Исследовательский проект

Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи

Учитель начальных классов:

Миненко Наталья Павловна

I квалификационная категория

МКОУ «Лобанихинская СОШ»

2014 год

Содержание проекта

1. План исследовательской работы

2. Обращение к собственному опыту

3. "Круглый стол" учителей

4. Содержание исследовательской работы

5. Наблюдение за детьми на уроках

6. Теоретические основы

8. Рефлексиия

1. План исследования:

Самоанализ

"Круглый стол" учителей

Схема урока

Анализ методической литературы;

Рефлексия.

Обращение к собственному опыту

Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер, работа в команде, уже в школе , мы формируем данное умение. Поэтому, я решила исследовать о собенности организации совместной деятельности на уроке развития речи .

"Круглый стол" учителей

Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи.

Цель: выявить отношение учителей к о собенност ям организации совместной деятельности на уроке развития речи в начальной школе, совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов в области организации совместной деятельности.

Задачи:

Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей школы.

Обмен опытом работы педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации совместной деятельности учащихся.

План.

1. Самоанализ учителей.

2. Из опыта работы. Методы и приемы организации совместной деятельности на уроке.

3. Обсуждение перечня общеучебных умений и навыков учащихся: «ЗА» и «ПРОТИВ»

4. Памятка для учителя «По организации совместной деятельности на уроках ».

Решение:

Продолжить работу по проблеме

Разработать конспект урока развития речи с целью обоснования потребности в организации совместной деятельности в учительской практике.

Полученные ответы, а также наш комментарий к ним представлены в таблице 1.

Анализ беседы учителей за круглым столом

Вопрос

Ответы

Комментарий

1.Какую работу на уроках вы проводите каждый день?

Настроить на работу, проверить, что они делали дома, готовились ли к данному уроку, проверить письменное задание и вызвать несколько учеников, чтобы произвести устную проверку.

С ростом объёма образовательного курса школы учителю становится всё труднее и труднее добиваться от учащихся глубоких и прочных знаний.

2.Что же изменяется в работе учителя, как меняются его функции в связи с введением совместной деятельности?

Учитель координирует, направляет. Используется редко, требует предварительной подготовки. Легче запланировать деятельность учителя, чем ученика.

Изменяется деятельность каждого ученика, а как следствие изменяется в корне и деятельность профессионального педагога, учителя.

3.С какими трудностями сталкивается учитель при организации совместной деятельности на уроке.

Самая большая трудность координировать предложенные детьми варианты.

Учителя боятся отступить от намеченного ими плана.

4.С какими трудностями сталкивается ученики при организации совместной деятельности на уроке.

Не умеют работать самостоятельно

Не могут высказать свои мысли вслух

Не умеют договариваться.

Данные трудности возникают вследствие того, что учитель не уделяет нужного внимания к данному виду деятельности.

Содержание исследовательской работы

Анализ беседы " Круглого стола", доказал необходимость организации совместной деятельности в начальных классах. Данная работа требует основательной подготовки учителя, чтобы возрас ло качество наблюдательности у отдельных детей, более взвешенно принима лись решения, эффективнее выявля лись ошибки и их причины, надежнее осуществля лись психомоторные функции при групповой «мозговой атаке» реш ались конструкторски е , технически е задач и.

Таким образом, проделанная работа позволяет нам сформулировать гипотезу.

Гипотеза: совместная деятельность способствует развитию речи учащихся. (Эксперимент: инд.-груп. груп.-инд.)

Тема: " Особенности организации совместной деятельности на уроке развития речи" .

Цель: уточнить содержание совместной деятельности

Задачи: уточнить содержание совместной деятельности; проанализировать методическую литературу по данному вопросу; проанализировать УМК по развитию речи.

Схема урока (Приложение 3)

Теоретические основы

Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. (Деятельность= активность)

Понятие "Деятельность"ввел в обиход отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн. В дальнейшем, разрабатывая и детализируя свою теорию, построенную на данном принципе, С. Л. Рубинштейн выделил ряд характерных признаков, определяющих деятельность в его понимании: " ...1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная" .

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более - составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности?

Не развиты представления о смысловой стороне слова;

Не сформированы умения отбора слов и точность их употребления;

Не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

Не развита монологическая речь.

Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер, работа в команде, уже в школе мы формируем данное умение.

Основными чертами совместной деятельности является наличие помимо индивидуальных также общих целей и мотивов труда, разделение задач и содержания трудового процесса на функционально связанные, взаимозависимые компоненты единой деятельности (совмещение индивидуальных деятельностей), строгое согласование, координация индивидуальных деятельностей и необходимость управления совместной деятельностью, наличие единого пространственно-временного функционирования участников этой деятельности и т.д.

Существует различные виды совместной деятельности. Л.И.Уманский выделяет три ее модели:

Модели совместной деятельности:

1 модель.

Группа имеет общее задание, но каждый член группы делает свою часть общей работы независимо друг от друга. Эта модель контактной группы условно обозначается как совместно-индивидуальная; она характерна как для некоторых видов ручного труда, так и для современных высокотехнологичных производств. Для участников таких групп характерна высокая инициативность, ориентация на результат и индивидуальные достижения.

2 модель.

Общая задача совместной деятельности выполняется последовательно каждым членом группы (совместно-последовательная деятельность), что свойственно для конвейерного, поточного производства. Для членов организации с таким типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, строгое соблюдение инструкций, деловая зависимость производительности и качества труда от результатов деятельности других членов группы.

3 модель.

Общая задача выполняется при непосредственном, одновременном взаимодействии членов группы между собой (совместно-взаимодействующая деятельность). Она характерна для многих видов работ, при групповом обсуждении, в командных спортивных играх. Для членов подобных групп свойственна высокая ориентация на коллективные цели, нормы и ценности, приверженность группе и авторитету лидера.

Выделены два типа организации совместной деятельности - взаимосвязанный и взаимозависимый, которые различаются по характеру взаимодействия и взаимозависимости членов группы и, в свою очередь, определяют особенности такого свойства, как психологическая совместимость членов группы.

Характер совместной деятельности и, в частности, ее эффективность в значительной степени определяются особенностями соотношения ее индивидуального и коллективного компонентов, которое зависит, главным образом, от уровня взаимосвязанности членов группы. Условно выделяются следующие уровни взаимосвязанности: 1) изолированность (физическая и социальная); 2) «концептуальная» взаимосвязанность (потребность в общении); 3) формальная взаимосвязанность (молчаливое присутствие других людей); 4) «взаимовлияние» (восприятие и поведение с учетом мнения и оценок других членов группы); 5) действенная взаимосвязанность (через средства реализации рабочих действий); 6) коллективистская взаимосвязанность.

О роли различных уровней взаимосвязанности в совместной деятельности свидетельствует, например, тот факт, что в присутствии других людей продуктивность деятельности повышается, примерно, у 40% учащихся и снижается у 25%. При сравнении групповой и индивидуальной форм работы установлено, что в группе возрастает качество наблюдательности у отдельных детей, более взвешенно принимаются решения, эффективнее выявляются ошибки и их причины, надежнее осуществляются мнемические и психомоторные функции при групповой «мозговой атаке» решение конструкторских, технических задач более эффективно, но индивидуальное творчество особо одаренных индивидов может превосходить групповое творчество.

Сравнительный анализ индивидуального и группового выполнения деятельности в целом показывает, что преимущества и недостатки той или иной формы работы зависят как от содержания конкретной учебной деятельности, показателей и критериев ее оценки, так и от формы совместной деятельности и индивидуальных особенностей учащихся.

Признаки групповой работы учащихся

    класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

    каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

    задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

    состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

Компоненты групповой деятельности учащихся.

    Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

    Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

Работа по выполнению учебного задания.

    Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

    Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

    Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

Формы организации совместной учебной деятельности:

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это обсуждение темы, подбор слов, выполнение учащимися всевозможных упражнений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

Тип урока:

    Урок - задание.

Предъявление педагогом учебных заданий и их выполнение детьми.

Определение педагогом задач урока:

Формулирование заданий,

Объем заданий,

Разнообразие заданий,

Уровень сложности заданий,

Дифференцированность заданий.

Использование групповой работы для выполнения учебных заданий.

Контроль за выполнением заданий.

Оценивание выполненных заданий.

    Урок – проблемная ситуация

Постановка педагогом и детьми проблем и их решение в совместной деятельности.

Организация совместной деятельности по постановке проблемы:

Создание проблемной ситуации,

Формулирование вопросов,

Выработка вариантов решения (версий, гипотез),

Обоснования, аргументация.

Организация групповой работы по решению проблем.

Организация рефлексии и оценивание совместной работы.

Оценивание результатов и индивидуальных достижений.

    Урок - диалог

Взаимодействие взрослых и детей по порождению и реализации образовательных инициатив.

Проявление образовательных инициатив участников совместной деятельности.

Формирование групп для реализации инициатив:

Постановка задач,

Проектирование содержания и форм работы,

Выбор позиций участия в совместной деятельности

Определение состава участников в группах,

Распределение работы в группе,

Взаимодействие по решению задач.

Взаимодействие разных групп

Презентация результатов,

Обсуждение,

Рефлексия способов и результата работы.

Анализ и оценка совместной деятельности.

Определение перспектив совместной работы.

Используемая литература:

1. ЛьвовМ. Р. «Развитие речи младших школьников», «Просвещение»,1985г.

2. ЯковлеваВ. И. «Сборник изложений», «Просвещение»,1972г.

3.Черноусова Н. С. «Сочинения в начальных классах». М. «Просвещение»,1976г.

4. Есенина С. А. « Как научить вашего ребенка писать сочинения», издательство «Грамотей»,2005г.

5. Цукерман Г. А. «Введение в школьную жизнь». Томск «Пеленг», 1996г.

6. Журнал «Начальная школа», № 5. 2000г. ,№ 9,2001г.

7. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении». М «Просвещение»,1992г.

8. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.

10. Ильин Е. Рождение урока. – М., 1986.

11. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- М., 1987.

Рефлексия

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той "верительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модели

I . Общая задача, каждый работает отдельно.

II . Общая задача, выполняется последовательно каждым членом группы.
III . Общая задача, выполняется при одновременном взаимодействии членов группы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка по организации совместной деятельности на уроках:

1) В основе деления на группы- психологическая совместимость;

2) Количество человек от3 до 6;

3) 50% от группы способны работать самостоятельно;

4) Учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

5) Выслушивать детей, давать им высказывать свои мысли, если даже они говорят неправильно.

6) Ждите от ребёнка " выдающихся успехов" , тогда он поверит в свои силы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект урока

Цель: Создать условия для организации совместной деятельности на материале написания волшебной сказки.

Задачи:

Формирование речевых умений:

Осмысливать тему;

Ставить задачу высказывания;

Отбирать материал в соответствии с темой и задачей;

Строить сюжет в развитии темы; совершенствовать созданное высказывание

Формирование творческих способностей.

Предварительная подготовка: на уроках литературного чтения – инсценирование сказок.

3 класс МБОУ Лобанихинская СОШ

Ход урока

    Определение темы, постановка УЗ

Перед вами карточки с изображением предметов, возьмите по одной, рассмотрите. Где вы с ними встречались? (В сказках)

Возьмите этот волшебный клубочек, передавая его друг другу, вспомните любые другие волшебные предметы, называя сказку.

На какие группы можно разделить?

(Деление класса на группы: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.)

Работа в группах

Вспомните и запишите признаки волшебной сказки (5 мин.)

Кто готов? Представьте результат работы. Обсуждение, составление общих признаков. (Дети называют, учитель записывает на доске.)

Зачин, концовка

Троекратный повтор

Герой (его характер)

Преследователь

Помощник

Волшебный предмет

Предположите тему урока. (Ответы детей)

    Обсуждение темы сочинения

Тема записывается на доске, а у детей в тетради. В процессе обсуждения фиксируются варианты раскрытия тему.

Сформулируйте вопросы, помогающие понять тему сочинения? (О чём может рассказать сказочник? Кому и что именно? Зачем он будет рассказывать?)

Волшебная сказка

Кому? Мальчикам Девочкам Взрослым Игрушкам Детям

О чём? О событиях О своих мечтах о поступках

Зачем? Рассказать о наблюдениях Выразить свои чувства Сообщить историю

Совместное обсуждение темы. Признаки волшебной сказки (коллективно).

    Отбор материала к сочинению.

Выбирается один аспект развития темы.

От чего зависит отбор слов и образных выражений? (тема, задачи, типы создаваемого текста)

Какой тип текста вы будете создавать? (Т-П)

Из каких частей будет состоять текст (Начало, основная часть, концовка)

Опираясь на вопросы, учащиеся набирают материал к сочинению, прорабатывают его сюжет.

О чём вы поведаете в первой части?(Мальчишки играли в футбол возле речки, мяч улетел в кусты, ребёнок пошёл за ним и попал в волшебную страну)

О чём основная часть? (Дорога домой и приключения)

Чем можно закончить?(Проснулся, огляделся…)

Нарисуй сюжет основной части сказки.

    Работа в черновике.

    Редактирование чернового варианта.

Что нужно проверять в тексте? Как проверять свою работу?

Заслушивается 1-2 сочинения, редактируется.

    Написание сочинений в тетради с последующим оцениванием результата.

    Д/З

СТОП- КАДР…

Волшебный предмет из сказки- КЛУБОЧЕК


Пишем, иллюстрируем…

Предварительная работа- инсценирование сказок по выбору детей.



Иллюстрации…

Тип совместной деятельности - это способ взаимодействия в рамках коллективного труда, способ организации коллективного труда. Типология совместной деятельности используется в определении последовательности работ и разработке организационной структуры. Выделяются следующие типы:
Совместно взаимодействующий тип характеризуется обязательностью каждого в решении общей задачи, интенсивность труда исполнителей примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, мало изменчивы. Эффективность общей деятельности людей в равной степени зависит от труда каждого из участников. Для людей, работающих в ситуации совместно взаимодействующей деятельности, характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера и группе.
Совместно-индивидуальный тип отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное время. Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, пассионарность, ориентация на результат и индивидуальные достижения.
Совместно-последовательный тип отличается от совместно- индивидуального временным распределением, а также порядком участия
каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем второй, третий и т.д. Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах.
4) Совместно-творческий тип характеризуется тем, что каждый участник процесса является равноправным создателем нового, ориентирован на инновации, повышение собственной профессиональной компетентности. Участники совместно-творческой деятельности обладают ярко выраженной ориентацией на сотрудничество со специалистами разных областей, гибкостью смены позиций. Для коллективов, принадлежащих к такому типу деятельности, основной целью становится получение нового знания, создание условий для индивидуального развития, уважение прав каждого. Команда проекта не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Мотивация - это процесс стимулирования человека или группы людей к активизации деятельности по достижению целей организации. Современные теории мотивации делают упор на выявление перечня и структуры потребностей людей.
Потребности - это осознание недостатка чего-либо, вызывающие побуждение к действию. Потребности можно разделить на первичные и вторичные. Первичные потребности имеют физиологическую природу. Это потребности в еде, сне, безопасности своей и близких людей. Вторичные потребности возникают по мере приобретения жизненного опыта. Это потребности в общении, самоутверждении, признании, престиже, карьерном и профессиональном росте, наконец, самореализации.
Удовлетворить потребности можно с помощью вознаграждений.
Вознаграждение - это все то, что человек считает для себя ценным. При этом необходимо учитывать индивидуальность человека, его личное понятие ценности.
Различают внешнее и внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение дается организацией (зарплата и прочие выплаты, оплаченное питание, личное медицинское страхование, социальные льготы, низкопроцентные кредиты, продвижения по службе, официальные поощрения - грамоты, награды и т.п.).
Внутреннее вознаграждение дает непосредственно сама работа (чувство успеха при достижении цели, чувство собственной значимости и т.п.). Разработка системы мотиваторов применительно к специфике коллектива и сфере деятельности - один из главных факторов резервов повышения эффективности проекта. Позитивным подходом к мотивации проектной команды является:
Установление набора индивидуальных факторов мотивации, в наибольшей степени влияющих на поведение работника;
Положительный климат в команде;
Возможность полной реализации сил, раскрытие творческого потенциала, профессионального роста каждого;
Ясное определение целей в работе;
Вознаграждение эффективного трудового вклада в общие результаты работы;
Одинаковые возможности при приеме на работу и служебном продвижении;
Условия для удовлетворения потребностей в контактах.

Еще по теме Позиция 4. Организация совместной деятельности команды проекта.:

  1. Позиция 4. Организация совместной деятельности команды проекта.
  2. 6. Инвестиционная деятельность организации. Понятие «инвестиционный проект».
  3. § 2 Правовой статус международных организаций и других участников международных торговых отношений
  4. Особенности трудовых отношений с участием спортсменов
  5. §2. Отграничение злоупотребления доминирующим положением от обычной хозяйственной деятельности. Вопросы допустимости
  6. Правовая основа деятельности корпуса в период мобилизации и военное время

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

Способ организации совместной деятельности

В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой, которые зависят от характера организации и рода её деятельности. Рассмотрим следующую классификацию организаций˸

1. Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

2. Коммерческие и некоммерческие . К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли. Некоммерческие в качестве основной цели определяют удовлетворение общественных потребностей.

3. Бюджетные и небюджетные . Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств.

4. Общественные и хозяйственные . Общественные организации строят свою деятельность на базе удовлетворения потребностей членов своего общества.

5. Формальные и неформальные . Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид организаций можно выделить социально-экономические организации . Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся˸

· межличностные, бытовые отношения;

· отношения по уровням управления;

· отношения к членам общественных организаций.

К экономическим связям относятся˸

· материальное стимулирование и ответственность;

· прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Организации можно классифицировать также по способу совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура должна быть чисто внешней формой объединения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как объединение отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения).

Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия.

Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для ᴇᴦο членов.

Эффективность совместного труда обусловлена не столько качеством межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единои̌, общей конечной цели.

Способ организации совместной деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способ организации совместной деятельности" 2015, 2017-2018.

Виды бригад отличаются составом работников по их специальности и по уровню квалификации. Существуют бригады «сквозные», «специализированные», «сменные», «комплексные». О.И.Зо­това (1987) выделяла внешнюю структуру бригады и внутреннюю структуру. Внешняя структура могла быть чисто внешней формой объединения работников. Внутренняя структура отражала бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях. Так, коллектив низкого уровня раз­вития представляет собой группу как сумму отдельных личностей (при этом отсутствуют ролевое и статусное деление, не выработа­ны групповые нормы поведения). Коллектив среднего уровня разви­тия имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия. Коллектив высшего уровня развития обладает взаи­моувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нор­мами и ценностями, которые признаются и значимы для его чле­нов (Зотова О. И., 1987).

Как связаны количественный состав бригады, уровень ее развития как коллектива и эффективность совместного труда? Дол­гое время было признано, что группа совместно работающих лю­дей должна быть в пределах 7-15 человек, это соответствовало размерам неформальных малых групп, исследованных на школь­ных, студенческих коллективах. В производственных организациях этот принцип оказался не всегда адекватным. О. И. Зотова провела сопоставление показателей уровня развития бригад производствен­ной организации, сформированных по разным основаниям: специализированных и комплексных.

Специализированная бригада «С» состояла из 12 человек, все ее члены были представителями одной профессии и работали инди­видуально. В бригаде сложились хорошие дружеские отношения, но эти отношения не отражались на эффективности труда, каж­дый работал фактически на себя и при определении месячной заработной платы возникали споры по поводу принципа использования коэффициента трудового участия.

Комплексная бригада «К» объединяла рабочих разного профи­ля, их заработная плата зависела от производства конечного про­дукта, в котором реализовывался вклад всех участников. Иная форма оплаты труда и способ организации совместной трудовой деятельности создавали основу для реального, а не формального объединения рабочих в коллектив. Поэтому, несмотря на то, что состав бригады «К» был существенно выше (считавшегося ранее оптимальным) - 44 человека, причем часть членов бригады ра­ботала территориально на другом участке, и они непосредствен­но не имели возможность часто контактировать, объединение усилий всех членов бригады на конечный результат привело к повышению производительности труда на 32% (Зотова О.И., 1987, с. 63).



Итак, эффективность совместного труда в данном случае ока­залась обусловленной не столько теплотой межличностных отно­шений членов бригады и возможностью непосредственно взаимо­действовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели. Данный пример может быть иллюстрацией того факта, что межличностные отношения участников группового субъекта труда не всегда существенным образом влияют на эффективность труда.

Особенности межличностных отношений в группе обозначают термином «социально-психологический климат». Можно предположить, во-первых, что социально-психологический климат оказывается важнейшей детерминантой эффективности группового труда в тех случаях, где высока степень кооперации самого про­цесса трудовой деятельности. Во-вторых, межличностные отно­шения и социально-психологический климат существенно влия­ют на результаты совместного труда, если групповая работа тесно связана с бытом, например, в командах, бригадах работающих, живущих в условиях групповой изоляции. К таким командам можно отнести экспедиции зимовщиков на полярных станциях, эки­пажи подводных лодок, морских надводных кораблей, экипажи космических станций (Лебедев В. И., 2001).

Для оценки параметров социально-психологического климата используется метод социометрии.

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используется объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. При этом необходимо помнить, что нежелательно даже на этом этапе занятие превращать в монолог педагога. Лекцию, рассказ, объяснение необходимо прерывать на игру, небольшую самостоятельную работу и т.д. каждые 10-15 минут. Это необходимо как с точки зрения здоровьесбережения учащихся, так и с точки зрения эффективности образовательного процесса. Кроме того часто педагоги, особенно молодые, ошибаются в выборе метода на этапе изучения нового материала: используют лекцию или рассказ, когда правильнее было бы провести беседу.

На этапе закрепления изученного материала в основном используется беседа, дискуссии, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование, проектный метод и т.д.На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно – воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится, как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности : при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которого дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/87728/index-4076.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....