Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Ивушка» р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

речевого развлечения с детьми с ОНР- III ур.

подготовительной логопедической группы

«В стране Правильной речи»

Подготовила: учитель-логопед

С.С. Тимиргалеева

Цель:
Закрепление и применение полученных знаний, умений и навыков.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать знания детей по изученным темам.
Коррекционно-развивающие:
- закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, буква,

гласный звук, согласный звук;
- закрепить навыки правильного звукопроизношения;

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа;
- совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;
- упражнять в работе с деформированным предложением;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать в детях самостоятельность, активность, уверенность в своих силах.

Оборудование:
Картинки сказочных персонажей; пособия к речевым игам «Собери картинки», «Волшебные таблицы», «Рассыпанные слова», «Вазы и цветы», «Звуковые ручейки»; два подноса, муляжи овощей и фруктов.

Алгоритм проведения:

1. Организационный момент :

Логопед: -Ребята, а вы знаете, что такое речь? Речь – это способность говорить.
-А из чего состоит наша речь?

Дети: (ответы детей).
Логопед: -Разговариваем мы друг с другом при помощи предложений.
-А как получаются предложения?
Дети : Из звуков образуются слоги; слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения.
Логопед: - Сегодня я вас приглашаю в страну правильной речи. Много лет я живу в этой стране. И с каждым днем жителей в ней становится все больше и больше, поскольку все хотят говорить правильно и красиво. Эта страна волшебная, но в ней есть города с самыми обычными названиями.

2. Сюрпризный момент (под музыку вбегает Буратино) .

Буратино:
- Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы в путешествие собираетесь. Я тоже очень люблю путешествовать. Люблю разные приключения. Я однажды убежал от папы Карло и попал в страну Дураков. Вот было жутко интер-р-ресно!
Логопед:

- Подожди, Буратино, но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не в страну Дураков, а в страну Правильной речи.
Буратино:
- Да, да, я кое-что слышал о такой стране. Но я мало о ней знаю…
Логопед:

- Не переживай, Буратино! Хочешь, мы тебя возьмём с собой, и ты много узнаешь о родной речи?
Буратино :
- Конечно, хочу!
Логопед:

- Отлично! В путешествии вас ждут непростые задания, интересные встречи и, конечно же, задорные игры.
- Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: (Да)
Логопед: Проверим вашу готовность!

3. Дидактическая игра «Разминка для ума»:

Логопед:

Отгадайте слово. Оно начинается со звука [с] или [сь].
- Высокое, стройное хвойное дерево? (сосна)
- Самая болтливая птица? (сорока)
- Ночная птица? (сова)
- Число, следующее за числом шесть? (семь)
- Очень полезная птица с жёлтой грудкой? (сорока)
- Цвет моря? (синий)
- Усатая рыба? (сом)
- Что видим, когда спим? (сон)
- Насекомое, напоминающее вертолёт? (стрекоза)
Логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. Можно отправляться в путешествие. Дети занимают свои места на стульчиках.

1 остановка – Звукоград.

4. В гостях у Звукознайки

Логопед:

Ребята, Звукознайка очень любит играть со звуками и приготовил для вас игру.

Дидактическая игра «Собери картинки в свои коробочки».

Логопед:

Ребята, нам нужно распределить предметы, которые начинаются с гласного звука – в красную коробочку, а с согласного звука – в синюю.
Дети: (распределяют картинки)

Логопед: Молодцы, ребята! Следующая остановка …

2 остановка - Буквоград.

5. В гостях у Буквоешки (выставляется картинка сказочного персонажа).

Логопед:

Буквоешка хочет проверить, как вы знаете буквы. Он придумал для вас необычные загадки.

Дидактическая игра «Отгадай слово»
- Посмотрите внимательно на картинку. Что несет в корзинке ежик? А что несёт в мешке медведь?

Логопед:

На самом деле вы не сможете точно ответить на этот вопрос. Поскольку корзинка ежика закрыта платочком, а мешок медведя завязан.
- Сейчас я раскрою вам эти секреты! В этом мне помогут волшебные таблицы.

Логопед:

- Если ты узнать захочешь
Что в корзинке, что в мешке?
Зачеркни скорее буквы
Те, что встретишь ты по две.
А оставшиеся буквы
В слово ты скорей сложи
И тогда узнать ты сможешь
То, что спрятано внутри.

Дети: (читают «яблоки» и «грибы»).

Логопед:
Молодцы!

3 остановка - Поселок Слоговой.

6. В гостях у Мальвины (выставляется картинка сказочного персонажа).

Логопед:
- Посмотрите, нас встречает Мальвина. В своей школе она всех учит читать слова.

Но, налетел ветер-озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберем

рассыпанные слова.
Дидактическая игра «Рассыпанные слова».

Логопед:

- Эти слоги - вот беда!
Разлетелись кто куда
«мо-ны-ли» и «на-ны-ба»
Что за чудо здесь слова?
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.
- Чтобы задание было легче выполнять, на доске есть картинки-подсказки.

Прочитайте слоги и назовите фрукты.

Дети: (выполняют задание).
Логопед: Продолжим прогулку.

4 остановка.

7. В гостях у Красной шапочки.

Логопед:
- Посмотрите, Красная Шапочка приготовила для вас подарок. Целую корзинку

цветов.
Игра «Вазы и цветы»:
Логопед:

Посмотрите-ка: цветы – небывалой красоты.
У цветочков в серединке – нарисованы картинки (показывает).
Вазы тоже не простые.
Всюду схемы слоговые (расставляет вазы).
С вами мы цветы возьмем
И по вазам разнесем.
Это может и несложно, только нужно осторожно.
И, конечно же, не сразу
Брать цветы и ставить в вазу:
Картинку по слогам ты назови
И к слову схему подбери.

Дети: (называют картинку, определяют количество слогов и ставят цветок в вазу)

5 остановка.

8. Звуковой ручеёк.

Логопед:

Ребята, пока мы собирали цветы, не заметили, как подошли к звуковому ручейку
- Ручеек бежит, журчит, нам задание говорит.
Дидактическая игра «Собери ракушки» :
Логопед:

Ребята, соберите ракушки с картинками, где звук Л в начале, в середине, в конце слова (для выполнения задания приглашаю 3 детей) .
- Молодцы, ребята. А сейчас мы поиграем с ручейком.

9. Музыкальная игра «Ручейки-озёра», музыка Е. Тиличеевой.

6 остановка.

10. Город Художников.

Логопед:

Посмотрите, нас встречает художник Тюбик. Тюбик очень любит фантазировать и нарисовал необычное, загадочное животное.

Дидактическая игра «Загадочное животное»:

Логопед:
- Как вы думаете, ребята, такое животное существует?

Дети: (нет)

Логопед:

Посмотрите и скажите, на каких животных оно похоже? Чья голова? Чьи уши? Чьё туловище? Чей хвост? Чьи лапы?
Логопед: Молодцы, дети, разгадали загадки Тюбика. А нам пора идти дальше.

7 остановка - улица Поэтов.

11. В гостях у Цветика.

Логопед:

Нас встречает поэт Цветик.
Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!

    На берегу росла сосна – а рядом с нею … (сосны)
    Горит прекрасная звезда – а рядом с нею … (звезды)
    Стал красным-красным помидор – а рядом … (помидоры)
    Вот гном один, вот гном второй – а вместе это … (гномы) .

Логопед:

Молодцы, ребята!
Логопед: Ребята, давайте и мы покажем Цветику, как научились читать стихи, звонко и выразительно.
Дети: (читают стихи о весне).
Логопед: Пора идти дальше.

8 остановка - Переулок Спортивный.

12. Встреча с Спортакусом .
Спортакус : Внимание, друзья! Эстафету объявляю я!

Я приглашаю 2 команды по 5 человек. Команды строятся в колонну.

По сигналу каждый игрок команды добегает до стола, на котором разложены овощи и фрукты. 1-я команда выбирает все, что нужно для компота, а 2-я команда выбирает все, что нужно для борща (дети раскладывают фрукты и овощи на разные подносы) .
-Молодцы! Справились с заданием Спортакуса!

9 остановка - Город Писателей

13. Встреча с Бериляком.

Логопед:

Он придумал для вас игру.
Дидактическая игра «Правильно ли это?» (работа с деформированным предложением)
Логопед:

Бериляка будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.
- Наступила весной. (Наступила весна).
- Засиять яркое солнце. (Засияло яркое солнце).
- Прилетели с юга птица. (Прилетели с юга птицы).
- Она стали вить гнёзда и выводить птенец. (Они стали вить гнёзда и выводить птенцов).
Логопед:

- Молодцы ребята!

14. Рефлексия.

Логопед:
- А наше путешествие по «Стране Правильной речи» подошло к концу.

Каждый из нас узнал что – то новое сегодня, и каждый показал свои знания и умения.

А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Какие герои вам запомнились и чем?

Кто в своих ответах был точнее?

Дети: (ответы детей).

Буратино:
- Спасибо ребята, я многому научился у вас. Вы такие умные, ловкие, умелые.
Мне совсем не хочется от вас уходить, но мне пора.

Ой, я совсем забыл! Я принёс вам свои любимые конфеты «Золотой ключик», угощайтесь!

(Буратино угощает детей и уходит под музыку.)

Предлагаемый вам сценарий речевого праздника является итоговой работой коррекционных групп ДОУ для детей старшего и подготовительного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Речевой материал праздника подобран таким образом, чтобы дети с разным уровнем речевого развития смогли реализовать свои речевые умения и навыки.

Весь материал представлен в игровой форме, характеризуется постоянной сменой деятельности детей, динамикой сюжета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ВОТ И ЛЕТО НАСТУПИЛО...»

Тип занятия: занятие-праздник.

Цель: использование детьми полученных речевых навыков в реализации коммуникативной программы.

Задачи:

  1. активизировать словарный запас по лексическим темам «Лето»,
    «Рыбы», «Луг», «Цветы», «Насекомые», «Дикие животные», «Лес»,
    «Ягоды»;
  2. образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
    суффиксами;
  3. подбирать слова-антонимы;
  4. закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
  5. употреблять в речи сложные предлоги;
  6. использовать связные высказывания;
  7. развивать диалогическую речь, просодическую сторону речи;
  8. закреплять фонематический анализ и синтез, буквенный гнозис, навыки
    чтения;
  9. формировать правильное речевое дыхание;
  10. использовать логоритмику с элементами психогимнастики (эмоции,
    мимика), пантомиму (жесты), пластику (снятие мышечного тонуса);
  11. развивать высшие психические функции;
  12. закреплять пространственный гнозис;
  13. развивать общие моторные координации у детей.

Оборудование: макет-ребус по теме «Рыбы», буквы для кроссворда, разрезные предметные картинки-отгадки по теме « Дикие животные», цветы, атрибуты от костюмов диких животных, мяч, оснащение для оформления зала, костюмы для героев.

Предварительный просмотр:

Ход занятия /. Приветствие.

Вед. У. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем итоговом речевом празднике!

Вед. 2. Желаем вам получить удовольствие от общения с нами и нашими детьми. Хотелось бы, чтобы вы испытали на нашем празднике такие эмоции, как Радость!

Вед.1. Удивление!

Вед. 2. Гордость!

Вед. 1. Восхищение!

ПРИЯТНОГО ВАМ ПРОСМОТРА! (Вместе)

И. Основная часть.

Вед. 2. Пришла пора пригласить наших участников! (Входят дети)

Вед. 1. Снова год прошел не зря

Встретились мы вновь, друзья,

Как же все вы повзрослели!

Жили дружно? Не болели? Год назад мы все здесь были. Уговор наш не забыли? «Говорить всегда, везде: В саду, дома, во дворе. . . Нужно нам - красиво, внятно, Чтобы было всем понятно!»

Вед. 2. Целый год вы не ленились,

Четко говорить учились,

Много нового узнали:

И читали, и писали. . . А теперь пришла пора Отдохнуть нам, детвора! - Отправляемся в поход, Паровозик всех нас ждет!

Предварительный просмотр:

Слышишь? Он гудок дает. В лето нас с собой зовет!

(Музыка громче звучит)

Вед. 1. Мы прибыли к станции. А вот к какой, догадайтесь сами. «Что за станция такая? Речка, волнами играя, Все на месте не стоит, А бежит, бежит, бежит...»

  1. Станция возле речки, значит, какая это станция? (Речная}
  2. Нас веселый паровоз

К станции «Речной» привез!

Отгадайте, кто это на берегу возле реки?
«Летом с удочкой сидит,

Только солнце встанет! Он за поплавком следит -Рыбка не потянет?» (Рыбак) (Входит рыбак.)

Рыбак. Я - веселый рыбачок,

Ловлю рыбу на крючок. И сидеть мне целый день У реки совсем не лень.

А для вас, ребятки, в запасе
У меня есть ребусы-загадки.
Ребусы вы разгадайте!

И названия рыб узнайте! (Дети отгадывают ребусы и «вылавливают» магнитной удочкой картинки-отгадки.)

Рыбак. Молодцы, ребята! Все мои ребусы разгадали!

Богатый у меня сегодня улов!

С вами мне пора прощаться,..

И с уловом домой возвращаться. Вед. 1. - Рыбачок, оставайся с нами, вместе будем путешествовать.

Вед. 1. Снова ребята, пора

В паровозик собираться

В путь дорогу отправляться... (Звучит музыка)

Предварительный просмотр:

Вед, 1. Пахнет свежею травою,

И пестреет все вокруг,

Потому что перед нами

Зеленеет ярко... (Луг)

- Прибыли мы на станцию какую? (Луговую) Хозяйка луга моя добрая знакомая - цветочная фея. А вот и она.

(Входит Фея цветов.)

Фея цветов. Вас приветствую, друзья!

Фея цветов - это я!

Целый день над лугом летала

И нектар я с цветов собирала.

Стало скучно мне одной.

Где народ мой луговой?

Бабочки, скорее вылетайте!

И цветочки опыляйте!

Танец «Бабочек и цветов».

Фея цветов. - А сейчас мы отдохнем, игры дружно проведем!

Мячик буду я бросать,

Слово «наоборот» нужно подобрать.

(Проводится игра «Скажи наоборот» - перекидывая мяч друг другу, дети подбирают слова-антонимы к словам:

Большой - маленький высоко - низко расцветать - увядать

Крупный - мелкий далеко - близко открываться - закрываться

Широкий -узкий громко - тихо ползать - летать

Толстый - тонкий часто -редко огорчать -радовать

Темный - светлый медленно - быстро
Яркий - тусклый тяжело - легко.)

Фея цветов. Мячик снова я бросаю,

Слова обычные называю.

К кому мячик попадет,

Слово обычное «ласково» назовет.

(Проводится игра «Назови ласково» - перекидывая мяч друг другу, дети
образуют уменьшительно-ласкательную форму существительных:
Трава-травка луг-лужок василек-василечек

муха-мушка жук-жучок цветок-цветочек

Предварительный просмотр:

стрекоза-стрекозка паук-паучок стебель- стебелечек

червяк-червячок лист-листочек

букашка-букашечка муравей-муравьишка

ромашка-ромашечка крыло-крылышко.)

Вед. 1. - Дорогая фея цветов! Мы приглашаем тебя с нами отправиться в

путешествие!

Вед. 1. - Поезд наш гудок дает

- Ой, куда же мы попали?
Ели, сосны до небес!
Полон сказок и чудес
Перед нами дети?...(77ес^

Какая это станция? (Лесная)

А в лесу хозяйка другая.
Это, ребята, фея лесная!
А вот и она.

(Входит Фея лесная.)

Фея лесная. Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас видеть!

В летний лес я на прогулку

Предлагаю вам пойти,

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем!

Чтоб идти не скучно было,

Песню дружно заведем! (Идут змейкой, поют хороводную «По малину в лес пойдем...» - 2 куплета.

По малину в лес пойдем...

Слова Т. Волгиной Музыка А. Филиппенко По малину в лес пойдем, В лес пойдем, в лес пойдем,

Предварительный просмотр:

Плясовую заведем, Заведем, заведем. Солнышко на дворе, А в лесу тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-малинка!

Останавливаются, поворачиваются в круг)

- Я - волшебница лесная,
Все в добро я превращаю...
Волшебство мое начинается

Дети в лесных зверей превращаются.

Покажем повадки и характер диких зверей. Двигаемся друг за другом по
кругу, слушаем слова:

  1. Пойдем мягко, как лисята. Ступаем легко, осторожно на носочках,
    хвостиком следы заметаем. Лицо спокойное, расслабленное.
  2. А теперь пойдем, как мишка-косолапый. Вразвалочку, неуклюже.
    Увидел малиновый куст мишка, остановился, удивился. Брови
    поднимайте, глаза широко открывайте, голосок включайте:
    «Аааааааааа!» И лапы от удивления в стороны развел. Обрадовался
    мишка, широко улыбнулся: «Эээээээээээээ!» Заметил мишка, что
    малина-то еще не поспела, огорчился: «Уууууууууууу!» Голосок
    понижаем. Не огорчайся, мишка, лето только началось, еще много
    разных ягод в лесу созреет.
  3. Ребята, поскачем, как заинька-трусишка. Продвигаемся вперед на 2-х
    ногах, боязливо оглядываемся по сторонам. Нет ли врагов злых рядом!
  4. А теперь, как серый волк-волчище. Продвигаемся вперед широкими
    скачками, но бесшумно, на носочках. Покажем все грозного волка,
    оскалим острые зубки.
  5. Остановились, сели на корточки, прижали голову к коленочкам.
    «Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся (Поднимаем голову, улыбаемся, радуемся

солнечному теплу).

Ежик встал и потянулся!

Медленно поднимаемся, руки тянем вверх, к солнышку. Руки опускаем и медленно снова поднимаем. Носом вдох глубокий делаем. Выдыхаем через

Предварительный просмотр:

рот. Губы «трубочкой» делаем. В лесу дышится глубоко, спокойно и легко! (Повторяем дыхательную гимнастику 5 раз)

- Ребята, присаживайтесь удобнее на лесной полянке. Лесные звери захотели
поиграть с вами в прятки.

Слушайте правила игры.

По частям тела зверюшек нужно узнать, кто, где прячется рассказать.
Например:

  1. За пеньком прячется лиса, потому что из-за пенька выглядывает лисий
    хвост.
  2. Под елкой прячется медведь, потому что из-под елки выглядывают
    медвежьи уши.
  3. За березой прячется волк, потому что из-за березки выглядывает волчья
    морда.
    (Повторить 2-3 раза)

Фея лесная, - Молодцы! Всех зверей отыскали, никого не забыли.

Мне пора уже проститься

И на луг свой возвратиться

Но прежде, чем я уйду, хочу познакомить вас, ребята, со своим старым

знакомым, сказочным гномом Оле-Лукойе.

Фея лесная уходит, выходит гном.

Гном. Рад нашей встрече, дорогие друзья! Много разных сказок знаю я. Но прежде чем в сказку дверь отворить, Должны мой кроссворд вы дружно решить.

Слушайте загадки и называйте слова-отгадки. Дети подготовительной
группы будут слова-отгадки из букв выкладывать, а остальные дети должны
отыскать картинку и выложить из ее частей «отгадку».

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет. (Коза)

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. В сказку добрую заглянуть. Тепла!

Вед. 1. Здоровья!

Все вместе: И хорошего настроения!

Вед. 2. Всем спасибо за внимание!

Вед. ]. Праздник окончен! До свидания!

(Дети уходят из зала.)


Задачи: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Зима»; учить согласовывать прилагательное «зимний» с существительными в роде (зимний, зимняя, зимнее);

упражнять в образовании имён существительных множественного числа родительного падежа (снега, снежинок, льда, сугробов, метелей, вьюг, снеговиков, санок, забав), в подборе однокоренных слов к слову «снег»; , ; воспитывать любовь к художественному слову и природе родного края.

Материал: 3-4 картины о зиме (разные по характеру, настроению, содержанию), 4 схемы-модели по стихотворению «Зима» И. Сурикова.

Предварительная работа: рассматривание картинок с зимним пейзажем; отгадывание загадок о зиме; прослушивание грамзаписи «Времена года»; наблюдение за зимними изменениями в природе.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, вы знаете, кто сочиняет сказки, пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Кто пишет картины? Хотите побывать на художественной выставке? Заходите в выставочный зал. Дети подходят к выставленным картинам.

В. Что изображено на картинах? Какая пора года? Какие приметы зимы вы знаете? Ребята, зима, какая? Рассмотрите внимательно картины. Что вы на них видите? Как называется картина, на которой изображена природа (пейзаж)? Художники рисуют разные поры года. На этих картинах изображена зима. Как мы можем назвать эти пейзажи одним словом? (Зимние.) А сейчас будьте внимательны. Скажите: сегодня день какой? (Зимний.) Погода какая? (Зимняя.) Солнце какое? (Зимнее.) Дорога какая? (Зимняя.) Небо какое? (Зимнее.) Улица какая? (Зимняя.)

А теперь мы с вами поиграем в «зимние слова». Я назову слово, а вы скажете мне, много этого бывает зимой или нет.

Снег – зимой много снега.

Снежинка – зимой много снежинок.

Лёд – много льда.

Сугроб – много сугробов.

Метель – много метелей.

Вьюга – много вьюг.

Снеговик – много снеговиков.

Санки – много санок.

Забава – много забав.

Зима - очень красивая пора года. Не только художники рисуют, но и поэты воспевают её в стихах. Сейчас я вам прочту стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима».

В. Ребята, вам понравилось стихотворение Ивана Сурикова «Зима»? Я вам ещё раз прочту его, а вы слушайте внимательно, так как будете заучивать его наизусть.

Повторное чтение стихотворения «Зима»

В. О чём рассказывается в стихотворении? Как вы думаете, какая погода была накануне? Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении? Какими словами сказано о снеге? Какой он? Куда снег падает? Какое поле стало под утро? Как сказано о зимнем убранстве леса? Каким стал лес? Что делает лес под шапкой? О каких днях говорит поэт в стихотворении? Какие дни зимой? (Ответы детей.) Сейчас я прочту вам стихотворение с использованием схем-моделей.

Вначале рассказывают стихотворение те дети, которые быстро запоминают. Воспитатель следит, чтобы дети читали ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Заканчивается заучивание наиболее ярким исполнением, вызывается выразительно читающий ребёнок. После чтения стихотворения вторым ребёнком проводится физкульминутка.

Физкультминутка.

А мороз-то, ой-ой-ой, (Обхватить свои плечи руками и поёжиться)

Но не хочется домой (Покачать головой из стороны в сторону.)

Руки трите, трите, трите, (Тереть рукой о руку.)

И на ручки подышите. (Подышать на руки, сделав длительный выдох.)

Ножками потопайте,

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

В. (подводя итог занятия). Ребята, давайте вспомним, как называется стихотворение? Кто написал? Чем мы ещё занимались на занятии? (Ответы детей.)

Подготовила

Горина Елена

Образовательные:

– формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Коррекционно-развивающие:

– закрепить употребление в речи антонимов;

– образование множественного числа существительных;

– употребление обобщающих слов;

– словообразование: детеныши животных в единственном и множественном числе и образование прилагательных от имен существительных (яблоко – яблочный);

– употребление предлогов;

– закрепление умения определять первый согласный звук в слове и его букву;

– развитие фонематического слуха;

– закрепление употребления уменьшительно-ласкательных имен;

– совершенствование связной речи;

Развитие речевой коммуникации, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Воспитательные:

– развитие умения выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь;

– формирование таких нравственных качеств, как готовность прийти на помощь, сочувствие, чувство коллективизма.

Ход праздника.

Вступительное слово.

Уважаемые родители и гости! Сегодня мы пригласили Вас на праздник, показать чему мы научились за учебный год. Встречаем команды! Команда девочек «Умницы», команда мальчиков «Умники». Под веселую музыку и аплодисменты родителей входят дети и встают напротив друг друга. Команды приветствуют друг друга: команде девочек – привет! Команде мальчиков – привет!

Логопед объясняет правила игры: отвечает тот, кого спрашивают, слушаем друг друга, не расстраиваемся и не обижаемся. В каждом конкурсе участвуют по несколько детей, результаты каждого конкурса оценивает компетентное жюри в составе: заведующей детского сада, старшего воспитателя и логопеда.

Ребята! Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и вместе со мной говорим:

Мы спокойны, мы спокойны.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Начинаем с веселой разминки. Дети встают в круг. Игра с мячом.

«Скажи наоборот»

Старый -… (новый)

Громко -… (тихо)

Упал -… (поднял)

Весело – … (грустно)

Уронить -… (поднять)

Устал – … (отдохнул).

«Твердый – мягкий»

Ма – …мя

«Один – много»

Стол – …столы

Дерево -… деревья

Воробей – …воробьи

Дом – …дома

Нога – …ноги.

Молодцы! Разминка закончилась. Соревнование начинается!

1-й конкурс.

«Четвертый лишний»

Участвуют по 4 человека из каждой команды. Задание.

Из 4 картинок найти одну лишнюю и объяснить, почему она лишняя.

Репка, свекла, груша, морковь.

Ответы детей: «Лишняя груша, потому что она – фрукт, а все остальные овощи».

Набор картинок.

Кот , лиса, волк, заяц.

Ворона, синица, курица, дятел.

Стакан, кастрюля, чайник, стол.

Свинья, медведь, коза, лошадь.

Пальто, сапоги, туфли, ботинки.

Кепка, свитер , шапка, панама.

Колокольчик, дуб , ромашка, василек.

2-й конкурс.

«Помоги маме найти своих детенышей»

На столе разложены картинки детенышей домашних животных. Детям раздаются картинки с «мамами»: коза, корова, собака, кошка, овца, лошадь, свинья, крольчиха.

Выходят по 2 человека из каждой команды, находят детенышей и называют: коза, козленок, козлята.

Корова – теленок – телята.

Собака – щенок – щенята.

Кошка – котенок – котята.

Овца – ягненок – ягнята.

Лошадь – жеребенок – жеребята.

Свинья – поросенок – поросята.

Крольчиха – крольчонок – крольчата.

3-й конкурс.

«Какой сок? Какое варенье?»

Логопед выставляет на доску картинки фруктов и ягод: клюква, апельсин, ананас, черника, клубника, яблоко.

– «Что выставляю на доску?» – ответы детей.

Участвуют по 3 человека от команды.

– «Какой сок из апельсина?» – апельсиновый и т.д.

Подведение итогов конкурса.

4-й «Конкурс капитанов».

Задание: собрать разрезную картину и ответить по ней на вопросы.

Картинка: кувшин и стакан.

Что это такое?

Для чего нам нужны эти предметы?

Из чего они сделаны?

Картинка: корова с теленком.

Кто это? Кто они?

Какую пользу приносят?

Подведение итогов конкурса.

5-й конкурс «Непослушный котенок» – употребление предлогов.

Задание: сказать полным предложением, где находится котенок.

Котенок сидит на стуле.

Котенок прячется под столом. И т.д.

Подведение итогов конкурса.

6-й конкурс «Домики для звуков».

Задание: определить первый звук в словах (по картинкам) и «заселить» в домики (изученные звуки и буквы).

Подведение итогов конкурса.

7-й конкурс для родителей.

Задание: родители девочек подбирают как можно больше слов – какие девочки? Умные, добрые, милые и т.д.

Мамы мальчиков – какие мальчики? Смелые, задиристые, шумные и т.д.

Подведение итогов конкурса.

Пока родители записывают слова, для детей проводится игра вне конкурса «Посмотри и назови» – произношение слов сложной слоговой структуры.

Задание: взять картинку и четко ее назвать.

Картинки: хлебница, сахарница, конфетница, салфетница, аквариум, сковорода, рыболов, снегокат, муравейник, пуговица, велосипед, сухарница, салатница, скворечник, супница.

Подведение итогов конкурса.

Пока жюри подводит итоги соревнования, дети встают в круг, передают сердечко и называют друг друга ласково: Машенька, Кирюша и т.д.

Подведение итогов, награждение детей медалями и дипломами (Выпускнику старшей логопедической группы за успешное усвоение программы) за хорошие знания, старание, трудолюбие и умение дружить.

Ничего на свете лучше нету,

Чем друзьям отпраздновать победу.

Потому, что дружба – это сила.

Сегодня у нас дружба победила!

– «Скажите, ребята, какой подарок самый лучший? – Книга.

И девчонки, и мальчишки

Могут все узнать из книжки.

И такой подарок, дети,

Интересней всех на свете!

Детям вручаются энциклопедии о животных.

Данные об авторе

Румянцева И.В.

Место работы, должность:

МДОУ детский сад №15 г.Ярославля, учитель-логопед

Ярославская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Уровень образования:

Специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Родитель

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Цели: Развить познавательный интерес, повысить уровень языкового развития детей. Закрепить материал, изучаемый на занятиях. Создать эмоционально-приподнятое настроение, ощущение радости от праздника.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

систематизировать у детей знания, полученные на речевых занятиях;

развивать связную речь, логическое мышление, память, речевое внимание, зрительное внимание, слуховое внимание; развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать.

Коррекционные : автоматизировать поставленные звуки в связной речи; развивать интонационную выразительность и дикцию, самоконтроль при произношении, активизировать словарь, совершенствовать навык словообразования относительных прилагательных; упражнять в координации речи и движения, развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение складывать картинку из частей, развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, самоконтроль, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе; формировать положительные взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми.

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Используемое оборудование:

Оборудование: сундучок, бумажный ключ из 6-ти частей, на которых написаны задания, доска, лото «Что растёт в саду, огороде, лесу», картинки с определенным количеством ягод и фруктов, конверты с разрезными картинками - тенями животных (на каждого ребенка), шаблоны цветов, прищепки 3-х цветов, мяч, магнитофон, подарки - конфеты, раскраски.

Краткое описание:

Данный конспект предназначен для проведения развлечения с детьми старшей группы с диагнозом ОНР. В ходе развлечения участвуют родители, приглашенные на праздник.

Ход развлечения:

Организационный момент

Логопед: Ребята, вы все научились говорить разные звуки, и поэтому у нас сегодня праздник. К нам пришли в гости ваши родители. Они посмотрят, чему же вы научились.

Сюрпризный момент Звучит музыка .

Логопед: Я слышу шаги, кто-то к нам ещё идет!

Входит Лесная Фея. - Здравствуйте, друзья! (дети здороваются)

Дети, кто меня не знает. Фея я зовусь лесная.

Птиц и животных знаю я. Цветы, грибы и ягоды - мои друзья!

Основная часть

Лесная Фея : Пришла к вам в гости, и принесла с собой сундучок от лесного царства. Но вот беда - его заколдовал леший. Чтобы открыть сундучок, нужен ключ. А собрать ключ можно с помощью выполненных заданий. Вы не могли бы мне помочь?

Лесная Фея : Задание первое : всем ребятам прочитать стихи, правильно произнося звуки, которые они научились говорить.

Логопед: Наташа, Илья, Кира, Олеся, Егор расскажут стишки со звуком «л»:

1.Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила, Миле в глаз попало мыло.

Что ты плачешь, наша Мила? - Я выплакиваю мыло!

2.Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

3.Милый, милый Михаил

мыться с мылом не любил.

Он сказал: «Не надо мыла,

я без мыла очень милый»

Логопед: А Кирилл, Аня и Дима знают чистоговорки со звуком «л»:

Ла, ла, ла. Ла, ла, ла - Мила в лодочке плыла.

Ло, ло, ло. Ло, ло, ло - светит солнышко тепло.

Лы, лы, лы. Лы, лы, лы - песни Милочки слышны.

Клава в лодочке сидела, вместе с Милой песни пела.

Логопед: Марк и Ваня расскажут стишки со звуком «ш»:

1.У моей машины новенькие шины.

Я по камешкам качу, кого хочешь, прокачу!

2. Ушки на макушке
У кошки и у мышки,
Но у кошки ушки
Больше, чем у мышки.

Логопед: Настя, Кристина и Милена знают шутку со звуком «ш»:

Что у кошки на обед? - Шоколад. - Конечно, нет.

Может, мышь? - Конечно, да.

Мышки, кыш! Пришла беда!

Логопед: Никита и Тимур научились правильно говорить звук «ч»:

1.Над домами и над печками
В небо дым идет колечками.
Дым из маленьких колечек
Превращается в овечек.

2.Танечка водичкой моет плечи, личико. Моет пальчики, бочок.

Как бы вымыть язычок?

Лесная Фея : Молодцы, первое задание выполнили хорошо!

Логопед: Фея, а теперь мы с ребятами приглашаем тебя в наш хоровод «Если нравится тебе…» (Движения: цокать языком -2раза, хлопать по коленям-2 раза, прыжки- 2 раза, покружиться вокруг себя- 1 раз)

Лесная Фея : Задание второе - отгадайте мои загадки и узнаете, кто мои друзья:

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом - чудеса увидишь в нем! (Лес)

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёзки)

Что же это за девица: не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Ель)

Сердитый непоседа живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки - ни одной. (Ёж)

По веткам скачет, да не птица. Рыжая, да не лисица. (Белка)

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка. Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце я созрела. И вот теперь я спелая. (Земляника)

Лесная Фея : Молодцы! Задание выполнено.

А овощи и фрукты растут у меня в лесу? А где они растут?

Задание третье - правильно подобрать нужную картинку в лото «Что растёт в саду, огороде, лесу»

Логопед: Фея, проверь, правильно ли ребята выполнили задание.

Логопед: Фея, а наши дети знают, что можно приготовить из овощей (пюре, запеканку, пирог, салат, суп, икру). А из фруктов? (сок, варенье, джем, суфле, салат, компот, пирог). Покажем Фее, как мы умеем правильно подбирать слова.

Проводится игра с мячом «Подскажи словечко»

сок из моркови (какой?), пюре из картофеля?, и т. д. (варенье из абрикоса, джем из персика, компот из груш, суп с горохом, пирог с яблоками, икра из кабачка, запеканка из моркови, сок из ананаса, варенье из вишни, морс из клюквы, запеканка из картофеля, салат из свеклы, джем из малины)

Лесная Фея : А теперь задание четвертое - нужно помочь задачки решить.

Логопед: Наши ребята тебе обязательно помогут!

Лесная Фея :

1.Под кустами у реки жили майские жуки: дочка, сын, отец и мать.

2.Четыре спелых груши на веточке качались. Две груши снял Павлуша.

А сколько груш осталось?

3.Четыре зайца шли из школы. И вдруг на них напали пчёлы.

Два зайчика спаслись едва. А сколько не успело?.. (два)

4.Возле грядки две лопатки, возле кадки три лопатки.

Все лопатки сосчитай! Сколько будет? Ровно…(пять)

Логопед: Фея, а наши гости - родители тоже могут помочь решить задачи посложнее.

Лесная Фея : задачи для родителей -

1.У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки.

Сколько у неё было яблок? (три)

2. Как они разделили? Несла мать в корзинке пять яблок. С ней были её дети. Мать говорит детям: - Вас пять детей. Разделите эти яблоки между собой так, чтобы каждый получил по целому яблоку, и одно осталось в корзине. Дети оказались догадливыми. Они разделили яблоки так, как попросила мать. Как они это сделали? (Один взял яблоко с корзинкой)

Лесная Фея : Молодцы и дети, и родители. С заданием справились.

Ребята, а вы внимательные? Вот я сейчас и проверю. Задание пятое.

Давайте поиграем в игру «Найди свою цифру». Детям раздаются картинки с определенным количеством ягод и фруктов. Под музыку дети танцуют, как только музыка заканчивается, дети находят нужные цифры , расположенные в разных местах группы.

Лесная Фея : Да смотрю, внимательные вы, никто не ошибся!

А знаете ли вы, как можно назвать моих друзей - белку, медведя, лису, ежа? (дикие животные). А есть ещё животные, которые живут дома, как они называются? Кто к ним относится?

Задание шестое - домашние животные прислали свои тени, нужно составить картинки, узнать и назвать, кто это. Каждый ребенок получает конверт с заданием, собирает животное и рассказывает

Лесная Фея : Вот и закончились задания, наш сундучок можно открыть, Давайте посмотрим, что в нём: подарки (конфеты и раскраски) для вас.

Логопед: А ребята тоже хотят подарить тебе в подарок цветы, сейчас они сделают их своими руками.

Лесная Фея : Как они сделают?

Логопед: Смотри, у нас есть прищепки, а из них ребята и сделают для тебя цветы.

Проводится игра «Собери цветок» (Дети делятся на три команды. Участники по очереди подбегают к шаблону цветка и прикрепляют прищепки - «лепестки» нужного цвета)

Дети вручают цветы Лесной Фее.

Лесная Фея : Спасибо! Чтобы цветы не завяли, нужна вода. У меня в лесу много ручейков.

Заключительный момент

Логопед: А мы умеем играть в «Ручеёк», приглашаем тебя поиграть с нами.

Игра малой подвижности «Ручеёк»

По окончании игры Фея прощается и уходит.