В пении есть свои особенности произношения согласных звуков. Об этих особенностях мы и поговорим сегодня.

Разновидности согласных звуков

Все согласные делятся на несколько разновидностей:

глухие – П, Ф, Т, С, Ц, Ш, К, Х

звонкие – М, Б, В, Д, З, Н, Л, Р, Ж, Г

сонорные – Р, Л, М, Н

Сонорные согласные – звуки, имеющие протяженность и не прерывающие звучность: р-р-р, н-н-н. Остальные согласные звучность прерывают. Если в тексте преобладают гласные или сонорные согласные звуки, то этот текст — вокальный.

В зависимости от того, какая часть артикуляционного аппарата принимает участие в образовании звука, согласные делятся на следующие разновидности:

губные – Б, П, М, В, Ф
языковые – Д, Т, Л, Н, Р
нёбные – К, Г, Х, Й
шипящие – С, З, Ш, Щ, Ч, Ж, Ц
поющие – М, Л, Н, Р
Каждый звонкий согласный звук имеет парный глухой:
Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С .

Иногда в пении звонкие согласные заменяются глухими, так как для их произношения нужно меньше затрачивать усилий, чем для произношения звонких согласных.

Произношение согласных звуков в пении

Начинающему вокалисту следует помнить, что поются в пении гласные звуки, а согласные только произносятся. Но произносятся быстро и кратко, так как протяженность согласных ухудшает качество звука; четко и ясно, чтобы слушателю было понятно содержание произведения, потому что речь мы распознаем по согласным звукам. Определите, например, слово по таким гласным: ОАЫ, а по таким согласным – СГЛСНЙ? По последнему примеру мы с большей вероятностью можем прочесть слово СОГЛАСНЫЙ.

Можно сказать, что согласные – это скелет певческого процесса, его основа. Иногда начинающие вокалисты укорачивают гласный звук за счет последующего согласного звука, спешат перейти на этот согласный, в результате искажается значение слова.
Гласные звуки выполняют главную роль в пении, но это не значит, что согласные – второстепенные. Согласные – каркас слова, его основа.
Согласные должны произноситься коротко и четко. Для того чтобы добиться протяженности гласных и короткого произношения согласных, в пении есть правила произношения звуков. Эти правила отличаются от правил письма.

Правила произношения согласных звуков

Орфоэпия – правила произношения. Рассмотрим правила и особенности произношения согласных звуков в пении.

Правила заключаются в следующем:

— Согласный звук, которым заканчивается слово, переносится к началу следующего слова и произносится как единое целое:
текст: Красны от роз прибрежные долины
поется: Красны о – тро — сприбрежные долины
Это правило не применяется при пении на стаккато (скок, скок, поскок, молодой дроздок – поется коротко на стаккато: скок, скок, по-скок, мо-ло-дой дро-здок)

— Согласный звук, которым заканчивается слог, переносится к началу следующего слога и произносится вместе с этим слогом:
Текст: Красны от роз прибрежные долины
Поется: Кра-сны о-тро-спри-бре-жны-е до-ли-ны
Благодаря такому переносу гласные поются дольше, и появляется напевность в звучании.

— В некоторых словах при пении не произносятся отдельные согласные:
солнце – произносится в пении как со-нце, поздно – произносится как по-зно

— В некоторых словах происходит замена согласных звуков:
Что – што (Что это сердце – при пении произносится Што это серце), скучно – скушно (И скучно, и грустно – при пении произносится И скушко, и грусно), счастье – щастье (А счастье так близко было – при пении произносится А щастье так блиско было), счет – щет.

— Сочетание ТС, ДС произносится как Ц (городской – гороцкой)

— Сочетание букв ТЬСЯ – произносится как ЦЦА (должны произноситься – должны произносицца)

— Окончания ЕГО, ОГО – произносятся как ЕВО, ОВО (день рождения твоего – день рождения твоево), (для любимого дружка – для любимово дружка, а еще правильнее – для любимава дружка)

— Два одинаковых согласных, стоящих рядом, произносятся как удлиненный звук (от топота копыт – о-ттопота копыт)

— Звонкие согласные переходят в глухие звуки (садик свеж и зелен – сади-ксве-шы-зе-лен)

— Согласный звук произносится на той же высоте, что и последующий гласный, согласный формируется в той же позиции, что и следующий гласный звук.

— Звук Й в пении выступает в роли согласного звука и произносится коротко, ни в коем случае не удваивается при пении (синий, синий иней лег на провода – в пении произносится: си-ни-йси-ни-йине-йле-хна-про-во-да)

— В окончании слов СЬ произносится С без мягкого знака (распустилась в нем сирень – распустилас в нем сирень)

Значение орфоэпии

Знание и применение правил произношения гласных и согласных звуков создадут условия для профессионального исполнения, естественной координации дыхательных и звукообразующих органов, в звуке появится напевность.

У начинающих вокалистов артикуляционный аппарат зажат и не активен, вялое произношение согласных звуков становится причиной затягивания темпа в пении.

Исправить дефекты произношения, освободить и развить артикуляционный аппарат можно только с помощью постоянной работы над дикцией. Но выполнять правила чисто механически нельзя, нужно понимать смысл исполняемой фразы, чувствовать характер и стиль произведения. Например, в маршеобразных произведениях слова произносятся подчеркнуто, утрированно, а в мелодичных, спокойных произведениях согласные произносятся внятно, но без излишней чеканности.
Ударные слова и слоги в слове следует петь громче, безударные – тише, аккуратно и мягко поются безударные окончания слов.

Для выработки правильной дикции рекомендуется выразительно произносить текст без музыки в темпе и характере музыкального произведения, предварительно определив кульминацию и главные смысловые слова, а также труднопроизносимые согласные и слова, над которыми следует поработать отдельно.
Хорошо для выработки правильной дикции подключить в работу записывающие устройства. Некоторые дети на указание преподавателя отвечают, что произнесли окончание слова и не понимают, что от них требуется. И лишь прослушав запись своего голоса, ученики слышат ошибки в произношении.
Для выработки правильной дикции следует применять в распевках и упражнениях сочетание согласных и гласных звуков. Например, для округлого звучания нам нужны гласные О, У и согласные К, Г, которые произносятся с помощью заднего отдела артикуляционного аппарата – ко, ку, го, гу. Для близкого светлого звучания нам необходимы гласные И, Е и согласные Д, Л, З, которые произносятся с помощью переднего отдела артикуляционного аппарата – ди, де, ли, ле, зи, зе.

У начинающих вокалистов есть недостаток при произношении согласных звуков – широкая дикция: слова произносятся не активным, твердым кончиком языка, а всем языком, и язык при этом вялый. Звук получается грубый, произношение согласных смазанное, нечеткое. Как результат – неточная интонация, отсутствие кантилены.

В вокальном произведении слово помогает слушателю понять содержание произведения. А на манеру произношения звуков влияет характер произведения. И здесь уместно поговорить о логике речи, выразительности слова и смысловых акцентах. Очень важно для вокалиста определить смысл произведения, его кульминацию, главные слова, прочувствовать произведение, найти верную интонацию и уметь донести до слушателя идею произведения, замысел композитора, содержание каждой музыкальной фразы. И все это должно подчиняться логике – и логике речи, и логике исполнения музыкального произведения, а также правилам орфоэпии.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

1. Звонкие согласные [б], [д], [д], [ж], [с], [дж], [дз] в конце слова и перед глухими в середине слова произносятся звонко:

[народ] - народ; [приказ] приказ; [°мдуж] - изо всех сил; [слишком] - слишком; [дбв"ідка] - справка.

Примечание. Из всех звонких согласных только глоточный звук [г] вимовляєтеся как [х]: [лехко] - легко; [нїхт"і]- ногти; [вбхко] - сыро.

2. Глухие согласные [п], [т], [к], [ш], [с], [ч], [ц] перед звонкими в пределах слова произносятся звонко:

[прбз"ба] - орфографически просьба; [вогзал] - вокзал; [бород"ба] - борьба.

3. Оглушуються предлог и приставка с - перед глухими согласными:

[с тобойу] - орфографически с тобой; [сказать] - сказать.

4. Префиксы раз-, без - через - могут произноситься звонко и глухо (в зависимости от темпа речи):

[расписка] и [росписка] - расписка; [бе и зпоми с лковиї] и [бе и споми с лк6виї] - безошибочный.

5. Губные [б], [п], [в], [м], [ф], шипящие [ж], [ч], [ш] (кроме удлиненных) и заднеязычные [г], [к], [х] в конце слова и слога произносятся твердо:

[с"ім] - семь; [вели с ч] - величие; [пишет"ш] - пишешь; [одолжите] - одолжите; [с"м"іх] - смех.

Только перед [и] эти согласные произносятся как полумягкие: [в"італ"ниї] - поздравительный; [бЧограф"ійа] - биография; [ш"ісУ] - шесть;

[х"ід]-дг/д;

[к"ілограм] - килограмм. Удлиненные шипящие произносятся как полумягкие: [роздор"іж": а] - перекрестка; [р"іч": в]-летию.

6. В украинском языке следует различать звуки [г] и [г]. Согласный звук [г] произносится в собственно украинских словах, а также зукраїні-циализированных словах иноязычного происхождения. Самый полный реестр слов с буквой ґ, что обозначает задньоязиковий сомкнуты звонкий звук [ґ], представлены в "Украинском орфографическом словаре", которым стоит пользоваться, поскольку звук г употребляется не только нормы, но и на собственное усмотрение вещателей. Приводим наиболее употребляемые слова:

хозяин учтивый ґрунтозахисний

ґаздувати добронравие почвоведение

крыльцо благородно почвообрабатывающий

решетку грунт основываться

сорт грунтовый пуговицу

грунтдво-кліматйчний ґрасувати (расчищать)

7. Буквосочетание дж, дз могут обозначать один звук и произносятся как аффрикаты [дз], [дж]:

[колокола с к] - орфографически колокольчик;

[присуждать] - присуждать;

[в"ідр"адже"н | : а] - командировки;

[нагр и н": а] - награждение. Раздельная произношение этих звуков [д]-[с], [д]-[ж] является нарушением орфоэпических норм. Как два отдельные звуки они произносятся тогда, когда принадлежат к разным частям слова, например к префикса и корня:

[в"ід-зы"ваты] - орфографически отзывать;

[п"ід-з"в"ітниї] - подотчетный;

[п" ид-же"ну] -піджену.

8. Переднеязычные [д], [т], [с], [с], [ц], [л], [н] перед следующими мягкими согласными и перед [и] произносятся мягко:

[маїбут"н"е] - орфографічне будущее; [п" іс"н"а] -песня; [гбрд"іс"т"] - гордость.

Произношение звукосполук

Согласно закономерностей сочетаемости звуков в речи некоторые орфоэпические нормы вытекают из асимілятивних изменений в группах согласных:

а) -ться произносится как [ц":а]:

[ли с стуйец":а] - орфографічне переписывается; [учац".а] -учатся; [гн"івайуц":а] - сердятся; [обури с ц":а] - возмутится;

б) -шся произносится как |с":а]:

[з"в"ітуйес^а] - звішуєшся; [в"ітайес":а] - здороваешься; [розписуйес":а] - расписываешься;

в) -жся произносится как [з"с"а]:

[зваз"с"а] - решись; [не"ур"із"с, ] - не вріжся;

г) -чся произносится как [ц": а]:

[не"мороц":а] - не ломай голову; г) -жці произносится как [з"ц"і]:

[кри^ор"із"ц"і] - криворожцы; [запор"із"ц"і] - запорожцы.

д) -сши произносится как |ш:ы]:

[пріґй"шки] - принеся.

е) -ош произносится как [ш:]:

[бе"ш:уму] - без шума. есть)-зч произносится как |шч):

[ш чбго] - с чего.

ж) -здж произносится как [ждж]:

[ждже"г"ла] - из источника.

с) -шці произносится как [с"ц"і]:

[на дбс"ц"і] - на доске.

и) -здці произносится как [з"ц"і]:

[в пойіз"ц"і] в поездке. Группы согласных, которые появляются в словах в результате словообразования, упрощаются:

проезд + н (ый) -> [пройізниї] - проездной; контраст + н (ый) -> [контрасни с й] - контрастный; балласт + н (ый) -> [баласни с й] - балластный.

Итак, написание отдельных слов не соответствует произношению: [іігіснад"ц"ат"] - шестнадцать; [ш*ис:6т] - шестьсот; [ш"іздес"ат] - шестьдесят; [пре и зы с ден"с"ки с й] - президентский; [агенство] - агентство; [ин"л, іген"с"киї] - интеллигентский.

Внимание! Орфоэпическая компетенция

В словах [пе и стлйви е й], [хвастливий], [вы е пускниї] упрощения не происходит в произношении и не передастся на письме. Также никогда не упрощается звукосочетание [оду], [спр], [стр]: [здружйти е с"а] - сдружиться; [здрй^ны ц"а] - здравница; [спо е им£ты] - воспринимать; [спрац"увати с"а] - сработаться; [страїкувати*] - бастовать; [страховиї] - страховой.

Основными законами произношения согласных звуков являются оглушение звонких согласных в конце слова и уподобление соседних согласных друг другу (полное или частичное).

1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Произносится го[т] (год), лу[к] (луг) и т. д. Необходимо отметить, что звук г в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук к: сне[к] (снег), поро[к] (порог). Произношение в этом случае звука [х] не является литературным и характерно для некоторых диалектов, например: сне[х], поро[х]. Исключение составляет слово «бог», которое по литературным нормам произносится со звуком [х] в конце: бо[х].

2. В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму, т. е. происходит оглушение первого звука. Например: ло[ш]ка (ложка), про[п]ка (пробка).

3. В сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них в некоторых случаях уподобляется второму, т. е. происходит озвончение первого звука. Например: [з]делать (сделать), во[г]зал (вокзал). Озвончение не происходит перед сонорными звуками л, м, н, р и звуком в. Слова произносятся так, как пишутся.

4. В ряде случаев наблюдается так называемое ассимилятивное смягчение согласных: согласные, стоящие перед мягкими согласными, тоже произносятся мягко. Это относится в первую очередь к сочетаниям зубных согласных. Например: [з"д"]есь, гво[з"д"]и, ка[з"н"]ь, пе[н"с"]ия . При этом встречаются два варианта произношения, например: [з"л"]ить и [зл"]ить, по[с"л"]е и по[сл"]е. Двоякое произношение наблюдается и в сочетаниях с губными согласными. Например: [д"в"]ерь и [дв"]ерь, [з"в"]ерь и [зв"]ерь. В настоящее время наблюдается тенденция к произношению в таких случаях твердых согласных.

В существительных, оканчивающихся на – изм, согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении соседнего согласного. Например: при капитали[зм"]е.

Мягкий звук [к"] не влияет на произнесение твердого звука [с] в слове сосиски: соси[ск"]и.

5. Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый звук [ш: ] . Например: ни[ш: ]ий (низший), вы[ш: ]ий (высший).

6. Сочетание сж и зж произносятся как долгий твердый [ж: ]: ра[ж: ]ать (разжать), [ж: ]арить (сжарить).

7. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж":]: во[ж":]и (вожжи), дро[ж":]и (дрожжи). В настоящее время вместо долгого мягкого [ж":] все шире употребляется долгий твердый звук [ж: ]: по[ж":]е и по[ж: ]е (позже), дро[ж":]и и дро[ж: ]и (дрожжи).

8. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш":], так же как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш":]астье (счастье), [ш":]ет (счет).

9. Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш":]. Например: прика[ш":]ик (приказчик), обра[ш":]ик (образчик).

10. Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч":]. Например, докла[ч":]ик (докладчик), ле[ч":]ик (летчик).

Согласный г в русском языке взрывной, мгновенный образуется так же, как к , но с участием голоса. Произнесение фрикативного, длительного звука (как в белорусском языке) сохраняется в междометиях ага, ей-богу, эге, эге-гей и других, в звукоподражании гав-гав , в слове бухгалтер и производных от не-го. Выработать правильное произношение помогает повторение пар слов, различающихся только звуками [г / к ]: голос – колос, глас – класс, гость – кость, корка – горка, икра – игра … В словах лёгкий, мягкий и производных от них облегчить , мягче , легче , мягчайший , мягкотелый , легковесный , налегке и других на месте буквы г сле-дует произносить звук [х].

А в окончаниях родительного падежа местоимений и прилагательных на -ого , -его , а также в словах сегодня , итого на месте буквы г следует произносить звук [в]: наше [в]о тракторно [в]о завода , се [в]одняшний .

В отличие от белорусского языка передаваемый буквой ч звук всегда мягкий. При его произнесении передняя часть языка приподнимается к передней части нёба, касается корней верхних зубов.

Краткие шипящие [ш] и [ж] произносятся мягко только в нескольких заимствованных словах: жюри, Жюль, пшют , однако в словах брошюра , парашют звук [ш] выговаривается твердо.

Различение твердых и мягких согласных – одна из самых характерных особенностей звуковой системы современного русского литературного языка. Твердые и мягкие согласные различают слова: брат – брать , лук – люк . При произнесении мягкого согласного звука средняя часть спинки языка высоко поднимается к нёбу.

Для белорусов восприятие русских звуков [р]ад и [р’]яд представляет большую трудность и приводит к произнесению твердого согласного вместо мягкого и наоборот или появлению после [р] лишнего звука: по [рjа]док .

По нормам русского языка следует произносить мягкие звуки на конце слов семь, восемь, голубь, кровь, оставь и подобных. В русскую речь белорусы часто переносят явления цеканья и дзеканья: [ц’ихъ] вместо [т’ихъ], [д’з’ад’з’ь] вместо [д’ад’ь].

В положении перед мягкими согласными т, д, с, н, л звуки [с], [з] должны смягчаться: пе [с’н’]я , вме [с’т’]е , ра [з’в’]е , [з’д’]есь . Согласный н становится мягким и перед ч или щ : ко [н’]чить , бараба [н’]щик , же [н’]щина . Перед [j] губные согласные б, п, м произносятся твердо: о [бj]ем , се [мj]я , а переднея-зычные д, т, л, р не на стыке приставки и корня – мягко: су [д’j]я , жи [л’j]ё , сы [р’j]ё .

Долгий мягкий шипящий, как в словах щука, щель произносится и на месте сочетаний букв сч, зч, жч, сщ (не на стыке приставки и корня): подписчик , грузчик, мужчина . Сочетания зж и жж совсем недавно требовалось выговаривать как долгий мягкий звук: вожжи, дрожжи, визжать . Теперь допустимо и твердое произношение. В слове помощник на месте буквы щ произносится твердый [ш]. В сочетании букв жд различаются оба согласных звука: подо [жд’]и . В слове дождь , его падежных формах и однокоренных словах на месте букв жд нужно произносить долгий мягкий шипящий, но допустимо выговаривать и [шт’] или [жд’]: до [жд’]ить .


По старой московской норме буквосочетание чн (иногда и щн ) должно произноситься как [шн]. Норма сохраняется лишь в нескольких словах: Все-нощная , коне [шн]о , горчи [шн]ый , скворе [шн’]ик , подсве [шн’]ик , праче [шн]ая , пустя [шн]ый , наро [шн]о , ску [шн]о , яи [шн’]ица , а также в женских отчествах: Никити [шн]а , Ильини [шн]а . В большинстве слов возможны варианты [шн] или [ч’н]: будничный, булочная, копеечный, порядочный, горчичник, двоечник . Только [ч’н] произносится в словах, появившихся в ХХ веке, в словах книжного происхождения: посадочный, деревообделочный, циничный … Различаются: шапо [ч’н]ая мастерская и явиться к шапо [шн]ому разбору , шапо [шн]ое зна-комство , серде [шн]ый друг и серде [ч’н]ая болезнь , кала [ч’н]ое тесто и кала [шн]ый ряд , заболеть моло [ч’н’]ицей и моло [шн’]ица принесла молока . Нет общего правила. О каждом слове надо знать, как его произносить: с сочетанием [ч’н] или [шн], или допустимы оба варианта.