Тема урока «Забота о потомстве»

Ход урока:

I. Организация начала урока.

I I . Введение в тему урока:

1.Фронтальная беседа:

- Что такое приспособленность?

Какие формы приспособленности знаете? Назовите их и приведите примеры

Как понять, что приспособленности носят относительный характер?

2. Биологический диктант.

Вставить термин, который означает это определение.

1. Процесс выживания наиболее приспособленных в данных условиях особей - называется …

2. Окраска, помогающая скрыться в окружающей среде, называется …

2. Приобретение сходства с каким–нибудь предметом, называется …

3. Сходство между незащищенными и защищенными видами называется …

4.Любая … относительна.

Ответ: естественный отбор, покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, приспособленность.

III . Формирование новых знаний:

Мы с вами выделили: морфологические, физиологические, биохимические, этологические приспособления. Этологическими приспособлениями обладают животные с высокоразвитой нервной системой. Такие приспособления проявляются в многообразных формах поведения животных, направленных на выживание отдельных особей и вида в целом. Различают врожденные и приобретённые этологические приспособления, к врождённым относятся брачное поведение, забота о потомстве, избегание хищников, миграции. Сегодня мы с вами остановимся на заботе о потомстве.

Как она проявляется у представителей различных классов животных и чему она служит?

1 слайд. Забота о потомстве - это цепь последовательных рефлексов, выработавшихся в процессе эволюции, обеспечивающих сохранение вида.

Как проявляется забота о потомстве у разных животных?

3 слайд. Класс Насекомые . У тех видов насекомых, которые проявляют заботу о потомстве, она выражается в том, что родители стремятся обеспечить своим отпрыскам источник пищи. Яркий тому пример жуки-скарабеи. Из свежего навоза они делают шарики и откатывают на некоторое расстояние. Здесь они зарываются в землю, и или съедаются самими жуками или же на него откладывается яичко. Вышедшая из него личинка обеспечена лакомой пищей на весь период своего развития. Такое явление мы видим у бабочки-капустницы, ос, молей, наездников.

4 слайд. Класс Паукообразные. Самка каракурта, смертельно ядовитого паука, обитающего в Средней Азии, оказывается достаточно заботливой мамашей. Яйца, помещенные в яйцевой кокон, подвешиваются к потолку пещерки, в которой обитает паук. Они находятся под надежной защитой сначала яда мамаши, а потом, когда она погибает, они зимуют под плотной оболочкой.

5 слайд. Класс ракообразные. Речные раки своё потомство тоже не бросают. Они носят икринки с собой. Когда рачата вылупляются из икринок, прикрепляются к брюшным ножкам матери. И там они остаются пока не станут самостоятельными.

2.Класс Рыбы.

6 слайд. В течение многих миллионов лет вырабатывались у рыб удивительные способы заботы о потомстве. Рыбка тиляпия носит икру и молодь в своем рту! Мальки спокойно плавают вокруг своей матери, что-то глотают, выжидают. Но стоит возникнуть малейшей опасности, как мать подает сигнал, резко двинув хвостом и по-особому подрагивая плавниками, и... мальки тут же устремляются в убежище - рот матери.

7 слайд. У пресноводной рыбки горчака на время размножения вырастает яйцеклад. Самка откладывает икринки в мантийную полость двустворчатых моллюсков. Тут и развиваются мальки горчака. Некоторые рыбы для мальков строят гнёзда. Из пены строят гнёзда макроподы, гурами, лабиринтовые рыбы.

8 слайд . Самец трёхиглой колюшки тоже строит гнездо для самки. Когда гнездо готово, самец загоняет туда одну за другой самок, которые откладывают туда икринки по несколько штук. Самки отплывают, а самец сторожит гнездо. А также освежает воду, быстро двигая грудными плавниками.

9 слайд. Донная рыба пинагора встречается в Баренцовом и Белом морях. Во время отлива, когда икринки оказываются на мели, пинагора набирает в желудок воду, обрызгивает икру изо рта.

10 слайд . У морских коньков заботу о потомстве берет на себя самец. Самка откладывает икру ему в выводковую сумку под хвостом, где он ее и вынашивает. Даже после вылупления мальков самец некоторое время носит их в сумке.

3.Класс земноводные .

11 слайд. Большая часть амфибий, откладывающая яйца, не проявляет никакого поведения, связанного с заботой о потомстве, и после откладки икры покидает водоемы, оставляя свое потомство на произвол судьбы. Однако, например, обитающая на островах Карибского бассейна лягушка-бык в течение длительного времени охраняет икру и выведших из нее личинок. Более того, самец следит за уровнем воды в пересыхающих лужах, в которых они развиваются, и в случае необходимости углубляет лужи или прокапывает канавку в соседнюю лужу, по которой затем перегоняет в нее головастиков. Древесные лягушки-квакши. Обитая в кронах тропических лесов, многие квакши сталкиваются с проблемой поиска воды для своего потомства. Поэтому среди представителей этого семейства есть такие, у которых развиты очень интересные формы заботы о потомстве. У одних видов родители сооружают на растениях специальные гнезда, заменяющие личинкам водоемы, у других - строят искусственные водоемы, у третьих вынашивают яйца и личинок на себе.

12 слайд. Так, тропические квакши-листолазы откладывают икру на листья деревьев и охраняют кладку до момента вылупления личинок. Вылупившиеся из яиц головастики заползают на влажную спину самца, и он по одному переносит их в микроводоемчики, находящиеся тут же на деревьях, в пазухах листьев. В случае отсутствия подходящих водоемчиков, головастики остаются на спине самца в течение всего периода метаморфоза. Он периодически купается вместе с ними в более крупных лужах. У некоторых листолазов самцы постоянно переносят головастиков из одной ванночки в другую, чтобы они, съев в маленьком водоеме всю пищу, не голодали. У одного вида листолазов, в водоемчики, расположенные у основания листьев, головастиков переносит самка. Затем она регулярно навещает детенышей и откладывает в воду по несколько неоплодотворенных икринок, которые служат питанием головастикам.

13 слайд . Весьма заботливыми отцами являются самцы сухопутной европейской жабы-повитухи. Самки откладывают яйца на суше в виде двух шнуров, содержащих по 20-50 яиц. Самец помогает самке освободиться от них. Схватив шнуры пальцами задних ног, он вытягивает их наружу и наматывает на себя. Активный самец может получить таким способом яйца от двух-трех самок. В течение всего периода развития икры самец носит шнуры на себе. В конце этого периода самец отправляется на поиски водоема, где и происходит вылупление личинок. После этого он освобождается от опустевших шнуров. Некоторые виды лягушек вынашивают икру и личинок в специальных выводковых сумках. В период размножения кожа, образующая сумку, меняет свою структуру. Из нее исчезают ядовитые железы, пигментные клетки, рассасывается кератин. Она становится нежной и обогащается сосудами. На весь белый свет прославилась жаба- пипа: она икринки вынашивает на спине! В особых ячейках, похожих на соты. Такая живая детская коляска на 2 сотни мест! Возит головастиков на себе, пока те не станут на ноги.

14 слайд. У австралийских сумчатых квакш сумки-карманы находятся в клоаковой области самцов. Развитие икры проходит на земле, а вышедшие из нее личинки сами заползают в сумки своего родителя. Большой желточный мешок обеспечивает их достаточным питанием и позволяет пробыть в выводковых сумках до метаморфоза. У ряда видов сумка, как рюкзак, расположена на спине или на животе.

4.Рептилии .

Лишь немногие рептилии охраняют свои кладки, и практически никто из них не заботится о судьбе появившихся на свет детенышей.

15 слайд . Более того, многие мамаши-рептилии при случае могут и закусить собственным потомством. Исключение составляют крокодилы. Они откладывают свои яйца в своеобразные гнезда из песка, глины и камней. тщательно охраняют "гнездо". А после вылупления детенышей очень осторожно переносят в более безопасное место.

16 слайд. Морские черепахи совершают дальние миграции с целью размножения на определенные участки морских побережий. В эти места они собираются из разных районов, зачастую расположенных за многие сотни километров. Например, зеленая черепаха, направляясь с побережья Бразилии к острову Вознесения в Атлантическом океане, преодолевает расстояние в 2600 км, борясь с течениями и выдерживая точный курс. На суше самка передвигается с большим трудом, неуклюже толкая свое тело вперед и оставляя после себя широкий след, похожий на след гусеничного трактора. Она движется медленно и стремится к одной единственной цели - найти подходящее место для кладки. Выбравшись за линию прибоя, самка тщательно обнюхивает песок, затем разгребает его и делает неглубокую ямку, в которой потом с помощью только задних конечностей выкапывает кувшинообразное гнездо. Форма гнезда одинакова у всех видов черепах. За сезон размножения самки откладывают яйца от двух до пяти раз; в кладке от 30 до 200 яиц. Родительское поведение у черепах отсутствует, после откладки яиц они уходят опять в море, и, вылупившись, детеныши проделывают путь с берега до воды и далее без родителей

5.Класс Птицы.

Редко бывает, чтобы насиживающая птица или особенно птица у выводка пыталась в момент опасности незаметно скрыться. Крупные птицы, защищая свой выводок, нападают на врага. Лебедь может при этом сломать ударом крыла руку человека. Чаще, однако, птицы «отводят» врага. На первый взгляд кажется, что птица, спасая выводок, сознательно отвлекает на себя внимание врага и притворяется хромой или подстреленной. Но на самом деле у птицы в этот момент два противоположных стремления-рефлекса: стремление бежать и стремление наброситься на врага. Сочетание этих стремлений и создает сложное поведение птицы, кажущееся наблюдателю сознательным. Когда птенцы вывелись из яиц, родители начинают выкармливать их. В этот период встречается строгое разделение труда.

17 слайд. У тетерева, глухаря и уток выводок водит только одна самка. Самец о потомстве не заботится. У белой куропатки насиживает только самка, но с выводком ходят и «отводят» от него врага оба родителя. Впрочем, у выводковых птиц родители только оберегают птенцов и учат их находить пищу. Сложнее обстоит дело у птенцовых птиц. Как правило, у них кормят оба родителя, но часто один кормит энергично, а другой более ленив. У большого пестрого дятла самка приносит корм обычно через каждые 5 минут и трижды успевает покормить птенцов, пока прилетит с кормом самец. А у черного дятла птенцов кормит преимущественно самец.

18 слайд. У ястреба-перепелятника охотится только самец. Он приносит добычу самке, которая неотлучно находится при гнезде. Самка рвет добычу на кусочки и оделяет ими птенцов. Если самка почему-либо погибла, самец будет складывать принесенную добычу на краю гнезда, а птенцы тем временен погибнут от голода. Мелкие птицы кормят птенцов очень часто. Большая синица приносит корм птенцам 350-390 раз в сутки, поползень - 380 раз, ласточка-красавка - до 500 раз, а американский крапивник - даже 600 раз. Стриж в поисках корма отлетает от гнезда иногда на 40 км. Он приносит к гнезду; не каждую пойманную мошку, а полный рот пищи. Добычу он склеивает слюной в комочек, а прилетев к гнезду, глубоко всовывает в глотки птенцов шарики из насекомых. В первые дни стрижи кормят птенцов такими усиленными порциями 34 раза в день, а когда птенцы подрастут и готовы уже вылететь из гнезда,- только 4-6 раз. Но и вылетев из гнезда, птенцы еще долго нуждаются в родительской заботе. Лишь постепенно приучаются сами находить и склевывать добычу.

6.Млекопитающие.

19 слайд. Заботы о потомстве у млекопитающих могут принимать различные формы. Самка ехидны вынашивает снесенное яйцо в образовавшейся на брюхе сумке. Утконос высиживает 1-2 яйца в норе, где устраивает для этого гнездо.

20 слайд. Самка кенгуру вынашивает своего детёныша 8 месяцев в сумке на животе. Подросший и начавший уже самостоятельно кормиться молодой кенгуренок пользуется ею как временным убежищем еще в течение длительного времени. Во флоридском океанариуме наблюдали, как самка дельфина-афалины поддерживала своего новорожденного в плавучем положении на поверхности во время первых его дыхательных движений. Интересно, что в этом ей помогали и другие находившиеся тут же самки.

21 слайд . Известен случай, когда шимпанзе-мать до тех пор трясла, подбрасывала и тормошила своего не подававшего никаких признаков жизни новорожденного, пока он не начал двигаться и дышать. Обезьяны пользуются такими "воспитательными" приемами по отношению к непослушным детенышам, как шлепки, покусывание, подталкивание, потягивание за руку и пр. Обезьяны нередко поддерживают или подсаживают детенышей при лазании, образуют своими телами "мост", по которому детеныши переправляются с дерева на дерево и пр.

22 слайд Благоустройство гнезда, поддержание в нем чистоты, охрана выводка также представляют собой яркое выражение родительских инстинктов. Так, например, самка кролика утепляет гнездо выщипанным с брюха пухом, другие звери устраивают подстилку из мягких растительных материалов. Поедание матерью мертвых плодов, кала детенышей, перевод их из загрязненного убежища в другое, смена подстилки - все это имеет важное гигиеническое значение и до некоторой степени способствует сокрытию места нахождения выводка от врагов, так как устраняют запах логова. Мать часто вылизывает шерсть детенышей, выискивает у них блох. Самки енотовидных собак и барсуки часто выносят маленьких щенков из нор "на воздух" и через некоторое время снова бережно возвращают в гнездо. Временно удаляясь от логова или гнезда, родители прикрывают детенышей материалом подстилки или закупоривают входное отверстие норы. Возвращаясь к выводку, родители обычно некоторое время задерживаются в отдалении, обходят логово кругом, проверяя отсутствие опасности, как, например, волк или лисица. В период вывода потомства матерые волки, как правило, не нападают на домашний скот, пасущийся вблизи логова; если это "правило" нарушается, то обычно не взрослыми животными, а задержавшимися недалеко от логова переярками. Непослушных детенышей родители "наказывают", приводя этим в повиновение. Наблюдая, например, лисий выводок у норы, можно сделаться свидетелем того, как один из родителей, схватив замешкавшегося на поверхности после тревожного сигнала детеныша, сильно встряхивает его несколько раз и утаскивает в нору.

7.Человек. 23 слайд. Наивысшего своего развития забота о потомстве достигает у культурного человека, обречённого со времени рождения на продолжительную беспомощность и требующего продолжительного подготовления к социальным условиям жизни. В то время как млекопитающие до тех пор кормят своих детей, пока они не получат возможности самостоятельно себя прокормить, что обыкновенно случается спустя несколько недель и самое большее несколько месяцев или два-три года по рождении, у человека забота о потомстве простирается до наступления периода, дающего возможность самостоятельно добывать себе пропитание, а у культурных классов - до наступления полной умственной трудоспособности, на чём, собственно, и основано образование семьи, имеющее своею основною целью воспитание детей.

Много примеров можно привести, что люди являются прекрасными родителями и примером для детей. Но в настоящее время часто в человеческом обществе наблюдаются случаи отказа от своих родительских обязанностей, жестокого отношения и насилия в отношении к детям, чего редко увидишь у животных.

24 слайд. Ее можно разделить на три группы

Забота о потомстве

Пассивная Активная Превентивная

Ребята приведите свои примеры этих групп:

IV Подведение итогов урока.

Забота о потомстве это …….

Эволюционный смысл заботы о потомстве …….

Активная забота о потомстве это …….

Пассивная забота о потомстве это ……..

Превентивная забота о потомстве это ……

V Оценки за урок.

VI Сообщения Д/З. стр. 45-49 читать и ответь на вопрос « Почему сохранились различные формы о потомстве, если не все они максимально эффективны?».

почему сохранились различные формы заботы о потомстве, если все они не максимально эффективны?

Ответы:

Так устроена природа. Эти формы поведения регулируются главным образом гормонами, выделяемыми гипофизом и яичником. Для того чтобы вид продолжал существовать, каждое поколение должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о потомстве. Они просто выметывают тысячи яиц, только из части их появляется молодь, еще меньшее число ее вырастает и размножается. Более надежный способ продолжить род - после рождения ограниченного числа детенышей обеспечить их пищей, защитить от хищников и даже обучить некоторым навыкам. Заботу о потомстве проявляют в разных формах многие животные. Большинство из них наделены специальными родительскими инстинктами, однако у высокоорганизованных животных важное значение имеет также индивидуально приобретенный опыт.

Похожие вопросы

  • Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в В, расстояние между которыми равно 100 км. Отдохнув, он отправился обратно в А, увеличив скорость на 15 кмч. По пути он сделал остановку на 6 часов, в результате чего затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в в. Найдите скорость велосипедиста на пути А в В. Помогите, пожалуйста(

Как известно, для успешного существования биологического вида каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. В процессе родов и последующем процессе ухода за потомством реализуется главным образом инстинктивное поведение. Так, например, сразу же после выхода плода из родовых путей самка млекопитающего освобождает его от плодных оболочек, перегрызает пуповину, съедает плодные оболочки и послед и активно облизывает новорожденного. Детеныши самки, которая не осуществляет первичный уход за ними, в природе обречены на гибель, с ними элиминируется и сам этот признак, в большой степени наследственно обусловленный.

Успешность выживания потомства в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. Забота о потомстве у многих животных начинается с подготовки к появлению его на свет. Часто сезонные миграции животных связаны с перемещением в места размножения, иногда за многие тысячи километров от места обитания. Животные, не совершающие таких дальних путешествий, тоже заранее выбирают свою гнездовую территорию, а многие из них тщательно охраняют ее и готовят укрытия – гнезда, норы, берлоги, приспособленные для будущего потомства.

Типы заботы о потомстве

В животном мире встречаются самые разные формы заботы о потомстве: от полного отсутствия до сложнейших и длительных взаимоотношений между детьми и родителями.

Полное отсутствие заботы о потомстве

Заметим, что в простейшем виде забота о потомстве имеется у всех организмов и выражается в том, что размножение происходит только в условиях, благоприятных для потомства, – при наличии пищи, подходящей температуре и т.д. В дальнейшем большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о потомстве. Успешность существования подобных видов обеспечивает массовость их размножения. В просторах океана множество видов беспозвоночных и рыб, собираясь гигантскими стаями, откладывают миллионы яиц, которые тут же поедаются огромным количеством разнообразных плотоядных существ. Единственным спасением для подобных видов является колоссальная плодовитость, позволяющая все же выжить и дожить до половозрелого состояния минимальному и необходимому для существования популяции количеству потомков. Сотнями и миллионами исчисляется количество икринок у множества видов рыб, откладывающих икру в толще воды. Так, самка обитающей в северных морях крупной морской щуки – мольвы выметывает за один сезон до 60 млн икринок, а гигантская морская рыба-луна, достигающая веса полутора тонн, выбрасывает в толщу океанских вод до 300 млн икринок. Предоставленные воле случая оплодотворенные яйцеклетки, смешиваясь с планктоном или опускаясь на дно, гибнут в несметных количествах. Та же участь постигает и выведшихся из икры личинок, однако выживших все же достаточно для поддержания численности вида.

Вынашивание отложенных яиц на теле одного из родителей

Самки многих морских животных прикрепляют отложенные яйца непосредственно к своему телу и вынашивают их, а также выведшуюся молодь – до обретения ею самостоятельности. Подобное поведение наблюдается у многих водных животных: морских звезд, креветок и других ракообразных (рис. 12.9). Такое поведение представляет собой следующую ступень усложнения заботы о потомстве, но в целом оно не отличается особой изобретательностью.

Рис. 12.9.

пассивный способ заботы о потомстве

Количество отложенных яиц обратно пропорционально уровню родительской заботы. Эту закономерность хорошо подтверждают морские звезды, среди которых наблюдаются как виды, выметывающие яйца непосредственно в воду, где они оплодотворяются спермой нескольких самцов, так и виды, вынашивающие яйца на своем теле. У видов первой группы число созревающих в организме самки яйцеклеток достигает 200 млн, тогда как у морских звезд, проявляющих заботу о потомстве, количество отложенных яиц не превышает нескольких сотен.

Откладка яиц в предварительно подысканную или специально подготовленною самкой среду
Строительство гнезд и их охрана до рождения потомства

Более совершенным типом заботы о потомстве можно считать строительство гнезда, откладку туда яиц или икры и его охрану до того момента, пока подрастающая молодь его не покинет. Такое поведение характерно для ряда видов рыб, пауков, осьминогов, некоторых многоножек и т.д. К подобному же уровню заботы можно отнести и вынашивание икры и мальков во рту самцами некоторых рыб, а также икры и головастиков на задних ногах жабы-повитухи. Для описываемого уровня характерно отсутствие всяческого интереса со стороны родителей к молоди, обретающей самостоятельность.

Рис. 12.10.

Забота о потомстве до обретения им самостоятельности

Длительная забота о потомстве отмечается у некоторых видов беспозвоночных и рыб. Большого совершенства достигает забота о потомстве у общественных насекомых.

Множество примеров разных типов родительского поведения демонстрируют амфибии (рис. 12.10). У высших позвоночных наблюдаются разные способы заботы о потомстве, которые зависят прежде всего от уровня зрелости новорожденных. В самых общих чертах среди них можно выделить следующие группы родительского поведения:

  • – выращивание потомства одной самкой или одним самцом;
  • – выращивание потомства обоими родителями;
  • – выращивание детенышей в сложной семейной группе.