Светлана Хохрякова

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность , развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности .

Сегодня процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность .

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность .

Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Говоря о формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.

В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду .

Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить условия для формирования этих качеств уже в дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет при соответствующих условиях и совместной деятельности со взрослым в детском саду способны овладеть данными умениями.

Наибольшее развитие познавательной активности и расширение познавательных интересов воспитанников происходит в детском экспериментировании и проектной деятельности .

Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.

Она составляет мощную, стимулирующую основу для формирования у дошкольников познавательной мотивации. Одной из целей педагогического коллектива по использованию проектной деятельности является объединение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) .

Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .

Задачи развития :

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Что дает проектная деятельность каждому участнику ?

Сотрудничество детей происходит в социально значимой ситуации, поэтому у каждого ребенка появляется возможность проявить свои индивидуальные способности и реализовать свои индивидуальные познавательные интересы.

У родителей формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению, развивается родительская компетентность. Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения :

Наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

Получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду , но и принять активное участие в жизни группы;

Смогли реализовать свои творческие способности.

Педагогам предоставляется возможность активного и творческого самовыражения. Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод :

Проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;

Обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;

Осуществляют поисковую педагогическую деятельность ;

Реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности ).

Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным разделам программы «Радуга» , включать в него различные методики и технологии. В своей практике я использую следующие виды проектов :

Исследовательские - творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна ;

Ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) ;

Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника , детского дизайна , например «Театральная неделя» ).

Технологию проектирования , которую я стремлюсь положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду , способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Приложение

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта .

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта .

4. Составление плана-схемы проекта .

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий , игр и других видов детской деятельности .

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта , открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

К кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов .

Публикации по теме:

1. Вступительное слово, «Приветствие». Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу выразить надежду, что сегодняшний вечер мы проведем интересно.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду» Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться.

Проектная деятельность в детском саду Проектная деятельность в детском саду. «Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому.

Проектная деятельность в детском саду Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах.

Проектная деятельность в детском саду.

Введение

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

Метод проектов

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.

Способы разработки проектов в ДОУ

1. Системная паутинка по проекту

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.

КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.

3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Классификация тематических проектов в ДОУ

1. По доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательски - творческий

Ролево - игровой

Творческий

Информационный (практико-ориентированный)

2. По предметно- содержательной области:

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

3. По характеру координации:

Непосредственный

Скрытый

4. По характеру контактов:

С воспитанниками одной группы

С воспитанниками нескольких групп

С воспитанниками всего ДОУ

5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

Краткосрочные (1 – 3 недели)

Средней продолжительности (до месяца)

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

1. Исследовательски - творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).

2. Ролево - игровой . Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.

3. Информационный (практико-ориентированный) . Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)

4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Что такое "проект"?

Каждый проект - это "пять П":

Проблема;

Проектирование (планирование)

Поиск информации;

Продукт;

Презентация

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

2. Тема проекта и ее происхождение.

3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.

4. Системная паутинка проекта.

5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

6. Краткое содержание проекта:

* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

7. Описание продукта проекта : для детей, для педагогов, для членов семьи

8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

Уважаемые коллеги, я желаю вам творческих успехов в проектной деятельности с дошкольниками!

Введение в тему

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.

Технология проектирования в ДОУ

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________
3. Необходимые материалы ___________________________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем? ____________________________________________________________________
Что мы хотим узнать? _________________________________________________________________
Как нам найти ответы на наши вопросы? _________________________________________________
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) ___________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта ______________________________

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Развитие у детей проектных умений

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5. Надлежащее оформление:соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

После защиты проекта переходят к его реализации, т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.

Алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей

Этапы

Задачи Деятельность творческой группы Деятельность научно-методической службы
Начальный Определение темы, проблемы. Выбор группы участников Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы)
Наблюдение.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение, консультация.
Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление Наблюдение, советы (по просьбе группы)
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценки Наблюдение.
Направление процесса анализа (если необходимо)
Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Актуальность темы проекта

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач по краеведению, использование региональных и парциальных программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Сроки: декабрь – апрель.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:

  • Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
  • Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.
  • Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  • Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям.
  • Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Приангарья.
  • Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего возраста к культуре родного края», составленный на основе программ: «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; региональной программы «Животный и растительный мир Прибайкалья» Л.А. Мишариной.

Прогнозируемый результат:

  • Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
  • Расширение связей ДОУ с социумом.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Тематический план работы

Разделы работы

Основное содержание, сроки

Познавательно-речевое развитие

«Я и вся моя семья» Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (декабрь 2008)
«Наш поселок Михайловка» Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к памятникам, учреждениям: музей, школы, больница, магазины, ЦВР, ЦОН, ДШИ Посещение храма Василия Великого, совместно с родителями (декабрь 2008 – январь 2009)
«Любимый Иркутск – середина Земли» Рассматривание иллюстраций об Иркутске, беседы о гербе Иркутска.
Посещение детьми с родителями музеев, галерей, театров, цирка, дельфинария и составление рассказов об уведенном или представление видео.
Чтение произведений иркутских писателей и поэтов (январь, февраль 2009).
«Природа Приангарья» Циклические наблюдения за природой, погодой (декабрь – апрель)
Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь)
«Помоги птицам зимой» (январь)
Рассматривание фотоальбома Малеева «Животный мир Сибири»
Занятия природоведческого цикла: «Реки Сибири», «Викторина о Байкале» (для родителей)
Чтение детям произведений Иркутского автора Софьи Бунтовской «Экологически чистых сказок с берега Байкала»
Досуговые мероприятия: «День Земли», «Синичкин календарь».
«Развитие связной речи детей 5–7лет» Знакомство детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты «Мое село», «Черемховские новости», журнал «Сибирячок».
Драматизация с детьми сибирских сказок. Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказок, участие в постановке произведений и сказок. Семейный театр.
Знакомство со сказками, легендами о Байкале. Пересказы этих произведений.
Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об интересных местах поселка (вокзал, школа, музей, храм, театр)
Составление описательного рассказа о храме
Чтение эпизодов из детской библии разговор о впечатлениях.
Приобщение родителей к приобретению и чтению журнала «Сибирячок»
Посещение библиотеки, встречи с местными авторами. Составление рассказов по впечатлениям.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Народные традиции, промыслы, приметы: «Коляда», «Сибирские посиделки», «Праздник русского валенка»
Праздники народно-земледельческого цикла

Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство Приангарья»

«Изобразительное искусство Приангарья» Ознакомление детей с деревянным зодчеством Иркутска. Знакомство с творчеством художников Приангарья. Посещение родителями с детьми Иркутского художественного музея. Посещение выставок ДШИ.
«Музыкальная культура Сибири» Разучивание народных песен, потешек, частушек регионального содержания. Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае. Выступление перед детьми вок. групп ДК «Жарки» – «Ветераночка», «Любавушка»
Цикл занятий по музыкальному воспитанию: «Музыкальная культура Сибири»

Физическая культура

«Игры народов Сибири» Изготовление родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Сибири в папку-передвижку.
Разучивание с детьми игр: «Иголка, нитка, узелок» «Коршун», «Льдинка, Ветер и Мороз», «Олени и пастухи», «Ястреб и утки», «Ручейки и озера»
Спортивный праздник «Спортивная семья»

Перед педагогическим коллективом стоит важная задача: выпустить в школу любознательных и активных детей, поэтому воспитатели пишут различные программы по установленным стандартом. Также они осуществляют проектную деятельность в детском саду по ФГОС.

Что такое ФГОС?

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС - это взаимодействие педагогов, детей и их родителей. В результате совместной работы у детей развиваются познавательные способности и творческое мышление. Ребята учатся самостоятельно искать информацию и применять ее на практике.

Когда речь идет о проектной , воспитатель должен помнить, что для ребенка он становится равным партнером. Чтобы создать доверительные отношения, педагогу нужно соблюдать определенные условия.

  1. Воспитатель делает задания вместе с детьми - так он дает понять, что они находятся на одном уровне. Взрослый-учитель просто показывает приемы и наблюдает за деятельностью детей.
  2. Ребенок должен принимать участие в занятиях добровольно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своей деятельностью.
  3. Свободное перемещение ребят во время занятий.
  4. Работа над проектом в индивидуальном темпе.

Как реализуется

Проектная деятельность в д/саду рассматривается вне традиционной сетки занятий. Каждый проект требует тщательного планирования и продумывания деталей. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС базируется на следующих теоретических принципах:

  • основное внимание уделяется ребенку;
  • соблюдается индивидуальный темп работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха;
  • базовые знания усваиваются легче из-за своей универсальности.

Почему проектная деятельность в дет. саду является всегда актуальной? Потому что у каждого малыша есть свои явные и скрытые особенности, а в каждом возрасте - сензитивные периоды. Данное направление позволяет это все учесть и создать необходимые условия для максимальной реализации детских возможностей.

Виды проектной деятельности в саду

  • Исследовательская. Основная цель в данном направлении - поиск ответов на вопросы: "почему", "как" и т. д. Дошкольник не просто слушает то, что говорит ему воспитатель, но и сам становится исследователем и пытается найти ответ на вопрос. Задача воспитателя - создать условия для самостоятельного поиска ребенком ответов.

Далее дошкольник включается в проектную деятельность и вместе с педагогом проводит эксперименты и т. д. Затем малыш демонстрирует результат своей исследовательской деятельности и рассказывает, как он понял тему. Воспитатель также предлагает интеллектуальные игры для закрепления изученного материала.

    Творческая. Особенность этого вида проектной деятельности в детском саду по ФГОС - это продолжительность по времени и коллективный характер. На начальном этапе происходит обсуждение и выбор темы, далее воспитатель ищет способы мотивации, чтобы каждый ребенок принял участие в работе.

Самым сложным в творческом подходе является этап, на котором дети пытаются прийти к общему решению, потому что дошкольникам еще трудно донести друг до друга свою точку зрения. Воспитатель не должен становиться на чью-то сторону, он должен дать детям возможность прийти к самостоятельному решению.

Это поможет детям преодолеть эгоцентризм и выйти на новый уровень коммуникации. Далее происходит реализация замысла и его презентация. Показывают результат не все дети, а избранные представители, которые расскажут о ходе работы.

  • Нормативная. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС в данном направлении подразумевает то, что дети самостоятельно создают систему правил и норм в группе. Данные проекты помогают решить но реализовываются исключительно детьми.

Конечно, это не означает, что педагог не контролирует процесс создания правил. Вначале воспитатель проводит с детьми этические беседы, в ходе которых формируется необходимое поведение. Затем проводится обсуждение неблагоприятных последствий, и только потом формируются правила группы.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.

В детском саду.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности .

Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (н-р: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой). Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды(экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

· вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

· формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

· формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

· развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Исследовательско- творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

«Дерево», «По следам елочных игрушек»

Ролево-игровые : (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы);

С. р игра «Морской круиз», « В гости к бабушке».

Информационно- практико - ориентированные : дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.);

«Украсим группу к празднику», «Книжкина больница»

Творческие: (оформление результата в виде детского праздника. Детского дизайна, н-р «театральная неделя»

Ø Творческий (6 – 7 лет)

Интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. Выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:

Выбор темы проекта, его типа, количества участников Постановка проблемы. Постановка цели. Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов работы, распределение ролей. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам. Промежуточное обсуждение полученных данных. Защита проектов. Коллективное обсуждение. Результаты внешней оценки, выводы.

Тему и проблему формулирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого. В детском саду темы проектов должны основываться навоспроизведении домашней жизни: жилище, оборудование, отношения в семье , обязанности членов семьи, работа взрослых. Затем тематика расширяется до воспроизведения общественной жизни.

Главное условие - проектирование должно быть нацелено на применение имеющихся знаний и приобретение новых. (н –р, когда дети построят для своих кукол домики, воспитль выдвигает идею расположить их рядом – появляется улица. Улица должна иметь название, домики – номера. Педагог показывает детям буквы и цифры – приобретаются новые знания.

Педагог помогает детям спланировать деятельность, организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организует работу над проектом поэтапно: направляет на поиск решений, экспериментирование, предметно – речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую. Оказывает практическую помощь (по необходимости). К реализации проекта можно привлекать родителей дошкольников. Они помогут детям собрать и оформить материалы. Среди дошкольников не следует проводить конкурсы по защите проектов. Хорошая форма – фестивали проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. В каждом проекте нужно увидеть и отметить что - то хорошее, создать каждому ребенку ситуацию успеха.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения