Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio . Все материалы к проектам упакованы в архивы формата.rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR .

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Безопасность, Здоровье, Коммуникация, Познание, Социализация

Преподаватель: Одинцова Наталия Николаевна — воспитатель

Образовательное учреждение:

Добавлено: воскресенье, 11.08.2013

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Страница №1. Титульный лист.

Страница №2. Знакомство с грибничком, который приглашает нас в лес за грибами. (Потянув за изображение грибничка можно вытянуть пояснения к страницам).

Задачи. Обобщать представления о лесе, как о природной зоне, уточнить, что это место естественного произрастания грибов. Формировать представления о правилах безопасности в лесу. Воспитывать любовь к родной природе.

Действия. Познакомить детей с грибничком, рассмотреть картинку леса, обсудить, активизировав собственные воспоминания детей. Потянуть вниз за белочку в верхнем левом углу. По очереди вытащить за восклицательный знак символы подстерегающих в лесу опасностей (а). Из-за ёлочки в нижнем правом углу вытащить картинки – символы способов защиты (б). Закрыть картинками (б) подходящие картинки (а), сформулировать правила безопасного поведения в лесу.

Страница №3. Одень Машеньку в лес.

Задачи. Закреплять представления о правилах безопасности в лесу, подходящей одежде для похода в лес. Развивать речь-доказательство. Воспитывать желание помогать.

Действия и задания. Рассказать от имени Грибничка, что он пригласил свою подружку Машеньку в лес за грибами. Она выбрала для этого похода свой самый красивый наряд. Попросить ребят объяснить девочке, почему этот наряд не подходит и помочь ей выбрать подходящую одежду. Предметы одежды спрятаны за картинкой шкафа.

Страница №4. Весёлый паровозик.

Задачи. Закреплять представления о правилах безопасности в лесу, подходящей одежде для похода в лес. Развивать речь-доказательство.

Действия и задания. Весёлый паровозик отправляется в лес и отвезёт только тех людей, которые правильно оделись для похода в лес. Просим детей выбрать этих людей, посадить в вагоны паровозика и объяснить свой выбор.

Страница №5. Выбери нужное.

Задачи. Закреплять представления о правилах безопасности в лесу, предметах, необходимых грибнику в лесу.

Действия и задания. Грибничок предлагает детям выбрать и поместить в круг те предметы, которые необходимо взять с собой в лес для похода за грибами. Просим детей мотивировать свой выбор фразами типа «Я выбрал нож, потому что он нужен грибнику, чтобы срезать грибы.» Если ребёнок пробует перетащить неправильный предмет, активизируется область красного креста.

Страница №6. Энциклопедия юного грибника.

Задачи. Формировать элементарные экологические представления. Знакомить детей с основными видами съедобных и ядовитых грибов. Учить различать их по внешним признакам. Дать представления о том, что незнакомые грибы нельзя срывать, потому что они могут оказаться ядовитыми.

Действия и задания. Грибничок рассказывает детям о том, какое разнообразие грибов существует на свете. Объясняет, что собирать можно только те грибы, о которых наверняка знаешь, что они съедобны. Предлагает прочитать книгу, которая расскажет о некоторых грибах.

За каждым изображением разворота книги закреплена гиперссылка на страницу, рассказывающую о том виде грибов, который помещён на этом развороте. На странице представлены картинка и фотографии грибов, краткая информация об этом виде, его внешних особенностях, характерных месте и времени произрастания. Также на странице нарисована Грибная фея, которая расскажет детям стихотворения о грибах, если на неё нажать. Чтобы вернуться на страницу с книгой надо нажать на изображение грибничка.

За разворотом книги, на котором нарисован красный восклицательный знак закреплена гиперссылка на страницы, рассказывающие о ядовитых грибах. Клик на старичка-лесовичка возвращает с этих страниц обратно к книге.

Страница №7. Старичок-лесовичок.

Задачи.

Действия и задания. Смотрим вместе с детьми на красивую картинку леса. Говорим от имени Грибничка, что хоть мы и хорошо подготовились для похода за грибами, Старичок-лесовичок не хочет нас пускать в свой любимый лес, пока мы не докажем, что умеем беречь природу.

Страница №8. Задания Старичка-лесовичка.

Задачи. Формировать элементарные экологические представления. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Действия и задания. Старичок-лесовичок приготовил для нас испытание. Мы должны посмотреть на ребят, которые гостили у него в лесу и сказать, правильно они поступали или нет. При нажатии на зелёный пузырь открывается картинка. Дети рассматривают, объясняют в чём ошибка и перечёркивают картинку красным крестом, который берут из рук Старичка-лесовичка (крест клонируется).

Страница №9. Лесная полянка.

Задачи.

Действия и задания. Предложить детям собрать в корзину только съедобные грибы. При нажатии на несъедобный гриб активизируется область неправильного ответа.

Страница №10. Непослушные грибочки.

Задачи. Закреплять знание основных видов съедобных грибов. Формировать умение узнавать их по внешним признакам. Формировать умение образовывать новые словоформы от названий грибов (множественное число).

Действия и задания. Прочитать детям стихотворение с рамки-подсказки. Предложить послушать какой грибок убежал с кочки (за каждой кочкой закреплён аудиофайл), найти такой гриб среди убегающих и посадить его на кочку. Для проверки нажать на зелёную звёздочку, где спрятан правильный грибок. Спросить, сколько и каких грибов растёт на кочке.

Если такой вариант сложен для детей, можно сначала открыть звёздочку, потом найти такой же гриб и посадить его на эту кочку, потом попробовать догадаться, как называются эти грибы и проверить своё предположение, нажав на кочку и прослушав аудиофайл.

Страница №11. Кто питается грибами.

Задачи. Формировать общие представления о рационе питания знакомых животных. Развивать речь-доказательство.

Действия и задания. Предложить детям посадить на грибную полянку только тех животных, которые питаются грибами. Просить комментировать свои действия фразами типа «Я посажу белочку на грибную полянку, потому что она ест грибы».

Те животные, в рацион питания которых грибы не входят, спрячутся за картинкой леса.

Страница №12. Повара.

Задачи. Закрепить представления о способах обработки, приготовления и заготовки грибов. Развивать умение образовывать новые словоформы. Развивать монологическую речь.

Действия и задания. Предложить детям с опорой на открытые картинки сказать, что можно делать с грибами. Потом сказать, какими станут грибы после обработки: «Если грибы пожарить, они станут жареными». При правильном ответе открыть шторку.

За картинками поваров тоже спрятаны слова, с которыми можно провести такую же работу, но без опоры на наглядность.

Страница №13. Промежуточная заставка.

Страница №14. Незнайка.

Задачи. Закреплять знание основных видов съедобных и ядовитых грибов. Формировать умение различать их по внешним признакам.

Закреплять знание природных зон земли, мест естественного произрастания грибов. Развивать монологическую речь.

Действия и задания. Предложить детям исправить ошибки Незнайки. Чтобы открыть задание, надо потянуть за жёлтые стрелочки в указанных направлениях. При выполнении задания стимулировать детей на произнесение фраз типа «Я пересажу опят из океана в лиственный лес, потому что в океане не растут грибы».

Страница №15. Лабиринт.

Задачи. Закреплять знание основных видов съедобных грибов. Развивать внимание, мелкую моторику.

Действия и задания. Предложить детям узнать, кто какой гриб нашёл. Для этого надо пройти по дорожке (пером или маркером). Потом перетащить нужный гриб в подходящую корзинку и сказать, кто какой гриб нашёл.

Страница №16. Узнай и сосчитай.

Задачи. Закреплять знание основных видов грибов. Закреплять навык счёта в пределах 9. Развивать умение соотносить количество с цифрой. Развивать навык словоизменения.

Действия и задания. Предложить детям сосчитать грибы, поставить нужную цифру и сказать сколько и каких грибов на картинке.

Страница №17. Волшебная полянка.

Задачи. Закреплять знание частей гриба. Закреплять умение сопоставлять объекты по двум признакам (цвет, размер). Развивать монологическую речь.

Действия и задания. Предложить детям назвать из каких частей состоит гриб. Проверить, нажав на соответствующие части большой сыроежки. Попросить от лица Грибничка навести порядок на волшебной полянке, где вредная поганка разломала все сказочные грибы. Стимулировать детей на произнесение фраз типа «Я приделаю к большой красной ножке большую красную шляпку, и получится большой красный гриб».

Страницы 19-32. Эти страницы являются материалом для страницы №6 «Энциклопедия юного грибника».






Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии деревьев, грибов которые растут в наших лесах. О том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Гри­бы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут. Д еревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них. Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии деревьев, грибов которые растут в наших лесах. О том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут. Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них.




Задачи проекта: Обучающая: - углублять и расширять знания по теме; - называть основные (в данной местности), деревья, грибы; - сформулировать и употреблять имена существительных в родительном падеже множественного числа; - сформулировать правила поведения в лесу.


Развивающая: - проанализировать и применить полученные знания, на практике в решении поставленных задач; - использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез), включать воссоздающее и творческое воображение - обобщать главные признаки грибов, деревьев, сравнивать их особенности, выделять основные части; - действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения, отличать съедобные и не съедобные грибы, называть их, рассказывать об отличительных признаках; - использовать активный словарь (названия, признаки, действия), накопленных при изучении темы.




1-й этап: подготовительный Предварительная работа педагога Изготовление: – альбомов по лексическим темам: «Деревья», «Грибы»; – демонстрационный материал: «Осень», «Деревья», «Съедобные и ядовитые грибы»; – создание картотеки: стихов, пословиц, пальчиковых игр, игр на общую моторику, физкультминуток, загадок по теме: «Лес», «Грибы»; – составление кроссвордов о деревьях, грибах. – изготовление картотеки дидактических игр «Лес» – Заготовка материала для наблюдений, и изготовления поделок: (мох, грибы, ветки ели и сосны, ягоды, шишки ели и сосны, березовый гриб). - Изготовления гербария. Чтение художественных произведений. - Чтение авторских сказок В. Сутеева «Под грибом», В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», Русской народной сказки «Про козу». - Просмотр мультфильма: «Под грибком» - Слушание музыки: «Голоса осеннего леса» Музыкальная деятельность - Хоровод «За грибами в лес пойдем» (используется мелодия хоровода «По малину в сад пойдем»). Работа с родителями: - Консультация для родителей и педагогов: «Лечебное воздействие звуков леса»; - подготовлена информационная консультация «Ядовитые и съедобные грибы» - участие родителей в сборе природного материала. - выставка поделок из природного материала родителей с детьми.




3-й этап: итоговый Выставка поделок из природного материала Беседы: Берегите леса, берегите от пожаров, от злых людей! Правила поведения в лесу! Сберегите леса для животных, ведь без леса им не прожить. Окружите леса заботой, птицы гнезда там будут вить. Царство грибов. Кому польза, кому вред, от ядовитых грибов. Это наше с вами родное, это наша родная земля. Сберегите леса! Сохраните! – Не устанем мы говорить.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с.Великомихайловка Новооскольского района Белгородской области»

Проект средней группы: познавательно-игровой

Продолжительность проекта: одна неделя

Тема проекта: грибы

Руководитель проекта:

Светличная Елена Алексеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

с.Великомихайловка»

воспитатель

2013г.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатель: Светличная. Е. А., родители.

  1. Введение

Актуальность проекта:

В сентябре в наших лесах настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами. А в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах. По-моему мнению возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Было решено целенаправленно заниматься этой темой.

Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.

Задачи проекта:

Задачи развития ребёнка:

  • Формировать представления детей о грибах, об их строении, функциях и назначении частей, об их месте в лесном сообществе;
  • Развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах)

Задачи педагогической деятельности:

  • Познакомить с разнообразием грибов;
  • Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов;
  • Формировать умение получать информацию из разных источников.

Ожидаемый результат:

  • Получение информации из различных источников;
  • Продукты детской деятельности: сочинение загадок, изготовление поделок из природного материала;
  • Составление схемы заготовок грибов.
  1. Основная часть
  1. Подготовка к проведению проекта.

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)

4. Составить перспективный план.

2.2 Выполнение проекта.

Социализация.

Дидактические игры:

«Выросли грибы»

«Что лишнее?»

«Определи на ощупь»

«Чудесный мешочек»

«Обведи грибок»

Игра в мяч «Назови грибы, ягоды, фрукты»

«Раз, два, три сыроежки(мухоморы,) собери»

«Угадай по описанию»

« Собрали звери урожай»

Настольные игры:

« Разрезные картинки»

«Домино»

«Лото»

Познание.

Беседа «Особенности внешнего вида грибов»

Природный мир – «Грибы – особое царство природы

Коммуникация.

Развитие речи.

Рассматривание фотографий грибов.

Рассматривание сюжетных картинок

Отгадывание загадок о грибах

Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о грибах.

Пальчиковая игра: « Пошли пальцы по грибы»

Чтение художественной литературы.

А. Толстой «Грибы»

В. Катаев «Грибы»

В. Зотов «Мухомор»

Потешка «Гриб-Грибок»

Стихотворение «Грибы» Н. Фадеева

В. Зотов «Подберезовик»

Н. Алиева «Гриб-волшебник»

Безопасность.

Беседа на тему: « Как не заблудиться в лесу»

« Где растут грибы и ягоды»

« Эти коварные двойнеки»

Развивающая среда.

Сюжетные картины на тему «Грибы».

Альбомы для рассматривания: « Грибы»,

Книжки-раскраски: « О грибах и ягодах», « В лесу»

Художественное творчество.

Работа по лепке: «Грибы»

Работа по аппликации: «Поможем белочке заготовить грибы на зиму ».

Работа с родителями.

Оформление папки-передвижки на тему: «Что ребенок должен знать о грибах и ягодах »

Беседа: «Семейный поход в лес за грибами»

Совместная деятельность.

Придумывание загадок о грибах.

Изготовление игры «Съедобный грибок положи в кузовок».

Поговорки и приметы.

Поиск информации в энциклопедиях.

Арифметические задачи.

Изготовление поделок из природного материала.

Самостоятельная деятельность.

Раскраска «Под грибом».

Изготовление атрибутов к празднику.

Схемы заготовок из грибов.

  1. Результат:

В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах, получая информацию и у родственников, и в книгах, и на прогулке. Яркий пример: на прогулке девочки заметили на участке 2 младшей группы возле кустов семейку грибов. Они отметили, что это не поганки. Показали всем детям. Спросили у воспитателя, что это за гриб. Выяснив, что это свинуха, её едят жареной со сметаной, девочки очень заинтересовались. В группе нашли этот гриб в энциклопедии и зарисовали его.

К изготовлению поделки «Грибной лес» в поиске природного материала были подключены и родители наших детей.


Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад «Снежинка» с.Выдрино

Проект в старшей группе «Такие разные грибы»

Подготовила и провела

Воспитатель О.В.Кобзарь

2017 г

Проект «Такие разные грибы» в старшей разновозрастной группе

Характеристика проекта :

Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.

Вид проекта : семейный, групповой .

Продолжительность проекта : месяц.

Режим работы : во время и вне занятий.

Место проведения : МАДОУ с. Выдрино детский сад «Снежинка» .

Возраст детей : 5-7 лет.

Предмет проекта : грибы .

Актуальность проекта :

Осенью природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Есть ещё дары, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы , и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Именно поэтому мы с ребятами и родителями решили реализовать проект « Такие разные грибы » .

Проблема :

Дети не имеют достаточных знаний о грибах , произрастающих в лесах Бурятии.

Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах , формирование познавательных навыков.

Для того чтобы узнать, что конкретно интересует детей, использовала метод трёх вопросов.

Проанализировав вопросы детей, я сформулировала задачи работы над проектом и составила перспективное планирование.

Задачи проекта :

Задачи развития ребё нка :

Формировать представления детей о грибах , об их строении.

Закрепить умение узнавать съедобные и несъедобные грибы .

Развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах ) .

Задачи педагогической деятельности :

Познакомить с разнообразием грибов .

Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов .

Познакомить со схемой оказания помощи при отравлении.

Формировать умение получать информацию из разных источников .

Ожидаемый результат :

Получение информации из различных источников.

Продукты детской деятельности : загадки, поделки.

Составление схемы оказания первой помощи при отравлении грибами .

Подготовка к драматизации сказки «Под грибком » .

1 этап.

Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привлечения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учётом пожеланий и возможностей родителей.

2 этап.

Постановка проблемы :

Осень к нам пришла!

Сколько ярких красок людям принесла!

Принесла подарки,

Ягоды, грибы .

В огороде много вкусного, смотри!

Вон уже и огуречки с помидорами спелые висят.

Каждый огородник урожаю рад!

Автор стихотворения нам рассказывает о прекрасном времени года. Только осенью природа дарит нам столько подарков сразу! Что -то человек выращивает сам в огороде и в саду. Сама природа дарит нам и ягоды, и грибы , и целебные травы. Вот сегодня мы поговорим с вами о грибах . В нашем кабанском районе растёт много разных грибов . Давайте посмотрим карточки грибов , растущих у нас.

3 этап. Деятельность по осуществлению проекта .

НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

1) Лепка « Грибная полянка » .

2) Аппликация «Белый гриб » .

3) Ознакомление с художественной литературой – чтение сказки в обр. В. Даля «Война грибов с ягодами » , рассказа

Я. Тайца «По грибы » .

4) Природный мир – «Лесные дары осени» , «Съедобные – несъедобные» .

5) Музыкальное развитие – разучивание песенки о грибах .

6) Физическое развитие - разучивание подвижных тематических игр.

Чтение и заучивание загадок о грибах .

Стихи о грибах .

Поиск информации в энциклопедиях.

Изготовление поделок. Схема оказания первой помощи при отравлении грибами . Изготовление книжки – малышки « Грибок » .

Сюжетно-ролевые игры «В лесу» , «Магазин грибов » .

Словесные игры «Доскажи словечко» , «Исправь ошибку» , «Продолжи рассказ» , «Съедобные, несъедобные» .

Беседы : «Кому полезны грибы » , «Правила поведения в лесу» , «Какие бывают грибы » .

Раскраски « Разные грибы » .

Игра «Съедобный грибок положи в кузовок » .

Рисование грибов . Изготовление макета «Осенний лес» .

Настольно-печатная игра « Грибы , ягоды» .

4 этап. Продукт проектной деятельности .

В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах , получая информацию и у родственников, и в книгах, и на прогулке.

1. Выставка поделок « Грибная полянка » .

2. Выставка аппликация «Белый гриб » .

3. К изготовлению книжки – малышки « Грибок » в поиске материала были подключены и родители наших детей.

4. Драматизации сказки «Под грибком » .

НОД в старшей группе «Грибы»

Цель :

Познакомить детей с грибами ;

Закрепить представление о лесе и растениях, произрастающих в лесу;

Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы ;

Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе;

Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов .

Задачи :

Закрепить знания о ядовитых грибах .

Развивать внимание память, познавательные интересы.

Закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.

Оборудование :

Картинки и фотографии грибов , силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.

Ход :НОД

1. Загадка :

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы –

Нет под шляпкой головы? (гриб )

Д.: Это - гриб .

В.: Правильно, молодцы!

В.: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба ) . Что есть у грибов ? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница . Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов . Когда грибы созревают , споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки . Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами , называют грибниками . Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем , так можно повредить грибницу , тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки . Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

2. Беседа : « Гриб и его дом » .

(Воспитатель, рассказывая о грибе , выставляет картинку с его изображением.)

В.: У каждого гриба есть свой дом , где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат , а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются ? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной ?

Д.: Под осиной нашли подосиновик.

В.: Правильно, а под берёзой?

Д.: Под берёзой нашли подберёзовик.

В.: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся ) . А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами . Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы . Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб : тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб ?

Д.: Это мухомор!

В.: Да. Когда мухомор состарится , края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы , ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.

Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные , а какие – ядовитые.

3. Физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик» .

В.: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес.

Напомните, как нужно вести себя в лесу?

Д.: (Предположительные ответы : нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб , не повредить муравейник.)

(Дети за воспитателем идут змейкой от стульчиков на ковёр.

Гимнастика «Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала!

(Сверху пальцем показывают траекторию

движения капли и прослеживают взгляд)

Мы на небо посмотрели :

(Смотрят вверх)

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица, мы их вытирали.

(Вытирают лицо руками)

Туфли – посмотрите – мокрыми стали.

(Показывают руками вниз и смотрят на ноги)

Мы плечами дружно поведём,

Капельки с себя стряхнём.

(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе)

От дождя мы убежим,

(Бегают друг за другом по кругу)

Под кусточком посидим.

(Приседают)

4. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»

Воспитатель называет грибы , которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают.

5. Сбор грибов называют «тихой охотой» . Почему, как вы думаете? (Ответы детей) . Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса : растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей) . Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем . На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами . Зачем, знаете? (Ответы детей) . Грибы нужно не срывать , а срезать. А для чего? (Ответы детей) . Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов . Без грибницы не бывать новым грибам .

6. Пальчиковая гимнастика « Грибы »

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать .

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел,

Оттого и потолстел.

7. Правила сбора грибов :

1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;

3. Не раскапывать палкой грибницу-она может высохнуть , не покрытая листвой;

4. Не собирать грибы у проезжей части ;

5. Собирать только известные грибы ;

6. Не срывать старые и очень маленькие грибы .

7. Срезать грибы аккуратно ножом , а не срывать их- можно повредить грибницу .

8. Игра «Чего не стало?»

В.: – Я положила на стол 4 гриба . Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

9. Загадки о грибах :

Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне .

Разве грибы на деревьях растут ?

Что-то совсем непонятное тут…

Надеты на ветки маслята, опята…

Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)

Стоит лепешка

На одной ножке.

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает. (Гриб )

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. (Боровик)

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

У кого одна нога,

Да и та без башмака? (У гриба )

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я? (Подосиновик)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб )

Нет грибов дружней , чем эти, -

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

9. Игра Какие грибы "

Цель : учить образовывать отглагольные прилагательные.

Если грибы сварить , то они будут. вареные;

А если грибы пожарить , тогда они будут. жареные;

Если засолить, они будут. соленые;

Если замариновать, они будут. маринованные;

Если засушить- сушенные.

10. Физкультминутка «За грибами »

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают « грибы » .

Лисичка бежала, Бегут, собирают « грибы » .

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают « грибы »

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. Топают правой ногой.

Итог :

В.: - Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!

Понравилось вам путешествие?

Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей

Конспект занятия в старшей группе

Проект

«Царство грибов»

выполнили ученики

5Е класса

2014-2015учебный год

Цели:

    знакомство с различными видами съедобных и ядовитых грибов;

    развитие логического мышления, речи, памяти;

    воспитание любви и бережного отношения к природе;

    развивать кругозор учащихся.

Задачи:

познакомить с отличительными признаками съедобных грибов и грибов-

двойников;

показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые

грибы;

совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;

способствовать расширению кругозора детей и развитию умения

устанавливать причинно-следственные связи; умению работать с

дополнительным материалом

способствовать формированию бережного отношения к природе.

После завершения проекта учащиеся смогут:

    Знать тайны ядовитых грибов;

    Особенности строения грибов;

    Съедобные и несъедобные грибы;

    Правила сбора и хранения;

    Первая помощь при грибных отравлениях;

    Уметь выделять признаки грибов, отличать их от других царств живой природы;

    Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных.

Г и п о т е з а:

Все ли грибы

полезны для человека?

Содержание:

    Вводная часть

    Монтаж о грибах

    Строение гриба

    Съедобные грибы

    Частушки о грибах

    Ядовитые (несъедобные) грибы

    Сценка «Выборы президента»

    Грибы нашей местности

    Грибы в народной медицине

    Правила сбора грибов

    Народная мудрость

    Блюда из грибов

    Игры

    Заключение. Вывод.

Вводная часть

Белые, подосиновики, рыжики… Этот перечень можно продолжать долго,

но попробуйте ответить на вопрос: сколько всего существует видов грибов?

Оказывается, насчитывают около ста тысячи различных видов, но многих из

них невозможно увидеть невооруженным глазом. Грибы – удивительные

создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они

образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное

положение между животными и растениями.

Изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими

признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному

и растительному царствам. Грибы растут повсюду, но чаще всего на земле,

лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются

на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.

Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность.

Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой

погоде, свет для них не так важен. Тело грибов или грибниц, находясь в

почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях.

Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких

десятилетий.

В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют

остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту

веществ в природе. Человек использует полезные свойства грибов в

различных областях промышленности. В пищевой промышленности

используют дрожжевые грибки и плесени. В медицине из некоторых грибов

изготовляют антибиотики. Человек с незапамятных времен начал собирать

грибы, что приносит ему удовольствие и радость. А также доставляет ему на

стол вкусный и питательный продукт. К сожалению, грибы являются не

только источником радости, но и печали. В последнее время мы слышим о

частых случаях отравления некоторыми видами грибов. Последствия очень

печальные, бывают случаи смертельного исхода. Поэтому мы выбрали эту

тему проекта, чтобы познакомиться с разновидностью грибов, научиться

отличать съедобный гриб от ядовитого.

Грибы издавна известны в России. В старину их называли губы за

выпуклые губчатые шляпки. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили

со стола в будни и праздники, зимой и летом.

Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной и

морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть

микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии

был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком

кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили,

удивились еще больше – он потянул на 168 кг.

Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают

полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно

питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов,

минеральных солей.

Монтаж о грибах

Наш учитель в класс вошел

И спросил лукаво:

Что мы знаем про грибы?

Для чего они нужны?

Если гриб растет в лесу,

Если он съедобный,

Каждый знает, что его

Можно положить в ведро.

И, придя, домой,

Вместе сварим суп грибной.

В красной шляпке с белой ножкой

Мухомор растет в кусточке.

Только ты его не рви,

Для лося прибереги.

Если животных изучают биологи,

А растения-ботаники,

То для грибов нашлись микологи,

Изучающие их разнообразие.

Но в природе есть грибы

Разной формы, разноцветны,

А иные не видны.

Так зачем они нужны?

А) Гриб полезен, очень важен.

Во Вьетнаме, например, с помощью плесневых грибов готовят соевые

соусы.

Б) В медицине применяется пенициллин – полученный благодаря грибу

Пенициллину.

В) Некоторые грибы помогают бороться с насекомыми.

Г) Грибы – дрожжи применяются в хлебопечении.

Но не все грибы,

Так уж хороши.

И, конечно, надо знать,

Какой вред от них нам ждать.

Может гриб навредить в саду.

Может книге навредить,

Погубить растение,

Из-за невнимания

Вызвать у человека заболевание.

Выступали мы не долго,

Не хотим вас утомлять.

Всех грибов не перечислишь,

Ведь грибы повсюду с нами.

Надо их беречь и изучать.

Скажем вам мы по секрету,

Не легко нам всем пришлось.

Много книг мы прочитали,

О грибах узнали мы.

Вы возьмите посмотрите,

Не пожалеете и вы.

Строение гриба и его грибница.

С помощью рисунка мы показали все части гриба и его грибницу.

Съедобные грибы

Где растут грибы?

Грибы растут повсюду: в лесах и на лугах, в садах и парках, под

живыми изгородями и кустами. Их можно найти у самой границы леса

высоко в горах и в низменностях, в долинах рек. Они следуют за человеком

и в города, и в промышленные центры, поселяясь на крошечных зеленых

участках посреди городских улиц и площадей, на мусорных кучах или

заводских территориях, проникая даже в горные шахты. Перечисление мест,

где обнаруживаются грибы, можно продолжать бесконечно. Конец лета и

осень - вот основной сезон для грибов, когда число их видов и типов

становится практически необозримым. Поздняя осень тоже приносит

хороший урожай.

На рост грибов -и в отношении периода, и в отношении их

количества - решающее влияние оказывают такие факторы, как влажность

и температура.

Вешенка чувствует себя как дома в любом лиственном лесу. С особой

охотой она селится на валежных сухостойных деревьях Вешенку чаще всего

находят на тополях, ивах и лиственницах. Вероятно, количество этих грибов

неподалеку от тех хозяйств, где их разводят как «растительную телятину»,

постоянно увеличивается при содействии ветра.

Шляпка у белого гриба (боровика) коричневая и ножка не совсем белая.

Но белые грибы (боровики) всегда остаются белыми – и на сковородке, и в

супе, и в сушеном виде. На то они и белые. Ножка у гриба толстая. Поэтому

он выглядит важным, насыщенным. Ученые выделяют около двух десятков

разновидностей этого гриба.

Грибы нашей местности

Подберёзовики

Грузди

Сыроежки

Свинушки

Опята

Синие ножки

Волнушки

Маслята

Частушки о грибах

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно:

Про грибы споем частушки

Очень замечательно.

Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

Возраст мой – всего два дня.

А в лукошке-то у нас

Все, что надо в суп грибной:

И опята, и маслята,

Есть и рыжик золотой.

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Нам не надо ни одной,

Обойдем их стороной.

Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор –

Смотрит, улыбается,

Хочет всем понравиться.

Нас не зря зовут «лисички» –

Мы лукавые сестрички:

Старой желтою листвой

Мы укрылись с головой.

Есть грибы съедобные,

Есть и ядовитые.

Нам съедобные нужны –

Мы на них любители.

Мы частушки вам пропели,

Просвещали вас часок.

А теперь – хватай лукошки,

За грибами все в лесок!

Самые опасные ядовитые грибы

Стихотворение читает ученик

Грибное коварство известно в народе?

Грибы-двойники существуют в природе.

Внимательным будь, в лес идя, не забудь:

Ошибка закончит твой жизненный путь.

Грибы ядовитые выучи, знай,

В лесу безошибочно их узнавай.

Нужно всегда помнить о том, что помимо радости грибы могут принести и горе.

Отравление чаще всего происходит тогда, когда человек не умеет

распознавать грибы или делает это небрежно. Ядовитых грибов, которые

являются причиной смертельных или тяжелых отравлений не так уж много

по сравнению со съедобными или безвредными грибами. Поэтому, кто хочет

собирать грибы для еды, должен научиться распознавать хотя бы 20-25

видов ядовитых грибов, которые могут вызвать опасные отравления.

Чтобы сбор грибов доставлял нам радость и мы бы не боялись за свое

здоровье, всегда лучше собирать для еды только несколько видов грибов,

которые мы хорошо знаем. Весьма рискованно собирать те грибы, в которых

мы не уверены. Погоня за количеством может оказаться роковой для многих

грибников. К сожалению, практических рекомендаций, как отличить

съедобный гриб от ядовитого не существует. В прошлом существовало

поверие, что серебряный прибор или лук в соприкосновении с

ядовитыми грибами почернеют, но это не верно. А так же не верно и то, что

все ядовитые грибы щиплют язык и имеют горький вкус и неприятный запах.

Наоборот, самые опасные ядовитые грибы, как например, бледная поганка,

мухомор не имеют запаха ивкуса. Не верно также и утверждение, что грибы,

которые обгладывают улитки и поедают личинки насекомых не ядовиты.

Самым ядовитым грибом является бледная поганка и два похожих на нее

вида - мухомор белый и мухомор вонючий.

Эти три вида чаще всего бывают виновниками смертельных отравлений.

Больше всего отравлений вызывает бледная поганка, так как это самый

распространенный вид из ядовитых грибов.

Отравление бледной поганкой очень опасно уже потому, что первые его

Признаки появляются только через 8-72 часа после употребления грибов в

пищу. При отравлении появляется тошнота, слабость, головная боль,

головокружение и выступает холодный пот. Потом появляется сильная рвота

и поносы, которые продолжаются 2-3 дня и совершенно изматывают

больного. После кажущегося улучшения через несколько часов

появляются сильные боли в желудке и кишечнике, желтеет кожный покров,

человек теряет сознание и наступает смерть. В легких случаях пациент

выздоравливает очень медленно и последствия отравления дают о себе знать

очень долго, не редко до конца жизни.

Гораздо более легкое отравление вызывает мухомор красный и родственный

Ему мухомор королевский. Однако отравления красным мухомором очень

редки, так как почти каждый знает и сторонится его. Умеренно ядовитыми

являются мухомор ярко-желтый и мухомор порфировый.

Сильно ядовитым является розовопластинник ядовитый. Признаки

отравления проявляются через 20-30 минут, самое позднее через 2-4

часа.

У больного начинается рвота и сильный понос, появляются боли в желудке и

головные боли, ощущение жажды и сильная слабость. При легких

отравлениях эти сопутствующие признаки постепенно проходят, но

окончательно исчезают через несколько дней. При большей концентрации

розовопластинник ядовитый может вызвать и смерть.

Из паутинниковых очень ядовитым является паутинник оранжево-красный.

Первые признаки отравления этим грибом появляются обычно очень поздно

(через 3-14 дней). Ядовитые вещества паутинника оранжево-красного,

прежде всего, поражают почки и печень. Первыми признаками отравления

являются сильная жажда, сухость и жжение во рту. Потом наступает

тошнота, рвота, головная боль и боли в области живота, запор и озноб.

Признаки отравления становятся более интенсивными и смерть наступает

через 2-3 недели, иногда даже через несколько месяцев. При легких

отравлениях лечение пациента длится очень долго, от нескольких недель до

нескольких месяцев.

Отравление ложноопенком серно-желтым может иметь более серьезные

последствия.

Несколько лет назад в список ядовитых грибов внесли и свинушку тонкую,

которая в микологической литературе приводилась как съедобный гриб. С

1963 года произошло много отравлений свинушкой тонкой и ученые

обнаружили, что частое употребление в пищу этого гриба вызывает

разрушение красных кровяных телец.

Ложнодождевик обыкновенный является ядовитым только в том случае,

когда его употребляют в большом количестве. А если съесть только две или

три дольки, ничего не случится.

Отравления могут также вызвать известные съедобные виды грибов, если для

приготовления блюда использовать старые плодовые тела, которые были

найдены в лесу уже испорченными.

При каких бы то ни было признаках отравления грибами необходимо сразу

же вызвать врача. Но еще до того, пока не придет врач, необходимо у

больного вызвать рвоту, чтобы избавиться от пищи, вызвавшей отравление.

Для этого необходимо выпить большое количество теплой воды. После

рвоты следует принять слабительное, например, касторовое масло или

поставить клизму.

Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Она похожа на

шампиньон. Но у шампиньона пластинки розовые, с возрастом

фиолетовые, а у поганки – чисто белые Сверху шляпка бледной поганки

зеленоватая. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно.

Сценка про грибы

Сценка «Разговор грибов. Выборы в президенты»

Как-то раз в Подберёзовой республике грибы решили выбрать себе

президента

Вед.

Однажды красный мухомор

Расхвастался перед грибами:

Мухомор

Ведь я один лишь украшаю бор,

И это все отлично знают сами.

Как я наряден, как умён!

А шапочка моя, ну, просто сон!

Мне говорят «Ты мухомор

Среди грибов поганка»

Но я горжусь своей красой

И красною панамкой.

Вед.

Я слыхала мух ты моришь

И лосей в лесу ты кормишь

Знаю –знаю, что пригож

Да в лукошко ты не хож.

В твоём наряде проку мало

Ты батюшка хорош на вид

Но очень ты уж ядовит

Мух-р.

Тишина! Лесной народ

Я - беру самоотвод.

Опята

А мы опята –очень дружные ребята

На пеньках растём в лесу

Как веснушки на носу

Вед.

Вы и летние и осенние

Мяса вы ещё полезней

Вас варят, солят, жарят

И в любом обеде хвалят

Опята

Что ж, конечно нам ребята

В президенты рановато

Мы все вместе как солдаты

Тогда уходим в депутаты

Поганка

Я поганка бледная

К тому ж ещё не бедная

Я не привыкла нравитьсяКто съест меня- отравится

Вед.

Ты тонка, стройна, одета

Ядом ты полна при этом

Поганка

Что я вам не подхожу?

К мухомору ухожу

Лисичка

Удивляется народ

Водят чудный хоровод

Рыжие сестрички

То грибы-лисички

Вед

Из лисьей ты породы

Хитра ты от природы

Лисичка

Нет, теперь всё понимаю

Кандидатуру я снимаю

Волнушка

У волнушки на макушке

С рыжиною завитушки.

Скромно спряталась за кочкой,

Скрыв макушку под листочком.

Сторонись лесной народ

Волнушка в президенты идёт

Вед

Если будешь ты в лесу

Всех ругать и волновать

Президентом тебе не бывать

Волн

Нет, я рыженький грибок

Лучше прыгну в кузовок

Подосиновик

Я –подосиновик

Расту под осинами

Подберёзовик

Я грибок попроще

Расту в берёзовой роще

Подосиновик

Ты как хочешь в президенты

Не пойду я, не хочуПодберёзовик

Я тоже править не привык

Пусть президентом станет боровик

Боровик

Я – белый гриб, я – боровик,

Править я в лесу привык.

И царем грибным был я.

Видно, очередь моя –

Стану первым президентом.

Что ж, народ, согласен я!

Вед

Старый, важный боровик

Самый важный лесовик.

И грибы со всех сторон

Дарят белому поклон.

Грибы в медицине

Люди всегда пытались найти универсальное лечебное средство, которое

поможет справиться со всеми болезнями. Одним из таких средств могут

стать лекарства, полученные из грибов. Грибы имеют немаловажное

значение в медицине. Еще в далекой древности их начали применять в

народной медицине наравне с травами, плодами и ягодами.

Люди, которых в народе называли знахарями, накапливали свои знания в

области врачевания, передавали их по наследству, держав секрете от

посторонних. Когда на Руси появилась письменность, большую роль

сыграли рукописные «Травники». В них содержались интересные сведения о

различных средствах и способах врачевания. В народной медицине довольно

широко применяются мухоморы . Они не дают развиваться раковым

опухолям, лечат ангину, ревматизм, туберкулёз, заболевания кожи,

настойкой натирают суставы.

В народной медицине использовали и другие шляпочные грибы.

Например,

кирпично-красные и серно-желтые опенки рекомендовали в качестве

слабительного и рвотного средства.

Перечным груздем лечили туберкулез.

В народной медицине применяется опенок осенний . Этот гриб используют

как слабительное, он помогает лучшему перевариванию пищи.

В народной медицине широко применялся отвар чаги . Отвар чаги улучшает

состояние больных, содействует лечению гастрита и других заболеваний желудочно-кишечного тракта, лечит от рака, туберкулёза, останавливает

кровотечения.

Из гриба рыжика получили хорошее лекарство, которое тормозит

развитие вредных бактерий.

Гриб говорушка применяется в медицине для лечения туберкулёза

кожи и костей.

Лекарство, полученное из грибов лисичек , может лечить гнойные

заболевания, заражение крови.

Опенок луговой оказался полезным в борьбе с кишечной палочкой и

другими микробами, лечит щитовидную железу

Из шампиньонов получен новый препарат, который успешно применяется

для лечения тифа, паратифа.

Широкой популярностью в народе пользуется чайный гриб .

Народы многих стран мира содержат его в домашних условиях. Настой

этого гриба пьют перед едой для возбуждения аппетита или утоления

жажды в течение всего дня. Лекарство, полученное от белого гриба

способствует быстрому заживления от обморожения, снижает боли при

заболевании сердца.

У маслят обнаружено вещество, которое помогает при головной боли.

Однако лечиться самостоятельно не рекомендуется, необходимо

сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Правила сбора грибов.

Надо твёрдо запомнить такие правила

В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка

должна доставлять вам удовольствие.

Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если

возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А если специалиста

рядом нет, не берите сомнительный гриб.

Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог

Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках,

подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека

микроорганизмы.

Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них

мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает

настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся».

Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса.

Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.

Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из

земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие

листья, хвою, не разрушать грибницу.

Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.

Гриб срезай острым ножом осторожно.

Не трогай незнакомые и несъедобные грибы.

Сухую листву и мох не переворачивай.

Не собирай грибы, которых не знаешь.

Не сбивай и не топчи несъедобные грибы.

Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшее

сомнение. Постоянно пополняй свои знания о грибах.

Игры

Игра «Съедобное - несъедобное»

Ведущий бросает мяч, называя грибы. Если гриб не является съедобным, то

игрок должен отбить мяч, а если съедобный – поймать мяч.

Маслёнок, груздь, бледная поганка, подосиновик, боровик, подберёзовик,

мухомор, рыжик, волнушка, ложный опёнок, шампиньон, лисички,

опёнок

Игра «Собери грибы»

У водящего завязаны глаза. Дети-грибы бегают по заду. Если попадётся

мухомор, дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определённое

время «соберёт» больше всех «грибов».

Игра «Грибной кузовок».

Команды получают по «корзинке» - пакету для «сбора грибов», где

находится карточка со слогами:

НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О

и 8 чистых листочков.

Учитель читает условие игры:

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух.

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой».

Из под ёлки крикнул ёж:

«Все грибы ты растрясешь!»

Ёжик прав – у петуха

В кузовке одна труха:

КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК

НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК

КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО

НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О.

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете

их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее

наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - это слоги, из которых следует

«собрать» названия грибов.

Каждая группа «складывает грибы» в свой кузовок в течение двух минут и

вручает его учителю. (Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка,

подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)Блюда из грибовИгры

Игра «Знатоки пословиц»

Текст пословицы разрезан. Кто быстрее соберет и объяснит значение:

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко.

Игра «Проворные грибники»

Грибы расставлены на полу, их меньше, чем участников игры. Дети

танцуют под музыку. Когда музыка заканчивается, каждый игрок спешит

«сорвать» гриб. Кто остался без грибка, выходит из игры.

Грибок на пол положи.

Себя в танце покажи.

Кончит музыка играть,

Гриб быстрее надо взять.

Игра «Жмурки с грибком»

Играющие становятся в круг. У одного из них гриб-звонок. Водящий

должен по звуку определить этого игрока.

Загадки

Корзинки возьмём,

В лес знакомый пойдём,

Грибы мы сейчас

Непременно найдём

«Доскажи словечко»

Весело на сердце,

И уходит грусть,

Когда в твою корзинку

Попался первый…(груздь )

Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Это хитрые сестрички

Это желтые…(лисички )

Средь молоденьких сосенок

Растет чудесный гриб …(масленок )

Наши шляпки, как колечки,

Как колечки волн у речки.

Сыроежек мы подружки,

Нас зовут грибы…(волнушки )

Сбились в стайку, как цыплята,

У пенька грибы…(опята )

1. Я стою на гладкой толстой ножке

Под коричневой шляпкой

С нежной бархатной прокладкой (белый гриб )

2. Это гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет. (подосиновик )

3. Это грибок –

Берёзы сынок.

Кто его найдёт,

Всяк в лукошко кладёт (подберезовик )

4. Жёлто-рыжие сестрички,

Величают нас … (лисички )

5. Вот грибочек ярко-рыжий,

Вы узнали. Это… (рыжик )

6. Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас… (опята )

7. Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок. (маслята )

8. А я самый распространенный гриб.

Меня можно встретить почти в каждом лесу.

Мои пластинчатые шляпки бывают розоватые,

Бордовые, зеленоватые. (сыроежки )

Этот гриб нам всем знаком:

С кружевным воротничком,

Он стоит на белой ножке,

Среди травки у дорожки.

Ярко-красная панама

В белый модненький горох…

Я сорвал его для мамы,

Но она сказала: «Ох!

Хоть красив твой гриб на вид

Но для нас он ядовит!» (Мухомор )

Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки )

Очень дружные ребята,

У пенька живут… (Опята )

Белая панамка,

Бледная… (Поганка )

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело

Потому что гриб он… (Белый )

Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки.

В мох душистый две косички

Прячут хитрые… (Лисички )

Пословицы о грибах

Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.

Бояться волков, быть без грибов.

Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.

Возле леса жить - голодному не быть

Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.

Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.

Лесная аптека

Мухомор –красивый гриб, только очень ядовит

Лоси лишь его едят и при этом говорят

Нет надёжнее микстуры, съел и нет температуры

Лечит коклюш и бронхит, съел и горло не болит

Мухомор –целебный гриб, он для нас не ядовит.

.

Вопросы викторины .

-Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

-Назовите грибы, по названию которых можно судить о месте их

произрастания. (Подберезовик, подосиновик, подтопольник)

-Для какого лесного жителя мухомор служит лекарством? (Для лося)

-Какой из шляпочных грибов самый ядовитый? (Бледная поганка)

-Какие грибы в наших лесах появляются самыми первыми? (Весной

появляются строчки и сморчки)

-Перечислите способы использования грибов в пищу. (Сушат, жарят, варят,

солят, маринуют)

-Как называются грибы, которые бывают разных цветов? (Сыроежки)

-Ест ли белка свежие грибы? (Нет)

-Появление, каких грибов знаменует окончание лета? (Опят)

-Какая погода предвещает урожай грибов? (Дождливая)

О пользе грибов

Грибы содержат белки (более 5% массы грибов), жиры (около 1%),

углеводы (3%), а также необходимые человеку макро- и микроэлементы –

калий, кальций, цинк, медь, железо, кобальт.

Кальций, содержащийся в грибах, суточная потребность в котором –

120мг, является универсальным регулятором жизнедеятельности в

сочетании с фосфором он есть в костях и зубах.

В свежих грибах содержатся также жироратсворимые витамины А и

Д, витамины группы В, аскорбиновая (витамин С) и никотиновая (витамин

РР) кислота.

Грибы применяются и в лечебных целях, в научной медицине хорошо

известно значение пенициллина и др. антибиотиков, содержащихся в грибах,

для лечения инфекционных заболеваний. Чайный гриб, имеющий

противовоспалительные и анестезирующие свойства, широко используется

в восточной медицине. В народной медицине для лечения заболеваний

нервной системы используется мухомор, алкоголизма – навозник, лучевой

лейкопении и опухолей – березовый гриб чага другие грибы

Противоопухолевыми и тонизирующими свойствами обладает и съедобный

белый гриб (боровик), более известный своими вкусовыми свойствами. Его

называют королем грибов. Правильно заготавливая и перерабатывая грибы,

их можно использовать круглый год.

О вреде грибов

Вместе с тем, медики все чаще фиксируют отравления грибами.

Причины – неумение отличать съедобные и несъедобные грибы, покупка

грибов на стихийном рынке, отсутствие информации о влиянии глобальной

человеческой деятельности на биохимический и видовой состав грибов и др.

Часто собирают грибы уничтожая и грибницу. Переспелые, червивые и

размякшие грибы в пищу не пригодны, т.к. могут стать причиной

желудочно-кишечных заболеваний. В то же время они являются источником

спор, обновляющих грибницы.

Важно помнить, что после срезания гриба его нужно как можно скорее

переработать, т.к. через 3-5ч из-за начала белковой ткани тела гриба при

комнатной температуре в нем накапливаются вторичные метаболиты. Грибы

можно дольше хранить в холоде, но и не более суток после сбора.

Грибы съедобных видов могут накапливать токсические вещества,

произрастая вблизи крупных автострад с оживленным движением

транспорта, военных полигонов, химических производств, зон

экологических катастроф и в радиационно-опасных местностях, каждая

такая ситуация требует специального рассмотрения.

Грибы богаты белками. Это – несомненная польза грибов. Но белок

плохо усваивается и может вызвать «несварение». Это – вред. В грибах есть

витамины и полиненасыщенные жирные кислоты. Конечно, «плюс» в

копилку. Вред грибов, которые ядовиты, доказывать не будем. Очевидный

факт. Белки съедобных грибов могут также вызывать аллергию, что не

лучшим образом сказывается на здоровье едока грибов. В то же время,

благодаря тяжести для переваривания и малой калорийности, грибы могут

входить в диеты для похудения. Исходя из вышесказанного, можно сделать

вывод, что грибы полезны, но нужно знать определенные правила их

употребления. Например:

Нужно знать ядовитые грибы и собирать только «правильные». Вроде

бы простое правило, но каждый год люди попадают в больницы с

сильными отравлениями грибами. Есть даже смертельные случаи, так

что это не шутки, а вполне реальная угроза жизни.

При употреблении нужно учитывать, что белок грибов плохо

усваивается и перед сном, тяжелой работой, баней и т.д. лучше кушать

что-нибудь более легкое для желудка.

Так же важно знать территорию, где вы собрались охотиться за

грибами. Если она загрязнена, то польза и вред грибов будут для вас в

нежелательных пропорциях

. Перед приготовлением грибов необходимо отварить их 1-2 раза в

чистой воде, отвар вылить.

Детям до 5-7 лет желательно не употреблять грибов, впрочем как и

пожилым людям из-за большой нагрузки на желудочно-кишечный тракт.

Грибами в природе питаются лоси, ежи, белки, мыши.

Всегда помните главное правило грибника:

Не знаешь – не бери!

Заключение. Вывод

Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик

и многообразен. Сегодня мы побывали в гостях лишь у шляпочных грибов,

но есть и другие виды грибов – плесневые. У каждого гриба свои

особенности, каждый по-своему замечателен. А изучает грибы удивительная

наука – «микология». И сегодня каждый из вас стал почти настоящим

микологом. Желаю вам дальнейших успехов в изучении грибного

царства.

Литература

Литература: журнал «Начальная школа» №7 1989г.

Мазин В.В., Шашкова Л.С. "Грибы, растения и люди" - Москва:

Агропромиздат, 1986

- с.208

Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И. "Грибы" - Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93