Задания С 1.

1. Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?

1) Жгут накладывают ниже места ранения на мягкую ткань.

2) Жгут накладывают не более чем на 1-1,5 часа, время его наложения указывают в записке, помещенной под жгут.

2. Почему люди, потребляющие много углеводов, прибавляют в весе?

1)Излишки углеводов в организме человека превращаются в жиры.

2)Избыток жиров в организме человека откладывается в запас, что приводит к увеличению веса .

1)В коже под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется витамин D.

2)Витамин D предупреждает заболевание рахитом.

4. С какой целью человеку измеряют пульс?

1)Чтобы определить число сокращений сердца в минуту.

2)Чтобы определить силу сокращений сердца.

5. Почему пищу следует тщательно пережёвывать?

1)Хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками.

2)Это ускоряет процесс превращения сложных нерастворимых органических веществ в менее сложные, которые могут всасываться в кровь и лимфу.

6. По каким признакам вы отличите видоизмененный побег от видоизмененного корня?

1) Видоизмененный корень не имеет почек

2) У видоизмененных корней нет чешуй - видоизмененных листьев.

7. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему?

1) Ядро отвечает за деление клеток.

2) Без ядра клетки не делятся и через некоторое время погибают.

8. Все клетки собаки содержат 78 хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная о половом размножении животных?

1) число хромосом уменьшается при образовании гамет.

2) при оплодотворении хромосомный набор восстанавливается.

3) так поддерживается генетическое постоянство вида.

9. Чем можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей?

1) необходимостью поглощать и доставлять питательные вещества на различное расстояние в связи с выходом на сушу.

2) в связи с выполнением органами растения различных функций.

10. В чем заключается отличие между искусственным и приобретенным естественным иммунитетом?

1) искусственный иммунитет приобретается после вакцинации или введения лечебной сыворотки.

2) Антитела вырабатываются после введения вакцины или вводятся готовые.

3) Естественный иммунитет наследуется. Антитела вырабатываются в течение всей жизни организма.

11. Какие особенности развития помогли растениям завоевать сушу?

1) Появление органов, выполняющих определённые функции.

2) появление специализированных тканей.

3) Возникновение цветка и семени.

4) Уменьшение зависимости размножения организма от воды.

12. Чем можно объяснить различия между животными одного вида, одной породы?

1) Различием в последовательности нуклеотидов в генах, кодирующих сходные белки. (Гены, кодирующие одинаковые по функциям белки, могут несколько отличаться у особей одного вида)

2) Различием в последовательности аминокислот в молекулах белков.

13. Какие особенности верблюда позволяют ему существовать в пустыне?

1) Широкие плоские копыта, создающие опору в песках.

2) Способность долго обходиться без пищи или питаться скудной растительностью пустынь.

3) Запасы жира в горбах, способного окисляться до воды.

14. Каким образом бактерии влияют на состояние организма хозяина?

1) Бактерии проникают в клетки организма-хозяина, отравляя его своими продуктами жизнедеятельности.

2) Размножаясь в организме хозяина, бактерии блокируют нормальную жизнедеятельность его клеток.

3) Используют для своей жизнедеятельности вещества и энергию организма хозяина.

15. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?

1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;

2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.

16. Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?

1) корни, как и другие органы растения, осуществляют процесс дыхания и нуждаются в кислороде, на сфагновых болотах из-за плохой аэрации его недостаточно;

2) росту корней мешает также закисление воды и почвы болот;

3) а в воде и почве сфагновых болот скапливаются токсические вещества, мешающие развитию растений.

17. Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?

При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.

18. Известно, что перед пересаживанием в грунт молодых растений проводят их пикировку (отщипывают кончик главного корня). Зачем это делают?

1)при пикировке растений активизируется рост придаточных и боковых корней;

2)из-за увеличения общего количества придаточных и боковых корней улучшается минеральное питание растения, что и стимулирует его рост.

19. При введении картофеля в культуру в России возникли картофельные бунты. Почему крестьяне не хотели выращивать это растение?

1)крестьяне не знали, что в пищу необходимо употреблять клубни, и ели зеленые ягоды;

2)ягоды картофеля ядовиты и вызывают тяжелые отравления.

20. Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.

1)Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой.

2)При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления и роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней).

21. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений.

Элементы ответа:

1) Для растений: благодаря насекомым увеличивается вероятность опыления, увеличивается возможность приобретения потомством новых признаков (изменчивость и лучшая приспособленность).

2) Для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца и нектар), убежищем.

22. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

23. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Элементы ответа:

1) способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;

2) способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;

3) увеличивает поступление кислорода к корням.

24. В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предвари-тельно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы расте-ния, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

1) масса растения увеличилась за счет органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;

2) в процессе фотосинтеза используются вода и углекислый газ, которые поступают из внешней среды.

25. В чём значение для растений средних широт листопада?

1)Листопад — это приспособление растений к уменьшению испарения воды осенью и зимой.

2)А так же уменьшается вероятность обламывания ветвей под тяжестью снега.

3)Кроме того, так из растения удаляются вредные накопившиеся за лето вещества.

26. Почему лишайники очень выносливы?

Выносливость лишайников объясняется возможностью как автотрофного, так и гетеротрофного питания, а также способностью впадать в состояние анабиоза, при котором организм сильно обезвоживается.

27. Какой вред березе приносит гриб-трутовик?

28. Назовите приспособления растений к жизни в засушливых условиях.

Элементы ответа:

1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;

2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;

3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

29. Какое значение в жизни растений имеет выставление пчеловодами ульев на поля гречихи?

Пчёлы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрёстное опыление, что повышает урожайность растений.

30. Почему урожайность картофеля возрастает после окучивания?

Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы. В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля.

31. Почему лишайники могут жить в бесплодных местах, где другие организмы не выживают?

Лишайник — это симбиотический организм. Его тело (слоевище) состоит из гриба и водоросли. Лишайники могут расти на камнях, на стенах, на песке. Им не нужна почва. Гифы гриба поглощают влагу дождей, росы и туманов всей своей поверхностью. Одноклеточные водоросли, содержащие хлорофилл, вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

32. Для чего производят прищипку главного корня у некоторых культурных растений?

Чтобы стимулировать рост придаточных и боковых корней, развивающихся в верхнем, более плодородном, слое почвы.

33. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

К загрязнению окружающей среды.

34. Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву?

В рыхлой почве содержится больше кислорода, необходимого для дыхания растений. Кроме того, при рыхлении нарушаются почвенные капилляры, по которым вода легко поднимается к поверхности и затем испаряется. Таким образом происходит удержание влаги в почве (именно поэтому рыхление часто называют сухим поливом).

35. Опытные садоводы удобрения вносят в почву по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему?

Корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня. Корни с развитой зоной всасывания -корневыми волосками - находятся по краям приствольных кругов.

36. Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

Нельзя повреждать грибницу, так как на разрушенной грибнице не вырастут новые плодовые тела.

1) Обработка семян перед посевом ядохимикатами.

2)Применение севооборота.

3)Посев устойчивых к головнёвым грибам сортов растений.

38. Орнитологи обратили внимание на то, что как правило в гнездах разных птиц все яйца тупым концом обращены к наружной стенке гнезда или вверх. Объясните это явление.

1)на тупом конце яйца находится воздушная камера;

2)положение яйца способствует лучшему газообмену с внешней средой, что необходимо для дыхания зародыша.

39. В Красную книгу России включены 65 видов млекопитающих и 122 вида птиц. Объясните, какие антропогенные факторы привели к резкому сокращению их численности в настоящее время.

1) Загрязнение всех сред жизни, изменение климата.

2) Вспашка почвы, мелиорация.

3) Добыча полезных ископаемых.

4) Интенсивное строительство (освоение новых территорий), повышение уровня шума.

5) Охота и др.

40. В чем проявляется приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе средней полосы России?

1)линька, развитие густого перьевого покрова;

2)запасание жира;

3)запасание и смена кормов;

4)кочевки и перелеты.

41. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют "придонными фильтрами".

1) беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками,

2) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.

1) очистка питьевой воды;

2) санитарный контроль на бойнях;

3) правильное приготовление пищи;

4) соблюдение правил личной гигиены.

43. Почему с наступлением жаркого и сухого периода в пустыне черепахи впадают в спячку и в таком состоянии переносят неблагоприятные условия?

1) в это время животные испытывают недостаток влаги и пищи;

2) в состоянии покоя обмен веществ замедляется, следовательно резко сокращается потребность в пище и воде.

44. Весной в средней полосе России насекомоядные птицы прилетают значительно позже растительноядных. Чем это можно объяснить?

Насекомоядные птицы не могут рано весной обеспечить себя и своё потомство кормом из-за отсутствия в это время насекомых.

45. На каких стадиях развития колорадский жук приносит вред растениям?

Имея грызущий ротовой аппарат, и личинка, и взрослое насекомое колорадского жука потребляют в пищу надземные части (в основном листья) одинаковых растений (чаще пасленовых), чем наносят им большой вред.

46. Почему большинство рыб и млекопитающих, обитающих в водной среде, имеют обтекаемую форму тела?

1) Водная среда более плотная, чем воздушная.

2)При движении возникает трение.

3)Обтекаемая форма уменьшает сопротивление потоку воды.

47. Какое биологическое объяснение можно дать тому, что человек, несущий очень горячий чай в дорогой чашке, терпит боль?

Причина заключается в условном торможении болевого рефлекса.

48. Почему наиболее важно общение и физические упражнения для ребенка в возрасте от 1 до 3 лет?

Именно в это время происходит психофизическое развитие ребенка, формируются речь, мышление, кора головного мозга, согласованность и точность движений, мышцы, изгибы позвоночника. Кроме того, именно в этот период ребенок начинает осознавать себя как личность и у него начинает формироваться социальное сознание. Если в этот период ребенка лишить человеческого общества и физической активности, произойдет отставание психофизического развития. Пример: дети-маугли.

49. Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему?

Увеличится количество эритроцитов, поставляющих клеткам кислород, ведь на высоте мало кислорода.

50. Почему человек в своем доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?

В привычной обстановке условный рефлекс постоянно поддерживает, а в непривычной угасает.

51. Что такое половое созревание у человека?

Половое созревание — это период, который происходит у мальчике девочек в подростковом возрасте. Он сопровождается сложными nepecтройками в организме и подготовкой к репродуктивной функции.

Увеличивается рост человека, его масса, формируются вторичные половые признаки. У мальчиков созревают сперматозоиды. У девочек начинаются менструации. Повышается уровень половых гормонов в крови.

52. Почему при боковом зрении не воспринимается цвет предметов?

Элементы ответа:

1) За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки.

2) При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют, а имеются только папочки.

53. Что такое пищеварение?

Процесс механической и химической обработки пищи и превращение ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переносится кровью и лимфой и усваиваться организмом как пластический и энергетический материал.

54. Сколько зубов и какие зубы имеет взрослый человек?

У взрослого человека 32 зуба: в каждой половине верхней и нижней челюсти 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных и 3 больших коренных зуба.

55. Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с патогенными микроорганизмами?

1) соблюдение правил личной гигиены;

2) вакцинация населения;

3) дезинфекция предметов;

4) стерилизация или пастеризация воды и продуктов питания.

56. Почему некоторые аминокислоты называются незаменимыми?

Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организмах животных и человека, они должны поступать с растительной пищей и не могут быть заменены другими питательными веществами.

57. В чем отличие прививки от введения лечебной сыворотки?

Элементы ответа:

I) при прививке в организм вводят вакцину (убитых или ослабленных возбудителей болезни или их яды);

2) при прививке организм сам вырабатывает защитные антитела; 3) лечебная сыворотка содержит готовые антитела.

58. Почему у спортсменов жизненная емкость легких выше, чем у не тренированных людей?

Жизненная емкость легких — это наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Механизм вдоха и глубокого выдоха осуществляется при участии скелетных мышц и диафрагмы. Чем лучше развиты скелетные мышцы, тем больше они могут увеличить объем грудной клетки, а значит и легких на вдохе, и тем сильнее они могут сжать грудную клетку при глубоком выдохе.

59. Чем опасно для человека отравление угарным газом?

Железо, содержащееся в гемоглобине, способно при прохождении эритроцита через капилляры легких об-разовать с молекулами кислорода нестойкое соединение — оксигемоглобин. При прохождении через ткани оксигемоглобин освобождает кислород, при этом вновь превращается в гемоглобин, который присоединяет к себе углекислый газ. Соединение гемоглобина с углекислым газом (карбогемоглобин) носит нестойкий характер и в легких освобождается от углекислого газа. При отравлениях угарным газом обра-зуется очень прочное соединение гемоглобина с этим газом — карбоксигемоглобин, оно блокирует гемоглобин и выключает эритроциты из газообмена. Вот почему отравления угарным газом являются смертельно опасными.

60. Почему повреждение продолговатого мозга опасно для жизни?

1) В продолговатом мозге сосредоточены центры, регулирующие жизненно-важные функции организма (дыхание, сердечно-сосудистую деятельность и др.)

2) Прекращение деятельности этих центров ведет к смерти человека

61. Почему нельзя управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения?

1) Алкоголь в первую очередь действует на мозжечок.

2) Поражение мозжечка приводит к потере способности совершать точные и координированные движения.

62. Что приводит к нарушению осанки?

1) Неправильное положение тела при стоянии и сидении

2) Недостаточное развитие мышц спины

63. Какое значение для переваривания пищи имеет большая длина тонкого кишечника?

1) Большая длина тонкого кишечника позволяет завершить превращение органических веществ пищи в растворимые соединения

2) Большая длина тонкого кишечника способствует всасыванию питательных веществ

64. Какие особенности внутренней поверхности тонкой кишки обеспечивают интенсивное всасывание питательных веществ в ней?

1) Интенсивное всасывание питательных веществ обеспечивается большой площадью всасывающей поверхности, которая во много раз превышает поверхность тела человека. 2) Площадь всасывающей поверхности увеличивается благодаря наличию на внутренней стороне тонкой кишки большого числа ворсинок и микроворсинок, покрытых эпителиальной тканью.

65. Почему в рацион человека должна включаться пища животного происхождения?

1) Растительные белки, в отличие от животных, содержат не все аминокислоты, необходимые для образования белков, специфических для организма человека

2) Жиры животных по составу ближе к жирам человека, чем растительные

66. Каким образом у человека осуществляется выделительная функция кожи?

I) В коже имеются потовые железы

2) Потовые железы вырабатывают пот, в котором содержатся мочевина, мочевая кислота, аммиак и другие продукты обмена

67. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?

1) Различение зрительных раздражений происходит в затылочной зоне коры больших полушарий

2) При нарушении функций зрительного нерва нервные импульсы не могут достигнуть зрительных центров затылочной зоны коры больших полушарий

68. Может ли человек питаться только жирами, исключив из рациона белковую пищу?

1) Не может.

2) Отсутствие белков приведет к тому, что в клетках не будут выполняться следующие функции: ферментативная, двигательная, защитная, транспортная.

3) Синтез белков из жиров невозможен, т.к. белки имеют более сложное строение (их молекулы включают азот и серу).

69. Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте.

1)концентрация веществ в клетке выше, чем в окружающей её воде;

2)вода поступает в клетку, объем которой увеличивается;

3)под давлением воды плазматическая мембрана разрывается, клетка погибает.

70. В чем проявляется вредное влияние наркотиков на потомство человека?

Наркотические вещества обладают мутагенными свойствами, то есть они способны вызывать изменения в генах и хромосомах. Чаще всего такие мутации вредны для человека.

71. Какие вещества выводятся из тела человека различными органами, выполняющими выделительную функцию?

Выделительную функцию в организме человека выполняют: почки, кожа, легкие.

1)через легкие из организма человека выводится углекислый газ, пары воды;

2)через потовые железы кожи удаляются вода, небольшое количество мочевины, солей;

3)через почки происходит удаление конечных продуктов азотного обмена, солей, воды.

72. Какую роль в жизнедеятельности клетки играет расщепление органических веществ?

1) При расщеплении органических веществ освобождается энергия

2) Энергия используется для жизнедеятельности клетки

73. Какую роль в жизнедеятельности человека играет кислород?

1) Кислород вызывает окисление органических веществ в клетках и тканях

2) При окислении происходит освобождение энергии

74. Почему численность промысловых рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

1)уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними;

2)большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.

75. К каким изменениям в экосистеме луга может привести сокращение численности насекомых-опылителей?

1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений;

2) сокращению численности и изменению видового состава растительноядных животных; 3) сокращению численности насекомоядных животных.

76. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид:

зерно злаков — мышь полевка — хорь — филин.

1)согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается

приблизительно в 10 раз;

2)следовательно, для питания филина надо 35 кг биомассы хорька (если масса одного хорька около 0,5 кг, то это —70 хорьков, для питания хорьков необходимо 350 кг биомассы мышей полевок (если мышь полевка весит около 100 г, то это 35 000 полевок), которым для питания нужно 3 500 кг зерна.

77. Чем опасны кислотные дожди?

Прежде всего, оксиды тяжелых металлов, которые попадают в почву вместе с дождями, токсичны. Подземные воды проникают в водоемы и отравляют их. В свою очередь, это грозит гибелью населению водоемов. Отравляющие вещества также влияют на состав почвы, на корневые системы растений, а это приводит к угнетению их жизнедеятельности и гибели.

78. В стеблях некоторых растений живут муравьи. Какая польза растению от муравьев, а муравьям от растения?

79. Рыбаки знают, что в реках и ручьях, освоенных бобрами, водится больше рыбы, чем в водоемах, где бобров нет. Объясните этот факт?

1)бобры строят плотины, которые препятствуют сносу по течению мелких водных животных, служащих кормом для рыб;

2)стоячая и неглубокая вода в прудах, запруженных бобрами, хорошо прогревается, что способствует созданию условий для нереста речной рыбы и благоприятному развитию мальков.

80. В еловом лесу травянистых растений значительно меньше, чем в берёзовой роще. Объясните это явление.

1)в роще сквозь кроны деревьев проходит значительно больше света, чем в еловом лесу, свет является лимитирующим фактором для многих растений;

2)в еловом лесу могут существовать только теневыносливые травянистые растения.

81. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему произойдут эти изменения.

1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;

3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

82. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Элементы ответа: 1) вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2) затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 3) возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, вследствие чего их численность уменьшилась.

83. В чем состоит экологическое значение клубеньковых бактерий для растений?

Клубеньковые бактерии образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям.

84. Объясните, как будет происходить самовосстановление части елового леса, выгоревшего в результате лесного пожара.

1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;

2) потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес;

3) под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытеснят другие деревья.

85. Объясните преимущество биологических методов борьбы с вредителями над с химическими.

Биологические методы защиты - это использование естественных врагов. Например, птиц насекомоядные уничтожают насекомых - вредителей.

Предотвращается загрязнение среды, при этом сохраняется фауна и флора. Ведь пр использовании ядохимикатов погибают не только вредители, но и все насекомые.

86. Почему в настоящее время в нижних слоях атмосферы сокращается концентрация кислорода?

1) сокращение зеленого покрова Земли в результате вырубки лесов и гибели фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения;

2) потребление кислорода транспортными средствами и промышленностью

87. В чем причина парникового эффекта?

Парниковый эффект — процесс постепенного потепления на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных примесей (диоксида углерода, метана, оксида азота, озона, фреонов), которые, пропуская солнечные лучи, препятствуют длинноволновому тепловому излучению с земной поверхности. Часть этого поглощенного теплового излучения отражается атмосферой, возвращается обратно к земной поверхности и нагревает приземный слой воздуха, создавая парниковый эффект. Основным источником углекислого газа антропогенного происхождения является сжигание угля, нефти, газа и другого топлива.

88. Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?

Волки выполняют роль санитаров, уничтожают больных и слабых животных, осуществляя роль естественного отбора. Исчезновение волков приводит к распространению болезней среди копытных и снижению их численности.

89. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Биотические факторы - факторы живой природы.

1) уменьшение численности шмелей;

2)увеличение численности растительноядных животных;

3)размножение растений-конкурентов (злаков и др.).

90. Человек спокойно ест яйца, мясо и другие продукты, содержащие белки. Почему же белки не вводят сразу в кровь?

Если белки ввести прямо в кровь, то начнется реакция отторжения чужеродного белка.

91. Почему сушение фруктов спасает их от гниения.

1)для жизнедеятельности гнилостных бактерий и плесневых грибов, как и других организмов, нужна вода;

2)на засушенных фруктах эти организмы развиваться не могут.

92. Как человек использует бактерии?

1) в очистных сооружениях;

2) в быту и пищевой промышленности;

3) в микробиологическом синтезе;

4) для получения ряда лекарств.

93. Как предохранить продукты питания от гниения?

Гниение продуктов вызывают гнилостные бактерии. Их активность и размножение угнетают: низкая температура, отсутствие влаги или присутствие некоторых веществ — консервантов, например уксусной кислоты, большого количества поваренной соли и др.

Чтобы продукты не портились, их хранят в замороженном, консервированном, сухом виде, создавая неблагоприятные условия для жизни бактерий гниения.

94. Почему повышение температуры выше 40° опасно для жизни?

Многие белки выполняют в клетках роль катализаторов -ферментов. Действуют ферменты только при определенной температуре (оптимально 38 °С) и рН среды. Длительное повышение температуры выше 38 °С вызывает изменение в структуре молекулы фермента (денатурацию), ее активность снижается, а затем прекращается. Это приводит к нарушению всего обмена веществ.

При температуре выше 40 °С происходит денатурация белков, в том числе ферментов.

95. Почему не наследуются приобретенные в течение жизни признаки?

Потому что приобретенные изменения не затрагивают генотипа

96. С какой целью используется генеалогический метод исследования генетики человека?

1) для изучения родословных семей

2) для выявления характера исследования признаков: доминантного или рецессивного

3) для прогнозирования вероятности наследственных заболеваний у потомков

97. Почему важно употреблять пищу в одни и те же часы?

При употеблении пищи в одни и те же часы в организме происходит образование условных сокооотделительных рефлексов на время и пища лучше переваривается.

98. Почему опасно употреблять в пищу грибы, собранные возле шоссе?

В низ накапливаются ядовитые вещества (соли свинца и других тяжёлых металлов), которые могут вызвать отравление и даже смертельный исход.

99. Объясните причину скопления гноя при воспалительных процессах в тканях.

Гной образуется в результате деятельности лейкоцитов, которые пожирают бактерии, инородные тела и погибают.

100. Какова причина отторжения пересаженных органов и тканей?

Причиной отторжения пересаженных органов и тканей является иммунная реакция организма на чужеродные клетки и белки. Для организма пересаженные органы - это чужеродное тело. Вступает в силу защитный механизм иммунитета.

101. Чем объясняются изменения в органах пищеварения, составе крови, деятельности нервной системы, вызванные у человека бычьим цепнем?

Бычий цепень выделяет ядовитые вещества в кишечник человека, они всасываются в кровь и отравляют его организм.

102. Что надо делать, чтобы не заразиться бычьим цепнем, широким лентецом?

Чтобы не заразиться бычьим цепнем надо хорошо проваривать мясо, а лучше использовать мясо, прошедшее ветеринарный осмотр. Ведь заражённое мясо (финнами - пузырьками с головкой бычьего цепня) не допускают для реализации, продаже на рынках.

Чтобы не заразиться широким лентецом, надо хорошо проваривать, прожаривать рыбу не менее 20 минут. Нельзя употреблять засоленную, засушенную в домашних условиях рыбу, а также сырую рыбу.

103. В чём отличие прививки от лечебной сыворотки?

1)при прививке в организм вводят вакцину (убитых или ослабленных возбудителей болезни или их яды);

2)при прививке организм сам вырабатывает защитные антитела;

3)лечебная сыворотка содержит готовые антитела.

104. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

1) при взлете или посадке самолета быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;

2) глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.

105. Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?

1) у человека в горячих цехах нарушается водно-солевой баланс в связи с потерей вместе с потом воды и минеральных солей;

2) подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.

106. К каким последствиям может привести нарушение деятельности почек у человека?

1)изменится химический состава внутренней среды (повысится концентрация солей ит.д.);,

2)отравлению организма продуктами белкового обмена.

107. Почему нельзя брать в рот травинки на сырых лугах?

На стеблях и листьях растений могут быть личинки печеночного сосальщика.

108. Почему нельзя употреблять в пищу сырую, плохо проваренную или плохо прожаренную говядину?

В мясе могут содержаться финны бычьего цепня.

109. Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг.

1)по венам большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек;

2)из правого желудочка по сосудам малого круга в левое предсердие;

3)из левого предсердия в левый желудочек, далее по аорте и сонной артерии большого круга к головному мозгу.

110. По данным статистики, курящие люди значительно чаще страдают хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем некурящие. Объясните, какое влияние оказывают ядовитые вещества (угарный газ, никотин), содержащиеся в табачном дыме, на эритроциты крови и кровеносные сосуды курильщика.

1) Происходит резкое сужение кровеносных сосудов, повышается давление крови в них.

2) Снижается эластичность кровеносных сосудов, на их стенках могут откладываться вредные и ядовитые вещества.

3) Происходит взаимодействие угарного газа с эритроцитами, в результате чего резко снижается способность эритроцитов присоединять кислород.

111. В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины. Чем это объясняется?

1) Витамины необходимы для нормального обмена веществ.

2) В организме человека витамины практически не образуются (некоторые витамины образуются в незначительном количестве). Поэтому необходимо их поступление извне (основным источником витаминов являются растения, микроорганизмы).

112. Чем опасна наркомания?

Вредным воздействием на кору головного мозга и, следовательно, серьезными расстройствами нервной системы. Нарушения в коре мозга ведёт к асоциальному поведению людей, они становятся опасны для общества, а не только вредят своему здоровью.

113. Чем опасно курение?

Табак содержит никотин и смолы, которые являются вредными факторами, влияющими на нервную систему, а также на организм в целом. В смолах содержатся канцерогены, приводящие к онкологическим заболеваниям. Курение беременной женщины может повлиять на состояние будущего ребенка, а курение в подростковом возрасте снижает умственную активность и повышает утомляемость.

Используя знания о соматической регуляции деятельности скелетных мышц и вегетативной регуляции внутренних органов, объясните следующее гигиеническое правило: утреннюю зарядку следует начинать с малых нагрузок, а затем понемногу их увеличивать.

114. Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, вызывающих выпадение этих солей в осадок. Зачем это делают?

1)донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются;

2)ионы кальция принимают участие в процессе свертывания крови, поэтому их убирают для предотвращения свертывания.

115. Мальчик заметил, что у него понизилась острота зрения при слабом освещении. Что могло стать причиной ухудшения зрения?

1)острота зрения при слабом освещении зависит от функционирования палочек;

3)причиной ослабления зрения может быть недостаточность витамина А в питании, это заболевание носит название «куриная слепота».

116. Чем полезно свертывание крови?

Это защитный механизм, предохраняющий организм от кровопотерь.

117. Как узнать по кровотечению, какой кровеносный сосуд поврежден?

Если кровотечение характеризуется выделением крови по всей поверхности ткани, — это капиллярное кровотечение, поврежденные сосуды — капилляры.

Если кровотечение характеризуется равномерным непрерывным выделением крови не пульсирующей струей и цвет крови темно-красный, - это венозное кровотечение, повреждена вена.

Если кровотечение характеризуется вытеканием крови фонтанообразной пульсирующей струей и кровь алого цвета, — это артериальное кровотечение, повреждена артерия.

118. Почему появляются болезненные ощущения в мышцах после их работы?

Болезненные ощущения в мышцах появляются после работы, потому что происходит накопление нерасщепленной молочной кислоты.

119. При длительном пребывании на солнце кожа человека приобретает коричневый оттенок. С чем это связано и какое это имеет биологическое значение?

1) потемнение кожи под действием солнечных лучей вызвано усилением накопления в клетках нижних слоев эпителия пигмента меланина;

2)меланин поглощает ультрафиолетовые лучи и защищает организм человека от их вредного воздействия.

120. Почему воспалительный процесс может распространиться из носоглотки в среднее ухо?

1) Болезнетворные микроорганизмы могут попасть из носоглотки в среднее ухо через слуховую трубу

2) Размножение болезнетворных микроорганизмов в среднем ухе может привести к воспалительному процессу

1) при чтении лёжа и в движущемся транспорте невозможно удерживать постоянное расстояние между глазами и книгой.

2) при этом происходит нарушение преломляющей способности глаза, нарушается эластичность хрусталика.

122. Почему при сильных, резких звуках нельзя держать рот закрытым? (почему при взрывах надо открывать рот?)

1) в среднем ухе находится слуховая труба (евстахиева), которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой

2) когда рот открыт, выравнивается давление на барабанную перепонку с наружной и внутренней стороны

123. Почему , когда мы грызём твёрдый сухарь, то слышим оглушительный шум?

1) кости черепа, как и все твёрдые и упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается

2) поэтому треск сухаря, дошедший до уха через воздух, воспринимается как лёгкий шум, но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твёрдые кости черепа

124. какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему при растяжении или разрыве связок?

1) покой или тугое бинтование сустава

2) холод на повреждённое место и доставить в лечебное учреждение

125. Каким образом, используя магнит, можно очистить семена культурных растений (например, льна, клевера, люцерны) от семян сорняков?

1) сорняки имеют ворсистые семена, цепляющиеся за шерсть животных

2) засоренные семена обсыпают железным порошком (крупинки железа облепляют семена сорняков), а затем с помощью магнита их разделяют на чистые семена и сорную примесь

Начиная с этого поста будем разбирать, какие шесть разделов группы заданий С ожидают вашего наиболее пристального рассмотрения и осмысления.

С1здесь представлены задания, предусматривающие применение ваших знанийк практическим ситуациям. Как репетитор ЕГЭ по биологии, должен обязательно подчеркнуть, что эти задания могут касаться любыхразделов биологии.

Вот некоторые примеры заданий С1

Все эти задания из реальных тестов ЕГЭ по биологии предыдущих лет. Желательно сначала самостоятельно ответить на эти вопросы, лучше письменно, а затем сравнить ваши ответы с ответами в конце поста:

1. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните при каких метеорологических условиях это происходит и почему?

2. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

3. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

4. Кровеносная система насекомых не связана с транспортом газов. Как же они транспортируются по телу животных?

5. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

6. Что такое условный рефлекс и какова его роль в жизни животного?

7. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, одинаковые молекулы и-РНК, необходимый набор аминокислот и все виды т-РНК, при этом создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

8. Объясните, почему при выращивании бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями?

9. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника?

10. В чем проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

11. Почему появились у растений ткани и генеративные органы?

12. Чем объясняется гибель семян в кипяченой воде?

13. Каково значение аккомодации?

14. Почему только взаимосвязь всех частей анализатора является необходимым условием его функционирования?

15. Почему при боковом зрении не воспринимается цвет предметов? Ответ поясните.

16. Как развивается яйцеклетка после оплодотворения?

17. Почему семенники и яичники относятся к железам смешанной секреции?

18. От чего зависит промежуточный характер наследования признака?

19. Какова структура вестибулярного анализатора? Классификация вкусовых рецепторов и их локализация.

20. Каково значение борьбы с шумом?

21. Какие меры первой помощи нельзя предпринимать при обморожениях 2-3 степени и почему? Что необходимо сделать?

22. Какова роль растений в экосистемах?

23. Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров. Поясните, как эта порода была выведена человеком. Почему птицы с такой длиной хвоста не встречаются в природе?

24. При подмораживании клубни картофеля приобретают сладковатый вкус. В чем причина?

25. Объясните с биологической точки зрения тот факт, что человек, который несет горячий чай в чашке из дорогого фарфора, не отпускает ее и терпит боль.

27. У одного американского ковбоя в момент перестрелки с бандитами была пробита грудная клетка с двух сторон. Хотя оба легких остались невредимыми, ковбой все же умер от удушья. Почему?

28. Почему при плохом обонянии не чувствуется вкус еды.

29. Чем отличается опыт от наблюдения?

30. Почему на глубине 2000 м под водой - животных не разрывает давление?

31. Почему для расщепления жиров необходимо их предварительное эмульгирование?

32.Наследственные (врожденные) и не наследственные болезни, роль среды в их проявлении?

ОТВЕТЫ:

1) обычно много на поверхности почвы можно наблюдать после сильного, длительного дождя;

2) дождевые черви — это аэробные организмы, они и не имеют специализированной дыхательной системы, дышат всей поверхностью тела кислородом воздуха, поэтому выползают на поверхность почвы, когда их норки затоплены водой.

1) грибы-микоризообразователи — это симбионты древесных и кустарниковых жизненных форм растений. Они выполняют на корнях этих растений роль корневых волосков;

2) микоризные грибы улучшают минеральное питание (в основном поглощение фосфора) и способствуют большему взасыванию воды.

Вода и минеральные вещества передвигаются от корней к стеблю и листьям растения по сосудам (восходящий ксилемный ток) за счет:

1) сосущей силы корней , возникающей из-за транспирации — испарения воды листьями;

2) корневого давления, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень (диффузия) из-за разницы концентрации веществ в клетках корня и окружающей среде.

1) транспорт газов у насекомых осуществляется через специализированные органы дыхания — трахеи (система длинных тонких трубочек, которые окружают все органы и ткани);

2) в трахеи поступает О2 из воздуха и передается клеткам тела насекомого, а из клеток в трахеи выделяется СО2, поэтому нет необходимости участия кровеносной системы в транспорте газов.

1) являются лишь незначительная часть видов прокариот (бактерий). Эти бактерии способны как и растения сами создавать органические вещества из неорганических. Но в отличие от растений фото трофов, использующих для жизни солнечную энергию, эти бактерии являются хемо трофными организмами (способны использовать для жизни энергию окисления неорганических веществ);

2) хемоситезирующие бактерии, являясь как и растения автотрофными организмами, выполняют в экосистемах — создателей первичного органического вещества, то есть являются первым звеном в цепи питания.

1) условные рефлексы — это рефлексы, приобретаемые животными или человеком в течение жизни на базе безусловных и не передаются по наследству;

2) с помощью условных рефлексов происходит адаптация организма к конкретным условиям существования.

1) биологической матрицей, то есть первичной информацией для синтеза молекул белка являются , а рибосомы — лишь место сборки белковой молекулы;

2) поскольку и-РНК в проводимом опыте одинаковые — это значит, что все они несут информацию об одной и той же первичной структуре (последовательности аминокислотных звеньев) белковой молекулы.

1) бобовые растения способны вступать в симбиотические отношения с клубеньковыми бактериями . На корнях бобовых растений образуются (вздутия), в которых в большом количестве размножаются бактерии;

2) клубеньковые бактерии — . Они способны усваивать за счет продуктов фотосинтеза растения молекулярный азот из воздуха и переводить его в доступные для питания растения формы. Поэтому при эффективном симбиозе высокая урожайность бобовых достигается и без применения азотных удобрений.

1) в кишечнике человека в норме развиваются полезные кишечные бактерии. Прием антибиотиков может резко снизить численность полезных бактерий;

2) нарушатся процессы расщепления клетчатки и усвоения воды .

Лейкоциты — это бесцветные амебообразные клетки крови. Они участвуют в поддержании иммунитета , причем их роль в защите организма проявляется двояким образом:

1) лейкоциты участвуют в выработке на своей поверхности особых белков иммуноглобулинов, являющихся , узнающими и обезвреживающими чужеродные антигены ;

2) лейкоциты являются и фагоцитами , так как они способны поглощать и переваривать чужеродные вещества и клетки .

1. Вода - плотная, однородная среда. Поэтому не нуждаются ни в прочных механических тканях (для придания устойчивости тела в пространстве), ни в покровных (предохраняющих испарение воды и защиту от прямых солнечных лучей и перепадов температур), ни в проводящих (воду и минеральные вещества они могут поглощать всей поверхностью таллома). Поэтому выход растений на сушу и освоение ими почвенно-воздушной среды с разными параметрами водного и температурного режимов стал возможен только при условии развития всех видов тканей.

2. Появление специализированных органов полового размножения (генеративных органов) архегониев и антеридиев у мхов, папоротниковидных и голосеменных растений и цветков у покрытосеменных растений явилось результатом совершенствования приспособленности к выживанию, в существовании строгого чередования поколений: спорофита и гаметофита.

1. В воде семена набухают, зародыш “просыпается” и начинается его рост. Для обеспечения зародыша энергией необходимо окисление органических запасных веществ семени. Этот процесс требует присутствия кислорода.

2. Кипяченая воды не содержит кислорода.

1. Аккомодация – изменение кривизны хрусталика за счет работы цилиарной мышцы при рассматривании предметов вблизи и на расстоянии.
2. Аккомодация необходима для того, чтобы сфокусировать изображение предмета строго на сетчатке глаза (а не перед сетчаткой как при близорукости – миопия, или за сетчаткой как при дальнозоркости – гиперметропия).

1. Любой анализатор состоит из трех основных частей: рецептора, проводящих нервных путей и центра в коре больших полушарий головного мозга.
При помощи рецептора осуществляется превращение энергии действующего раздражителя в нервный импульс.
2. Проводящие нервные пути осуществляют передачу нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы, достигнув коры головного мозга, подвергаются там определенной обработке, приводящей к формированию соответствующего “образа” раздражителя. Поэтому только качественная взаимосвязь всех частей анализатора и обеспечит возложенную на него функцию.

1. На расположены рецепторные клетки двух типов: палочки и колбочки. Колбочки отвечают за цветовое зрение и располагаются в основном ближе к центру сетчатки. Палочки ответственны за восприятие освещенности (то есть черно-белое восприятие, помогающее нам не наталкиваться на предметы даже в сумеречное время).
2. Палочки располагаются на сетчатке в основном по ее периферии, поэтому боковым зрением мы не сможем четко охарактеризовать цвет предмета.

1. Оплодотворенная яйцеклетка превращается в зиготу. Зигота претерпевает быстрые деления (клетки не успевают расти, поэтому эта стадия называется дроблением). Затем формируется однослойный многоклеточный зародыш – .
2. Затем – двухслойный зародыш – гаструла, трехслойный – нейрула.

1. Семенники и яичники – это железы смешанной секреции как и поджелудочная железа, поскольку способны образовывать и гормоны, поступающие в кровь, и вещества, выделяющиеся наружу.

2. Яичники выделяют во внешнюю среду яйцеклетки, а в кровь такие гормоны как эстроген и прогестерон. Семенники выделяют во внешнюю среду сперматозоиды, а в кровь – андрогены.

1. какого-либо признака проявляется в том случае, когда один из аллельных генов (обозначаемый большой буквой, например, А) не полностью доминирует над вторым аллельным ему геном (обозначаемым малой буквой – а). В результате этого гетерозиготные особи с генотипом Аа фенотипически не будут похожими на родительские особи.

2. Например, от скрещивания растений ночной красавицы с красными цветами (с генотипом АА) с растением с белыми цветами (с генотипом аа) в первом поколении все гетерозиготы Аа будут фенотипически розовыми . Тогда во втором поколении от скрещивания розовых гетерозигот друг с другом мы получим совпадение расщепления признака по фенотипу и генотипу: 1:2:1 .

1. Вестибулярный анализатор состоит из отолитового аппарата и трех полукружных каналов в полости внутреннего уха.
2. Вкусовые рецепторы реагируют на 4 типа веществ: а) кисло-соленое (боковая часть языка); б) сладкое (кончик языка); в) горькое (корень языка); г) острое (болевые рецепторы).

1) Шумовое загрязнение – это звуки, воспринимаемые человеком в качестве помехи. В зависимости от уровня и деятельности шумовое загрязнение способно наносить ущерб здоровью человека и является одной из проблем экологии города и производственных помещений.
2) У человека может нарушаться сон, может снижаться продуктивность умственной деятельности, ухудшаться слуха, поэтому борьба с шумом уменьшит все эти неблагоприятные последствия.

1. При обморожении 2-3 степени (это средняя и сильная степень обморожения) ни в коем случае нельзя растирать пораженный участок. Вообще не нужно производить какие-либо действия, приводящие к быстрой смене температуры болезненного места.
2. Необходимо аккуратно, стараясь не причинять дополнительно боли, наложить на больное место какую-либо согревающую повязку (платок, шарф, бинт) и непременно доставить больного как можно скорее в больницу.

1. Роль растений в экосистемах, а фактически и их всеобщая биосферная роль определяется тем, что в трофических цепях (цепях питания) они являются . Создавая органические вещества из СО2 воздуха и воды, растения не тратят никаких энергетических органических ресурсов планеты, а осуществляют этот процесс, называемый фотосинтезом, лишь за счет энергии солнечного излучения. Все остальные организмы всех экосистем: консументы и редуценты – существуют лишь благодаря фотосинтетической деятельности растений.

2. Побочным продуктом фотосинтеза является выделяющийся в атмосферу кислород. Когда то кислородная атмосфера, обеспечив создание озонового экрана, способствовала развитию жизни на суше. С появлением кислорода в атмосфере эволюция живых существ на Земле шла в направлении совершенствования аэробного способа существования, как более энергетически выгодного пути развития по сравнению с анаэробным существованием.

1. Хвост самца японского петуха достигает 10 метров, благодаря искусственному отбору, производимому человеком по своему желанию (своей прихоти). Как человек мог вывести такую породу? Вероятно он обнаружил в какой-либо популяции кур особь, имеющую мутацию в гене, отвечающем за формирование длины хвоста (мог осуществить и искусственно мутагенез).

2. В естественных условиях данная мутация как бесполезная или даже вредная для размножения популяции (такой петух будет больше следить за своим роскошным достоянием вместо того, чтобы осуществить свое прямое природное предназначение – ухаживание за курами) исчезнет вместе со смертью данной особи. Но в искусственных условиях, производя принудительные (направленные) скрещивания можно не только закрепить, но и усилить данный признак, используя возможности проявления кумулятивного действия генов.

1.В клубнях картофеля запасено много безвкусного крахмала. Крахмал – это полисахарид, состоящий из мономеров – молекул глюкозы.

2. При замораживании часть крахмала расщепляется до глюкозы, которая и обеспечивает сладковатый вкус картофеля.

1. Реакция на боль – это безусловный рефлекс. И если бы чашка не обладала для нас какой-то материальной или духовной ценностью (высокая стоимость или добрая память), то мы бы тут же избавились от причины боли.

2. В данном же случае наша боль от потери “дорогого фарфора” обеспечит возбуждение той зоны коры головного мозга, которая отвечает за выработку условного рефлекса. Это приведет к торможению возбуждения зоны, вызывающей проявление безусловного рефлекса.

1. Весной наблюдается пик размножения клещей.

2. Клещи являются переносчиками опасного заболевания для человека – энцефалита. Вспышки развития самого энцефалита бывают не каждый год и обычно население бывает предупрежденным заранее о предполагаемой вспышке инфекции, переносимой клещами.

1. Вдох и выдох обусловливаются согласованной работой межреберных мышц и диафрагмы. Только благодаря этому возможно поступление воздуха в легкие и выход его из легких. А ранение могло нарушить этот процесс.

2. При таком ранении у ковбоя несомненно была пробита и плевральная полость, в результате чего атмосферное давление сжимает легкие и человек не может их расправить. Как бы он ни пытался вдохнуть, воздух у него не мог попасть в легкие, отсюда и удушье.

1. Если простуда и нос заложен, то мы не сможем почувствовать вкус еды. Все покажется пресным. На самом же деле вкусовые сосочки действуют, но невозможность воспринять запах вызывает снижение и вкусовых ощущений.

2. Анализ вкуса, осуществляемый в нижней части теменной доли коры головного мозга, находится также под влиянием обонятельной информации, обрабатываемой в соседней височной доле. Многие утонченные оттенки вкуса обязаны своим существованием обонянию.

По образному выражению И.П.Павлова «… наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет». Наблюдает человек (при этом может и описывать увиденное) непосредственно то, что есть в данный момент в природе. Опыт же (или эксперимент) им заранее планируется и может быть воспроизведен множество раз для верификации или подтверждения выдвинутой гипотезы.

Вопрос не совсем корректный. «Разорвать», если бы имелось в виду разорвать изнутри, а животных на глубине давление должно было бы расплющить, сжать.

Основное «приспособление» животных к обитанию даже на больших глубинах, где давление воды действительно огромное, в том, что все живое примерно на 70% состоит из воды (а вода, как известно, почти несжимаема и при больших давлениях). Поэтому внутри тела у животных, даже на большой глубине, давление будет таким же как и снаружи.

Известно, что жиры в воде не растворимы. А процесс эмульгирования - это лишь смешение их с водосодержащей жидкостью и создание эмульсии . Этот процесс происходит под действием желчи.Только такое эмульгированное состояние жиров обеспечивает взаимодействие их с липазой - ферментом, расщепляющим жиры. Липаза вырабатывается поджелудочной железой и поступает (как и желчь печени) в двенадцатиперстную кишку.

Врожденные или наследственные заболевания, связанные с генотипом организма, имеются в нем еще при оплодотворении. Внешняя среда, как правило, не окажет влияния на их проявление (человек будет болеть даже находясь в идеальных условиях, но ряд наследственных заболеваний все же медики научились контролировать правильным питанием и уходом за больными). Не наследственные заболевания - это те, которыми заболевает организм под воздействием условий внешней среды.

****************************************

У кого естьвопросыпо статье к репетитору ЕГЭ по биологии , замечания, пожелания — прошу в комментарии, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов и .

  1. Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время? Ответ поясните.
  2. Биологическое окисление в организме человека сходно по химическому процессу с сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие вещества окисляются в организме человека и какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов?
  3. Объясните, почему в клетках мышечной ткани не­тренированного человека после напряжённой физической работы возникает чувство боли.
  4. Чем строение молекул ДНК отличается от и-РНК?
  5. Как с помощью биохимического анализа можно отличить вирусы, содержащие РНК, от ДНК-содержащих? При­ведите 2 отличия.
  6. Какова роль нуклеиновых кислот в био­синтезе белка? Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?
  7. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы и-РНК и т-РНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
  8. Объясните, почему зрелые эритроциты не могуг синтезировать белки.
  9. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?
  10. Ферменты слюны активны в ротовой полости, но теряют свою активность в желудке. Чем это можно объяснить?
  11. Замораживание ферментов, в отличие от действия высоких температур, не приводит к потере их активности при воз­вращении в нормальные условия. Чем это объясняется?
  12. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
  13. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления.
  14. Из семян одного растения пастушьей сумки вырастили потомство. Потомки отличались друг от друга и от материнского растения размерами, числом цветков и листьев на побеге. Объясните возможные причины этого явления.
  15. Объясните, в чём заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости.
  16. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?
  17. В основе синдрома Патау лежит нерасхождение по 13-й паре хромосом. В кариотипе больного насчитывается 47 хромосом. Объясните, какой вид изменчивости проявляется при этом синдроме и какой метод изучения наследственности человека помог установить причину этого заболевания.
  18. У людей с серповидно-клеточной анемией образуется аномальный гемоглобин, что приводит к образованию изменённых эритроцитов. О каком виде мутаций идёт речь? Ответ обоснуйте.
  19. Чем вызвано рождение ребенка с синдромом Дауна? Применение какого метода позволило выявить ее причины?
  20. Почему соматические мутации не передаются потомству при половом размножении? У каких организмов возможно наследование таких мутаций?
  21. В чем суть генеалогического метода? С какой целью его применяют?
  22. Какие продукты образуются, и сколько молекул АТФ запасается в клетках дрожжей при спиртовом брожении в результате расщепления 15 молекул глюкозы? Ответ поясните.
  23. К какой систематической группе относятся бактериофаги? В чём состоит особенность их обмена веществ?
  24. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза?
  25. Объясните, в каких случаях в процессе полового размножения участвует только одна особь. Приведите примеры.
  26. От одного растения земляники взяли несколько усов, укоренили их и получили взрослые растения, которые пересадили на другой участок плантации. Однако плоды у некоторых дочерних растений оказались более мелкими, чем на материнском растении. Назовите используемый способ размножения земляники. Объясните причину появления мелких плодов.
  27. У растения традесканции на одном из побегов листья оказались с белыми пятнами. При размножении этого растения семенами все потомство имело зеленые листья, а потомство, выращенное из черенков побега с белыми пятнами, также имело листья с подобным изменением. Объясните это явление, используя знания о закономерностях изменчивости.
  28. У некоторых сортов декоративных растений в махровых цветках отсутствуют тычинки и пестики. Как получают и сохраняют такие сорта растений?
  29. В результате межвидового скрещивания рыб белуги и стерляди получен межвидовой гибрид – бестер. Эта рыба отличается ценными пищевыми свойствами, повышенной жизнеспособностью. Однако бестеры, как и другие межвидовые гибриды животных, не дают потомства. Объясните, почему такие гибриды бесплодны. Возможно ли преодолеть их бесплодие?
  30. С помощью какого метода селекции можно преодолеть бесплодие растений, полученных в результате отдаленной гибридизации, и в чем сущность этого метода?

Для наполнения электронной библиотеки системы «1С:Образование » можно использовать электронные учебные пособия серии «1С:Школа», которые охватывают все ступени общего образования – от дошкольного до старшей школы.

Учебные пособия «1С:Школа» выпускаются издательством «1С-Паблишинг». Издательство «1С-Паблишинг» входит в перечень организаций, выпускающих учебные пособия, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ общего образования, имеющих государственную аккредитацию (см. Приказ Минобрнауки РФ № 699 от 09.06.2016, строка 8 Приложения).

Учебные пособия «1С:Школа» помогут сделать урок ярким и динамичным. Интерактивные и анимированные рисунки, карты и схемы повысят наглядность на уроках изучения нового материала, интерактивные модели и динамические чертежи позволят провести учебное исследование, эксперимент или лабораторную работу, интерактивные практические задания, тренажеры и тесты – закрепить полученные знания или проверить результаты обучения.

Перечень учебных пособий

Дошкольное образование

1С:Школа. Дошкольное образование, 6-7 лет

Начальная школа

1С:Школа. Математика, 1 класс. 1 часть

1С:Школа. Математика, 1 класс. 2 часть

1С:Школа. Математика, 2 класс.

1С:Школа. Математика, 3 класс.

1С:Школа. Математика, 4 класс.

1С:Школа. Математика, 1-4 класс. Тесты.

1С:Школа. Азбука.

1С:Школа. Русский язык, 1 класс.

1С:Школа. Русский язык, 3 класс.

1С:Школа. Русский язык, 4 класс.

1С:Школа. Литературное чтение, 1 класс.

1С:Школа. Литературное чтение, 2 класс.

1С:Школа. Литературное чтение, 3 класс.

1С:Школа. Литературное чтение, 4 класс.

1С:Школа. Развитие речи, 1–4 класс. Тесты.

1С:Школа. Окружающий мир, 1 класс.

1С:Школа. Окружающий мир, 2 класс.

1С:Школа. Окружающий мир, 3 класс.

1С:Школа. Окружающий мир, 4 класс.

1С:Школа. Окружающий мир, 1-4 класс. Тесты.

1С:Школа. Тайны времени и пространства, 1-4 класс.

Окружающий мир. Интерактивные карты, 1-4 класс.

1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 класс.

1С:Школа. Студия лепки. Животные.

Русский язык

1С:Школа. Русский язык, 5–6 класс. Морфемика. Словообразование

1С:Школа. Русский язык, 5–6 класс. Лексикология.

1С:Школа. Русский язык, 5 класс.

1С:Школа. Русский язык, 6 класс.

1С:Школа. Русский язык, 7 класс.

1С:Школа. Русский язык, 8 класс.

1С:Школа. Русский язык, 9 класс.

1С:Школа. Тесты по пунктуации, 9–11 класс.

Математика, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ

1С:Школа. Математика, 5 класс.

1С:Школа. Математика, 6 класс.

1С:Школа. Алгебра, 7–9 класс.

1С:Школа. Алгебраические задачи с параметрами, 9–11 класс.

1С:Школа. Геометрия, 7 класс.

1С:Школа. Геометрия, 8 класс.

1С:Школа. Геометрия, 9 класс.

1С:Школа. Геометрия. Интерактивные задания на построение на плоскости, 7–10 класс.

1С:Школа. Геометрия. Интерактивные задания на построение в пространстве, 10-11 класс.

Математика. Коллекция интерактивных моделей, 5-11 класс.

1С:Школа. Информатика, 10 класс.

1С:Школа. Информатика, 11 класс.

Естествознание и биология

1С:Школа. Введение в естественнонаучные предметы, 5 класс.

1С:Школа. Биология, 6 класс.

1С:Школа. Биология, 7 класс.

1С:Школа. Биология, 8 класс.

1С:Школа. Биология, 9 класс.

1С:Школа. Биология, 10 класс.

1С:Школа. Биология, 11 класс.

1С:Школа. Биология, 6-9 класс. Дыхание

1С:Школа. Биология. Коллекция наглядных материалов. 5-11 классы

Биология. Коллекция интерактивных моделей, 9-11 класс.

География

1С:Школа. География, 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий (готовится к выпуску).

География. Интерактивные карты, 6-10 класс.

Физика

1С:Школа. Физика, 7 класс.

1С:Школа. Физика, 8 класс.

1С:Школа. Физика, 9 класс.

1С:Школа. Физика, 10 класс.

1С:Школа. Физика. Практикум. 7-11 классы.

Экономика и обществознание

1С:Школа. Обществознание, 10–11 класс.

1С:Школа. Экономика, 9-11 класс.