1. Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, -чат- , обычно имеют ударение на том же слоге, что и существительные: ку́хня – ку́хонный (!), отхо́д – отхо́дный, перехо́д – перехо́дный, пу́рпур – пу́рпурный и пурпу́рный, уста́в – уста́вный (!), факси́миле – факси́мильный (!), экспе́рт – экспе́ртный (!), а́вгуст – а́вгустовский (форма августо́вский допустима, но всё же нежелательна), ева́нгелие – ева́нгельский, зна́харь – зна́харский, о́трок – о́троческий, Украи́на – украи́нский (!), гу́бка – гу́бчатый, коро́бка – коро́бчатый, ско́ба – ско́бчатый.

В то же время возможны и отклонения от этой модели: козырно́й (ко́зырь ), ло́мберный стол, мишу́рный (от мишура́ ), мозаи́чный (от моза́ика ), синусоида́льный (от синусо́ида ), скабрёзный, стенопи́сный (от сте́нопись ), мизе́рный (допустимо – ми́зерный ).

Кроме того, следует учесть, что суффикс -чат- чаще всего является безударным (ру́бчатый, ла́пчатый, стре́льчатый, иго́льчатый, жело́бчатый ), но в ряде прилагательных ударение падает именно на суффикс (брусча́тый, внуча́тый, крупча́тый, зубча́тый , но в сложных словахмелкозу́бчатый, двузу́бчатый ).

2. Прилагательное с окончанием -ой всегда имеет ударение на последнем слоге: бортово́й, валово́й (!), первоочередно́й, ножево́й, объездно́й, спиртово́й (!), супово́й.

3. Прилагательные с суффиксом -ов- , -ев- , образованные от двусложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: бо́мба – бо́мбовый, ве́реск – ве́ресковый (!), гру́ша – гру́шевый (допустимо – грушо́вый ), джи́нсы – джи́нсовый и джинсо́вый, и́ва – и́вовый, ма́нго – ма́нговый, ми́нус – ми́нусовый (допустимо – минусо́вый ), моде́рн – моде́рновый , пи́ки – пи́ковый, пи́хта – пи́хтовый, сли́ва – сли́вовый. Обратите внимание на разное ударение в однокоренных прилагательных: вишнёвый, лаврови́шневый .

Но действие общей тенденции может приводить к переносу ударения на суффикс или окончание прилагательного. Особенно много колебаний наблюдается при образовании прилагательных от односложных существительных с помощью суффиксов -ов- , -ев- .

Ср.: сохранение ударения на первом слоге: ге́рбовый, ма́ршевый ; перенос ударения на суффикс или окончание: пухо́вый, басо́вый, тигро́вый, мохово́й, валово́й, ножево́й, супово́й, спиртово́й.

В ряде случаев ударение зависит от значения прилагательного и от сочетаемости: семейство ла́вровых – лавро́вый лист; языково́й барьер – языко́вая колбаса, временны́е категории – вре́менные трудности, домо́вая книга – в доме живёт домово́й.

4. В прилагательных с суффиксом -ист- действует следующая тенденция.

Если в существительном ударение падает на первый слог, то в прилагательном суффикс -и́ст- будет ударным: ба́рхат – бархати́стый .

Если в существительном ударение падает на второй слог, то в прилагательном ударение сохраняется на том же слоге: боло́то – боло́тистый.

Вместе с тем и здесь возможны отклонения от действия этой тенденции. Так, равноправны варианты прилагательного, образованного от существительного му́скул – му́скулистый и мускули́стый . Среди вариантов, образованных от существительного са́хар , вариант са́харистый является основным, но допустим и вариант сахари́стый .

5. Ударение в формах сравнительной степени (с суффиксом -ее ) и превосходной степени (с суффиксом -айш-/-ейш- ) определяется по форме краткого прилагательного женского рода.

Если ударение падает на окончание -а́ , то суффиксы сравнительной и превосходной степени будут ударными (длинна́ – длинне́е, длинне́йший ).

Если же ударение в краткой форме прилагательного падает на основу, то ударение на том же слоге сохраняется и в формах сравнительной и превосходной степеней: торопли́ва – торопли́вее; зно́йна – зно́йнее; удо́бна – удо́бнее; краси́ва – краси́вее, краси́вейший.

6. Для односложных и двусложных кратких прилагательных наиболее типичной является следующая модель: окончание является ударным лишь в форме женского рода, в остальных формах ударение падает на основу: бо́йкий – бо́ек, бойка́, бо́йко, бо́йки; правый – прав, права́, пра́во, пра́вы.

Как равноправные воспринимаются сейчас варианты с ударением на окончании и на основе в форме множественного числа (бедны́ и бе́дны ) у целого ряда прилагательных.

Наконец, у некоторых кратких прилагательных во множественном числе форма с ударным окончанием может становиться основным нормативным вариантом (просты́ ), тогда как форма с ударением на основе (про́сты ) фиксируется как допустимая и/или устаревающая, устаревшая, например: видный (видимый, различимый), гордый (в значении испытывающий гордость), нужный, простой, сильный.

Процесс переноса ударения с основы на окончание может распространяться на формы не только множественного, но и единственного числа, прежде всего – среднего рода. В речи достаточно частотными являются ненормативные (!) формы: бледно́, важно́, видно́, грязно́, длинно́ и др. Такое произношение недопустимо в литературной речи!

Вместе с тем у некоторых прилагательных ударное окончание в среднем роде становится либо равноправным вариантом наряду с безударным, либо основным или единственным нормативным вариантом. Как правило, у этих прилагательных ударным является и окончание во множественном числе: белый – бел, бела́, бело́ и бе́ло, белы́ и бе́лы; больной – бо́лен, больна́, больно́, больны́; великий – вели́к, велика́, велико́, велики́; высокий – высо́к, высока́, высо́ко (допустимо – высоко́ ), высоки́ и высо́ки; глубокий – глубо́к, глубока́, глубо́ко (допустимо – глубоко́ ), глубоки́ и глубо́ки; горячий – горя́ч, горяча́, горячо́, горячи́; далёкий – далёк, далека́, далёко (допустимо – далеко́ ), далеки́ и далёки; красный – кра́сен, красна́, красно́ и кра́сно, красны́ и кра́сны; малый – мал, мала́, мало́, малы́; мёртвый (лишённый жизненности, бесплодный) – мёртв, мертва́, мертво́ (допустимо – мёртво ), мертвы́ (допустимо – мёртвы ); общий (не конкретный, схематичный) – общ, обща́, общо́, о́бщи (допустимо – общи́ ); острый – остёр остр ), остра́, остро́ (допустимо в значении «не тупой» – о́стро ), остры́ (допустимо в значении «не тупой» – о́стры ); пёстрый – пёстр, пестра́, пестро́ и пёстро, пестры́ и пёстры; равный – ра́вен, равна́, равно́, равны́; свежий – свеж, свежа́, свежо́, свежи́ и све́жи; светлый – светл, светла́, светло́, светлы́; тёплый – тёпел, тепла́, тепло́, теплы́; тяжёлый – тяжёл, тяжела́, тяжело́, тяжелы́; умный – умён, умна́, умно́, умны́; хитрый – хитёр, хитра́, хитро́ (допустимо – хи́тро ), хитры́ (допустимо – хи́тры ); чёрный – чёрен, черна́, черно́, черны́; широкий – широ́к, широка́, широ́ко (допустимо – широко́ ), широки́ и широ́ки .

Упражнение 4. Проверьте по орфоэпическому словарю (см. список литературы) постановку ударения прилагательных, отметьте наличие вариантов.

Альтовый, басовый, болотистый, бомбовый, валовой продукт, вересковый, взрывчатый, вишневый, внучатый, гербовый, грушевый, губчатый, двузубчатый, джинсовый, дискантовый, домовая книга, дымчатый, знахарский, зубчатый, ивовый, игольчатый, кедровый, козырной, красивее, красивейший, крупчатый, кухонный, лавровишневый, лавровый лист, ломберный стол, мальчиковый, манговый, маршевый, мелкозубчатый, мизерный, минусовый, мишурный, модерновый, мозаичный, мускулистый, ножевой, объездной, отроческий, переходный, пиковый, пурпурный, пуховый, рубчатый, сахаристый, семейство лавровых, скабрезный, сливовый, спиртовой, суповой, тигровый, украинский, уставный, факсимильный, христианский, экспертный, языковая колбаса, языковой барьер.

Упражнение 5. Прочитайте предложения, обращая внимание на произношение прилагательных. Проверьте правильность постановки ударения по орфоэпическому словарю (см. список литературы).

1. Мы купили кухонный гарнитур. 2. Экспертная группа приступила к работе. 3. По городу был нанесён бомбовый удар. 4. Мне не выиграть без козырного пикового туза. 5. Мы планируем увеличение валового продукта на десять процентов. 6. В магазин поступило факсимильное издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. 7. Очень полезны для здоровья вишневый, сливовый, грушевый, манговый соки. 8. Больному не было сделано спиртового компресса. 9. Домовая книга находится у ответственного квартиросъёмщика. 10. Я купил джинсовый костюм. 11. Новые ботинки значительно удобнее старых. 12. Ваш букет получился красивее моего. 13. Ваши выводы верны. 14. Она слишком алчна. 15. Потолки низки, а коридоры узки. 16. Ты очень бледна и грустна. 17. Новые брюки тебе велики и длинны, а старые – малы. 18. Она слишком властна. 19. Для нас очень важна эта сделка, но важно и соблюдение всех предыдущих обязательств. 20. Вы слишком веселы и бойки сегодня. 21. Его доводы просты и ясны, потому что верны, а твои – слишком общи. 22. Редки такие тихие вечера в нашем доме. 23. Мне горьки твои упрёки. 24. Вы глухи к моей просьбе. 25. Мы дружны с детства. 26. Вы грубы и вздорны. 27. Ваше молчание во время спора было умно и неопасно.

Цели урока : 1) совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических, лексических, грамматических норм;

2) формировать навыки использования прилагательных в собственной речи с учётом их точного лексического значения и требования лексической сочетаемости.

I. Проверка умения проводить морфологический разбор прилагательных (проверка домашнего задания).

II. Повторение сведений о типах норм, существующих в русском языке (упр. 876).

III. Совершенствование умения использовать орфоэпический словарь для определения правильного произношения имён прилагательных (упр. 877).

IV. Отработка умения образовывать и правильно произносить формы степеней сравнения и краткие формы качественных имён прилагательных (упр. 878, 879).

V. Составление словосочетаний со сходными по звучанию однокоренными прилагательными с учётом требования лексической сочетаемости (упр. 880, 882).

В сильном классе попросим учеников вспомнить термин, которым называют однокоренные слова, сходные по звучанию, но различные по значению и лексической сочетаемости (паронимы).

VI. Определение домашнего задания.

Д. з.: упр. 881, или 883, или 884 (по выбору учащихся).

Примерное распределение времени урока : I этап – 5 мин., II этап – 3 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 7-10 мин., VI этап – 2 мин.

Урок 170.

Тема. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных в речи. Закрепление (§ 67).

Цели урока : 1) совершенствование умения использовать прилагательные-паронимы с учётом особенностей их значения и употребления в речи;

2) организовать наблюдение за использованием в речи прилагательных с особой стилистической функцией и учить употреблять прилагательные с выразительной функцией в собственной речи;

3) обобщить изученное по теме «Имя прилагательное» на основе морфологического разбора разных форм этой части речи.

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся высказываются по содержанию домашней работы, записывают наиболее удачные словосочетания или предложения, составленные одноклассниками при выполнении выбранных ими упражнений.

II. Тренировка в умении исправлять речевые недочёты в употреблении прилагательных (упр. 885).

В слабом классе можно дать слова для справок: памятный, вязкий, вольнолюбивый, бездеятельный.

III. Наблюдение за образной функцией прилагательных в речи (упр. 887), анализ художественного текста, упр. 890).

Задание 1. Выразительно прочитайте текст. Какие чувства передаёт автор? Определите тему и главную мысль текста.

Недавно шел первый снег, и все в природе нахо­дилось под властью этого молодого снега. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах -- все было мягко, бело, молодо. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, по­хожее на белый, молодой, пушистый снег.

(По А. Чехову)

Задание 2. Какие виды описания использует автор? Слова какой части речи выполняют особую роль в создании описания? Докажите, что имена прилагательные позволяют описать не только состояние природы, но и состояние человека. Подумайте, какой эпитет передаёт ощущение свежести, новизны, которое испытывает автор.

Задание 3 . Подчеркните все имена прилагательные как члены предложения. Попытайтесь объяснить, почему слова первый, ярче не являются именами прилагательными.

Задание 4 . Проведите морфологический разбор одного прилагательного в краткой форме (на выбор) и прилагательного в форме сравнительной степени.

Анализируя текст, пятиклассники определят радостное, бодрое настроение, которое передаёт автор. Тема текста – «Первый снег». Автор передаёт мысль о том, что первый снег очень украшает природу и оживляет всё вокруг. Природа выглядит обновлённой, и это радует ощущением новизны, молодости, свежести. Ученики отметят роль в тексте эпитета молодой, который используется автором трижды. Тип речи – описание природы и описание состояния человека. В создании описания особая роль отведена прилагательным в полной, краткой форме и в простой форме сравнительной степени.

Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. Подготовила: учитель русского языка и литературы Ильченко Е. М. МОУ СОШ №3 с. Китаевского Новоселицкого района Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт даёт немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо. Н. Формановская Двадцать пятое декабря Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных Классная работа Цели урока :

  • развивать понятие культуры речи, умение правильно и красиво строить свою речь;
  • воспитывать любовь к родному языку, родному слову;
  • продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями;
Культура речи Культура речи – раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от образных условий общения людей. Правильность речи Правильность речи – соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Языковая норма – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ

орфоэпические

грамматические

лексические

Орфографические и пунктуационные Орфоэпия Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения. Ударение – выделение слога в слове. Произношение – воспроизведение звуков речи. Упражнение №319 Упражнение №319 [шн ] [ч’н ] Порядочный [шн ] Копеечный Скучный Сердечный (друг) Пустячный [ч’н ] Молочный Мозаичный Конечный Обычный Гречневый Очный Упр. №320 кУхонный Упр. №320 кУхонный мУскулИстый кружковОй ку[п’э]йный, но ку[пэ] нУжно слИвовый грУшевый двоЮродный зубчАтый красИвейший ску[шн]ый [щы сь ль вый] В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) вклЮчат 2) квартАл 3) донИзу 4) послалА Грамматические нормы

Морфологические

(формообразование, словоизменение)

Синтаксические

(построение словосочетаний и предложений)

Трудные случаи употребления форм имен прилагательных Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) по ихнему желанию 2) в две тысячи пятом году 3) красивейший пейзаж 4) прополощи бельё Лексико-фразеологические нормы – нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание. В каком предложении вместо слова ЦЕЛЫЙ нужно употребить ЦЕЛОСТНЫЙ? В каком предложении вместо слова ЦЕЛЫЙ нужно употребить ЦЕЛОСТНЫЙ?
  • Необходимо иметь целое представление о мире.
  • Целые стаи птиц совершают ежегодную миграцию.
  • Он вернулся с войны целый и невредимый.
  • Я был готов любить целый мир.
В каком предложении вместо слова НЕТЕРПИМЫЙ нужно употребить НЕСТЕРПИМЫЙ? В каком предложении вместо слова НЕТЕРПИМЫЙ нужно употребить НЕСТЕРПИМЫЙ?
  • Несколько раз в день он начищал свои сапоги до НЕТЕРПИМОГО блеска.
  • НЕТЕРПИМОЕ отношение к окружающим мешает совместной работе в коллективе.
  • Вечно раздраженная, НЕТЕРПИМАЯ к слабостям других людей, Людмила постоянно провоцировала конфликты.
  • НЕТЕРПИМЫЙ к чужим мнениям, Алексеев с трудом шел на компромисс.
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении Домашнее задание: 1.Материал учебника (читать, выучить определения). 2. Упр. №326, №324. 3. Орфографический минимум №328. РЕФЛЕКСИЯ 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно

Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. В прилагательных краткой формы с суффиксами - ив-, - лив-, - чив-, - им-, - н-, - альн-, - ельн-, - ист- ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы:

красИвый - красИв, красИва, красИво, красИвы;

говорлИвый - говорлИв, говорлИва, говорлИво, говорлИвы;

устОйчивый - устОйчив, устОйчива, устОйчиво, устОйчивы и т. д.

Перечень прилагательных, которые в краткой форме характеризуются перемещением ударения, не очень велик - как правило, это слова с односл. основами без суффиксов (или с прост., древними суффиксами - к-, - н-, частично "поглощенными" основой).

Существует некот. закономерность перемещения ударения в этих прилагательных, которая, однако, не всегда выдерживается: в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, в ост. кратких формах - на основу и обычно совпадает с ударением в полной форме:

бЫстрый - бЫстр, быстрА, бЫстро, бЫстры;

гОдный - гОден, годнА, гОдно, гОдны;

густОй - гУст, густА, гУсто, гУсты.

Колебания ударения допускаются в следующих кратких прилагательных, отн. к среднему роду или употребл. во множ. числе:

бЕлы - белЫ мИлы - милЫ

велИки - великИ мАлы - малЫ вИдны - виднЫ нОвы - новЫ

врЕдны - вреднЫ высОко - высокО глубОко - глубокО гОдны - годнЫ

нУжны - нужнЫ пОлны - полнЫ стАры - старЫ

ширОки - широкИ

крУпны - крупнЫ

В русском литер. языке действует след. правило: если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной форме оно оказывается на суффиксе - ее: длиннА - длиннЕе, виднА - виднЕе, нужнА - нужнЕе и т. д. Если же в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравн. степени оно остается на основе: красИва - красИвее, ленИва - ленИвее, ужАсна - ужАснее и т. д.

52. Ударение в глаголах. Формы прошедшего времени

Прежде всего необходимо сказать об ударении в часто употр. глаголах звонить, включить (и произв. от них), нормы произношения кот. нарушаются многими людьми. В этих глаголах при спряжении ударение всегда падает на личное окончание:

звонИть - звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;

включИть - включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт.

Аналогичная схема ударения используется во всех производных глаголах с приставками (позвонить, зазвонить, созвониться и т. д.; выключить, отключить, подключить и т. д.).

Очень часто колебания ударения наблюдаются также в глаголах с суффиксом - ировать. При спряжении таких глаголов ударение остается неподвижным, т. е. всегда падает на гласный и: конструИрую, конструИруешь, конструИрует и т. д.

В некоторых глаголах, вош. в русский язык в XIX в., ударение падает на посл. гласный - а (премировАть, пломбировАть и др.). При спряжении этих глаголов ударение всегда приходится на личные окончания: премирУю, премирУешь, премирУет и т. д.

Наименее устойчивы нормы ударения в глаголах прошедшего времени, страдат. причастиях и личных формах глаголов наст. и буд. времени. Ударение в глаголах прош. времени обычно совпадает с ударением в инфинитиве:

говорИть - говорИл, говорИла, говорИло, говорИли;

дЕлать - дЕлал, дЕлала, дЕлало, дЕлали.

Если инфинитив кончается на - сти, - чь, то ударение во всех формах прош. времени падает на окончание (за исключением формы мужского рода, кот. не имеет окончания):

вестИ - вел, велА, велО, велИ;

печь - пек, пеклА, пеклО, пеклИ.

Однако если в таких глаголах есть приставка вы-, то в формах прош. времени ударение всегда перемещается на нее:

вЫвести - вЫвел, вЫвела, вЫвело, вЫвели;

вЫпечь - вЫпек, вЫпекла, вЫпекло, вЫпекли.

В русском языке существует около 280 глаголов - непроизводных (без приставок и суффиксов), древних, односложных, оканч. на - ить или - ать, а также производных, образ. на базе сущ. теперь самост. основ - ня- и - ча-, в кот. особенно часто наблюдаются колебания ударения. Ударение в этих глаголах перемещается по следующей схеме: бЫть - бЫл, былА, бЫло, бЫли.

В эту группу входят перечисленные ниже глаголы и производные от них: брАть, взЯть, вИть, врАть, гнАть, гнИть, дАть, дрАть, ждАть, жИть, звАть, клЯсть, лгАть, лИть, пИть, плЫть, прЯсть, рвАть, слЫть, ткАть, донЯть, внЯть, занЯть, нанЯть, начАть.

В возвратных глаголах (с частицей - ся) ударение перемещается на окончание (в отличие от соотв. им невозвр. глаголов):

налИть - нАлил, налилА, нАлило, нАлили;

налИться - налИлся, налилАсь, налилОсь, налилИсь.

Конспект урока русского языка

Тема: «Произношение и употребление имен прилагательных в речи»

Цели и задачи:

-углубление представления о роли прилагательных в речи;

-отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;

-определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление;

- отработка умения правильно употреблять прилагательные в речи, уметь находить их в тексте

- отработка произношения прилагательных

Ход урока:

    Оргмомент. Здравствуйте. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

    Определение темы урока.

На доске записана дата. Тему урока учитель предлагает учащимся определить самостоятельно.

Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату.

Учащийся задаёт вопрос:

Светлана Николаевна, а тема у нас сегодня какая?

Учитель:

А вот тему урока вы сегодня определите сами, но только чуть позже. А пока оставьте одну строчку и выполните, пожалуйста, следующее задание.

На проекторе - небольшой текст с пропущенными орфограммами. Учащиеся переписывают его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и объясняя правила написания. Отвечают представители команд под номером 1 .Находят прилагательные, подчеркивают их . Представители под номером3 озвучивают ответ.

Учитель:

Теперь посмотрите на карточки с утверждениями, прочитайте их. Возьмите половину альбомного листа. Начертите 2 столбика. Озаглавьте правый «До» , левый- «После» . В правом напишите номера утверждений и согласны вы с ними или нет. (Эй ар гайд даётся 15 сек ) .

Сейчас я предлагаю вам еще раз прочитать текст, который вы записали в тетрадь. Попробуйте убрать из него все прилагательные. Что получится? В левый столбик запишите изменилось ли ваше мнение после повторного прочтения. Обсудите ответ в команде (Синглраунд робин - однократное обсуждение в кругу; дается 15 сек ) Отвечают представители команд под номером 4.

А теперь попробуйте определить тему урока (обсуждение в кругувсей командой Финк-райт-раунд-робин, дается 2 минуты). Ответ обсудите в команде.

Дети записывают свои ответы, обсуждают в команде. Листы с ответами вывешиваются на доске.Учительозвучивает тему.

Молодцы! Справились с задачей. Запишите тему урока в тетрадь.

III . Работа по теме урока.

Откройте, пожалуйста, учебники на странице 109, выполните упражнение 242 письменно (время выполнения 5минут). Отвечают учащиеся под номером 2.

Теперь приступим к выполнению творческого задания. Запишите прилагательное СВЕЖИЙ на половину альбомного листа, составьте с ним все возможные словосочетания, потом прочертите линию после вашего последнего ответа. Время выполнения задания 15 секунд . Дети пишут.

Возьмите эти листочки, ручки и начните двигаться по кругу. Ваша задача- записать как можно больше идей одноклассников. Дается 2 минуты (Стёзе класс- добавление новых идей к своему списку ) . Учитель опрашивает выборочно.

Садитесь. Проверим значение этого прилагательного по «Толковому словарю» С.Ожегова.

На экране проектора учащиеся читают значение слова.

Что нового вы можете добавить в свой список? (дети дают ответы) Сейчас попробуйте записать как можно больше синонимов к этим словосочетаниям, составьте с ними 2-3 предложения (дается 3минуты) .

Учащиеся зачитывают свои ответы.

Молодцы! Запишите, пожалуйста, домашнее задание упр.247. Обобщим изученное на уроке:

1) Какова роль прилагательных в речи?

2) Что позволяет избежать речевых ошибок при использовании прилагательных в тексте? (наличие синонимов, антонимов).

Спасибо. Можете быть свободны.

Тезисы:

    Имена прилагательные делают речь образной, красочной

    Имена прилагательные называют признак предмета

    Без использования имен прилагательных невозможно дать точное описание предмета

    Некоторые имена прилагательные (эпитеты) используются как средство художественной выразительности

    Имена прилагательные имеют полную и краткую форму

    Имена прилагательные в краткой форме в предложении являются сказуемым

    Имена прилагательные в предложении всегда являются определением

    Имена прилагательные делятся только на 2 разряда: качественные и относительные

Приложение

Задание1. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм .

Задание 2 . Подчеркните все прилагательные как члены предложения. Определите их разряд.

Утро. Выглядываю в окно и (не) узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубок…ми, свеж…ми снегами, завалившими чащу елей,- син…е, огромное и уд…вительно нежное небо. Такие яркие, радос(?)ные краски бывают у нас только по утрам в январ(?)ские м…розы. И особенно х…р…ши они сегодня над свеж…м снегом и з…леным бором. Со(?)нце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на в…ршинах сосен, на их пышных з…леных венцах, уже играет з…лотистый солнеч(?)ный свет. И сосны зам…рли под глубоким небом. (И.А Бунин)