(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Весенние воды"

Гонцы весны

В своем творчестве Ф. И. Тютчев посвятил много произведений описанию природы, где в основном изображал ее динамику, движение и изменчивость. Практически все его стихи, передают изменения в природе: смена ярких красок осени, весеннее возрождение, приближение грозы. Стихотворение «Весенние воды», которое было им написано в 1830 году, можно отнести к пейзажной лирике. В нем описан период ранней весны, когда:

Еще в полях белеет снег

Однако это все, что может напоминать о былой власти зимы, которая забросала всю землю толстым слоем снега, чтобы уберечь от лютого мороза. Но, ее час уже пробил, и весна уже полностью вступила в свои права:

А воды уж весной шумят.

И вся природа просыпается от бурного потока весенних вод. С блеском, искрясь и переливаясь под нежным весенним солнышком, они бегут, не уставая:

Бегут и будят сонный брег

Бегут и блещут и гласят…

Весенние воды - первые предвестники окончательного прихода весны. Автор показывает этот момент очень живо, динамично, используя для усиления значимости движения, частые повторения ключевых слов. Следующие несколько строк, отражающие настроение бегущих весенних вод, являются кульминацией стиха, они наиболее наполненные значимостью, силою и энергией:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

И уж непременно, после такого бурного потока весенних вод, придет и теплый май, о котором больше всего мечтают, после долгой зимней спячки. Радость от прихода весны перерождается в стихотворении в восторг преддверия майских дней:

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Стихотворение Тютчева «Весенние воды», наполнено динамикой и движением. В нем автор передает состояние природы не пейзажем, а сценой - в действии. Приход весны венчает «румяный, светлый хоровод» «теплых майских дней», которые с нетерпением ожидает сам автор. И это ожидание еще больше вдохновляет и наполняет силою, как долгое предвосхищение чего-то очень желанного. Именно бурные весенние воды и следующие за ними тепло и свежая зелень, и являются самым ярким образом весны.

Ф.И. Тютчев автор многих стихотворений, но больше известен своими произведениями, в которых описывал природу. Один из самых известных сборников лирических стихотворений написан во время его работы в Мюнхене, где он жил и работал, но очень тосковал по Родине.

Федор Иванович Тютчев написал свое стихотворение «Весенние воды» в 1829 году, находясь в Германии. Ранней весной он смотрел за природой, отмечал то, как приходит на землю весна и все свои наблюдения записал в стихотворение. Стиль произведения - пейзажная лирика, именно этим способом написания часто пользовался автор при создании своих стихов. Стихотворение написано четырехстопным ямбом и легко запоминается, поэтому его ввели в школьную программу младших классов. Ведь даже совсем юный человек сможет ощутить всю красоту и гармонию природы.

О чем это произведение, о природе, о пробуждении всего живого от зимнего сна. Снег хотя еще и лежит где-то там на полях, а звонкие ручьи побежали всем сообщать радостную новость о приходе весны на землю. Своими громкими, радостными криками ручейки будят всю спящую округу. Они бегут, плескаются водой, ведут себя как дети, непослушные и вырвавшиеся на волю, Ни что уже не может остановить эти ручейки. И, кажется, что сама красавица весна, в образе молодой девушки вот-вот появится вслед за ручьями. А майские дни, ребята, в расписных ярких рубахах пропустив, девушку-весну вперед, с робким видом стоят и ждут своего череда. Пройдет еще немного времени, и майские дни закружат всех в веселом хороводе. Стихотворение буквально пронизано радостью, веселостью и молодым задором.

Ф.И. Тютчев писал много стихотворений, посвященных природе. И «вешние воды» одно из самых известных и запоминающихся. Автор как бы оживил главных героев своего произведения. Казалось бы, как может вода что-то говорить, а в стихотворении водные потоки кричат, рассказывают о смене сезона, о радости, пришедшей на землю. Автор использует в написании красочные эпитеты и описания. Так, например, только Тютчев смог дать ручьям роль гонцов, весне образ молодой девы, майские дни представляются группой молодежи румяной, веселой. Красота еще сонной после зимы природы, звуки воды, снег и ощущение прихода весны - главная тема стихотворения.

Что чувствует читатель, познакомившись с произведением «Весенние воды». Однозначно это радость, чувство ожидания прихода чего-то нового, веселого. Кажется, еще немного и сам автор сорвется вслед ручьям. После прочтения стихотворения читатель получает заряд положительных эмоций, радости и ощущения полета. Живая сила стихотворения помогает взглянуть на мир по-новому, более позитивно.

В стихотворении автор использовал такие способы выражения, как метафора, олицетворение, повторы. Все это помогла сделать произведение достаточно ярким, динамичным, живым и позитивным. Описание происходящего изменения в природе можно сравнить с пробуждением человеческой души, наступления весны и в сердцах людей.

«Весна» Художник С.Виноградов

Стихи Тютчева о весне, как и в целом все его произведения, посвящённые природе – это своего рода пылкое признание в любви. Тютчев считал, что человеку даровано великое благо – возможность наслаждаться картинами природы.

«Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Тонкую душу природы, её язык Тютчев всегда пытался распознать и «объяснить во всех её проявлениях». Тайны естества были интересны ему. Природа для Тютчева – живая, он умел поговорить с ней «на одном языке».

«Зима недаром злится»

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Стихи Тютчева об уходящей зиме – удивительно точные, понятные. Время царствования Зимы проходит. Молодая Красавица-Весна вступает в свои права.

«Люблю грозу в начале мая»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам…

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

Творческое наследие Тютчева – книжка в триста небольших стихотворений, письма, четыре статьи. Но это наследие дорогого стоит.

В 1836 году впервые тетрадь со стихами Тютчева попала в руки П.А.Вяземского, который её в свою очередь передал Пушкину и Жуковскому. Признанные мэтры высоко оценили творчество молодого дипломата Тютчева. Для опубликования в своём журнале «Современник» Пушкиным было отобрано двадцать четыре стихотворения. Они были подписаны «Ф.Т.»

«Еще земли печален вид»

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

В том же «Современнике», в 1850 году была опубликована статья, автором которой явился Н.А.Некрасов. В статье Николай Алексеевич обозначил творческие работы Тютчева как «блестящее явление в области русской поэзии ». В 1854 году увидел свет небольшой сборник стихотворений Тютчева. Он был издан по инициативе И.С.Тургенева.

«Нет, моего к тебе пристрастья…»

Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-Земля!
Духов бесплотных сладострастья,
Твой верный сын, не жажду я.
Что пред тобой утеха рая,
Пора любви, пора весны,
Цветущее блаженство мая,
Румяный свет, златые сны?..
Весь день, в бездействии глубоком,
Весенний, теплый воздух пить,
На небе чистом и высоком
Порою облака следить;
Бродить без дела и без цели
И ненароком, на лету,
Набресть на свежий дух синели
Или на светлую мечту…

Дворянин Тютчев, уроженец Орловской губернии, человек, получивший основательное, разностороннее образование достиг огромных высот. Он был признан при жизни великими поэтами-современниками. За Федором Ивановичем на века закрепилась слава великого поэта России.

«Первый лист»

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грезы
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Наталия Острогина
«Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Знакомство с пейзажем в старшей группе

Интеграция образовательных областей ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, ПОЗНАНИЕ, МУЗЫКА.

Цель :

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж , учить их воспринимать содержание картины пейзажной , понимать красоту природы.

Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцами, чтением стихов, поговорок, отгадыванием загадок.

Повышать роль устного народного творчества в интеллектуально – эстетическом воспитании детей.

Воспитывать любовь к народному творчеству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

Обогощать словарный запас детей, воспитывать грамотную речь.

Словарь :

Пейзаж , художник – пейзажист , грачевник.

Предварительная работа :

Рассматривание картин художников – пейзажистов : И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж » , А. М. Грицай «Поснежник» , Родин «Март» , И. И. Левитан «Март» , «Весна – большая вода » .

Прослушивание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» .

Чтение и разучивание стихов.

Знакомство с пословицами , поговорками, приметами природы, народным творчеством.

Материал :

Репродукции картин художников – пейзажистов . Тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие чтением стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды » :

Еще в полях белеет снег ,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный берег,

Бегут и блещут и гласят …

Они гласят во все концы :

«Весна идет , весна идет !

Мы молодой весны гонцы ,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет , весна идет ,

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Вы наверно, ребята, уже догадались, что это стихотворение о весне . А теперь, ребята, отгадайте загадку :

Снег на полях , лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Дети : зимой.

Воспитатель :

Начну я сейчас сказку,

А вы следите, не зевайте,

Каждый из вас мне отвечайте.

«Живет – поживает старик годовик . Пошел по земле – выше туч вырос. Стал он махать рукавом да пускать птиц. Вот махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые птицы. От их крыльев повеяло холодом, да морозом, с перьев белый снег посыпался ».

Вот теперь скажите, ребята, что за птиц старик – годовик выпускал из рукава?

Дети : Это зимние месяца – декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : А как в народе называют зимние месяца?

Дети : Декабрь – студеный, январь – просинец, февраль – бокогрей.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А кто из вас вспомнит и прочитает стихотворения о зиме?

Дети читают стихотворения – В. Фетисов «Зима пришла» , Т. Белозеров «Зимняя ночь» , С. Есенин «Пороша» .

Воспитатель : Почему эти произведения называют стихотворениями?

Дети : Они складные, похожие на песню.

Воспитатель : Не только поэты воспевают красоту зимней природы. Почувствовать ее красоту нам помогают произведения композиторов. Послушайте фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Февраль» (прослушивание записи) .

Мы узнали, как выражают свою любовь к русской природе поэты, композиторы. А теперь вспомним, какие художники дарили нам радость, изображая на своих картинах русскую природу, ее просторы, поля , реки.

Дети : И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж » , А. М. Грицай «Поснежник» , Родин «Март» , И. И. Левитан «Март» , «Весна – большая вода » .

Воспитатель : Как можно назвать одним словом то, что изображено на картинах?

Дети : Пейзаж .

Воспитатель : А как называют художника, который нарисовал такую картину?

Дети : Художник – пейзажист .

Воспитатель :

Сегодня мы будем рассматривать картину А. К. Саврасова. Как она называется, я пока не скажу. Попробуем догадаться. Показ картины.

Рассказ воспитателя : «Перед вами картина А. К. Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну . Выстроились в ряд белоствольные березы. На их ветвях множество грачиных гнезд, вокруг корорых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка» , оглушая окресности неумолкаемым гомоном.

На втром плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви , а дальше, до самого леса, узкой лентой, раскинулись поля , побуревшие от залежалого снега .

Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно – голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу . Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, на зернистом снегуясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избы. Кое – где меж облаков проглядывает ярко – голубое небо.

Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато – коричневые тона с бело – голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну , что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение обновление и запах весны . Картина очень жизненна и сежа, что кажется написанной непосредственно с натуры, хотя художник написал ее в мастерской, пользуясь этюдами. А. К. Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо ее любил. Это и помогло ему создать в картине незабываемый образ русской природы».

Вопросы :

Какое время года изображено на картине?

Почему вы так думаете?

Что изображено в центре картины?

Где сидят грачи?

О чем они заботятся, когда возвращаются к нам из теплых краев?

Почему хорошо видны следы птиц на снегу ?

Где стоят березы?

Опишите их, какие они?

Какими красками написал картину художник?

Что написано голубым цветом? Серым? Коричневым?

Что самое яркое в картине?

Какое настроение передает художник?

Как художнику удалось это показать?

А как художнику удалось передать движение в картине?

О чем эта картина?

Как бы вы назвали эту картину?

Далее проводится физкультминутка – звучит музыка «ENIQMA» : дети оказываются в «лесу» и они превращаются в художников. На последних нотках музыкальной композиции появляется ВЕСНА . Весна прветствует ребят и предлагает вспомнить поговоки о весне , а так же прочитать стихи.

Весна : Каким можно назвать лес и где такие слова можно употребить : в рассказе, стихотворении, сказке?

Весна : Дети :

желтый лес в рассказе про осень

голый лес о зиме

белый лес и в рассказе, и в стихотворении

дремучий лес в сказке

Воспитатель : А знаешь, Весна , девочки приготовили тебе в подарок танец.

Девочки исполняют танец «Веснянка » .

Весна : Спасибо большое ребята. А я хочу вам рассказать о деревце. (Весна рассказывает сказку ) . И предллагает нарисовать лесную полянку .

Пока работы подсыхают, воспитатель проводит дидактическую игру «Найди ошибку» . После того как проведена игра, детские работы помещаются на ширму. Весна радуется работам и совместно с воспитателем проводит анализ работам.