Альфия Касимова
Перспективный план работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова.

Форма проведения занятий – индивидуальная.

Общее количество занятий – 20.

Количество занятий в неделю -1.

№ Зан-я Тема занятия Цель занятия Упражнеиния и приемы

1 Развитие слухового внимания и памяти Подготовка к усвоению ритмической структуры слов родного языка Где позвонили?

Узнай по звуку – что звучит?

Сколько раз ударили в бубен?

2 Развитие слухового внимания и памяти Та же Хлопн и в ладоши как я.

Воспроизведение долгих звуков.

Воспроизведение определенного ритмического рисунка.

3 Работа над ритмом Та же Сравнениеритмов.

Узнай,где звучит?

Воспроизведение ритма по задан-

ному рисунку.

4 Формирование общей координации движений Та же Маршировка под музыку, Совмещение речи с движениями.

Хлопни, как я!

5 Формирование общей координации движений Та же Выполнение движений руками по образцу.

Кулак – ладонь – ребро.

Выполнение движений под счет.

6 Развитие динамического праксиса рук Та же Выполнение движений обеими руками.

Выполнение движений по словесной инструкции .

7 Развитие динамического праксиса рук Та же Делай, как я!

Перемещение ребенка по инструкции логопеда

8 Графические упражне-

ния на переключение Развитие оптико пространственной ориентации Где звенит колокольчик?

Далеко – близко?

Покажи, где у тебя.?

9 Работа слогового абриса слова Повтори пары – тройки гласных.

Тренировка высо-

Слушай внима-

тельно, повтори старательно!

10 Работа над гласными звуками Точное восприятие и артикуляция слогового абриса слова Повтори пары – тройки слогов .

Тренировка темпа произношения.

Слушай внима-

тельно, повтори старательно!

11 Работа над слогами с

общими согласными Точное восприя

тие артикуляции , как я!

Сосчитай, сколько слогов и выложи палочки .

Определи одина-

ковый звук в ряду.

12 Работа над слогами с общими гласными Точное восприя

тие артикуляции слогового абриса слова Повтори , как я!

Сосчитай, сколько слогов и отхлопай .

Определи одина-

ковый звук в ряду.

13 Работа над закрытыми слогами слогами Точное восприя

тие артикуляции слогового абриса слова Слушай внима-

тельно, повтори старательно!

Длинное – короткое слово .

Найди картинку на заданный слог .

14 Работа над прямыми

и обратными слогами Точное восприя

тие артикуляции слогового абриса слова Камень – вата .

Длинное короткое слово

Подбери картинку

15 Работа над слогами со стечением согласных Назови 1, 2, 3 звук.

Слушай внима-

тельно, повтори старательно

Найди картинку на заданный слог .

16 Работа над словами . Объяснение значений малознакомых слов . Разделить слова на две группы – длинные и короткие.

Отхлопай слово .

Держи паузу!

17 Работа над словами . Отраженное повторение слов изучаемого типа . Положи фишку на подходящее по смыслу слово .

Держи паузу!

Отхлопай слово .

18 Работа над словами . Повторение слов с выделением ударного слога . Меняемся местами!

Поменяй местами слоги .

Слушай внима-

тельно, повтори старательно!

19 Работа над словами . Повторение слов с перестановкой слогов в двусложных словах . Поменяй местами кукол!

Я начну, а ты продолжи!

Составь кубики, как надо.

20 Работа над словами . Упражнения на оценку нормативности. Зеленый и красный флажки.

Составь кубики. как надо.

Я начну, а ты закончи.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2 Игры, направленные на формирование фонематического восприятия Упражнение №1. Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает.

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слов в старшей группе «Игрушки» Тема: «ИГРУШКИ». Цель: Формировать слоговую структуру слов. Задачи: Обогащать и расширить словарь детей по теме..

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Доклад к семинару «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Провела: учитель – логопед Колпакова.

Данная работа будет интересна, как начинающему логопеду, так и логопеду с опытом. В ней последовательно отражены этапы коррекционной работы.

Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: шипящих, соноров и свистящих (кроме автоматизируемого.

Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: свистящих, других шипящих (кроме «Ж») и соноров.

Цель: Представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой .

Оборудование: предметные картинки, шары со слогами разной формы, музыкальные инструменты, ножницы, чашка с водой, ложка, стакан, газета, отпечатанные скороговорки, запись логопедических частушек.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, коллеги. Мне бы очень хотелось вас поприветствовать через пальчиковую игру. Называется она «к логопеду прибежали».

К логопеду прибежали

Все друг другу руки жали

Привет, Людмила

Здравствуйте, Гали,

Катерина и Наталья,

Таня, Ольга, Маргарита

Дверь всегда для вас открыта!

Не хотите ль пирожок?

Или коржик?

Вот вам драже на дорожку

Вы берите по - немножку

Мы все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки!!!

А как вы здороваетесь друг с другом? Поздоровайтесь так с рядом сидящей коллегой, чтобы не повторять приветствие остальных.

2. Объявление темы мастер-класса.

Я должна вам сообщить тему нашего семинара, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.

Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

ФОТОАППАРАТ- «фопотарат»

ПОМИДОРЫ - «мидоры»

СКОВОРОДКА - «скородолка»

ЮЛА - «юла»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

Как вы думаете, а надо ли логопеду заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

Нужно обязательно заниматься коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Так как такое нарушение приводит к дисграфии и дислалии в начальной школе. Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.

3. Теоретический аспект «Что такое слово».

А сейчас попробуйте сформулировать своими словами что такое слово, раз его структура нарушается. В словаре Даля я нашла несколько определений;

1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.

2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.

3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.

4. Разговор. Беседа.

А структура-это состав, ряд, компонент.

А если нарушается слоговая структура слова (ССС), то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

4. Практическая часть. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Работу по преодолению (ССС) нужно выстроить в 2 этапа.

На 1 этапе своей работы я пользовалась как вербальным так и невербальным материалом. Это был подготовительный этап.

Цель: Подготовить ребёнка к усвоению ССС.

Предлагаю вам выполнить задания, которыми я пользовалась на подготовительном этапе.

1. Упражнение «Газета»

Скомкать газету и определить характер шума. Какие звуки напоминает шум мнущейся газеты. (Шелест листьев, шипение змеи, шипение масла на сковородке, плеск, шум моря. Звук газеты тихий, шершавый, газетный, глухой, мятый.)

2. Упражнение «Музыкальный инструмент»

Определить за ширмой по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон….)

3. Упражнение «Из чего сделаны звуки».

Определить на слух какие предметы в действии, издают звуки (карандаш, бумага, стакан, чашка с водой).

4. Упражнение «Шумы вокруг нас». (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники. (Шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери…)

5. Музыкальная пауза «логопедические частушки».

Предлагаю вам отдохнуть и прослушать логопедические частушки.

6. Коррекционный этап практической части.

А сейчас переходим к коррекционному этапу нашего занятия.

Он проходит в 3 этапа: уровень звуков, уровень слогов, уровень слов.

Уровень звуков «Прочитай звук по губам» (а о у и э ы).

По -разному может звучать один и тот же звук. Характер звука «А» - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша, испуг, показ горлышка врачу.

Характер звука «О» - удивилась бабушка, стонет дед, потягивается папа, поёт певица…

На данном этапе развивается мимика, лексика, дыхание, воображение, память, внимание, фонематический слух.)

Уровень слогов

Используется на этапе автоматизации слогов и дифференциации звуков

* Задание «Слоги наоборот» (с мячом).

*задание «Слоговой аукцион».

Закончи начатый слог.

СА-пог, нки, хар, лат, рай, молёт.

3задание «Составь слог к схеме» гласный – согласный (ап, он…)

Согласный-гласный (па, лу..), согласный-согласный-гласный(про, тру…)

Задание «Слоговые цепочки»

Я произнесу слово, а вы должны подобрать на последний слог слова начинающееся на этот слог: слоги-гиря-рябина-наташа-шапка-карета-тапочки-кино-нота…

*задание «Слоговые шары»

Раздаю я вам шары

На них слоги посмотри

По форме пару ты найди

И слово на шарах прочти! (во-да, ро-са, бу-сы, лу-жа, ле-то….)

Работа над словом.

*Игра «Рифма»

Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)

И последний этап работа над фразами, текстами, стихами, скороговорками.

С раннего детства нам запомнились скороговорки. Чем же они поразили внимании и память на всю жизнь? Маленький человечек в своём развитии проходит несколько этапов. В 6 месяцев он начинает улавливать элементы звучащей речи (темп, ритм, мелодию). Темп речи зависит от подвижности артикуляционного аппарата.

*Задание «Скороговорка в картинках».

Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.

Сало было, стало мыло.

Сиреневенькая зубовыковыривательница.

А мне не недодомогания.

Ложечка ты моя желобовыгибистая.

Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перевымотоциклит.

Дуб дубовистый-широкозеленолистый.

Заплетаю я плетень, перерезаплетаю, прирасплётываю.

(Педагоги проговаривают свои скороговорки, демонстрируя рисунки).

5. Итог

Что нового узнали на семинаре-практикуме?

Что вам осталось неясным?

На какие темы вы бы хотели получить практическую помощь от логопеда?


«Развитие слоговой структуры слова в практике воспитателя»
Учитель-логопед
Куляк Светлана Сергеевна
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и системными нарушениями речи (СНР). У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми и системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Какие же бывают типы нарушений слоговой структуры слова
1. Нарушение количества слогов:
​Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» - дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка.
Выделяют следующие типы слоговой структуры слова:


Односложные (дом, мак).











Коррекционная работа строится поэтапно и состоит из:
Подготовительного этапа
Коррекционного этапа
Рассмотрим более подробно эти этапы.
Подготовительный этап.
I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
«Покажи и назови».
«Покажи части тела, которые будут названы в стихотворении»
Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой.
«Не зевай право-лево называй»
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
«Кто за кем?» (Игрушки выставляются в колонну и ребёнку задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко? Кто между?»)«Расставь героев» (Поставь кошку к домику. Поставь Машу между дорогой и забором»). «Найди клад» (ориентировка по схемам).
«Где гудит?» (определение местоположения звука).
3. Развитие временно-пространственной ориентировки
«Что сначала, что потом» (вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
«Расставь по порядку» (части суток, времена года, дни недели, месяцы)
II. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
1.Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
«Делай как я»
«Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1)Сели - встали, 2) Руки в стороны - на пояс, 3) Нога вперед - назад - в сторону.
«Умелые ручки»
1) Кулачки - ладошки, …
2) Колечки - ушки - рожки, … и т.д.
Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» 2) «Лопатка» - «Иголочка».
2.Развитие чувства темпа
«Как двигаются животные?»
«Кулачки - ладошки»
Дети выполняют движения руками в нужном темпе под стишок:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:Стук - стук, стук - стук.Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:Стук - стук - стук, стук - стук - стук,А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:Хлоп - хлоп - хлоп, хлоп - хлоп - хлоп.
3.Формирование чувства ритма
«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо).
Графические упражнения на переключение: «Бусы» (например, красный - желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы.
Воспроизведение заданного ритма на слух: «Постучи на ложках»
Коррекционный этап.
I. Работа над гласными
Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
в сопровождении символов (А, У, О, И, Ы),
без зрительной опоры.
Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением.
Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, радостно, злобно, ласково) голоса.Произнести столько гласных, сколько на поляне бабочек.
Встать, когда прозвучит ряд из двух (1-ого, 3-х) звуков.
II. Работа с разными типами слогов:
с общим согласным (например, произносить: та – то – ту – ты);
с общим гласным (ка-та-ма-ва);
обратные слоги (Скажи «ав – ав» столько, сколько точек видишь);
закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости (та – да, ко – го);
слоги со стечением ста-сты-стуIII. Работа над словом последовательно проходим следующие типы слоговой структуры слова:
Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
«Покажи и назови чьи?» Мои коты. Мои маки. Мои киты. и т.д.
Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
«Скажи, что делали дети?» Гуляли, катали, пилили, бегали и т.д.
Односложные (дом, мак).
«Сколько у тебя?» У меня пять мух. У меня пять лип. и т.д.
Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
«Назови что делают?» Ведут, едут, мылят, лепят и т.д.
Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
«Ветка чего?» Ветка ели. Ветка липы. Ветка сосны. и т.д.
Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
«Чего нет?» Нет дубков. Нет комков. Нет бинтов. и т.д.
Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
«Сколько у тебя?» У меня пять диванов. У меня пять батонов и т.д.
Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
«Повтори и подели слово» Лед-ни-ки, бо-тин-ки, ин-дю-ки и т.д.
Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
«Какой?» Ягодный, вафельный, кофейный, танковый и т.д.
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
«Две» У меня две матрёшки, два индейки, две наклейки и т.д.
Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
«Много чего?» Много блюд, много книг, много яхт и т.д.
Односложные со стечением в конце слова (зонт).
«Нет чего?» Нет клинка, нет плитки, нет флейты и т.д.
Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
«Что делаешь?» Я нахожу кнопку. Я покупаю продукт. и т.д.
Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
«Кого (что?) видишь?» Я вижу черепаху. Я вижу пианино. и т.д.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
Слоговые дорожки (ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след дорожки).
Слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме - ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом или нужный этаж).
«Дом - замок - избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках).
«Доскажи слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, ША _ ; ША _ _)
«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются).
«Телевизор» (На экране появляются гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы О А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
IV. Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
«Подбери предмет и повтори» (Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, горячий … (чай), круглый … (мяч), трусливый … (заяц) и т.д.
«Снежный ком» (ребёнок рисует круги по количеству слов в предложении. Например: Самолёт. Летит самолёт. Летит быстрый самолёт. Летит быстрый, белый самолёт.).Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
Помните, вся работа над слоговой структурой слова осуществляется последовательно - переход к более сложной слоговой структуре осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Используйте в своей практике предложенные методы и приёмы развития слоговой структуры слова, ведь именно вы вносите ощутимый вклад в развитие личности своего ребёнка.

Мастер – класс для воспитателей на тему:

«Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».

Учитель – логопед: Чайченко М.А.

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.

1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.

2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.

3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

4.Побудить воспитателей к использованию в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям с детьми.

Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с предметами, ноутбук, дидактические игры.

Ход мастер – класса.

    Организационный момент. Объявление темы мастер- класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сейчас, как правило, я должна объявить тему мастер- класса, но мне очень бы хотелось подвести вас к формулировке этой темы. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

АВТОБУС - «татобу»

ПОМИДОР - «мидор»

КАСТРЮЛЯ - «кастуля»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова. Ну и соответственно тема нашего мастер – класса «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».

Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов. Практика показывает: для развития слоговой структуры слова нужен "фундамент" - хорошо развитое слуховое внимание и чувство ритма. Предлагаются некоторые игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.

При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребёнок способен оценить правильность не только своего, но и чужого высказывания.

При нормальном речевом развитии дети трех лет должны воспроизводить за педагогом слова, состоящие из 1-3 слогов (дом, коса, малина).

Дети 4-5 лет произносить различные типы слов: простые – из открытых слогов без стечения согласных, более сложные – из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине и в конце слова (пуговица, сковорода, милиционер, парикмахер).

После 5 лет дети должны произносить предложения с большой концентрацией сложных слов (строители работают на строительстве высотного дома.).

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, мотивационной сферы ребенка. А также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.

В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии в последствии у школьников. У детей наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «он» – слон, «кассета»- конфета; перестановки и выпадение слогов – «ходиник»- холодильник, «скородова» – сковорода; появление лишних букв или слогов в слове – «птипца» – птица, «апстобус»- автобус.

Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:

Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;

Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;

Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;

Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуковой наполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - игры и, следовательно, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

4.Практическая часть.

Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

Игра «Гусеница»

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.

Игра «Построй башню».

Цель: научить определять количество слогов в слове и сравнивать слова между собой.

Современные детские конструкторы - это безграничный простор фантазии не только для ребенка, но и для педагога. Ребятам предлагаются предметные картинки со словами разной слоговой структуры. По количеству слогов в слове дети строят башню из деталей конструктора. Затем сравнивают башни и определяют, какое слово самое большое, какое самое маленькое.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Закрепление правильного произношения слов, контроль правильного слогового состава.

Ход: В мешочек опускаются игрушки (картинки) маленькие предметы, ребёнок вынимает игрушку (картинку) и называет. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается игрушка (картинка). В конце игры подсчитывают количество игрушек (картинок), у кого больше тот выиграл.

Игра «Угадай словечко»

Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Игра «Ребусы»

Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.

Игра «Дикие и домашние животные» (интерактивная)

Цель игры: закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные», активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: предлагаю детям назвать диких и домашних животных так, в слове, у которых имеется один слог, затем – два слога и т.д.

5.Рефлексия.

Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).

1. Что я сегодня узнала нового?

2. Что для меня было интересно?

3. Я приобрела…

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Что меня удивило?

7. Что я возьму для своей работы?

Особенности работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова

Основной контингент детей, попадающих на школьный логопункт – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дети с ОНР.

Дети с ОНР относятся к детям группы риска в овладении письменной речью. Исследования речевых нарушений младших школьников с ОНР, которые были проведены Т.А. Фотековой и Т.В.Ахутиной, показали, что даже к 3 классу чтение, письмо и даже связная речь у данной категории детей значительно отстает от нормы. Это говорит о том, что не устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом. В связи с этим, как нам кажется, нужна целенаправленная работа по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся 1-х классов в условиях школьного логопункта. У детей с недоразвитием речи часто нарушена в той или иной степени слоговая структура слова. Ряд авторов (И.А.Сикорский, А.Н. Гвоздев, Н.Х.Швачкие) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи – особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков.

Маркова А.К. выделила 13 классов слов с различными типами слогов.

1 класс – двуложные слова из 2-х открытых слогов: у-ха, Лу-жа, ва-та;

2 класс – трехсложные слова из 3-х открытых слогов: ло-па-та, ка-на-ва, ма-ли-на;

3 класс – односложные слова: дом, лак, кот, лук;

4 класс 0 двусложные слова с одним закрытым слогом: пе-тух, ба-тон, ли-мон;

5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова и с открытым слогом: лен-та, бан-ка, пал-ка, кош-ка;

6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: зон-тик, ком-пот, фон-тан;

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: те-ле-фон, ба-ра-бан, ко-ло-дец, те-ре-мок;

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: бан-ти-ки, кон-фе-та;

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и с закрытым слогом: ра-бот-ник, ка-мен-щик, ча-сов-щик, ка-лен-дарь;

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: лам-поч-ка, сол-ныш-ко, зер-ныш-ко;

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: хлеб, крот, волк, танк;

12 класс – двусложные слова с открытым слогом и двумя стечениями согласных: клет-ка, кром-ка, кляк-са, труб-ка;

13 класс – 4-х сложные слова с открытыми слогами: че-ре-па-ха, па-ро-хо-ды, са-мо-ле-ты, бу-ра-ти-но;

Специально для алаликов А.К.Маркова выделяет) класс – двусложные слова с однородными согласными: ба-ба, ма-ма, па-па;

Также Маркова выделяет 3 модели слоговой структуры слова, которые включают в себя слова с различными типами слогов.

1) слова, которые состоят из открытых слогов (0,1,2,13 классы);

2) слова, включающие стечение согласных в начале и середине слова + открытый слог (5,8,10,12 классы);

3) слова, включающие стечение согласных и закрытый слог (3,4,6,7,9,11 классы).

В логопедии несколько типов нарушения слоговой структуры слова:

* усечение (элизм), когда усекается слогообразующая гласная или один или несколько слогов (телевизор-телевизор);

* з астревание на произнесении какого-то одного слога (несудорожное повторение) – (персеверация) (ва-ва-варабей);

* уподобление одного слога другому: ягоды- ядоды, (антиципации –предвосхищение);

* добавление лишней слогообразующей гласной при стечении согласных: тырава.. (итерация);

* перестановка слогов (мотолок- молоток) (здесь страдает слуховая память на линейный ряд);

* слияние 2-х слов в одно или частей двух сов в одно слово: бабаня (баба Аня), (контаминация).

Таким образом, мы видим, что нарушение слоговой структуры слова – очень стойкий дефект и коррекция его ведется на всем протяжении логопедической работы.

Отсюда задача логопеда:

во-первых, научить детей четко воспринимать слово и воспроизводить его в соответствии с точным количественным слоговым составом и

во-вторых , научить правильному слитному произношению слова в полном объеме его слого-звукового состава с четким выделением ударного слога.

В практической работе по развитию способности правильно произносить слова наблюдается определенная этапность.

На 1 этапе накапливаются представления о количественном слоговом составе слова, на 2 этапе – отрабатываются навыки практического овладения слого -ритмической мелодией слова.

3) Прослушать слоги. Записать гласные звуки (ты, ла, мо, ну, си).

4) Прослушать слова. Записать гласные буквы (ваза, сова, мыло).

5) Запиши только первый звук (лак, мак, ухо, Оля, мир…)

6) Разложи картинки в 3 столбика:

1-ый столбик – слова в один слог

2-ый столбик – в 2 слога

2-ий столбик – в 3 слога.

7) К заданному слогу добавить другие, чтобы получились слова; запиши их.

Ня ва

Со ва Сло ги

Лить ны

8) Измени слово так, чтобы получилось 2 слога, 3 слога.

Например: дом-дома, домик, домики.

Сад-сады, садики.

9) Отхлопай количество слогов в слове.

10) Прочитай слова. Раздели их на слоги. Выдели гласный звук.

11) Прослушай слова, Выдели в них гласные звуки. Напиши гласные в тетради по схеме: сова –о, а о а

12) Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру ех. Малина, леса, мак (3,2,1).

14) Выделите первый слог из названий картинок и запишите его.

15) Объедините слоги в слова, прочитайте полученное слово, запишите его в тетрадь лу-на, лу-жа, жа-ба, у-хо;

16) Определите пропущенный слог в слове с помощью картинки. Запишите полученное слово –буз, гу-, ли-, -нал, ма-на.

17) Спишите слова, разделяя их на слоги машина, шапка, парта, пенал.

18) Спишите слова, вставляя пропущенные гласные буквы.

19) Прочитайте разрозненные слоги, составьте слова (можно по тематическим группам: «Животные», «Растения», «Мебель», «Школа»).

20) Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

21) Из букв данного слова придумай другие ех крапива (ива, кары, парк, пар, рак, Ира).

22) Упражнение «Подскажи конец словечка» (перед учеником 2-3 карточки со слогами. Например, ва, га, да. Логопед произносит слово, не договаривая последний слог. Учащийся должен найти и прочитать конец слога.

ех. клюк- ва, коро-ва

Бума- га, берло- га

Пого- да, приро- да

23) «Подскажи начало слова» (перед детьми карточки со слогами). Логопед записывает на доске конец слова – очки. Учащиеся должны прочитать получившиеся слова.

24) Замени цифры совами: 1,2,3

(р один ка) р? ка

(с три жка) с? жка

(вы три ) вы?

(по два л) по? л

(три буна) ? буна

(три жды) ? жды

(смор один а) смор? а

25) Догадайся сколько слов здесь написано? (насосна, шинаши, навесна, купилку, банкабан).

26) Работа со слоговыми таблицами (по Т.Г.Визель).

Таким образом, работа по формированию слогового анализа занимает в логопедической практике особое место. Слоговой анализ необходим для чтения, т.к. единицей чтения является слог, а чтению ребенок обучается раньше, чем письму.

А после того, как дети приходят к выводу о том, что слово составляется из частей (т.е. слогов) , и слово легко делится на части (слоги), т.е. они научились различению и воспроизведению слогового контура слова, их внимание привлекается к долготе его звучания и к установлению прямой зависимости долготы звучания от количества слогов в слове. Упражнения на сравнение слов по длине под мяч и на графических схемах обостряют внимание детей к живому слову. Они на слух начинают правильно выделять слово заданной долготы, даже если между словами разница в один слог и слова произносятся слитно: ех. караван-юла, ручка-катушка, утка-курица.

На занятиях с помощью детей составляется таблица – «лесенка», на которой схема для односложных слов помещается вверху. Ниже столбиком располагаются другие схемы с постепенным увеличением на один слог.

ех: Таблица – «лесенка» графических схем слогового состава слов:

Дым

_____/____вата

_____/____/_____барабан

_____/____/_____/______черепаха

Учащиеся зрительно воспринимают разницу в графических контурах схем, активно участвуют в подборе слов к схемам, сравнивают количественный слоговой состав по схемам, и это помогает им осознанно участвовать в обобщениях: «Слова бывают длинные и короткие», «В слове бывает 1,2,3,4 и более слогов», «Чем больше слогов, тем длиннее слово».

Освоение произношения и анализа слов разной слоговой структуры – процесс длительный. Успешным он становится тогда, когда каждый ребенок овладеет способом самостоятельного обследования слогоритмической структуры слова.

Список использованной литературы:

Волкова «Логопедия». М., 1989 г.

Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи». 2005 г.

О.В.Елецкая. Н.Ю.Горбачевская «Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи» С-П.2005 г.

Т.И. Дмитриева «Речевая мозаика». 1995 г.

«Игры в логопедической работе с детьми» Под редакцией В.И.Селиверстова. М., 1981 г.

Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская "Исправление недостатков произношения у школьников". М.,1969

М.Ф.Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения". М.,1989