23.04.2019

В этой статье расскажем об истории ЕАЭС: каковы были причины и предпосылки его появления, из каких интеграционных объединений он формировался, и каковы его главные цели и задачи на сегодняшний день.

Для получения индивидуальной консультации по реализации продукции в ЕАЭС оставьте заявку:

Оставить заявку

Предпосылки

Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.

Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе - это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.

Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.

Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:

Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.

Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.

В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.

Хронология событий

1994-2000 - период становления

В это время шёл поиск оптимальных путей сотрудничества и подписывались промежуточные договоры и соглашения, описывающие ещё не сами формы интеграции, а лишь взаимные обязательства по разработке и внедрению этих форм.

1994

Нурсултан Назарбаев впервые выступил в Москве с предложением о создании Евразийского Союза.

1995

6 января Россия и Белоруссия заключают Соглашение о создании Таможенного союза и формировании общего рынка. 20 января к этому соглашению присоединяется Казахстан. Это можно считать отправной точкой в создании современного ЕАЭС.

1996

29 марта Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписывают Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях . По сути, этим договором страны публично и официально подтвердили свои намерения к интеграции, но пока без особой конкретики в формулировках, механизмах и форматах.

1999

26 февраля Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор о Таможенном союзе (ТС) . Этим договором они, собственно, учреждают Таможенный союз. Однако, в таком составе союз просуществует лишь полтора года.

2000-2011 - Единое экономическое пространство

Несмотря на то, что единое таможенное пространство уже было реализовано, главы стран-участниц выражали стремление к более глубокой, уже экономической интеграции. Хотелось не просто "общих границ", а "общей экономики".

2000

10 октября Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) , в котором уже прослеживаются элементы надгосударственного экономического регулирования. Появляется первый надгосударственный орган - Суд Евразийского экономического сообщества.

2001

30 маяэтот договор вступает в силу. С этого момента описанный выше Таможенный союз перестаёт существовать, как таковой, но все его положения и принципы наследуются ЕврАзЭС.

2003

19 сентября Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства . С этого момента началась работа по подготовке правовой базы с целью создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы («четыре свободы» ЕАЭС).

2007

6 октября Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза на базе ЕврАзЭС. Появляются ещё один надгосударственный орган - Комиссия Таможенного союза и Высший экономический совет. Это уже тот самый Таможенный союз, в котором спустя 5 лет появится множество технических регламентов.

2010

В январе Таможенный союз начинает работу.

В июле вводится единый Таможенный кодекс для государств-членов Союза.

9 декабря в Декларации о формировании ЕЭП впервые было официально о том, что страны-участницы ЕврАзЭС движутся к новой, более углублённой форме интеграции - Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). В связи с этим, среди прочего, была обозначена необходимость единой системы технического регулирования и введения принципиально новых надгосударственных стандартов (технических регламентов).

2011

С июля таможенный контроль остаётся только на внешних границах Союза.

18 ноября было подписано Решение о создании Евразийской экономической Комиссии .

16 августа были опубликованы первые технические регламенты : ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий» (вступил в силу 15 февраля 2012) и ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (вступил в силу 1 июня 2012 года).

Всего в течение 2011 года было утверждено и опубликовано 24 технических регламента. Все они вступили в силу в период 2012-2015 гг. Вступление в силу технического регламента на определённую продукцию автоматически отменяло действие национального стандарта на эту продукцию.

2012-2019 - Евразийский экономический союз

Это период становления существующего сегодня единого экономического интеграционного объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В это время происходит отказ от переходных форм и развитие наднациональных институтов.

ЕАЭС уже позиционируется, как "ядро континентальной интеграции", объединяющее Азию и Европу. Его концепция разрабатывается с учётом логики глобального китайского проекта «Один пояс и один путь», направленного на создание быстрых и эффективных торговых маршрутов между Европой и Азией. Однако, важно подчеркнуть, что не «в соответствии», а именно «с учётом».

В это же время за океаном начинают говорить о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия строят новый СССР. На что руководители стран-участниц неоднократно заявляли, что ЕАЭС - союз не политический, а исключительно экономический. Президент Казахстана вообще предложил радикальный способ пресечь эти разговоры на корню, цитата: «[Бывая за рубежом, часто слышу,] что мы создаём СССР, или что-то под Россией. Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится» .

2012

2 февраля начала функционировать Евразийская экономическая комиссия. Комиссия Таможенного союза была упразднена, её функции перешли к ЕЭК.

19 октября к Таможенному союзу (в котором на данный момент были Россия, Казахстан, Белоруссия) присоединилась Киргизия.

18 ноября были подписаны Декларация о Евразийской экономической интеграции (по сути, дорожная карта создания ЕАЭС) и Договор о Евразийской экономической комиссии (официальное признание главами государств ЕЭК в качестве наднационального органа).

2014

29 мая года в Астане (ныне Нур-Султан) подписан Договор о создании Евразийского экономического союза . Россия, Белоруссия и Казахстан ратифицировали этот договор 5, 9 и 14 октября соответственно.

10 октября подписан подписан Договор о присоединении Армении к ЕАЭС, ратифицирован Арменией 4 декабря.

2015

21 мая Киргизия ратифицировала Договор о присоединении к ЕАЭС и стала его официальным членом в августе.

2016

2017

14 апреля Молдавия стала первой (и до сих пор остаётся единственной) страной-наблюдателем в ЕАЭС.

2018

1 января вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, отменив тем самым предыдущий Таможенный кодекс Таможенного союза. Теперь все страны, вступающие в ЕАЭС, автоматически вступают и в Таможенный союз ЕАЭС.

Не путайтесь в "союзах"!

Использование фразы «Таможенный союз» в качестве имени собственного было изначально не самой лучшей идеей, потому что таможенный союз [нескольких государств] - это нарицательное словосочетание. В мире сегодня существует более 10 таможенных союзов.

Поэтому, с морфологической точки зрения правильно будет сказать, что существует два Союза :

во-первых, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) , являющийся уникальной формой объединения нескольких государств,

во-вторых, Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) , являющийся одним из множества таможенных союзов в мире. И страна, вступающая в ЕАЭС, автоматически становится также членом ТС ЕАЭС.

ЕАЭС сегодня

На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

Молдавия является страной-наблюдателем.

Заключены соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Ираном, Китаем, Кубой.

Ведутся переговоры по созданию режима свободной торговли с Сингапуром, Индией, Египтом, Таиландом, Израилем и Сербией.

В ЕАЭС действуют 4 наднациональных органа:

Высший Евразийский экономический совет - верховный орган, в который входят главы стран-членов ЕАЭС. Заседания Высшего совета проходят ежегодно.

Евразийский межправительственный экономический совет - орган, в который входят руководители правительств (премьер-министры) стран-членов ЕАЭС. Заседания совета проходят также ежегодно.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулярно действующий регулирующий орган, в задачи которого входит непосредственное функционирование Союза, развитие интеграции и наднациональных институтов и инструментов. Состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии.

Суд Евразийского экономического союза - судебный орган, решающий задачи правоприменительной практики наднационального законодательства ЕАЭС.

На сегодняшний день в ЕАЭС , и их количество с каждым годом растёт.

ТР ТС или ТР ЕАЭС?

Отдельно стоит разъяснить вопрос с наименованием технических регламентов.

На данный момент в ЕАЭС действует два вида технических регламентов: технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС) и технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС).

Это абсолютно идентичные документы, имеющие равную юридическую силу и область применения. Разница между ними исключительно в названии.

Если обратить внимание, то до 2014 года включительно публиковались техрегламенты Таможенного союза (последним стал техрегламент на табачную продукцию), а после 2015, когда уже официально существовал ЕАЭС, стали публиковаться техрегламенты Евразийского экономического союза. И в будущем теперь будут появляться только ТР ЕАЭС, но ТР ТС продолжат действовать без переименования.

Препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС

Белая книга таможенных барьеров

Доклад «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» отражает результаты работы Союза по устранению препятствий для торговли, оставшиеся препятствия, текущие объемы торговли между участниками ЕАЭС, понятийный аппарат. Каждый участник торговли может внести свой вклад в Белую книгу и сделать единое экономическое пространство лучше, воспользовавшись ресурсом «Реестр препятствий».

Терминология препятствий в рамках ЕАЭС (выработаны ЕЭК совместно с государствами-членами)

Барьеры - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза.

Изъятия - предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.

Ограничения - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношении?, развитие которых предусмотрено правом Союза.

По состоянию на конец 2016 года в согласованном перечне препятствии? «Белой книги» содержится 60 препятствии?: изъятии? - 17, ограничении? - 34, барьеров - 9.

На рисунке 1 показано общее соотношение разных типов препятствий в ЕАЭС. На рисунке 2 отражено количество разных типов препятствий, применяемых каждым государством-членом.


Реестр препятствий

Информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» - это возможность составить обращение о потенциальном препятствии для функционирования единого внутреннего рынка государств-членов ЕАЭС, в котором необходимо изложить ситуацию, возникшую у Вас или Вашей организации.

Данный интернет-портал был создан с целью формирования реестра нарушений и последующей работы с ними в рамках ЕЭК. Портал создан для получения информации «снизу», то есть непосредственно от предпринимателей, которые столкнулись с неправомерными препятствиями на рынках ЕАЭС при осуществлении деятельности. Любой желающий может обратиться в ЕЭК с заявлением о препятствии, которое возникло из-за нарушения страной-членом ЕАЭС права Союза. На интернет-портале также можно ознакомиться с реестром нарушений и работой ЕЭК по их устранению.

Единый таможенный тариф

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД). ЕТТ ЕАЭС утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

В рамках ЕТТ существует возможность предоставления тарифных льгот, условия и механизм применения которых обозначены в приложении 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы предоставляются в отношении ввозимых на территорию Союза товаров и представляют собой освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Участникам ВЭД также следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.36 Договора о ЕАЭС в отношении товаров, импортируемых из развивающихся и наименее развитых стран , применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ЕТТ. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (в скором времени утратит силу). Новый перечень таких товаров определен Решением Совета ЕЭК (вступает в силу с 28 августа 2017 г.).

В договоре о ЕАЭС также устанавливаются правила определения объема квот в отношении сельскохозяйственных товаров. Такие правила определяют максимальный объем сельскохозяйственной продукции определенного вида, разрешенный к ввозу на территорию ЕАЭС. Квота предоставляется на разные группы товаров и способствует развитию импортозамещения. Объемы квот определяются Коллегией ЕЭК каждый год.

Технические регламенты

Технический регламент Евразийского экономического союза - документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты Евразийского экономического союза принимаются для обеспечения реализации первоочередных интересов в сфере безопасности.

В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС принимаются технические регламенты Союза.

Продукция, в отношении которой принят технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение в рамках Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, которые установлены техническим регламентом ЕАЭС. Страны-участницы ЕАЭС обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Продукция, которая прошла процедуры оценки соответствия, маркируется .

Со дня вступления в силу технического регламента на определенный вид продукции на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные национальными законодательствами, не применяются. Таким образом, получение документов, подтверждающих соответствие техническим регламентам ЕАЭС, дает возможность продукции беспрепятственно обращаться на территории Союза.

Подтверждение соответствия продукции техническим регламентам осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Применение одной из этих форм зависит от степени риска причинения вреда от использования продукции. Существует несколько схем оценки (подтверждения) соответствия: 6 схем декларирования и 9 схем сертификации. На схеме изображено применение различных форм соответствия в зависимости от риска. Более подробную инструкцию по применению схем декларирования / сертификации, а также по всей необходимой документации можно найти в презентации на сайте ЕЭК .


Перечень сфер, по которым применяются технические регламенты ЕАЭС:

    Пиротехнические изделия;

    Средства индивидуальной защиты;

    Упаковка;

    Продукция, предназначенная для детей и подростков;

  • Парфюмерно-косметическая продукция;

    Продукция легкой промышленности;

    Автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и мазут;

    Низковольтное оборудование;

    Машины и оборудование;

  • Оборудование для работы во взрывоопасных средах;

    Аппараты, работающие на газообразном топливе;

    Электромагнитные технические средства;

  • Пищевая продукция;

    Соковая продукция из фруктов и овощей;

    Масложировая продукция;

    Специализированная пищевая продукция, в том числе диетическое лечебное и профилактическое питание;

    Пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства;

    Маломерные суда;

    Оборудование, работающее под избыточным давлением;

    Смазочные материалы, масла и специальные жидкости;

    Молоко и молочная продукция;

    Мясо и мясная продукция;

    Мебельная продукция;

    Взрывчатые вещества и изделия на их основе;

    Железнодорожный подвижный состав;

    Высокоскоростной железнодорожный транспорт;

    Инфраструктура железнодорожного транспорта;

    Колесные транспортные средства;

    Автомобильные дороги;

    Сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и прицепы к ним;

    Табачная продукция.

Единый знак обращения товаров ЕАЭС

Маркировка единым знаком обращения, в соответствии с Договором о ЕАЭС, является одной из мер по развитию экспорта.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения» изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом ЕАЭС процедуры оценки соответствия на территории любого из его государств-членов, что подтверждено соответствующими документами.

Единый знак обращения наносится в соответствии со следующими правилами: Изображение должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено; Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Таможенного союза.

Специальные требования предъявляются к маркировке лекарственных средств для медицинского применения и ветеринарных лекарственных средств в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 3 ноября 2016 г. №76. Также особые предъявляются к маркировке меховых изделий в связи с о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 года.

Продукция, прошедшая все проверки и соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС (перечень в разделе ), должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке Союза (Eurasian Conformity, ЕАС):

Маркировка изделий из натурального меха

Маркировка меховых изделий обязательна для всех участников оборота товаров: производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке:

    Предметы одежды из норки;

    Предметы одежды из норки;

    Предметы одежды из нутрии;

    Предметы одежды из песца или лисицы;

    Предметы одежды из кролика или зайца;

    Предметы одежды из енота;

    Предметы одежды из овчины;

    Предметы одежды прочие.

Последовательность действий при маркировке меховых изделий:

    Регистрация в Информационном ресурсе маркировки с помощью электронной подписи;

    Описание товара в Личном кабинете;

    Подача заявления на изготовление контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ);

    Оплата изготовления КиЗ (стоимость вшивного КиЗ - до 15 рублей, стоимость клеевого КиЗ - до 15 рублей, стоимость накладного (навесного) КиЗ - до 22 рублей);

    Получение КиЗ от эмитента;

    Маркировка изделий;

    Фиксация факта маркировки в Личном кабинете Информационного ресурса маркировки.

Региональные торговые соглашения

Участникам ВЭД следует обратить внимание на то, что при заключении РТС с другими странами у ЕАЭС есть компетенция создавать зоны свободной торговли с другими странами, но только в отношении товаров. Таким образом, страны ЕАЭС в каждом конкретном случае решают включать ли вопросы торговли услугами или нет. Такой порядок тормозит развитие Союза, не позволяя заключать глубокие соглашения, так как сегодня в мировой торговле доля торговли услугами постоянно растет, а отсутствие компетенции ЕАЭС в этом вопросе делает соглашения с Союзом не конкурентоспособными по отношению к другим странам. Существенным пробелом в политике ЕАЭС следует признать и отсутствие у Союза компетенции по заключению инвестиционных соглашений с третьими странами.

Тем не менее, у ЕАЭС уже действует . В данный момент ЕАЭС находится на стадии ведения переговоров и подготовки к заключению региональных торговых соглашений (РТС) с некоторыми странами (Иран, Египет, Сингапур, Китай).

Зона свободной торговли с Вьетнамом

Соглашение ЕАЭС-Вьетнам о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) было подписано 29 мая 2015 г. (вступило в силу 5 октября 2016 г.).

В соглашении речь идет прежде всего о взаимной отмене торговых пошлин на товары (не распространяется на услуги). Согласно документу, отмена ввозных таможенных пошлин вьетнамской стороной не охватывает только 12% товарной номенклатуры, по большинству из которых у стран Союза отсутствует экспортный интерес.

По соглашению Вьетнам открывает рынок для многих товаров экспортного интереса стран Союза:

    сельскохозяйственный сектор: говядина, свинина и птица, мясная переработанная продукция, консервированная рыба, семена, мука, молочная продукция, сыр, растительное масло, корма для животных, алкогольная продукция;

    промышленный сектор: драгоценные камни, шины, асбест, трубы, прокат, корабли, механическое оборудование, электронное оборудование, детали для автомобилей, изделия из стали, сельхозтехника, автобусы, легковые автомобили, грузовики, нефтепродукты.

По данным ЕЭК, группами товаров, которые в наибольшей степени экспортируются из России во Вьетнам (по состоянию на 2016 г.) являются:

    Минеральные продукты;

    Недрагоценные металлы и изделия из них;

    Продукция химической промышленности;

    Машины, оборудование, транспорт;

    Пластмассы и резина;

    Готовые пищевые продукты.

По данным Таможенной службы Вьетнама в 2017 г. в топ-10 импортируемых товаров входят следующие группы:

    Машины, оборудование, станки, инструменты;

    Компьютеры, электроника, запасные части и другие компоненты;

    Текстиль, кожа, материалы для производства обуви, вспомогательные материалы;

    Телефоны, мобильные телефоны, компоненты;

    Железо и сталь;

  • Нефтепродукты;

    Другие основные металлы;

    Пластиковые продукты;

    Химические продукты.

Российским экспортерам следует обратить внимание на то, какие товары в большей степени требуются Вьетнаму и какую нишу можно занять. Так, например, во Вьетнаме высока потребность в материалах для производства одежды и обуви, которые в данный момент не являются основной статьей экспорта из России во Вьетнам.

Контент страницы

1 января вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза.

Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также станут Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года.

Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Союз призван создавать условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, а также для всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; на основе уважения особенностей политического устройства государств-членов; на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; на основе соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.

Главным органом Союза является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. Заседания ВЕЭС проводятся не реже 1 раза в год. Структуру органов ЕАЭС также формируют Межправительственный совет на уровне глав правительств, Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза.

Справка:

Органы Союза:

Высший совет – высший орган ЕАЭС, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.

Межправительственный совет – орган Союза, в состав которого входят Премьер-министры государств-членов, рассматривающий стратегически важные вопросы развития евразийской экономической интеграции.

Суд ЕАЭС – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

В Совет Комиссии входят заместители Премьер-министров государств-членов Союза.

Состав Коллегии ЕЭК формируют Председатель и Министры Комиссии.

Основные функциональные новеллы Договора о ЕАЭС в сравнении с этапами ТС и ЕЭП:

Договор о ЕАЭС закрепил договоренность государств-членов о проведении скоординированной энергополитики и формировании на базе общих принципов общих энергорынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов). Документ предполагает, что эта задача будет реализована в несколько этапов и окончательно завершена к 2025 году: формирование общего рынка электроэнергии предполагается завершить к 2019 году, а общего рынка углеводородов – к 2025 году.

Договор о ЕАЭС определяет режим регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий – в рамках Союза к 1 января 2016 года будет создан общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники).

В Договоре определены основные приоритеты транспортной политики на территории Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу. Стороны договорились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что, в первую очередь, касается автомобильного и железнодорожного транспорта.

Достигнута договоренность о формировании и реализации согласованной агропромышленной политики. Немаловажно, что реализация политики в других сферах интеграционного взаимодействия, в том числе, в сфере обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в отношении сельскохозяйственной продукции, будет осуществляться с учетом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики.

Эффективное функционирование Евразийского экономического союза невозможно представить без проведения согласованной макроэкономической политики, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств-членов Союза в целях достижения сбалансированного развития экономики. Согласно Договору, основными направлениями проведения согласованной макроэкономической политики является формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов Союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.

Для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков, по итогам пошаговой гармонизации законодательства, государства-члены ЕАЭС согласились с необходимостью выхода к 2025 году на создание Единого наднационального органа по регулированию финансового рынка.

Договор о ЕАЭС предполагает, что с 1 января 2015 года в ряде секторов, определенных государствами-членами Союза, начнет функционировать единый рынок услуг. При этом национальный режим заложен как база, т.е. государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что, безусловно, укрепит евразийский интеграционный проект.

Согласно Договору о ЕАЭС, единый рынок услуг в рамках Союза функционирует в секторах услуг, утверждаемых Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии. На основании Договора решением Высшего Евразийского экономического совета 23 декабря 2014 года утверждены списки секторов услуг, в которых начнет функционировать единый рынок с 1 января 2015 года. В настоящее время по предложениям Беларуси, Казахстана и России в список услуг могут быть включены более 40 секторов услуг (строительные услуги, услуги в области оптовой/розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, включая посев, обработку, уборку сельхозкультур и др.). Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. В секторах услуг, где не функционирует единый рынок услуг, поставщикам и получателям услуг предоставляются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, а также не применяются количественные и инвестиционные ограничения.

С 1 января 2015 года на территориях Беларуси, Казахстана и России начнет функционировать общий рынок труда; будет реализована свобода передвижения рабочей силы . Граждане этих государств будут работать на одних и тех же условиях: т рудящимся государств-членов ЕАЭС не потребуется получение разрешений на работу в рамках Союза. С созданием общего рынка труда граждане стран ЕАЭС могут напрямую почувствовать преимущества Евразийского экономического союза. Взаимное признание дипломов будет производиться с 1 января 2015 года в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц-граждан государств-членов ЕАЭС будет уплачиваться по внутренней резидентской ставке с первых дней работы по найму. Граждане стран ЕАЭС перестанут заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая новелла Договора о ЕАЭС: возможность применения национального режима для граждан всех четырех стран в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В каждой стране в рамках ЕАЭС все медицинские услуги, гарантированные государством, будут в равной степени доступны всем гражданам стран Союза. (Речь идет, в первую очередь, о бесплатном оказании услуг по скорой медицинской помощи ).

Что касается пенсий, в Договор о ЕАЭС заложено обязательство решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране-участнице Союза. В настоящее время ЕЭК совместно со Сторонами работает над Договором о пенсионном обеспечении, который вступит в силу уже после 2015 года.

Президент Российской Федерации

Владимир Путин

«Мы ставим перед собой амбициозную задачу-выйти к Евразийскому союзу. Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира.

Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами обеспечивать устойчивость глобального развития.

Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания».

География

Территория: 17,1 млн. кв. км
Население: 146,88 млн. человек
Столица: Москва, 12,1 млн. жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 1 661,0 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 102,3%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 1 115,4 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 102,9%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 81,9 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта
(в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 99,8%.
Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2018 году – 555,5 млн. тонн, на душу населения – 3 783,4 кг.
Добыча природного газа в 2018 году – 726,0 млрд м3, на душу населения – 4 944,7 м3.

Нефтяная и газовая добыча, переработка драгоценных камней и металлов, самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность.

Дополнительно

Наиболее крупные реки, протяженность по территории государства, км: Лена – 4337, Енисей (с Ангарой) – 3 844, Волга – 3 694, Обь – 3 676, Амур – 2 855

Наиболее крупные озера, тыс. км2: Каспийское море – 371, Байкал – 31,5, Ладожское – 17,7, Онежское – 9,7

Наибольшая высота над уровнем моря: Гора Эльбрус – 5 642 м


январь: от 0° С, -5° С (Северный Кавказ) до -40° С, -50° С (восток Республики Саха (Якутия);
июль: от + 1° С (северное побережье Сибири) до + 24-25° С (Прикаспийская низменность)

Президент Республики Казахстан

Касым-Жомарт Токаев

«Нурсултан Назарбаев - главный идеолог и последовательный созидатель евразийской интеграции. Сегодня ЕАЭС состоялся и демонстрирует свою эффективность. Следует активизировать работу в более широких форматах, на дальнюю перспективу. Включая налаживание «интеграции интеграций», сотрудничество в формате Большой Евразии».

Первый Президент Республики Казахстан

Нурсултан Назарбаев

«Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси впервые в истории сближает народы наших стран на основе взаимоуважения, сохранения национальной самобытности и осознания неразрывности общего будущего.

Последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство, а со временем - в Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире.

Мы все являемся свидетелями рождения нового уникального евразийского сообщества наций, у которого не только богатый опыт совместного прошлого, но и неделимая общая история будущего».

География

Территория: 2 724,9 тыс. кв. км
Население: 18,16 млн. человек
Столица: Нур-Султан, 1 млн. жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 179,3 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 104,1%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 79,0 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 104,4%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 13,0 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта
(в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 103,4%.
Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2018 году – 90,4 млн. тонн, на душу населения – 4 944 кг.
Добыча природного газа в 2018 году – 55,5 млрд. м3, на душу населения – 3 034,2 м3

Основные отрасли промышленности

Цветная и черная металлургия, химическая, машиностроение, легкая, пищевая, а также нефтепереработка и производство стройматериалов.

Дополнительно

Наиболее крупные реки, протяженность по территории государства, км: Ертис (Иртыш) – 1 698, Есиль (Ишым) – 1 400, Сырдарья – 1 400, Жайык (Урал) – 1 082

Наиболее крупные озера, тыс. км2: Каспийское море – 371, Аральское море – 41,0, Балхаш – 18,2

Наибольшая высота над уровнем моря: Пик Хан Тенгри (хребет Сарыжаз) – 6 995 м

Средняя месячная температура:
январь: от -1,4° С (на юге) до -24,6° С (на севере),
июль: от +18,1° С (на севере) до +30,6° С (на юге)

Президент Республики Беларусь

Александр Лукашенко

«Для Беларуси глубокая, продуктивная интеграция с наиболее близкими соседями была, есть и будет естественным путем развития. Два референдума абсолютным большинством дали власти четкий мандат на интеграцию.

Интеграционные наработки в рамках Союзного государства позволили разумно и с уверенностью применять их в более широком, многостороннем формате. Важно, чтобы Союзное государство, Таможенный союз, Единое экономическое пространство обогащали и взаимно дополняли друг друга.

Сейчас мы выходим на воплощение решений, которые принято называть судьбоносными. Наше твердое намерение решительно углублять интеграцию - не случайно. Это своего рода манифест, идущий от жизни».

География

Территория: 207,6 тыс. кв. км
Население: 9,492 млн. чел.
Столица: Минск, 1,9 млн жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 59,6 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 103,0%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 54,1 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 105,7%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 9,3 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 96,6%.
Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2018 году – 1,7 млн. тонн, на душу населения – 176,1 кг.
Добыча природного газа в 2018 году – 0,2 млрд. м3, на душу населения – 22,3 м3
Экспорт Республики Беларуси в 2018 году составил 33,9 млрд. долларов США (в 2017 году – 29,2 млрд. долларов США),
Импорт Республики Беларуси в 2018 году составил 38,4 млрд. долларов США (в 2017 году – 34,2 млрд. долларов США).

Основные отрасли промышленности

Металлургическая промышленность, машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая.

Дополнительно

Наиболее крупные реки, протяженность по территории государства, км: Днепр -700, Березина - 561, Припять - 495, Сож - 493, Неман - 436, Птичь - 421

Наиболее крупные озера, км2: Нарочь - 79,6, Освейское - 52,8, Червоное - 40,8, Лукомское - 37,7, Дривяты - 36,1

Наибольшая высота над уровнем моря: Гора Дзержинская - 345 м Средняя месячная температура: январь: -4,8° С; июль: +20,6° С

Премьер-министр Республики Армения

Никол Пашинян

«Мы настроены на активное взаимодействие с партнерами по ЕАЭС в интересах практического достижения свободы передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а также внедрения преференциальных режимов экономического сотрудничества, регламентированных правом Союза.»

География

Территория - 29,7 тыс. км²
Население - 2,97 млн человек
Столица - Ереван, 1 млн жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 12,4 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 105,2%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 4,0 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 104,2%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 1,8 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 92,4%.

Основные отрасли промышленности

Добыча и обработка строительных материалов, цветная металлургия, производство винно-коньячных изделий. Работают предприятия по выпуску металлорежущих станков, прессово-формовочного оборудования, точных приборов, синтетической резины, шин, пластмасс, химического волокна, минеральных удобрений, электродвигателей, инструментов, микроэлектроники, ювелирных изделий, шелковых тканей, трикотажа, чулочно-носочных изделий.

Дополнительно

Главная река Армении — Аракс с притоком Раздан. Общая длина рек составляет приблизительно 23 тыс. км.

Наиболее крупные озера - озеро Севан, 1240 км²

Наибольшая высота над уровнем моря: гора Арагац (4095 м)

Средняя месячная температура: На равнинах средняя температура января −5 °C, июля +25 °C; в среднегорьях (1000—1500 метров) −10 °C и +20 °C, на высотах от 1500 до 2000 м −14 и +16 соответственно.

Президент Кыргызской Республики

Сооронбай Жээнбеков

«Интеграция Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз была и остается приоритетным направлением во внешнеэкономической политике страны. Мы придаем большое значение этому объединению и нацелены на дальнейшее развитие продуктивного и плодотворного сотрудничества со странами Союза»

География

Территория: 199,9 тыс. кв. км
Население: 6,26 млн. чел.
Столица: Бишкек, 1 млн. жителей

Экономические показатели

Валовой внутренний продукт в 2018 году составил в текущих ценах 8,1 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 103,5%.
Объем промышленного производства в 2018 году в текущих ценах составил 3,7 млрд. долларов США. Индекс промышленного производства (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 105,4%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2018 году в текущих ценах составил 3,0 млрд. долларов США. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) в 2018 году к 2017 году – 102,7%.
Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2018 году – 0,2 млн. тонн, на душу населения – 31,6 кг.
Добыча газа естественного в 2018 году – 0,03 млрд. м3, на душу населения – 4,3 м3

Основные отрасли промышленности

Сельское хозяйство, гидроэнергетика, цветная металлургия, горнорудная промышленность, машиностроение, приборостроение, легкая и пищевая промышленность.

Дополнительно

Наиболее крупные реки, протяженность по территории государства, км: Чу - 1300

Наиболее крупные озера, тыс. км2: Иссык-Куль - 6

Наибольшая высота над уровнем моря: Пик Победы - 7 439 м

Средняя месячная температура:
январь: от -2,2° С до -29,1° С
июль: от +4,1° С до +26,8° С

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

Список стран-участников Таможенного союза в 2018 году

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Евразийский экономический союз

1. Участие в работе по совершенствованию таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе в разработке и реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС

Основное направление сотрудничества таможенных служб государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в настоящее время – это совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного регулирования.

С первого января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. ФТС России активно участвует в работе по подготовке проектов решений ЕЭК, предусмотренных новым кодексом.

Таможенные службы 5 стран осуществляют тесное взаимодействие в рамках заседаний Консультативного комитета по таможенному регулированию при ЕЭК, а также в работе по согласованию проектов решений ЕЭК.

2. Участие в работе Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза

Объединённая коллегия таможенных служб государств – членов Таможенного союза (далее – Объединенная коллегия) координирует практические действия таможенных служб государств – членов ЕАЭС в рамках применения единых принципов таможенного администрирования, выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем в сфере таможенного дела.

Объединенная коллегия образована в соответствии с Договором между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 22.06.2011. В 2015 году к Договору присоединились Армения и Киргизия.

Председатель Объединенной коллегии — руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Заместителями Председателя Объединенной коллегии являются руководители таможенных служб всех государств – членов ЕАЭС.

Функции рабочего аппарата – Секретариата Объединенной коллегии выполняет таможенная служба Российской Федерации.

Основными задачами Объединенной коллегии являются:

— координация деятельности таможенных служб стран в рамках ЕАЭС;

— участие в формировании единой правовой базы ЕАЭС по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции национальных таможенных служб;

— обеспечение единообразного применения таможенного законодательства ЕАЭС в пределах своей компетенции;

— обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории ЕАЭС.

При Объединенной коллегии создано 9 рабочих групп по наиболее важным направлениям таможенного администрирования, в том числе по вопросам классификации товаров, защиты интеллектуальной собственности, по таможенной экспертизе и экспертным исследованиям, по развитию системы управления рисками в таможенных органах государств – членов ЕАЭС, по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров, по вопросам совершенствования порядка администрирования таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, и другим вопросам.

Создание Объединенной коллегии позволило эффективно, оперативно и на единых принципах решать широкий спектр практических вопросов функционирования Союза, разрабатывать единые таможенные технологии и единообразно их применять.

В 2017 году проведено 4 заседания Объединенной коллегии, по итогам которых принято 99 решений по вопросам практического взаимодействия между таможенными службами государств – членов ЕАЭС, упрощения таможенного администрирования и единства правоприменительной практики.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение