Любой этнический конфликт имеет стадиальную динамику развития (поэтапное возрастание степени напряженности), которая выглядит следующим образом.

В период зарождения конфликтной ситуации выдвигаются требования повышения роли языка коренного населения региона, национальные движения обращаются к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональной символике, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичным явлениям «чуждой» культуры. Эту стадию можно назвать ценностно-символической.

Далее созревание конфликтной ситуации характеризуется стремлением перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменить этническую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей и т.п. На этой статусной стадии конфликта этничность находит свое выражение в форме этнонациональных интересов и становится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу.

И наконец, следующая стадия может довести развитие конфликта до выдвижения либо территориальных притязаний в рамках данного этнологического государства, либо притязаний на создание новой этнонациональной государственности, на изменение территориальных границ существующего политического пространства. На этой стадии этническая группа может прибегнуть к силовым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2013.

Каждая из отмеченных стадий развития конфликта характеризуется, в свою очередь, соответствующим состоянием, типами и формами практических взаимоотношений этносов. Так, для первой стадии основным становится состояние межэтнического отчуждения. Это проявляется в стремлении к этнически однородным бракам, к моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой, за исключением неизбежных - профессиональных или бытовых. Иными словами, речь идет об увеличении социокультурной дистанции. Отчуждение при этом усиливается культурными различиями этносов, их несхожими стереотипами поведения.

По мере развития конфликтной ситуации состояние отчуждения перерастает в состояние этнической неприязни, при которой недостатки, просчеты, ошибки в сферах культуры, экономики, политики экстраполируются на соответствующую этническую общность. Состояние неприязни при соответствующих условиях и обстоятельствах довольно быстро может привести к насильственным действиям, которые в обыденном сознании чаще всего и расцениваются как собственно конфликт. В этом случае этнический конфликт становится формой политического действия и средством достижения политических целей. В то же время любой этнический конфликт представляет собой одну из разновидностей социальных конфликтов наряду с религиозными, расовыми, межгосударственными. Вообще, под этническим конфликтом понимают динамично меняющуюся ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося положения вещей существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, и поэтому об этническом конфликте как реальном явлении можно говорить тогда, когда организационно оформляются и приобретают определенное влияние национальное движение или партия, ставящие своей целью обеспечение национальных интересов определенного народа и для достижения этой цели стремящиеся изменить существующее и прежде бывшее терпимым либо привычным положение в культурно-языковой, социально-экономической или политической сфере жизни. Этнический конфликт - всегда явление политическое, ибо, даже если инициаторы перемен стремятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий.

Примеры этнических конфликтов

В современном мире, к сожалению, этнические противостояния имеют место быть. Характеризуются они определенной степенью политического воздействия, созданием общественных движений, противостоянием сторон при помощи массового хаоса и беспорядка, сепаратистских выступлений и даже войн. Многие исследователи вопроса этнических и национальных распрей отмечают главную характерную особенность явления - трудноразрешимость. Львиная доля национальных проблем носит религиозно-территориальный характер.

Обострение ситуаций наблюдается в периоды экономических спадов и политической нестабильности, как между странами, так и внутри определенных государств. Показательным примером этнических конфликтов могут служить страны СНГ после распада СССР: Молдова и Приднестровье, Армения и Азербайджан, Абхазия, Грузия и Карабах, Таджикистан (Узбекистан) и Афганистан. Некоторые восточно-европейские страны после падения мировой социалистической системы оказались в центре этнических противостояний. этнический конфликт напряженность

Балканы представляют собой один из самых нестабильных регионов планеты, где огонь межнациональной вражды периодически вспыхивает с новой силой. Стоит вспомнить югославский кризис, проблемы Чехии, Словакии, Боснии, Герцеговины. Здесь сконцентрировался интерес большинства крупных держав, даже включая географически удаленные Соединенные Штаты и Китай. Большинство этих конфликтов связано со статусными и территориальными претензиями, и, как показал исход многих, фиксирование части территории за этническим меньшинством может привести к ее обособленности.

Мировая история богата примерами сотнями этнических конфликтов: между Великобританией и Северной Ирландией, Францией и Корсикой. В последние годы остро стоит проблема басков в Испании, курдов в Турции, а также показателен недавний конфликт в Греции. В африканских странах часто возникает дестабилизация, связанная с несовпадением интересов этнических сообществ.

Прекращение национальных противостояний - задача весьма проблематичная, так как полную нейтрализацию политических и экономических факторов осуществить на практике невозможно. Однако государственная и общемировая политика толерантности и умение вести диалоги во многих случаях поможет предотвратить возникновение острых конфликтов или сгладить их течение

Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты. Примеры из истории также будут приведены ниже.

Что такое этнический конфликт?

Столкновения, в основе которых лежат национальные противоречия, называются этническими. Они бывают локальными, на бытовом уровне, когда конфликтуют отдельно взятые люди в пределах одного населенного пункта. Также их подразделяют на глобальные. Пример этнического конфликта на глобальном уровне - это косовский, палестинский, курдский и тому подобные.

Когда возникли самые первые этнические конфликты?

Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.

После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве - это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.

Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.

Ситуация в Нагорном Карабахе

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

Своими корнями этот конфликт уходит в далекое прошлое. По данным армянских источников, Нагорный Карабах носил название Арцах и был в составе Армении во времена Средневековья. Историки противостоящей стороны, наоборот, признают право Азербайджана на эту область, так как название «Карабах» представляет собой сочетание двух слов на азербайджанском языке.

В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.

Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией

Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.

После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.

На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.

Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.

Весьма распространенными случаями в российских городах становятся вспышки насилия со стороны русских националистов, направленные против этнических меньшинств. Это сопряжено с интенсивной миграцией жителей окраин в города и промышленные центры исключительно по экономическим причинам. К этому добавляются потоки мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья (Китай).

В этом случае мы имеем дело с агрессией представителей ядерного этноса народа, присвоивших себе (без согласия официальной политики государства) статус представителей «нации». Иными словами, здесь мы имеем конфликт по линии нация/этнос , но при этом свойство «нации» является произвольно утверждаемой «русскими националистами» вопреки официальной политике и правовым установкам государства (нормативно считающего себя гражданским обществом).

Симметричным является и обратная ситуация, столь же, увы, частая в настоящее время: репрессии со стороны преобладающего этноса в субъекте Федерации против русских, оказавшихся в позиции этнического меньшинства. И в этом случае мы имеем дело с конфликтом по оси нация/этнос , а свойство «нации» также произвольно присвоено жителями «национальной» Республики вопреки официальной нормативной правовой установке, согласно которой мы имеем дело во всех случаях только с конфликтом гражданина и гражданина.

В данном случае сплошь и рядом чрезвычайно трудно точно квалифицировать структуру конфликта, поскольку этнос не имеет никакого правового статуса, а смысл понятия «нации» и «национальности» является расплывчатым даже в Конституции, и поэтому распространяется на все остальные правовые документы, в том числе и на Уголовный Кодекс. Именно поэтому часто конфликт с откровенной этнической подоплекой квалифицируется следствием и судом как обычный конфликт между гражданами.

Лишь в том случае, когда налицо ярко выраженный политический национализм радикального типа (символика, принадлежность к экстремистским организациям, наличие расистской литературы и т.п.), «националистическая» подоплека может быть включена в классификацию дела.

Нация/нация: сецессионистские войны

Примером конфликта, в котором сторонами выступают нации, могут служить столкновения двух государств или одного международного признанного государства с другим, непризнанным.

В новейшей российской истории имелось два случая таких конфликтов.

Первый случай конфликта нация/нация мы имеем в двух чеченских кампаниях. Россия номинально представляет собой национальное государство. Другим самостоятельным национальным государством объявила себя в начале 90-х годов ХХ века Чечня (Ичкерия). Москва не согласилась признать независимость самопровозглашенной Республики Ичкерия и, следовательно, отказала ей в праве считаться нацией и самостоятельным национальным государством. Однако руководители Ичкерии - Джохар Дудаев, а позднее Аслан Масхадов - продолжали настаивать на своем, считать себя «нацией» и независимым государством, а конфликт с Россией - столкновением двух наций.


Со стороны России квалификация конфликта была качественно иной. Москва считала чеченских сепаратистов «бандитами», то есть гражданами России, нарушившими закон и закономерно подлежащими наказанию со стороны единственно легитимной, легальной, правомочной и суверенной власти. Для России это была операция по разгрому незаконных бандформирований, то есть организованных «преступных элементов». Для Чечни национальная война - одной нации с другой.

Второй случай - российско-грузинская шестидневная война в августе 2008 года. Здесь имело место столкновение двух национальных государств, признанных международными инстанциями. Но в основе вновь лежала определенная двусмысленность. Южная Осетия и Абхазия провозгласили себя независимыми государствами, то есть нациями, но Грузия, в состав которой они входили, такими их не признавала.

Южная Осетия и Абхазия за счет этнической близости к этносам, проживающим в Российской Федерации (осетины в одном случае, а в другом случае несколько адыгских этносов, родственных абхазам - черкесы, адыги, кабардинцы и т.д.) и установлению дружеских отношений с Россией, обратились к Москве за помощью после того, как грузинские войска подвергли столицу Южной Осетии, Цхинвал, обстрелу и вторглись в город. Российские вооруженные силы вошли на территорию Южной Осетии и Абхазии, отбили грузинские войска, а затем признали независимость Южной Осетии и Абхазии.

На территории этих государств были осуществлены «этнические чистки», этнические грузины были депортированы на территорию Грузии. Грузины считали и считают Южную Осетию и Абхазию грузинской территорией (частью национального государства Грузия), а осетин и абхазов - этническими меньшинствами и гражданами Грузии. Жители Южной Осетии и Абхазии, а также Россия считают Южную Осетию и Абхазию суверенными национальными государствами, с которыми у России заключены межнациональные договора.

Так, в двух случаях мы имели дело с конфликтами по линии нация/нация , и в обоих случаях в основе конфликтов лежало стремление к сецессии, то есть к созданию на территории единого государства новых суверенных политических образований, новых национальных государств.

Межэтнические конфликты: этнос/этнос

По линии этнос/этнос конфликты развертываются в том случае, если ни одна из сторон не является нацией, то есть политически организованным суверенным государственным образованием с фиксированными границами.

Примером такого конфликта может служить осетино-ингушский конфликт 1992 года. В этом случае имело место столкновение двух этносов, ни один из которых не был ядром нации. Другим примером могут служить напряженные отношения башкир и татар в Башкирии. Обе стороны конфликта являются этносами для нормативной структуры российского общества.

Сами участники аналогичных ситуаций склонны воспринимать себя как «нации», а свои субъекты Федерации (соответственно, Северная Осетия, Ингушетия, Башкирия) как малые «национальные государства». Это несоответствие в субъективной оценке своей коллективной идентификации и ее квалификации со стороны нормативных представлений государства, при том, что сами определения крайне неточны, создает сложности не только для разрешения конфликтных ситуаций, но и для ясного понимания их структуры и, соответственно, для корректного анализа.

Межконфессиональные конфликты: исламский экстремизм

Межконфессиональные конфликты могут быть отнесены к разновидностям этнических, но с учетом того обстоятельства, что религия, как правило, является свойством народа (лаоса), а не этноса (если речь не идет о магических архаических культах и шаманизме). Там, где есть организация общества вокруг религиозной идеи, существуют все признаки создания социальной системы, качественно более сложной, чем структура этноса. Межконфессиональные конфликты, которые развертывались начиная с 1990-х и продолжают развертываться на Северном Кавказе, полностью соответствуют этому определению.

В основе этого типа конфликтов лежит политическая теория и практика некоторых радикальных исламских кругов, строящих на основе исламской конфессии политическую программу создания независимого исламского государства. Это государство, по мысли исламских фундаменталистов, должно быть основано на сверхэтническом принципе и объединять людей на основе веры и религиозной организации. По сути, речь идет о противопоставлении реально существующему российскому государству, номинально светскому, но с преобладанием православного населения, альтернативного политического проекта, потенциально исламского государства, которое исламские радикалы стремятся создать на Северном Кавказе на основе этносов, исповедующих ислам.

Практика строительства такого государства основана на вооруженной борьбе, осуществлении террористических актов, захвате заложников и других насильственных методах. Исламские экстремисты на Северном Кавказе мыслят самих себя гражданами будущего «исламского государства», от имени которого они ведут борьбу с «неверными». Образцом служат политические проекты имама Шамиля, пытавшегося объединить горских мусульман для борьбы против Российской Империи в XIX веке.

Межнациональные проблемы были, есть и будут. Говоря на эту тему, речь имеет смысл вести только о степени накала этнокофликтов, о народах-маркёрах и, возможно, о причинах их вызывающих. Миф советской "дружбы народов" развеялся, а горечь от его исчезновения была усилена антирусскими настроениями в 90-е годы, в бывших республиках СССР отколовшихся от него и пустившихся в самостоятельную жизнь. Особый же интерес вызывает тот факт, что далеко не все народы из 190 существующих в России ассоциируются с межнациональными конфликтами.

Народы-маркёры

В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация - это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме "межнациональный конфликт", то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой. Основной же канвой проблем является напряженность между русскими и "другими".

Анализ всех материалов освещающих проблематику этнических конфликтов и явлений с ними связанных позволяет выделить всего навсего пять (!) народов, про которые можно сказать - у них с русскими, и Россией вообще, стабильные проблемы.
Вот эти народы-маркёры темы "межнациональный конфликт":

  1. армяне

И действительно: у русских нет проблем с татарами, с бурятами, с хакасами, с удмуртами, с черкесами, с кабардинцами, с чувашами, с евреями, с немцами, с сербами, с молдаванами, с якутами, с ханты, с калмыками и т.д. Крайне сложно найти постоянно пополняемую негативную конфликтную статистику у этих народов, а вот обозначенная выше "пятерка лидеров" - там постоянно присутствует и с завидным постоянством дает поводы для сюжетов из криминальных сводок.

У русских нет проблем с татарами, с черкесами, с бурятами, с хакасами и с чувашами

То стреляющие свадьбы , то демонстрация не к месту национальных флагов, то убийства русских, то антигосударственный терроризм, то демарши связанные с локальным проживанием, то средневековые замашки в вопросах совместного проживания , то религиозные стычки. Ну и, наконец, этнобандитизм.

Хочется отметить тот факт, что набившее оскомину слово " " , которое, кстати, является почти синонимом слов "конфликт, драка, разборки, бандитизм, убийство, унижение", ассоциируется с жителями Кавказа не совсем однозначно. Устойчиво, сразу и первыми, в ряду негативных ассоциаций со словом "кавказец", будут, несомненно, чеченцы и дагестанцы. То что под это понятие попадают, например, ингуши , адыги и осетины - как-то не сразу приходит в голову, приходится начинать вспоминать . Получается, что и не все сплошь отрицательные персонажи. Получается, что и среди горских народов есть "нормальные" и "ненормальные".

Более того - даже межконфессиональная, религиозная тема не является стопроцентным идентификатором потенциального конфликта.

Выходит, что подавляющая масса народов проживающих в России и соседствующих с русскими - вполне себе уживчивы и умеют (хотят?) жить в дружеском ключе, а есть те, кто откровенно не умеет (не хочет?) жить "здесь и сейчас" как нормальные соседи. В чем же причины исключительности "конфликтной пятерки"? Ведь они, несомненно, есть!

Причины напряженности

В основе социального отторжения и конфликтов лежит повседневная манера поведения . Если быть более прямолинейным - нескрываемое презрение к русским и их манере жизни, которое демонстрируется представителями народов-маркёров. При чем "уровень цивилизованности" или "степень окультуренности" того или иного народа не является причиной такого презрения. Есть нечто более тонкое и более неуловимое , что служит таким поводом. Можно предположить, что первопричина в темпераменте, но это не так ибо порывистый характер присущ и другим народам, но, тем не менее, это не является для них отправной точкой к ссорам.

Уровень "цивилизованности" народа не влияет на его конфликтность

Скорее всего, базисом для презрения является некое "превосходство" над русскими. Это превосходство уходит корнями в лихие девяностые, в период развала СССР, когда русских безнаказанно гнали из очень многих бывших республик. Формирование новых национальных элит позволяло последним получать для себя политические и экономические очки путем натравливания своих соплеменников на "этих русских". Разумеется, масла в огонь не преминули подлить и западные партнеры, которые открыто поддержали тотальную русофобию и последовательную диффамацию русских .

Разруха в государстве привела к многоразовой безнаказанности в межэтнических проблемах - побеждали те, кто не был стеснен моральными нормами и у кого не было проблем с применением бандитского насилия. В итоге, за многолетний период у некоторых народов сформировался самоимидж "крутых парней" , которым море по колено. Представители народов-маркёров привыкли к тому, что они круче и неприкасаемее, что давить, отжимать и унижать - это часть их манеры жизни и суверенное право. Самолюбование своей крутостью и этнический нарциссизм лишает чеченцев, дагестанцев, армян, азербайджанцев и грузин способности оценивать ситуацию адекватно. Им понравилась манера жить по-гангстерски , бравировать кастовостью и наличием денег. Слово "бандит" и "крышевание" практически срослось с чеченцами, дагестанцами, армянами, азербайджанцами и грузинами.

Воинственность и агрессивность - это не добродетель, это камень в сапоге

Картина межнациональных проблем была бы неполной, если не упомянуть о причинах недовольства чем-то и кем-то у самих русских.

Здесь все проще и более наглядно. Русских раздражает влияние на их жизнь заметных представителей этих пяти народов. А именно: этническая принадлежность многих сфер бизнеса, особенно оптовой торговли, шоу-бизнеса и масс-медиа, а также наличие на ключевых постах представителей этих народов. Русским кажется очень странным: почему, вдруг, вся торговля овощами и фруктами "принадлежит" азербайджанцам и армянам ; почему индустрия развлечений "под" чеченцами и дагестанцами; почему "разруливание" обязательно связано с "кавказом" и т.д. Добавьте сюда откровенную русофобию вновь образованных государств и картина становится совсем полной.

Русских раздражает влияние на их жизнь влительных не-русских

Получается так - мало того, что народы-маркёры "жируют не сильно напрягаясь", так еще и куражатся над теми с кого стригут деньги ! Немаловажен и тот факт, что все эти народы вошли в состав России позже многих других, а значит и сделали для России меньше других и страдали за нее меньше, но имеют - больше других. Несправедливо!

Весомый вклад в неприязненность со стороны русских вносят этнические диаспоры, землячества и сообщества. Такого рода "социальные конгломераты" являются государством в государстве, что позволяет людям их составляющим находится над всеми остальными. Быть вне законов существующих для основной массы граждан РФ. Диаспоры, когда русские "хлопали ушами" , отхватили себе сытные и необременительные экономические и политические куски, создали социально-гражданские анклавы и держат других в зависимом положении. Безнаказанность и влиятельность национальных диаспор - самый устойчивый рассадник конфликтов, в чьих недрах формируется и реализуется антирусская жилка народов-маркёров, именно в них у людей воспитывается уверенность в своем превосходстве.

Степень накала

Сейчас на дворе 2015-й год и, слава Богу, уровень накала межнациональных проблем в разы меньше по сравнению с этапом распада Советского Союза. Также, градус межэтнического противостояния сильно понизился из-за гражданской войны на Украине и политико-экономического противостояния с коллективным западом, но уголек напряженности тлеет. Чтобы максимально залить его, представителям народов-маркёров стоит оглянуться вокруг себя и подумать "А как другим народам и этносам России удается быть неконфликтными и уживчивыми? "

Август 2005 года

Конфликт

Чеченцы из числа переселенцев сломали памятник на могиле Эдуарда Кокмаджиева, срочника-калмыка, погибшего в ходе чеченской кампании. Вандалы получили условные сроки. Недовольная приговором калмыцкая община потребовала выселения всех чеченцев, что привело к серии потасовок. Во время одной из них был застрелен 24-летний калмык Николай Болдарев.

Реакция

После похорон Болдарева состоялось стихийное шествие, в котором участвовали до тысячи человек. В село стали приезжать калмыки из соседних населенных пунктов. Шесть домов, в которых жили чеченские семьи, было сожжено. Для предотвращения беспорядков в Яндыки ввели спецназ ФСИН, роту внутренних войск и роту морской пехоты.

Последствия

С одной стороны за участие в погромах и призывы к неподчинению властям на семь лет был осужден калмык Анатолий Багиев. С другой стороны за хулиганство с применением оружия осудили 12 чеченских переселенцев.

Кондопога, Республика Карелия.

Сентябрь 2006 года

Конфликт

В ресторане «Чайка» местные жители Сергей Мозгалев и Юрий Плиев повздорили с официантом Мамедовым, а после избили его. Официант, азербайджанец по национальности, вызвал на подмогу знакомых чеченцев, «крышевавших» ресторан. Те, не застав обидчиков Мамедова, устроили драку с другими посетителями. Два человека погибли от ножевых ранений.

Реакция

Драка привела сначала к митингу, в котором участвовали около двух тысяч человек, а после к погромам. Местные требовали выселить кавказцев, якобы регулярно терроризировавших коренных горожан. В город прибыл глава ДПНИ Александр Поткин. «Чайку» забросали камнями и подожгли.

Последствия

Отправлены в отставку руководители республиканской прокуратуры, МВД и ФСБ. Мозгалев приговорен к 3,5 года лишения свободы, Плиев - к 8 месяцам. Осуждены также шестеро чеченцев, один из которых, Ислам Магомадов, получил 22 года за двойное убийство.

Сагра, Свердловская область.

Июль 2011 года

Конфликт

После того как дом одного из жителей поселка Сагра был обворован, подозрение сельчан пало на шабашников, работавших на местного цыгана Сергея Красноперова. От него потребовали вернуть краденое и уехать из села. Тот пригрозил, что обратится к знакомым азербайджанцам.

Реакция

Через пару дней в село въехали вооруженные подельники Красноперова, которых, однако, остановила выставленная загодя засада. Один из нападавших был убит.

Последствия

Первоначально местные правоохранительные органы пытались квалифицировать случившееся как «пьяную драку», однако вскоре стараниями фонда «Город без наркотиков» события в Сагре приобрели всероссийский резонанс. Суд приговорил шестерых из 23 участников нападения к реальным срокам - от полутора до шести лет тюрьмы.

Демьяново, Кировская область.

Июнь 2012 года

Конфликт

Глава дагестанской диаспоры поселка Демьяново Нух Куратмагомедов не дал местной молодежи отдохнуть в принадлежавшем ему кафе: рабочий день закончился. Оскорбившиеся сельчане избили двух дагестанцев, в том числе племянника Куратмагомедова. Тогда коммерсант собрал земляков. В ходе состоявшейся массовой драки дагестанцы применили травматическое оружие.

Реакция

Для предотвращения дальнейшей эскалации событий в Дьмьяново были переброшены усиленные отряды полиции. В поселок на вертолете прибыл губернатор области Никита Белых, которому, однако, задавали вопросы не только о национальных отношениях, но и о печальном состоянии местной больницы.

Последствия

В отставку ушли глава поселка и глава района. Единственный обвиняемый в деле о массовом конфликте в Демьянове Владимир Бураков получил год условно за «удар по щиту полицейского».

Невинномысск, Ставропольский край

Декабрь 2012 года

Конфликт

В клубе «Зодиак» уроженец станицы Барсуковской Николай Науменко поругался с двумя девушками-славянками. Им на помощь приехал выходец из Урус-Мартана чеченец Висхан Акаев. В ходе «спора» Акаев нанес своему оппоненту удар ножом. Науменко умер от потери крови.

Реакция

После случившегося в Невинномысске и других городах края прошло несколько акций протеста под общим лозунгом: «Ставрополье не Кавказ». В акциях отметились местные националистические лидеры и столичные националисты.

Последствия

Акаев был обнаружен у дальних родственников в Грозном, арестован и доставлен на Ставрополье.