Речевой материал для автоматизации звука "Ц".

Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ц" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ц". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ц" я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок - "Цо-цо-цо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.

Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ц". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.

Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.

Две разноцветные курицы
Бегают по улице.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Цыпленок и курица
Пьют водицу на улице.

Зацепила из криницы,
Краса-девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?

Водица годится
Цыплятам умыться
У стенки колодца,
В цыплячьем корытца.

Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву "Ц":
- Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.

Курица в корытце
Набрала водицы.
Целый выводок цыплят
Пригласила мыться.
Девять желтеньких цыплят
В корытце мыться не хотят.

В звездном небе светится
Звездная медведица.
Помогают звезды те
С пути не сбиться в темноте.

Котенок Цап кусается,
Цыпленок Цып клюется.
Обоим от хозяйки
За это достается.
И вместе веселиться
Им не удается.

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Привела их с улицы
Пестренькая курица.
"Миленькая курица,
Вы ошиблись улицей!
Это детский сад,
Но не для цыплят!"


СОДЕРЖАНИЕ

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука С 1

Автоматизация звука СЬ 5

Автоматизация звука 3 10

Автоматизация звука ЗЬ 13

Автоматизация звука Ц 15

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков С - СЬ 19

Дифференциация звуков 3 - ЗЬ 25

Дифференциация звуков С - 3 28

Дифференциация звуков СЬ - ЗЬ 31

Дифференциация звуков С - Ц 33
Москва 2007

ЗВУКИ

С,Сь,3,Зь,Ц

Речевой материал

звуков у детей 5-7 лет

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ
ЗВУКОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С


  1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с...

  2. Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.

  3. Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.

  4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.
аса-асо-асу-асы оса-осо-осу-осы

уса-усо-усу-усы ыса-ысо-ысу-ысы

ста-сто-сту-сты ска-ско-ску-скы

спа-спо-спу-спы сна-сно-сну-сны

сма-смо-ему-смы сва-сво-сву-свы

аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст

аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск

асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп

асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм

асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сауна, сабо, садок, Савва; событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.

Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный.

Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.

Сы: сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны,

кот, - «Да отнесу своим котятам. Пусть она им песни поёт, а то никак не хотят спать без песен».

А птица Цап-цапу: «Нет, не буду я одним твоим котятам петь песни. Я пою на свободе всем».

Как гусеница овцу хотела обмануть

Несёт овца зайцу гостинец - капусту. «Какой вкусный у овцы гостинец, вот бы и мне такой, - думает гусеница.


  • Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.

  • Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.
18. Повтори скороговорки*.

У сосны птица пьёт водицу.

Весной посадим цветы и акации кусты.

Купец Сысой идёт с косой.

Птицам и птенцам на акации не спится.

Под навес овёс отец Сани унёс.

Цветут весной Акация с сосной.

На суку сухом Птица с птенцом.

Весна в цветах, Птица в кустах.
Под акацией водица, Пьёт водицу там синица.

Пусть метёт метелица. По лесу снегом стелится.

Цветут цветы, цветут цветы В цветах сады,

в садах цветы.

36
дит синица. Овца ест цветы в цветнике. Заяц сидит под

кустом акации. Наступит весна - будут цвести цветы.

Сегодня целый день светит солнце.

Шесть слов. Собака сидит на цепи у будки. На Сониной

косынке цветы и птицы. Весь день в небе сияет солнце.

Синица склевала гусеницу на сосновом суку.

Семь слов. Высоко на ветке сосны спит птенец совы. Саня

видит стаю птиц высоко в небе. Саня и Соня на сцене

поют песни.

14. Повтори пословицы и поговорки.

И месяц светит, когда солнца нет.

Не цвести цветам на снегу.

Весной цветы, а осенью снопы.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

15. Повтори и отгадай загадки.

Нос как спица, а не птица. (Комар)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

Сидит девица в темнице, На цветке - цветок,

А коса на улице. Пьёт вкусный сок.

(Морковь) (Бабочка)

16. Повтори стихи и чистоговорки.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, По ночам сове не спится.

Видит гусениц птенец. Ведь сова -

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, Ночная птица.

Поёт песенки птенец. В. Шулъжик

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,

У воды стоит овца.

А. Хмелёва

17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С - Ц. Перескажи сказки.

Кот и птица

Сидит на акации птица и поёт: «цив, цив, цив». А кот Цап-цап тут как тут. «Дай-ка поймаю эту птицу, - думает
35
спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.

Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.

Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.

Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.

Су: несу, пасу, посуда.

Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.

Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.

Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.

Ыс: выступ, выставка.

Ее: место, тесто, тесно, теснота, весна.

Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.

Ос: нос, покос, поднос, кокос.

Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.

Ыс: мыс, кумыс.

Ис: Денис.

Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.

Ее: навес.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стае, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

навесной мост сосновый сук сухая косынка

мамины бусы мягкий воск высокий утёс

сонная киска медовые соты ясный день

искусный фокусник опасный выступ сдобное тесто

сафьяновые сапоги пустая миска густой сок

тенистый сад ананасовый сок сатиновый пояс

пустой автобус сытный студень мясной соус

12. Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.


соцветие

спутница

гостиница

сухарница

пословица
самоцвет

гусеница

гостинцы

масленица

страница
Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стае и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.


цветная капуста вкусный цукат куцый хвост высокая оценка детский костюм песцовая шапка
Шесть слоя: В субботу Стае идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

I3. Повтори пословицы и поговорки.

Не гони коня кнутом, гони коня овсом.

В тесноте, да не в обиде.

14. Повтори и отгадай загадки.

Куда нос, туда и хвост. (Иголка)

Мету, мету - не вымету, Идут, идут,

Несу, несу - не вынесу. (Тень) А с места не сойдут. (Часы)
3

8. Повтори слова со звуками С- Ц в начале слова.

сок - цок светик - цветик степной - цепной

цели - сели сабля - цапля свет - цвет

9. Повтори слова со звуками С - Ц в середине слова.

осенить - оценить лиса - лица кольцо - колесо

10. Повтори слова со звуками С - Ц в конце слова.

бас - бац матрос - матрац

11. Повтори слова со звуками С- Ц в одном слове.


спица

цистерна

расцветать

красавица

лестница

сестрица

салатница

супница

12. Повтори словосочетания.

садовые цветы синяя пуговица ситцевая косынка садовый цветок весенний цветок пёстрая курица


стая птиц, сонный птенец высокая акация, степные цветы, цветная косынка свежая водица

13. Повтори предложения.

Три слова. На сцене цветы. Цветам опасны гусеницы. Вес­ной цветет акация.

Четыре слова. У овцы куцый хвост. Заяц ест цветную капусту. Много цветов цветёт весной. Поезд подходит к станции. В году двенадцать месяцев. Весной птицы вьют гнёзда. В кустах свистят синицы. В саду много птиц. В саду цветёт акация. Соня и Саня смеются. Пти­ца сидит на ветке. В саду много цветов. Соня покупает цветные пуговицы. Солнце светит в оконце. На сцене выступают певцы.

Пять слов. Птицы поют песни в саду. На ветке акации си- 34

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ц

1. Повтори изолированные звуки С - Ц.


Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски:

Сыта киска - пуста миска.
Дифференцируя изолированные согласные звуки С - Ц, рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, Ц - девочка просит не шуметь.

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ц.

са - ца со - цо су - цу

ца - са цо - со цу - су


Ас-ас-ас - у нас дома квас,

ас-ас-ас - у нас дома ананас,

ос-ос-ос - в саду много ос,

ус-ус-ус - у Сони кактус,

ус-ус-ус - у Сани новый автобус,

ыс-ыс-ыс - Денис пьёт кумыс.

Е. Спивак

Сту-сту-сту, сту-сту-сту,

Едет Савва по мосту.

Сты-сты-сты, сты-сты-сты,

Тут высокие мосты. А. Хмелёва
3. Повтори обратные слоги со звуками С - Ц.

ас - ац ос - оц ус - уц ыс - ыц

ис - иц. ёс - ёц юс - юц яс - яц

ац - ас оц - ос уц - ус ыц - ыс

иц - ис ёц - ёс юц - юс яц - яс

4. Повтори слоги, где звуки С - Ц находятся между глас­ными.

аса - аца асо - ацо асу - ацу асы - ацы

оса - оца осо - оцо осу - оцу осы - оцы

уса-уца усо-уцо усу-уцу усы-уцы

ыса - ыца ысо - ыцо ысу - ыцу ысы - ыцы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста - цта сто - цто сту - цту сты - цты

цта - ста цто - сто цту - сту цты - сты

сва - цва сво - цво сву - цву свы - цвы

цва - сва цво - сво цву - сву цвы - свы

сма - цма смо - цмо ему - цму смы - цмы

цма - сма цмо - смо цму - ему цмы - смы

сна - цна сно - цно сну - цну сны - цны

цна - сна цно - сно цну - сну цны - сны

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст - ацт ост - оцт уст - уцт ыст - ыцт

ацт - аст оцт - ост уцт - уст ыцт - ыст

асв - ацв осв - оцв уев - уцв ысв - ыцв

ацв - асв оцв - осв уцв - уев ыцв - ысв

7. Повтори прямые слоги со стечением согласных С - Ц.

сца - сцо - сцу - сцы - сце


15. Повтори стихи и чистоговорки .

Я несу суп-суп!

А. Шибаев
В саду сани Стаса, Вани.

На санях Стае Катает нас. А.Хмелева

Вот носы, носы,

Вот усы, усы,

Вот хвосты, хвосты,

Вот и сами коты.

Е. Спивак

Су-су-су, су-су-су,

Гусака в тени пасу.

Су-су-су, су-су-су,

Гусаку овёс несу.

Са-са-са, са-са-са,

Пуста миска - нет овса.

Су-су-су, су-су-су,

Сумку я домой несу.

Су-су-су, су-су-су,

Стасу сок домой несу. А. Хмелёва

16. Послушай рассказ. Назови слова со звуком С. Переска­жи рассказ.

У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на само­кат, самокат и покаТит меня. На то он и самокат!» Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места , никуда Саню не катит.

Едет мимо Сани Денис на своём самокате. «Ага, вот как надо ехать!» - думает Саня. И понёсся Саня на своём самока­те в тенистый сад.

17. Повтори скороговорки.

Без пастуха не стадо: У Сысоя усы до пояса. 4

Сани у Сани едут сами.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ


  1. Спой «песенку водички». Произнеси звук Съ с улыбкой, длительно, на одном выдохе: сь-сь-сь...

  2. Повтори прямые слоги: си-се-сё-сю-ся.

  3. Повтори обратные слоги: ась-ось-усь-ысь-ись-есь-ёсь-юсь-ясь.

  4. Повтори слоги, где звук Сь находится между гласными.
аси-асе-асе-асю-ася оси-осе-осё-осю-ося

уси-усе-усе-усю-уся ыси-ысе-ысё-ысю-ыся

иси-исе-исё-исю-ися

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сти-сте-стё-стю-стя ски-ске-скё-скю-скя

спи-спе-спё-спю-спя сни-сне-снё-сню-сня

сми-сме-смё-смю-смя сви-све-свё-свю-свя

6. Повтори слова, где звук Съ находится в начале слова.

Си: Сима, Симона, синий, сидит, сито, сифон, синька, си­няк, сияние, сидение, симфония, сиять, синева, синеть.

Се: сено, семь, семья, семя, сев, Сеня, Сева, сеть, сети, сеют, сени, сетка, семена, седой, сегодня, секунда, се­ять, семейка.

Сё: Сёма, сёмга.

Сю: сюита, сюда.

Ся: сядь, там-сям.

Стечение согласных: стихи, спина, спит, снимок, свинья, свинка, свинина, свиновод, свита, стена, стенка, сте­кать, Степан, степь, снег, снеговик, снегопад, смех, сме­на, сметана, свет, Света, светить, схема, снять.

7. Повтори слова, где звук Сь находится в середине слова.

Ась: Васька.

Ось: авоська, моська, восьмой.

Си: такси, осина, осинка, оси, носик, носить, гуси, ко­сить, Максим, подосиновик, пёсик, усики, босиком, Осип, бусина, бусинка.
5
Си-си-си, зи-зи-зи,

На зимовье отвези.

Зя-зя-зя, ся-ся-ся,

На зимовье вся семья.

Си-си-си, зи-зи-зи, Тазики сюда вези.

Зе-зе-зе, се-се-се, Тазики везём не все. Зю-зю-зю, сю-сю-сю, Тазик Сене отдаю.


Си-си-си, зи-зи-зи,

Кузе гвозди отвези.

Зе-зе-зе, се-се-се,

Отвезём мы гвозди все.

Сём-сём-сём, зём-зём-зём,

Гвозди мы везём, поём!

9. Послушай сказку. Назови слова со звуками Сь - Зь. пе­рескажи сказку.

Добрый Тузик

Е. Спивак

Зябко зимой. Метёт позёмка. Всё в снегу. Сидит Тузик в будке, не зябнет. Идёт мимо будки котёнок.

Мяу-мяу! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.

Иди, вместе зимовать будем.
Идёт мимо будки петух.


  • Ко-ко-ко! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.

  • Иди, вместе зимовать будем. Идёт мимо будки индюк.

  • Бу-бу-бу! Впусти меня, Тузик в будку, я озяб.

  • Иди, вместе зимовать будем.
Так и зимуют они все вместе и не зябнут!

10. Повтори скороговорки*.

Зимой на сене Купи, Кузя, Зине

Не зябко Сене. Сито в магазине.

Кузьма, гвозди купи.

Зина и Сёма, Сидите дома!
Да Степану отвези.

У хозяйки восемь гусей,

Да восемь свиней.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ - ЗЬ

/. Повтори изолированные звуки Сь - Зь.

Дифференцируя изолированные звуки Сь - Зь, рекомен­дуется использовать картинки-символы: Сь - струйка воды льётся из-под крана, Зь - комарик звенит.

2. Повтори прямые слоги со звуками Сь - Зь.

си - зи се - зе сё - зё сю - зю ся - зя

зи - си зе - се зё - сё зю - сю зя - ся

3. Повтори слоги, где звуки Сь - Зь находятся между глас-

ными.

аси - ази оси - ози уси - узи иси - изи

асе - азе осе - озе усе - узе исе - изе

асе - азё осё - озё усё - узё исё - изё

асю - азю осю - озю усю - узю исю - изю

ася - азя ося - озя уся - узя ися - изя

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сни - зни сне - зне снё - знё сню - зню сня - зня сми - зми сме - зме смё - змё смю - змю смя - змя сви - зви све - зве свё - звё свю - звю свя - звя

5. Повтори слова со звуками Сь - Зь.

Сима - зима семья - змея синеть - звенеть

севок - зевок сядь - зять

6. Повтори словосочетания.

синий тазик Кузина семья восемь гвоздик

синяя звезда смятая газета Светин изюм

Кузины гусята Васина обезьянка Асина газета

Кузино письмо Сёмина гвоздика Зинины бусинки

7. Повтори и отгадай загадку.

Зимой - звезда, весенним днем - вода. (Снежинка)

8. Повтори стихи и чистоговорки*.

Везёт Кузя Свету и Зину к магазину.

Методика исследования

сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой (Лалаева Р.И., Прищепова И.В., 1999)

Структура методики

  • 1.1. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.2. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.3. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.4. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.5. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.6. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 1.7. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
  • 2. Исследование фонематического восприятия.
  • 1. Особенности имитации слога с меняющимся ударением.
  • 1.1. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал - слоги:

ДА - да да - ДА

ро - РО Ро - ро

ЛУ - лу лу - ЛУ

Процедура и инструкция:

  • Оценка результатов :
  • 1.2. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал - слоги:

МА - да ма - ДА

ро - СО Ро - со

ГУ - лу гу - ЛУ

Процедура и инструкция , оценка результатов - см. п. 1.1.

1.3. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал - слоги:

та - ДА ТА - да,

ПО - бо по - БО

ку - ГУ КУ - гу

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

  • Оценка результатов :
  • - высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;
  • - уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;
  • - средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;
  • - уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;
  • - низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.
  • 1.4 Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал : слоги:

Ва - су Ва - су

го - Сы Го - сы

ту - Ма Ту - ма

- см. п. 1.1.

1.5. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал: слоги:

ва ВА ва ВА ва ва ва ва ВА

ло ло ЛО ЛО ло ло ло ЛО ло,

ШУ шу шу шу ШУ шу шу шу ШУ

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1.1.

1.6. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением

Речевой материал: слоги:

га - ДА - са га - да - СА ГА - да - са,

РУ - ву - ку ру - ВУ - ку ру - ву - КУ

фа - ла - ЗА фа - ЛА - за ФА-ла-за

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1.1.

1.7. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением

Материалом для исследования служили слоги:

ШУ - ла - гы шу - ЛА - гы шу - ла - ГЫ

мо - ФА - ры МО - фа - ры мо - фа - РЫ

ча - зу - ДО ча - ЗУ - до ЧА - зу - до

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п. 1.1.

2. Исследование фонематического восприятия

Речевой материал - картинки на слова-квазиомонимы: зовет-завод, выть-вить, мышка-мишка, мыло-Мила, ел-ель, лук-люк, Юля-юла, гал-ка-галька, угол-уголь, Лешка-ложка, сова-софа, класс-глаз, картина-гардина, кот-год, колос-голос, почка-бочка, пашня-башня, Паня-баня, пой-бой, топор-табор, порт-борт, тушь-душ, катушка-кадушка, уточ-ка-удочка, том-дом, трава-дрова, тачка-дачка, тоска-доска, затор-задор, сайка-зайка, косы-козы, суп-зуб, вышить-выжить, Саша-сажа, крушить-кружить, рама-яма, марка-майка, рот-йод, рожки-ложки, бурки-булки, гроза-глаза, рукавица-луковица, прорыв-пролив, барон-баллон, корона-колонна, Марина-малина, жарит-жалит, усы-уши, мишка-миска, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, челка-шелка, читает-считает, дочь-дождь, плач-плащ, горячий-горящий, точить-тащить, Петька-печка, редька-речка, плачет-платит, телка-челка, катается-качается, светик-цветик, лиса-лица, весы-вещи, лес-леш, чашки-шашки, нож-ночь, честь-шесть, печка-пешка, мочка-мошка.

Процедура и инструкция: Перед ребенком поочередно раскладываются картинки на слова-квазиомонимы. По указанию экспериментатора он показывает то или иное изображение. В случае затруднения при выполнении задания испытуемый получает дополнительные вопросы.

  • Оценка результатов :
  • - высокий уровень - правильное, быстрое выполнение задания;
  • - уровень выше среднего - показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, указания экспериментатора приводят к исправлению выбора изображений;
  • - средний уровень - выраженные трудности в дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно;
  • - уровень ниже среднего - стойкие ошибки в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок;
  • - низкий уровень - неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.

Методика исследования фонематических процессов у школьников

При разработке методики исследования фонематических процессов у школьников использованы материалы Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, И.В. Пришеповой, Т.Б. Филичевой, О.И. Азовой,

О.В. Елецкой и др. (Волкова Г.А., 1993, Чиркина Г.В., 2003, Лалае-ва Р.И., 2004, Прищепова И.В., Лалаева Р.И., 1999, Азова О.И., 2007, Елецкая О.В., 2005).

Структура методики

  • 1. Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем).
  • 2.1. Выделение звука на фоне слова.
  • 2.2. Определение первого и последнего звуков в словах.
  • 2.3. Определение количества и последовательности звуков в слове.
  • 2.4. Определение места звука по отношению к другим звукам.
  • 2.5. Нахождение общего звука в словах.
  • 4.1. Подбор слов, состоящих из определенного количества звуков.
  • 4.2. Подбор слов с определенным звуком в начале (в конце слова).
  • 5.1. Выделение слога на фоне слова.
  • 5.2. Определение количества слогов в слове.
  • 5.2. Определение последовательности слогов в слове.
  • 5.4. Составление слов из слогов.
  • 6. Фонетический разбор слова.

1. Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем) по признакам:

звонкие - глухие, твердые - мягкие, переднеязычные - заднеязычные, переднеязычные - среднеязычные, среднеязычные - заднеязычные, губные - переднеязычные, губно-губные - губно-зубные, переднеязычные смычные - переднеязычные щелевые, свистящие - шипящие, вибранты - смычно-проходные ротовые.

Цель : исследование владения слухо-произносительной дифференциацией и идентификацией фонем русского языка.

Оборудование: картинки на слова-квазиомонимы (Смирнова И.А., 2004).

Инструкция: «Покажи, пожалуйста, на какой картинке нарисована марка, а на какой майка и т.д.».

  • Оценка результатов :
    • 5 баллов - правильное, быстрое выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - показ картинок сопровождается 1-2 несистематическими ошибками (замены звуков), помощь исследователя приводит к исправлению ошибок;
    • 3 балла (средний уровень) - выраженные трудности в дифференциации одной группы звуков, задание выполняется самостоятельно;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (замены звуков) в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок;
    • 1 балл (низкий уровень) - неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.
    • 2. Исследование фонематического анализа.
    • 2.1 Выделение звука на фоне слова

Цель: определение уровня сформированное™ простого фонематического анализа.

Речевой материал - слова: окно, крыша, дом, люстра, щука, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы.

Инструкция: «Подними карточку-сигнал, когда услышишь в слове звук...».

  • Оценка выполнения :
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (не различает на фоне слова той или иной фонемы, заменяет одни звуки другими), указание исследователя на них приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных, многосложные слова), выполнение требует активной помощи исследователя;
    • 2.2. Определение первого и последнего звуков в словах

Цель: определение уровня сформированное™ сложных форм фонематического анализа.

Речевой материал - слова: пар, крысы, пригорок, фонарь, ухо, тучи, белила, красивый, игры, сани, лужок, регулировщик.

Инструкция: «Я назову тебе слово, внимательно послушай и назови первый и последний звуки в этом слове».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок (замены, пропуски, добавления) в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 2.3. Определение количества и последовательности звуков в слове

Цель:

Речевой материал - слова: шуба, крыша, журавли, банкнота, ястреб, аквалангист, регулировщик, альбатрос.

Инструкция: «Я назову слово, внимательно послушай. Сколько в слове звуков? Назови их последовательность».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (пропуски, прибавления, перестановки, замены), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок (пропуски, прибавления, перестановки, замены) в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (пропуски, прибавления, перестановки, замены), которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 2.4. Определение места звука по отношению к другим звукам

Цель: определение уровня сформированности сложных форм фонематического анализа.

Речевой материал - слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник, плющ, клюква, контрабас.

Инструкция: «Какой по счету звук [ш] в слове «кошка»? Какой по счету звук [о] в слове «каток»? и т.д.».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (замены, перестановки), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (замены, перестановки), которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 2.5. Нахождение общего звука в словах

Цель: исследование звукового анализа слова.

Речевой материал - слова: дом - сом - окна; ваза - зонт - зуб; лес - сад - осы, лиса - мир - кит; змея - яма - заяц; блюдо - изюм - брюква.

Инструкция: найди общий звук в словах.

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (замены, пропуски, добавления), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок (замены, пропуски, добавления) в наиболее сложных словах (с йотированными гласными, в словах со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (замены, пропуски, добавления), которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 3. Исследование фонематического синтеза.

Цель: определение уровня сформированности фонематического синтеза.

Речевой материал - слова: ш-у-м, л-у-н-а, п-о-л-к-а, м-а-л-и-н-а, к-а-р-м-а-н, в-о-л-о-с-о-к, р-и-с-у-н-о-к, ш-л-ю-п-к-а, и-з-ю-м, у-х-в-а-т, а-н-г-и-н-а, с-и-т-о.

Инструкция: «Я сейчас произнесу тебе звуки, послушай внимательно. Соедини все звуки и скажи, какое слово получилось».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (добавления, пропуски, перестановки, замены), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
    • 3 балла (средний уровень) - наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных, многосложные слова), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки (добавления, пропуски, перестановки, замены), которые не замечаются и не исправляются учеником;
    • 1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
    • 4. Исследование фонематических представлений.
    • 4.1. Подбор слов, состоящих из определенного количества звуков

Цель: определение уровня сформированности фонематических представлений.

Оборудование: карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7 и схемы слов с обозначением количества звуков.

Инструкция: «Подбери слово, состоящее из... звуков».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - безошибочное и быстрое выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (добавления, пропуски) исправляются самостоятельно или после подсказки исследователя;
    • 3 балла (средний уровень) - половина подобранных слов не соответствуют содержанию задания, отказ от подбора слов с определенным количеством звуков;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - ошибки (добавления, пропуски, отказ от подбора слов с определенным количеством звуков) в большинстве подобранных слов, самопроверка или подсказка исследователя не приводят к правильному результату;
    • 1 балл (низкий уровень) - все подобранные слова не соответствуют содержанию задания, задание не выполнено.
    • 4.2. Подбор слов с определенным звуком в начале (в конце слова)

Цель : определение уровня сформированное™ фонематических представлений.

Инструкция: подбери слово, начинающееся на звук... (оканчивающееся на звук...).

  • Оценка выполнения :
    • 5 (высокий уровень) баллов - безошибочное и быстрое выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки (замены, пропуски, добавления, перестановки) исправляются самостоятельно или после подсказки экспериментатора;
    • 3 балла (средний уровень) - половина подобранных слов не соответствуют содержанию задания;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - ошибки (пропуски, замены, добавления, перестановки) в большинстве подобранных слов, самопроверка или подсказка исследователя не приводят к правильному результату;
    • 1 балл (низкий уровень) - все подобранные слова не соответствуют содержанию задания.
    • 5. Исследование слогового анализа и синтеза.
    • 5.1. Выделение слога на фоне слова

Цель: определение уровня сформированное™ простого слогового анализа.

Речевой материал - слова с разным количеством слогов: корень, барсуки, стакан, сурок, косуля, трость, гимнаст, сучок, костюм, костюмер.

Инструкция : «Подними руку, когда услышишь в слове слог “СУ”».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - правильное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - неуверенность, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, 1-2 не замеченные самостоятельно ошибки (пропуски, добавления);
    • 3 балла (средний уровень) - 3 ошибки (пропуски, добавления);
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - более 3 ошибок (пропуски, добавления);
    • 5.2. Определение количества слогов в слове

Цель: определение уровня сформированное™ сложного количественного слогового анализа.

А) определение количества слогов в произнесенных экспериментатором словах:

Речевой материал - слова: лист, машина, луковица, фиалка, сороконожка, квадрат, корона, электричество, сковорода, гвоздь.

Инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, сколько в нем слогов».

Б) определение количества слогов в словах при повторении их учеником.

Речевой материал - слова: компот, вермишель, сороконожка, тумба, сковорода, примчался, велосипедист, милиционер.

Инструкция: «Сейчас я назову слово, повтори его по слогам и назови, сколько в этом слове слогов».

  • Оценка выполнения :
    • 4 балла (уровень выше среднего) - для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнение задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно (пропуски, добавления, перестановки слогов), темп работы - замедленный;
    • 5.3. Определение последовательности слогов в слове

Цель: определение уровня сформированное™ сложного позиционного слогового анализа.

Речевой материал - слова: магнитофон, страница, мышонок, велосипед, варежки, машина, гусеница.

Инструкция: «Внимательно послушай слово. Какой слог стоит перед слогом ни в слове “магнитофон”; после слога фет в слове “салфетка”? Назови 1-й слог в слове “машина”, 2-й слог в слове “варежки”, 3-й слог в слове “велосипед”. Назови по порядку слоги слова “страница”, “дрова”, “мышонок”, “вылетает”, “гусеница”».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - правильное и самостоятельное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - для определения позиции слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнении задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно (пропуски, добавления, перестановки слогов), темп работы - замедленный;
    • 3 балла (средний уровень) - ошибки (пропуски, добавления, перестановки слогов) отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - стойкие ошибки в большинстве предложенных слов (пропуски, добавления, перестановки слогов), правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;
    • 1 балл (низкий уровень) - задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.
    • 5.4. Составление слов из слогов

Цель: определение уровня сформированности слогового синтеза.

Речевой материал - слова: дож-дик, ко-тя-та, о-го-ро-ды, ос-та-нов-ка, ус-лы-ха-ли, биб-ли-о-граф, ко-ню-хи.

Инструкция: «Я произнесу по слогам слово. Соедини слоги и назови получившееся слово».

  • Оценка выполнения :
    • 5 баллов (высокий уровень) - правильное выполнение заданий;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - выполнение правильное, но в замедленном темпе и с использованием вспомогательных средств (про-го варивание, пересчет пальцев, хлопки в ладоши); отдельные ошибки (пропуски, добавления, перестановки) замечаются и самостоятельно исправляются;
    • 3 балла (средний уровень) - 2-4 ошибки (пропуски, добавления, перестановки), нарушена дифференциация таких понятий, как звук и слог;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - более 4 ошибок (пропуски, добавления, перестановки);
    • 1 балл (низкий уровень) - задание не выполняется.
    • 6. Фонетический разбор слова.

Цель: проверка усвоения теоретических знаний, умения определять характеристику звука в словах. Согласных - по твердости - мягкости, глухости-звонкости, парности - непарности, гласных - в качестве ударных или безударных.

Инструкция: Сделай фонетический разбор слов по плану:

План фонетического разбора слова:

  • разделить слово на слоги, поставить ударение;
  • дать характеристику гласного звука: ударный или безударный;
  • дать характеристику согласного звука: парный или непарный, твердый или мягкий, звонкий или глухой;
  • количество звуков и букв в слове.

Речевой материал: серые, кольцо, подъем, радуга, чародей, вооружение.

  • Оценка выполнения :
    • 5 (высокий уровень) баллов - правильное выполнение задания;
    • 4 балла (уровень выше среднего) - единичные ошибки в 1-2 пунктах плана (неправильная характеристика звуков, неправильное количество звуков и букв). Самостоятельное исправление ошибок при указании на них исследователя;
    • 3 балла (средний уровень) - единичные ошибки в 2-3 пунктах плана, самостоятельное исправление ошибок при указании на них исследователя;
    • 2 балла (уровень ниже среднего) - большое количество ошибок во всех пунктах плана, указание на них исследователя не приводит к самостоятельному исправлению их испытуемым;
    • 1 балл (низкий уровень) - задание не выполняется.