Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение .

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.

Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования речи в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт.

В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.
Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.

Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражнения проводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа.
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.

Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.

Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по
развитию связной речи.

Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

На занятиях физкультурой я стараюсь помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

На занятиях я использую стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений и игр; речевки; считалочки; художественное слово; придумывание сказок про спортивное оборудование; развиваем сенсорику, моторику, зрительное восприятие.

С детьми дошкольного возраста использую игры с применением развития речи, имеющие много различных этапов: восприятие цвета, понятие о количестве, преодоление страха, взаимопомощь (например игры в сухом бассейне). Помимо игр использую приемы с мячом: отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове. Также на занятиях физкультурой и утренней зарядке использую фольклорный материал: потешки и прибаутки, считалки и скороговорки.

Детям очень нравится

Муниципальное казенное образовательное учреждение Мулымская СОШ

Консультация для педагогов

«Влияние физических упражнений

на развитие речи дошкольников».

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

Н.Р.Банникова

п.Мулымья

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ опыт работы руководителя физического воспитания Никитиной Ирины Викторовны Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -детский сад 49 Колпинского района Санкт – Петербурга.


РЕЧЬ – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.








Двустороннее солнышко с буквами и цифрами Задания даются разные: -придумай доброе, вежливое слово, которое начинается со звука… -назови вид спорта, спортивный инвентарь в названии которого есть звук… и т.п. Сборные картинки с изображением различных видов спорта Дети собирают, называют вид спорта и придумывают предложение, рассказ и пр. Атрибуты для ознакомления детей с ПДД Атрибуты для развития мелкой моторики рук


Развивающие игры « Спортивное лото» Задачи: 1.Совершенствуем умение детей отгадывать, придумывать загадки 2.Развиваем доказательную речь, логическое мышление 3.Уточняем представления о разнообразии спортивного инвентаря, его назначении и видах спорта 4.Развиваем интерес к спорту «Подбери спортсмену…» Задачи: 1.Формирование представлений о различных видах спорта 2.Уточняем представления и обогащаем словарный запас детей за счет слов, обозначающих спортивный инвентарь 3.Развиваем речь- доказательство 4.Воспитываем интерес к спорту










Много времени уделяется ознакомлению детей с Олимпийским движением, работа ведется совместно с воспитателями, руководителем изобразительной деятельности, музыкальными руководителями и, конечно же, с родителями. Прошла тематическая неделя « Будущие олимпийцы». Для родителей выпущен очередной номер журнала «Здоровейка», посвященный Олимпийскому движению


ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ презентация для детей, педагогов и родителей В презентации представлены: Иллюстративный материал рассказывающий о символах олимпийского движения, о зимних и летних видах спорта, о командных и одиночных видах спорта Задания подобраны таким образом, чтобы у ребенка развивались связная речь, грамматический строй речи, обогащался словарь и шла подготовка к обучению грамоте


БУДУЩИЕ ОЛИМПИЙЦЫ Задачи: -Развивать речь детей средствами физической культуры -Совершенствовать метание мешочков с песком в горизонтальную цель, ползание по – пластунски, бег «змейкой», прыжки через предметы. -Закреплять знания об Олимпийских играх, о понятии пятиборье -Воспитывать дружбу, чувство коллективизма.


Путешествие на Чудо – остров вечер досуга Цель: Закрепление знаний в области «Познание» через физическую Культуру Задачи: 1.Развивать связную, доказательную речь 2. Развивать скоростные качества, ловкость 3.Совершенствовать умения концентрировать свое внимание на заданиях в быстро меняющейся обстановке (соревнованиях) 4.Воспитывать потребность в физической культуре

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ –ЗНАЧИМАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ФГОС ДО

«Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».

К.Д.Ушинский


Полноценное развитие детей

в любой из образовательных

областей невозможно

  • без речи,
  • без общения,
  • без коммуникативной

деятельности.


Познавательное развитие

вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.

Физическое развитие

правила, команды, объяснения

Речевое развитие

Художественно-эстетическое художественные образы, стихи, литературные тексты, обсуждения

Социально-коммуникативное использование речевых средств для реализации намеченных задач


Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с памятью, мышлением, воображением, эмоциями.


Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа


Задачи образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;
  • развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
  • П. 2.6 ФГОС ДО

Основные направления работы по развитию речи детей

Развитие словаря :

Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение

Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения

Формирование грамматического строя:

  • Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам)
  • Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
  • Словообразование

Развитие связной речи:

  • Диалогическая (разговорная) речь
  • Монологическая речь (рассказывание

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове

Воспитание любви и интереса к художественному слову


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПРЕОБЛАДАЕТ В ОСНОВНЫХ ВИДАХ

ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Коммуникативной

Ранний возраст: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек

6 – 7 лет: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности


  • Средства развития речи
  • Обучение родной речи на занятиях
  • Культурная языковая среда
  • Общение взрослых и детей
  • Художественная литература
  • Занятия по другим разделам программ
  • Изобразительное искусство, музыка, театр

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания

г

Придумывания детьми сказок о природе


Подготовительная группа (ТНР)

Дидактическая игра экологической направленности используется для решения всех задач развития речи


Пгодготовительная группа (ТНР)

Конкурс чтецов стихотворений о природе


Средне-старшая группа (ТНР)

Развития речи дошкольников с помощью фольклора

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности

Знакомство с разными жанрами фольклора помогает решать коррекционные задачи


Средне-старшая группа (ТНР)

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи


Средне-старшая группа (ТНР)

Дети с удовольствием принимают участие в играх-драматизациях по содержанию литературных произведений


Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуры отдается взрослому.

Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.


  • Творческая группа:
  • Дедова Т.А.

В основе воспитания и обучения в коррекционной группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) лежит овладение речью, в которое входит не только её развитие, но и исправление имеющихся у ребёнка отклонений.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. Интегрированные занятия дают возможность решать задачи и по образованию и воспитанию детей, и по расширению их двигательной активности. Строятся такие занятия в форме игры – основного вида деятельности дошкольников. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера; специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребёнка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением; подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия.

К специальным упражнениям относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. У дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабыми вдохом и выдохом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе.

В интегрированных занятиях должны рационально сочетаться статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей дошкольного возраста. И строятся они на основе пройденного материала, как итоговые.

Интегрированные занятия способствуют расширению объёма двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности детей. Особенно это касается детей с нарушениями речи. Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счёт изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счёт применения на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки. Такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться в различного вида тренажёры. Нестандартное оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, формирования правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.

В нашем детском саду, в логопедических группах, в спортивном зале имеется достаточное количество разнообразного и красиво оформленного нестандартного физкультурно–спортивного оборудования. Чаще всего оно используется при проведении корригирующей гимнастики после сна. Сами педагоги наблюдают положительную динамику речевых навыков у детей, занимающихся физкультурой с необычными предметами. Это могут быть: обтирание, самомассаж, упражнения для профилактики плоскостопия.

Приведу пример двух физкультурно–речевых занятия для старших дошкольников.

«Путешествие на остров».

  • Учить детей выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с текстом, ритмом;
  • Закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко;
  • Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, дыхание;
  • Формировать образно – пространственное мышление;
  • Развивать артикуляционный аппарат, чёткую дикцию, темп речи и речевой слух;
  • Прививать интерес к занятиям по физической культуре и спорту.

Оборудование: корзинка; картинки с изображением грибов; игрушечная белка; мячи с «шипами»; шишки; угощение «грибочки»; канат; шведская стенка; гимнастическая и наклонная скамейки; гимнастические палки и обручи – по 4 шт.; тоннель.

Ход занятия.

Дети входят в физкультурный зал.

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся на далёкий остров, где нас ждут приключения, препятствия и встречи. Вы готовы? В путешествие мы полетим на самолёте. (Проводит дыхательные упражнения.) «Часики» показывают, что осталось мало времени. Готовы? Проверим, в рабочем ли состоянии наш самолёт. «Продуваем двигатели», нажимаем «кнопки», заправляем бак топливом.

Дети выполняют упражнения. «Часики» - сидя, энергично наклоняют голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться его ухом, со словами «тик – так». До 15 раз. «Продуваем двигатели» - сидя, дышат только через левую ноздрю, правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх. То же с другой стороны. «Кнопки» - поочерёдно перебирают пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. В прямом и обратном порядке, каждой рукой отдельно. На каждое нажатие прищёлкивают язычком.

Физинструктор: К полёту готовы? Экипаж, занять свои места!

Дети встают друг за другом в одну шеренгу по краю зала.

Повернулись направо, шагом марш!

Дружно в ногу мы идём

Прямо на аэродром.

Идут на носках, подняв руки вверх.

А потом на пятках.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Идут на пятках, держа руки на поясе.

Заводим моторы,

Выполняют круговые движения прямыми руками.

Руки ставим мы вразлёт,

Получаем самолёт.

Бегут в прямом направлении.

Покажите, как летят самолёты: разведите руки в стороны, как крылья, и по сигналу «Раз, два, три – полетели!» бегите по кругу друг за другом, покачивая руками – крыльями. По команде «Раз, два, три – сели!» приседайте.

Дети выполняют упражнение.

Мах крылом туда – сюда

Делай раз и делай два.

Дети скачут боковым галопом в прямом и обратном направлениях. Переходят на спокойный шаг и останавливаются.

Хорошо пробежали, взбодрились! Не устали? Молодцы!

Логопед: Вот мы и на острове. Здесь растут разные деревья и кустарники, их очень много. Остров большой. Давайте прогуляемся.

Физинструктор:

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладём

И по брёвнышку идём!

Дети по очереди друг за другом идут по канату, держа руки за спиной.

Дружно на берег крутой

Поднимаемся гурьбой.

Друг за другом поднимаются по одной гимнастической стенке вверх и спускаются вниз по другой.

Мы в затылок поравнялись,

На носочки приподнялись,

На мосточек мы взошли,

Вот и речку перешли.

Идут по гимнастическим наклонной и прямой скамейкам, раставив руки в стороны.

Группой по лугу шагаем,

Вдруг болото мы встречаем.

Идут, перешагивая через гимнастические палки.

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам –

Прыг – прыг – прыг!

Прыгают из обруча в обруч.

Мы в пещеру залезали,

Дружно все до трёх считали,

И корзинку достаём.

Подпрыгивают и достают корзинку с полки.

Логопед:

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят.

А грибы, что дарит лес,-

Это чудо из чудес.

Вот и корзинка пригодилась, будем грибы искать. Но найдёт только тот, кто назовёт родственное слово к слову «гриб».

Дети выполняют задание. За названное слово ребёнок получает картинку с изображением гриба.

Узнали грибы? Каждый назовёт, какой гриб нашёл. В нашу корзинку соберём только съедобные грибы. Почему некоторые грибы остались? Почему их называют несъедобными?

Дети отвечают на вопросы.

Ребята, я слышу, кто – то плачет.

Дети подходят к дереву.

В сосне дупло.

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле?

Физинструктор (в руках игрушечная белка):

А живёт там белочка,

Белочка – карелочка,

Непоседа – егоза,

Словно бусинки, глаза.

Логопед: Почему ты плачешь, белочка?

Физинструктор (от лица белки): Пока я готовила запасы, мой домик кто – то сломал. Как же мне зимовать теперь, куда запасы складывать? (Плачет.)

Логопед: Не переживай, мы с ребятами починим твой дом.

Дети выполняют упражнения «молоток», «пила», «забор – труба – окно».

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята! Теперь я смогу сохранить свои запасы.

Логопед: Белочка,а про какие запасы ты говоришь?

Физинструктор: Я собираю орешки, шишки и грибы.

Логопед: Нам знакомы твои орешки. Хочешь, мы покажем, как умеем с ними играть?

Дети выполняют упражнения с мячиками с «шипами».

Повторяют вместе с логопедом:

Мячик я держу в руке,

Зажимаю в кулаке.

Разжимаю, зажимаю

И ладошками катаю.

Ещё нам захотелось помочь тебе в сборе шишек.

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята за помощь. Примите от меня угощение. (Угощает детей шоколадными грибочками.)

Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Физинструктор: Экипаж, занять свои места. Заводим моторы. Полетели!

Дети идут друг за другом, раскинув руки в стороны.

«Путешествие с Буратино на Поле чудес»

  • Совершенствовать фонематический слух, лексико-грамматические средства языка (согласование числительных с существительными)
  • Слоговой анализ слов;
  • Связную речь;
  • Развивать координацию речи и движения;
  • Общую моторику, внимание;
  • Упражнять в беге с заданиями и перебрасыванием мяча друг другу;
  • Закреплять навык ходьбы по разным поверхностям;
  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
  • Упражнять в лазанье по гимнастической стенке;
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки (бег с захлёстыванием голени назад, ходьба на носках, пятках, по канату с мячами, ходьба по степам, по ребристым дорожкам, подлезание);
  • Развивать физические качества и интерес к занятиям физическими упражнениями).

Материал: Азбука, текст загадки, мяч, карточки с буквами, игрушки, школьные принадлежности, музыка из сказки про Буратино, мягкие модули, степы, верёвка с прикреплёнными к ней разноцветными шариками, обруч на стойке, шведская стенка.

Ход занятия.

Дети входят в спортивный зал, на скамейке лежит азбука.

Воспитатель логопедической группы берёт азбуку.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто – то оставил здесь книгу. Как же она называется?

Дети читают название книги Азбука. Воспитатель открывает книгу на закладке.

Воспитатель: Тут напечатана загадка. Если вы её разгадаете, то узнаете, чья эта книга.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это?

Дети отвечают: Буратино!

Воспитатель: Разделим слово Буратино на слоги хлопками. Бу – ра – ти – но. Сколько слогов в слове? Какой по счёту слог начинается с мягкого согласного? Ребята, вспомните, какие приключения произошли с Буратино.

Входит физинструктор в костюме Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы нашли мою азбуку, спасибо вам! Я отправляюсь в путешествие на Поле чудес и приглашаю вас с собой. Путь будет трудным, но мы вместе одолеем все препятствия и все трудности. Прежде чем отправиться в дальний путь, мы сделаем разминку. Друг за другом шагом марш!

Под музыку дети идут за Буратино на носочках, внутреннем своде стопы, приставным шагом, легко бегом, выполняют ОРУ с гантелями.

Буратино: Ну что, вы готовы идти со мной?

Подходят к полосе препятствий. Дети вслед за Буратино выполняют задания под музыку.

Буратино: Сначала переправимся через болото по кочкам. По ним надо шагать от одного до десяти (шагают по степам широкими шагами, на степах числа от одного до десяти). Дальше придётся идти через дремучий лес, где много поваленных деревьев. Через некоторые из них надо перелезать или пролезать, а под другими подлезать (перелезают, подлезают через мягкие модули, обручи). Вот узкий ручеёк. Через него перекинут ребристый мостик. Идём по ребристой дорожке, руки за головой.

Дети проходят два раза. Воспитатель собирает детей в круг.

Воспитатель: Чтобы нам вместе попасть на Поле чудес, надо научить Буратино считать.

Воспитатель бросает детям мяч, дети называют какой он по счёту: первый мяч, второй мяч и так далее.

Буратино: Спасибо, я понял как нужно считать. Отправляемся дальше в путь. Смотрите, перед нами бежит быстрая река, через которую перекинут узкий мостик. Надо идти осторожно, а то можно упасть в воду.

Дети идут потоком приставным шагом по цветным шарикам.

Стойте! Перед нами высокая гора, нам надо её преодолеть.

Забираются по гимнастической стенке, с переходом на следующий пролёт.

Ребята, мы уже близко! Вы молодцы!

Воспитатель организует детей в круг.

Воспитатель: Вы преодолели много препятствий. Буратино увидел, какие вы сильные и ловкие. Теперь пусть увидит, что вы ещё и внимательные.

В обруче игрушки. Дети с разноса берут карточки, на которых изображены буквы. Под музыку идут вокруг обруча, рассматривая игрушки. Музыка останавливается, дети берут игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного со звука, обозначенного на их карточке буквой.

Воспитатель: Возьмите игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного на ваших карточкой буквой. Покажите друг другу карточки и игрушки. Проверьте друг у друга. Настя, раздели название своей игрушки на слоги, протопывая. Серёжа, прошагай название своей игрушки, деля на слоги. Все вместе пропрыгаем, деля на слоги название игрушки Данила.

Буратино: Здорово, ребята, какие вы все умные и всё умеете. Я вот тоже в школу пойду, и тоже всё уметь буду и знать. Зато я знаю интересную подвижную игру.

Игра – «ловишка с лентами».

Воспитатель: Ребята, вы выполняли много разных действий, давайте восстановим дыхание.

Дыхательное упражнение «солнечный зайчик» - сомкнуть губы, потягиваясь руками вперёд, соеденить руки, сделать вдох носом. На счёт «три» «отпустить зайчика». Открыть ладони, подуть на них, сделав губы трубочкой. Дышать только носом. 2 – 3 раза.

Воспитатель: Скоро вы пойдёте в школу, и по утрам вас будет будить будильник. Сделаем упражнение на дыхание «будильник».

«Будильник» - Сомкнуть губы, сделать вдох носом. Слегка потряхивая прямыми руками внизу, на выдохе произносим «дзинь». 2 – 3 раза.

Буратино: Вот мы и на Поле чудес, сейчас я выкопаю мешочек, который я когда то закопал.

Буратино достаёт мешочек, высыпает монеты. Рассматривают их с детьми, благодарит детей, что помогли добраться до Поля чудес и дарит им монеты. Прощается и уходит. Дети возвращаются в группу.

Важно насыщать физкультурные занятия речевым материалом, включать подвижные игры с рифмовками, хороводные игры с пропеванием. Ведь известно, что стихотворная форма привлекает детей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая их на игру. Если учесть, что у детей с речевыми нарушениями неустойчивое внимание, низкая работоспособность, плохая переключаемость, то рациональное включение упражнений с речевым материалом играет существенную роль в коррекционной работе воспитательно-образовательного процесса.

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.

Интеграция - объединение в целое, каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Физические упражнения и игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций дошкольник познает мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания, в которых ритм речи определяет ритм движений.

Проведение речевых физкультминуток, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение, речевые игры.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны отвечать следующим требованиям:

Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);

Эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);

Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты - быть доступными детям.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих мероприятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников и с учетом их возраста.

Для успешного решения задач физического развития необходимо использовать знания и по другим образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Труд», и др. Проводят заключительные интегрированные мероприятия с использованием некоторых образовательных областей - 1 раз в квартал.

Интегрированные мероприятия по физической культуре позволяют ребенку применить и закрепить свои знания и умения по всем образовательным областям в игровой форме, приближенной к реальной жизни.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера, специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением, подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия. К специальным относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. Следует обращать внимание на то, что у дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабым вдохом и выходом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе, а также нейройога - новая оздоровительная и необходимая для полноценного развития мозга система упражнений, сочетающая, как нейропсихо - коррекционные методики, так и йогу, что позволяет серьезно тренировать не только тело, но и мозг.

Интегрированные занятия способствуют расширению объема двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.