Практическая работа № 1

по теме: « »

Цель работы:

Оборудование:

Ход работы

1. Устройство штатива

2.Устройство спиртовки

3.Посуда

4.Фильтрование

3. вложить в воронку;


«8 класс»

Практическая работа № 1

по теме: « Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами »

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: Познакомиться с устройством и основными приемами обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

Ход работы

1. Устройство штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)

2.Устройство спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)

3.Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)

4.Фильтрование

1. приготовить фильтровальную бумагу;

2. смочить фильтровальную бумагу;

3. вложить в воронку;

4. жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;

5. фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.

Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.

Практическая работа №2

по теме: « Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание »

Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.

Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.

    Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

    Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

    Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Первая помощь при ожогах:

Первая помощь при порезах:

Опыт №1. Физические явления при горении свечи.

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?

Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б ), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б ), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

Практическая работа № 3

по теме: « Анализ почвы и воды »

Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.

Инструкция по технике безопасности:

    Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

    В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Опыт №1. Механический анализ почвы.

В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку(почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б ) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Практическая работа № 4

по теме: « Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе »

Инструктаж по технике безопасности

Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, приготовлять раствор с определенной массовой долей вещества.

Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.

Порядок выполнения работы

    Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формул:

m (вещества) = m (раствора) · ω(вещества)

m (H 2 O ) = m (раствора) - m (вещества)
Расчеты приведите в отчете о практической работе.

    Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.
    Расчет приведите в отчете о практической работе.

    С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды. Перелейте воду в химический стакан.

    На лабораторных весах взвесьте вычисленную массу сахара. Всыпьте сахар стакан с водой.

    Перемешайте содержимое химического стакана до полного растворения сахара.

    Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа № 5

по теме: « Признаки химических реакций »

Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.

Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.

Инструкция по технике безопасности:

    Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров.Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

    Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

    Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

    Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

    Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

    Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

    Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Опыт №1 Прокаливание медной проволоки.

Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную поволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время уберите проволоку из пламени. Что наблюдаете?

Опыт №2 Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой.

Положите в небольшой химический стакан немного карбоната натрия. Налейте в химический стакан столько соляной кислоты, чтобы карбонат натрия покрылся ею. Что наблюдаете?

Зажгите лучину и внесите ее в стакан. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №3 Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.

Положите в пробирку немного хлорида аммония. Налейте в пробирку столько раствора гидроксида натрия, чтобы хлорид аммония покрылся ним. Тщательно встряхните. Осторожно понюхайте содержимое пробирки.

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №4 Взаимодействие сульфата меди ( II ) с гидроксидом натрия.

Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, а затем добавьте в неё 2-3 капли сульфата меди (II ). Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №5 Взаимодействие гидроксида меди ( II ) с соляной кислотой.

К гидроксиду меди (II ) прилейте немного раствора соляной кислоты. Осторожно встряхните. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №6 Горение спирта

Налейте в чашку 2 мл этилового спирта. Осторожно подожгите его. Что наблюдаете? Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №7 Разложение малахита

Насыпьте в пробирку небольшое количество малахита. Нагрейте его в пламени спиртовки. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Что делали

Наблюдения

(признак химической реакции)

Практическая работа № 6

по теме: « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей »

Цель: осуществить на практике реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; серная кислота , фосфорная кислота , цинк , железо , оксид меди (II ) , гидроксид натрия , нитрат серебра , хлорид бария , карбонат натрия , фосфат натрия , хлорид меди (II ) , фенолфталеин.

Инструктаж по технике безопасности:

Ход работы

Что делали

Опыт 1

Опыт 2

Порядок выполнения работы

Опыт 1. Осуществите реакции, характеризующие свойства раствора серной кислоты:

а) кислота + металл = соль + H 2

б) кислота + основный оксид = соль + Н 2 О

в) кислота + основание = соль + Н 2 О

г) кислота + соль = соль + кислота

Опыт 2 . Проделайте реакции, характеризующие свойства хлорида меди (II ):

а) соль + металл = соль + металл

б) соль + щелочь = основание ↓ + соль

в) соль + кислота = соль + кислота

г) соль + соль = соль + соль↓

Составьте уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.

Практическая работа № 7

по теме: « Решение экспериментальных задач »

Цель: экспериментальным путем осуществить поставленные задачи.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; сульфат меди (II ) , гидроксид натрия , хлорид бария , сульфат натрия , сульфат магния , карбонат натрия , соляная кислота , фенолфталеин.

Инструктаж по технике безопасности

Ход работы

Что делали

Наблюдения и уравнения химических реакций

Вывод о типе химической реакции

Опыт 1.

Опыт 2.

Порядок выполнения работы

Опыт 1. Осуществите реакции, схемы которых даны:

а) Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4

б) CO 3 2- + 2H + = H 2 O + CO 2

в) ОН - + Н + = Н 2 О

В таблицу запишите наблюдения и уравнения реакций в молекулярном полном и сокращенном и ионном виде.

Опыт 2. Пользуясь растворами, находящимися на столе, получите:

а) гидроксид меди (II )

б) карбонат магния

Наблюдения запишите в таблицу. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Просмотр содержимого документа
«9 класс»

Практическая работа № 1

по теме: « Осуществление цепочки химических превращений »

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы (1в.) : Сульфат магния MgSO 4 , щелочь NaOH , хлорид бария ВаCl 2 .

Реактивы (2в.) : Сульфат меди CuSO 4 , щелочь NaOH , соляная кислота HCl , Fe (скрепка).

Вариант 1: MgSO 4 – MgCl 2 – Mg (OH ) 2 - MgSO 4

Уравнения реакций

MgSO 4 +

Mg 2+ + SO 4 2- +

MgCl 2 +

Mg 2+ + 2Cl - +

Mg (OH ) 2 +

Вывод:

Вариант 2: CuSO 4 –Cu (OH ) 2 – CuO – Cu

Уравнения реакций

CuSO 4 +

Cu (OH ) 2

CuO +

Вывод:

Практическая работа № 2

В данном приложении находятся инструкции практических работ для учащихся 9-х классов.


«Практическая работа №1 - 9 кл»

Практическая работа №1

Цель работы : Опытным путем доказать амфотерность алюминия. Доказать качественный состав CaCO 3.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы:

Вариант 1

Задание 1.

Уравнения реакций

Наблюде-ния

AlCl 3 + NaOH =

NaOH + AlCl 3 =

Вывод:

Задание 2

Уравнения реакций

Al (OH )3 + НCl =

Al (OH )3 + NaOH =

Вывод:

Задание3. Доказать качественный состав CaCL 2

Уравнения реакций

CaCL 2 +

CaCL 2 +

Вывод:

Практическая работа №1

Получение соединений металлов и изучение их свойств

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Опытным путем доказать амфотерность алюминия. Доказать качественный состав FeSO 4.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы : AlCl 3, NaOH , HCl , FeSO 4, BaCl 2, K 3.

Вариант 2

Задание 1. Определить зависит ли результат реакции от порядка сливания реагентов.

Уравнения реакций

AlCl 3 + NaOH =

NaOH + AlCl 3 =

Вывод:

Задание 2 . Исследование свойств, полученного Al (OH )3.

Уравнения реакций

Al (OH )3 + НCl =

Al (OH )3 + NaOH =

Вывод:

Задание3. Доказать качественный состав FeSO 4

Уравнения реакций

FeSO 4 + K 3 =

FeSO 4 +

Вывод:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 - 9 кл»

Практическая работа №2

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы

Вариант 1: MgSO 4 – MgCl 2 – Mg (OH ) 2 - MgSO 4

Уравнения реакций

MgSO 4 +

Mg 2+ + SO 4 2- +

MgCl 2 +

Mg 2+ + 2Cl - +

Mg (OH ) 2 +

Вывод:

Практическая работа №2

Осуществление цепочки химических превращений металлов

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работ ы: Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы : Сульфат меди CuSO 4 , щелочь NaOH , соляная кислота HCl , Fe (скрепка).

Вариант 2: CuSO 4 –Cu (OH ) 2 – CuO – Cu

Уравнения реакций

CuSO 4 +

Cu (OH ) 2

CuO +

Вывод:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №3 - 9 кл»

Практическая работа №3

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы

Оборудование:

Реактивы

Ход работы

Задание 1.

Задание2. 4 .

Задание 3.

Практическая работа №3

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Закрепить теоретические знания качественных реакций на практике.

Оборудование: Штатив с пробирками, чашка для выпаривания, держатель, спиртовка.

Реактивы : Индикатор фенолфталеин, AgNO 3 , BaCl 2 , NaOH , H 2 SO 4 , HCl , NaCl , KI , ZnSO 4 .

Ход работы

Задание 1. Определить в какой пробирке какое из веществ находится NaOH , H 2 SO 4 , HCl .

Задание2. Привести качественные реакции для веществ NaCl , KI , ZnSO 4 .

Задание 3. Получить из CuO , Cu SO 4 , и CuSO 4 ∙5H 2 O .

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №5 -9 кл»

Практическая работа №5.

Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств.

Цель работы: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Оборудование: ________________________________________________________________

Реактивы:

Название

Химическая формула

Соляная кислота

Известковая вода

Карбонат натрия

Меры предосторожности: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ход работы: Оформите результаты работы в виде таблицы

Название опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Уравнение химической реакции

(в молекулярном, полном, сокращённом ионном виде)

Получение углекислого газа и изучение его свойств

CaCO 3 + HCl =

H 2 O + CO 2 ↔

Н 2 CO 3 + Ca(OH) 2 =

Опыт №2. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов

CO 2 + Ca(OH) 2 =

CaCO 3 + CO 2 + H 2 O ↔

Ca(HCO 3 ) 2 t˚C →

Опыт №3. Распознавание карбонатов

Na 2 CO 3 + HCl =

Вывод (заполните пропуски ):

Оксид углерода (IV ) в лаборатории можно получить________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Обнаружены следующие свойства CO 2:

Физические __________________________________________________________________________Химические __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

При пропускании углекислого газа через известковую воду сначала образуется _____________ карбонат кальция, который ________________ в избытке углекислого газа.

Гидрокарбонат кальция термически ____________________, при нагревании _______________ с образованием ______________________.

Все карбонаты могут вступать в реакцию с ________________ кислотами с образованием _________________, эта реакция является __________________________________________________________________________________.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №4 -9 кл»

Практическая работа № 4.(9 класс)

Тема: «Получение аммиака и изучение его свойств»

Цель: Получить аммиак и ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.

Оборудование и реактивы:

Инструкция к выполнению практической работы.

Повторите по учебнику вопросы: получение и свойства аммиака, аммиачной воды и солей аммония. После этого приступайте к работе.

Опыт №1. Получение аммиака .

Соберите прибор для получения аммиака.

В фарфоровую чашечку насыпьте четыре лопаточки хлорида аммония и две лопаточки гидроксида кальция. Смесь перемешайте лопаточкой и насыпьте в сухую пробирку. Закройте её пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки со смесью). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака и отверстие её закройте ватным тампоном.

Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция слегка прогрейте (2-3 движениями пламени), а затем нагревайте в том месте, где находится смесь. Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Обнаружив аммиак, поднесите к отверстию пробирки стеклянную палочку, смоченную раствором соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков химический состав образующихся твёрдых частиц (дыма)? Напишите уравнение реакции.

Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, осторожно снимите с газоотводной трубки, держа её вверх дном (конец газоотводной трубки сразу же после снятия с неё пробирки с аммиаком закройте кусочком мокрой ваты).

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Снова закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте её из сосуда.

Ответьте на вопросы

1. Почему пробирку со смесью веществ для получения аммиака нужно укреплять в лапке штатива наклонно с приподнятым дном?

2. Почему аммиак собирают в перевёрнутую вверх дном пробирку? Какие ещё газы можно собирать таким способом?

3. Как доказать, что в водном растворе аммиака содержатся гидроксид-ионы?

С полученным водным раствором аммиака проделайте следующие опыты.

Изучение свойств водного раствора аммиака

Опыт № 1. В пробирку налейте 2-3мл водного раствора аммиака и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Каков цвет раствора? Нагрейте этот раствор до кипения. Как изменится окраска раствора? Чем вызвано это изменение?

Опыт № 2. Налейте в пробирку 2-3мл водного раствора аммиака. Добавьте 2-3 капли фенолфталеина и приливайте по каплям раствор серной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Почему исчезла окраска? Напишите ионные уравнения реакции.

Составьте отчёт о работе. Сделайте вывод.

Название опыта.

Наблюдения. Рисунки.

Уравнения реакций

Все видеоопыты по данной работе можно посмотреть на сайте Цифровые образовательные ресурсы.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы 9 класс оборудование и реактивы»

Практические работы 9 класс

Название работы

Оборудование и реактивы

Получение соединений металлов и изучение их свойств

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы: AlCl 3, NaOH , HCl , CaCL 2, AgNO 3.

Осуществление цепочки химических превращений металлов

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы : Сульфат магния MgSO 4 , щелочь NaOH , хлорид бария ВаCl 2 .

Подгруппа кислорода

Оборудование: Штатив с пробирками, чашка для выпаривания, держатель, спиртовка.

Реактивы : Индикатор фенолфталеин, AgNO 3 , BaCl 2 , NaOH , H 2 SO 4 , HCl , NaCl , KI , ZnSO 4 .

Получение аммиака и изучение его свойств

Оборудование и реактивы: спиртовка, металлический штатив, пробка с газоотводной трубкой, лопаточка, фарфоровая чашечка, стеклянная палочка, 5 пробирок, ватный тампон, кристаллизатор, наполненный наполовину водой, фенолфталеиновая бумажка; хлорид аммония, гидроксид кальция, раствор аммиака (1%), раствор серной кислоты (1:5), раствор соляной кислоты (1:3).

Получение углекислого газа, изучение его свойств

Оборудование : штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой

Реактивы : мрамор, соляная кислота, известковая вода, карбонат натрия

Практическая работа №1.

Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

Ход работы:

ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.

ОПЫТ 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

ОПЫТ 4. Влияние температуры.

В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте

ОПЫТ 5. Влияние катализатора.

2 О 2 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Оформите работу в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?

Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.

Мg + 2HCl → MgCl 2 +H 2

Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами.

Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?

В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.

Zn + H 2 SO 4 → ZnSO 4 + H 2

Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Выделение газа идет быстрее в пробирке с порошком железа.

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.

Опыт 4. Влияние температуры.

В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.

СuO + H 2 SO 4 CuSO 4 + H 2 O

При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и скорость химической реакции.

Опыт 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н 2 О 2 , в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.

2Н 2 О 2

2Н 2 О + О 2

Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.

Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры, от присутствия катализаторов.

Практическая работа №2.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Цель: научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Задание №1. Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.

Вещество

реактив

Н 2 SO 4

NaCl

Na 2 SO 4

лакмус

красный цвет

нет изменений

нет изменений

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Н 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2-

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:

1) Соляная кислота.

Соляная кислота диссоциирует на ионы: НCl → H + + Cl -

Качественная реакция на катион водорода - лакмус. Образуется красное окрашивание.

Качественная реакция на хлорид-анион - взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.

НCl + AgNO 3 → НNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

2) Сульфат меди (II).

Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO 4 → Cu 2+ + SO 4 2-

Качественная реакция на сульфат ион - взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:

CuSO 4 + BaCl 2 → CuCl 2 + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

Качественная реакция на катион меди Cu 2+ - взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадк гидроксида меди (II):

CuSO 4 + 2NaOH → Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 ↓

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓

Вывод:

Практическая работа №3.

Получение аммиака и исследование его свойств. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака.

Цель: 1. Закрепить умение получать газы и собирать их с учетом относительной плотности по воздуху.

2. Изучить свойства аммиака и аммиачной воды, научиться получать и распознавать соли аммония.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание). Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 116-117

Название опыта

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.

В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH 4 Cl и гидроксида кальция Ca(OH) 2 . Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?

Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.

Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?

Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?

Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

рисунок ris1.jpg

Пары воды конденсируются у пробки.

Ощущается запах аммиака.

Быстрое засасывание воды в пробирку.

Появление малиновой окраски.

Са(ОН) 2 + 2NH 4 C1 СаС1 2 + 2NH 3 + 2Н 2 О

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Горлышко пробирки наклонено немного вниз, чтобы капли воды не стекали на более нагретые стенки пробирки, иначе она может треснуть.

Аммиак – газ, почти в 2 раза легче воздуха, поэтому его собирают в перевернутую вверх дном пробирку.

Аммиак очень хорошо растворяется в воде, в пробирке создается вакуум.

Среда щелочная.

Опыт 2. Взаимодействие аммиака с кислотами.

Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?

Над поверхностью растворов кислот появляется «белый дым» -кристаллический хлорид и сульфат аммония.

NH 3 + HCl → NH 4 Cl

NH 3 + H 2 SO 4 → (NH 4 ) 2 SO 4

Аммиак активно реагирует с кислотами.

Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония)

В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?

Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод, как распознать соли аммония.

Выделяется газ с резким запахом.

Она синеет.

(NH 4 ) 2 SO 4 + 2NaOH →Na 2 SO 4 + 2NH 3 + 2H 2 O

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Среда щелочная.

Качественной реакцией на соли аммония является их взаимодействие со щелочами при нагревании.

Вывод: Изучили свойства аммиака, научиться получать и распознавать соли аммония.

Практическая работа №4.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Цель: 1. Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов.

2. Научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, мрамор, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Опыт 1 . Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Стр. 158-159

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты.

Что вы наблюдаете?

Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вы наблюдаете?

Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете?

Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?

рисунок ris2

Бурное выделение газа.

Помутнение известковой воды.

Образовавшийся осадок растворяется.

Лакмус краснеет.

CaCO 3 + 2HCl →CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

CaCO 3 + 2H + →Ca 2+ + CO 2 + H 2 O

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca(HCO 3 ) 2

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca 2+ +2HCO 3 -

CO 2 +H 2 O ↔ H 2 CO 3

В лаборатории для получения углекислого газа на карбонаты действуют сильной кислотой.

Для обнаружения углекислого газа используют известковую воду.

При избытке углекислого газа нерастворимые карбонаты переходят в растворимые гидрокарбонаты.

При растворении углекислого газа образуется угольная кислота, т.о. углекислый газ – кислотный оксид.

Вывод: 1. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонаты.

2. Качественной реакцией на углекислый газ является помутнение известковой воды.

Опыт 2 . Распознавание карбонатов.

В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.

Вещество

реактив

NaCl

Na 2 SO 4

Na 2 CO 3

нет изменений

нет изменений

«вскипание» СО 2

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

Na 2 SO 4 + BaCl 2 → 2NaCl + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: 1.Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

2. Качественная реакция на карбонат-ион – взаимодействие карбонатов с сильными кислотами.

Практическая работа №5.

Определение качественного состава органического вещества.

Цель: научиться опытным путем определять качественный состав органических веществ.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробирки, безводный сульфат меди (II), оксид меди (II), вазелин, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 184

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор.

На дно пробирки поместите (с горошинку) вазелина, оксид меди (II) (возьмите в 3 раза больше), перемешайте. На внутреннюю сторону пробирки, ближе к отверстию поместите с помощью шпателя безводный сульфат меди (II) – порошок белого цвета. В пробирку-приемник налейте раствор известковой воды и опустите в нее газоотводную трубку. Прогрейте сначала всю пробирку, затем дно пробирки.

Отметьте признаки реакций, происходящих:

а) со смесью вазелина и оксида меди (II);

б) с белым порошком сульфата меди (II);

в) с известковой водой.

рисунок ris3

а) Образование красного налета на смеси вазелина и оксида меди (II).

б) Белый порошок CuSO 4 приобретает голубой цвет.

в) Известковая вода мутнеет.

С 15 Н 32 + 46CuO →15CO 2 + 16H 2 O + 46Cu

CuSO 4 +5Н 2 О→ CuSO 4 ·5Н 2 О

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

.

Происходит восстановление CuO до меди. CuO – окислитель, вазелин – восстановитель.

При окислении вазелина CuO образуются пары воды, которая реагирует с безводным CuSO 4 . Т.о. вазелин содержит водород.

При окислении вазелина CuO образуется углекислый газ, который реагируют с известковой водой. Т.о. вазелин содержит углерод.

Вывод: В состав вазелина входят атомы углерода и водорода, т.к. в результате окисления вазелина оксидом меди (II) образуются углекислый газ и вода.

Практическая работа №6.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

1 вариант: штатив для пробирок, пробирки, железо, растворы азотной кислоты, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида калия, карбоната калия, хлорида меди (II), хлорида железа (II) сульфата никеля (II), нитрата серебра.

2 вариант: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной и соляной кислоты, хлорида железа (III), гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
  • Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
  • Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 255

I вариант

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения:

Fe → FeSO 4 → Fe (OH) 2 → Fe(NO 3 ) 2

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. В раствор серной кислоты поместим железные стружки.

Выделение газа.

Fe + Н 2 SO 4 →FeSO 4 + Н 2

Fe + 2Н + →Fe 2+ + Н 2

2. Через некоторое время добавим к полученному раствору несколько капель щелочи.

Образуется зеленоватый студенистый осадок.

FeSO 4 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

3.

Осадок растворяется. Уравнения реакций

1. К раствору сульфата никеля (II) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок светло-зеленого цвета.

NiSO 4 + 2NaOH → Ni(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Ni 2+ + 2OH - → Ni(OH) 2

Осадок растворяется.

Ni(OH) 2 + 2HCl → NiCl 2 + 2H 2 O

Ni(OH) 2 + 2H + → Ni 2+ + 2H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи.

Изменений нет.

Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: KCl, K 2 CO 3 , CuCl 2 , FeCl 2. ↓ голубой студенистый

Fe(OH) 2 ↓ зеленоватый студенистый

HCl

нет изменений

«вскипание» СО 2

AgNO 3

AgCl↓

белый

творожистый

№ пробирки:

CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2

FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

K 2 CO 3 + 2HCl → 2KCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

KCl + AgNO 3 → KNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

II вариант:

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

FeCl 3 → Fe(OH)

2. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется, образуется раствор желтого цвета.

Fe(OH) 3 + 3HNO 3 → Fe(NO 3 ) 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. К раствору нитрата железа (III) добавим несколько капель роданида калия.

Появление кроваво-красного окрашивания.

Fe(NO 3 ) 3 + 3KCNS → Fe(CNS) 3 + 3KNO 3

Fe 3+ + 3CNS - ↔ Fe(CNS) 3

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2. Приготовьте гидроксид железа (III) и исследуйте его свойства.

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. К раствору хлорида железа (III) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок бурого цвета.

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к полученному осадку добавим раствор соляной кислоты.

Осадок растворяется.

Fe(OH) 3 + 3HCl → FeCl 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи, нагреем.

Осадок растворяется.

t

Fe(OH) 3 + 3NaOH → Na 3

Fe(OH) 3 + 3OH - 3-

Вывод: Гидроксид железа (III) – осадок бурого цвета, проявляет амфотерные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na 3 PO 4

Fe(OH) 3

бурый

Zn(OH) 2

белый

нет изменений

AgNO 3

Ag 3 PO 4

желтый

AgBr↓

желтоватый

творожистый

№ пробирки:

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

ZnSO 4 + 2NaOH → Zn(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Zn 2+ + 2OH - → Zn(OH) 2

Na 3 PO 4 + 3AgNO 3 → 3NaNO 3 + Ag 3 PO 4

3Ag + + PO 4 3- → Ag 3 PO 4

NaBr + AgNO 3 → NaNO 3 + AgBr↓

Ag + + Br - → AgBr ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.


9 класс. Практическая работа № 1. ПОЛУЧЕНИЕ АМФОТЕРНОГО ГИДРОКСИДА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО СВОЙСТВ. Ход работы. А) Выполнить опыты и оформить работу. ОПЫТ 1. Получение гидроксида алюминия. В пробирку налить небольшое количество хлорида алюминия и по каплям прилить к нему гидроксид натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Опыт проделать трижды. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 2. Взаимодействие с кислотами. К гидроксиду алюминия аккуратно по каплям прилить раствор азотной кислоты. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 3. Взаимодействие со щелочами. К гидроксиду алюминия аккуратно по каплям прилить гидроксид натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 4. Разложение нерастворимых гидроксидов. Аккуратно прогрейте пробирку с гидроксидом алюминия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Б) Сделать заключительный вывод по всей работе. В) Убрать рабочее место.

9 класс. Практическая работа № 1. ПОЛУЧЕНИЕ АМФОТЕРНОГО ГИДРОКСИДА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО СВОЙСТВ. Р Е А К Т И В Ы И О Б О Р У Д О В А Н И Е. 3 пробирки, асбестовая сетка, колпачок, спички, стакан для мусора, горючее, пробиркодержатель, AlCl3, NaOH, HNO3.

9 класс. Практическая работа № 2. РАСПОЗНАВАНИЕ КАТИОНОВ МЕТАЛЛОВ. Ход работы. А) Выполнить опыты и оформить работу. ОПЫТ 1. Распознавание Na+ На медной проволочке в пламени горелки прогреть кристалличес­ кую соль хлорида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 2. Распознавание Са2+ В пробирку налить раствор хлорида кальция и прилить к нему раствор карбоната натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 3. Распознавание Ва2+ В пробирку налить раствор хлорида бария и прилить к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 4. Распознавание Аg+ В пробирку налить раствор соляной кислоты и прилить к нему каплю нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 5. Распознавание Al3+ В пробирку налить раствор хлорида алюминия и прилить к нему по каплям раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 6. Распознавание Fe2+ В пробирку налить раствор хлорида железа (II) и прилить к нему раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 7. Распознавание Fe3+

В пробирку налить раствор хлорида железа (III) и прилить к нему раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Б) Сделать заключительный вывод по всей работе. В) Убрать рабочее место. 9 класс. Практическая работа № 2. РАСПОЗНАВАНИЕ КАТИОНОВ МЕТАЛЛОВ. Р Е А К Т И В Ы И О Б О Р У Д О В А Н И Е. 6 пробирок, медная проволочка, асбестовая сетка, горючее, колпачок, спички, стакан для мусора, пробиркодержатель, NaCl (крист.), CaCl2, Na2CO3, BaCl2, H2SO4, AgNO3, HCl, AlCl3, NaOH, FeCl2, FeCl3.

9 класс. Практическая работа № 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИМ ПУТЁМ ЦЕПОЧЕК ПРЕВРАЩЕНИЙ. 1 вариант. CuSO4  Cu(OH)2  Cu(NO3)2  CuO Реактивы и оборудование: асбестовая сетка, колпачок, горючее, спички, стакан для мусора, пробиркодержатель, 3 пробирки, CuSO4, NaOH, HNO3. 2 вариант. AlCl3  Al(OH)3 Al2(SO4)3  Na Реактивы и оборудование: 3 пробирки, AlCl3, NaOH, H2SO4. 3 вариант. FeSO4  Fe(OH)2  FeO  FeCl2 Реактивы и оборудование: асбестовая сетка, колпачок, горючее, спички, стакан для мусора, пробиркодержатель, 3 пробирки, FeSO4, NaOH, HCl. 4 вариант. Fe2(SO4)3  Fe(OH)3 FeCl3

 Fe2O3 Реактивы и оборудование: асбестовая сетка, колпачок, горючее, спички, стакан для мусора, пробиркодержатель, 3 пробирки, Fe2(SO4)3, NaOH, HCl. 9 класс. Практическая работа № 8. РАСПОЗНАВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ АНИОНОВ. Ход работы. А) Выполнить опыты и оформить работу. ОПЫТ 1. Распознавание Cl­­ К раствору хлорида натрия прилить небольшое количество нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 2. Распознавание SO4 В пробирку налить раствор сульфата натрия и прилить к нему раствор хлорида бария. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. 2­­ Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 3. Распознавание СО3 В пробирку налить раствор карбоната натрия и прилить к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. 2­­ Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 4. Распознавание РО4 В пробирку налить раствор фосфата натрия и прилить к нему каплю нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. 3­­ Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 5. Распознавание SiO3 В пробирку налить раствор силиката натрия и прилить к нему по каплям раствор серной кислоты.. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. 2­­

Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 6. Распознавание I­­ В пробирку налить раствор иодида натрия и прилить к нему раствор нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 7. Распознавание Br­­ В пробирку налить раствор хлорида бромида натрия и прилить к нему раствор нитрата серебра. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ­­ ОПЫТ 8. Распознавание NO3 В пробирку налить небольшое количество нитрата натрия и прилить к нему небольшое количество концентрированной серной кислоты и медь. Аккуратно подогрейте пробирку. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 9. Распознавание S2­­ В пробирку налить раствор сульфида натрия и прилить к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы ОПЫТ 10. Распознавание ОН­­ На индикаторную бумажку капнуть каплю гидроксида натрия. Что наблюдаете? Результаты опыта оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Б) Сделать заключительный вывод по всей работе. В) Убрать рабочее место.

9 класс. Практическая работа № 8. РАСПОЗНАВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ АНИОНОВ. Р Е А К Т И В Ы И О Б О У Д О В А Н И Е. 9 пробирок, индикаторная бумага, стакан с водой, стеклянная палочка, асбестовая сетка, горючее, спички, стакан для мусора, колпачок, пробиркодержатель, NaCl, Na2SO4, Na2CO3, Na3PO4, Na2SiO3, NaI, NaBr, NaNO3, Na2S, NaOH, AgNO3, BaCl2, H2SO4, H2SO4 (конц.), Cu.

9 класс. Практическая работа № 9. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ. Опыт 1. Получить нитрат меди (II) двумя различными способами. Записать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. Результаты опытов оформить в таблицу. Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Опыт 2. Доказать качественный состав кислот: 1 вариант: соляная кислота 2 вариант: серная кислота 3 вариант: фосфорная кислота. Записать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. Результаты опыта оформить в таблицу.

Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы Опыт 3. Практическим путём осуществить цепочку превращений: Mg Записать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. Результаты опытов оформить в таблицу. Mg(OH) MgCl Mg(NO 3)2 → 2 → → 2 Рисунок опыта Уравнения реакций Выводы  Сделать заключительный вывод по работе.  Убрать рабочее место. 9 класс. Практическая работа № 9. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ. О Б О Р У Д О В А Н И Е И Р Е А К Т И В Ы. CuO, HNO3, CuCl2, NaOH, Mg, HCl, 1 вариант: индикаторная бумага, стакан с водой, стеклянная палочка, AgNO3. 2 вариант: индикаторная бумага, стакан с водой, стеклянная палочка, BaCl2, H2SO4. 3 вариант: индикаторная бумага, стакан с водой, стеклянная палочка, AgNO3, H3PO4.

Описание материала : Представлены разработки всего практического курса по химии в 9 классе (Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара). Даны образцы оформления практических работ с возможными ответами учеников, инструктивные карточки к практическим работам. Каждая практическая работа сопровождается правилами техники безопасности. Курсивом выделены предполагаемые ответы учащихся.

Список использованной литературы:

1. Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. Химия. - М.: Вентана - Граф, 2011.

2. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций и рекомендаций. - М.: Аркти, 2002.

3. Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2007.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3