Ключевые слова

ВЕЧНОСТЬ / ЛЕС / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / ПОЭТИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ / ПРИРОДА / РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО / ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ETERNITY / WOOD / NEO-PAGANISM / POETRY PANTHEISM / NATURE / RELIGIOUS SENSE / PHILOSOPHICAL POETRY / ARTISTIC IMAGE / MEDITATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Камалов Рашид Мингазович

В статье определяются признаки философской поэзии , анализируются лесные мотивы и элементы поэтического пантеизма в творчестве русских поэтов. Автор указывает, что следует различать поэтику «реального» леса и тексты, где лес служит лишь глубинной метафорой, «лесным» кодом «нелесного» сообщения. Это «лесное» как некая стихия и даже точнее принцип этой стихии, присутствующий и в лесу и вне его, прежде всего в человеческой жизни. В статье анализируются те лесные сюжеты, которые отличаются всеобщностью, обращаются к вечным субстанциальным началам жизни. В творчестве Баратынского лес выступает как символ преемственности поколений, зримого, полного жизни посыла от настоящего к будущему. Лесные образы представлены в одном из самых глубоких и философичных стихотворений А.С. Пушкина «И вновь я посетил…». Спасение человека от погибели и забытья поэт видит в продолжении рода. В другом стихотворении с лесной темой «Брожу ли я...» показан философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Природа выступает здесь как идеал красоты и гармонии. Она вечна в собственной красе, потому что в ней все время происходит естественный круговорот жизни и смерти. Языческая подоснова восприятия природы художником выступает в сказочной или романтической трактовке мира. В статье делается вывод, что пантеизм естественная философия поэтов, их поэтическая вера. Связанные с лесной темой пантеистические мотивы присутствуют в одном из самых известных стихотворений поэта М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». «Крестьянские поэты» С. Есенин и Н. Клюев в своем восприятии леса сочетали языческие и христианские верования. Лес для них неотъемлемая часть духовного мира человека, и поэтому зачастую воспринимался как церковь, как место покаяния и молитв. Лес , делает вывод автор, в философской поэзии выступает как духовный абсолют, заостряющий и, вместе с тем, снимающий трагедию несовершенства человека: в молитве, в любви к природе человек находит ответ на вечные вопросы бытия.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Камалов Рашид Мингазович

  • Картина мира в философской лирике II половины XIX века

    2006 / Попова О. В.
  • Особенности изображения природы в лирике А. П. Размыслова

    2014 / Зиявадинова О.С.
  • Натурфилософская лирика Ф. И. Тютчева в контексте поэтической эпохи 1820-1830-х годов

    2014 / Шапурина Анжелика Владимировна
  • Катастрофический комплекс в стихотворениях Ф. И. Тютчева

    2015 / Абузова Н.Ю.
  • Культурное двоемирие забайкальского поэта Вячеслава Вьюнова

    2016 / Камедина Людмила Васильевна
  • «Таинственна души работа. . . » (философская лирика Алексея Авдышева)

    2019 / Дюжев Ю. И.
  • Три сферы в лирике С. А. Клычкова: диалог с Ф. И. Тютчевым

    2012 / Демиденко Е. А.
  • Тематический диапазон философской лирики В. С. Соловьёва

    2017 / Юрина Наталья Геннадьевна
  • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "бессонница" (1829 г.) в аспекте культурных традиций

    2015 / Галян Софья Витальевна
  • Тема Родины и природы как содержательная доминанта в поэзии Дж. Яндиева

    2018 / Мухлоева Рукет Яхьяевна

In this paper R.M. Kamalov "The image of the forest in Russian philosophical poetry " defines signs of philosophical poetry , analyzes forest motives and elements of poetic pantheism in the works of Russian poets. The author points out that one should distinguish between the poetics of the "real" forest and texts, where the forest is a metaphor for the deep, "forest" code of "non-forest" message. This "forest" as a kind of elemental force, and even more precise the principle of this element is present in the forest and beyond, especially in human life. This article examines those forest plots, which are different by universality; apply to the eternal principles of substantial matter of life. In the works of Baratynsky forest stands as a symbol of the continuity of generations, visible, full of life sending from the present to the future. Forest images are represented in one of the most profound and philosophic poems creations by A.S. Pushkin "Again, I have visited …". The salvation of man from destruction and unconsciousness poet sees in procreation. In another poem with the forest theme "I wander …" philosophy conflict between eternal nature and mortal man is shown. Nature appears here as an ideal of beauty and harmony. It is eternal in its own glory, because in it natural cycle of life and death happens all the time. The pagan subbase of perception of nature by the artist acts in fabulous or romantic interpretation of the world. This article concludes that pantheism the natural philosophy of the poets and their poetic faith. Related to the forest theme pantheistic motives are present in one of the most famous poems of the poet M.Yu. Lermontov "When the yellowing cornfield worries …" "Peasant poets" S. Yesenin and N. Klyuev in their perception of the forest combined pagan and Christian beliefs. Forest for them is an essential part of man"s spiritual world, and therefore it was often perceived as the church, as a place of repentance and prayer. Forest, the author draws the conclusion, in the philosophical poetry serves as a spiritual absolute, sharpen and at the same time, rented by imperfection of human tragedy: in prayer, love for nature , man finds the answer to the eternal questions of life.

Текст научной работы на тему «Образ леса в русской философской поэзии»

УДК 727.94:7.045.2

ОБРАЗ ЛЕСА В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ

Р. М. Камалов

ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

ката!оу[email protected]

Возникновение философской поэзии относится к глубокой древности, и обусловливалось стремлением человеческого ума в образно-эмоциональной форме осветить сложнейшие вопросы бытия. Исследователи выделяют в ней такие разновидности как натурфилософскую, социальнофилософскую, нравственно-философскую и др. поэзию. Вместе с тем, термин «философская поэзия» неустойчив по своему значению и, взятый сам по себе, вне исторического контекста, в достаточной мере условен. Эта условность детерминирована закономерным изменением представлений о содержании предмета философии, о ее границах, а также степенью постижения и трактовки творчества тех или иных поэтов. Отсюда и трудности с определением границ анализа поэтического образа леса в натурфилософии. Здесь предмет исследования возникает не столько в контексте лесной тематики в творчестве того или иного поэта (одного тематического содержания недостаточно, чтобы вычленить объект исследования), сколько при определении того угла зрения, который делает поэтический взгляд на лес не только эстетически значимым, но и философским. Таким образом, лесную тему делает философской в том или ином произведении не только предмет изображения, но и целый ряд обстоятельств, на которых следует остановиться подробнее.

Первое. Категория философского связана с тем, что совершенно обыкновенные и привычные в человеческой жизни явления, зачастую глубоко личного характера, будучи выраженными философским образом, приобретают свойство общезначимости. Эта обобщенность поэтического суждения, в какой- то мере граничащая с философской оценкой действительности, выражается, однако, в специфической художественной форме. Второе - поэтические строки о природе, в частности о лесе, становятся моментом философского осмысления мира в том случае, если они отражают сущность природных явлений. В широком смысле любая подлинная поэзия как акт познания философична. Поэзия, постигшая сущность природных явлений, становится философской, а философия, постигая явленность природных сущностей, поэтической. Третье: подлинно поэтическое произведение философского склада, чтобы оставаться художественным произведением и не перейти в трактат, должно заключать и развивать в себе не просто мысль, но мысль-образ, мысль-чувство, мысль-картину, а значит порождать в душе читателя по возможности широкую цепь эмоционально-смысловых ассоциаций, не сводящихся к однозначному выводу. Таковы особенности философской поэзии.

Отечественная натурфилософская

поэзия органично включает в себя разнообразные мотивы, концепты, номинации, интертексты, связанные с лесом. «Поэтический комплекс» леса выделяется по тематическому признаку и по мотивам включения тех или иных «лесных реальностей» в поэтический текст. Следует различать поэтику «реального» леса и тексты, где описания леса не являются главной целью, но подчинено существенно иным, более важным задачам. Лес служит лишь своего рода глубинной метафорой, «лесным» кодом «нелесного» сообщения. Точнее было бы сказать, что описывается не сам лес, а нечто с лесом как зримым ядром связанное, но неизмеримо более широкое и глубокое, чем просто лес. Это «лесное» как некая стихия и даже точнее - принцип этой стихии, присутствующий и в лесу и вне его, прежде всего в человеческой жизни. С этой точки зрения интересны, прежде всего, те лесные сюжеты, которые отличаются всеобщностью, обращаются к вечным субстанциальным началам жизни.

Категория вечности вообще характерна для метафизической поэзии, в том числе для философской лирики XIX в. Поэты, глубоко всматриваясь в процессы рождения и гибели, возникновения и угасания многообразных форм жизни, созерцая вселенскую грандиозность, способны ощутить ту метафизическую глубину мироздания (или небытия), которая обладает несокрушимой творческой силой и с неизменным постоянством воспроизводит гармоническое сопряжение предметов и явлений. Индивид начинает переживать мир как вечность, которая проявляется в свечении сокровенной глубины мгновений. О

таких переживаниях поэт П.Вяземский писал: «Хотите ль вы в душе проведать думы, // Которым нет ни образов, ни слов,- // Там, где кругом густеет мрак угрюмый, // Прислушайтесь к молчанию лесов; // Там в тишине перебегают шумы, // Невнятный гул беззвучных голосов. // В сих голосах мелодии пустыни; // Я трепетал, как пред лицом святыни, // Я полон был созвучий, но немых». .

Лес относится к числу таких явлений окружающем среды, в которой как нигде видна краткость индивидуального существования, вечность процесса смены поколений. Будь он смешанный или однопородный, горный или равнинный, дремучий или ухоженный, в нем растет неисчислимое множество деревьев, одни из которых великаны, а другие много моложе, вплоть до пробивающихся из земли побегов. И в таком своем составе лес величав и величествен. Величав он скоплением столетних деревьев седых патриархов, а величествен своим масштабом, той связью времен, которую он собой являет. В лесу как нигде ощущается могучая поступь жизни. Здесь в соседстве зрелый древесный возраст, замшелые пни, бурелом и «племя младое, незнакомое». Все это растительное царство тянется к небу, играет и колышется в лучах солнца, гулко шумит в непогоду. У леса есть нечто сходное с человеческим бытием: тот же размах, всеобщий ритм и сила развития.

Давно замечено, что лес порождает некие возвышенные чувства, которые носят философский характер. Например, у Баратынского лес выступает как символ преемственности поколений, зримого,

полного жизни посыла от настоящего к будущему. «А там, где ручеек по бархатному лугу // Катит задумчиво пустынные струи, // В весенний ясный день я сам, друзья мои, // У брега насажу лесок уединенный, // И липу свежую и тополь серебренный; // В тени их отдохнет мой правнук молодой» . В произведениях А.С. Пушкина также удивительным образом сочетаются предельная простота в описаниях лесного царства и высокие, сдержанно торжественные в звучании мысли о жизни, смерти и вечности. Лесные образы представлены одном из самых глубоких и философичных стихотворений 30-х годов «И вновь я посетил...» - «Где некогда всё было пусто, голо // Теперь младая роща разрослась...// Здравствуй, племя// Младое, незнакомое! не я // Увижу твой могучий поздний возраст, // Когда перерастешь моих знакомцев // И старую главу их заслонишь // От глаз прохожего.

Но пусть мой внук // Услышит ваш приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Веселых и приятных мыслей полон, // Пройдет он мимо вас во мраке ночи // И обо мне вспомянет». . Спасение человека от погибели и забытья Пушкин видит в продолжении рода. Лесной пейзаж помогает поэту выразить эту мысль. Сопоставляя прошлое и настоящее, человеческую жизнь и природу, поэт создает образ общего закона жизни, суть которого он видит в постоянном изменении.

В другом стихотворении с лесной темой «Брожу ли я...» показан философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой

размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о погибели. Природа выступает здесь как знак красы, гармонии. Она вечна в собственной красе, потому что в ней все время происходит естественный круговорот. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна и безлика, а каждый человек - это неповторимая особенность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы: «Гляжу ль на дуб уединенный, // Я мыслю: патриарх лесов // Переживет мой век заб-венный, // Как пережил он век отцов...// И пусть у гробового входа // Младая будет жизнь играть, // И равнодушная природа // Красою вечною сиять» . Вечная природа равнодушна к своему смертному дитяти и сияет холодною красотой над его могилой. И хотя в заключительных строках лирический герой благословляет природу, осуждающую его на смерть, эта благодарность нелегко дается ему - лишь за гранью отчаяния. Природа все более открывается перед лицом растущего самосознания личности как царство жестокой необходимости, конечности всего живого.

В редком произведении искусства не чувствуется глубоко прячущийся обычно в человеческой душе страх перед смертью. Как и любовь, смерть - одна из основных тем искусства. Сравнивая жизнь человека и лесных великанов, Ф.Тютчев обращается к индивидуальной жизни человека и к образам дубов долгожителей как примеру двух состояний мира - леса и человека - в

равной мере важных для мироздания и одновременно взаимоисключающих друг друга: «От жизни той, что бушевала здесь, // От крови той, что здесь рекой лилась, // Что уцелело, что дошло до нас? // Два-три кургана, видимых поднесь... // Да два-три дуба выросли на них, // Раскинувшись и широко и смело, // Красуются, шумят,- и нет им дела, // Чей прах, чью память роют корни их» . Лесной образ выступает здесь как «неявный», «скрытый» символ (его семантические смыслы никак не поясняются в тексте, но как бы «мерцают» сквозь ткань поэтического образа). Тютчев вводит в стихотворение экзистенциальную тему «смерти - бессмертия». Смерть отдельного человека перестает восприниматься как трагедия на фоне жизни природы. Она у Тютчева оказывается одним из «мировых спектаклей», свидетелем которого неожиданно стал поэт.

Для Тютчева не одно слияние человеческой души с природой, но и всякое их истинное общение есть «благодать» и успокоение. В природе для него заключен источник некоего «катарсиса», ибо в природе очень часто, как бы на высшем уровне, как космически-всеобщее, повторяется то, что в жизни человека кажется его исключительной, неповторимой трагедией. Сравним это стихотворение с пушкинским «Вновь я посетил.», они близки по теме, но пафос их разный. Для Тютчева на первый план выступает поглощение бездной, индивидуального общим. Пушкин же делает акцент на неразрывности общей жизни, на продолжении индивидуального в общем.

В сознании современного человека

лес как культурный и нравственный символ лишился своей «сакральной» сущности, в результате чего нарушилась гармония его рационального и внерационально-го, эмоционально-чувственного восприятия. Так было не всегда, когда-то мир воспринимался как единое целое, и в дальнейшем такое утверждение общности природы и человека - то, на чем основывается пантеистическая философия, - оказалось органически близким поэзии. Поэт видит мир живым. Языческая подоснова восприятия природы художником выступает в сказочной или романтической трактовке мира. На таком видении строится художественное освоение мира. Можно сказать, что пантеизм - естественная философия поэтов, их поэтическая вера.

Пантеистами по своему мироощущению были не только многие философы, но и поэты, например, великие немецкие поэты Гёте и Шиллер. Поиски идеала в природе - характерная черта романтического искусства, та традиция, которую продолжил и развил М.Ю. Лермонтов, воссоздавая мироощущение человека, через природу постигающего и себя, и земное, и небесное. Связанные с лесной темой пантеистические мотивы мы находим в одном из самых известных стихотворений поэта «Когда волнуется желтеющая нива.»: «Когда волнуется желтеющая нива, // И свежий лес шумит при звуке ветерка // И прячется в саду малиновая слива // Под тенью сладостной зеленого листка. // Тогда смиряется души моей тревога, // Тогда расходятся морщины на челе,- // И счастье я могу постигнуть на земле, //И в небесах я вижу бога». Природа - преддве-

рие идеала, путь к Богу. Лес выступает одним из посредников между лирическим героем и вечностью, символизирует редкие мгновения гармонического слияния поэта с природой, с миром и связанное с этим состояние внутренней просветленности.

Сущность искусства - в культе устойчивой гармонии, в глубочайшей жажде сопряжения микрокосма с макрокосмом. И в этом плане художественные ценности можно рассматривать как универсальное средство гармонизации бессознательного и сознательного, инстинктивного и разумного. Многие исследователи подмечают сходство поэтов в пейзажной и медитативной лирике. Если в медитативной лирике их роднит обращение к возвышенным движениям человеческой души, молитвенные настроения и идея переживания «невыразимого», то в пейзажах их объединяют эстетические созерцания и чувство природы, поэтическое видение самобытности природы, понимание благодати подчинения ее великой красоте. То, что называют медитацией и концентрацией зачастую связано с лесной стихией.

В стихотворении А. Фета «Солнце нижет лучами в отвес.» желание медитировать в лесу, «слиться с беспредельным», выражено в мечте поэта о том, «.чтоб и я в этом мире исчез, // Потонул в той душистой тени». Романтической эстетике Фета близки те душевные состояния, которые не совпадают с рассудочной стороной человеческой души: «грезы», «сны», «бред», «мечты» постоянные, любимые темы Фета. Мысли свободно, не задерживаясь, протекают сквозь того, кто наслаждается покоем

на лоне природы. Фет подчеркивает слитность с природой, «волшебную безбрежность» при созерцании темного дуба и изумрудного ясеня: «Здесь темный дуб и ясень изумрудный, // А там лазури тающая нежность.. // Как будто из действительности чудной // Уносишься в волшебную безбрежность.» . В стихотворении Е. Городецкого «Лес» подобное чувство выражено еще более эмоционально: «Куда? Не знаю - на приволье. // В лесные чащи и поля пустые // Под синим небом жизни, // В море, гулкое, цветное море - // Туда так весело и просто // Бросаюсь я и отдаю всего себя, // Как этому лесному сновиденью».

Чувство природы часто называют шестым чувством, оно представляет собой глубинное и творческое ощущение причастности человека к окружающему миру. Это чувство обнимает собой и травинку под его ногами, и необозримое небо над его головой. Уходя своими корнями в таинственную глубь бессознательного, сближая человека со стихийной мировой жизнью, разлитой вокруг него, оно вместе с тем, в своих высших проявлениях граничит со стремлениями и эмоциями эстетическими, моральными, религиозными. Так, забвение человеком собственного «я», растворение личности во всемирном - это одна из излюбленных тем поэзии Ф.Тютчева. Нега, покой, которую навевает лес, дремотное блаженство природы и сливающейся с ней души поэта - один из лейтмотивов его поэзии. К этим мотивам Тютчев постоянно возвращается в своем творчестве. В позднем стихотворении «Так, в жизни есть мгновения.» он снова напоминает

о возможности слияния человеческого «Я» с природой, воспевает своеобразную «нирвану» души - это высшее мгновение для поэтического чувства: «Так, в жизни есть мгновения - // Их трудно передать, // Они самозабвения // Земного благодать. // Шумят верхи древесные // Высоко надо мной. // И любо мне, и сладко мне, // И мир в моей груди, // Дремотою обвеян я -// О время, погоди!» .

Существует особая разновидность романтической поэзии самопознания, которую можно назвать «молитвой». Моления поэта это его заветное стремление к душевному просветлению. В. Бенедиктов в стихотворении «В лесу» описывает свое молитвенное настроение, чувства уважения, страха и ощущения вечности, слитности с прошлым, которые охватывают его в лесу: «Тебя приветствую я снова, // Маститый старец - темный лес, //Стоящий мрачно и сурово // Под синим куполом небес. // И меркнет день, душа моя // Здесь дивным таинством объята. // В союзе с миром замогильным // Здесь богу молится она,- // И лес является мне храмом, // Шум листьев - гимном торжества, // Смолистый запах - фимиамом, // А сумрак - тайной божества.» . Пантеистическое понимание Бога заставляло поэтов-символистов и представителей своеобразного русского неоязычества понимать лес как реальную церковь, место молитв и обретения душевного спокойствия: «Это не дерево, нет, это храм, // Это молельня лесная, // Струйно смолистый дрожит фимиам.», - восклицал К. Бальмонт . «Крестьянские поэты» С. Есенин и

Н. Клюев в своем восприятии леса пита-

лась не идеями целостных философских школ типа учений Шеллинга или Соловьева, а духовными традициями, выступавшими не в академических формах. Здесь и народная философия, и мифология, запечатленная в фольклоре, и отмеченное исследователями творчества поэта сплетение языческих и христианских верований. Человек у них связан с лесом не внешне, не благодаря предварительной, так сказать, рационалистической установке. Он - неотъемлемая часть духовного мира человека, и поэтому зачастую воспринимается как церковь, как место покаяния и молитв: «.За прощальной стою обедней // Кадящих листвою берез»; «.Синь то дремлет, то вздыхает. // У лесного аналоя // Воробей псалтирь читает»; «.Осыпается рощ позолота, // В бледном воздухе ладана гарь»; «.Между сосен, между елок // Меж берез кудрявых бус // Под венком, в кольце иголок //Мне мерещится Иисус» . Лес в этих строчках - духовный абсолют, заостряющий и, вместе с тем, снимающий трагедию несовершенства человека: в молитве, в любви к природе человек находит утешение. Для одухотворенных людей лес может стать возвышающим местом уединенности от житейской суеты.

Библиографический список

1. Бальмонт К. К. Собрание сочинений в 2-х т. Т.2. - М.: Можайск-Терра, 1994. 704 с.

2. Баратынский Е.А. Лирика. - Мн.: Высшая школа, 1979. 224 с.

3. Бенедиктов В.Г. Стихотворения / Сост., вступ. ст., примеч. В.И. Сахарова. -

М.: Сов. Россия, 1991. 272 с.

4. Вяземский П.А. Сочинения: В 2-х т. - М.: Худож. лит., 1982. Т. 1 Стихотворения / Сост., подг., вступ. статья и ком-мент. М.И. Гилельсона, 1982. 462 с.

5. Есенин С. А. Поли. собр. соч. - М.: Олма-Пресс, 2002. 790 с.

6. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1 Стихотворения /Под общей редакцией И.Л. Андроникова, Д. Д.Благого, Ю.Г.Оксмана. - М.: Гос. изд. худож. лит., 1957. 423 с.

7. Пушкин А.С. Поли. собр. соч. в 10-ти т. Т. 3. Стихотворения 1827-1836 гг. Изд-во АН СССР: М., 1957. 557 с.

8. Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. в стихах и прозе / Сост., пред., статьи, примеч. В. Кожинова. - М.: Вече. 2000. 496 с.

9. Фет А.А. Стихотворения / Сост., вступ. ст., прим. А. Тархова. - М.: Правда, 1983. 304 с.

Русская природа очень красива. Это отмечали многие. Особенно эта идея прослеживается в стихах о Русской природе. И если у Вас всё ещё есть сомнения на этот счёт, стихи о Русской природе смогут исправить ситуацию.

Берёзка (И. Семёнова)

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой - зимой,
Вся в сережках - весной,
Сарафан зеленый - летом,
В день осенний - в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.

Русский лес (С. Никулин)

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

Таёжный светофор (Т. Белозёров)

На перекрёстке двух тропинок,
Едва разведрился денёк,
В омытой ягодке малины
Зелёный вспыхнул огонёк.
Прохожий шагу не сбавлял,
Смотрел и знай себе шагал!
А вот, когда окрепло лето
И стал наряднее рассвет,
На тонких проволочках веток
Зажгла малина
Жёлтый свет.
Его, заметив, пешеход
Сбавлял неторопливо ход.
Тайга просторная - не город,
Но здесь бывают чудеса:
Вчера под красным светофором
Мы простояли полчаса!

Русское раздолье (И. Бутримова)

Поле русское, раздолье,
Где не кошена трава,
Там ромашковое море,
А над морем синева.

Там цветов ковер безбрежный
Ярок, нежен и широк,
И колышет в чистом поле
Травы легкий ветерок.

Там трава растёт по пояс,
Ни тропинок, ни дорог.
И какая это радость
Побродить там хоть часок.

Заглянуть в глаза ромашкам,
Улыбнуться василькам,
Нежно-розовым цветочком
Клевер льнёт к моим ногам.

Колокольчики, гвоздики,
Иван-чай и зверобой-
Всё цветёт, благоухает
Напоённое росой.

Летних трав великолепье,
Не сравнить тебя ни с чем,
Не разгаданная тайна
Красоты понятной всем.

На пруду (И. Бунин)

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,
Глубина - бесконечна, светла...
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.

Печальная береза (А. Фет)

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

  • учащаяся 6-а класса
  • МОУ Серноводской СОШ
  • «Образовательный центр».
  • Руководитель: Полатовская С.Ю.,
  • Учитель русского языка и литературы
Введение
  • Введение
  • I. Разновидности пейзажей.
  • II. 1. Эстетическая роль леса.
  • II. 2. Лес как символ.
  • III.Особенности раскрытия образа леса
  • в стихотворениях И.Бунина «Шумели листья, облетая», К.Бальмонта «Фантазия», Н.Разгон «Мой чудный лес», С.Я. Маршака «Лес».
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Музыка, природа, стихи - это радостно всем.
  • Музыка, природа, стихи - это радостно всем.
  • В природе есть своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщает человека к прекрасному.
  • Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием –
  • не губите красоту вокруг себя.
  • Любовь к родине всегда являлась национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить глубокий смысл.
Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие.
  • Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие.
          • Существуют целые исследования образа леса -
  • в немецкой литературе, ручья - во французской. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно .
Тема нашей научной работы:
  • Тема нашей научной работы: «Особенности раскрытия образа леса в стихах русских поэтов».
  • Для анализа идейного замысла используются стихотворения И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака.
  • Актуальность темы данной работы определяется недостаточной ее изученностью и новизной, а также необходимостью воспитания среди учащихся бережного отношения к природе.
Цель работы – выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие.
  • Цель работы – выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие.
  • Задачи работы:
  • 1.Определить эстетическую роль пейзажа и образа леса в лирике.
  • 2.Узнать о системном подходе к изучению пейзажа и применить классификацию к рассмотрению образа леса.
  • 3.Уточнить возможные символические значения образа леса.
  • 4.Выявить идейный замысел стихотворений И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака.
  • 5.Выяснить, к какой разновидности пейзажа относится стихотворение.
  • 6.Расшифровать символическое значение образа леса в произведении.
Идеальный пейзаж:
  • Идеальный пейзаж:
  • 1) мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи;
  • 2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду;
  • 3) цветы широким ковром устилающие землю;
  • 4) деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень;
  • 5) птицы, поющие на ветвях.
Унылый пейзаж:
  • Унылый пейзаж:
  • 1.Особый час дня: вечер, ночь или
  • особое время года – что определяется
  • удалением от солнца, источника жизни.
  • 2.Непроницаемость для взора и слуха,
  • некая пелена, застилающая восприятие:
  • туман и тишина.
  • 3.Лунный свет, причудливый,
  • таинственный, жутковатый.
  • 4.Картина обветшания, тления,
  • развалин.
  • 5.Образы северной природы.
Бурный пейзаж:
  • Бурный пейзаж:
  • 1.Гроза
  • 2.Буря
  • 3.Метель
  • 4.Ливень
Эстетическая роль леса
  • Эстетическая роль леса
  • проявляется в созидании
  • колоритных элементов ландшафта,
  • дивных пейзажах, «собранных»
  • из седых камней,
  • прозрачных родников,
  • тихих заводей,
  • вкрадчивого шума серебристых ручьев.
  • Именно этой ипостаси леса посвящены наиболее тонкие и изящные строки талантливой прозы и высокой поэзии.
Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека.
  • Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека.
  • Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери.
  • Лес - это широко распространенный символ внешнего мира.
  • В легендах и сказках лес олицетворяет различные опасности.
  • Для одухотворенных людей он может стать местом уединенности
  • от житейской суеты.
  • В литературе и изобразительном искусстве древнего мира образ леса фигурирует как «священная роща» или райски прекрасный «лесной сад».
  • Христианская традиция сочетает понимание леса как зловещей «чащобы-прибежища зверей и драконов» с мотивами «лесного безмолвия»- благодатной среды для уединенных молитв.
  • Встречаются в поэзии образы леса как « храма природы».
  • В литературе 20 века лес – воплощение многотрудных путей человеческого познания, наглядный образ родины, школа «экологической мудрости».
Шумели листья, облетая,
  • Шумели листья, облетая,
  • Лес заводил осенний вой…
  • Каких-то серых птичек стая
  • Кружилась по ветру с листвой.
  • А я был мал, - беспечной шуткой
  • Смятенье их казалось мне:
  • Под гул и шорох пляски жуткой
  • Мне было весело вдвойне.
  • Хотелось вместе с вихрем шумным
  • Кружиться по лесу, кричать-
  • И каждый медный лист встречать
  • Восторгом радостно – безумным!
  • Образ леса в стихотворении
  • 1)относится к «бурному пейзажу»;
  • 2)отражает внутренний мир лирического героя;
  • 3)является символом внешнего мира, наполненного жизнью и опасностями.
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
  • Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
  • Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
  • Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
  • И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
  • Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
  • В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
  • Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
  • Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.
  • Стихотворение можно отнести к элегическому пейзажу.
  • Лес отражает внутренне состояние лирического героя.
  • В произведении отражаются мифологические мотивы - «духи ночи».
  • Лес символизирует внешний мир природы и внутренний мир человека.
  • В стихотворении можно выделить признаки унылого пейзажа: глушь, покой, тишина, но это обманчивая « дремота», потому что в лесу кипит жизнь. А значит, это идеальный пейзаж.
  • Лес символизирует внешний мир и в то же время напоминает напряженную жизнь души, творческий процесс.
  • http://allstude.ru/Literatura_i_russkiiy_yazyk/Poeziya_prirody.html
  • http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=293
  • http://relax.wood.ru/wood/symbol.php3
  • http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-l/lar/les.htm
  • http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=80657
  • http://full-house.ru/detail.php?id=22644
  • http://newyear2012t.evidentia.org/deti-v-lesu-kartinki.html
  • http://antonov-andrey.ucoz.ru/photo/39-0-283-3
  • http://imgcoder.com/gdefon/coder/full/4648-img-full
  • http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000046.php
  • http://wallpapers-diq.com/ru/42_~_Indian_Creek,_Siuslaw_National_Forest,_Oregon.html
  • http://www.wallpampers.ru/photos/16094
  • http://maskarad.endgametv.info/zimnii-les-risunki.html
  • http://znak.at.ua/photo/12-0-2579-3
  • http://www.zastavki.com/rus/Nature/Forest/wallpaper-683.htm
  • http://wpapers.su/90/
  • http://www.artfile.ru/oboi/b/i.php?i=45238син
  • http://wpapers.ru/wallpapers/nature/Winter/8184/1280-720_Глубокое-молчание.html
  • http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000032.php
  • http://vsjamebel-tut.ru/dub-v-bane.html http://luchik8888.livejournal.com/100742.html
  • http://www.iskusstvu.ru/photos.php?id=4421&type=man
  • http://www.volosov.spb.ru/E9ru.
  • http://beta.diary.ru/~yuri-senpai/?tag=727
  • Источники изображений

Многие поэты русской литературы подарили нам возможность общения с природой, с пленительным очарованием русского леса.

Притягательную силу леса мы чувствуем, читая стихи поэтов XIX и XX веков и рассматривая полотна великого русского живописца Ивана Шишкина.

У Ивана Алексеевича Бунина есть стихотворение «Детство»:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк

Прильну к сосне корявой –

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Настроение у этого стихотворения радостное, приподнятое, и рождается оно, наверное, ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной, обещает новые открытия, и все лучшее кажется еще впереди.

Картины, представляющиеся в этом стихотворении, все пронизаны светом. Молодая зеленая хвоя весело блестит на солнце, а старая, рыжая, тускло мерцает на сухих ветках, виднеется кое- где среди подлеска: на земле еще можно увидеть почерневшие раскрытые старые шишки. В бору оживленно перекликается бодрая дробь дятла. Мне лес представляется прекрасным Дворцом Природы.

Не случайно поэт называет его «солнечными палатами». Высокие и прямые сосны, уходящие своими кудрявыми верхушками прямо в синее небо, кажутся величественными колоннами, на которых радостно играют блики солнца. Все стихотворение пронизано солнечным светом и запахом хвои, как и сам сосновый бор. С самых первых строк стихотворения входит в наше воображение свет солнца и запах нагретой хвои. Поэт говорит о «солнечных палатах», лужайках света по всему лесу («Повсюду блеск, повсюду яркий свет»), о нагретых солнцем стволах деревьев («Кора груба, морщиниста, красна, / Но как тепла, как солнцем вся прогрета»), о «зное и сухости солнечного света», о том, как сладостно «дышать сухим смолистым ароматом».

Создается впечатление праздничности соснового бора. Это впечатление возникает благодаря все тому же солнечному свету, « который предает всему праздничный «блеск».

Сравнение бора с «палатами», песка с шелком («песок как шелк»), сосен с величавыми «гигантами» создает ощущение чего- то необыкновенно прекрасного, радостного и царственного.

Лес поражает своим величием и красотой не только И. А. Бунина.

Великолепным певцом русского леса был замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Этот выдающийся живописец был не -превзойденным знатоком родной природы. Русскую природу И. И. Шишкин узнал и полюбил еще в детстве и ранней молодости, бродя по лесам, любуясь из окон отчего дома широкими далями.

Все произведения художника посвящены русской природе. Он руководствовался твердыми убеждениями, что природа сама по себе, а задача художника состоит в том, чтобы неутомимо и любовно ее изучать, и как можно точнее передавать. Никто до Шишкина не изучал так тщательно, во всех деталях, деревья лесов среднерусской полосы. «Лесной богатырь» - так называли Шишкина товарищи художники. На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Хвойный лес. Солнечный день», «Корабельная роща».

Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению Бунина: все они пронизаны светом, теплом и радостным мироощущением. Но все же особенно выделяется картина «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «На песчаном грунте. Этюд» (1889 или 1890) и «Сосны освещенные солнцем. Этюд»(1886) Первую («Хвойный лес. Солнечный день») выделяем, потому что именно в ней лес напоминает солнечные палаты в своем выверенном чередовании стройных стволов, которые выстраиваются перед нами, приглашая в глубь леса, на солнечные яркие поляны. Картина, «На песчаном грунте», нравится ощущением свежего чистого хвойного воздуха, который льется сквозь деревья и играет на мягком золотистом песке (невольно вспоминается бунинская строка: «Песок – как шелк»), кажется, будто стоишь в низинке и смотришь на возвышенность, по которой убегают к небу пригретые солнцем веселые сосны. Ну, а «Сосны, освещенные солнцем» настолько объемны, осязаемо, теплы, что хочется прижаться щекой к их коре и почувствовать от тепла, аромата хвои и света головокружительное блаженство и счастье жить. Две высокие сосны, от которых тянутся длинные сочные тени, являющиеся центром всей композиции, кажутся похожими на величественный вход в «солнечные палаты».

А вот еще одно стихотворение И. Бунина – «В лесу»

Тропинкой темною лесною,

Где колокольчики цветут,

Под тенью легкой и сквозною

Меня кустарники ведут.

Здесь полусвет и запах пряный

Сухой листвы, а вдалеке

Лес расступается поляной

К долине мирной и реке.

(«В лесу»)

Поэтический образ леса в бунинском стихотворении похож на лес, что на картине И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Еще один русский поэт, Иван Суриков, воспевает лес, как место, где есть раздолье разноцветным травам, тишине, таинственности. По сути, это гимн лету с его сочной зеленью деревьев, веселым солнцем, душистым чудом земляничных лесных полянок.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес:

Ни звука –

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Это стихотворение ярко перекликается с картиной Ивана Шишкина «Опушка лиственного леса», где мы видим душистую лесную полянку, по которой так и хочется побегать, отдохнуть и насладиться свежим лесным воздухом.

У Афанасия Фета в стихотворении «Дождь» слышится тревожное настроение от приближающейся грозы с ливнем в лесу.

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в лицо,

И что - то к лесу подошло,

По свежим листьям барабанит.

(«Дождь»)

На картине И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» мы с тревогой смотрим на темную – синюю грозовую тучу, затянувшую небо. Съежившись под зонтом, бредем вместе с другими людьми под проливным дождем по сырой, размокшей лесной дороге.

Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова А. Фета лес изображен с сочной зеленью деревьев, то в стихотворении М. Лермонтова «На севере диком» видится зимняя, одинокая сосна.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем.

Прекрасная пальма растет.

Стихотворение навевает грустное, печальное и лирическое настроение. Это подчеркивается словами «На севере диком стоит одиноко на голой вершине».

Мне представляется картина: одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. Эти поэтические строки М. Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком»

Художник умело передал настроение, созданное в стихотворении. На картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато – зеленых оттенков.

Если сравнивать сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной воображением Лермонтова, то надо отметить, что бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Бунинские сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с прекрасными воспоминаниями детства и лета. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. Человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной.

Каждый поэт по-своему показывает нам сосны. Поэтические и художественные образы этих деревьев создают у нас разное настроение. Мы убеждаемся, как воздействует на нас поэтическое слово И. А. Бунина, И. Сурикова, А. Фета. А художник И. И. Шишкин своими картинами усилил звучание поэтических строчек.

Русский лес в прозе и живописи И. Шишкина.

Наблюдая за жизнью русского леса, нельзя не вспомнить картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» и рассказы Г. Скребицкого, В. Бианки отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство»

« Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка.

Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки

Медвежонок тянет к ней лапу, лягушка делает в сторону большой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, а медвежонок сует туда лапу, отдергивает, трясет его и с удивлением смотрит, куда же делся его новый приятель. Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котенком. Не верится, что это дикий зверь».

После прочтения этого отрывка представляется веселый, неугомонный и неповоротливый медвежонок. А. И. Шишкин изобразил своих медвежат ранним летним утром, среди могучих сосен. Они вылезли из – под поваленного дерева. Двое из них играют, кувыркаются на поваленном бурей дереве. А третий медвежонок не играет с братьями. Он самый неуклюжий и косолапый. Взобрался на ствол другого поваленного дерева и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Медвежата, изображенные Шишкиным и Скребицким очень наблюдательны, мы увидели их характеры и повадки зверей.

А вот как рассказывал о сосновом боре писатель И. Соколов – Микитов, наш земляк. «Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь ли, едешь, бывало, по старому сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные сосны, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые, золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корой. Пахнет смолой и землей. Тихо в старом сосновом бору, изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины».

Сосновые боры у И. Соколова – Микитова и И. Шишкина похожи, ибо на картине тоже видно, как солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Эти деревья высокие и могучие, кажется, что они задевают своими кривыми и раскинутыми ветвями солнце. Прохладно, светло в пустой сосновой чаще.

Для своей картины «Утро в сосновом бору» И. Шишкин выбрал именно такую глушь, потому что только здесь медвежата могут играть беззаботно, их охраняет дремучий, пустой лес, сюда не ступала нога человека. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал их гораздо позже, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом, но еще и звуками. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

В «Записках охотника» И. С. Тургенева природа подчиняет человека не только своей загадочностью, не только своим равнодушием, но и своей жизненной силой, здоровьем и мощью. Такова природа в рассказе «Лес и степь», замыкающем цикл. Рассказ о лесе и степи с разнообразными, важными и торжественными событиями в их жизни, со сменой времен года, дня и ночи, зноя и грез - это в то же время рассказ о человеке, чей духовный образ, определяется этой природной жизнью.

В описании леса Тургенев использует много красок: темно-серое небо; деревья, облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах кранным огнем горят лучины.

Помимо красок в лесу много разнообразных звуков: слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит, громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за вами и т. д.

В этом и есть мастерство И. Тургенева. Он умеет «вглядываться и вслушиваться» в природу.

«Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы!

Они держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свисток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму»

Такой русский лес, в котором «лепечут статные осины», шевелятся длинные висячие ветки берез и могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы есть и на картине И. Шишкина «Опушка лиственного леса»

Заключение.

Мы увидели поэтический и художественный образ леса. Каждый поэт по-своему показывает нам лес, образы деревьев создают у нас разные настроения. Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова создается впечатление праздничности от соснового бора, то от стихотворения М. Лермонтова, И. Фета навевает грустным, печальным настроением.

Своим величием лес поражал и замечательного художника Ивана Шишкина, чьи полотна с изображением усиливают звучание поэтических строк. Мы видим суровые и таинственные, сказочные и дремучие леса, с вековыми и раскидистыми, прямыми и золотистыми соснами.

В русской литературе и живописи есть еще достаточно много поэтических строк, посвященных лесу, и картин с изображением леса. Я с интересом продолжу наблюдения за тайнами и величием русского леса в поэзии и живописи.

Слайд 2

Введение I. Разновидности пейзажей. II. 1. Эстетическая роль леса. II. 2. Лес как символ. III.Особенности раскрытия образа леса в стихотворениях И.Бунина «Шумели листья, облетая», К.Бальмонта «Фантазия», Н.Разгон «Мой чудный лес», С.Я. Маршака «Лес». Заключение Список использованной литературы

Слайд 3

Введение

Музыка, природа, стихи - это радостно всем. В природе есть своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщает человека к прекрасному. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя. Любовь к родине всегда являлась национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить глубокий смысл.

Слайд 4

Каждаянациональная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическоесвоеобразие. Существуют целые исследования образа леса - в немецкой литературе, ручья - во французской. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно. .

Слайд 5

Тема нашей научной работы: «Особенности раскрытия образа леса в стихах русских поэтов». Для анализа идейного замысла используются стихотворения И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака. Актуальность темы данной работы определяется недостаточной ее изученностью и новизной, а также необходимостью воспитания среди учащихся бережного отношения к природе.

Слайд 6

Цель работы– выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие. Задачи работы: 1.Определить эстетическую роль пейзажа и образа леса в лирике. 2.Узнать о системном подходе к изучению пейзажа и применить классификацию к рассмотрению образа леса. 3.Уточнить возможные символические значения образа леса. 4.Выявить идейный замысел стихотворений И. Бунина, К.Бальмонта, Н.Разгон, С.Я.Маршака. 5.Выяснить, к какой разновидности пейзажа относится стихотворение. 6.Расшифровать символическое значение образа леса в произведении.

Слайд 7

Разновидности пейзажей

Идеальный пейзаж: 1) мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи; 2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду; 3) цветы широким ковром устилающие землю; 4) деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень; 5) птицы, поющие на ветвях.

Слайд 8

Унылый пейзаж: 1.Особый час дня: вечер, ночь или особое время года – что определяется удалением от солнца, источника жизни. 2.Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина. 3.Лунный свет, причудливый, таинственный, жутковатый. 4.Картина обветшания, тления, развалин. 5.Образы северной природы.

Слайд 9

Бурный пейзаж: 1.Гроза 2.Буря 3.Метель 4.Ливень

Слайд 10

Эстетическая роль леса

Эстетическая роль леса проявляется в созидании колоритныхэлементов ландшафта, дивных пейзажах, «собранных» из седых камней, прозрачных родников, тихих заводей, вкрадчивого шума серебристых ручьев. Именно этой ипостаси леса посвящены наиболее тонкие и изящные строки талантливой прозы и высокой поэзии.

Слайд 11

Лес как символ

Лес - в психологических тестах, гаданиях - это душа, внутренний мир человека. Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери. Лес - это широко распространенный символ внешнего мира. В легендах и сказках лес олицетворяет различные опасности. Для одухотворенных людей он может стать местом уединенности от житейской суеты. В литературе и изобразительном искусстве древнего мира образ леса фигурирует как «священная роща» или райски прекрасный «лесной сад». Христианская традиция сочетает понимание леса как зловещей «чащобы-прибежища зверей и драконов» с мотивами «лесного безмолвия»- благодатной среды для уединенных молитв. Встречаются в поэзии образы леса как « храма природы». В литературе 20 века лес – воплощение многотрудных путей человеческого познания, наглядный образ родины, школа «экологической мудрости».

Слайд 12

Иван Бунин« Шумели листья, облетая»

Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая Кружилась по ветру с листвой. А я был мал, - беспечной шуткой Смятенье их казалось мне: Под гул и шорох пляски жуткой Мне было весело вдвойне. Хотелось вместе с вихрем шумным Кружиться по лесу, кричать- И каждый медный лист встречать Восторгом радостно – безумным! Образ леса в стихотворении 1)относится к «бурному пейзажу»; 2)отражает внутренний мир лирического героя; 3)является символом внешнего мира, наполненного жизнью и опасностями.

Слайд 13

К.Бальмонт «Фантазия»

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез. Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели, В мягкой бархатной постели им отрадно почивать, Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная, Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать. Стихотворение можно отнести к элегическому пейзажу. Лес отражает внутренне состояние лирического героя. В произведении отражаются мифологические мотивы - «духи ночи». Лес символизирует внешний мир природы и внутренний мир человека.

Слайд 14

Наталья Разгон«Мой Чудный Лес»Остались в прошлом дни пурги и стужи,Вступает март в законные права.И вот я жду, когда подсохнут лужиИ народится первая трава.Тогда я – в лес, прозрачный, затаенный,Расцвеченный лишь охрою сосны,Я здесь – царица! Лес - мои владенья,Предвечное наследие души!Мой чудный лес …Конечно, все - иначе…Ведь я – его случайная строка!А для природы, может, равнозначноРожденье человека и листка?...

Образ леса в данном стихотворении можно отнести к идеальному пейзажу, т.к. в нем подчеркивается красота природы. Лес символизирует вечность души. В стихотворении отражается восторженное настроение лирического героя.

Слайд 15

С.Я. Маршак «Лес»Многоэтажный этот домНе знает праздного безделья.Упорным занят он трудомОт купола до подземелья. Здесь ловят солнце зеркалаВ лаборатории высокой.И движутся внутри стволаДобытые корнями соки. Бормочут листья в полусне,Но это мнимая дремота.В глуши, в покое, в тишинеИдет незримая работа.

В стихотворении можно выделить признаки унылого пейзажа: глушь, покой, тишина, но это обманчивая « дремота», потому что в лесу кипит жизнь. А значит, это идеальный пейзаж. Лес символизирует внешний мир и в то же время напоминает напряженную жизнь души, творческий процесс.

Слайд 16

Выводы 1.Образ леса присутствует во многих стихах русских поэтов и помогает авторам выразить свои чувства, переживания.2. Авторы показывают также красоту леса, его таинственность3.Чаще всего лес предстает перед нами как символ внешнего мира и внутренних переживаний человека. 4. Мифологические мотивы леса также встречаются в стихах русских поэтов.

Слайд 17

Практическая польза этого исследования заключается в том, что мы доказали на примерах возможность системного подхода к анализу стихотворений, в которых описывается лес. А это значительно облегчает задание – определить идею стихотворения, его мотивы, символическое значение образов и настроение лирического героя. Кроме этого, вопрос об эстетической роли леса заставляет еще раз задуматься о необходимости беречь родную природу, зеленые насаждения.

Слайд 18

Источники информации:

http://allstude.ru/Literatura_i_russkiiy_yazyk/Poeziya_prirody.html http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=293 http://relax.wood.ru/wood/symbol.php3 http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-l/lar/les.htm http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=80657 http://full-house.ru/detail.php?id=22644 http://newyear2012t.evidentia.org/deti-v-lesu-kartinki.html http://antonov-andrey.ucoz.ru/photo/39-0-283-3 http://imgcoder.com/gdefon/coder/full/4648-img-full http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000046.php http://wallpapers-diq.com/ru/42_~_Indian_Creek,_Siuslaw_National_Forest,_Oregon.html http://www.wallpampers.ru/photos/16094 http://maskarad.endgametv.info/zimnii-les-risunki.html http://znak.at.ua/photo/12-0-2579-3 http://www.zastavki.com/rus/Nature/Forest/wallpaper-683.htm http://wpapers.su/90/ http://www.artfile.ru/oboi/b/i.php?i=45238син http://wpapers.ru/wallpapers/nature/Winter/8184/1280-720_Глубокое-молчание.html http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000032.php http://deswal.ru/nature_forests/1280-1024/00000032.php http://vsjamebel-tut.ru/dub-v-bane.htmlhttp://luchik8888.livejournal.com/100742.html http://www.iskusstvu.ru/photos.php?id=4421&type=man http://www.volosov.spb.ru/E9ru. http://beta.diary.ru/~yuri-senpai/?tag=727 Источники изображений

Слайд 19

Посмотреть все слайды