Методы обучения подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для учителя.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя.

Тестирование давно уже стало привычным событием в жизни учеников, учителей и родителей. С тестами приходится иметь дело всем участникам процесса образования. За последние годы издан целый ряд работ по тестологии, но, на мой взгляд, ощущается дефицит руководств практического характера, способных помочь учителю (математики в частности) ввести ученика в "искусство тестирования", а именно практически подготовить к тестированию

в формате Единого государственного экзамена.

Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта.

Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать учитель.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями или бланк с заданиями, аппаратуру (калькулятор, ЭВМ), лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

Любой тест обязательно должен пройти империческую проверку и иметь определенные и устойчивые значения параметров, характеризующих его качество. Кроме установленных оценок параметра трудности и параметра дифференцирующей способности, должны быть проведены исследования системообразующих свойств задания методами корреляционного факторного задания. Другими словами, любой тест должен пройти стандартизацию. Поэтому при разработке и составлении личных тестов, учителю правильнее и грамотнее назвать их “тестовыми заданиями”.

Тестовое задание - это один из элементов диагностики.

Требования, предъявляемые к УЧИТЕЛЮ при составлении тестовых заданий

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами:

  • каждое задание должно иметь свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания, выбранной стратегии тестирования.
  • необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д.
  • тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.
  • задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое .
  • варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
  • важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно” .
  • задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета.
  • вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки .
    • на выполнение одного задания теста должно уходит не более 1-2 минут.

Тестовые задания должны проверять только знания, а не интеллект !

ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Существуют различные формы тестовых заданий:

1. ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗЗФ]

Найти область определения функции .

а)(6; ) ; б) (;6 ) ; в) (2; ) ; г)(-6;6); д) ( ;); е) нет ответа. (а)

2. ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗОФ]

Сколько диагоналей у восьмиугольной усеченной пирамиды?

Ответ:________

3. ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ [ЗнС]

Установите соответствие.

Функция Производная
1.y = cos 3x A. y` = 3cos 3x
2.y = cos 2 x Б. y` = - 3 sin 3x
3.y = 3 cos x B. y` = -3sin x
Г. y `= -1,5cos x sin 3x
Д. y `= -3cos 2 x sin x

Ответы:1______, 2_____, 3_____.

4.ЗАДАНИЯ НА РАНЖИРОВАНИЕ [ЗнР]

Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 11 кл)

Укажите последовательность выполнения этапов для построения графика функции (с применением производной).

1.Найти производную;

2.Найти промежутки возрастания и убывания;

3.Найти область определения;

4.По результатам исследования составить таблицу;

5.Найти стационарные точки;

6.Построить график;

7.Найти точки экстремума;

8.Найти значения функции в точках экстремума.

Ответ:__________________

СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тестовые задания могут быть различной степени сложности. В педагогической литературе описываются пять уровней усвоения знаний.

Соответственно можно выделить пять группы тестовых заданий по уровню сложности:

I и II уровни- начальные; они соответствуют первому (“фактическому “) уровню знаний, который заключается в накоплении “фонда знаний”, состоящего в основном из фактов. При решении учащиеся ограничиваются приведением единичных фактов, дают заученные характеристики терминов и явлений

Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)

Какая из данных функций является показательной?

А)y = sin Б)y = В)y = Г)y =

III уровень -операционный; он заключается в умении осуществлять простейшие логические операции по готовому образцу и характеризуется образованием частносистемных ассоциаций и наличием связи между знаниями, усвоенными в пределах одной главы или одного раздела.

Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)

Решите уравнение .

А)5 Б)2 В)25 Г) другой ответ

IV уровень - аналитико-синтетический; достигнув его, учащиеся проявляют умение обобщать, дифференцировать устойчивые знания, связывать ранее изученное с новыми знаниями, выделять главные идеи, основные положения темы, раздела, вскрывать разнообразные связи и проводить аналогии.

Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 10 кл)

Найдите сумму корней уравнения .

А)-4,5 Б)5 В)4,5 Г) другой ответ

V уровень -творческий; он требует переноса знаний в новые ситуации, создание нестандартных алгоритмов познавательных и практических действий.

Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализа 11 кл)

Какой из графиков на рисунке может быть графиком уравнения

Ответ:__________________

Выбор формы и степени сложности тестовых заданий зависит от времени проведения

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ.

Существуют и определенные принципы составления ответов к тестовым заданиям.

альтернативность (ответы противопоставлены друг другу).

Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализ;10 кл)

Решить уравнение

а) ; б) ; в) нет решений;

г) ; д) ;

кумуляция (суммирование различных ответов);

Например: (фрагмент тестового задания по алгебре и началам анализ 11 кл)

Как найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке?

А) найти значения функции в точках экстремума;

Б) найти значения функции в точках экстремума и в концах отрезка;

В) найти значения функции в точках экстремума и в концах отрезка, выбрать из них наибольшее и наименьшее.

сочетание (обратный порядок слов, употребляемый в вопросах)

Например: (фрагмент тестового задания по геометрии 10 кл)

Площадь боковой поверхности правильной пирамиды...

А) произведение полусуммы периметров оснований на апофему - это...

Б) произведение периметра основания на апофему - это...

В) произведение суммы периметров оснований на апофему - это...

Г) сумма периметра основания и апофемы - это...

классификация

Например: (фрагмент тестового задания по геометрии 11 кл)

Призма, пирамида, конус-...

А) геометрические фигуры;

Б) геометрические тела.

если более 5% учащихся выбирают неправильный ответ, то его следует заменить!

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Тест может включать тестовые задания различного типа. Рассмотрим методические особенности их составления:

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗЗФ] (с выбором ответов)- в них учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тестовому заданию.

  • в тексте задания должна быть устранена любая двусмысленность или неясность формулировок иначе удалить тестовое задание ;
  • основная часть задания формулируется предельно кратко. Не более 1 предложения;
  • задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;
  • в основную часть задания следует включать как можно больше слов утверждения, оставляя для ответа не более 2-3 ключевых слов (наиболее важных );
  • желательно, чтобы все ответы к одному заданию были приблизительно одной длины;
  • из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью угадывания;
  • частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в любом тестовом задании должна быть приблизительно одинакова (либо номер места выбирается в случайном порядке) ;
  • основная часть задания должна быть освобождена от всего второстепенного материала для данной проблемы;
  • из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
  • в ответах не рекомендуется использовать слова “все”, “ни один”, “никогда”, “всегда” и т.п.;
  • из числа ответов должны быть исключены те ответы, которые вытекают один из другого;
  • из числа тестовых должны быть исключены те задания, которые выясняют мнения учащегося по какому-либо вопросу;
  • задания печатаются заглавными буквами или выделяются ярким (жирным), привлекающим цветом (шрифтом), а текст ответов прописными буквами нейтральным цветом;

При оформлении ЗЗФ обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция .

Например:

Обведи номер правильного ответа.

Выбери один правильный ответ из четырех предложенных и обведи его.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ [ЗОФ] (задания с пропусками) - в них требуется от учащихся самостоятельной формулировки ответа.

  • сформулировать вопрос, содержащий не более 7-8 слов и записать ответ на него, представляющий некоторое высказывание той же длины 7-8 слов.
  • из полученного высказывания исключить ключевые слова или слово (не более 2-х) и на их месте поставить прочерк.
  • задание должно быть составлено так, что оно требовало четкого и однозначного ответа и не допускало двоякого толкования;
  • прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала (по возможности в конце высказывания);
  • все прочерки в заданиях для одного теста рекомендуется делать одинаковой длины;
  • в процессе разработки рекомендуется упрощать синтаксические конструкции, а также исключать повторы и двойные отрицания;

При оформлении ЗОФ обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция .

Например:

Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение или правильная формулировка определения.

Реши задачу и запиши ответ (Ответ______).

ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ [ЗнС] (ассоциативные связи)- позволяют оценить знания фактов, терминологии, понятий в их взаимосвязи. Устанавливается соответствие между элементами двух множеств.

  • слева располагают исходное множество, а справа множество элементов, подлежащих выбору;
  • число элементов правого множества должно превышать число левого множества;
  • основная сложность при составлении - грамотный подбор правого множества.
  • оценка заданий - на усмотрение преподавателя.

При оформлении ЗиС обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция .

Например:

Установите соответствие между колонками левой и правой части.

ЗАДАНИЯ НА РАНЖИРОВАНИЕ [ЗнР (на установление правильной последовательности)- учащемуся необходимо указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.

  • в качестве условия подбираются задания, имеющие четкий алгоритм действия или строгую последовательность;
  • формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой;

При оформлении ЗиР обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция .

Например:

Укажите последовательность действий.

Список использованных источников

1.Азевич А.И. итоговые аттестационные работы по алгебре в IX классе// Математика в школе. №2, 1999. С. 9-10.

2.Мирошникова М.М.,Ожегов В.Б., Черкас Л.С. Контроль знаний по математике с применением ЭВМ. М. 1990. С. 5- 9.

3.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. М. 1995 . С. 271

4.Щаповал В.В., Митрофанов К.г., Саплина Е.В. Приемы и правила успешной сдачи экзаменов. АСТ.Астрель. М. 2004 .

Кроме указанных выше основных свойств тестов имеются правила разработки тестовых заданий и тестов (нарушение некоторых из которых часто наблюдается в тестировании, но, тем не менее, – нежелательно).

Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко, всегда ориентировано на получение однозначного заключения.

Нужно стараться формулировать задание в виде одного предложения, а оно должно быть легко воспринимаемым каждым испытуемым.

Задание теста должно проверять конкретное знание , умение или конкретные навыки испытуемых.

Тестовые задания должны быть информативными на всем диапазоне изменения уровня сложности.

Необходимо использовать простую, грамматически правильную утвердительную форму задания в виде одного предложения из 5–20 слов, без оборотов, используя простые придаточные предложения, без переноса фрагмента тестового задания на новую страницу.

Не использовать в заданиях "нестрогие" слова типа "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда", "большой", "небольшой", "малый", "много", "меньше", "больше" и грамматические обороты типа "Почему не может не…", "Правда ли, что …", "Возможно ли…" и др.

Ответы должны содержать не более 2–3 ключевых слов по условию вопроса.

Желательно строить ответы одинаковой формы, а если возможно, то и длины.

Количественные ответы необходимо упорядочивать, причем первым не должен быть указан правильный ответ .

Необходимо исключить возможность выбора ответа интуитивно, догадкой.

Ответы должны быть независимы и одинаково привлекательны для выбора.

В тестовых заданиях нельзя использовать сокращения, если задание не раcсчитано на их знание .

В каждом задании закрытой формы количество дистракторов (вариантов ответов) должно быть от 4 до 6, а в заданиях на установление соответствия – примерно в 2 раза больше.

Условие задания не должно никогда (ни для одного дистрактора) принимать неопределенное значение .

Все дистракторы должны быть подобраны умело.

Ни один дистрактор не становится правильным ответом при изменении допустимых условий задания.

Повторяющиеся слова и словосочетания в ответах должны быть исключены и перенесены в основную часть условия.

Из ответа к одному тестовому заданию нельзя получать каким-либо образом ответ к другому заданию.

Не должен возникнуть вопрос по уточнению условия, дистрактора (или, точнее, подготовленному испытуемому нет необходимости задавать вопрос по условию задания преподавателю, а преподаватель может не отвечать на такие вопросы).

Задание не должно предполагать знаний, выходящих за пределы учебного материала, программы, образовательного стандарта (особняком стоит очень редко используемое олимпиадное тестирование).

Ни один тестируемый не должен получать преимущество перед другим на всем промежутке тестирования.

Количество тестовых заданий в тесте ( длина теста) должно составить 30–40 для естественнонаучных дисциплин и примерно в два раза больше – для гуманитарных дисциплин. Впрочем, эта величина зависит от того, какова цель тестирования. Тест, состоящий из меньшего количества заданий можно вполне использовать как обучающий, мотивационный. Автор часто использует экспресс-тестирование на таких тестах при защите лабораторных работ .

Спецификация (описание атрибутов теста – предмет, время разработки, автор и др.) к тесту должна содержать всю информацию, необходимую для проведения тестирования.

Нельзя предусматривать в тестовых заданиях необходимость проведения развернутых выкладок.

Тест должен быть разработан преподавателем-методистом. Желательно, чтобы тест составила экспертная группа тестологов-предметников, которая и проводит предварительную оценку теста.

Количество заданий в базе данных тестовых заданий должно быть примерно в 10 раз больше усредненной длины теста (т.е. от 200-300 заданий).

Большинство заданий в тесте – закрытой формы. Закрытая форма более быстро воспринимаема и близка ежедневно решаемой человеком проблеме выбора.

Необходимо избегать ненужного дублирования проверяемых знаний, умений и навыков, а также предусмотреть все необходимые.

При формировании тестов полезно проводить предварительное тестирование с целью определения уровня знаний.

  • правильность;
  • репрезентативность;
  • соответствие современному состоянию науки и методики;
  • сбалансированность содержания теста;
  • тематическая направленность;
  • вариативность содержания;
  • доступность;
  • соответствие уровня трудности содержанию цели тестирования.
  • При оценке кандидата работодатели всё чаще не ограничиваются проведением собеседований и просмотром резюме, а просят ещё и выполнить тестовое задание. Стоит ли идти навстречу компании и делать работу, пусть и тестовую, бесплатно?

    Покажите свои умения
    «Зачем выполнять тестовое задание, если впереди испытательный срок?» — недоумевают кандидаты. «Если работа в конкретной компании действительно интересна специалисту, он не откажется от выполнения пробного поручения», - парируют рекрутеры. И те, и другие по-своему правы. Соискателям жаль тратить своё время и силы на неоплачиваемую работу, которая не даёт гарантии трудоустройства, а работодатели хотят быть максимально уверенными в квалификации кандидата, которого берут на работу. Кто же прав в этом заочном споре?

    Прежде всего стоит сказать, что испытательный срок и тестовое задание — принципиально разные вещи. Тестовое задание показывает некоторые практические навыки кандидата, но не даёт возможности его комплексной оценки (умение работать в команде, соблюдение дедлайнов и т. д.). Испытательный срок позволяет увидеть кандидата со всех сторон. Однако таким способом можно оценить только одного специалиста, в то время как тестовое задание можно поручить нескольким соискателям. К тому же для этого потребуется как минимум месяц (именно столько по закону длится минимальный испытательный срок).

    Так что работодателя, использующего тестовые задания при отборе кандидатов, вполне можно понять. У соискателя тоже есть причины не отказываться от подобного теста. Во-первых, тестовое задание – прекрасный способ проявить себя. Если на собеседовании вы только рассказываете о своём опыте и навыках, то с помощью тестового задания наглядно показываете своё мастерство. А, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

    Во-вторых, выполнение теста позволит вам адекватно оценить свои возможности. По силам ли вам должность, на которую вы претендуете? Ведь работу, аналогичную тестовому заданию, придётся выполнять ежедневно. В-третьих, выполнив тестовое задание, вы узнаете мнение специалистов о своей работе, а это очень ценно, ведь на ошибках учатся. Просто попросите рекрутера или руководителя направления прокомментировать результаты теста хотя бы в общих чертах.

    Правила успеха
    Приступая к тестовому заданию, чётко оговорите с менеджером по персоналу сроки выполнения работы. Договорившись о сроках, неукоснительно соблюдайте их. Копирайтера, который обещал написать статью к четвергу, а сдал её лишь в понедельник, наверняка сочтут безответственным даже при наличии таланта.

    Тестовое задание – это уникальный шанс убедить работодателя, что именно вы являетесь лучшим кандидатом. Поэтому, выполняя работу, старайтесь показать товар лицом: используйте логичные решения, чёткие формулировки, грамотную терминологию, по возможности проявляйте творческий потенциал. При этом стоит учитывать, что едва ли работодатель ждёт от вас детализированный бизнес-план или продуманный до мелочей текст. Скорее всего, будущий руководитель хочет увидеть ход вашей мысли и ваш потенциал, поэтому не стремитесь чересчур вдаваться в детали.

    Прежде чем сдавать работу, позаботьтесь о её оформлении. Шрифт в тексте должен быть легко читаемым, разумеется, в работе не должно быть ошибок. Эскизы или чертежи, если они не в электронном виде, лучше положить в аккуратную папку. Если вы посылаете выполненное задание по электронной почте, напишите небольшое сопроводительное письмо.

    Защита авторских прав
    Распространённое и чаще всего беспричинное опасение соискателей заключается в том, что их трудом воспользуются, но предложения о работе за этим не последует. Иногда своим негодованием делятся кандидаты, которые писали бизнес-планы или статьи, но место в компании так и не получили, зато нечистоплотные работодатели использовали результаты их труда в своих интересах. Есть в интернете и масса советов, как защитить своё тестовое задание, к примеру, оформить авторские права, предоставить текст или код в неудобном для копирования формате, взять с работодателя расписку и т. д.

    Безусловно, непорядочные работодатели, которые могут украсть вашу идею, существуют. Однако прежде чем отказываться от выполнения тестового задания по этой причине, подумайте: станет ли заинтересовавшая вас компания давать объявления о вакансиях и проводить собеседования (всё это стоит денег) только ради пробных работ кандидатов? Чтобы развеять сомнения, найдите как можно больше информации о компании в интернете. Солидные организации не станут рисковать своей репутацией ради того, чтобы воспользоваться плодами чужого труда.

    Если вам всё же очень хочется защитить себя, договоритесь с работодателем о том, что если ваше тестовое задание окажется полезным компании, то оно должно быть оплачено вне зависимости от того, возьмут вас на работу или нет.

    Есть такая статья: 1295 ГК РФ:

    Содержание статьи

    1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.
    "«2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.


    »«Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.
    (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей „редакции“)
    »«Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.
    Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.
    (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
    3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора - судом.
    (п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей „редакции“)
    4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.
    (п. 4 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

    Если кратко:
    Авторские права - позволяют автору указывать своё имя на продукте (все помните менюшечку „About“).
    Если это служебное задание - то исключительные права принадлежат работодателю, на 3 года, после передачи. Далее, по прошествии трех лет, если работодатель не сообщил, что он продляет и передает служебное задание другим лицам(то есть не покормил денежкой разработчика), то » исключительное право на служебное произведение возвращается автору".

    Поэтому, если хочется таки как то после прошествия лет показывать и использовать код, берите работу под подпись, а по завершении - акт.
    Это:
    во первых, покажет, что вы таки автор.
    во вторых, если хочется денег за код, можно напомнить работодателю о его обязанностях
    в третьих, юридически очистит вашу карму через три года, когда будете пользовать свой код в других проектах.

    Я это почему говорю, т.к. на работу можно попасть со своими либами, фреймворками и т.п. разработками, ради которых, по сути, работодатель мог вас пригласить, что бы вы свои наработки использовали в его решениях. Вот за это и полагается денежные отчисления.

    А так, типа я автор, пойду ка к конкурентам, код передам - совсем не хорошо. А если вы разработали алгоритм, так вы автор, один и тот же алгоритм можно по разному реализовать. Реализуйте, по разному, классы могут иметь другие имена))

    Ну и по топику:
    1) штука нужна для безопасников, что бы в компы свои юсб не сували, дату не сливали. Коммерческая разработка 146%.
    В принципе, можете реализовать и продать нуждающимся. Спрос точно есть.
    2) штука по сути шелл, мне так кажется, но тоже похоже на коммерцию или заготовку на коммерцию. Где оно может применяться - не знаю, но это не тестовое задание 147%.

    Извиняюсь за такую «портянку», ограничения на комменты.

    Vc.ru рассказали, что испытания, которые необходимо проходить, чтобы попасть в вожделенную компанию, бывают очень изощренными. Кто-то предлагает пробежать семь этапов собеседований, кто-то — проверку службой безопасности, у кого-тo кандидатов инспектирует психолог с кляксами и очень проникновенным взглядом. В игровой индустрии дела обстоят чуть лучше, но и тут не без исключений. В большинстве случаев схема проста: собеседование, тестовое задание, собеседование — от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но одно из них часто вызывает сомнения и у тех, кто его дает, и у тех, кто выполняет.

    «Они меня увидят и сразу все поймут»

    Большинство кандидатов условно можно разделить на два типа: тех, кто в первую очередь спрашивает про зарплату, и тех, кто спрашивает про проект, над которым предстоит работать. Но практически никто не хочет выполнять тестовое задание для кого бы то ни было. Поэтому после волнующего первого вопроса всегда следует второй: «можно ли как-то обойтись без тестового задания?»

    Тестовое задание — это инструмент, а не самоцель. Конечно, возможны ситуации, когда оно не нужно. Например, если у нанимателя нет сомнений в профессиональных навыках кандидата, что возможно, если кандидат ранее публично демонстрировал эти навыки или имеет очень сильные рекомендации. Сюда же попадают известные и уважаемые люди, тестовое задание для которых будет чем-то вроде оскорбления. В остальных случаях без тестового задания никак. Его выполнение не гарантирует, что кандидат подойдет на должность, но хотя бы отсеивает тех, кто не способен справиться даже с простыми задачами.

    Часто подробное интервью и хорошее резюме заменяют тестовое задание, особенно если важно оценить то, как человек думает. В таком случае кандидату придется потратить 10-15 часов на общение с кадровой службой и лидом и часов восемь на интервью с командой.

    Мы не предлагаем геймдизайнерам выполнять тестовое задание — есть пара вопросов, ответы на которые показывают отсутствие шаблонного мышления и общий потенциал. Нам, прежде всего, важен горящий взгляд, аналитический склад ума, структурированность и критичность мышления, а глубина фундаментальных знаний вторична.

    «Только после третьего свидания»

    Многих кандидатов смущает, если тестовое задание просят выполнить ещё до первой встречи: он пока не познакомился с компанией, не знает, что они могут предложить и боится, что это окажется пустой тратой времени. С другой стороны, когда вы уже встретились, пообщались и так понравились друг другу, дополнительные проверки — это просто обидно. Так или иначе, тестовое задание вам все-таки предложат. Другой вопрос — когда это стоит сделать?

    На этапе, который предшествует собеседованию. До выполнения тестового задания проводят собеседование только жадные до денег внешние рекрутеры и специалисты кадрового отдела из контор с повышенным уровнем бюрократии. Нормальная цепочка выглядит следующие образом: ознакомление с резюме соискателя, проверка предыдущих работ, тестовое задание и личное собеседование с будущим руководителем.

    Если кандидат всем устраивает после ознакомления с его резюме и личной беседы — самое время проверить его практические умения. В некоторых случаях, даже если у вас остались вопросы после собеседования, тестовое задание поможет подтвердить или опровергнуть опасения касательно его знаний и навыков.

    Евгения Никитина директор кадровой службы в студии Pixonic

    Важно еще в описании вакансии предупредить соискателей о необходимости выполнения тестового задания. После этого уже не так важно, на каком именно этапе оно будет. Большее значение имеет своевременность предоставления кандидату полной информации о перспективах и о содержании работы, которую ему предлагают, а также конкретику по критериям оценки результатов. Ведь негатив вызывает именно осознание неизбежности траты личного времени и отсутствие понимания оценки проделанной работы. В обратной ситуации рождается только спортивный интерес.

    «Дайте мне пять минут, и я сделаю все завтра»

    Для компаний объемное задание — это самый простой способ отсеять недостаточно мотивированных кандидатов. Но помимо тестового на десять страниц у вас есть основная работа и ограниченное количество часов в сутках, парочку из которых хотелось бы тратить на сон и личные дела. Сколько времени должно занимать выполнение тестового задания, чтобы компания не упустила подходящих кандидатов?

    Павел Михайловглавный геймдизайнер Crytek

    Необходимо учитывать, что кандидат может продолжать работать над своим текущим проектом или же проходить собеседования в других компаниях (в которых ему также дали тестовые задания). Рассчитывать, что еще не нанятый сотрудник сможет потратить следующие 8-16 часов своей жизни только на вашу задачу, несколько опрометчиво. Если на выполнение технического задания выделено два-три дня, задача будет выполнена некачественно или не выполнена вовсе. Оптимальное время — неделя. За неделю можно найти время на выполнение задания, или на подготовку и поиск необходимой информации даже при очень плотном графике. В конце концов, в таком варианте у кандидата остаются в запасе целые выходные.

    Сергей Масленников геймдизайнер Zeptolab

    У нас нет каких-либо ограничений по этому поводу, но мы, скорее всего, спросим кандидата о том, сколько времени заняло задание. Верим на слово, так как не отслеживаем факт скачивания тестового задания с сайта, да и количество вариантов обойти это ограничение стремится к бесконечности. Оптимальное время выполнения сильно зависит от конкретного человека, но в среднем выходит пять-семь часов рабочего времени.

    Ярослав Кравцовпродюсер игры Smash Bash в инди-команде

    Не больше трех дней — это точно. Если кандидат неделю просидит над тестовым заданием и получит отказ, то у компании станет на одного врага больше. К тому же умение укладываться в сроки является одним из ключевых навыков профессионального сотрудника, поэтому логично проверить этот навык заранее. Но если слишком лимитировать время не стоит — иначе кандидат не успеет показать весь масштаб своих навыков. Конечно, стоит заранее предупредить его о таких ограничениях, чтобы личные обстоятельства не помешали испытанию.

    «Я не бесплатная рабочая сила»

    Первый пункт стандартного задания для геймдизайнеров звучит так: «Скачайте нашу игру. Напишите, что вам нравится, какие проблемы вы видите, и что стоит исправить». Именно он периодически становится камнем преткновения. В 99 случаях из 100 за выполнение тестового задания денег вам не дадут. Но мало кому хочется бесплатно делать то, за что принято платить. Насколько профессионально и целесообразно просить анализировать свой проект?

    Если бы целью поиска кандидатов и проведения собеседований для нас был сбор «бесплатных идей» — я думаю, что это был бы крайне дорогой и неэффективный путь. Если человек не хочет озвучивать какие-то мысли или предложения — это полностью его право. Если кандидат не озвучил каких-то новых для нас идей — это никак не влияет на решения. Почему не стоит бояться анализировать наши проекты? Потому, что хороший анализ наших проектов — это одна из хороших причин взять кандидата в штат. Разбор уже запущенных, проверенных проектов, по которым у нас есть много аналитики и мнений, позволяет нам с высокой степенью точности предположить, насколько жизнеспособны идеи и предложения кандидата. Это как простой чеклист, где кандидат либо подтверждает имеющиеся данные, либо дополняет их (что, несомненно, будет весомым плюсом).

    Сергей Галенкин руководитель издательского направления Epic Games в Восточной Европе

    Если кандидат не будет анализировать проект, как он поймет, готов ли он заниматься им ближайшие несколько лет с утра до вечера? Если в игре есть значительные проблемы, которые этот кандидат может исправить за неделю — компания его с руками оторвет.

    В нашем случае «свой проект» обычно находится под строгим NDA, и мы не можем его дать кандидатам. Некоторые используют игры Ubisoft в качестве примеров, и сделанное «домашнее задание» по изучению игр компании — это плюс. Но у нас нет каких-то особых требований на этот счет. В первую очередь, нам важно, чтобы ответы на вопросы теста были качественными, плохой тест с примерами из игр Ubisoft — все еще плохой тест.

    Павел Михайлов главный геймдизайнер Crytek

    Увидеть и понять в чем заключается проблема — только часть дела, найти и сформировать оптимальные варианты решения требует уже других навыков и хорошего знания архитектуры проекта. А имплементировать решение в проект — уже третья задача. Я бы предположил, что человек, не понимающий этого, не обладает необходимым опытом для работы. Тут можно провести параллель с существующим в игровой разработке мнением о том, что цена даже очень хорошей идеи — один цент. Ценность же человека, который может ее предложить и самостоятельно реализовать — несравненно выше.

    «И швец, и жнец, и на дуде игрец»

    Бывает несколько типов заданий с уклоном в те или иные аспекты работы геймдизайнера. В крупных компаниях есть разделение на «геймдизайнер-математик» и «геймдизайнер-сценарист». Только вот геймдизайн — это все еще комплексная задача, где нужно и функции придумывать, и техническое задание программистам писать, и художников понимать. Наличие каких навыков нужно проверять в тестовом задании?

    Андрей Доценко геймдизайнер в Ubisoft

    Английский язык — одно из основных требований для работы в Ubisoft. В нашем случае дизайнеру придется очень много общаться на английском с коллегами из других офисов. Поэтому общий уровень владения английским в тесте очень важен (также мы проверяем разговорные навыки на интервью). Сильный кандидат с плохим знанием английского, к сожалению, не подходит. Наш тест состоит из десяти вопросов (на данный момент, нам такой формат кажется оптимальным). Вопросы достаточно общие, на них нет на 100% правильных ответов, главная задача теста — проверить, как дизайнер думает и как подходит к решению различных проблем. Условно, каждый вопрос теста может быть оценен в 0/0,5/1 балл. Из опыта за последних двух лет: «проходной балл» для приглашения на интервью начинается где-то с 6,5-7 и выше. Первая из областей, которые проверяет тест — это общие дизайнерские знания и навыки: знание игровой культуры, способность понимать и анализировать, как работают другие игры, знание дизайнерской теории и экспертизу в разных областях (в киевском офисе, традиционно, большой фокус на 3C/UI/UX). Вторая — технические и организационные навыки: планирование, умение анализировать информацию, понимание технических ограничений платформы. И третья область — навыки коммуникации и презентации: уровень владения языком, умение формулировать мысли, структура и внешний вид теста также очень важны.

    Сергей Масленников геймдизайнер в Zeptolab

    Первоначально мы смотрим на логику размышлений, после — на оригинальность и свежесть идей. Способность воспринимать вводные и ясно донести идеи как нечто логичное, аргументированное, целое - положительно говорит о навыках кандидата. Иногда мы предлагаем кандидатам ввести третьего игрока в игру Pong. Как изменится форма поля? В зависимости от того, что нарисует кандидат — обсуждаем потенциальные «узкие места» в геймплее, вводим дополнительные условия (например, четвертого игрока, который управляет шариком). Этот кейс позволяет оценить умение поставить себя на место игрока, «эмулировать» геймплей в голове. Часто просим назвать любимую мобильную игру и рассказать, что в ней не нравится и как изменить её к лучшему. По тому, что предлагает кандидат, можно много сказать о фокусе его профессиональных интересов и глубины понимания механик.

    Ярослав Кравцов продюсер игры Smash Bash в инди-команде

    Проверять нужно те навыки, которые потребуются в работе. Для этого тестовое задание должно быть основано на тех задачах, которые кандидату предстоит решать при успешном трудоустройстве. Иначе есть риск, что он покажет мастерское владение анализом Hi-End-геймплея World of Warcraft, но при этом окажется, что не способен писать дизайнерскую документацию.

    Леонид Сиротин независимый разработчик и партнер DTF

    Навык владения письменной речью, навык внятно излагать свои мысли, навык систематизировать входящую и исходящую информацию, навык концентрации внимания и навык каменного зада. Данный перечень является основным и практически исчерпывающим списком навыков, необходимых геймдизайнеру. Также следует учитывать, что не существует такой профессии, как геймдизайнер. Существуют геймдизайнеры-балансеры, геймдизайнеры-креативщики, геймдизайнеры-управленцы. К каждой из этих категорий геймдизайнеров в рамках тестового задания можно выдвигать те или иные дополнительные требования, например от балансера можно потребовать посчитать баланс, от креативщика предложить функции, от управленца покричать на монитор или составить план разработки с бюджетирированием. Но обычно, в подавляющем большинстве компаний, оценка ТЗ сводится к оценке набора навыков, изложенных в самом начале этого пункта.

    Выводы

    Во-первых, не надо откликаться на все подряд, тратить свое и чужое время, чтобы в итоге получить отказ «из-за слабого тестового задания». Это закроет путь в компанию минимум на год-полтора, потому что мало кто из работодателей верит, что за год кандидат может чему-то научиться. Определитесь, где именно вы действительно хотите работать и приложите максимум усилий и времени, чтобы туда попасть. Во-вторых, предположим, вы уже определились с проектами, над которыми хотите работать несколько следующих лет от заката до рассвета и наоборот. В этом случае вам придется пройти все испытания, которые компания предложит: общаться с психологами, проверяться на полиграфе, делать огромное тестовое задание. В-третьих и главных, не работайте в компаниях, для которых вам лень делать тестовые задания. Игровая индустрия — это все-таки для тех, кто любит свою работу.