Творчество в работе учителя-дефектолога – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы.

Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-дефектолога он просто необходим. Дети, с которыми работает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования, в силу возраста не понимают, зачем логопед берет их на занятия.

К тому же, кроме речевого нарушения, они могут иметь особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который использует в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и интересным ребенку.

Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие игры. А если еще он владеет компьютером, возможности которого просто безграничны, то тут большой простор для фантазии.

Предлагаю несколько образцов простых игр, изготовленных с помощью компьютера, которые можно использовать в работе с детьми с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, коррекции лексико-грамматической стороны речи, умения составлять простые и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в программе для составления презентаций Power Point: вставляю выбранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее картинки с нужным звуком. Фон картинок лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в программе Adobe Photoshop, Point.net или какой-то другой программе – той, которой владеет педагог. Далее, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

Логопедические бродилки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры:

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая закрепляемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и последующих):

1. Предложить ребенку найти на картинке еще предметы с заданным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки пять елок. В этом случае ребенок учится согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленая елка. Ребенку нужно будет проговорить: одна зеленая елка, две зеленые елки, … пять зеленых елок.

2. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок (например, велосипед, рыбка) и составить с ними предложения («Мама купила велосипед», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велосипед, моя свинка, моя шляпа» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все отдал тебе, и теперь у меня нет велосипеда, нет свинки, нет шляпы». Так мы упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велосипед – велосипеды.

На базе одной картинки из предложенных игр можно реализовать множество вариантов игр, реализуя главную цель – коррекция нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовление пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок называет картинки лабиринта, четко проговаривая звуки.

В эту игру может играть ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таком случае потребуется кубик и фишки. Игроки бросают кубик. Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко проговаривая слова с закрепляемым звуком (или с дифференцируемыми звуками). В этой игре есть опасность зайти в тупик, поэтому ребенку нужно быть внимательным и следить, чтобы этого не произошло. Кроме автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок учится составлять предложения с предлогами.


Кроме закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных ниже, также можно предложить те же варианты задания для коррекции лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовление пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, четко проговаривая звуки.


На данном материале, кроме закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить подходящую фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Затем наложить на дорожку картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая звук. Далее ребенок, отвечая на вопрос (например «Кого зовет коза?»), составляет простое предложение («Коза зовет козленка»).


На материале игр данной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовление пособия. В файл вставить картинку (например, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять картинки разных грибов), затем наложить на них картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон. Потребуется кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картинок нужно продвинуть фишку, четко произнося название картинок.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком. И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу понравившимся цветом, наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.


Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-улитку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.


Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

Цель игры для ребенка – добраться до приза (это может быть фишка, картинка, наклейка или какой-то другой приз), а для логопеда – закрепить у ребенка поставленный звук.

Варианты использования игры данной серии могут быть такие же, как и в играх других серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии педагога.

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 - 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель : автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

Описание игр:

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик - это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук - [Ш], а для Снеговика - картинки со звуком - [С].

2. «Угости Зою конфетами»

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове - конфета достанется Зое, если нет - то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) - зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим, из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок, и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая звук [Ш].

5. «Звуковая полянка»

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук.

6. «Ежику снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки-сны с картинками, в словах которых мы слышим звук [Л].

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки - три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например, перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой можно поиграть в игры «Один - много», «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Логопедические игры для детского сада

Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
- проверить знания, умения и навыки детей по теме;
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

- картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.


Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.


- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице .
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев .
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.


Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Цель работы: Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Предлагаю некоторые из использованных мною игр:

– игры с мячом “Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”, “Разноцветные мячи”, “Звуковая цепочка” с передачей мяча, “Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй”, “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги” Т.А.Воробьевой и О.И.Крупенчук “Мяч и речь” КАРО Санкт-Петербург 2003г
– игры с прищепками: “Собери звуковые бусы”, “Различай и называй”, “Сороки”. Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной, И.И. Жилиной “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).
– подвижные игры: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми ОНР” журнал “Логопед” №3/2011.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

  • “Найди звук”
  • с помощью этой игры дети определяют наличие заданного звука в слове. Например: положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А. <Рисунок 1>
  • “Божья коровка”
  • украшая крылья божьей коровки кружочками, дети закрепляют умение выделять в слове первый и последний звук. < Рисунок 2>

  • “Похожие слова”
  • игра соревновательного характера. На игровом поле слова, похожие по звучанию с картинками. Используется кубик, фишки, ребенку необходимо отыскать картинку со словом, которое звучит, похоже, и переставить на нее фишку, таким образом, ребенок может отдалиться от финиша или приблизиться. <Рисунок 3>

  • “Аквариум”
  • очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме. <Рисунок 4>

  • “Мы со звуком Р играем”
  • стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р]. <Рисунок 5>

  • “Рыбалов”
  • хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь. <Рисунок 6>

  • “Парные картинки”
  • Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными. <Рисунок 7>

  • “Улитка”
  • я использую два варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком. <Рисунок 8, 9>

  • “Лягушка ловит комариков”
  • в этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.<Рисунок 10>

  • “Лягушка убегает от цапли”,
  • чтобы убежать от цапли, нужно правильно определить есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит, то идет вперед, если нет, то возвращается назад. <Рисунок 11>

  • “Где спрятался звук”
  • что бы правильно расселить жильцов по квартирам, необходимо правильно определить заданный звук в слове. Очередной жилец ждет очереди на чердаке.<Рисунок 12>

  • “Покорми клоуна”
  • Я использую клоуна не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. “Слово называй – горошинку бросай”. <Рисунок 13>

  • “Дружные пингвины”
увлекательная игра использую её для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов. <Рисунок 14>

  • “Баскетбол”
  • игру использую в нескольких вариантах:

1. Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину (лист 1).
2. Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч “забрасываем” в одну из них, в зависимости от положения звука в слове (лист 2).
3. Если в слове звук С “бросаем” мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую (лист 3).
4. Выложить столько мячей, сколько слогов в слове (лист 3). <Рисунок 15, 16>

  • “Зашифрованные скороговорки”
  • рекомендую вам эту игру, так как она позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков. Использовала прием мнемотехники, т.е. систему приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.<Рисунок 17 >

  • “Сундучки”
  • дети с удовольствием играют в эту игру, с ее помощью упражняются в дифференциации звуков Ш-С. <Рисунок 18>

  • “Кубикония”
  • существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса. <Рисунок 19>

  • “Подсолнух”
  • необычная красочная игра, вызывает большой интерес у детей. Элемент соревнования вносит в неё азарт. Ребенок достает семечко из подсолнуха, открывает его и произносит, что там изображено, если он произнес слово правильно, то забирает семечко себе, если нет, взрослый забирает его. По окончанию игры подсчитывается результат. <Рисунок 20>

  • “Цветное лото”
  • из пробок от бутылок я использую не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации поставленных звуков и развитие связной речи. <Рисунок 21>

  • “Холодильник”
  • эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления. <Рисунок 22, 23>

Варианты игры:

  1. Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
  2. Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
  3. Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

В создании многих игр я использовала не только свои идеи, но и игры разработанные учителем-логопедом Матыкиной И.А. с её сайта ЛОГОРИНА.http://logorina.rusedu.net/, а также материалы из научно-методических журналов: “Логопед в детском саду”, “Обруч”, “Логопед” с приложением ”Библиотека логопеда”, “Конфетка”; “Дошкольная педагогика”.

Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

« Цветут цветы »

Цель : познакомить детей с различными цветами и по­мочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход : В игре принимают участие двое-четверо детей. Проводит взрослый. Ведущий раздает каждому по одной большой карте. Соответствующие этим картам меленькие карточки-цветы ведущий перемешивает и кладет на стол рисунками вниз. Затем, открывая по одной карточке, спрашивает: «Как называется этот цветок?», «У кого в букете есть такой цветок». Играющий говорит: «Это красная роза. Такая роза есть в моем букете.» Ответ правильный – ведущий отдает ему маленькую карточку. Неправильный – оставляет себе. Выигрывает тот, кто первым подберет все цветы к букету.

« Кому что нужно для работы? »

Цель : упражнять в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход : Воспитатель: Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит в-ль. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка.» - отвечают дети. Так же: врач, воспитатель, дворник, шофер, повар, летчик.

2 вариант: В-ль называет предметы для труда, а дети называют профессию.

« Дарю цветок »

Цель : познакомить детей с различными цветами и помочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход : В игре участвуют трое-шестеро детей. Ведущий раздает большие карты-образцы букетов, которые они должны будут составить. Маленькие карточки перемешивает и раздает поровну. Участники рассматривают свои карточки-цветы и кладут их рисунками вниз на свои большие карты-букеты, не показывая другим. Обращаясь к любому участнику, каждый играющий по очереди дает ему одну из маленьких карточек, какой-нибудь цветок, кот-й не вошел в его букет, говорит: «Дарю тебе розу». А тот отвечает: «А я дарю тебе ирис». Обмен до тех пор, пока все участники не составят букеты.

« Какая, какой? »

Цель : учить согласовывать прилагательное с существительным в мужском, женском и среднем родах.

Ход : В игре принимают участие двое – четверо детей. Раскладываются картинки с изображением предметов различного рода. Ребенок берет любую картинку. На­пример, зонт. В-ль спрашивает: Зонт какой? Ребенок должен ответить: красный, красивый.

Например, груша. В-ль спрашивает: Груша какая? Ре­бенок отвечает: желтая, сочная, вкусная.(так же ср.р.)

« Что такого же цвета? »

Цель : учить детей использовать в речи прилагатель­ные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Ход : Педагог показывает зеленый лист. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета (так же ис­пользуют красный, синий, желтый, оранжевый, корич­невый и фиолетовый).

Усложнение: серый, черный, белый цвета.

« Назови одним словом »

Цель : учить употреблять в речи обобщающие понятия.

Ход : Воспитатель показывает карточку с изображением: морковь, свекла, лук, картофель, огурец, помидор, редиска. Дети должны назвать сначала каждый предмет, а затем назвать эти предметы одним словом. В данном случае – овощи.

Посуда: чашка, блюдце, чайник, сахарница, тарелка, молочник и т.д.

Транспорт: легковая машина, автобус, трактор, грузовая машина, экскаватор, троллейбус, трамвай и т.д.

Фрукты: яблоко, груша, лимон, ананас и т.д.

Так же поступить с темами домашние и дикие животные, игрушки, инструменты, цветы.

« У кого – кто? »

Цель : закрепить детенышей домашних и диких животных.

Ход : в игре участвуют двое детей. Воспитатель раскладывает карточки с изображением взрослых животных – мам. Дети называют их. Следом раскладываются карточки детенышей. Ребенок к каждой маме подбирает своего детеныша. А другой ребенок к детенышу подбирает маму.

« Чего не стало? »

Цель : учить употреблять в речи существительные родительного падежа единственного и множественного чисел.

Ход : воспитатель раскладывает пять, шесть картинок с изображением предметов разного рода сначала в единственном числе. Ребенок называет эти предметы.

Например: один помидор, одна груша, одно яблоко, одна морковь и один лимон. Ребенок закрывает глаза, а в это время воспитатель убирает одну карточку. Открыв глаза, ребенок угадывает – чего не стало? Ответ: не стало одного помидора. Так же играть с карточками, где предметы во множественном числе.

« Третий, четвертый, пятый лишний »

Цель : уточнить обобщающие понятия, развивать наблюдательность, память. Учить распознавать по единому признаку, развивать способности детей сравнивать, обобщать. Воспитывать любовь к живой природе.

Ход : перед ребенком лежит карточка с изображением предметов одной лексической темы, а один предмет лишний. Ребенок должен назвать вслух все предметы и ответить на вопрос – какой лишний.

Например: «четвертый лишний» - огурец, редиска, яблоко, капуста (лишний предмет – яблоко, это фрукт).

Аналогично с карточками «третий лишний» и «пятый лишний».

« Один, два, пять »

Цель

Ход : ребенок, глядя на картинку, считает один предмет, два и пять. Например: одно яблоко, два яблока, пять яблок. Одна конфета, две конфеты, пять конфет.

« Сосчитай и скажи »

Цель : упражнять в согласовании числительных с существительными в ж.р., м.р. и с.р.

Ход : ребенок, глядя на картинку, считает предметы.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

« Чей хвост? »

Цель : учить детей использовать в речи притяжательные прилагательные.

Ход : разложены большие карточки с изображением диких и домашних животных без хвостов. На маленьких карточках только лишь хвосты этих животных. Ребенок подбирает хвостик к нужному животному.

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « Ц

Ход

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « З » в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход : Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « Ш » в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход : Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.

« Прочитай по первым звукам »

Цель : закрепление навыков чтения, развитие внимания, мышления.

Ход : В игре 24 карточки с картинками и 96 карточек с буквами. Предложить прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв. Можно также пользоваться набором букв и для составления других слов.

« Делим слова на слоги »

Цель : закрепление навыков звукового анализа слова, знакомство с ударением в словах, развитие памяти, внимания.

Ход : В игре 32 карточки с картинками и 16 карточек со схемами. Предложить назвать картинки и разделить слова на слоги. Карточки нужно разложить на больших картах таким образом: где вагончик с одним окошком – карточки со словами из одного слога, где с двумя – из двух слогов и т.д. Предложить ребенку подобрать схемы к словам.

« Собери башкирскую посуду »

Цель

Ход : Играют дети от пяти лет. В игре 18 карточек. Из них 9 разрезаны на части. В-ль говорит: «Разбилась посуда. Нужно из частей – осколков собрать целую.

« Башкирские узоры »

Цель : продолжать учить составлять целое из частей, развивать мышление, наблюдательность.

Ход : Игра для детей от шести лет. Входят в игру: 9 карточек – образцов и 144 маленьких квадратов. В-ль говорит: «Из маленьких квадратов с узорами нужно сложить узор по образцам.

« Узнай свой элемент »

Цель

Ход : Игра для детей от шести лет. Состоит из 6 больших карт и 36 маленьких карточек. В игре принимают участие 6, 3, 2 человека. Им раздаются большие карты. Маленькие карточки у ведущего. Ведущий открывает карточку и говорит: «Опиши элемент и найди его на большой карте» . Выигрывает тот, кто быстрее узнает и подберет свои элементы.

« Башкирское лото »

Цель : Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Ход : Игра для детей от шести лет. Состоит из 7 больших и 56 маленьких карточек. Ведущий раздает большие карты играющим. Показывает маленькие карточки, задает вопросы: «Что это? К какой игре относится?» Неопознанные карточки откладываются. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карту.

« Сотки ковер »

Цель : Развивать память, речь, мышление.

Ход : Игра для детей от пяти лет. Состоит из 7 больших карточек – образцов и 112 маленьких карточек, из которых нужно составить узор ковра.

«Лото» Цель : закр-ие сонорных звуков.

Кол-во играющих – от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной большой карте, у ведущего – мал-ие карточки. Ведущий показывает картинку, не называя ее. Игрок, у которого на большой карте имеется такая же картинка, должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Если ребенок не знает названия картинки, ведущий называет ее сам., но при этом игрок не получает картинки, и она остается у ведущего. Так же поступает ведущий и по отношению к игроку, нечетко произнесшему название. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте маленькими карточками, или тот, у кого в конце игры будет меньше незакрытых картинок.

«Фрукты и овощи», «Деревья и цветы», «Животные и птицы ». Цель : закр-ие сонорных звуков.

Для игр нужны мал-ие карточки по заявленным темам.

Играют 2 человека. Перед игрой договариваются, кто какие будет собирать карточки. Например: один с фруктами, другой с овощами.

Карточки с картинками выкладываются на столе перед детьми стопкой изображением вниз. Игроки по очереди открывают их. Если картинка подходящая, игрок должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Ненужную картинку игрок кладет вниз, не называя ее. Если он ошибается при назывании изображения предмета или произносит его нечетко, картинка ему не выдается. Выигрывает тот, кто первым соберет 8 картинок по заданной теме.

«Наведи порядок»

Цель: закр-ие сонорных звуков.

Ход : перед игроком в беспорядке располагаются маленькие картинки нескольких тем. Он должен все картинки распределить по темам, а затем назвать обобщающим словом каждую группу предметов (овощи, деревья).

«Зашифруй картинки»

Цель:

Ход: играют от 2 до 6 человек. У игроков большие карты на пару звуков. У ведущего – маленькие карточки и фишки: синие для обозначения твердости звуков и зеленые для обозначения мягкости. Ведущий показывает карточку. Игрок, у которого есть такая же картинка на большой карте, должен ее назвать и определить, какой звук – твердый или мягкий – имеется в слове: Р или Рь, Л или Ль. Если ответ правильный, игроку дается маленькая карточка и фишка. В случае ошибки не выдается или карточка (если не названо слово) или фишка (если не определена твердость – мягкость). Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.

«Проверь по узору»

Цель: закреплять умение различать звуки.

Ход : играют от 2 до 6 чел. У игроков большие карты и набор фишек синего и зеленого цвета. Игроки выкладывают фишки на картинки, определяя, твердый или мягкий звук: Р или Рь, Л или Ль – есть в названии картинки. Правильность вып-я игроки проверяют по ключу, кот-й выдается им по окончании работы. За ошибку присуждается штрафное очко. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.

«Разложи овощи в нужные корзинки»

Цель: закр-ть умение различать звуки.

Ход : игрокам выдаются карточки с изобр-м букв Р (эр) и Л (эль). У ведущего – мал-ие карточки по теме «Овощи». Ведущий их показывает, а игроки называют нужные им картинки, пока не соберут по 8 штук. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки.

«Звуки поссорились»

Цель:

Ход : исп-ся маленькие карточки. Играют 2-6 чел. У каждого игрока по одной карточке с буквой и набор карточек из обеих групп со звуками Л и Р без ориентировки на лексические темы в кол-ве 8 штук. Игрокам предлагается разложить карточки на 2 группы в зависимости от наличия в словах – названиях картинок звуков Л и Р (звуки поссорились и не хотят жить в одной коробке). При этом дети не должны называть вслух картинки. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно разложил свои картинки.

«Лишняя картинка»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход : В качестве «лишней» картинки выступает такая, в названии которой отсутствует нужный звук. Лекс. тема в данной игре значения не имеет. Например, 3 картинки со звуком Л и 1 со звуком Р и наоборот.

Также берутся мягкие варианты Ль и Рь.

«Подбери картинки к схемам»

Цель: нахождение места звука по трем позициям (начало, середина, конец слова)

Ход : играют 2-4 чел. У игроков – схемы, показывающие положение звука в слове по трем позициям и буквы Л (эль) и Р (эр). У ведущего мал-ие карточки с картинками, в названиях которых звуки Л и Р находятся в разных позициях в слове, по 3 картинки на каждую позицию для играющего. Ведущий показывает картинки каждому игроку по очереди, и тот должен правильно определить наличие звука и его позицию в слове. Выигрывает тот, кто раньше соберет все нужные картинки.

«Мои любимые сказки»

Цель : развитие памяти внимания, мышления, речи.

Ход : Цветные мал-е карточки у взрослого, а черно-белые у детей. За черными силуэтами спрятаны заколдованные персонажи любимых сказок.Чтобы их расколдовать, нужно угадать, кто же нарисован на карточках. Внимательно посмотрите. Тот, кто узнал своего героя, называет его и те сказки, в кот-х встречается. Ведущий отдает игроку цветную карточку, которой тот закрывает силуэт. Выигрывает тот, кто первым закрыл все силуэты.

«Какой сок?»

Цель : учить образовывать прилагательное от существительного, учить детей использовать в речи прилагательные, относит-ые прилагательные, закрепить овощи, фрукты.

Ход: воспитатель показывает картинку, ребенок называет овощ или фрукт, изображенный на картинке. «Яблоко» - говорит ребенок. Из яблока получается какой сок? Яблочный.

«Где чей дом?»

Цель : упражнять в классификации диких и домашних животных, учить распознавать их по единому признаку, закрепить знания о животных. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь к живой природе.

«Радужный хоровод»

Цель : упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек. Закрепить порядковый счет, знание цветов радуги в их последовательности.