Развитие фонематического слуха: упражнения

Узнай звук

Это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука - делайте упражнение на этот звук, если проблем нет - выберите наиболее вероятные «проблемные» звуки.

Что общего?

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях - в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

Раз, два, три - быстрей сообрази!

В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:

    Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».

    Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».

    Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).

    Подбери слово, в котором первый звук - с, а последний - к.

Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.

Кто-то что-то перепутал

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости .

Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами .
Понесёмся над
весами ,
А потом вернёмся к маме.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.

    услышишь - хлопни
    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

    внимательный слушатель
    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

    нужное слово
    По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    зоркий глаз
    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

    сложи звук
    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

    скажи наоборот
    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

  • СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ

    ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

    ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ

  • Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

    Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ

    Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

    Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.

    Последовательность работы над звуком:

    Знакомство со звуком (выделение его на слух).

    Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).

    Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.

    Определение места звука в слове (с опорой на картинки).

    Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.

    Составление слогов, слов из заданных звуков.

    Работа по дифференциации звуков:

    Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.

    Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).

    Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки.

    Запись слогов, слов на изучаемые звуки.

    Составление звуковых схем, слогов, слов.

    Последовательность работы над буквой:

    Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).

    Выделение ее элементов.

    Прослушивание стихотворения о букве.

    Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.

    Прорисовывание буквы на листке по образцу.

    Чтение слогов с изучаемой буквой ().

    Наша речь состоит из предложений.

    Предложение - это законченная мысль.

    Предложения состоят из слов.

    Слова состоят из звуков.

    Звук - это то, что мы слышим и произносим.

    Буква - это то, что мы видим и пишем.

    Звук на письме обозначается буквой.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

    На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

    Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

    Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

    Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла) ; после гласного звука (маяк, заюшка) ; после мягкого и твердого знаков (семья, подъем) . В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч) .

    Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

    Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

    Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

    Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

    Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

    Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

    Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

    Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка) .

К.о.з .: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать участие в ней.

К.р.з .: активизация речевой деятельности. Развитие фонематического слуха, тонкой и общей моторики, слухового внимания, зрительного внимания, творческого воображения, подражательности.

К.в.з .: формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

Материал к занятию : ёлочки разной высоты, комочки ваты, бумажные снежинки.

Игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

Мультимедийное устройство показ на нём силуэтов животных: зайца, волка, медведя, лисы и лошади. Показ картинок: лес, ветер, снег, сова, синичка, воробей, ворона, волк.

Предметы: зонтик, ленточка, варежки, мелки.

Коврики для выполнения релаксации, игрушечные резиновые ёжики для выполнения массажа кистей рук.

Магнитофон, кассета с записью звуков природы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети, я очень рада вас видеть.

Приветствие.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам « Привет!».

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

(Дети садятся на стулья, поставленные в ряд.)

Педагог: - Дети, вы любите путешествовать? (Да, любим.)

А сказки любите? (Да.)

Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный зимний лес, нас там ждёт очень знакомый вам, герой. Он приглашает нас в свою сказку. Нам надо на чём – то путешествовать. А давайте поедем на волшебном паровозике? Согласны? (Да.)

Приготовьте руки, сделайте их хоботком. Вероника, ты будешь машинистом, объявляй:

Машинист: - Осторожно, двери закрываются.(ууууу… не громко, без напряжения)

Педагог: - И закрутились колёса (Руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам.).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит.

Дети: - Чух – чу, чух – чу.

Я лечу, лечу, лечу.

Я качу,качу, качу.

Педагог: - Ну, вот мы и подьехали к лесу. (Дети садятся на стулья.)

Какой красивый зимний лес. Всё покрыто снегом, снег искрится на солнышке. Зелёные ёлочки стоят в снегу. А это, кто лежит под ёлочкой? (Колобок.)

Дети, поздоровайтесь с колобком (здравствуй колобок).

Педагог: - Дети, колобок очень весёлый, любит задавать вопросы и отвечать на них, но он может ошибаться, поэтому вы, будьте внимательны и если колобок ошибётся, вам нужно помочь ему, исправить его ошибки. Хорошо? (Да.)

И так, испекла бабушка колобок и поставила его студить на окошко. Полежал колобок, полежал, выпрыгнул в форточку и покатился по снежной дорожке. И прикатился колобок в лес, на снежную полянку. Остановился и слушает. Давайте поможем колобку, расскажем какие звуки можно услышать в лесу.

Как шумит лес? (шшш…)

Как свистит ветер? (ссссс)

Как скрипит снег под ногами? (сссс)

Как ухает сова? (ууууу)

Как поёт синичка? (зинь – зинь – тан – 2 раза)

Как чирикает воробей? (чик – чирик)

Как каркает ворона (кар – кар)

Как воет волк? (ууу)

Дети, давайте поиграем в игру: «Испечём колобок».

Пальчиковая гимнастика.

1. Покажем, как бабушка собирала муку для колобка (широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак).

2. Месим тесто – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке.

3. Раскатываем тесто – трут ладошкой о ладошку.

4. Лепим колобок – кладут ладонь на ладонь и сжимают их, меняя при этом положение рук, накладывая сверху, то правую, то левую руку.

Молодцы, ребята, колобку понравилась игра.

А теперь, колобок просит вас догадаться, каких зверей он вам покажет. Силуэты: волк, лиса, заяц, медведь, лошадь - показ на экране.

Педагог: - Колобок говорит, что всех этих зверей он встретил в сказке. Правильно? (Нет.)

А, кто лишний? (Лошадка.)

Дети, вспомните, кого повстречал колобок первым? (Зайчика.)

Правильно, зайчика. А вот и зайчик, давайте поздороваемся с зайчиком. (Здравствуй, зайка.)

Ребята, зайчик какой – то грустный, видимо что – то случилось, давайте спросим?

Дети: - Что с тобой зайка?

Педагог: - Ой, дети, он оказывается простудился, ел снег. Давайте оденем зайку, чтобы он согрелся. (Педагог надевает зайке шубку.)

Дети хором : - Шубка – шубейка, зайку согрей - ка.

Педагог : - Ну, вот зайка согрелся и говорит вам, спасибо. А мы, давайте скажем зайке, чтобы не простужался.

Ребёнок: - Зайчик – побегайчик, больше по сугробам не бегай, снег не ешь. Дети хором : - До свиданья, зайка.

Умница, правильно.

Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резинового ёжика)

Дети, потрогаем колючки у ёжика. Возьмите сначала одной рукой, потом второй, вот так – показывает педагог (дети попеременно, то правой, то левой рукой сжимают резинового ёжика).

Катится колобок и видит кого – то: большой, неуклюжий, в берлоге сидит. Колобок говорит, что это заяц. Правильно он описал зайца? (Нет, это медведь.)

Педагог: - Наших ребят не проведёшь, они знают, что это медведь. Давайте поздороваемся с мишкой (здравствуй, мишка).

Медведь говорит, что он очень проголодался и с удовольствием съел бы колобка. Давайте попросим медведя:

Дети: - Не ешь мишка колобка, лучше давай мы тебе чем-нибудь поможем.

А, пока мишка придумывает нам задание, мы немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Игровое упражнение «Повторяйте»

Дети, давайте сделаем колобок, он у нас весёлый, любит катиться по дорожке. Возьмитесь за руки и покатимся по дорожке.

1. Колобок встретил зайку, он мягкий и любит прыгать (прыгают).

2. Колобок встретил волка, а волк злой и любит бегать (дети бегут друг за другом).

3. А теперь идёт медведь, он большой и неуклюжий (ходят - руки в стороны).

4. А лиса хитрая, рыжая, ходит на носочках (идут на носочках).

Педагог: - Ну, мишка придумал для нас задание? Ты, что такой растерянный? Ребята, оказывается у него в стихах перепутались звуки, давайте поможем ему. Я буду читать стихи, а вы будете подсказывать, какой нужно поставить звук, чтобы было правильно.

1.Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались шайки (нет зайки).

2. Здесь хорошее местечко, протекает рядом печка (нет речка).

3. Слёзы льются у Оксанки, у неё пропали банки (нет санки).

4. Мишка спрятался под горку и грызёт тихонько норку (нет корку).

5. Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (нет лапки).

Дети, мишка благодарит вас за помощь, теперь он будет спокойно спать.

Дети: - До свиданья, мишка.

Правильно, лисичка. А какой характер у лисы? (Хитрая, злая, коварная.)

Лисичка хочет съесть колобка.

Дети: - Не ешь, лисичка, колобка.

Педагог: - Дети, лисичка не будет есть колобка, если вы скажите с какого звука начинается её имя. (Со звука-ль.)

Правильно.

Педагог: - Дети, в русской народной сказке лиса съела колобка, а у нас сказка со счастливым концом, потому что вы, помогли колобку. Давайте на прощанье подарим зверюшкам, подарки. Смотрите, что у меня есть (показывает).

Зайчику – (зонтик).

Медведю – (мелки).

Лисе – (ленточку).

Волку – (варежки).

Дети выбирают предметы, название которых начинается с такого же звука, как и имя героя.

Педагог: - А лесные зверюшки и колобок, вам тоже передают кое – что. Смотрите, это вкусные лесные орешки.

Дети: - Спасибо! До свидания!

Педагог: - Нам пора возвращаться домой.

И закрутились колёса (руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит

Чух –чу, чух –чу.

Я лечу, лечу,лечу.

Я качу, качу, качу

Вот, мы и дома. Дети, вам понравилось наше путешествие? (Да.)

Что, мы делали? (Мы думали, мы говорили, мы играли.)

Дети, вы молодцы.

Релаксация.

Дети сидят на ковриках скрестив ноги, закрыв глаза и слушают звуки природы.

Дети, пройдите и сядьте на коврики, закройте глаза и послушайте звуки природы.

Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

Педагог говорит слова, а дети выполняют действия, согласно текста.

Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

До свиданья всем сказали (говорят: «До свиданья»)

И отправились домой (идут в группу).

Длительность занятия – 20 – 22 минуты.

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

1. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
  1. Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

  1. Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
  1. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление .

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

Как тебя зовут?

Ира.

А фамилия?

Иванова.

Откуда ты приехала?

Из Иркутска

Что там растёт?

Инжир.

  1. Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

  1. Игра "Починим испорченный телефон"

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

  1. Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
  1. Игра «Подбери по звучанию » Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
    ком бак сук ветка каток горка
    дом рак лук клетка платок корка
    сом мак жук пятка листок норка
    лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

  1. Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.