Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.

Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет).

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека» , можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок природоведения (краеведение)). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.

Формы проведения внеурочных занятий:

  • Классный час «Профессии наших родителей».
  • Устный журнал «В мире профессий».
  • Час общения «Мои любимые увлечения».
  • Путешествие в мир профессий.
  • Встречи с представителями разных профессий.
  • Праздник профессий.
  • Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»
  • Экскурсии на предприятия и в учреждения.
  • Операция «Профессии моих родителей».
  • Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».
  • Конкурс юных умельцев.
  • Конкурс на лучшую поделку.
  • Конкурс юных дикторов.
  • Час общения «Кем я хочу стать».
  • Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.
  • Праздник «Славим руки матери».

В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

В нашей школе несколько лет реализуется региональный образовательный модуль «Старт в профессию», разработанный Государственным Комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения.

В начальной школе предполагается рассмотрение следующих тем:

Путешествие в мир профессий

Человек и работа

Профессии вокруг нас

Все профессии нужны, все профессии важны

Как получить профессию

Все работы хороши, выбирай на вкус

Выбор профессии будущего

Город мастеров

Профориентационный образовательный модуль направлен на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Модуль предусматривает поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия осознанного решения по выбору профессии, на окончательном этапе курса. Занятия организуются в соответствии с ведущими сферами возрастной деятельности.

Важным звеном в системе профориентационной работы с обучающимися является взаимосвязь школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.

В первом классе у нас действовал педагогический проект «Дети- наше будущее»

Под руководством учителя были сформированы группы учеников и родителей по направлениям:

Здоровье, гражданин, интеллект, общение, семья

Родители вместе с детьми представляли материал по следующей схеме:

  1. Название профессии
  2. История её становления, перспективы
  3. В чем заключается необходимость профессии, какую пользу она приносит
  4. Какие достоинства профессии можно определить
  5. Какие качества личности нужно развивать для того, чтобы добиться успеха в этом деле? Какими качествами ты уже обладаешь?
  6. Знание какие предметов школьной программы необходимо, чтобы стать профессионалом в этой области?
  7. За что Вы любите свою профессию?

Затем была коллективная защита проекта- совместное представление родителями и детьми результатов своей работы(в дальнейшем эту работу мы отправили на конкурс методических разработок «Созвездие идей» в рамках республиканской акции и стали победителями)

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.


В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

– это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели школьной профориентационной работы

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

Средняя школа, 8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Старшеклассники, 10-11 классы

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Индивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

в начальной школе.

Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на даль­нейшую жизнь человека. Грамотно постро­енная профориентационная работа позво­ляет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти свое место в мире профессий, реализовать свои возмож­ности. Чтобы учащиеся научились пони­мать себя, объективно оценивать свои успе­хи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школь­ного возраста.

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям.

Цель учителя начальных классов – развить интересы и способности школьников.

Задачи профориентационной деятельности в начальной школе таковы:

    познакомить с разнообразием мира профессий;

    дать общие сведения о содержании труда разных профессий;

    формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;

    развивать интеллектуальные и твор­ческие возможности;

    воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.

На всех уроках в начальной школе подчеркива­ется значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответ­ственности за свою работу. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физи­ческой культуры, музыки учащиеся знако­мятся с различными профессиями, а учи­тель пытается донести до сознания детей их важность и значимость. При преподавании практически всех предметов учителя используют активные методы обучения – игровые, метод про­ектов, исследовательские и проблемные.

Так, на уроках русского языка используем слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания. На уроках математики решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники). На уроках окружающего мира происходит знакомство с профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Разнообразить урок, сделать его более эмоционально насыщенным позволяют загадки, ребусы, кроссворды, короткие стихи о профессиях, игры «Угадай по жестам», «Кто больше?» (назвать как можно больше слов, связанных с профессией), «Орудие труда – профессия» (узнать по орудиям труда профессию) и т.д.

Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с перво­го класса и имеет логическое продолжение в следующих классах.

Класс

Название мероприятия

Форма проведения

«В мире ненужных профессий».

классный час

«Кем я хочу стать».

«Все профессии нужны, все профессии важны».

классный час

«Моя будущая профессия».

классный час

«В мире профессий».

кл.час -игра

«Мир профессий».

классный час

«Моя будущая профессия».

классный час

«Прекрасных профессий на свете не счесть и каждой профессии слава и честь!»

классный час

«Моя будущая профессия».

классный час

«Кем быть?»

классный час

«Все работы хороши - выбирай на вкус!»

классный час

«Моя будущая профессия».

классный час

«Кем быть?»

классный час

Профориентационная работа осуществляется в течении всего года, классными руководителями используются различные формы проведения внеурочных занятий:

    Классный час «Профессии наших родителей».

    Устный журнал «В мире профессий».

    Час общения «Мои любимые увлечения».

    Путешествие в мир профессий.

    Встречи с представителями разных профессий.

    Праздник профессий.

    Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»

    Экскурсии на предприятия и в учреждения.

    Операция «Профессии моих родителей».

    Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».

    Конкурс юных умельцев.

    Конкурс на лучшую поделку.

    Конкурс юных дикторов.

    Час общения «Кем я хочу стать».

    Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.

    Праздник «Славим руки матери».

Основными методами и приемами профориентации для младших школьников являются:

1. В 1 классе у ребенка формируются первые умения и навыки общего труда, расширяются знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни человека. На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на ферму, в сад. В городе, например, встретив продавца в магазине, поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. На стройке обратить внимание детей на то, как работают строители, какие инструменты при этом используют и т.д. Педагог так же может сводить детей в школьный сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать задание на дом, например, с помощью родителей посадить цветок в горшок и ухаживать за ним. Во внеклассные часы преподаватель может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе».

2. Во 2 классе продолжается знакомство учеников с трудом людей, углубляется их знание о разных профессиях, устанавливается трудовые отношения в группах. Второклассники осваивают различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу очень важно провести беседу с учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама». Рассмотреть аспекты работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель, т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности, показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном этапе приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду.

3. В 3-4 классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную ими работу. Это подходящее время для знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно – слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных профессий педагог может сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников.



Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные кружки художественного, технического и спортивного творчества. Такие творческие кружки помогут ребенку определиться в выборе профессии.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.


Выступление на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №7 г.Минеральные Воды

« Особенности организации профориентационной работы

в начальной школе »

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды

Францевой Светланы Васильевны

Выбор профессии - важное жизненное решение. Для успешности в современном обществе человеку необходимо проявить свои силы, склонности, способности, образованность и компетентность. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает удовлетворённость. А неправильный выбор профессии может привести к проблемам со здоровьем: стрессу, депрессии, нервным заболеваниям. Считаем данную тему актуальной, потому что уже в начальной школе перед детьми встаёт вопрос «Какую выбрать профессию?»

Идея проблемы - учащиеся знают мало профессий, относящихся к группам «человек - человек», «человек - техника» и совсем не знают профессий группы «человек - природа».

Просмотр содержимого документа
«Профориентационный проект в начальной школе "Разнообразен мир профессий"»

    Паспорт проекта

    Актуальность (проблема)

    Цели и задачи проекта

    Участники и их роль в реализации проекта

    Средства реализации проекта

    Технологичность проекта

    План реализации проекта

    Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.

    Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Номинация проекта

«Профориентационный проект в начальной школе»

Тема проекта

«Разнообразен мир профессий»

Руководители: учителя начальных классов Болховская Евгения Владимировна, Швец Ирина Николаевна;

Место реализации проекта

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 2»

Проблема, на решение которой направлен проект

Низкий уровень знаний детей о множестве профессий, относящихся к группам «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек».

Цель проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Задачи проекта :

Сроки реализации проекта

Сентябрь - октябрь 2016 года

Ожидаемые результаты

    активное повышение самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

    приобретение знаний и представлений о профессиях;

    желание задуматься о выборе будущей профессии, о важности и необходимости каждой профессии

Родители:

Педагоги:

    Повысится профессионально-личностный потенциал, уровень квалификации и профессионализма педагога,

    Повышение имиджа МБОУ

Актуальность. Выбор профессии – важное жизненное решение. Для успешности в современном обществе человеку необходимо проявитьсвои силы, склонности, способности, образованность и компетентность. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает удовлетворённость. А неправильный выбор профессии может привести к проблемам со здоровьем: стрессу, депрессии, нервным заболеваниям. Считаем данную тему актуальной, потому что уже в начальной школе перед детьми встаёт вопрос «Какую выбрать профессию?» Очень важно, чтобы человек нашёл дело по душе, сделал правильный выбор. Так как правильный выбор профессии определяет жизненный успех. А фундамент знаний о мире профессий закладывается, именно, на начальной ступени образования.

Идея проекта возникла при обнаружении проблемы – учащиеся знают мало профессий, относящихся к группам «человек - человек», «человек – техника» и совсем не знают профессий группы «человек – природа».

Цель проекта: формирование и развитие широких познавательных мотивов, ознакомление с наиболее доступными профессиями группы «человек – природа»: садовник, ветеринар, кинолог, флорист; «человек – техника»: водитель, электрик, строитель, лётчик, инженер; «человек – человек»: парикмахер, фармацевт, врач.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с миром профессий;

Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием сюжетно-ролевых игр, познавательных мероприятий и различных предметов;

Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности учащихся младшего школьного возраста;

Способствовать формированию готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Целевая группа (участники проекта)

Участники проекта

Роль участников

Учащиеся 1 «А» класса

Потребность в знакомстве с различными профессиями.

Родители

Включённость родителей в процесс добывания информации.

Разнообразить знания детей о многообразии профессий

Педагоги

Повышение профессионального уровня педагогов за счет введения проектного метода обучения

Администрация

Проектный метод позволит выявить команду квалифицированных педагогов

Технологичность проекта

Пошаговые действия (описание проекта)

Первый этап - подготовительный.

Выбор творческой группы по реализации проекта, распределение обязанностей между членами творческой группы. Разработка проекта, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Руководители проекта создают условия для инновационных процессов во время творческой деятельности. В их обязанности входит: консультирование членов творческой группы, рецензирование информационных материалов для реализации проекта, контроль за внедрением проекта, обеспечение материально-технических условий. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной .

На данном этапе осуществляется моделирование, проектирование проекта, разрабатывается план использования материально-технической базы, содержание мероприятий, сотрудничество с родителями (представителями профессий «человек - человек», «человек – природа», «человек – техника»). На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы по составлению занимательного толкового словаря профессий, вырабатывается общий подход, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта, проводится итоговый мониторинг (анкетирование учащихся 1 «А» класса по проблеме проекта)

Третий этап – заключительный.

Подводится результат проектной деятельности (публикации на сайте МБОУ). Итог проектной деятельности оформляется в виде презентации занимательного толкового словаря профессий.

План реализации проекта

Мероприятия

Подготовительный

Сентябрь 05.09. – 09.09.2016.

Постановка проблемы,

Выбор названия проекта,

Определение целей и задач проекта

Изучение методической литературы по данной теме;

Подбор наглядных пособий.

Викторина «Мир профессий» 12.09.2016.

14.09.2016.

Основной

Сентябрь

Классный час «Профессии моей семьи» 19.09.2016.

Выставка рисунков «Я в будущем» 22.09.2016.

Интервью с представителями профессий («человек – человек» - фармацевт; «человек – природа» - лесничий; «человек – техника» - водитель грузового транспортного средства) 26.09.2016, 28.09.2016, 30.09.2016.

Октябрь

Игра – путешествие «Мой выбор» 05.10.2016.

Выставка творческих работ из пластилина «Азбука профессий» 10.10.2016.

Выставка рисунков «Головной убор моей профессии» - 14.10.2016.

Во время реализации проекта оформляется занимательный толковый словарь «Разнообразен мир профессий», накапливается материал для интерактивной презентации «Игра в профессии».

Анкетирование учащихся 1 «А» класса 28.10.2016.

Заключительный

Презентация занимательного толкового словаря «Разнообразен мир профессий», интерактивной презентации «Игра в профессии» 31.10.2016.

Методы проекта

Метод на этапе

Формы работы

Подготовительный этап

Активный словесный метод

Исследование

Викторина.

Анкетирование учащихся 1 «А» класса

Основной этап

Креативный

Активный словесный метод

Игра

Поисковый

Исследование

Выставки рисунков,

выставка творческих работ из пластилина.

Интервью с представителями профессий

Игра - путешествие

Работа с информацией (поиск, изучение, отбор, исследование)

Анкетирование учащихся 1 «А» класса.

Заключительный этап

Словесный метод

Презентация занимательного толкового словаря, интерактивной презентации «Игра в профессии»

Эффект реализации проекта

У учащихся 1 «А» класса

    Активное повышение самооценки. Участвуя в проекте, дети ощущали себя значимыми в группе сверстников, видели свой вклад в общее дело, радовались своим успехам.

    Приобрели знания и представления о многих профессиях.

    Задумались о важности и необходимости каждой профессии.

    Возникло желание задуматься о выборе будущей профессии.

Родители:

    Родители становятся активными участниками образовательной деятельности.

    Сближаются позиции МБОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Педагоги:

    Повышение имиджа МБОУ

В мониторинговом исследовании участвовали 25 учащихся 1 «А» класса. В подготовительном этапе 28% учащихся класса могли назвать 1 – 2 профессии группы «человек – природа», по реализации проекта в завершении основного этапа 68% учащихся класса могут назвать 7-8 профессий группы «человек – природа». В начале проекта 36% учащихся класса могли назвать 3 – 4 профессии группы «человек – техника», в завершении основного этапа 72% учащихся класса могут назвать 8-9 профессий группы «человек – техника». В завершении проекта 100% учащихся 1 «А» класса могут назвать 10 профессий группы «человек – человек». 76% учащихся класса смогли сделать и обосновать выбор профессии.

Профориентационная работа в школе.

Бойцева Валентина Геннадьевна

МБОУ «Центр образования №12»


Определение профориентации

Профессиональная ориентация , профориентация , выбор профессии или ориентация на профессию - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Параметры профессиональной зрелости:

  • информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
  • умение принимать решения;
  • умение планировать свою профессиональную жизнь;
  • эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

Как выбрать профессию: тесты для школьников

Тесты на профориентацию для школьников помогут определить будущую профессию, таланты и способности, характер и удачные направления в жизни и бизнесе. Правильный выбор профессии является одной из составляющих человеческого счастья. Если старшеклассник сумеет правильно выбрать профессию, то в будущем он станет настоящим профессионалом, сможет занимать высокие должности, получать высокую заработную плату и удовольствие от работы. В помощь всем абитуриентам, а также школьникам среднего и старшего цвета предлагается ряд тестов на профориентацию.

Школьники смогут воспользоваться такими тестами и определить спектр своих интересов, профессиональных склонностей, тип будущей профессии, социально-психологических установок личности.

Тесты на профориентацию

  • Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)

240 вопросов Согласно теории Джона Холланда, большинство людей принадлежат к одному из шести типов личности. Люди, которые выбрали себе профессию, подходящую их типу, с большей вероятностью будут довольны работой и добьются профессиональных успехов. Данный тест позволяет определить ваш тип личности по Холланду, и рекомендует профессии, предпочтительные для этого типа.

Определение социально-психологических установок личности (методика О.Ф.Потемкиной)

40 вопросов, 5 мин. Методика для выявления степени выраженности социально-психологических установок (ориентация на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм, власть или деньги).

Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)

30 вопросов, 5 мин. Методика Е.А. Климова основана на классификации профессиональных интересов личности и на основании этого позволяет установить область будущей профессии (специальности). Климов выделяет пять типов личности.

Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)

96 вопросов, 15 мин. Тест позволяет выявить интересы личности в профессиональной сфере. Для того, чтобы определить Ваши ведущие интересы, рекомендуется серьезно подойти к каждому ответу и постараться как можно точнее ответить.

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной)

24 вопроса, 15 мин. Данная методика применяется для оценки склонностей респондентов к различным сферам профессиональной деятельности, таким, как искусство, техника, работа с людьми, умственный труд, физический труд, производство товаров и услуг.


1-4 классы:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Интерактивная книжка "Профессии" создана для уроков окружающего мира и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 классов.

К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеклассной работе, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию»: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии).


Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» (на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира);

На уроках по в 4 классе можно предложить школьникам игру-сочинение «Я - журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и берет интервью у взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию.


5-7 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

9 классы:

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:

  • Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы работы:

Работа с учащимися:

  • Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование;
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
  • Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города
  • Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправнаправленности.
  • Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся попрофориентации.
  • Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений.
  • Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся.
  • Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.

  • Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед.
  • Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
  • Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.
  • Организация экскурсий и встреч со специалистами“Центра занятости”. Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками
  • Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.
  • Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся.

Профориентационные игры

«Рассказ из существительных»

Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне работника. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким:

звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - урок - отличники - звонок -дом - постель.


Профессия на букву…

Инструкция: В конверте на столе лежит карточка с буквой. Наша задача - показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий.

Смысл данного упражнения - расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.


"Самая - самая"

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике под­ходят. К примеру, характеристика - самая денежная профессия, - какие профессии являются самыми-самыми денежными?..

* Бухгалтер, депутат, продавец…