Августа Гаврилова
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

Март 2015 года

Театрализованная деятельность детей ,

как средство преодоления речевых нарушений

Творчество делает жизнь ребенка

богаче, полнее, радостнее.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада , являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения - одна из главных задач, стоящих перед воспитателями дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для

детей , он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра…

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

По мнению Л. С. Выготского, проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру» .

Дети с нарушениями речи - это дети , имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны , они могут проявляться в нарушении произношения , грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Любое нарушение речи в той или иной степени, как правило, отражается на деятельность и поведение ребенка .

Речевые нарушения , возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми оказывает воздействие на эмоциональную и познавательную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

В основу её заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, развития коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения, развития диалогической и монологической речи, обогащения словаря.

(Овладение выразительными средствами общения : вербальными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

обогащение словаря : образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.)

Она даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.

Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов .

Из этой основной цели вытекают следующие задачи :

развитие речи детей и коррекция ее нарушений ;

развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы ;

обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности , эмоционально-личностной сферы;

развитие эстетических способностей.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях .

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Развитие диалогической и монологической речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата , умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали : речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр , теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении . Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность , так и на эмоциональную сферу ребенка.

В режиссерских играх, к которым относятся настольный театр игрушек и картинок , стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр , театр на фланелеграфе ) ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного) . Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируем го действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра , его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо . Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику) . Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях . Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды . Для них необходим разнообразный дидактический материал : костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Театрализованные игры дают возможность детям перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка , и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря ним движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата , правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр .

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров : настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.

Театрализованная игра вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость, удивление и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе.

Театрализованная деятельность – это мостик , который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи , ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Лариса Самодаева
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Цель : повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе , развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи :

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений .

Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре .

Выяснить образовательные потребности логопедов в вопросах речевого развития .

Познакомить педагогов и с разными видами театров .

Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных пособий .

Участники : учителя - логопеды.

Форма проведения : мастер - класс .

Методические приемы :

беседа, продуктивная деятельность логопедов , диалог, театрализованная игра , анализ результатов.

Ход мастер - класса :

1. Приветствие

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на мастер-классе .

2. Основная часть

Работая длительное время с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач.

Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.

Мне хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших детей, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми.

Этому способствует, театрализованная деятельность .

Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы) .

Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду .

Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.

Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Основные направления работы в театрально – игровой деятельности : Слайд 3

1. Развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания , правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики : координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи , мы понимаем, как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же, не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи .

2.1. Первый этап – подготовительный Слайд 4

Здесь мы показываем и учим средствам выразительности , с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также позволяют более раскрепощенно общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на недостаточном уровне, дети могут общаться друг с другом, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты) .

Я использую в своей работе :

Мимическая гимнастика;

Психогимнастические игры;

Игры – пантомимы

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Предлагаю участникам мастер-класса задания , направленные на развитие мимики, эмоций, пантомимики.

1. Театр «Мимическая гимнастика»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Передавалки»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю»

2. Театр «Эмоций"

Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким. Сейчас только нужно вспомнить наших знакомых гномов. Какую эмоцию вы видите на лице каждого гнома?

Изображения гномов : грустного, весёлого, злого, удивлённого, испуганного.

Называют эмоцию, а затем рассказывают стихотворения, передавая эмоции голосом, мимикой.

3. Игра-пантомима «Жадный пес»

Логопед читает текст, дети имитируют движения по тексту :

4. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

а) Скажите так, чтобы Вам поверили, что приехал цирк.

б) Произнесите фразу «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела» (укоризненно, ласково) .

в) Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

Рано – рано выпал снег.

Удивился человек :

Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

На траве? Не может быть!

В декабре? Не может быть!

Неужели это снег?

Не поверил человек.

2.2. Второй этап – использование театрализованных игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности Слайд 5

На этом этапе мы ставим перед собой задачи :

Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

Совершенствовать артикуляционный аппарат.

Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.

Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Рифмовки – трудноговорки/скороговорки на развитие дикции

Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.

Дом у дуба, у дуба Люба нам глядеть на Любу любо.

Добавить слово по рифме

Съел Сережа на обед, целых пять больших (сосисок, блинов, котлет) .

Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, Боярского) .

Развивать пальчиковую моторику.

Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Игры с бусами.

Это упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, длинные.)

«Бусы и шкатулочка»

«Узоры»

«Рисуем бусами»

Логоритмика с логопедами

(речевая игра с движениями и элементами театрализации )

Ай, дили, дили…

Работая с детьми с ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приемы, которые мы используем на занятиях (смены видов деятельности , подвижные речевые игры , физминутки) всё равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры , которые очень разнообразны.

2.3. Третий этап - инсценировки, драматизации Слайд 6

Игра-драматизация :

Самый «разговорный» вид .

К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка , понимают, как можно использовать полученный ранее опыт.

Игра-драматизация оказывает :

Целостное воздействие на личность ребенка : его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

Способствует самопознанию и самовыражению личности;

Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности , а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки , на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической, диалогической речи детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик»

Цель : побуждать к активному участию в инсценировке.

Мы должны, отгадав загадки, узнать, какие костюмы спрятаны в сундуке, а по костюмам догадаться название сказки, которую мы, как настоящие артисты, сможем сыграть.

"Театра загадок "

2.4. Виды театров , используемые в работе. Слайд 7

Пальчиковый театр

Способствует развитию речи, внимания, памяти;

Формирует пространственные представления;

Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

Повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок или магнитный театр

Развивают творческие способности;

Содействуют эстетическому воспитанию;

Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный театр

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи .

И магнитный и настольный театр , театр картинок использую на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

Театр на перчатке

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие : помогает бороться с нарушениями речи , неврозами;

Помогает справиться с переживаниями, страхами;

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба- бо .

Посредством куклы , одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр , используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Театрализованная деятельность Слайд 8

Развивает двигательную активность;

Расширяет знания об окружающем мире;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Влияет на речевую активность ребенка ;

Закладываются основы нравственного воспитания;

Является основой для развития творческих способностей;

Прививает устойчивый интерес к литературе;

Способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми.

2.5. Практическая деятельность (изготовление слона) . Слайд 9

Логопеды выполняют задание, используя схему)

Слон трубит на всю округу –

У него благая весть,

И трубу ему не надо,

Потому что хобот есть!

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча.

Несколько слов напоследок :

Театральная деятельность формирует выразительность речи ребёнка, интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно участвовали в совместном творчестве, высказывали свою точку зрения.

А на прощание я попрошу вас оставить свои впечатления от нашей встречи в творческой форме, используя фломастеры и стикеры (Под музыку) .

3.1. Рефлексия «Маска» Слайд 10

Всем участникам и гостям нашего мастер-класса :

"Я хорошего желаю настроения,

И свечения волшебного в глазах!

Пусть счастливым будет каждое мгновение,

Каждый день пусть будет в чудесах!

Скачать:


Предварительный просмотр:


Театрализованная деятельность детей,
как средство преодоления речевых нарушений

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Функции детской игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:

Катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний) ;

Регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния) ;

Коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки) .

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры - драматизации;

Игры - представления (спектакли) .

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог) .

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Данные упражнения делятся на три вида:

Дыхательные и артикуляционные;

Дикционные и интонационные;

Творческие (со словом) .

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра - драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа - весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.

Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное, изобразительное. Отличительная особенность драматической формы - соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, то есть театральное творчество имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

Экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела) ;

Предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы) .

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других) . И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес.

В музыкальном зале есть сцена, занавес, стилизированные театральные колонны, где отведено место мини-театру. Есть костюмерная и гримерная.

К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов. Конечно, самыми благодарными зрителями детских спектаклей выступают мамы, папы, бабушки и дедушки.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью. В детском саду работает театральный кружок «Сказка» для занятий наиболее артистичных детей. С ними отдельно занимается музыкальный руководитель.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение) ; овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №26 »Ласточка»

Аришина Л.Я. ,Учитель-логопед

высшей квалификационной категории.

Городской округ Выкса.

« … драматизация,

основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монологической, диалогической)».

С.С.Выготский

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диагностика развития речи. Обработка и анализ данных диагностики.

Выявление проблемного поля

Определение содержания и форм реализации деятельности

достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка.

Анализ результативности

Цель: Коррекция

нарушенной речи дошкольников с ОНР через театрализованную деятельность

Реализация через НОД, игровую

деятельность. Обеспечение

Задачи коррекции речи решаемые через театрализованную деятельность детей с ОНР

  • Совершенствование познавательных процессов.
  • Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
  • Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.
  • 4.Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.

    5.Овладение импровизационными умениями.

    Закрепление, активизация и обогащение словаря.

    Развитие и совершенствование

    грамматического строя речи. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции.

    Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу.

Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию

Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм

Игры и упражне ния

Виды драматизации

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые дилогии

на основе текста

инсценировки

произведений

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры- импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

Распределяя роль в игре-драматизации, мы учитываем речевые возможности каждого ребёнка в определенный период логопедической работы.

Стремимся дать ребёнку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Не имеет значение, какую роль исполняет ребёнок, важно, что он создаёт образ несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь.

Стимулируем желание получить роль персонажа – это мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Опыт показывает, что дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях, зная, что будут участвовать в театрализованной деятельности.

Совместная деятельность

Муз. руководитель

Родители

Дефектолог

Воспитатели

Содержание работы

  • Работа с родителями: подготовка атрибутов, анкетирование, проведение «круглых столов», привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности.
  • Музыкальный руководитель: подбор музыки, танцев, разучивание с детьми театральных этюдов, упражнение на развитие выразительности мимики, пантомимики, слушание музыки.
  • Воспитатели: просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним, игры драматизации, закрепление материала в продуктивной деятельности.
  • Логопед: подготовительная работа упражнение по дикции (артикуляционная гимнастика), пальчиковый тренинг, задания для закрепления речевой интонационной выразительности, коррекционно-развивающие игры, закрепление разученных этюдов и упражнений на коррекционных занятиях.

планирование работы

Структура плана

Речевые задачи

Упражнения на дыхание.

Артикуляционные

упражнения

Упражнения на развитие фонематического слуха

Эмоциональные и музыкальные задания

Упражнения на развитие чувства ритма

РОДИТЕЛИ

УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД

ВОСПИТАТЕЛИ

ПЕДАГО- ПСИХОЛОГ

МУЗЫКАНТ

Опыт показал:
  • Театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-
  • волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей.

Целенаправленная коррекция речи детей с ОНР через адекватную возрасту совместную деятельность и специально организованную систему, включающую организацию театрализованной деятельности--

позволяют успешно компенсировать речевое недоразвитие

Значение театрализованной деятельности

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

  • Расширяются и углубляются знания детей об
  • окружающем мире

Происходит развитие различных

анализаторов: зрительного, слухового,

речедвигательного;

  • Активизируется и совершенствуется
  • словарный запас, грамматический строй речи,

    звукопроизношение, навыки связной речи,

    интонационная сторона речи, темп,

    выразительность;

  • Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений
  • Развивается эмоционально-волевая сфера;
  • Происходит коррекция поведения
  • Формируется опыт поведения
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности

Титова Анастасия Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №29 "У Лукоморья"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений"
Дата публикации: 20.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Театрализованная деятельность детей,

как средство преодоления речевых нарушений

Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка «…

каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на

Овладение родным языком является одним из важных приобретений

ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития, по словам О.В.

Акуловой, «…рассматривается в современном дошкольном образовании как

общая основа воспитания и обучения детей».

Актуальность

создания

педагогических

мероприятий

активизации словаря детей дошкольного возраста через театрализованную

деятельность

обусловлена

позволяет

во спит ательно-образовательные

о р г а н и з а ц и и

театрализованной

происходит

совершенствование

естественно

активизируется

совершенствуется

звуковая

культура речи, её интонационный строй.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно

пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить

развивалась

правильно

своевременно.

задержка,

нарушение

развития

отрицательно

отражается

деятельности

поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным

условием

становления

полноценной

дальнейшего

правильного ее развития.

деятельность,

существующая

диалогическая

монологическая

являющаяся

инструментом

осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения,

мышления,

познания

воздействия,

выражения

планирования

деятельности,

регуляции

поведения.

Следовательно,

выполняет множество функций:

Коммуникативную;

Познавательную;

Экспрессивную;

Исследовательскую;

Планирующую.

речевого

развития

дошкольного

возраста

является

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на

основе овладения литературным языком своего народа.

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др.

рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в

развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность

оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и

когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений

коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные

особенности, что способствует формированию их внутреннего мира,

преодолению коммуникативной дезадаптации.

Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим

перед собой следующие задачи:

развитие

обогащение

словарного

процессе

ознакомления с окружающей жизнью;

Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение

правильному

звукопроизношению,

овладение

средствами

звуковой

выразительности,

выработка

формирование

культуры

речевого поведения;

формирование

грамматического

создание

практического освоения всех частей речи;

Развитие связной речи;

Ознакомление с художественной литературой;

Подготовка детей к обучению грамоте.

Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так

нетрадиционными

средствами.

является

организация театрализованной игры.

Театрализованная

художественной

деятельности,

процессе

которого

участники

овладевают

навыками

речевого

художественные

Воспитательные

возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и

удовлетворить

интересы

Участвуя

театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные

воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и

обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие

педагогические

касающиеся

формирования

неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных

открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок

познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает

связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в

Театрализованная деятельность в психо-коррекционной практике следует

рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого

искусства в свободной символической форме. Её основные функции:

Катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

Регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция

психосоматических процессов, моделирование положительного психо-

эмоционального состояния);

Коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения,

формирование адекватного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в

себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры - драматизации;

Игры - представления (спектакли).

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии,

совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и

непосредственно связывает художественное творчество с личными

переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию

речи (монолог, диалог).

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие

дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной

артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и

орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную

речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

подбирать простейшие рифмы.

Данные упражнения делятся на три вида:

Дыхательные и артикуляционные;

Дикционные и интонационные;

Творческие (со словом).

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой

невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и

речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в

жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на

дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту

звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда

необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес

именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и

упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь

организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи

носят не только тренировочный характер для формирования четкой,

грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают

увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям

диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица,

ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе

из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в

форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие

ребенка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор,

миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают

положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном

возрасте.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую

среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в

театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые

возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через

ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра

оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего

потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та

внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль

может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра - драматизация является условием, в котором развивается

коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не

только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и

выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение

показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане.

Формирование выразительных средств для передачи образа героя

предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление

двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же

формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с

другими детьми.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа - весьма существенная

предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему

возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми,

выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое

поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и

своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами

ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его

представления о сущности социальных взаимодействий между людьми,

преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная

нестабильность.

Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как

содержит элементы самых разных видов творчества: словесное,

двигательное, музыкальное, изобразительное. Отличительная особенность

драматической формы - соединение артиста, зрителя, декоратора в одном

лице, то есть театральное творчество имеет характер синтеза, в процессе

которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные,

речевые процессы.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции,

чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к

выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного

обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к

выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех

выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих

детям реализовать свои коммуникативные потребности:

Экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные

вокализации, выразительные движения тела);

Предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма

социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги

идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические,

эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные

образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в

свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи

обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих

эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих

потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений

развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и

других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному

социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов

сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с

окружающими, познавательных потребностей.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс

логопедической группы детского сада. В группе оборудован

специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где

имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного

и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы

костюмов и декораций; ширма-занавес.

В музыкальном зале есть сцена, занавес, стилизированные театральные

колонны, где отведено место мини-театру. Есть костюмерная и гримерная.

К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты, но

и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций,

атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов.

Конечно, самыми благодарными зрителями детских спектаклей выступают

мамы, папы, бабушки и дедушки.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые

возможности каждого ребенка в определенный период логопедической

работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой

маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от

речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет

значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с

несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и

свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный

стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и

активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся

«рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший

пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях.

Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но

все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении

сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной

речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью. В детском саду

работает театральный кружок «Сказка» для занятий наиболее артистичных

детей. С ними отдельно занимается музыкальный руководитель.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции

эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи

оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной

экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ

образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается

значительное повышение речевой активности и коммуникативной

направленности речи, использование различных типов коммуникативных

высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение -

сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики,

естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике

общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность

дошкольников является эффективным средством коррекции

коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и

детьми с нормальным развитием.

Список используемой литературы:

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. 1997г.

Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-

дошкольником. Дошкольное воспитание 1998 № 9.

Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. Киев. 1997.

Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. , Петрова Е. С. Театрализованная

деятельность в детском саду. Москва, 2000г.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994г.

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у

дошкольников. Москва, 1983г.