинение, ответьте на вопросы: в чём смысл высказывания? С чем вы должны согласиться или не согласиться?
  • Визуализируйте ответ с помощью майнд‑карты. Обозначьте тему, от неё спустите 2 стрелки - одну с вашим мнением, вторую - с противоположным. От своего мнения спустите 2-3 стрелки и в нескольких словах обозначьте аргументы в его защиту, от противоположного мнения спустите 1-2 стрелки и под ними кратко запишите аргументы в его поддержку.

Перефразируйте тему во вступлении

Во вступлении к заданию №40 выпускники чаще всего совершали следующие ошибки:

  1. Дословно повторяли тему из задания. Например, к высказыванию “Friendship is the greatest gift of life ” писали выступление, которое полностью дублирует фразу: “Some people believe that friendship is the greatest gift of life . Others don’t think so”.
  2. Высказывали своё мнение по теме. Например, к теме “Science is the first thing to be financed in the modern world” писали такое вступление: “Modern science helps human progress, that is why it should be financed before other spheres”.
  3. Не обозначали дискуссионный характер темы.
  4. Использовали риторические вопросы.

Как избежать ошибок:

  • Во вступлении не должно быть вашего мнения. Первый абзац - максимально нейтральный.
  • Тема должна быть пересказана, то есть выражена синонимами и близкими по смыслу фразами. Начать можно с помощью фраз‑клише:
  1. Nowadays people are getting more and more concerned about… - В настоящее время люди все больше и больше обеспокоены насчёт …
  2. It is generally accepted that… - Общепринято, что…
  3. A common opinion is that… - Согласно общему мнению…
  • Для обозначения дискуссионности темы можно использовать фразы‑клише:
  1. There are two points of view on… - Существует несколько точек зрения на….
  2. Some people are convinced that...and others believe that… - Некоторые убеждены что …., другие верят, что…
  • Не используйте риторические вопросы. Например: Who is right? Which is true?

Аргументы должны соответствовать мнению

В одном из сочинений за мнением: “I think that it is better to read some historical information before visiting historic places” шли такие аргументы: “Firstly, you can find a lot of information in the Internet. Secondly, it may help you in your future life”. Они не соотносятся с высказыванием, так как прямо не отвечают на вопрос: почему всё-таки стоит читать информацию перед посещением исторических мест?

Как избежать ошибок:

  • Сформулируйте своё мнение по теме высказывания, чётко определитесь: вы за или против.
  • Для выражения своего мнения используйте фразы‑клише:
  1. My personal view is that… - Моё мнение таково, что...
  2. In my opinion/judgment/view… - По‑моему мнению/суждению/На мой взгляд...
  3. I completely agree/disagree with this statement… - Я совершенно согласна/не согласна с этим утверждением...
  4. I don’t support the idea of… - Я не подерживаю мнение о том, что...
  • Объясните, почему вы правы в 2-3 аргументах, которые следуют из вашего мнения.
  • Для перечисления аргументов используйте связки:
  1. Firstly/ first and foremost/ first of all…
  2. Another (positive/ negative) aspect of …
  3. Finally/ Lastly
  • Представьте, как вам могут возразить в ответ на ваше мнение. Сформулируйте полностью противоположное мнение.
  • Начните выражать чужое мнение с фраз‑клише:
  1. However… - Хотя...;
  2. On the other hand - С другой стороны...
  3. There is another side to the question of… – Существует и другая сторона вопроса...
  • Придумайте аргументы в защиту мнения оппонента.

Опровергните контраргументы

В четвёртом абзаце необходимо объяснить, почему вы не согласны с мнением оппонента. Сделать это необходимо, опровергнув контраргументы из третьего абзаца.

Например, во втором абзаце вы поддерживаете мнение "One should read about historical sites before sightseeing” и в качестве противоположного в третьем абзаце приводите "I think that it is better to visit historical places than to read information" с контраргументом "The guide will tell you everything during the excursion". В четвёртом абзаце вы должны опровергнуть контраргумент противоположной стороны из предыдущего абзаца, а не придумывать ещё один в доказательство своей правоты.

В примере вам нужно ответить на предложение: "The guide will tell you everything during the excursion". Например, подойдёт ответ: "If you read about sights in advance you will save money because excursion may be expensive".

Как избежать ошибок:

  • Ответьте только на контраргументы из третьего абзаца. Если вы привели два контраргумента, необходимо опровергнуть оба.
  • Используйте фразы‑клише:
  1. I strongly disagee with...
  2. I am afraid I cannot agree with the opinion that...
  3. Despite my respect for the opinion that..., I cannot share it because…

Подтвердите своё мнение в заключении

В заключении выпускники чаще всего совершали следующие ошибки:

  1. Отход от темы. Под конец сочинения забывали про тему высказывания и в заключении писали про что‑то совершенно другое. Например, ученик закончил сочинение по теме “One should read about historical sites before sightseeing” следующими словами: “To sum up, I would like to say that sightseeing is wonderful. And we should cherish the memories about those nice places we have visited”. Заключение не соответствует основной теме, так как в нём говорится о посещении достопримечательностей, хотя рассуждать нужно было о том, стоит или нет читать о них.
  2. Не обозначали своё мнение. В заключении по предыдущей теме ученик оставляет проблему неразрешённой: “In conclusion, I want to say, that it is a debatable issue. Everybody must decide themselves if they need to find some historical information before sightseeing”.

Как избежать ошибок:

  • Держите тему сочинения постоянно перед глазами.
  • Перефразируйте ваше мнение, о котором вы писали во втором абзаце.
  • Используйте фразы‑клише для выражения мнения в заключении:
  1. On this basis, I can conclude that… - Исходя из этого, я могу сделать вывод, что…
  2. In conclusion, I would like to stress that… - В заключении я хотел бы подчеркнуть, что…
  3. All in all, I believe that… - В конце концов, я верю, что…
  4. To sum up… - Подводя итоги...

Выучите значения вводных слов и союзов

Для построения грамотного и связного высказывания необходимо правильно использовать вводные слова и союзы. Чаще всего выпускники путают значения этих частей речи и бессмысленно добавляют их в текст в хаотичном порядке.

Как избежать ошибок:

  • Выучите назубок значения вводных слов и союзов, чтобы не путать их значения. Запомните значения самых распространённых из них:
  1. in addition - к тому же,
  2. moreover - более того,
  3. furthermore - кроме того,
  4. however - тем не менее,
  5. thereby - в связи с этим,
  6. therefore - следовательно,
  7. though - хоть, однако,
  8. although - хотя.
  • Не используйте более одного вводного слова за раз. Не пытайтесь написать сразу всё, что знаете, например, как здесь: “To my mind, personally, I think that it is better to visit historical places at first. To begin with, firstly, it will be a surprise and you will better remember it”. Вы же не пишете в сочинении по русскому языку так: «Лично, по моему мнению, лучше сначала посетить историческое место».

Соблюдайте нейтральный стиль

Текст сочинения должен быть выдержан в нейтральном стиле. То есть нельзя использовать:

  • риторические вопросы;
  • разговорную лексику:
  • разговорные конструкции типа let’s;
  • краткие формы глаголов: I"m, he’s, don"t, didn"t, haven"t. Исключение: needn’t.

За что точно поставят 0 баллов

  1. Объём сочинения менее 180 слов.
  2. Плагиат - более 30% или 10 слов подряд из сочинения совпадают с чужим текстом.
  3. Отход от темы.
  4. Несоблюдение критериев. Подробно критерии представлены на сайте ФИПИ в демоверсии письменной части ЕГЭ по английскому языку.