После 10 лет для родителей и детей наступает время перемен: под действием половых гормонов детский организм бурно растет и развивается. Какие этапы можно выделить в телесном взрослении? К чему родители могут подготовить подростков и что тем предстоит пережить и принять самим? О психофизиологии сексуального развития рассказывают наши эксперты.

Все родители примерно представляют себе, как происходит развитие ребенка, чего можно ожидать от его поведения, знают, наблюдая изо дня в день за сыном или дочерью. Но в том, что касается сексуального развития, родителям не всегда хватает знаний.

Представление о том, каких возрастных изменений следует ожидать на разных этапах развития, и наблюдение за тем, что случается на самом деле, позволяют ориентироваться в происходящем, своевременно замечать что-то необычное, странное, не соответствующее возрасту, и при необходимости обращаться за помощью. Кроме того, в общении с подростком родителям предстоит определить, насколько он готов к обсуждению интимной стороны жизни, чтобы не смутить его раньше времени или не опоздать с важным разговором.

10–19 лет: десятилетие перемен

Дети лет до десяти растут равномерно, причем мальчики и девочки имеют одинаковые пропорции тела. В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста. В это время длина тела за год может увеличиться на 7–12 см.

Девочки обычно обгоняют ровесников-мальчиков в росте и развитии. У девочек скачок происходит в среднем в 10–11 лет, у мальчиков - в 13 лет. После достижения пика скорости роста наблюдается его быстрое замедление и прекращение: у девушек - после 16 лет, у юношей - после 18 лет.

Максимальная скорость роста подростков наблюдается весной, а максимальная скорость прибавки массы тела - осенью. Интенсивность и продолжительность этого скачка у каждого подростка своя. Мальчики «догоняют», а иногда опережают и девочек в развитии, как правило, только к последним классам школы, при этом юноша 17–18 лет все еще растет, а девушка уже останавливается в росте.

Форма тела и темпы созревания репродуктивной системы определяются половыми гормонами. У мальчиков это тестостерон, вырабатываемый яичками. Он вызывает развитие гениталий и физические изменения в организме подростка, в том числе увеличение мышечной массы и созревание костей. Телосложение приобретает типичные мужские черты - широкие плечи и узкие бедра, рельефные мышцы груди и спины, мужская форма ягодиц. Может даже наблюдаться временное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией ареолы.

Все упоминаемые ниже сроки служат в качестве ориентиров и вполне допускают индивидуальные колебания. Развитие вторичных половых признаков у мальчиков в среднем охватывает период от 10,5 до 18 лет. В первую очередь в возрасте 10,5–12 лет увеличиваются яички, в 12–13 лет начинается рост полового члена, одновременно появляются волосы на лобке, после чего последовательно возникают другие признаки полового созревания. Некоторые юноши начинают бриться, чтобы быстрее появилась «растительность» на лице. Рост наружных гениталий завершается обычно к 17–18 годам, хотя возможно продолжение их роста до 20–25 лет.

Основные половые гормоны девочек - эстрогены, вырабатываемые яичниками. Они обеспечивают созревание половых органов и развитие молочных желез. Частично в половом созревании девочек принимают участие гормоны андрогены. Под воздействием половых гормонов формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса.

Внешние проявления полового развития девушек охватывают период от 9 до 17 лет. С началом полового созревания у девочек расширяется таз, заметно округляются бедра и ягодицы, увеличиваются молочные железы (9–10 лет), для полного развития которых требуется около 4 лет. С 10–11 лет начинается оволосение лобка, достигающее максимума через 2,5–3 года. Оволосение подмышечных областей начинается спустя 1,5–2 года после лобкового и завершается к 18 годам.

Первая менструация наступает между 9 и 15 годами, чаще всего в 12–14 лет. Возраст появления менструаций в основном определяется состоянием здоровья, наследственностью и условиями жизни. Появление первых месячных до 9 лет и особенно отсутствие менструаций после 15–16 лет - повод проконсультироваться с гинекологом. Сначала цикл может меняться. Постепенно месячные становятся регулярными: наступают в среднем через каждые 28 дней и длятся по 3–5 дней.

Поводом для беспокойства и обследования могут быть:

Короткий (меньше 21 дня) или продолжительный (свыше 35 дней) менструальный цикл;

Нерегулярный цикл, если он сохраняется больше полутора лет после появления менструаций;

Продолжительность менструации - 1–2 дня или более 7 дней;

Обильное кровотечение или болезненные ощущения во время менструации.

На что обратить внимание

Иногда у новорожденных и младенцев наблюдаются особенности строения половых органов, которые требуют обращения к врачам. У мальчиков встречается отсутствие одного или обоих яичек в мошонке - крипторхизм. В некоторых случаях яичко самостоятельно опускается в мошонку в течение первого года жизни малыша. Но если не определить причину такого отклонения и не начать наблюдение, это может впоследствии привести к бесплодию и другим заболеваниям, опухоли.

У мальчиков может наблюдаться сужение крайней плоти, фимоз, когда невозможно обнажить головку полового члена. Такая ситуация также требует консультации педиатра или уролога. У маленьких девочек может быть слипание и сращивание половых губ - синехии, когда частично и почти полностью закрывается вход во влагалище. Это повод обратиться к педиатру или детскому гинекологу.

Подготовить к неожиданностям

Телесные перемены могут застать подростков врасплох, расстроить или испугать. Даже тот, кто штудировал «Анатомию человека» и примерно представляет себе физиологические процессы в организме, не всегда готов лично столкнуться с новыми особенностями собственного тела. Поэтому главная задача родителей - заранее поговорить на эти непростые темы, успокоить, объяснить, что означают незнакомые явления и ощущения.

Первые поллюции - непроизвольное семяизвержение ночью и утром, нередко сопровождающееся эротическими сновидениями - возникают в 14 лет и у большинства юношей становятся регулярными к 16 годам. Мальчики нередко воспринимают их как болезнь и очень переживают.

Родителям, и лучше всего отцу, надо поговорить с сыном о поллюциях еще до их появления, объяснить, что это обычное явление, сопровождающее превращение из мальчика в мужчину, что этого не надо пугаться и стесняться, что поллюции могут повторяться довольно часто и непроизвольно, а могут и прекратиться со временем.

Родителям, лучше матери, нужно уже в 9–10 лет объяснить девочке, как устроена женская репродуктивная система

Для девочек важный рубеж взросления - первая менструация. Если она случится неожиданно, девочка может испугаться и впасть в панику, ей может быть неловко рассказать о происшедшем, задать вопрос. Поэтому родителям, лучше матери, нужно уже в 9–10 лет объяснить девочке, как устроена женская репродуктивная система, объяснить природу месячных, рассказать, что это нормальный этап развития женского организма. В этом случае девочка будет готова к тому, что у нее однажды появятся кровянистые выделения из половых органов, не будет напугана или смущена.

После наступления первых месячных важно сказать о том, что с этого момента при сексуальном контакте возможно наступление беременности, причем даже при нерегулярном цикле. Можно предложить девочке вести менструальный календарь, чтобы это вошло у нее в привычку.

Другой существенный аспект этой ситуации - личная гигиена, использование современных средств, самочувствие и поведение во время месячных. Незадолго до, а также во время месячных может ухудшаться общее самочувствие, появляться раздражительность и ощущение дискомфорта, иногда менструации могут быть болезненными. Об этом тоже надо предупредить заранее.

Как ухаживать за собой?

Дети не знают некоторых очевидных правил. Хорошо, если им расскажут об этом родители - так, чтобы личная гигиена стала не просто полезной привычкой, но необходимым условием самоуважения, частью представления подростков о цивилизованном поведении по отношению к себе и окружающим людям.

Девочки должны знать, что:

Соблюдение гигиены половых органов важно для предупреждения некоторых воспалительных заболеваний, но не защищает от инфекций, передаваемых половым путем;

Следует ежедневно менять нижнее белье и при необходимости пользоваться прокладками;

При подмывании (дважды в день) струя воды должна быть направлена так, чтобы не занести во влагалище инфекцию из заднего прохода.

Мальчики должны знать, что:

Вокруг головки полового члена может образовываться белый налет (смегма), которая состоит из секрета желез крайней плоти;

Необходимо обмывать половые органы ежедневно перед сном теплой водой с мылом, при этом следует оттянуть крайнюю плоть и удалить смегму, иначе возможно развитие воспалительного процесса;

У некоторых народов принято проводить обрезание крайней плоти мальчикам, однако это не отменяет необходимости гигиенических процедур.

«Со мною вот что происходит...»

Подростки оценивают свое тело прежде всего с точки зрения сексуальной привлекательности. Поэтому для них типично болезненное внимание к параметрам и пропорциям тела, состоянию кожи, размерам половых органов. Эти отдельные части кажутся им слишком большими или маленькими, толстыми или тонкими. Такая повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или неврозы, даже такие серьезные, как дисморфомания и нервная анорексия. Возможно снижение самооценки и чувства собственной значимости.

Переживания подростка близки к тем ощущениям, которые испытывает Алиса в Стране чудес, рассматривая свое тело со стороны и наблюдая, что с ним происходит: «Нет, вы только подумайте! - говорила она. - Какой сегодня день странный! А вчера все шло как обычно! Может, это я изменилась за ночь? Дайте-ка вспомнить; сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не совсем я! Но если это так, то кто же я в таком случае? Это так сложно...»

Неделикатные замечания могут вызывать у подростка болезненные переживания, мысли о физической ущербности

Окружающие тоже с трудом узнают изменившегося ребенка: «Ты... кто... такая?» - спросила Синяя Гусеница. Начало не очень-то располагало к беседе. «Сейчас, право, не знаю, сударыня, - отвечала Алиса робко. - Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». - «Что это ты выдумываешь? - строго спросила Гусеница. - Да ты в своем уме?» - «Нe знаю, - отвечала Алиса. - Должно быть, в чужом».

Все подростки хотят быть уверенными в том, что с их телом, особенно половыми органами у мальчиков и молочными железами у девочек, все в порядке. Ведь они постоянно сравнивают себя со сверстниками. Неделикатные замечания окружающих, родителей - «какой у тебя нос», «какие у тебя ноги» - могут вызывать у подростка болезненные переживания, мысли о физической ущербности, сформировать стойкое убеждение в собственной физической неполноценности. Даже если подросток и не задает прямых вопросов относительно своего тела и лица, надо всеми способами рассеивать его возможные комплексы.

Задача родителей - объяснить подростку, что происходящие с ним изменения временные. У девушек в ходе нормального полового созревания нарастает жировая масса, и они думают, что толстеют. В стремлении соответствовать «стандартам красоты» подростки, особенно девушки, нередко ограничивают себя в еде и прибегают к фармакологическим средствам коррекции массы тела, что влечет за собой риск возникновения анорексии - полного отказа от еды.

Невольной причиной нервной анорексии могут быть и сами родители: «Почему ты так много ешь? Толстушечка ты моя!» Молодым людям полезно будет иметь в виду, что в разных обществах и разных культурах идеалы красоты и привлекательности неодинаковы, поэтому каждый человек может быть объектом восхищения.

Об экспертах

Елена Аноприенко - руководитель Центра медико-психологической и социально-реабилитационной помощи детям Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина).


Елена Мешкова - врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина).


Александр Куликов - доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (Санкт-Петербург).

По мере взросления каждый ребенок, начиная с самого рождения, делает выводы о себе в первую очередь со слов окружающих и в зависимости от их отношения. Наиболее остро этот вопрос встает, когда ребенок приходит в школу, в новый коллектив, но основные переживания наступают в подростковый период.

Заинтересовать ребенка, чтобы ему понравилось учиться, часто не так просто. Родителям приходится прикладывать к этому немало времени и сил. Когда заканчиваются терпение и фантазии на помощь приходят психологи.

Ваш малыш отказывается от еды? Ваш ребенок плохо ест, и вы не можете добиться, чтоб малыш съел хоть что-нибудь? Питание ребенка – это больная тема для вашей семьи? Вы не одиноки в этой проблеме. Многие родители очень обеспокоены тем, что их ребенок то ест, то не ест совсем. Эта проблема столь же важна и актуальна, как и обеспечение безопасности детей дома. И что же делать, чтобы избежать сражений с малышом при каждом приеме пищи?

Неконтролируемые вспышки гнева, необузданная ярость – такие чувства не красят никого. Особенно если взрослые кричат на детей. Знакомо? «Остывая» и вспоминая потом свои необузданные вспышки гнева, возникает неудовлетворенность собой и острое чувство вины по отношению к своему чаду. Как справиться с приступами агрессии и быть спокойными родителями?

В современном мире сводные семьи - распространенное явление. Общество спокойно относится к новым бракам между супругами, у которых уже есть дети. Однако, для детей это большой стресс. Нередко объединение двух семей приводит к соперничеству между сводными братьями и сестрами.

Есть один принцип, который позволит родителям не допускать множество ошибок. А также — сберечь себе немного нервов.

Этот принцип звучит просто и банально, но всегда ли мы его осознаем? За внешней простотой скрыты важные сокровища. Принцип звучит так: «Мне нужно помнить, что ребенок постоянно меняется».

Ребенок постоянно растет. И постоянно меняется. Так быстро, что мы не можем уследить за этим процессом. И самые распространенные ошибки родителей — когда мы держимся за старые представления о ребенке. За старые методы. За старый режим.

Попросту говоря, мы не можем стать гибче. Мы не видим ребенка сегодняшнего. Мы не торопимся изменить свои стратегии. Не торопимся отказаться от того, что раньше работало. Мы воюем с изменениями в ребенке вместо того, чтобы принять их и перестроиться.

Две недели ребенок стабильно засыпал в 13 часов. А вчера и сегодня — засыпает в 13:30. Или даже в 14. Но нам не всегда хватает мудрости сместить укладывание, если карапуз не проявляет усталости.

Две недели малыш хорошо сидел в шезлонге. А вот уже три дня — не сидит, плачет. Но мы продолжаем упорно сажать его в шезлонг, вместо того, чтобы подыскать альтернативу — например, на одеяле на полу.

Долгое время ребенку помогали прогулки перед сном. Долгое время ему нравилось купание. Или игры с кубиками. Или развивающие занятия... А сейчас — нет. Мы можем подумать: «Это какое-то недоразумение. Завтра еще попробую. И еще попробую. И еще» А можем почти сразу начать искать другие варианты. Сразу увидеть — что ребенок стал другим.

У нас это особенно ярко отражается на смене режима. Я так люблю стабильный четкий режим дня... Но только выработаешь устойчивую схему действий, как ребенок изменился. И старая схема перестает работать. Пора искать новое.

Чем дольше цепляешься за старое — тем больше ошибок совершишь, тем больше нервов потеряешь. А если каждый день будешь открытой к ребенку, готовой увидеть его сегодняшнего — ты подстроишься к любым изменениям «на лету».

У нас примерно месяц был прекрасный режим. Утром примерно с 9 до 10 я занималась уборкой, а потом играла с детьми. Все было замечательно. Лиза привыкла, что сначала — дела, потом — игры... И Леша как-то все спокойно переносил.

Но теперь Леша перестал играть с Лизой. И перестал терпеливо давать мне час на дела. Первые минут 15 все хорошо, малыш разбирает все выключатели в квартире и все дверные ручки. Потом, возможно, еще пытается разобрать или усовершенствовать тостер. И потом — все.

Дальше он стал требовать заниматься, доставать пособия. Потом требовать нарисовать бабочку. Потом — кушать кашу. Потом еще что-то... И если бы он был один в семье — ничего страшного. Но есть еще Лиза, которая к 10 часам активно требует игр. И если я с 9 до 10 постоянно отвлекалась на Лешу, то уборку я точно не закончила...

В принципе, кое-как я все успеваю сделать. То одного ребенка отвлеку, то — другого. Но когда настраиваешься реализовать старую схему — выходит сплошная нервотрепка...

Да, старая схема была очень и очень удобная. Прекрасная. И работала идеально. Раньше. С ней очень грустно прощаться. Но ситуация изменилась. Ребенок изменился. Нужно искать другие методы. Уборка не по часу за раз, а по 15 минут. Какие-то еще ухищрения. Какие-то новые идеи...

Как только что-то становится неудобным и выматывающим — это нужно менять. Пробовать другие варианты. Не привязываться к старому.

Бывает, что у ребенка три дня в месяц какой-то кризис, а потом все возвращается по-старому. Тогда у мамы должна быть отдельная тактика на эти три дня, а потом возвращение старого.

Здесь нет четких правил, суть одна: быть внимательной к ребенку и замечать, какой он сегодня. Более нервный? Или наоборот, более спокойный? Действительно ли то, что мы делали вчера, подойдет и сегодня?

Постепенно у мамы вырабатывается интуиция. И она уже видит, как ребенок меняется.

То же самое касается и воспитания. Вчера карапуз слушался. Сегодня — нет. Вчера спокойно проходил мимо магазина. Сегодня — истерика. Вчера достаточно было пообещать посмотреть собачек... Сегодня — нужно что-то принципиально новое.

Поэтому надо просто держать в голове «Ребенок постоянно меняется» и следить за этими изменениями.

До 1,5 лет ребенок так нуждается в матери и так привязан, что она может быть практически какой угодно, он всё равно будет от нее зависеть и ходить за ней, как хвостик. Но любовь ли это? Это скорее зависимость ради выживания, потому что без матери ему в этом возрасте никак не прожить. И если мать долго отсутствует, то дети до года могут её позабыть и привязаться к какому-то другому взрослому, которого начинают тоже очень "любить". Например, называют бабушку, у которой прожили все лето, мамой. Слыхали вы такие истории? Я слышала не раз.

С 1,5 лет начинается первый период отделения от матери, и к ней тогда много разных чувств, которые могут сменять одно другое, но еще не могут сосуществовать вместе. Но всё же еще очень много привязанности, потому что мама обеспечивает базовую безопасность. В 2 года ребенок может быть ужасно зол на мать и одновременно бояться её отпускать. Начинаются истерики, которые становятся мощным выступлением для конкретного зрителя. Возможно, вы встречали ситуацию, когда ребенок скандалит при матери, но когда на горизонте появляется незнакомый человек, дитя перестает скандалить и тут же в маму прячется. И это нормально, потому что при помощи злости ребенок отделяется от матери и становится самостоятельнее. Но делать он это может в условиях достаточной безопасности, которые сама же мать и должна создать. Кстати, мать, препятствующая этому процессу отделения и выражения злости, не дает ребенку расти.

В 3 года дети часто заявляют, что уйдут жить к другой маме, которая больше позволяет есть конфет и вообще никогда не укладывает спать. Случалось с вашими детьми такое? С моей точно случалось:)
Кроме того, в 3 года девочка влюбляется в папу и к матери у нее много злости из-за конкуренции. А мальчик влюбляется в маму. И тогда у него к ней много вожделения, а к отцу – ревности, а потом у него много злости за то, что он не сможет обладать матерью, отчаяние и разочарование. Да-да, разочарование в матери как в эротическом объекте и обращение своих эротических чувств наружу, в другим людям. Непростая история, но совершенно необходимая для созревания личности.

К 5-ти годам у детей формируются так называемый смешанные чувства, когда дети уже понимают неоднозначность мира и осознают, что люди – существа противоречивые. И на одного и того же человека можно злиться, не переставая его любить. И тут дети начинают реально любить родителей. Говорят о своей любви. Дарят подарки, поют песни. Не потому, что их этому научили, а и правда, изнутри. И это очень тепло, приятно и по-настоящему.

Ну а дальше по мере взросления от мамы появляются секреты. Школа и много смешанных чувств к родителям, которые заставляют соблюдать дисциплину и делать уроки, и все прочее. Потом купили или не купили что-то, недодали карманных денег и еще много что сделали не так

В подростковом возрасте, когда человек снова, уже более основательно, отделяется от родителей, к ним может быть злость, ненависть, стыд за них, вина перед ними. Обиды за мелкие бытовые предательства. Желание переделать, объяснить как надо жить, причинить родителям добро. И ненависть за то, что родители не хотят меняться. Все это прикрывает любовь. Вернее, все это было бы совершенно невозможно, если бы к родителям не было базового доверия и любви. Но если у любого нормального подростка спросить, любит ли он свою мать, то какой ответ вы получите? Тот-то и оно...
Стычки на границе, манипуляции. А пограничные конфликты не всегда проходят корректно. Обе стороны за время жизни вместе успели узнать друг друга и больные места друг друга и могут бить со всей силы. Особенно подростки.

Когда выросший ребенок уходит из дома, у него тоже неоднозначные чувства к матери, потому что с одной стороны у нее все еще можно попросить денег и помощи, а с другой стороны надо отстоять свое право на собственные жизненные решения. Да и вообще, многие уходят из дома со скандалом. И потом начинается бесконечный танец и поиск баланса.

Когда у молодых людей рождаются первые дети, они начинают по статусу и по опыту приближаться к своим родителям. И даже во многом их превосходить. Что ни говори, у нынешних бабушек не так много здорового материнского опыта. И чаще всего они мало что знают о слингоношении, совместном сне и грудном вскармливание по требованию. А также о естественных этапах отделения от родителей без высылки в ясли в полгода. Думаете, этап тоже происходит безболезненно? Только не говорите, что ваша мать не пыталась хоть раз в жизни вам рассказывать, как и когда вам заводить детей, как вынашивать беременность или относиться к беременной жене, как и где рожать и воспитывать вашего собственного ребенка. И какие чувства это у вас вызывало? Всегда ли это была любовь радость и глубокая благодарность? Или к ним все-же примешивались нотки раздражения и недоумения? А то и настоящей взрослой злости.

И еще, когда рождаются первые дети, родителей часто захлестывает мало приятными воспоминаниями о своем детстве. А потом, по мере воспитания детей, родители вдруг обнаруживают, что делают все как мама. Вот уж вытравливали-вытравливали эту маму из себя, а она снова тут со своими привычными паттернами....

Да и для новоиспеченных бабушек и дедушек появление в семье ребенка, который не входит полностью в зону их ответственности, дается не легко. Тенденция "усыновить" внуков из лучших побуждений есть у многих бабушек. Особенно у одиноких, которым в нашей стране имя легион.

Дальше матери (нынешние бабушки 60-70 лет) часто остаются одни, встречаясь, наконец, с собой и своими чувствами. Или пытаясь не встретиться. И поскольку бабушки нашего поколения к себе не привыкли, то очень часто происходит погружение в работу, в болезни, во внуков или в отношения со взрослыми не отделенными детьми. И манипуляции ими при помощи жалоб на здоровье и напоминания о приближающейся смерти. Попытка контролировать жизнь молодой семьи при помощи финансов. Безусловно, не все бабушки так делают, однако этот паттерн поведения многим знаком. И в этом месте по отношению к мамам-бабушкам может возникать много чувств. И это снова не совсем любовь, а скорее раздражение, чувство вины, страх потери и все что сопровождает процесс отделения от матери.

Конечно же, есть отделившиеся осознанные матери-бабушки, уважающие границы своих взрослых детей, умеющие быть и рядом и отдельно, не залипая во внуков. Они существуют, и это дает большую надежду. Но в поколении наших мам-бабушек таких людей, к сожалению, меньшинство. Не потому что они бабушки, а потому что поколение таково. Уж слишком травмированное.

А дальше процесс ухода из жизни, который разные люди проживают очень по-разному. Об этом я писать не готова, потому что у меня нет достаточного опыта в этой теме. Могу сказать только, что смерть матери совершенно не гарантирует того, что человек по-настоящему эмоционально от нее отделится. Многие люди продолжают быть в слиянии со своими матерями, вернее с их образом, долгое время после физического ухода. Кроме того, на мертвых злиться и обижаться вроде бы не принято. По ним принято сильно скучать и испытывать вину. Большую и и такую, которую уже теперь точно невозможно искупить. Ох уж это общество...

В общем, вы уже поняли, что чувства к матери определяются тем этапом психологического развития, на котором находится человек. И этот этап может быть совершенно не связан с биологическим возрастом. В 30 и в 50 лет можно быть все тем же маминым мальчиком или девочкой, отчаянно пытающейся заслужить материнскую любовь. Это правда так. Если вдруг на месте матери оказалась бабушка или другой родственник, то все эти чувства выливаются на него.