В мире множество прекрасных чудес. Наша планета обладает удивительными видами, от огромных лесов до разнообразных форм морской жизни.
Сихотэ-Алинь

Это вулканическое поле области мезозойской складчатости Тихоокеанского пояса на Дальнем Востоке России на территории Хабаровского и Приморского краёв. Здесь произрастает один из самых богатых и необычных лесов умеренного пояса. Также Сихотэ-Алинь - родина амурских тигров, самых больших представителей семейства кошачьих.
Национальный парк имени Александра Гумбольдта

Национальный парк имени Александра Гумбольдта - национальный парк в восточной части острова Куба в провинциях Ольгин и Гуантанамо. Многие подземные камни токсичны для растений, и поэтому некоторые виды должны были адаптироваться, чтобы выжить в этих враждебных условиях.
Галапагосские острова


Галапагосские острова территориально принадлежат государству Эквадор. Население архипелага составляет около 30 тыс. человек. Его площадь - 7880 км². Острова известны прежде всего большим количеством местных видов фауны и проведённым здесь исследованием Чарльза Дарвина, которое послужило для Дарвина первым толчком к созданию эволюционной теории происхождения видов.
Озеро Туркана


Туркана (ранее Рудольф) - озеро в Кении. Это одно из самых соленых озер Африки. Является прекрасной лабораторией для изучения растений и животных. Озеро известно прежде всего обилием крокодилов, которых насчитывается здесь до 12 000, среди них встречаются крупные особи (до 5,5 м в длину).
Национальный парк Йеллоустон


Национальный парк Йеллоустон - международный биосферный заповедник, объект Всемирного Наследия ЮНЕСКО, первый в мире национальный парк (основан 1 марта 1872 года). Находится в США, на территории штатов Вайоминг, Монтана и Айдахо. Парк знаменит многочисленными гейзерами и другими геотермическими объектами, богатой живой природой, живописными ландшафтами.
Национальный парк Гранд-Каньон


Национальный парк Гранд-Каньон - один из старейших национальных парков США, расположен в штате Аризона. На территории парка расположен Гранд-Каньон - Великий каньон реки Колорадо, одно из признанных природных чудес света. Он ценится прежде всего своим гармоничным сочетанием размера, глубины и многоцветных слоев обнаженных горных пород, которые датируются вплоть до Докембрийского периода.
Большой Барьерный риф

Большой Барьерный риф - гряда коралловых рифов и островов в Коралловом море, протянувшаяся вдоль северо-восточного побережья Австралии на 2500 км. Большой Барьерный риф можно увидеть с орбиты Земли, это самая большая структура, созданная живыми организмами – коралловыми полипами.
Анхель


Анхель - самый высокий в мире водопад, общая высота 979 метров, высота непрерывного падения 807 метров. Назван в честь лётчика Джеймса Эйнджела (англ. Angel), который перелетел через водопад в 1935 году.
Дождевые леса Амазонии


Дождевые леса Амазонии или амазонские джунгли расположены на обширной, почти плоской, равнине, охватывающей почти весь бассейн реки Амазонки. Собственно лес занимает 5,5 миллионов квадратных километров. Он располагается на территории девяти государств (Бразилия, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Боливия, Гайана, Суринам, Французская Гвиана). Леса Амазонии - самый крупный тропический лесной массив в мире. Они занимают половину общей площади оставшихся на планете тропических лесов.
Милфорд-Саунд


Милфорд-Саунд - фьорд в юго-западной части новозеландского острова Южный в пределах национального парка Фьордленд и объекта Всемирного наследия Те-Уахипоунаму. Назван Редьярдом Киплингом «восьмым чудом света». В залив впадают несколько рек, крупнейшие из которых - Артур и Кледдау. Побережье залива покрыто густыми лесами. Особо известны чёрные кораллы - их можно увидеть в подводной обсерватории на глубине 10,4 м.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического

направления развития воспитанников № 13

с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

Конспект мероприятия с детьми и родителями в форме экологической викторины

«Полна чудес могучая природа»

В старшей группе

МКДОУ детский сад №13 с. Арзгир

Воспитатель: Голяк С.В.

Конспект викторины «Полна чудес могучая природа»

По образовательной области « Познавательное развитие» (Экология)

Группа: Старшая «А» Возраст детей : 5-6 лет.

Интеграция ОО : «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,

« Познавательное развитие», « Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цели: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности; развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада; расширение, обобщение и активизация словаря.

Задачи приоритетной ОО:

Обучающие:

  • Раскрыть роль дерева в жизни каждого человека.
  • Уточнить знания детей о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

  • Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.
  • Расширить знания детей о животных, птицах и растениях занесенных в Красную книгу Ставропольского края.
  • Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
  • Развивать продуктивную деятельность детей.
  • Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.
  • Формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
  • Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

Предпосылки универсальной учебной деятельности

1.Умение работать по инструкции.

2. Умение работать по образцу.

3. Умение видеть ошибки и исправлять их.

4. Умение оценивать свою работу.

5. Умение работать в паре (взаимодействие)

6.Умение ориентироваться в учебной книге

Оборудование для педагога и детей: Атрибуты к инсценировке, экран, проектор, магнитная доска, аудиозапись со звуками природы, картинки живой и неживой природы, картинки животных, птиц, растений из красной книги, экознаки, материал для оформления стенгазеты, значки для поощрения.

1Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Добрый день, дорогие дети и мамы!

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного Ставрополья. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Полна чудес могучая природа». В викторине примут участие две команды.

Итак, приглашаются команды: –«Юные экологи» и « Экознайки» (под музыку заходят) занимайте свои места.

Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но мы верим, что вы справитесь.

Давайте, поприветствуем группу поддержки, которая будет нам помогать. Самые интересные моменты нашей викторины они будут оформлять в стенгазету. А сейчас я всем пожелаю удачи.

Ведущий:

По традиции в начале игры команды должны поприветствовать друг друга.

«Представление команд».

Девиз команды: «Юные экологи».

Береги свою планету, Ведь другой на свет нет.

Девиз команды: « Экознайки».

Мы не хотим стоять в стороне.Мы – за порядок на нашей земле!

Приветствие команды « Юные экологи»

Будем бить тревогу вместе Потому что все в ответе,

Как нам в новом веке жить, Как природу сохранить!

Приветствие команды «Экознайки».

Есть одна планета – сад, В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных.

Так давайте сбережем Наш большой природы дом

Ведущий: Молодцы, ребята по вашему бодрому приветствию мы видим, что вы уверены в своих знаниях и готовы к викторине.

2. Основная часть (содержательный, деятельный этап)

1 конкурс «Разминка».

Вы должны будете ответить на вопросы по очереди. И так начнем проверку знаний с команды «Юных экологов».

1. Сколько месяцев в году?

2. Назовите все времена года.

3. Как называется столовая для птиц?

4. Во что превращается снег при таянии?

5. Что вниз вершиной растет?

6. Как называется наша планета?

7. Капельки влаги на траве?

8. Какая в море вода на вкус?

9. Цветок, распускающийся сразу после таяния снега?

10. Движение льда по реке весной?

11. Во что превращается вода при замерзании?

12. Как называется наш край?

2 конкурс Д/И: « Что лишнее» (2 доски с картинками)

Словно крыша над землею, Голубые небеса

А под крышей голубою – И поляны, и цветы, И, конечно, я и ты!

О чём это стихотворение?(о природе)

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На доске картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны определить, что лишнее.

Для этого задания нужны по 2 человека из команды.

Задание для команды «Юных экологов»- живая природа, а для «Экознаек»- неживая природа.

Пока команды работают я предлагаю:

Игру с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:

Береза кудрявая, а сосна…(колючая)

У дуба желуди, а у берёзы…(серёжки)

У рябины листочки, а у ёлки…(иголки)

Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)

На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

Как назвать детеныша коровы? (теленок)

У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)

Сколько ног у жука? (шесть)

У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

Кабан – какое животное? (дикое)

Когда земляника поспевает? (летом)

Команды готовы, пожалуйста называйте. А какие картинки оказались лишними и почему. Молодцы все правильно справились с заданием. Картинки передадим для оформления стенгазеты.

3 конкурс «Знатоки животных»

А сейчас вам, друзья, наши болельщики загадают загадки о животных нашего края

Вы смотрите, не зевайте,

Хором, дружно отвечайте!

Отвечаем по очереди. Правильный ответ увидите на экране (слайд)

1«Юные экологи»

Хвост спушистою дугой вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый по деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле..(белка).

2«Экознайки»-.Летом ходит без берлоги Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге От мороза прячет нос (медведь).

1. «Юные экологи» Кто зимой холодной, Бродит в лесу злой, голодный? (волк).

2. «Экознайки»-. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки не одной (ежик).

1«Юные экологи».Быстроногий я зверёк, убегаю со всех ног,бегать,

Прыгать я люблю, волка лишь увижу я, убегаю я в поля. (заяц)

2. «Экознайки»-.Посмотрите - ка какая вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой (лиса)

Вед: С давних пор наслаждаются люди звуками природы. А разве мы можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов без пения птиц.

Наш слух радует, шум дождя, прибой морских волн, трепет осиновых листочков. В следующем конкурсе, прослушав запись, вы должны узнать, какое это явление природы, что за птиц вы услышали. Я предлагаю всем закрыть глаза.

4 конкурс «Что за звук природы».

(Проведение конкурса с применением аудиозаписи для «Юнных экологов»- звуки леса и для «Экознаек» звуки моря)

Вед: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?(Потому что красный цвет – цвет опасности!)

Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек!

Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы?.

Редкие животные, растения и птицы есть и в нашем крае, селе, которые охраняются законом и занесены в красную книгу.

5 конкурс игра – соревнование «Красная книга»

Вам предстоит такое задание из предложенных картинок нужно выбрать и создать страничку красной книги.

Команде «Экознайки» - страничку животных, которые занесены в красную книгу.

Команде «Юнные экологи» - растения

А группе поддержки - птиц занесенные в красную книгу.

(Дети выполняют-звучит музыка)

Вед: Внимание на экран, можете себя проверить, правильно ли вы выполнили задание. Называем.

Передадим страницы Красной книги для стенгазеты.

Вед: А сейчас, внимание на экран, кого вы видете?

6.Конкурс «Тайна природы», зелёная аптека

Ну, что ж заглянем в тайну природы. В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зелёный мир, это своего рода аптека.

Перед вами Волшебный сундучок, как вы уже догадались речь пойдёт о лекарственных растениях.

Задание команде «Юнные экологи»

Нужно по лечебным свойствам узнать растение.

1.Для тех, кто давно мечтал очистить кожу от пятен, веснушек, верным помощником станет именно настой этих цветов. Надо отметить, что отвар этих цветков входит в состав фиточаев, которые нормализуют обмен веществ и применяются для похудения. Кроме настойки и отвара, делают ещё и мази и масла. Кто уже догадался, что это за лекарственное растение (календула)

2.Чем полезен подорожник.(листья прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых, высушенные листья применяют при болях в желудке)

Команде «Экознайки»

1. Отвар из цветков какого растения применяют при болях в кишечнике, как успокоительное. В качестве противовоспалительного и обезболивающего средства, для полоскания рта и горла. (ромашка)

2. Чем полезен шиповник.( Содержит аскорбиновую кислоту (витамин С) Пьют отвар или чай из шиповника для укрепления, повышения иммунитета, профилактики гриппа в холодное время года. Используется шиповник и в лечении повышенного давления, проблем с сосудами)

Молодцы, все участники команд, что вспомнили о лекарственных свойствах трав и цветов.

Реб: Привет тебе, мой край родной, с твоими тёплыми лесами

С твоей великою рекой и неоглядными полями!

Реб: Смотри, как роща зеленеет палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет от каждой ветки и листа!

Ребята вы вместе с родителями сделали замечательные рисунки деревьев, которые хотели бы посадить у нас на участке детского сада и теперь сможете рассказать о них.

7. Защита презентаций « Деревья – земли украшенья» (дом задание) (берёза, дуб)

Давайте передадим нашей группе поддержки для оформления стенгазеты.

Песня «Праздник дерева»

8. Задание для мам «Ромашка:А знаете ли вы?»

По очереди, отрываем лепесток, начнём с команды «Экознайки»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало(консервные банки, шляпы, кастрюли)

6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

Звучит песня

9. Сценка «Дикарь в лесу»

10. Д/И «Правила в природе».(Дети выстраиваются полукругом. В руках у них рисунки с графическим обозначением правил поведения в лесу. Дети и родители по очереди называют правила)

Ведущий: Молодцы ребята, но не забывайте, что важно не только знать эти правила, но и соблюдать эти правила.

А сейчас мы пригласим нашу группу поддержки и посмотрим какая газета у них получилась. Полюбуйтесь, какая познавательная газета, мы её повесим в холле д/с, чтобы все дети увидели.

3. Заключительная часть (рефлексионный этап)

1.Рефлексия. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга!

В жизни, конечно, самое сильное звено – это семья!

Семья – это место, где верят и ждут. Где правят улыбка и любящий взгляд.

В семье разделяют всегда всё на всех: проблемы, удачи и радостный смех.

Так будьте же крепкой, счастливой семьёй, тогда вас печаль обойдёт стороной.

Если вам понравилась викторина, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте.

2.Итог

Вот какие молодцы, настоящие экологи, вы заслужили значки « Защитники природы».

И в заключении споём песню «Подари улыбку миру»


Учебные занятия как по русскому языку, так и по литературе очень часто не укладываются в один урок. И тут выход – внеклассная работа. Она позволяет создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, «увлечь учеников» поиском истины, развить творческие способности, повысить культуру, активизировать интерес к уроку.

По словам моих учеников, внеклассная работа «даёт свободу мыслям и творчеству», «благодаря ей легче усваивается литература», «всегда несёт что-нибудь новое интересное», «Это путешествие в мир открытий», «это праздник». Л.Н.Толстой отмечал, что «праздник – это праздник идей». Он нужен детям. Вот поэтому отвожу значительное место внеклассной деятельности и по русскому языку, и по литературе. Формы работы разнообразны: интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции…

В плановом порядке к игровым технологиям по литературе прибегаю после изучения творчества поэта или писателя. Подготовка уже ведется в процессе работы над темой: ученики получают индивидуальные задания (например: можно ли в танце выразить музу И.А.Бунина?). Оказалось, что можно. Ученица прекрасно справилась с заданием (она занималась профессионально хореографией) и показала танец на литературном празднике « Мир поэзии И.А.Бунина». Другие ребята нашли музыку: романсы С.Рахманинова на стихи поэта. Оформили выставку рисунков, нарисовали герб, отражающий творчество поэта, подготовили выразительное чтение стихов И.А.Бунина наизусть. Некоторые стихи звучали с элементами инсценирования. Всё нашло достойное место в литературно-музыкальной композиции. Подготовка к ней и проведение создали условия для самореализации учащихся через включение их в различные виды деятельности. Продолжение разговора о творчестве поэта вылилось в сотворчество поэта, композитора, художника, учителя и ученика.

Внеклассная работа требует огромных «сил души, вдохновения», творческой деятельности. Но такая работа необходима, так как это удивительное средство приобщения ученика к книге, творчеству, открытиям, исследованию.

Очень важная тема в русской поэзии – природа. Её красота, гармония раскрывается в произведениях поэтов, чьё творчество изучается в школе. Работа над пейзажной лирикой на уроке привела к более полному диалогу по данной теме, который вылился в литературно-музыкальную композицию, несущую воспитательное значение. Яркое, трепетное, эмоциональное слово поэта даёт возможность увидеть мир природы, насладиться этим чудом, услышать язык природы. Композиция показывает, что всех поэтов объединяет любовь к природе, Родине, их способность «всматриваться, вслушиваться», чтобы увидеть «всю прелесть застенчивой русской природы».

Чтец 1 (на фоне музыки П.И.Чайковского).

Поэт Александр Островский писал:
Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет: бросит
В болотинке, в забытом уголке,
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы …

Чтец 2.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…–

утверждает Ф.И.Тютчев.

Ведущий 1. В этих стихах умение чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного.

Ведущий 2. Стихи открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – это великое чудо! И открывается это чудо только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

У природы нет плохой погоды –
Каждая погода – благодать, –

утверждает режиссер Эльдар Рязанов.

(Включить музыку из кинофильма «Служебный роман»)

Ведущий 1. Да, у природы любое время года прекрасно, удивительно, неповторимо. Прав поэт Твардовский, написавший эти строки:

Все их приветствуй с утра
Или под вечер с устатку…
Здравствуй, любая пора,
И проходи по порядку.

Чтец 3.

За окном осень … Но еще свежи и ярки воспоминания о лете, как ярки, душисты стихи об этом времени года С.Острового «Лето».

Как то шел Июнь через речонку
И березку принял за девчонку.
Подошел к ней. Сел на берегу.
– Белая ты…будто вся в снегу.
Вот тебе зеленый лист в подарок,
Как взмахнешь им – день не будет жарок,
Вот другой – расправишь на весу,
Полной горстью примет он росу.
Третий лист – шумливее чем эти!
Будет петь он песни на рассвете,
Голову синице закружит,
Солнышко к тебе приворожит…–
И пошел Июнь зеленым бродом
И растаял в дымке зоревой…
А березка, перед всем народом,
Ранним утром вспыхнула листвой.

Чтец 4.

А.С.Грибоедов восхищается:
Луг шелковый, мирный лес!
Сквозь колеблемые своды,
Ясная лазурь небес!
Тихо плещущие воды!

Чтец 5.

Поэт Аполлон Майков радуется летнему дождю – потому что хороший дождь – хороший урожай (стихотворение Аполлона Майкова «Летний дождь».)

«Золото, золото падает с неба!» –
Дети кричат и бегут за дождем…
– Полноте, дети, его мы сберем.
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Ведущий 2. Поэт А. Апухтин восхищается:

О, боже, как хорош прохладный вечер лета,
Какая тишина!
Всю ночь я просидеть готов бы до рассвета
У этого окна.

Чтец 6.

Удивительно чистые, звонкие, нежные, красивые стихи поэта И.С.Никитина. В них – радость бытия, наслаждение красотой летней природы:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Ведущий 1. Лес... Мы произносим это слово и сразу представляем густую зелень, несмолкающий шум леса. У многих писателей, поэтов, художников встречаем мы прекрасные описания леса.

Экскурсовод. Перед вами выставка репродукций картин художника И.И.Шишкина, которого называли певцом леса. (рассказ по картинам)

Ведущий 2. Лес часто становится героем русского искусства. «Лес шумит» – так называется рассказ В.Г. Короленко. С названием «Лес» стихи А.В.Кольцова, «Мой лес» – Сергея Острового.

Работа с залом.

– Как вы думаете, почему лес часто становится героем произведений?
Да, лес – это красота, богатство, гордость нашей страны. С ним неразрывно связана судьба русского народа, из леса строились крестьянские избы, лес – это топливо; лес дает ягоды, грибы и птицу. Лес – это чистый воздух, защита полей от ветра, разрушения почвы. И, конечно, это красота.
Каким вы видите лес в ясный, солнечный день? Во время грозы? На закате солнца? (высказывания учащихся)

Чтец 7. А теперь посмотрим, какой откроется нам красота русского леса в стихотворении поэта середины XIX века И.С.Никитина «Лес». (чтение стихотворения)

Ведущий 1. Что мы слышим? Автор любуется лесом, слушает его таинственный шум, понимает его «как что-то близкое, родное». Здесь и восхищение поэта суровой, гордой красотой леса, который борется с грозой, не смиряется со стихией. И снова восхищение угрюмой силой богатыря леса.

Экскурсовод 1. Посмотрите на репродукцию картины Н.М. Ромадина «Последний луч». Поэт и художник нашли общие детали для описания леса на закате и один – словом, другой – красками нарисовали картину, заставившую нас восхищаться могучей и таинственной красотой. Последние строчки почти точно совпадают с картиной:

Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.

А вот перед нами другая репродукция картины «Рожь» И.И.Шишкина.Ярко светит солнце. На небе ни облачка. Жарко. Июльский день долгий, знойный. Над нивой зреет рожь.

Чтец 8. Вслушаемся сейчас в удивительную музыку стихотворения А.А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» и насладимся ей.

Ведущий 1. Какие чувства переданы поэтом? Восторг, торжество, восхищение, преклонение перед величием и красотой природы. Часто повторяющиеся звуки [ш,ч,х,т] помогают услышать шелест поспевающих ржаных колосьев.

Экскурсовод. Перед вами репродукция картины А.К.Саврасова «Рожь». Что мы видим? Желтые, золотые волны ржаных колосьев, проходящих по всему полю, качающихся от дуновения ветра. Ветер свободный, своевольный, волнует ржаное поле.

Ведущий 2. Такой же свободный этот ветер и у А.А.Фета. Он – настоящий художник: плавными волнами проходит по полю, склоняя и расправляя колосья, создавая картину золотого моря ржи.

Ведущий 1. В стихотворении Фета – изумление, восхищение перед величием природы. Природа живет и действует. И «огнедышащее око» – солнце отдыхает совсем немного (июльский день долог, а ночь коротка) и снова принимается за работу, нужную урожаю, природе, человеку.

Экскурсовод. Летом бывает и гроза. Я приглашаю вас к репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (Идет описание картины). Природа в ожидании. Дети бегут. Им страшно.

Ведущий 2. Явление грозы, состояние природы во время грозы описывает Ф.И.Тютчев. Послушайте стихи и создайте словесные воображаемые рисунки. Какую картину вы увидели?

Чтец 9. (Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело»)

Ведущий 1. Какие же картины вы нарисовали в воображении? (выступления ребят)

Ведущий 2. Да, рисуется небо, затянутое темными, низкими грозовыми тучами. Последний косой луч солнца показался в разрыве туч на мгновенье, и тут же разряд молнии возвестил, что гроза в разгаре.

Чтец 10 (исполняет стихотворение Аполлона Майкова «Под дождем»).

(После чтения стихотворения звучит песня Семена Кирсанова «Эти летние дожди»).

Ведущий 1. Лето – удивительная, неповторимая пора. Жизнь – во всем. Прав Ф.И.Тютчев:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Ведущий 2. Попрощаемся с летом. Скажем ему: «До свидания». Осень уже за окном. Всему – свой срок. Осень вступила в свои права.

Чтец 11 исполняет «Октавы»Н.И.Рыленкова.

Ведущий 1. Давайте окунемся в удивительный мир осенней природы. Насладимся красотой стиха. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родному краю, природе, способность чувствовать и создавать яркие, неповторимые полотна осенней красоты.

Ведущий 2. Поэт П.А.Вяземский признавался:

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.

Чтец 12.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле, –

наслаждался Ф.И.Тютчев

Ведущий 1.

А.К.Толстой и грустит, и радуется:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Красуются рябины, но, по словам поэта С.А.Есенина, «Горит, горит костер рябины красной, но никого не может он согреть».

(Песня на стихи С.А.Есенина «Отговорила роща золотая»)

Экскурсовод (на фоне музыки). За осенью пришла зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Вот как изобразили зиму художник И.И.Шишкин, И.Э.Грабарь.

(Рассказ по картине)

Чтец 13. Поэт И.З.Суриков увидел зиму так:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, –
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Чтец 14. Н.И.Рыленков восхищался:

У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема – леса,
И, кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой сказке, чудеса.

Чтец 15. Радость, восторг, удивление, изумление, очарование звучат в стихотворении В.Я.Брюсова «Первый снег» (чтение стихотворения).

Чтец 16. Ф.И.Тютчев поражен деяниями Зимы, ее красотой:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

(Звучит песня «У леса на опушке» на стихи С.Острового)

Ведущий 2. Видите, поэты изобразили зиму по-разному: ведь у нее, как и у другого времени года, каждый месяц и даже день неповторим.

Ведущий 1 (на фоне музыки П.И.Чайковского «Апрель.Подснежник», «Времена года») Пройдет еще немного времени. Снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Пройдем по поэтическим страницам и насладимся образом весны, ее звуками, солнечным теплом, первыми цветами, пением птиц, чистым воздухом.

Чтец 17. Поэт Е.А.Баратынский радовался:

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне. (Включить пение жаворонка)

Чтец 18. Поэт А. Майков увидел весну так:

Весна! Выставляется 1-я рама –
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу навеяло жизнью и волей:
Вон – даль голубая видна…
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

(Танец «Весенний хоровод цветов)

Чтец 19. Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят …
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Ведущий 2. Поэзия – великое чудо. Она позволила нам сегодня увидеть, что поэты, так же как и художники рисуют кистью, карандашами, могут талантливо рисовать словами.

Ведущий 1. Стихи открыли нам красоту природы, помогли понять язык поэзии и природы. Но помните, что поэзия, как великое чудо, откроется только доброму, чуткому, внимательному. Об этом хорошо написал Н.И.Рыленков:

Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Ведущий 2. (на фоне музыки) «Полна чудес могучая природа». Удивляйся, наслаждайся, но помни:

Природа… Она отдаст нам все: – Бери, но не уродуй
Извечной красоты для суетных затей…
И тянет нас побыть наедине с природой,
Как заглянуть в глаза наставницы своей.

1 слайд

«Полна чудес могучая природа. Весенняя сказка «Снегурочка» Руководитель проекта учитель ИЗО Чаврина М. А. Проект выполнила ученица 10 «А» Федорук Анна

2 слайд

Цель проекта: Сопоставить культурные традиции славян с традициями современного времени. Сопоставить образ Снегурочки в литературе, мифологии, музыке и изобразительном искусстве. Задача: Познакомиться с фольклором, а также творчеством В. Васнецова, А. Островского, Н. Римского-Корсакого.

3 слайд

4 слайд

Обычаи, верования, обряды и традиции русского народа уходят глубоко в древность, в славянскую мифологию, необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов и образов. С детства мы знакомимся со сказками, былинами и баснями. С ними мы познаём мир, пытаясь ответить на многие интересующие нас вопросы.

5 слайд

6 слайд

Славянский праздник весны. Праздник Святой Троицы Праздник Ивана Купала – Костромы.

7 слайд

Снегурочка – новогодний персонаж русских легенд. Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка – вечно молодая и жизнерадостная, одетая только в белые одежды (редко в пастельные тона). Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

8 слайд

Снегурочка в народной сказке. В. Васнецов. «Снегурочка» По мотивам «Весенней сказки» А.Н. Островского.

9 слайд

10 слайд

Существует версия, что страна берендеев - не совсем сказочное место. Все, что происходит в «Весенней сказке» Островского,- это ранняя пора жизни русского народа, память о которой он сохраняет в преданиях и песнях, уцелевших от седой старины.

11 слайд

Царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил немало, поэтому знает многое. Он беспокоится о своём народе, ему кажется, что в сердцах у людей что-то недоброе рождается. Царя не беспокоят деньги и власть, его больше беспокоит состояние душ его подданных. «Честной народ, достойна смертной казни Вина его; но в нашем уложенье Кровавых нет законов, пусть же Боги Казнят его по мере преступленья, А мы судом народным Мизгиря На вечное изгнание осуждаем.»

12 слайд

Елена Романько

Цели и задачи :

Пополнить знания о природе родного края ;

Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование :

Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

Ход мероприятия.

Ведущий :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий :

А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Королевство Природы попасть легко ,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок :

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Лесовик : - Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети : Да!

Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

Ведущий : Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Послушайте стихотворение «Берёза»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

Дети : нет.

Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети : Тополя.

Ведущий : Какой ствол?

Дети : Толстый.

Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки о животных.

1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) .

2. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь) .

3. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

4. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик) .

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

Игра «Что лишнее на цветочной клумбе (Комнатный цветок)

Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

эстафетная игра «Собери цветок»

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим :

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлочка)

Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

«Найди пару»

Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Список литературы.

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.