Активные методы обучения в ДОУ

Подготовил:

Безушко Ирина Алексеевна,

воспитатель МДОАУ

«Детский сад № 83 «Искорка» г.Орска


То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.

П. Лаплас

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Целями образования, которые ставит государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Такие методы, как «Подарки», «Комплименты», «Здороваются носики», помогут нам начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе. Пример АМ начала образовательного мероприятия «Здороваются носики». Цель АМО – встреча детей друг с другом, приветствие. Участвуют все дети и воспитатель. Время – 3-4 минуты. Проведение: Дети встают в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться с как можно большим числом детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга кончиком носа. Через 3-4 минуты дети собираются опять в круг и улыбкой приветствуют друг друга. Это смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.
Следующий пример активного метода – это презентации учебного материала. Можно использовать такой метод, как «Цветик-семицветик». В процессе деятельности воспитателю регулярно приходится сообщать новый материал. Данный метод позволят нам сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На информационную доску прикрепляется «Цветик-семицветик». В центре его указывается название темы. Каждый лепесток цветка заполнен, но закрыт. Открывая лепесток, дети узнают, что произойдет с ними, какое задание им нужно выполнить. Лепестки открываются по мере изложения материала. Таким образом, наглядно и в четко структурированном порядке представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.
Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участников мозговой атаки побуждают к свободному выражению ожиданий и опасений в занятии и выдвижению идей без какой-либо критики со стороны участников занятия в момент рождения оригинальных и нестандартных идей, но при последующем их критическом рассмотрении.
В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
По окончанию занятия используется активный метод «Кафе», с помощью которого можно подвести итоги. Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов: Что вам больше всего понравилось? Чего бы вы еще съели? Чего вам еще добавить? Чего вы переели? Конечно, на данные вопросы могут ответить только дети старшего дошкольного возраста. Задача воспитателя с помощью этих вопросов выяснять, что дети усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Обратная связь от детей позволяет скорректировать задачи на будущее.
Так незаметно и весело пройдет занятие с использованием активных методов обучения.

Технология АМО – образовательные технологии новых стандартов

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого воспитателя к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать воспитанников и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши воспитанники не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?

Как сделать так, чтобы каждому воспитаннику было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии или на любом другом мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву занятия? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться максимального результата? На эти и многие другие вопросы дает ответы "Технология АМО".

Сейчас идет речь о разработке для дошкольных учреждений стандартов. Стандарт - это социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей.

В целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом. Это вектор движения – к реальному учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Важнейшим условием полноценной реализации данных требований является изменение позиции воспитанников. Переход из позиции пассивного объекта, послушно исполняющего задания на запоминание и воспроизведение информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта.

Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

На сегодняшний день, опыт показывает, что активные методы обучения эффективно решают поставленные перед образованием новые задачи.

Что же это за технология активных методов обучения?

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. К АМО интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры.

Принятые новые ФГОС окончательно убедили в необходимости создания полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно использовать АМО в образовательном процессе.

В технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников на протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Приложение

Активные методы обучения

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

АМ начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – вся группа.
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Воспитатель просит детей встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Воспитатель говорит воспитанникам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одногруппников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут дети собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.

Метод "Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений.
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Метод «Фруктовый сад»

Цель – воспитателю результаты применения метода позволят лучше понять группу и каждого ребенка, и полученные материалы сможет использовать при подготовке и проведении занятий для обеспечения личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.
Воспитанникам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – вся группа.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Воспитанникам раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Воспитатель предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от занятия (задания) и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на занятиях, атмосфера в группе, отношение взрослого и детей и т.д.
Свои ожидания детям предлагается нарисовать схематично на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто нарисовал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все дети прикрепят свои фрукты к деревьям, педагог озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода педагог подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений педагог объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда воспитатель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: детям раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на занятии может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка нарисуйте причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Упражнение "Лицензия на приобретение знаний"

Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".

Вопросы для анализа:

Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Нарисуйте, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на приведенный выше вопрос.

И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?

АМ презентации учебного материала

В процессе деятельности педагогу регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Вместо привычного устного рассказа педагога о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания воспитанников.
Группы: все участники.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:

Педагог называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, педагог вписывает (рисует) в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем педагог раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, педагог вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации педагог задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, педагог дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией педагога и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед детьми как учебная задача.

Метод «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ребенок зарисовывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что дети изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в группе, так и дома.

Сегодня мы продолжаем говорить о качественно новом взаимодействии дошкольных организаций, основанном на специально организованной совместной деятельности, в результате которой формируется единая точка зрения на сущность проблемы преемственности и пути её решения.

Перед администрацией нашей ДОО и начальной школы встала задача: организовать работу по обеспечению взаимодействия без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития дошкольников на основе педагогических технологий ДОО.

Возникает вопрос: Какие же педагогические технологии непрерывного (дошкольного и начального) образования являются актуальным средством обеспечения преемственности?

В соответствии с ФГОС среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.

«Наибольшее значение имеет не то, что
ученик использует новые технологии,
а то, как это использование способствует
повышению его образования».

С. Эрманн

Многие из представленных технологий нам знакомы и часто применимы в работе, но как показывает опыт недостаточно эффективны:

  • здоровьесберегающие технологии
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии
  • личностно-ориентированные технологии
  • технология портфолио
  • игровая технология

Достаточно долгое время, находясь в поиске новых технологий и форм работы, мы все-таки нашли…

Как говориться: пока все искали принцев… а мы нашли Короля!

А именно, современную технологию АМО ориентированную на стандарт дошкольного и начального общего образования, позволяющей эффективно управлять образовательным процессом.

Вы слышали о технологии АМО?

Подробно изучив технологию АМО, Вы сможете управлять АКТИВНО МОБИЛЬНО, как Вы думаете чем? Конечно же ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ процессом!

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения развивающего материала.

В чем преимущества АМО?

Прежде всего АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта воспитатнников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии, что и требуют от нас ФГОС ДО и НОО.

У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности, Вы видите их на слайде:

  • групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
  • использование деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность образовательного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

В технологии АМО выделяют две основные составляющие – структуру и содержание.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы, Вы видите их на слайде:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы:

  • Инициация (приветствие, знакомство)
  • Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)
  • Определение ожиданий, опасений обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

  • Закрепление изученного материала (повторение пройденного, обсуждение домашнего задания)
  • Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
  • Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы:

  • Эмоциональная разрядка (разминка)
  • Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объём и содержание этапа определяется темой и целями образовательного мероприятия. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, и помимо этого вносит вклад в достижение общих целей образовательного мероприятия. Будучи логически связанными и взаимно дополняя друг друга, фазы и этапы образовательного мероприятия обеспечивают целостность и системность всего образовательного процесса, придают законченный вид занятию.

На каждом этапе образовательного мероприятия используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа.

Так, например педагоги нашего ДОУ в практике применения метода проекта используют АМО как средства активизации, разнообразия, интеракции познавательной деятельности детей. С помощью активных методов обучения развивают способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

С целью получения более качественных образовательных эффектов педагогами группы составлен план поэтапного внедрения активных методов на занятиях.

Каждое образовательное мероприятие наши воспитанники с удовольствием начинают с приветствия, за счёт чего создаётся позитивная атмосфера в группе, настрой на образовательную деятельность. Для этого мы используем методы «Круг приветствия» , «Улыбайся, улыбайся!» , «Пожелания» и др.

Плавный переход к непосредственному содержанию занятия происходит на этапе определения целей занятия. Для наших воспитанников это очень важный момент, так как определение целей позволяет понять каждому ребёнку, каких результатов он может достигнуть к концу занятия и сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам. С помощью активных методов «Угадай-ка!» , «Путанка» этап целеполагания, достаточно трудный для дошкольников, проходит легко и непринуждённо.

Выяснение имеющихся ожиданий и опасений в успехе собственной деятельности у воспитанников помогает нам, отметить детей с заниженной самооценкой для последующей индивидуальной работы. При этом мы используем методы «Дерево ожиданий» , «Кинолента» , «Рюкзак и портфель» и др.

Работа над темой у нас происходит по-разному. Это зависит от реализуемой образовательной области, конкретного занятия, его целей и задач. Используемые активные методы на этом этапе позволяют нам удерживать внимание детей, активизировать их мыслительную деятельность, вовлекать в командную работу по практическому освоению изученного материала.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности мы учитываем психофизические и индивидуальные особенности наших воспитанников и не забываем о восстанавливающей силе релаксации, физминуток. Смена умственной работы весёлой разминкой (физминуткой) позволяет снять психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения обучения.

Активные методы, используемые нами на этапе подведения итогов, такие как «Кинолента» , «Круг» позволяют всем участникам ещё раз как бы пропустить через себя всё прошедшее на занятии. У наших детей появляется осознанность своих действий, ясное понимание того, как вложенные усилия содействовали личным достижениям и успехам на занятии. Это укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах.

В процессе внедрения чего-то нового всегда возникают трудности. Для нас трудности составляет подбор активных методов обучения к каждому этапу занятия, так как готовых методов, разработанных для детей дошкольного возраста очень мало. Учитывая то, что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия, часто мы разрабатываем свои авторские активные методы или адаптируем уже имеющиеся АМО под цели, задачи занятия и особенности наших воспитанников.

Наш опыт показывает, что при взаимодействии с семьями воспитанников технология АМО является хорошим помощником в организации и проведении мероприятий. Организуя различные мероприятия для родителей (родительские собрания, консультации, гостиные) , мы используем данную технологию с целью активизации родителей, вовлечения их в процесс сопровождения ребёнка.

При проведении интегрированных занятий технология АМО является незаменимым дидактическим инструментом. Эти методы позволяют развивать мышление дошкольников, способствуют вовлечению их в решение проблем в соответствии с возрастными возможностями, развивают практические навыки и умения, побуждают к практической и мыслительной деятельности.

С помощью технологии АМО мы эффективно корректируем недостатки и формируем психологический базис для полноценного развития личности ребенка. При организации комплексного и системного обучения дети усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную независимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их мире.

Таким образом, использование педагогами группы технологии АМО создаёт оптимальные условия для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению.

Литература:

  1. Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение) , 12. 11. 2009г.
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”. / Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999.

Применение активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ

В настоящее время в системе произошли значительные изменения. Нормативно правовые документы федерального уровня, такие, как Закон об образовании от 01.01.01 г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли существенные коррективы в работу дошкольных учреждений. Изменились и требования к образовательному процессу в сторону инноваций. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми требует специальных, совершенно новых подходов к организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Образовательный процесс ДОУ должен исходить из интересов детей, перспектив их развития, признавать за ними право на выбор. Одним из показателей преобразований, происходящих в дошкольном образовании, является переход на активные методы обучения. Внедрение активных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса ДОУ.

Для этого необходимо преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, создать условия для детей в активную образовательную деятельность. Актуальность выбора современных образовательных технологий, обусловлена тем, что они в отличие от традиционных, доставляют детям радость самостоятельного поиска и открытия, обеспечивают развитие их познавательной и творческой активности. Появление методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать обучающихся и способствовать её повышению. Выделяют четыре вида активности: мышление, речь, действие и эмоционально-личностное восприятие информации. Степень активизации детей рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляются. Например, в беседе или дискуссии используются мышление и речь, на практическом занятии — мышление, речь и действие, и иногда эмоционально-личностное восприятие, в — все виды активности, на экскурсии - эмоционально-личностное восприятие. Для повышения эффективности образовательной деятельности необходимо выбирать такие организационные формы занятия, которые бы сочетали в себе все виды активности.

К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, деловые игры, драматизация, театрализация, которые традиционно используются педагогами в образовательном процессе ДОУ. А так же такие творческие игры, как «Диалог», «Мозговой штурм», метод аналогий и ассоциаций. Такие современные методы, как проекты, компьютерные технологии, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), адаптированные к дошкольному возрасту, в настоящее время так же активно внедряются в работу с дошкольниками.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которая направлена на всемерную активизацию познавательной деятельности детей посредством комплексного использования как педагогических, так и организационных средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.

Успешность внедрения активных методов обучения в образовательный процесс дошкольного учреждения невозможна без освоения и использования . Один из методов «Применение » позволяет сделать образовательную деятельность в ДОУ более привлекательной, интересной и современной. Компьютерные технологии обогащают эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие дошкольников, обновляют формы работы с ними, являются одним из методов активного обучения дошкольников, так как расширяет возможности изучения материала в игровой форме, позволяет делать анализ и поправки во время самой деятельности, обеспечивает интересную современную наглядность. При обучении посредством мультимедиа, у обучаемого ребенка одновременно задействованы две ведущие модальности восприятия и переработки информации: визуальная и звуковая.

Психологические исследования показывают, что вербальная информация лучше усваивается, если сопровождается наглядным показом. Такое смешанное обучение способствует более эффективному усвоению и запоминанию материала и является более полезным. Таким образом, многомодульное обучение повышает познавательный интерес детей, активизирует их психические процессы, такие, как память, внимание, мышление, способствует восприятию, пониманию и лучшему запоминанию. Педагоги нашего детского сада активно используют компьютерные технологии в работе с детьми. Так же, и в дошкольном учреждении, и на муниципальном уровне между детскими садами района, часто проходят конкурсы мультимедийных проектов и презентаций к занятиям, в которых педагоги успешно участвуют. Таким образом, в ДОУ разработаны, созданы и функционально используются в работе с детьми специальные мультимедийных тесты, игровые задания, мультимедийные пособия в виде видеоальбомов, слайд-шоу, мультимедийные журналы, многофункциональные тренажеры.

Дополнительные эффекты, красочное оформление, музыкальное сопровождение и занимательная информация помогают удерживать интерес детей в созданной таким образом обучающей среде.

В детском саду так же используются и другие методы активизации:

дидактическая игра, игровые и проблемные ситуации, эвристические и проблемные беседы, дискуссии, ролевые игры

Хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми адаптированный к дошкольному возрасту метод мозгового штурма. Метод достаточно старый, но эффективный, хотя и не достаточно часто применяемый в работе с дошкольниками и более популярный в работе с педагогами.

В работе с детьми особенно важно соблюдать его правильную организацию. Для этого сначала необходимо настроить детей на творческую работу. Поэтому проводим сначала интеллектуальную разминку, можно с творческими заданиями. Длительность разминки -2 мин. Лучше проводить разминку по кругу, получается быстро и динамично. Затем - ввод в проблемную ситуацию. Следующий этап - постановка проблемы. Проблема должна быть насущной, жизненно важной для дошкольников, соответствовать их возрастным особенностям. Дети, в результате предварительно созданной педагогом определенной среды или ситуации, должны понять, что возникла проблема, которую необходимо решить. Длительность данного этапа -3-5 минут. Затем этап генерации идей - 5-8мин. Детям предлагается предложить самые разнообразные, даже фантастические, идеи (аналогии, сравнения, фантастические образы) для решения проблемы. Опыт показывает, что дети менее критичны в оценке выдвигаемых идей, чем взрослые. Самое главное, в это время поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

Следующий этап – отбор идей. Педагогу важно на данном этапе найти в каждой идее рациональное зерно и вывести решение проблемы. В завершении этап рефлексии, 2-3 мин. В итоге, для решения выдвинутой детьми проблемы требуется 25-27 мин. Можно использовать в конце занятия сюрпризный момент или момент морального или материального выбора. Таким образом, дети поймут важность проделанной работы, ее эффективность и завершенность, почувствуют себя уверенными в своих способностях решать разнообразные проблемы. Данный метод активизирует детское мышление, развивает творчество, дает возможность каждому ребенку реализовать себя, не боясь оценки окружающих. В результате этого, дети становятся более свободными и раскрепощёнными и в повседневной жизни ДОУ, и на занятиях.

Используемая в работе с детьми эвристическая беседа является разновидностью мозгового штурма. Относится к методам психологической активизации творческого мышления, для решения изобретательских задач.

В основе - приемы использования аналогий и ассоциаций. Для успешного использования аналогий в решении творческих задач или проблем лучше специально обучить детей старшего дошкольного возраста этим методам на психологических тренингах. Более доступны детям методы личной, прямой и фантастической аналогии.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения проблемы, как своей собственной. Например, представь, что ты ковер в группе, штора на окне, сломанная кукла или сломанное деревце, муравей, чей муравейник разорили ребята, и т. п. Или, «Как бы ты поступил, если бы был птенцом, выпавшим из гнезда?». Часто этот метод называют "методом эмпатии". « Покажи походку человека, идущего по горячему песку, у которого болит нога», и т. п.

Прямая аналогия - поиск решений осуществляется среди аналогичных сходных задач. Например, на поиске сходства: «Чем похожи топор и молоток, самолет и птица».

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется. Таким образом, решение проблемы осуществляется как в сказке, с помощью сказочной вещи, например, волшебной палочки: «Если бы я был волшебником, то…», «Если бы у меня был цветик - семицветик, то…»; с помощью сказочного персонажа: золотой рыбки, доброй феи и т. п.

У дошкольников развиваются способности к фантазии и образному мышлению, возникающие при этом эмоции активизируются.

Для включения родителей в образовательный процесс ДОУ эффективно используем метод, близкий, по сути, методу кооперативного обучения, но адаптированный к работе с дошкольниками. Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах. Родители и ребенок - малая группа. Родители, по заданию воспитателя, выполняют с ребенком конкретную часть работы, по теме занятия. Затем, в рамках образовательного процесса на занятии, дети, работая вместе, объединяют свои усилия для решения общей задачи, в виде обмена полученных дома знаний. В результате этого достигается цель занятия. Таким образом, у детей формируются позитивная взаимозависимость, коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе, проявляются эффекты соревнования и поддержки.

Незаменим в современном образовательном процессе ДОУ и метод проектов.

В результате проектного обучения воспитанники:

    самостоятельно или с помощью родителей охотно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в микрогруппах.

Дети учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, обобщать и сравнивать.

Таким образом, практика показывает, что активные методы обучения в образовательном процессе ДОУ поддерживают познавательный интерес детей, активизируют мышление, повышают результативность обучения, обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

Список литературы:

Давыдов развивающего обучения. М.:Интор, 1996 , Хуторский обучения: Дидактика и методика. Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. Белая деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения В ДОУ

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Целями образования, которые ставит государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
И еще одно. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучени

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

АМ начала образовательного мероприятия


Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Пример АМ начала образовательного мероприятия

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка : Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение :
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание : Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений


Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка : Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение :
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание : Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

АМ презентации учебного материала


В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Пример АМ презентации учебного материала

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы : все участники.
Время : Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал : подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение :
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела
(можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.


Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.




Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.


Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.


Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.


В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.


Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай! »


К активным методам обучения относятся: - проблемные ситуации, -обучение через деятельность, -групповая и парная работа, -деловые игры, -драматизация, театрализация, -творческая игра «Диалог», -«Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, -метод проектов, -методы удивления, любования, уверенности, успеха, -метод эвристических вопросов, -игровое проектирование и другие.


Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность




Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.




Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.




Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.


У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это: -групповая форма организации работы участников образовательного процесса; -использование деятельностного подхода к обучению; -практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; -игровой и творческий характер обучения; -интерактивность образовательного процесса; -включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; -использование знаний и опыта обучающихся; -активизация в процессе обучения всех органов чувств; -рефлексия процесса обучения его участниками.


АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: -активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;


Развивают партнерские отношения; - повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки; - обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся


Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.


Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.