Здравствуйте, дорогие коллеги и все заинтересованные тематикой моего блога люди! Вас приветствует Татьяна Сухих. Сегодня поговорим о том, что представляет собой рабочая программа для детей РАС. Думаю, не только моим коллегам пригодится эта статья, но и родителям, которые воспитывают деток-аутистов, полезно будет знать, какие концепции действуют на сегодня в дошкольной педагогике в вопросе воспитания аутят.

В качестве подводки к основной теме – программа для детей РАС в ДОУ – хочу выделить для себя и для читателей несколько мыслей о том, в каком направлении двигается сегодняшнее дошкольное образование в отношении к деткам с нарушениями здоровья. Это поможет понять, как должны обучаться малыши с аутизмом в детских садах и есть ли вообще какой-то прогресс по сравнению с прошлым тысячелетием.

Исходя из концепции российского дошкольного образования, каждый ребенок должен получать качественное это самое образование, что невозможно при унифицированных подходах к обучению, развитию и воспитанию. Поэтому нам, педагогам, дается возможность адаптировать примерные программы под потребности особенного ребенка. Хотя это даже не возможность, а наша обязанность, которую нам вменяет министерство.

Итак, берутся образовательные программы, например, всем известная «От рождения до школы», и пишется новая программа для детей РАС, который утверждается на уровне садика и местных ответственных органов. В разработке концепции работы с малышами-аутистами в детсаду, даже если садик посещает один аутенок, активное участие принимают члены междисциплинарной группы или можно иначе назвать – консилиум.

Проект должен строго согласовываться с требованиями ФГОС ДО и отражать тонкости работы с аутенком с учетом его особенностей, связанных с имеющимся диагнозом. Это сделать непросто, но данное право – обучаться в ДОУ в индивидуальном формате – имеет каждый малыш с ограничениями по здоровью.


Современный подход к дошкольному обучению можно охарактеризовать как гибкий, вариативный, индивидуализированный. Большим прорывом в умах педагогов считается признание игры как главного метода обучения в детском саду. Точно таким же волевым решением является переход от унифицированных, одинаковых, типовых программных документов для всех дошкольных учреждений к вариативным, авторским программам.

Где-то примерно за последнее десятилетие на моей памяти дошкольным учреждениям было предложено десяток вариантов комплексных, около 20-ти парциальных, несколько специальных программ, что свидетельствует о незакостенелости нашей дошкольной системы. Мы все участвуем в инновационном движении – индивидуализация обучения в ДОУ.

Учимся программировать обучающую деятельность по ФГОС ДО

Как обычно, я не смогла оставить своих читателей без методической поддержки, и вот, что предлагает мой любимый «УчМаг» по нашей теме:

Повышение квалификации по программе «Инклюзивное образование: реализация программы социального тьюторства и индивидуальных программ реабилитации и абилитации (ИПР, ИПА)» (72 часа) по льготной цене;

Участие в офлайн-вебинаре (объем 2 ч.);

Оформление сертификата участника вебинара 22.02.2017 «Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра» (объем 2 ч.);

Спецпредложение на пополнение личного счета + оформление сертификата участника вебинара 05.12.2017 «Коррекция эмоционального состояния детей с ранним детским аутизмом средствами физической культуры» (объем 2 ч.);

Участие в офлайн-вебинаре «Особенности девиантного поведения детей с расстройствами аутистического спектра и возможности их психолого-педагогической коррекции» (объем 4 ч.);

Спецпредложение на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Расстройства психологического (психического) развития у детей и подростков: методы психолого-педагогической коррекции» (объем 4 ч.).

Столкнувшись с необходимостью составить рабочую программу для детей с РАС, важно помнить, что она должна в полной мере отражать идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, а также другой Концепции – дошкольного образования. В принципе, идеи обеих Концепций отражены в примерных программах, рекомендованных министерством.


Перечислю фундаментальные положения, которые должны быть соблюдены при написании адаптированной образовательной программы для ребенка с РАС:

  • Дошкольное детство – ценный период в жизни малышей, во время которого закладываются основы личной культуры и мировоззрения;
  • Игра – ведущая деятельность для дошкольника;
  • Системность и преемственность всех компонентов рабочего процесса – залог качественного дошкольного образования;
  • Выбор адекватных возрасту и возможностям малышей форм, методов, приемов работы гарантирует выполнение главного условия результативности обучения – индивидуальный подход;
  • Целевые ориентиры в работы с особенными детками – результат совместной деятельности членов консилиума или междисциплинарной группы.

Программа для детей РАС. Структура программного документа по обучению деток-аутистов

К слову, для обучения аутят 6-7 лет есть отличная комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет» Скрипник Т.В., которая учитывает современные тенденции в этом вопросе, я их перечисляла выше, и демонстрирует новый подход к решению задач образования деток с аутистическим расстройством.

Короче говоря, есть хорошие примеры, с которых можно «списать» себе шпаргалку и ваша коррекционная программа для детей РАС будет составлена на основе этой шпаргалочки.

Итак, примерная структура «руководства» по работе с аутятами в условиях детского сада:

  • Целевой раздел – он вполне унифицирован, поскольку в нем прописываются общие цели, задачи, концепция, которая будет применена в процессе воспитания и развития деток-аутистов.

Здесь отдельно оформляется пояснительная записка, выделяется актуальность темы, психолого-педагогические характеристики детей или ребенка-аутиста, на основании которых строятся целевые ориентиры – предполагаемые достижения ребенка или группы детей-аутистов.

Также указываются источники, взятые за основу программы, аргументируется этот выбор и педагогическая целесообразность представленного направления работы, формы работы, сроки реализации, новизна программы, содержание и т.п.

  • Содержательный раздел – здесь прописываем все, что касается , описывается материально-технические средства, методические материалы, организация предметно-развивающей среды, а также содержание деятельности членов консилиума или междисциплинарной группы.

Что касается работы консилиума, ее целесообразно оформить подразделом «Взаимодействие специалистов междисциплинарной группы», где расписывается индивидуальная коррекционная программа для детей РАС по разным направлениям, которые можно оформить в два подпункта: коррекционно-образовательная и коррекционно-развивающая деятельность.


Отдельно описывается суть работы с родителями деток-аутистов. Это важный раздел программы, ведь необходимо включить родителей в междисциплинарную группу для обеспечения полноценной работы с детками дома.

Думаю, общее представление вы будете иметь о стратегическом планировании работы с аутятами в детском саду. Знаю, знаю, есть очень много вопросов к составлению адаптированной программы, но обо всем написать невозможно. Вот часто спрашивают, как оформлять работу междисциплинарной группы: в рамках программы или у каждого специалиста должна быть своя стратегия? Об этом ниже.

Работа консилиума или междисциплинарной группы

Я думаю, что в адаптированной программе необязательно расписывать подробно деятельность каждого участника процесса, важно описать направление работы и методы по каждому направлению, не указывая отдельно, что это программа логопеда для детей РАС, например.

Адаптированная программа отражает работу с аутятами в целом, глобально, но при этом целиком фокусируется на каждом ребенке, буквально указывая, что проблемы этого малыша будут решаться такие, а этого – такие.

Работа по программе направлена на формирование у аутят адекватной эмоционально-социальной сферы, коммуникативно-речевой, художественно-эстетической, познавательной и физической. Кроме того, ведется коррекция психомоторной сферы. Работу над этими вопросами ведет каждый специалист, но во время своих занятий, которые строятся по отдельному плану.

При этом каждый специалист обязательно имеет документальное обеспечение своей деятельности, которая не идет в разрез с работой консилиума, а является частью общего процесса.

Так, логопеды применяют разработки специалистов в своей отрасли о развитии речи у аутичных дошкольников, коррекции речевых расстройств и т.п. И строят свои занятия в соответствии с индивидуальным планом, главная цель которого – раскрыть речевой потенциал.

Точно так же программа психолога для детей РАС содержит подробный план действий по выполнению поставленных в адаптированной программе задач, но с более углубленным описанием методов, методик, приемов и другого инструментария. Также психолог составляет тематические план занятий на определенный период, отражает результаты исследований, мониторинга и т.п.

В свою очередь, программа дефектолога для детей с РАС предусматривает широкий набор коррекционных приемов и средств, направленных на преодоление поведенческих расстройств у малыша.

Работа планируется по блокам, при этом ставятся задачи конкретно по проблемам ребенка, отражаются результаты каждого этапа, прописываются все применяемые приемы: сенсорные, дидактические, подвижные игры и т.п. Как итог блока – составляется диагностика эмоционального состояния и поведенческих проявлений каждого малыша.

Вместо заключения…

Раздумывая над сложностями воспитания, обучения аутят, я подумала о причинах неудач и успехов: почему одних деток удается вывести на вполне хороший уровень развития, позволяющий комфортно ему сосуществовать в мире с другими людьми, а другие малыши так и живут полностью зависимой жизнью от своих родителей, не научившись «мирно» воспринимать действительность?

Думаю, причина в том, что нет пока еще у нас культуры взаимодействия родителей, воспитателей и государства в вопросе ранней диагностики и организации помощи малышу и семье. Плюс часто мы, взрослые, забываем, как нас учил Выготский, что ребенок с особенностями – прежде всего ребенок, а потом уж особенный. И воспитывать его нужно на тех же принципах, что и обычных деток:

  • Признание авторитета взрослого, уважение к нему – «значимый взрослый» должен быть у каждого малыша;
  • Выявление и искоренение манипуляционного поведения. Быть манипулятором, это не значит, иметь сильный характер, это значит – подчинять своим желаниям других людей. Нельзя потворствовать таким проявлением только лишь потому, что ребенок «нездоровенький».

Короче говоря, то, что запрещено всем обычным детям, не имеющим каких-либо расстройств, не должно быть разрешено деткам с РАС.

Системность, интенсивность и последовательность – три кита, на которых должна держаться работа с аутятами.

Столько еще хотелось бы сказать, но и так уж много написала. Надеюсь, хоть на 10% мне удалось раскрыть тему программа для детей РАС. Если вам статья показалась небезынтересной, поделитесь ею друзьями через социальные сети. И еще можно подписаться на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Тексты с нарушением структуры слов

Упражнение «Что скрывается под кляксой?» (3—4-й класс)

Цели:

  • Развивать языковый анализ и синтез.
  • Развивать навык установления грамматических связей между словами в предложении.
  • Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

Задание: прочитайте историю маленького Сергея, спишите текст, вставляя буквы под кляксами.
Маленький Сережа рисовал за столом брата. Он был увлечен работой и не заметил, что капает красками на тетрадь. Вошедший в комнату брат увидел, что вся его тетрадь покрыта кляксами. «Надо все переписывать!» — воскликнул он. Но что скрывается под кляксами?

Тексты с заменой гласных или букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные

Цели:

  • Активизировать словарный запас.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки. Подготовительная работа: различать артикуляционно и акустически сходные звуки на уровне слогов, слов (устно и письменно).

Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву д буквой т, и наоборот.


Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки

Цели:

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.

Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов (устно и письменно). Задание: прочитайте (спишите) текст, вставляя буквы з или с.



Цели:

Задание: спишите (прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте (назовите) орфограммы, подберите проверочные слова. Такие тексты могут быть использованы в качестве проверочных (самостоятельно) и обучающих (с разбором и проверкой) работ.

Тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания
Текст без деления на предложения

Цели:

  • Формировать и развивать навыки деления текста на предложения.
  • Обучать грамматически правильно оформлять предложения на письме и интонационно в устной речи.

Задание: прочитайте текст, соблюдая интонацию начала и конца предложения; спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложения.



Цели:

  • Активизировать словарный запас.

Задание: прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова.

Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку, зачеркните или закройте лишние буквы между словами; прочтите полученные предложения вслух, делая паузы между словами; спишите (перескажите) или напишите по памяти текст.


Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически правильно оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку; сложите из слогов слова; прочитайте предложения вслух, делая паузы между словами; спишите текст, объединяя слоги и дели предложения на слова.


Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие, умение грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите каждую строчку про себя; выделите слова, прочтите предложения вслух, делая паузы между словами; запишите полученный текст.


Цели:

  • Учить восстанавливать порядок событий.

Задание: прочитайте части рассказа; установите, в какой последовательности происходили события; прочитайте части в установленном вами порядке; запишите полученный текст; каждую часть начинайте с красной строки.


Цели:

  • Развивать логическое мышление.
  • Учить восстанавливать порядок высказываний.

Задание: прочитайте предложения; расположите их по порядку; прочтите полученный текст; запишите его


Текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении

Цели:

  • Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным.

Задание: спишите текст, изменяя, если нужно, окончания у прилагательных в скобках.


Текст на восстановление порядка слов в предложении

Цель:

3адание: прочтите слова каждой строчки; измените их порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст.


Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать логическое мышление.
  • Учить устанавливать смысловые связи между словами.

Задание: прочитайте текст; найдите в предложениях не подходящие по смыслу слова, исключите их; запишите (прочтите) полученный текст; объясните, почему исключили именно эти слова.

В ы п о л н е н и е упражнения 111.

– Прочитайте первую группу слов. Какое предложение вы составите из них? Запишите его.

– Разберите предложение по составу. Определите падежную форму существительного снег . Что общего у существительных снег и дождь ? (Вопрос.)

– Какую ошибку можно допустить, определяя падеж существительных в этом предложении?

Аналогично составляются остальные предложения.

V. Составление предложений по схемам.

Выполнение упражнения 109.

– Можно ли сразу, не составляя предложений, указать падеж дополнений? Объясните.

Vi. Итог урока.

– Что можете сказать об окончаниях существительных в винительном падеже?

– По каким предлогам можно определить винительный падеж?

– Как отличить именительный падеж от винительного падежа существительных в предложении?

Домашнее задание: упражнения 112–113.

Урок 58

Правописание окончаний существительных

В творительном падеже

Ц е л и : закрепить знания о признаках творительного падежа; развивать умения правильно писать окончания существительных в творительном падеже.

Х о д у р о к а

П и с ь м о по памяти.

Прочтите стихотворение.

Кто любит собак

Или прочих животных –

Серьезных котов и щенков беззаботных,

Кто может любить и осла , и козла ,

Тот людям вовеки не сделает зла .

– Подумайте, какова главная мысль стихотворения.

– Запишите по памяти, определите падежи выделенных слов.

II. Сообщение темы урока.

Н а д о с к е записано стихотворение.

Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я – художник! Я – творец!

Ух какой я молодец!

Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол.

Ну-ка лист переверну

И опять творить начну!

Мой герой идет войной ,

Хочет править он страной ,

Поразить врагов стрелой ,

С башни их полить смолой .

– Подберите синонимы к словам реет , поразить (стрелой).

– Что объединяет подчеркнутые слова?

– На какие две группы можно разделить эти существительные? (Ударные и безударные окончания.)

– Сегодня на уроке мы будем наблюдать за безударными окончаниями существительных в творительном падеже.

III. Формирование новых знаний.

1. Р а б о т а с т а б л и ц е й выполняется в упражнении 114.

Сравнивают окончания существительных, делают вывод.

2. Упражнение 115 выполняют по заданию учебника:

в а р и а н т I – 1-й отрывок;

в а р и а н т II – 2-й отрывок.

П р о в е р к а по окончании работы по таблице.

IV. Закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнений 116, 117, 118,

Три ученика – у доски, класс работает по рядам:

1-й ряд – склоняет существительное гостья ;

2-й ряд – певунья ;

3-й ряд – музей .

V. Итог урока.

– Над чем работали на уроке? (Над окончаниями существительных в творительном падеже.)

– Какие это окончания?

– Продолжите высказывание из упражнения 119.

Домашнее задание: упражнение 120.

Урок 59

Единственного числа

Ц е л ь: закрепить знания учащихся об окончаниях имен существительных единственного числа.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка

З а п и с ь под диктовку.

Лежал на постели, думал о писателе, сидел на ветке, пенсия по старости, одежда для осени, возле тропинки, подарил маме, обожгло холодом, плыли по Волге.

Обозначьте падеж существительных, выделите окончания.

II. Работа с учебником.

1. Упражнение 121 выполняют по заданию учебника.

– Какой предлог употребляется только с одним падежом? (Предлог по , дательный падеж.)

2. Упражнение 123 выполняют по заданию учебника.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 122.

– Прочитайте слова каждой группы. Объясните написание пропущенных орфограмм. Из каждой группы слов составьте предложения.

Предложения записываются на доске и в тетрадях, проводится орфографический разбор.

III. Самостоятельная работа.

I. Укажи слова, которые в родительном падеже имеют окончания -ы ; -и :

1. Улыбка. 6. Закладка.

2. Привет. 7. Поезд.

3. Факел . 8. Путешествие.

4. Роза. 9. Ученица.

5. Праздник. 10. Столица.

II. Укажи слова, которые в дательном и предложном падежах имеют окончание -е :

1. Лодка. 6. Чистота.

2. Легкость. 7. Колодец.

3. Ветер . 8. Шишка.

4. Правило. 9. Ель.

5. Тропинка. 10. Роща.

III. Укажи падежи, в которых у имен существительных третьего склонения в окончании пишется -и :

1. Именительный .

2. Родительный .

3. Дательный .

4. Винительный .

5. Творительный .

6. Предложный .

IV. Укажите слова, в окончаниях которых после шипящих и ц пишется -о :

1. Плеч..м. 6. Борщ..м.

2. Свеч..й. 7. Добыч..й.

3. Туч..й. 8. Циркач..м.

4. Птиц..й. 9. Лиц..м.

5. Силач..м. 10. Ключ..м.

IV. Итог урока.

– Над чем работали на уроке?

Домашнее задание : упражнение 124.

Урок 60

Диктант

Ц е л ь: проверить усвоение написания безударных падежных окончаний существительных единственного числа, умение определять склонение и падежи имен существительных.

Х о д у р о к а

На лесной полянке

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

С л о в а д л я с п р а в о к: ящерица, хвороста.

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1. Укажите падежи существительного полянка , выделите окончания.

2. Выпишите из текста по одному существительному 1-го и 2-го склонения.

3. Запишите одним предложением, почему зайца называют беляк.

Урок 61

Работа над ошибками

Цель: развивать умения анализировать орфографические и пунктуационные ошибки (см. Приложение).

Урок 62

Окончания имен существительных

Единственного числа

Ц е л и: закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных; актуализировать знания о грамматических признаках предложения.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

З а п и с ь на доске.

– Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столбика. Вставьте пропущенные окончания.

– Спишите выражения из правого столбика, укажите падеж, выделите окончания.

II. Работа с учебником.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 125.

– Найдите в стихотворении слово, которое употреблено в переносном значении. Подумайте, что автор старается им передать.

– Объясните расстановку знаков препинания. Составьте предложения.

– Спишите стихотворение и выполните последнее задание к упражнению.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 126.

– Прочитайте стихотворение. Определите, сколько здесь предложений.

– Чем оно отличается от предложения в упражнении 125? Составьте его схему. Что можете о нем рассказать?

– Выполните последнее задание к упражнению.

III. Зрительный диктант.

В ы п о л н е н и е упражнения 128.

– Определите границы предложений. Расскажите о грамматических признаках каждого предложения. Объясните написание пропущенных орфограмм.

Под диктовку записывают предложения.

– Разберите предложения по составу.

IV. Итог урока.

– Над чем работали на уроке?

Найдите пунктуационные ошибки в предложении:

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

Домашнее задание: упражнение 127.

Урок 63

Правописание окончаний

Имен существительных единственного числа

Ц е л ь: закрепить знания о правописании падежных окончаний существительных единственного числа, о грамматических признаках предложений.

Х о д у р о к а

I. Письмо по памяти.

В серебристом и сыром туман..

Светло и пусто на полян.. .

От зимней стуж.. и метел..

Давно уж птицы улетели.

– О каком времени года идет речь в этих строчках? Почему?

– Вставьте окончания существительных, определите склонение, падеж. Запишите стихотворение по памяти.

II. Работа с учебником.

В ы п о л н е н и е упражнения 130.

– Сколько в тексте простых предложений?

– Как из них сделать сложное предложение? (соединить союзами или запятыми.)

Запишите текст в виде сложного предложения. Выполните последнее задание к упражнению.

III. Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.

В ы п о л н е н и е упражнения 131. Комментированное письмо.

IV. Работа с таблицей.

В ы п о л н е н и е упражнения 133.

Учитель заранее готовит индивидуальные карточки с данной таблицей.

Учащиеся выбирают слова, по которым можно проверить правописание окончаний, склоняют эти существительные, записывают в таблицу окончания.

V. Самостоятельная работа.

Распустились на верб..; сидел на камн..; ягоды брусник..; запах гар..; забыл об усталост..; подплыл к плотин..; вырос в город..; играл на гармошк..; присутствовал при осмотр..; вспоминал о встреч..; приблизился к насып..; заметил в колодц..; ослаб от болезн..; ползла по песчаной отмел..; валялся в постел.. .

– Запишите словосочетания в три столбика по образцу, обозначьте падежи существительных, выделите окончания.

VI. Итог урока.

– Какие навыки отрабатывали на уроке?

– Проанализируйте, что каждому из вас еще нужно повторить, подучить, чтобы хорошо выполнить проверочную работу.

Домашнее задание: упражнения 132 (устно), 135; подготовиться к диктанту.

Урок 64

Подготовительный диктант

Ц е л ь: проверить усвоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Х о д у р о к а

I. Диктант

Учитель диктует текст упражнения 132.

Грамматическое з а д а н и е:

1. Разберите по составу:

в а р и а н т I – седьмое предложение;

в а р и а н т II – восьмое предложение.

2. Над существительными третьего предложения надпишите падеж и склонение.

II. Словарный диктант.

Запишите одним словом:

● Видимая граница (линия) кажущегося соприкосновения неба с земной поверхностью (горизонт) .

● Поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам (путешествие) .

● Человек, который совершает поездку на любом виде транспорта (пассажир) .

● Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров, грузов (вагон) .

● Отсутствие всего того, что мешает жизни и деятельности, отсутствие ограничений (свобода).

● Недалеко от чего-нибудь (около).

● Край земли у водяной поверхности (берег).

III. Итог урока.

– Какие трудности испытали при написании диктанта?

Урок 65

Падежные окончания

Работа с деформированным текстом.

1.Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.

_____________________

Земля, голая, промёрзла.

Вечеру, потеплело, к.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

Больше, их, становилось, всё.

Хлопьями, снег, повалил.

2.Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

3. Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!

4. Составь предложения из слов, озаглавь текст и запиши текст.

_________________________________

Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый
На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
Красивая, у, мордочка, лисы
Хорош, хвост, особенно
Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.

5. Восстанови деформированный текст. Запиши текст.

Отец похвалил его за правду.

Он решил узнать, кто разбил чашку.

Мальчик сказал правду.

Пришёл отец.

Мальчик разбил дорогую чашку.

6. Прочитай. Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст. Запиши текст.

Варя просила его петь.

Там он будет весь день петь.

Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

У Вари был чиж.

Но чиж хотел на волю.

7. Составь предложения из слов, озаглавь текст. Запиши текст.

_______________

По, заяц, болоту, скакал

Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да

Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится

Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться

Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся

В, стая, снегу, в живёт, куропаток

Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают

Опять, в, поклюют, снег, и

Заметит, снегом, кто, под, их

8.Из слов каждой строчки составь предложения. Озаглавь полученный текст и спиши.

не совсем, ещё, роса, сошла

как в серебре, листья, сверкают

бабочки, порхают, весело

деловитые, жужжат, пчёлы

9. Составь предложения из слов каждой строки. Подумай, куда можно вставить предложение «Стал дуть изо всех сил и … запутался в белых парусах». Спиши текст.

ветер, морю, к, синему, прилетел

парусный, качался, волнах, кораблик, на

решил, его, ветер, потопить

а, по, только, быстрей, морю, кораблик, помчался

10.Составь предложения из слов каждой строки и запиши текст.

Подарок.

щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения

подарок, это, дорогой, был, самый

о, мечтает, ведь, собаке, каждый

говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком

Торопыгой, назвал, его, он

стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это

в, пришлось, гости, напроситься

пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую

погоняется, ней, Торопыга, за, пусть

11.Составь предложения из слов каждой строчки. Поставь в конце предложений знаки. Придумай заголовок. Запиши текст.

  1. в, извилистая, уводит, тропинка, лес
  2. на, лучи, полянах, играют, солнца, изумрудных
  3. сверкает, это, что
  4. дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
  5. пестрит, в, от, глазах, цветов
  6. в, как, лесу, летом, красиво

12.Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.

На ней растут цветы. __Большие цветы золотыми головками качают. __Есть у нас во дворе клумба. __Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. __А маленькие цветы лепестками машут. __Это так красиво!

13.Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.

У него голубая крыша и длинная ножка. __А живёт в домике весёлая птица скворец. __Стоит у нас в саду домик. __Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. __Кто же там живёт?


IV. Лексико-грамматическая часть занятия

Формирование навыков слогового анализа и синтеза

Закрепление знаний об артикуляции и характеристике звуков (о), (а), о написании букв о, а

III. Логопедическая часть занятия

П. Развитие зрительного восприятия

I. Организационный момент

Логопед раздает по листочку на каждую парту (рис. 19).

Посмотрите на карточку. Попробуйте определять, какие из двух изображений абсолютно одинаковые, а какие отличаются. Назовите эти отличия.

Что общего в артикуляции звуков [о], [а]? (они гласные, относятся к первому ряду, при произнесении поются)

- Чем же они различаются? (у них разное произношение: при звуке [о] губы округлены, при звуке [а] - рот широко открыт)

- Чем сходно написание этих букв? (в их состав входит овал)

У какой буквы в составе больше элементов? (у буквы «а»). Какие это элементы? (овал и палочка с закруглением внизу)

Напишите в воздухе букву о, а теперь букву а.

Логопед выставляет на стенд карточку из игры «Паутинка» (рис. 20).

Посмотрите на карточку на доске. Перед вами «Паутинка». Начиная с выделенного слога, двигаясь от слога к слогу по линии, прочитайте слоги, соедините их в слова. Из прочитанных слов вы сможете составить текст загадки.

По очереди подходите к доске и записывайте слоги.

Какой текст загадки у вас получился? (Через океан плывет великан, а ус во рту скрывает.)

- Как вы думаете, о ком эта загадка? (о ките)

- Запишите текст загадки и ответ на нее. Выделите шифровкой буквы о, а (о шифруем овалом, букву а подчеркиваем одной чертой).

3. Работа с деформированными предложениями Логопед каждому ребенку раздает карточку.

К Северному полюсу отправился _______. Я с детства мечтал стать______________ и плавать по морям. Виктория - один из крупнейших ___________________в мире. Осенью мы собираем листья с земли, потому что из-за _________ они опадают. В лесу работали ________.

Слова для справок: мореплаватель, водопад, ледокол, листопад, лесоруб.

Прочитайте предложения, обратите внимание, что в предложениях не хва­тает каких-то слов. Их нужно вставить, используйте слова для справок.

Прочитайте слова для справок.

Перед вами сложные слова. Что это значит? (в состав слов входят 2 корня) (Данная тема обсуждается только с учащимися 3-го класса.)

Запишите предложения.

(учащиеся 2-го класса шифровкой выделяют гласные о, а; учащиеся 3-го клас­са - выделяют в сложных словах приставку, корни, суффикс, окончание и соеди­нительные гласные.)

Прошел дождь. Выглянуло солнце, на небе появилась разноцветная радуга. Помогите мне вспомнить цветовую гамму радуги. Логопед записывает на доске:



Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

- Каждому слову в этом предложении соответствует цвет радуги. Назовите эти цвета. (Красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый)

- А теперь посмотрите на игру, которая называется «Загадки времен года».

Логопед раздает каждому ребенку карточку из игры «Загадки времен года» (рис. 21) и предлагает раскрасить квадраты в соответствии с данными на образце рекомендациями.

Если мы правильно назовем цветовую гамму радуги, то у нас получится текст о каком-то времени года. Давайте попробуем отгадать.

Дети выбирают квадраты красного цвета, составляют предложение со слова­ми. Далее следует аналогичная работа со всеми цветными квадратами игры.

Назовите первое предложение. (Наступила золотая осень.)

- Второе. (Окрасилась листва на деревьях.)

- Третье. (Красным цветом горит клён.)

- Четвертое. (Не страшна осень ёлкам и соснам.)

- Пятое. (В сосновом бору спрятался последний гриб.)

- Шестое. (Отцвели цветы.)

- Седьмое. (Часто льют дожди, всюду лужи.)

(Учащиеся 2-го класса делают запись предложений с помощью схем, учащиеся 3-го класса пишут предложения под диктовку логопеда.)

Найдите все буквы о, а в словах, выделите их.

(Учащиеся 2-го класса находят место букв о, а в схемах, учащиеся 3-го клас­са - выделяют буквы шифровкой.)