ООН - это самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация, призванная заниматься главными политическими проблемами человечества. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой. Цель ООН – содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов. Организация насчитывает 193 члена.

Система ООН – разветвленный организм. Наиболее универсальным органом является Генеральная Ассамблея, в которой принимают участие все страны – члены ООН. Работа ГА ООН проходит по комитетам. Генеральная Ассамблея имеет главные комитеты, постоянные комитеты и другие вспомогательные органы.

ЭКОСОС является одним из 6 основных органов ООН. В его обязанности входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому перечню международных экономических, социальных, культурных и прочих «сопутствующих» вопросов. Совет готовит проекты конвенций для представления ГА ОНН, может созывать международные конференции по этим вопросам. ЭКОСОС создает различные вспомогательные органы, на основе которых сложилась и действует довольно сложная система органов ЭКОСОС. Его членами являются 54 страны, избираемые на трехлетний срок и ежегодно обновляющие свой состав на одну треть. Около 70% всех бюджетных средств ООН приходится на осуществление деятельности этого органа.

Главные вопросы ЭКОСОС:

· состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;

· состояние международной торговли;

· проблемы окружающей среды;

· экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам;

· разработка международных стратегий развития ООН, наблюдение за их реализацией и т.д.

В рамках ЭКОСОС в системе ООН действуют различные межправительственные постоянные и функциональные комиссии и комитеты: Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по правам человека и др.

Помимо них в ЭКОСОС создано множество экспертных и консультативных органов, действующих на индивидуальной основе.

В системе органов ЭКОСОС действуют пять региональных комиссий:

1. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

2. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

3. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

4. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

5. Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)

Россия участвует в работе ЕЭК и ЭСКАТО и является их членом.



ЮНКТАД - конференция ООН по торговле и развитию, создана в ООН как независимый и универсальный орган (в противовес ГАТТ), призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. Главный орган ЮНКТАД – конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД – по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами.

ЮНИДО – организация объединенных наций по промышленному развитию. Консультативный комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения, размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших советников по промышленному развитию в регионах (СИДФА). В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров.

Значительное место в системе международных организаций ООН занимают специальные программы:

· ПРООН - программа развития ООН, создана для оказания помощи нуждающимся странам. Главными критериями являются численность населения и объем ВВП на душу населения. Помощь предоставляется по пятилетним ориентировочным заданиям по конкретным проектам в основном в тех формах: направление специалистов, поставка оборудования и подготовка национальных кадров. Доля финансирования ПРООН составляет от 50 до 100% в зависимости от уровня развития страны.

· ЮНИСЕФ - детский фонд ООН, создан в целях организации помощи детям в развивающихся странах. Фонд финансируется из добровольных взносов и пожертвований.

· ЮНЕП программа по окружающей среде, создана в целях установления тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды.

· ЮНЮ – университет ООН создан в соответствии с решением ГА ООН с целью осуществления исследований и учебных программ центров, в которых ведется подготовка и переподготовка специалистов.

· ЮНИТАР – учебный и научно-исследовательский институт ООН, создан как автономное учреждение для подготовки административных и дипломатических кадров для развивающихся стран.

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергетике.

Совет безопасности включает в свою структуру ОПМ (операции ООН по поддержанию мира), а также военно-штабной комитет.

2.2. Специализированные учреждения при ООН:

· ЮНЕСКО – организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, создана с целью развития международного сотрудничества в указанных областях. В рамках ЮНЕСКО действует множество научных программ сотрудничества.

· МОТ международная организация труда, создана на основе трехстороннего представительства: правительства, трудящихся, предпринимателей. Главное направление деятельности МОТ – разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам труда и прав профсоюзов.

· МСЭ международный союз электросвязи – специализированное учреждение ООН, созданное с целью организации эффективного международного сотрудничества в области всех видов электросвязи.

· ВПС всемирный почтовый союз, создан с целью обеспечения организации почтовых отношений и гарантий свободы почтового транзита.

· ВОЗ всемирная организация здравоохранения. Программы ВОЗ и ее органов включают все наиболее важные области здравоохранения, в том числе и подготовку медицинских кадров, координацию медицинских и биологических исследований, обмен медицинскими знаниями и т.д.

· ФАО продовольственная и сельскохозяйственная организация, занимается обширной деятельностью, собирая, обобщая и анализируя информацию по вопросам питания, природопользования, сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и рыболовства.

В системе ООН действует еще целый ряд специализированных учреждений, в которые входит большинство стран мира: всемирная метеорологическая организация (ВМО), всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), всемирная туристская организация (ИМО). Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) формально не является специализированным учреждением ООН, хотя действует практически как учреждение ООН, входя в его систему.

ОЭСР является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, ОЕЭС (Organization for European Economic Cooperation, OEEC), которая, в свою очередь, была создана на базе Европейской программы восстановления (European Recovery Programmer), предложенной государственным секретарем США А. Маршаллом, известной как план Маршалла (1947). В 1948 г. для координации этой программы в целях экономического восстановления 16 европейских стран и была создана ОЕЭС.

Членами организации были Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, англо-американская и французская оккупационные зоны Германии. В 1949 г. полным членом организации стала Федеративная Республика Германия, а в 1950 г. в качестве ассоциированных членов вошли Канада и США. Хотя первоначально деятельность организации в основном ограничивалась реализацией Европейской программы восстановления, впоследствии в ее рамках были осуществлены программы, направленные на стимулирование экономического сотрудничества между странами-участницами путем либерализации торговли и создания системы многосторонних расчетов.

В 1960 г. в Париже между участниками ОЕЭС и рядом других стран была подписана Конвенция об учреждении ОЭСР, ратифицированная парламентами стран и вступившая в силу в 1961 г. В ОЭСР входит 31 страна: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония, Словения, Словакия.

Основные задачи и функции ОЭСР:

  • формулирование, координация и реализация политики, направленной на стимулирование экономического роста и поддержание финансовой стабильности в странах- участницах;
  • стимулирование и согласование усилий стран-участниц в области финансовой и технической помощи развивающимся странам;
  • содействие расширению международной торговли, исключающей использование дискриминационных мер.

Упрощенная схема ОЭСР:

  • Главный орган – Совет (Генеральный секретариат);
  • Директораты:

■ исполнительный директорат,

■ директорат по финансам, бюджетно-налоговой политике и предпринимательству,

■ директорат по продуктам питания, сельскому хозяйству и рыболовству,

■ работа с общественностью и средствами массовой информации,

■ директорат по сотрудничеству в вопросах развития,

■ сотрудничество со странами, не входящими в ОЭСР,

■ директорат по торговле,

■ директорат по охране окружающей среды,

■ директорат по вопросам экономики,

■ директорат по статистике,

■ служба управления госсектором,

■ образование, занятость, трудовые и социальные вопросы,

■ директорат по науке, технологиям и промышленности.

Организация управляется Советом, состоящим из представителей всех стран-участниц. Деятельность ОЭСР осуществляется более чем 100 специализированными комитетами и рабочими группами, которые вместе с международным секретариатом исследуют конкретные проблемы и формулируют политические рекомендации, например, в области экономического развития, технического сотрудничества, международной торговли, энергетики и охраны окружающей среды. Совет основан в 1974 г.

Среди разработок, осуществленных под эгидой ОЭСР, следует упомянуть Кодекс поведения ТНК (принят ООН в 1970-х гг.), а также руководящие положения, посвященные порядку подготовки ТНК финансовой отчетности. Учреждения ОЭСР выполняют весьма полезную работу, оказывая содействие международным форумам, на которых обсуждаются политические, экономические, культурные и иные глобальные или региональные проблемы современности.

Организации ОЭСР:

  • Международное энергетическое агентство (МЭА);
  • Агентство по ядерной энергетике (АЯЭ);
  • Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);
  • Центр развития;
  • Служба развития территорий.

Международное энергетическое агентство (МЭА) призвано стимулировать международное сотрудничество в области энергетики и снизить зависимость стран-участниц от импорта нефти. Действует с 1974 г.

Агентство по атомной энергии (АТЭ ), созданное в 1958 г. как Европейское агентство по атомной энергии, способствует международному сотрудничеству стран – участниц ОЭСР в области развития и использования атомной энергии в мирных целях.

Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО) учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследовательской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны – члены ОЭСР.

Центр развития ОЭСР (OECD Development Centre) создан решением Совета ОЭСР в 1962 г. с целью объединения знаний и опыта, имеющихся у стран-членов в области экономического развития, а также разработки и осуществления общей политики экономической помощи; предоставления таких знаний и опыта в распоряжение развивающихся стран с учетом их потребностей. Членами Центра являются все страны – члены ОЭСР.

Важную роль в ОЭСР играет Комитет содействия развитию (КСР), который является специализированным комитетом. В его функции входит рассмотрение таких вопросов, как оказание помощи государствам-членам, а также развивающимся странам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть предоставлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой экономике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся стран, получающих официальную помощь развития; в него были включены страны Центральной и Восточной Европы. В 1995 г. принят документ "Партнерство в области развития в изменившемся мире", в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении устойчивого экономического и социального развития. В 1990 г. в рамках ОЭСР создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Этот центр осуществляет также подготовку кадров по следующим направлениям: экономическое развитие и структурная перестройка; конкуренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финансы и др.

ОЭСР разработала многостороннее соглашение по инвестициям (МСН), которое открыто для стран-членов. Группа комитетов занимается также вопросами содействия эффективному использованию экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства. Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации. ОЭСР имеет официальные отношения с рядом международных организаций – МОТ, ЮНЕСКО, МВФ, ВТО, ЮНКТАД и др.

G-7 – G-8. Группа-7 (G-7) создана в 1975 г. по инициативе французского президента Жискар Д"Эстена с целью ежегодного обсуждения главами ведущих экономических держав мира самых важных проблем экономики. В эту группу вошли США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада.

Надо отметить, лидеры этих стран неизменно обращали свое внимание прежде всего на актуальные проблемы мирового экономического развития, особенно с начала 1990-х гг., когда распалась мировая социалистическая система и для многих новых стран, избравших капиталистические ценности, наступила эпоха кардинальных изменений. С таких позиций, т.е. как поощрительный грант, очевидно, правильнее всего оценить факт приглашения участия России в G-7, поступившее в 1997 г.

Однако полноценного вхождения России в состав "семерки" вплоть до 2003 г. не происходило – основные экономические вопросы лидеры рассматривали по-прежнему в рамках "семерки". Мощное укрепление экономических позиций России, особенно в нефтегазовом секторе, и стремление российского президента к самостоятельной внешней политике, отказ от статуса "младшего партнера" Запада – все это способствовало пересмотру отношений с Россией. Эти факторы, по-видимому, сыграли решающую роль в данном вопросе. Несмотря на то что Россия значительно отстает по росту ВВП (ВНП) как в абсолютных объемах, так и в показателях на душу населения не только от развитых стран, но и целой группы развивающихся государств, лидеры G-7 предоставили нашей стране равноправный статус в этой организации, имеющей (хотя и неформально) серьезное влияние на международные экономические отношения. Напомним, что в ходе шотландского саммита лидеры "восьмерки" в 2005 г. приняли решение об оказании помощи наименее развитым странам (замыкающим группу PC по уровню бедности) на сумму 50 млрд долл., а также о списании долгов развивающихся стран. Аналогичные решения были приняты па G-8 в 2009–2012 гг., когда была предусмотрена необходимость оказания помощи этой группе стран. Судя по фактической оценке, Россия занимает одно из ведущих мест по величине списанных долгов в 2005 г. (более 15 млрд долл.).

"Группа-77" – группа в рамках ЮНКТАД, созданная с целью содействия развивающимся странам в формировании планов развития экономики и международной торговли. В настоящее время в нее входят 122 страны.

"Группа десяти" – группа в рамках МВФ, членами которой являются Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, и Япония. Швейцария, не будучи членом МВФ, является ассоциированным членом.

"Группа пяти" – США, Франция, Япония, Германия и Великобритания. Эти страны, представленные обычно

министрами финансов или управляющими центральных банков, несколько раз в год проводят совещания по экономическим вопросам.

"Группа пяти" образована в 2005 г. в ходе деятельности последнего раунда переговоров в рамках ВТО (Доха, Катар, 2001 г.) в целях достижения компромисса с развитыми странами. Она включает: Бразилию, Китай, Индию, Мексику и ЮАР. С того периода "пятерка" взаимодействует с G-8, особенно интенсивными были консультации в 2008–2010 гг., в период глобального кризиса.

"Группа-20". G-20 – неофициальный международный форум, объединяющий глав правительств и государств системообразующих промышленно развитых стран и стран с формирующимися рынками. Члены G-20: Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индонезия, Индия, Италия, Канада, КНР, Мексика, Российская Федерация, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония, Европейский Союз (ЕС), МВФ и ВБ. От МВФ и ВБ в форуме принимают участие директор-распорядитель МВФ и президент ВБ, а также председатели комитетов этих организаций: Международного валютно-финансового комитета (International Monetary and Financial Committee) и Комитета по развитию (Development Committee). На долю стран G-20 приходится около 90% мирового ВВП и 80% торговли (включая торговлю внутри ЕС), а также 2/3 населения.

В ходе глобального экономического кризиса появилась явная тенденция снижения веса и влияния G-8 в пользу G-20. По сути, все главные решения и рекомендации в ходе последних саммитов принимались уже в рамках G-20. Это коснулось и усиления влияния на международное регулирование деятельности финансовых организаций через Совет по финансовой статистике, созданный по решению G-20 в 2010 г.

Министерская группа-20. Решение об организации международного форума "Группа-20" (G-20) было принято на встрече руководителей минфинов и центральных банков стран "семерки" 25 сентября 1999 г. в Вашингтоне. Идея создания G-20 обусловлена принятым на встрече лидеров "Группы-7" в Кельне (июнь 1999 г.) совместным обязательством "...установить неформальный механизм для диалога между системообразующими странами мира в рамках Бреттон-Вудской системы". Эта идея была развита в Коммюнике встречи, где целью создания G-20 определено "расширение диалога по ключевым вопросам экономической и финансовой политики среди основных системообразующих стран мира и развитие сотрудничества с целью достижения стабильного и устойчивого роста мировой экономики на благо всех стран".

Учредительная конференция министров финансов и управляющих центральными банками G-20 состоялась 15–16 декабря 1999 г. в Берлине. G-20 не имеет собственного штата сотрудников. Страна-председатель назначает временный Секретариат группы на период своего председательства, который координирует работу группы и организует ее встречи. Председатель G-20 избирается сроком на один год на ротационной основе и обеспечивает проведение встречи/встреч министров финансов и управляющих центральными банками стран-участниц (на постоянной основе участвует председатель Банка России); встреч их заместителей, а также тематических семинаров, организуемых для обсуждения странами-участницами основных вопросов, которые будут затронуты в итоговом документе "министерской" встречи – Коммюнике.

С момента основания G-20 страной-председателем в течение первых трех лет была Канада. В 2013 г. роль председателя выполняет Россия. Смена председательства осуществляется на ежегодной основе. Все страны G-20 подразделены па пять групп, от каждой из которых председатель избирается раз в пять лет.

Решение об учреждении управляющей "Тройки" G-20 в составе предыдущего, действующего и будущего председателей было принято в 2002 г.

На "Тройку" возложены обязанности по подготовке повестки заседаний, отбору докладчиков (после консультаций с членами G-20), организационному обеспечению заседаний. В настоящее время "Тройка" состоит из Бразилии, Великобритании и Республики Корея.

Вашингтонский (15 ноября 2008 г.) и Лондонский (2 апреля 2009 г.) саммиты G-20 ("двадцатки"). 15 ноября 2008 г. в самый разгар глобального кризиса, тогдашний президент Америки Дж. Буш созвал в Вашингтоне саммит двух групп – "восьмерки" и "двадцатки" – и попытался побудить их к принятию скоординированных мер но преодолению бушующего в мире экономического кризиса. По мнению многих аналитиков, ведущие экономические державы мира не смогли договориться ни по одному из предложенных повесткой вопросов. А договариваться надо было во что бы то ни стало – страны G-20 аккумулировали порядка 90% МВП, и от их решений в определенной мере зависит динамика глобального кризиса.

На самом деле этот первый в истории саммит G-20 стал важным этапом для будущего всей системы международных экономических отношений. Лишь на первый взгляд представлялось, что с практической точки зрения данная встреча лидеров ведущих экономик мира не принесла каких-либо крупных результатов. В частности, в ее итоговом Коммюнике заслуживают внимания такие положения, как создание коллегий финансовых контролеров для надзора за крупнейшими международными финансовыми институтами и разработка единых мировых стандартов бухгалтерской отчетности. На саммите было заявлено о том, что принципы управления мировыми финансами должны измениться; была подчеркнута необходимость расширения состава Форума финансовой стабильности (представляющего собой организацию регуляторов и центральных банков, отвечающую за техническую сторону финансового надзора), а также необходимость всестороннего реформирования МВФ и Всемирного банка.

Вместе с тем самым значимым итогом саммита стало изменение роли на мировой арене G-20 при одновременном – можно говорить с уверенностью – снижении веса такого влиятельного клуба ведущих развитых стран, как "восьмерка".

Лондонский саммит G-20. Казалось, что Лондонская встреча "двадцатки" означает формирование нового важного международного центра принятий решений глобального характера. Принятию ряда важнейших решений, по-видимому, способствовали два следующих обстоятельства.

Во-первых, в период первой их встречи в Вашингтоне некоторые участники (если не большинство) исходили из предположения, что летом 2009 г. развертывание кризиса прекратится, он замедлится, а к началу осени начнется фаза оживления. Такое развитие глобального кризиса описывали многие экономисты-аналитики и международные организации в своих докладах. На деле же происходило обратное – кризис повсеместно углублялся, инвестиции сокращались, возрастала безработица, ухудшалась социально-трудовая обстановка, во-вторых, в такой обстановке неуверенности и нестабильности создался более благоприятный политический фон для достижения согласия по ряду вопросов (хотя далеко нс всех необходимых), касающихся выработки общих антикризисных мер, затрагивающих целый ряд принципиальных положений глобальной экономической политики и принципов деятельности международных финансово-экономических организаций (МВФ, а также G-8).

В этой связи можно отметить: Лондонский саммит 2009 г. стал самым большим успехом континентально- европейской модели регулирования экономики. В итоговой Декларации саммита были учтены практически все требования Германии и Франции. Форум финансовой стабильности при "большой семерке" превращен в Комитет финансовой стабильности (Financial Stability Board), а небольшой секретариат ФФС, действовавший при Банке международных расчетов в Базеле, будет отныне заменен более серьезным органом, способным эффективнее отслеживать состояние глобальных финансов. Все стороны согласились установить жесткий контроль за деятельностью системно важных хедж-фондов. Это исключительно важное, прорывное решение, так как 52% хедж-фондов зарегистрировано в оффшорных зонах, а из оставшихся 65% приходится на США, 16% – на Великобританию и лишь 15% – на страны еврозоны. Таким образом, европейские сторонники жесткого регулирования финансовой сферы, ранее контролировавшие менее 7% этой отрасли, получили право "присматривать" за всеми остальными ее участниками.

В то же время участники из развивающегося мира (Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Россия и др.) в целом не сумели реализовать свои предложения. Перед саммитом российская сторона опубликовала длинный список мер, предполагавший необходимость "демократичности и равномерной ответственности за принятие решений", "справедливое распределение рисков", "правильный" раздел квот МВФ и "предсказуемость функционирующей по заранее известным правилам международной валютнофинансовой системы". Российская сторона считала, что так как "большинство стран мира размещает свои международные резервы в иностранных валютах, они хотели бы быть уверены в их надежности", чему могли бы способствовать "международно признанные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых являлось бы обязательным для стран – эмитентов резервных валют". К требованию российских переговорщиков о "расширении перечня валют, используемых в качестве резервных", присоединился и Китай. Но этот вопрос не получил своего развития, поскольку большинство при критическом отношении к США считало, что реальной альтернативы доллару не существует.

Европейцы (прежде всего Франция и Германия) сумели закрепить за Советом финансовой стабильности право устанавливать международно признанные стандарты вознаграждений высших менеджеров .

Кстати, вознаграждение высших менеджеров в российских крупных корпорациях немного превышает европейский уровень и больше соответствует американским, чрезмерно завышенным формам вознаграждения. Парадокс при этом в том, что практически все крупные российские корпорации и их менеджмент – крайне неэффективны и далеко не соответствуют стандартам ни современных компаний, ни менеджеров. Зато разрывы между оплатой этих менеджеров и трудящихся превышают европейский и американский уровни в 4–5 раз.

Все страны обязаны отныне предоставлять полную информацию о состоянии своего банковского сектора.

Важнейшее решение Лондонского саммита состояло в том, что было ограничено число оффшоров и свободы действия в них. Большинство крупных корпораций России действуют как раз через оффшорные компании. Пришлось и Швейцарии согласиться на необходимость большей прозрачности в банковских вкладах клиентов. Была признана необходимость установления единообразной системы бухгалтерской отчетности, и все идет к тому, что она будет создана на базе европейской IFRS, а не американской GAAP. Наконец, рейтинговые агентства должны будут пройти перерегистрацию под жестким международным контролем. Американцы согласились со всеми этими положениями, хотя не стоит считать, что внедрение данных мер не встретит сопротивления со стороны крупных корпораций и их сторонников в правительствах и парламентах.

Международная морская организация (International Maritime Organization – ИМО, до 1982 г. – Межправительственная морская консультативная организация) – международная межправительственная организация, включенная ООН в число своих специализированных учреждений. Создана в 1958 г. в соответствии с решением Морской конференции, проведенной под эгидой ООН в 1948 г. В организацию входят свыше 140 государств (в том числе Россия, а также ассоциированный член – Сянган, Гонконг).

Целями ИМО являются поддержание сотрудничества государств по техническим вопросам морского судоходства, обеспечение соблюдения норм безопасности мореплавания, проведение работы по отказу от дискриминационной практики в торговом судоходстве, проводимой рядом стран.

ИМО разрабатывает проекты международных морских конвенций и организует контроль за их выполнением, созывает международные конференции по вопросам судоходства. В рамках ИМО действуют комитеты по безопасности па море, по правовым вопросам, по охране морской среды и по техническому сотрудничеству.

Деятельность ИМО носит в основном консультативный и совещательный характер.

Высший орган ИМО – ассамблея, созываемая раз в два года, между ее сессиями работой организации руководит Совет в составе 32 членов, избираемых ассамблеей. Административный рабочий орган ИМО – секретариат. Штаб- квартира – в Лондоне.

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization – ИКАО) – межправительственное специализированное учреждение ООН, основана в 1944 г., начала функционировать с 1947 г. Занимается вопросами сотрудничества государств и разработкой стандартов в области гражданской авиации, обобщает опыт государств-членов в подготовке и повышении квалификации кадров. СССР является членом ИКАО с 1970 г. Высший орган – ассамблея (собирается раз в три года). Местопребывание – Монреаль (Канада).

Всемирная федерация профсоюзов (ВФП ) – крупнейшее международное объединение демократических профсоюзов, создано в 1945 г. на I Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже. Основные задачи ВФП в соответствии с уставом: борьба против войны и причин, порождающих ее, защита интересов трудящихся всего мира, организация общей борьбы профсоюзов всех стран против всяких посягательств на экономические и социальные права трудящихся и их экономические свободы, организация просветительной работы среди членов профсоюзов по вопросам международного единства трудящихся и др. В ВФП входят профсоюзы более 100 стран (около 200 млн членов).

При ВФП созданы отраслевые международные объединения профсоюзов. Функционирует Фонд международной солидарности трудящихся для оказания помощи рабочим во время забастовок, на случай стихийных бедствий, катастроф, а также материальной поддержки профсоюзного движения в освободившихся странах.

ВФП пользуется в ООН, а также при ее специализированных учреждениях – МОТ, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ФЛО, ЮНИДО, ЮНКТАД – консультативным статусом.

Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП ) – второе по численности международное объединение профсоюзов. Основана в 1949 г. в результате раскола Всемирной федерации профсоюзов. Объединяет профсоюзы более 100 стран. Костяк МКСП составляют профцентры из Западной Европы и Северной Америки.

Европейская конфедерация профсоюзов, ЕКП (ETUC). Представляет интересы профсоюзов 36 стран (27 стран – членов ЕЭС, плюс Андорра, Исландия, Хорватия, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Сан-Марино, Швейцария и Турция). Главная цель – реализация "европейской социальной модели", т.е. создание общества, где экономический прогресс сочетался бы с социальной защищенностью, социальной рыночной экономикой.

Панъевропейский региональный совет профсоюзов (PERC). Одно из четырех региональных подразделений Международной федерации профсоюзов (ITUC), охватывает 87 национальных профсоюзов 55 стран Европы.

Межпарламентский союз (МС ) – международная неправительственная организация, состоящая из групп членов парламентов (национальных парламентских групп) более чем 100 стран. Основан в 1889 г. в Париже. СССР стал членом союза в 1955 г. Устав МС предусматривает поощрение контактов между членами всех парламентов, входящих в МС, совместную деятельность по укреплению

и развитию демократических институтов, а также в деле защиты мира и сотрудничества между народами. Решения МС рассматриваются парламентами стран-участниц как рекомендации.

Международный кооперативный альянс (МКА) международная неправительственная организация, объединяющая национальные и региональные союзы и федерации потребительских, сельскохозяйственных, кредитных и других кооперативов. Основан в 1895 г., объединяет национальные организации из свыше чем 60 стран и 7 международных кооперативных организаций. Главные цели МКА – содействие развитию кооперативного движения, установление сотрудничества между кооперацией различных стран, укрепление всеобщего мира и безопасности. На конгрессах МКА по инициативе делегации Центросоюза СССР и прогрессивных кооперативных организаций других стран принят ряд решений, направленных на объединение действий кооперативного и профсоюзного движения, активизацию борьбы против транснациональных корпораций, налаживание сотрудничества европейских государств. Имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН и ЮНЕСКО. Высший орган МКА – конгресс. Штаб-квартира – в Женеве (Швейцария).

Международный красный крест (МКК ) – объединение национальных и международных организаций, ставящих своей целью помощь раненым, военнопленным и другим жертвам войны, а также помощь больным и пострадавшим от стихийных бедствий. В МКК входят национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (в мусульманских странах), Красного Льва и Солнца (в Иране), Лига обществ Красного Креста (ЛОКК) и Международный комитет Красного Креста (МККК). Национальные и международные организации, входящие в МКК, юридически независимы друг от друга. Высший орган МКК – Международная конференция. Местопребывание руководящих органов МКК – Женева (Швейцария).

Международный олимпийский комитет (МОК) – высший орган современного олимпийского движения. Создан в 1894 г. на Международном конгрессе в Париже. Задачи МОК – регулярное проведение Олимпийских игр и их постоянное совершенствование, содействие развитию любительского спорта, укрепление дружбы между спортсменами всех стран. МОК принимает решения о признании национальных олимпийских комитетов (НОК) и международных федераций (МОК признал 160 НОК и 30 международных федераций), определяет программу Олимпийских игр и место их проведения. Он поддерживает также деятельность спортивных федераций по неолимпийским видам спорта. Исполнительный комитет МОК состоит из президента, избираемого на восемь лет, трех вице-президентов и пяти членов. Штаб-квартира МОК – в Лозанне (Швейцария).

  • По итогам 2007 г. руководители 50 крупнейших корпораций евро- зоны получили в 14,8 раза меньше зарплат и бонусов, чем их коллеги из США, хотя прибыльность этих компаний была всего на 15% ниже американских. Этот разрыв еще больше увеличился в посткризисный период, составив 15 раз (2011–2012 гг.).

Среди международных организаций, не входящих в систему ООН, можно выделить несколько больших групп организаций в зависимости от основных направлений их деятельности. Во-первых, это организации, направленные на снятие барьеров в развитии торговли: Всемирная торговая организация (ВТО), Международная торговая палата и др., и организации экономического плана: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Парижский клуб. Во-вторых, это организации, направленные на поддержание мира и контроль над различными видами вооружений (например, Партнерство во имя мира, организация по запрещению химического оружия, организация по обеспечению мира и безопасности в Европе и т.д.). В-третьих, это организации гуманитарного сотрудничества, такие как, например, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В-четвертых, это организации, направленные на обеспечение развития определенных отраслей мировой экономики (организация гражданской авиации). В-пятых, организации, объединяющие парламентское и профсоюзные движения (межпарламентский союз, международная конфедерация профсоюзов). В-шестых, международные организации, направленные на оказание содействия борьбе с преступностью и развитию судебной системы (Интерпол, постоянный арбитражный суд). В-седьмых, организации, направленные на развитие сотрудничества в сфере спорта, - Международный олимпийский комитет (МОК). И наконец, в-восьмых, ряд региональных международных организаций, страны-участницы которых преследуют общие интересы в определенном регионе (Совет Европы, ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Евразийское экономическое сообщество, Шанхайская организация сотрудничества, Совет Балтийских государств и т.д.).
Кроме того, нельзя забывать и о международных неправительственных организациях, число которых значительно превышает число международных правительственных организаций.
ВТО ведет свою историю с апреля 1994 г., а фактически начала работать в январе 1995 г. Предшественником ВТО являлось так называемое Генеральное соглашение о тарифах и торговле, созданное в 1947 г. для устранения барьеров для международной торговли (GATT), - серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. Целью ВТО является обеспечение возможности разрешения конфликтов, связанных с внешней торговлей, возникающих между странами-участницами. Именно ВТО ведет переговоры по снижению и отмене тарифов и других торговых барьеров. В состав ВТО входят 151 страна-участница и 31 страна на правах наблюдателя. К последней категории относится пока еще и Россия, которая активно ведет переговоры о вступлении в ВТО.
Международная торговая палата была создана в 1919 г. Основная цель этой организации состояла в обеспечении условий для свободной торговли и развития частного предпринимательства и для выражения интересов бизнеса на национальном и международном уровнях. Членами этой организации являются националь- иые торговые палаты из 91 страны мира, включая Российскую Федерацию.
Международная таможенная организация (первоначально носившая название Международный таможенный союз) была создана в 1950 г. для создания условий для кооперации таможенных органов стран-участниц. Сегодня насчитывает 172 страны-участницы, включая Российскую Федерацию.
Партнерство во имя мира - эта международная организация была образована в 1994 г. с целью расширить и интенсифицировать политическое и военное сотрудничество стран Европы, не входящих в Североатлантический блок. В состав организации вошли 23 страны. Страна автоматически выбывает из числа членов данной организации в случае ее присоединения к Североатлантическому блоку.
Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца - организация основана в 1928 г. с целью оказания гуманитарной помощи нуждающимся странам через международный комитет Красного Креста (в ходе военных операций) и Международную федерацию Красного Креста и Красного Полумесяца (в мирное время). Международная организация объединяет национальные общества, созданные в 185 странах мира и Организацией освобождения Палестины.
Международная конфедерация профсоюзов была создана в ноябре 2006 г. Предшественниками данной международной организации были Конфедерация свободных профсоюзов и Всемирная конфедерация рабочих. Всемирная конфедерация рабочих была создана в 1920 г. как международная федерация христианских профсоюзов и была переименована в 1968 г. Целью международной организации является содействие профсоюзному движению в мире. В число членов данной организации входят 305 организаций из 152 стран мира и Организации освобождения Палестины.
Межпарламентский союз был организован в 1989 г. с целью облегчить контакты между парламентариями, предоставить возможность обсуждения важных международных проблем и мер, которые могут быть приняты национальными парламентами для их решения. Союз призван защищать права человека и распространять информацию и знания о парламентских институтах. Членами этой организации являются 146 стран мира, включая Российскую Федерацию, а также 7 ассоциированных членов, таких как Центрально-Американский парламент, Европейский парламент, Парламентская ассамблея Совета Европы и др.
Интерпол - международная криминальная полиция, был организован в сентябре 1923 г. как международная комиссия по криминальной полиции, а в 1956 г. после принятия нового устава был переименован и получил современное название. Насчитывает 186 стран-участниц. Основная цель Интерпола - содействовать международному взаимодействию полицейских разных стран в их борьбе с преступностью.
Международный олимпийский комитет был основан в июне 1894 г. Главной целью Международного олимпийского комитета является содействие олимпийскому движению в мире и проведение Олимпийских игр. Ближайшие зимние Олимпийские игры состоятся в 2010 г. в Ванкувере (Канада), потом запланированы летние олимпийские игры 2012 г. в Лондоне (Великобритания) и, наконец, зимние Олимпийские игры в 2014 г. в Сочи (Россия). Сегодня в Международный олимпийский комитет входят 204 национальных олимпийских комитета из разных стран мира.
Совет Европы, куда входит и Россия, был образован 5 мая 1949 г. и начал работу в августе того же года. Его основными целями являются защита прав человека, поддержка развития демократии и обеспечение норм права, продвижение идей культурного развития Европы и поддержание ее культурного разнообразия, поиск общих решений тех проблем, которые стоят перед европейскими странами, - обеспечение прав меньшинств, недопущение дискриминации по признаку национальности, борьба с ксенофобией, развитие толерантности, борьба против терроризма, торговли людьми, организованной преступности и коррупции, предотвращение насилия в отношении детей, обеспечение и укрепление стабильности путем поддержки политических, законодательных и иных реформ. Членами этого совета являются 47 стран, и 5 стран имеют статус наблюдателей.
Число международных неправительственных организаций общественного сектора значительно превышает число межправительственных организаций, и спектр вопросов, рассматриваемый этими неправительственными международными организациями, чрезвычайно широк. Однако в основной массе неправительственные международные организации занимаются вопросами содействия решению социальных задач и вопросами социального развития. Рассмотрим только некоторые из них.
Международный совет по социальному обеспечению основан в Париже в 1928 г. Эта неправительственная организация объединяет национальные и местные организации из более чем 70 стран мира. Членами Совета также является ряд крупных международных организаций. Совет осуществляет работу по борьбе с бедностью, помощь инвалидам, безработным, представителям коренных народностей и национальных меньшинств, престарелым, мигрантам, беженцам и иным социально уязвимым группам. Совет имеет статус консультанта ООН. Предложения по социальной политике, выработанные этой международной организацией, представляются в ООН и в организации системы ООН, такие как ЮНЕСКО, Экономический и социальный совет ООН и Комиссия по социальному развитию. Совет проводит обсуждение и формирование социальной политики в странах-участницах. Как организация- консультант Совет участвует в обсуждениях вопросов социального развития, социальной защиты и социальной справедливости. Россия не представлена в этой организации.
Хелпейдж Интернешнл - эта международная неправительственная организация была организована в 1983 г. Ее членами являются более 70 неправительственных организаций из 50 стран мира. Основной задачей организации является работа с пожилым населением, поддержка развития национальных и региональных организаций, работающих в этом направлении, содействие партнерству между неправительственными организациями и правительственными структурами по вопросам пожилых людей. Целью организации является помощь пожилым людям и обеспечение им условий для полноценной, здоровой и уважаемой жизни. В странах, в которых возникают конфликты и иные чрезвычайные ситуации, Хелпейдж реализует специальные программы помощи наиболее уязвимым группам пожилого населения.
Международная ассоциация социального обеспечения была основана в 1927 г. как площадка для общения институтов социального обеспечения разных стран мира. Сегодня в нее входит 365 организаций, представляющих 154 страны мира. В число аффилированных членов от Российской Федерации входят Министерство здравоохранения и социального развития, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, в число ассоциированных членов входит негосударственный пенсионный фонд «Газфонд». Ассоциация является мировым центром обобщения и распространения опыта социального обеспечения, она ведет научную и образовательную деятельность, организует форумы и конференции для обсуждения важнейших вопросов социального обеспечения. Ассоциацией разработана международная база данных по социальному обеспечению, включающая в себя описание систем социального обеспечения, описа ние частных пенсионных систем, реформ, проводимых в сфере социального обеспечения, социального законодательства разных стран, статьи и научные исследования по вопросам социального обеспечения и словарь международных терминов социального обеспечения.

ООН - наиболее универсальная международная организация. Она включает в себя целый ряд органов и международных организаций.

Экономические вопросы занимают видное место в деятельности Генеральной Ассамблеи - ГА (General Assembly - GA) ООН, наиболее представительного органа этой авторитетной международной организации.

В Декларации тысячелетия, принятой в сентябре 2000 г., государства - члены ООН определили "цели в области развития на пороге тысячелетия" (Millennium Development Goals), главной из которых является необходимость сокращения масштабов бедности во всех ее проявлениях. Цели в области развития были разработаны на основе соглашений и резолюций международных конференций, организованных ООН в течение 90-х гг. XX в.

В повестку дня 64-й сессии Генеральной Ассамблеи (2009 г.) были включены важнейшие вопросы мировой экономики, в том числе содействие поступательному экономическому росту и устойчивому развитию. В качестве специальной темы для обсуждений была поставлена проблема достижения социально-экономического прогресса в африканских странах.

Размышляем самостоятельно. Почему именно международные организации системы ООН мы рассматриваем в качестве главных, ведущих в общей совокупности международных экономических организаций современности?

Экономические проблемы регулярно освещаются в докладах генерального секретаря ООН.

Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации, является Экономический и социальный Совет - ЭКОСОС (Economic and Social Council - ECOSOC). В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы.

Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия - 11, Африка - 14, Восточная Европа - 6, Западная Европа - 13, Латинская Америка - 10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве.

Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна страна-член не имеет права вето.

ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (Экономического); Второго (Социального); Третьего (по Программам и Сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов.

В составе Совета имеется ряд функциональных комиссий и постоянных комитетов, а также экспертных органов.

ЭКОСОС подотчетны пять региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Ливан, Бейрут).

Региональные экономические комиссии занимаются изучением экономических и социальных проблем соответствующих регионов и выработкой рекомендаций, а также осуществляют функции исследовательского, консультативного и информационно-аналитического характера.

В частности, Европейская экономическая комиссия - ЕЭК (Economic Commission for Europe - ЕСЕ), созданная ЭКОСОС в 1947 г., ставит своей главной целью укрепление сотрудничества между европейскими государствами-членами. ЕЭК ведет экономические исследования аналитического характера по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищных условий, статистике, устойчивому энергоснабжению, торговле, промышленности и развитию предпринимательства, по проблемам лесного комплекса и транспорта.

Размышляем самостоятельно. Можно ли полагать, что в деятельности международных организаций системы ООН сочетается решение как универсальных (общемировых), так и региональных проблем? Что можно было бы привести здесь в качестве аргумента?

В 1964 г. Генеральная ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD). Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышленными товарами, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.

ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-членов, так и с различными органами ООН, неправительственными организациями, представителями частного капитала, научно-исследовательскими институтами и университетами в различных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового общественного мнения, которое вынуждены учитывать и государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД содействует развитию международной торговли путем налаживания равноправного сотрудничества между государствами.

ЮНКТАД стала одним из важных международных экономических форумов, рекомендации и решения которого оказали существенное воздействие на мировую торговлю. Однако возникновение ВТО потребовало уточнения сферы и направлений деятельности ЮНКТАД. На IX сессии этой организации, проходившей в 1996 г., было решено, что ЮНКТАД следует сохранить как орган Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам торговли и развития. Ее задачей останется освещение происходящих в мировой экономике изменений в их связи с торговлей, инвестициями, технологией, услугами и развитием. При этом она будет сотрудничать и координировать свою деятельность с ВТО и другими многосторонними учреждениями.

На X сессии ЮНКТАД в 2000 г. (Бангкок, Таиланд) была подтверждена роль этой организации в процессе интегрирования экономики развивающихся стран во всемирное хозяйство и в мировую торговую систему на здоровых и равноправных началах.

ЮНКТАД публикует целый ряд исследований, получивших мировое признание, в частности Handbook of Trade and Development Statistics, World Investment Report.

В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН - ПРООН (United Nations Development Programme - UNDP). ПРООН учреждена в 1965 г. Штаб-квартира организации - в Нью-Йорке.

Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения.

В настоящее время ПРООН координирует усилия, направленные на реализацию ориентиров развития, которые были определены ООН на третье тысячелетие, в частности снижение в 2 раза уровня бедности к 2015 г.

ПРООН составляет и ежегодно публикует Доклад о развитии человеческого потенциала (Human Development Report), который уже давно стал заметным явлением среди публикаций международных организаций. Одним из главных показателей докладов является Индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП (Human Development Index - HDI), в котором обобщаются данные по трем основным показателям:

■ продолжительность жизни здорового человека;

■ уровень образования;

■ уровень жизни.

ИРЧП рассчитывается на базе трех индексов: а) индекса продолжительности предстоящей жизни при рождении; б) индекса образования; в) индекса ВВП на душу населения.

Несмотря на определенную условность методики расчета этого Индекса, он позволяет сопоставлять и до некоторой степени сравнивать уровни развития стран не только с точки зрения валового внутреннего продукта, но и по более широкому кругу социально-экономических показателей.

Размышляем самостоятельно. В каких темах курса "Мировая экономика" мы уже обращались к проблемам, связанным с Индексом развития человека?

Экономический и Социальный Совет осуществляет согласование деятельности 19 специализированных учреждений ООН (табл. 23.1)

Таблица 23.1. Специализированные учреждения ООН

Название на русском языке

Название на английском языке

Г од создания или учреждения

Местоположение

Всемирная метеорологическая организация. ВМО

World Meteorological Organization. WMO

Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ

World Health Organization. WHO

Всемирная организация интеллектуальной собственности, ВОИС

World Intellectual Property Organization, WIPO

Всемирная туристская организация. ЮНВТО

World Tourism Organization

Всемирный почтовый союз, ВПС

Universal Postal Union, UPU

Группа Всемирного банка

В том числе:

Международный банк реконструкции и развития, МБРР

World Bank Group

International Bank for Reconstruction and Development, IBRD

Вашингтон

Международная ассоциация развития. МАР

International Development Association. IDA

Вашингтон

Международная финансовая корпорация, МФК

International Finance Corporation. IFC

Вашингтон

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. МИГА

Multilateral Investment Guarantee Agency. MIGA

Вашингтон

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС

International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID

Вашингтон

Международная морская организация. ИМО

International Maritime Organization, IMO

Международная организация гражданской авиации, ИКАО

International Civil Aviation Organization, ICAO

Монреаль

Международная организация труда, МОТ

International Labour Organization. ILO

Международный валютный фонд, МВФ

International Monetary Fund. IMF

Вашингтон

Международный союз электросвязи. МСЭ

Telecommunication Union. ITU

Международный фонд сельскохозяйственного развития, МФСР

International Fund for Agricultural Development, IFAD

Организация Объединенных Наций по вопросам образования. науки и культуры, ЮНЕСКО

United Nations Educational. Scientific and Cultural Organization. UNESCO

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО

United Nations Industrial Development Organization, UNIDO

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, ФАО

Food and Agriculture Organization of the United Nations, FAO

Рассмотрим деятельность некоторых специализированных учреждений ООН, играющих заметную роль в международных экономических отношениях.

Из представленной таблицы очевидно, что некоторые международные организации появились значительно раньше, чем ООН, и лишь много позже получили статус специализированных учреждений. К их числу относится, в частности, МОТ, ставшая в 1946 г. первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

Организация осуществляет разработку международной политики и программ в области трудовых отношений, принимает международные трудовые стандарты, способствует их принятию странами-членами, оказывает содействие в организации профессиональной подготовки и обучения.

МОТ имеет уникальный характер: в подготовке решений на равных условиях участвуют представители правительств, трудящихся и предпринимателей. Главный ее орган - Международная конфедерация труда, где каждая страна представлена четырьмя делегатами (два от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей), созывается не реже 1 раза в год (обычно в июне в Женеве). Каждый делегат голосует индивидуально. Поэтому делегаты от трудящихся и предпринимателей могут голосовать против позиции, занимаемой делегатами от правительства.

Одним из самых крупных специализированных учреждений ООН является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - ФАО, призванная решать задачи повышения уровня обеспеченности продовольствием, совершенствования условий жизни сельского населения, увеличения производительности труда в сельском хозяйстве. Членами ФАО являются почти все страны - члены ООН. Коллективным членом ФАО является также ЕС.

ФАО осуществляет мониторинг мирового сельского, лесного и рыбного хозяйства. В последние годы организация уделяет повышенное внимание проблемам обеспечения долговременного устойчивого развития сельского хозяйства, увеличения производства продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности с учетом требований сохранения окружающей среды.

ФАО ежегодно публикует статистические ежегодники, в том числе о состоянии сельскохозяйственного производства и торговли сельскохозяйственной продукцией. Наиболее известным является ежегодный Доклад о состоянии продовольствия и сельского хозяйства (The State of Food and Agriculture - SOFA). Большой объем сведений о состоянии сельского хозяйства в различных странах содержится в базе данных на сайте организации.

Организация ООН по промышленному развитию - ЮНИДО статус специализированного учреждения ООН получила в 1985 г. Как следует из названия, ЮНИДО призвана оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала. В последнее время организация также ставит своей целью способствовать укреплению позиций вышеуказанных стран в условиях усиления конкуренции в глобальной экономике.

Главные усилия ЮНИДО направлены на мобилизацию знаний, навыков, информации и технологии для создания новых рабочих мест, конкурентоспособной экономики и экологически безопасного и устойчивого экологического развития. Все это должно способствовать сокращению масштабов бедности в мире.

Деятельность ЮНИДО осуществляется в виде интегрированных (комплексных) программ и отдельных проектов.

Основным источником средств на осуществление проектов по линии ЮНИДО является Программа развития ООН. Однако определенная часть средств поступает в виде взносов стран-членов и спонсорской помощи.

В сфере атомной энергетики широкую известность приобрела деятельность Международного агентства по атомной энергии - МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency), основанного в 1957 г. как автономного учреждения под эгидой ООН. Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене. Агентство превратилось в центральный межправительственный орган научного и технического сотрудничества в области использования ядерной энергии. В последние годы значение МАГАТЭ возросло в связи с увеличением числа ядерных программ в различных странах мира.

Размышляем самостоятельно. Как вы думаете, деятельность каких из названных международных организаций системы ООН связана с решением глобальных проблем современности?

В мировой финансово-банковской сфере видное место занимают специализированные учреждения ООН - МВФ и организации, входящие в Группу Всемирного банка.

2.1. Общеэкономические организации.

2.1.1. Региональные интеграционные группировки (или торгово-экономические союзы):

· Содружество Независимых Государств (СНГ).

· Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).

· Европейский Союз (ЕС).

· Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

· Арабская зона свободной торговли (АФТА).

· Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

· Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР);

· Зона свободной торговли Америки (ФТАА).

2.1.2. Прочие экономические организации:

· Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

· Организация Красного креста и Полумесяца.

2.2. Отраслевые организации.

2.2.1. Организации в области торговли:

· Всемирная торговая организация (с 1 января 1995 года). Стала преемницей ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

· Международный торговый центр.

· Международная торговая палата.

· Международный таможенный союз.

2.2.2. Финансовые организации:

· Парижский клуб представляет интересы 19 стран-кредиторов.

· Лондонский клуб банков-кредиторов объединяет более 600 крупнейших коммерческих банков США, Западной Европы и Японии.

· Банк международных расчетов (БМР).

· Международная финансовая корпорация (МФК).

· Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).

· Международный инвестиционный банк (МИБ).

· Европейское финансовое общество (ЕФО).

· Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

· Европейский экономический валютный союз (ЕЭВС).

2.2.3. Производство и торговля, регулирующие отдельные виды товаров и сырья:

· Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК).

· Европейское объединение угля и стали (ЕОУС).

2.2.4. Производство и торговля сельскохозяйственным сырьем и продовольствием:

· Международная организация по кофе.

· Международная организация по сахару.

· Международная организация стран-экспортеров бананов.

2.2.5. Прочие:

· Международный союз работников железнодорожного транспорта.

ООН: главные организации и их характеристика.

Классификация международных экономических организация по сфере регулирования.

а) Международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства:

· Организация промышленного развития ООН (ЮНИДО).

· Программа развития ООН (ПРООН).

· Международное энергетическое агентство (МЭА);

б) Международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли:

· Всемирная торговая организация (ВТО);

· Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

· Международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров.

в) Региональные экономические организации.

г) Международные валютно-кредитные и финансовые организации:

· Международный валютный фонд;

· Группа Всемирного банка;

· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

д) Международные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность:

· Комиссия ООН по транснациональным компаниям.

е) Международные неправительственные организации, содействующие развитию международного бизнеса:

· Международные и региональные союзы предпринимателей;

· Международная торговая палата;

· Региональные торговые палаты.

Третий критерий классификации международных экономических организаций - по характеру компетенции.

а) Международные организации, обладающие общей компетенцией, например, ООН.

Компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества за исключением конкретных вопросов, отнесенных к компетенции ее специализированных учреждений.

б) Международные организации, обладающие специальной компетенцией:

Ø Специализированные учреждения ООН:

· Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

· Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

· Всемирный почтовый союз (ВПС).

· Международная ассоциация развития (МАР).

· Международная организация труда (МОТ).

· Международный союз электросвязи (МСЭ).

Всего - 15 специализированных учреждений ООН.