Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха
Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.
Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С», магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.
Ход занятия.
Организационный этап
Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»
Логопед произносит ряд слов со звуком «С»: сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.Дети угадывают и отвечают, что это звук «С». На магнитной доске появляется буква «С», открываются предметные картинки на звук«С».
Введение в тему занятия
Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».
Этап повторения пройденного материала
Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С»?
В царстве гласных или согласных звуков?»
Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.
Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»
Дети отвечают, что это свистящий звук.
Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С»?»
Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».
Логопед: «Молодцы!»
На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.
Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):
- в начале слова (санки, сумка);
- в середине слова (носки, лиса);
- в конце слова (ананас, автобус)».
Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.
Логопед: «Молодцы!»
Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия
Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С»».
Развитие слухового внимания.
а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.
Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С», запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):
са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – сасэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су
сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – щасо – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со
б). Запоминание слов на заданный звук.
Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С»:
Солнце село за селом;
Спят синицы, сойки спят,
Спит в воде усатый сом,
Видит сладкий, сладкий сон.
Спит лиса и зайка спит,
Ветер лишь один свистит».
2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц.
Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С» и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С». Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».V. Физкультминутка.
А сегодня у зимы новоселье,
Пригласила она на веселье.
Дом построен из сугроба,
А какой он вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога,
А какой он ширины?
Вот такой ширины.
VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.
1. Развитие слухового внимания.
Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».2. Различение сходных по звучанию звуков.
Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите
на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С»».
Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист».
3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.
Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:
На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.
А кокосы высоко, а кокосы далеко».
VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.
Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»
Дети отвечают: «Согласный звук «С»».
Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!
Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.


Приложенные файлы

Разделы: Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимание его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.

В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с детскими церебральными параличами (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), умственно отсталые дети. Учащиеся-логопаты имеют речевые диагнозы – общее недоразвитие речи II-III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи, дисграфия, в сочетании с дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием. Отсюда, основной педагогической идеей моей работы является – помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым, обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Для меня, как учителя-логопеда спецшколы, главной задачей воздействия является создание соответствующих условий, т.е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ученика, страдающего тем или иным нарушением речи. В процессе своей работы я предусматриваю развитие сенсорных функций, развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимание; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а так же коррекцией социальных отношений. При коррекции речевых расстройств у детей я опираюсь на учение о взаимодействии речи и мышления, на теоретическое положение о соотношении общих и специфических закономерностей в развитии аномального ребенка, связи развития речи с деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе психического и речевого развития, о движущих силах психического развития.

Я стремлюсь сделать основной задачей обучения и воспитания моих учеников - интеграцию их в жизнь школы, класса, а затем адаптацию их в социуме. Ориентация на нормально развивающихся детей служит исходной точкой коррекционно-логопедического обучение. Систематическую логопедическую работу я направляю на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития я строю так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний.

Я провожу глубокое обследование устной речи и психических функций учащихся. Углубленное обследование имеет цель - распознавание, качественный анализ дифференциация отклонений в речевом развитии. Логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию ребенка с нарушениями речи, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений, чем раньше и точнее мной будут выявлены индивидуальные проблемы в речевом развитии, тем больше времени будет для их коррекции.

Для того, чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников с речевыми нарушениями, мне необходимо иметь четкое представление о проявлении основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

На основании имеющихся фактов логопедического обследования и их осмысления, я определяю прогноз дальнейшего развития ребенка, выявляю основные направления коррекционной работы с ним, решаю вопрос о его индивидуальном образовательно - коррекционном маршруте, я реализую в различных формах:

Индивидуальные занятия;

Групповые занятия;

Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями.

Выбор организационной формы зависит от характера дефекта, степени его выраженности, от психосоматического состояния ребенка.

Я, в своей работе, систематически провожу совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим направлениям:

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

Коррекция дефектов произношения;

Развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

Формирование и расширение лексической стороны речи;

Практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

Формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Кроме того, используются упражнения по развитию речемыслительной деятельности психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, восприятия, памяти и др.). Задания, упражнения, которые я предлагаю, должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентированна на добровольное включение ученика в деятельность. Создаются такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, непосильные задания.

Я повышаю мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций, повышения значимости оценивания выполненных заданий, условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

С каждым годом число детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи в нашей школе увеличивается. Развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе.

Д.Б. Эльконин отмечает, что “от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующие усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии”.

При обучении школьников звуковому анализу, как предпосылке обучения чтению и письму, начинается сознательное оперирование звуковой стороной языка, его элементами и их отношениями. Исходя из этого следует, что успех обучения ребенка в начальных классах во многом определяется тем, как он овладевает звуко – буквенным анализом, базирующимся на четких, устойчивых, достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Недостаточная ориентировка в “звуковой действительности языка”, несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. Это наблюдается при недоразвитии устной речи у детей.

В этих случаях коррекция произношения, достигается при помощи одной лишь выработки артикуляционных навыков и обладает минимальным развивающим действием. Коррекция произношения не создает готовности к усвоению грамоты: для этого необходимо одновременно с выработкой нормальной артикуляции звука, работать над звуковым составов слова, учить производить наблюдения над речью, формировать фонематические и морфологические обобщения. В результате такого подхода дети приобретают не только навыки правильного произношения, но и способность к успешному усвоению грамоты и правописания.

Звуковой анализ формируется постепенно, как всякое учебное действие. При этом само действие остается одним и тем же – меняется только степень его осознания, степень сокращенности и обобщенности операций, посредством которых оно осуществляется. Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фонематического восприятия.

При осуществлении коррекционного обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, я учитываю закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Исходя из целей и задач логопедического воздействия, первым этапом работы является развитие фонематического восприятия. Так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия я начинаю осуществлять с самых первых этапов работы. Вначале на материале неречевых звуков, а затем постепенно охватываются все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий я провожу работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Это позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Очень важно, чтобы ребенок умел опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка необходимо специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладеет. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.Б. Чиркина всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы делят на этапы. Я, в своей работе, опираюсь на данный учебник, использую те же этапы.

Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, я провожу в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, я перехожу к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ученика максимально ограничить или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривание ученика подключается на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

Для детей с патологией речи требуются специальные методы и способы обучения, предполагающие дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапная автоматизация полученных навыков. Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности, считаю использование компьютера. Применение компьютера на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными, интересными, дает возможность управлять учебно – познавательной деятельностью каждого ученика, оперативно вносить соответствующие коррективы. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью. А это фактор, обеспечивающий более активный режим обучения.

Логопедические занятия я строю с учетом принципа развития динамичности восприятия, что предполагает построение логопедического занятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Я разрабатываю задания, при выполнении которых у школьников возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию логопата, расширению его возможностей и способностей, а кроме того, развитию механизма компенсации различных психических и речевых функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Моя задача, как логопеда, заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

Данное логопедическое занятие разработано для детей, имеющих недостаточную сформированность фонематических процессов, отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи, затруднения в воспроизведении логико-грамматических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением.

Основными задачами занятия является: умение выделять гласные звуки, воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, объяснять прямой и переносный смысл фразеологических выражений, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ; корригировать внимание, логическое мышление, развивать пространственную ориентацию.

Занятие основано на принципе поэтапного формирования умственных действий: т.е. от наглядно-действенного и наглядно-образного к организации действий во внутреннем плане, программирование речевого высказывания, реализация высказывания. В процессе беседы и упражнений логопед осуществляет контроль за речевыми высказываниями детей, определяя для себя их уровень.

Организационный момент занятия имеет цель - сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на учебную деятельность. Поэтому включаются упражнения на развитие внимания, пространственную ориентацию. При развитии пространственных представлений обращается внимание на умение ученика ориентироваться в схеме собственного тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в окружающем пространстве.

У наших детей отмечается нарушение регуляции мышечного тонуса, недостаточное развитие ручной моторики, речевой моторики. Недостаточное взаимодействие ручной и речевой моторики - эти логопаты нуждаются в речевой зарядке. Вследствие этого в занятие включена речевая зарядка.

К каждому этапу занятия я даю инструкцию, т.е. конкретное задание учащимся по его восприятию. Инструкции стимулируют учеников к активной работе, нацеливают на анализ воспринимаемого объекта, определяют направление их деятельности, стимулируют познавательные процессы. Логопед должен давать конкретные задания учащимся по его восприятию, определив направление серией вопросов, заданий.

Весь речевой материал подбирался так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Так при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Так как, речь младших школьников бедна устойчивыми сочетаниями слов, дети не понимают значений некоторых оборотов, встречающихся в текстах для чтения, - на занятии они знакомятся с новыми фразеологическими оборотами, наблюдают за их особенностями, объясняют их значение. Большое внимание на занятии уделяется совместному поиску – рассуждению, который способствует развитию словесно-логического мышления.

На этапе - итог урока, суммируется учебная деятельность каждого ученика.

Главным условием эффективности является деятельность логопатов. Самостоятельная работа ученика, поиск вариантов ответов, упражнения, осмысление – это делает процесс обучения процессом психического развития ребенка.

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство - пресс”, 1998 г.
  2. Хватцев М.Е. “Логопедия”. Санкт-Петербург, “Дельта”. Масква, “Аквариум”, 1996 г.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.
  4. Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитесь правильно говорить. Москва, “Просвещение”, 1992 г.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  6. Логопедия, под редакцией Волковой Л.С. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  7. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, Организация логопедической работы в школе, “Сфера”, Москва, 2005 г.

Екатерина Порошина
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа)

Тема «Волшебные звуки » (образовательная область «Речевое развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие » , «Социально-коммуникативное развитие , «Физическое развитие » )

Цели : развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Формирование умения различать речевые и неречевые звуки

Воспитывать у детей слуховое и зрительное внимание и память;

- Развивать память , логическое мышление.

Коррекционно-развивающие :

- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков

Знакомить детей с органами артикуляции;

- Развивать артикуляционную моторику и общую моторики;

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала;

Воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи – работа в паре;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Воспитывать желание активно работать на занятии .

Формировать информационную культуру у детей через использование ИКТ на занятии .

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие

Логопед : Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам «Привет!» .

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Логопед : Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие , мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать. (логопед берет в руки куклу Гуся)

Кукла гусь : Сейчас я Ванечку схвачу

И награду получу

Отнесу его Яге

Той, что на одной ноге

Дети : Гуси - лебеди

Логопед : Правильно гуси - лебеди.

Кукла Аленушка : Ваня, братик,где ты мой

Я уже пришла домой.

Ой, беда, ой помогите

Гуси, братика верните!

Улетели гуси прочь

Кто же сможет мне помочь?

Логопед : Ребята, Аленушки просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?

Ребята, а как нам попасть в сказку? (ответы детей) . Правильно нужны волшебные слова . Я вас поведу по сказке, давайте скажем волшебные слова , которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их :

Ать-ать-ать – начинаем мы играть.

Ес-ес-ес –ждет нас множество чудес!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза) .

2. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков .

Игра «Отгадай звуки природы »

Логопед : Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки . Давайте мы послушаем и скажем, какие звуки слышите вы (звуки природы , животных, птиц) . Это были неречевые звуки . А как вы думаете какие звуки еще бывают ? (дети : речевые) . Правильно звуки , которые произносит человек называются речевые.

3. Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков .

Игра на интерактивной доске «корзиночка с яблоками»

Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня) .

Логопед : давайте послушаем какое задание приготовила нам яблоня (работа с интерактивной доской - нужно положить в корзинку только те яблочки, в которых есть звук О ).

(Ребенок подходит к доске, и раскладывает яблочки в корзинку) .

4. Развитие фонематического слуха на материале слогов

Игра «повтори за мной»

Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает, куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые , а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню? А вот и рыбки с заданиями (дети ловят рыбок удочкой)

Логопед : рыбка хочет проверить, хорошо ли вы слышите все звуки . Через речку перепрыгнет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок (садятся на коврик)

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.

5. Динамическая пауза.

Логопед : Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти, давайте выполним следующее упражнение (логопед произносит слова , показывая движения) .

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (3 раза) .

6. Знакомство с органами артикуляции, артикуляционная гимнастика

Вот дошли мы с вами до печки.

Смотрите, ребята рядом с печкой кто-то сидит, может он нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели.

Ежик : может и подскажу, но сначала ответьте на такой вопрос : С помощью чего мы произносим звуки ?

Дети : Чтобы произносить звуки , нам нужен рот

Ежик : Рот – это домик звуков (демонстрация картинки) .

В домике этом – Красные двери,

Рядом с дверями – Белые звери.

Красные двери это что? А что такое белые звери?

Дети : Это губы и зубы.

Логопед : И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков . Отгадайте, о чём идёт речь.

Всегда во рту, да не проглотишь.

Если б не было его – не сказал бы ничего.

Дети : язык

Логопед : Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

Артикуляционная гимнастика.

Ежик : И для правильного произношения звуков обязательно надо делать зарядку для язычка и губ.

(Дети подходят к зеркалу и повторяют упражнения)

«Лопаточка»

Язычок наш, как лопатка :

Закруглённый, плоский, гладкий (Широкий язык высунуть, расслабить, подложить на нижнюю губу)

«Щетка – сметка»

Щеткой кухню подмету,

Наведу там частоту.

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык, двигать вправо, влево, не убирая его в глубь рта)

«Качели»

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать)

«Лошадка»

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости (открыть рот, щелкать языком, не закрывая рта)

Молодцы справились с заданием.

7. Развитие фонематического слуха в словах .

Игра «Верно или нет?»

Логопед : Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.

На опушке, на дорожке

Стоит дом на курьих ножках

Что это? (избушка)

Посмотрите, кто сидит рядом с избушкой?

(Рядом с избушкой мышка) .

Логопед : Мышка норушка помоги нам Иванушку вернуть.

Подготовила и она для нас задание. Послушайте, что здесь написано. Каждый звук важен , когда мы произносим слово.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас – означено словами.

Логопед : мышка хочет, чтобы вы правильно ее называли и никогда не путали с другими словами. Я буду называть ее, но правильно назову только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.

Логопед : шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка

Логопед : Вот видите, один или несколько звуков изменили , и уже не то слово получается.

Молодцы ребята, и с этим заданием справились.

8. Развитие фонематического восприятия в словах .

Работа в тетради. Упражнение «Что здесь лишнее?» .

Но посмотрите, в окошке сидит Иванушка. И решает задание в тетради, которое баба яга ему дала. Давайте поможем Ванечке, и спасем его от бабы яги.

Логопед : Из четырех названий предметов в каждом ряду вы должны найти слово, которое по звучанию не похоже на остальные и обвести его в кружок».

9. Релаксация

Логопед : Молодцы, ребята, спасли Иванушку.

Дети, пройдите и лягте на коврик, закройте глаза и послушайте звуки природы .

Логопед : Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

10. Подведение итогов

Логопед : ребята, в то время, когда вы отдыхали, приходил Ванечка и в знак благодарности принес вам вот такие цветочные медальки, и сказал «спасибо» , за то, что вы его спасли от бабы яги. А расскажите, что вам понравилось в нашем путешествие, какое испытание было самым интересным? (ответы детей)

(Логопед говорит слова , а дети выполняют действия, согласно тексту)

А теперь : Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

До свиданья всем сказали, (говорят : «До свиданья» )

И отправились домой (идут в группу )

Сборник упражнений для развития фонематического слуха

у младших школьников

Введение.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности дефектов произношения может привести к трудностям в овладении навыками письма и чтения.

Таким образом, вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит возможное появление вторичных речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи), снижая при этом вероятность возникновения дислексии и дисграфии.

В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированным фонематическим восприятием, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи, что не всегда возможно.

В данном сборнике предлагаются упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием

фонематического восприятия. Упражнения можно использовать на уроках, во время

динамических пауз и в других режимных моментах.

В сборнике представлены:

1. Игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов.

2.Дидактические игры для развития фонематического восприятия.

3. Логопедическая работа по дифференциации фонем (на примере дифференциации -[ш]).

4. Конспекты занятий по дифференциации звуков. (Дифференциация -[ш].

1. ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

1.Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель:

Логопед : Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

2.Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель : развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

3. Игра «Стучалочка».

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу

Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных

Ход игры: Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

ААА ЭЭЭ УУУ

4.Игра «Тихо - громко»

Мы катались по горам

Пели тут и пели там

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется.

В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

5. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель : развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

Ход игры . Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

6.Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.

Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

7. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

Как тебя зовут?

Ира.

А фамилия?

Иванова.

Откуда ты приехала?

Из Иркутска

Что там растёт?

Инжир.

Какие птицы там водятся?

Иволги.

8. Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»

Цель : определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры . Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

    «РЫБАЛКА».

Цель. Развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.

    « ТЕЛЕВИЗОР».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Количество играющих: один и больше человек.

    «РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ».

Цель : упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать

фонематический слух.

ХОД ИГРЫ . Стоит домик с окошками. На крыше написана буква.

Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

    «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.

    «СОБЕРИ ЦВЕТОК»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры . На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

    «НЕЗНАЙКА С КАРМАШКОМ»

Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов,

развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры.

1 вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

2 вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

Количество играющих: один и более человек.

7. «НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры . Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

8.«СОБЕРИ БУКЕТ»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р] -[Л], упражнять детей в различии основных и оттеночных цветов.

Ход игры . Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая - [Л], розовая - [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс поделенный на две команды).

9. «РЕЧЕВОЕ ЛОТО»

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

10. «РЕЧЕВОЕ ЛОТО».

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН. Развитие скорости чтения.

Ход игры.

1 вариант. Детям раздают карты, на каждой из них написано шесть слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (у кого слово?)» Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

2 вариант. Детям раздают карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группам).

11 «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры :

1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например: удочка - уточка

Мишка-мышка коза - коса

Мак-рак трава - дрова

Кит-кот кадушка - катушка

2 вариант. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики читают хором слог (букву, слово) затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

Количество играющих: 1-2 человека и более.

12. « НАЙДИ СЛОВА В СЛОВЕ».

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.

Понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезанной азбуке и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

Количество играющих:1-3 человека и более.

13. « МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

Цель : автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).

Количество играющих - 1-2 человека и более.

14. «ДОПИШИ СЛОВЕЧКО».

Цель : Автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше.

Видно все с высокой _____(крыши).

Количество играющих 1-2 человека и более

3. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ)

Логопедическая работа по дифференциации фонем

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв,

в заменах фонетически близких звуков при чтении. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером наруше­ния дифференцировок. Использование кинестезии при дифференциации зву­ков довольно часто требует предварительной работы по уточ­нению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Способность кинестетического различения отрабаты­вается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произ­ношения звуков речи. Умение различать положение губ отрабатывается пер­воначально на звуках [И] - [У], поскольку различие в положе­нии губ при произнесении этих звуков значительно.

Упражнения могут быть следующими:

    Произнести звук [И] перед зеркалом и сказать, в каком положении при этом находятся губы. При затрудне­ниях в ответе логопед может задать дополнительный воп­рос: "Скажи, при произнесении звука [И] губы растянуты в улыбке или вытянуты вперед?"

    Произнести звук [У] перед зеркалом. Ответить, в каком положении при этом находятся губы.

    Произнести звуки [И][У] слитно. Определить, оди­наково ли положение губ при произнесении этих звуков.

    После самостоятельного произнесения звука [И] оп­ределить, в каком положении находились губы (не глядя в зеркало).

    Произнести звук [У], определить положение губ при его произнесении (не глядя в зеркало).

    Произнести последовательно звуки [И] - [У] и отве­тить, при произнесении какого звука губы растянуты.

    Произнести звуки [И] - [У] и определить, при произ­несении какого звука губы вытянуты вперед.

    Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.

    Определить первый и последний звук по беззвуч­ной артикуляции рядов [И][У], [У][И].

Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков [И]-[А], [У]-, согласных [М] (губы сомкнуты) и [Л] (губы раскрыты) и др..

Дифференциация звуков Си Ш в слогах

Дифференциация этих звуков в слогах также прово­дится в плане слухового и произносительного сопоставле­ния.

Упражнения для произносительной дифференциации:

1. Повторение слогов со звуками С и Ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными. (СУ-ШУ, ШУ-СУ, СУ-ША, ШУ-СА, СА-ШИ, ША-СЫ. САШ-ШАС, СОШ-ШОС, СУШ-ШУС, ШОС-СУШ, ШИС-СОШ и т.д.)

2. Чтение слогов, запись слогов под диктовку.

    Поднять букву С или Ш после произнесе­ния слогов со звуками [С] и [Ш]:

СА, ША, СО, ШУ, ШИ, СЫ, ШИ, ШЕ.

    Придумать слоги со звуками [С] и [Ш].

    Преобразовать слоги, заменяя звук [С] звуком [Ш] и наоборот. СА - ША, ШО - СО. УШ - УС и т..д..

    Диктанты слогов со звуками [С] и [Ш].

Дифференциация звуков [С] и [ III ] в словах

Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются раз­личные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове.

1. Определить, какой звук - [С] или [Ш] - в слове. Логопед называет слова, в которых звуки [С] и [Ш] находи в начале, затем - в середине слова и, наконец, в конце слова. Например: слон, сумка, шар, шуба, скатерть , крыса, колбаса, лошадь, насос, пылесос, карандаш, малыш.

    Определить место звуков [С] и [Ш] в словах (начала, середина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове ([С] или [Ш]), затем определяется его место в нем. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, санки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, крыша.

    Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в начале слова.

    Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в середине слова.

    Подобрать слова со звуком [С] или [Ш]в конце слова.

    Разложить картинки со звуками [С] и [Ш] под сооветствующими буквами.

    Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй - со звуком [Ш].

    Работа со словами - квазиомонимами. Предлагается определить значение слов крыша, крыса, а затем сравнить звучание этих слов и сказать, в чем их различие.

    Игра "Часы". Детям предлагаются "часы" (с циферблатом) двух цветов, например, зеленого и синего. Логопед называет слова. Дети определяют, какой звук в слове, выбирая часы определенного цвета (зеленые для звука [С], синие - для звука [Ш]). Далее дети определяют место данного звука в слове (первый, второй, третий т.д.) и ставят стрелку на определенную цифру.

10. Графический диктант. Логопед называет слово со звуком [С] или [Ш]. Дети записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую
какой по счету этот звук в слове. Например: косынка С3 - вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8, колбаса - С6, ромашка Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.

    Составить графические схемы слов. Отметить на схеме синим цветом кружок, соответствующий звуку [Ш], зеленым - кружок, соответствующий звуку [С]. Примерные слова: сыр, шар, каша, косы, стол, штора, каска, каш­тан, костюм, крыса, крыша, кошка, ромашка, капуста.

    Игра в лото. Предлагаются карточки с картинка­ми на слова со звуками [С] и [Ш]. Игра может проводиться в двух вариантах:

а) Детям раздаются карточки и буквы С и Ш. Лого­пед называет слово. Дети должны найти на карточке соот­ветствующую картинку, определить, какой звук слышится в названном слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.

б) Детям раздаются карточки лото и бумажные по­лоски, разделенные каждая на три части. На двух полосках буквы С и Ш написаны соответственно в первой части по­лосок, на двух других - в средней, на остальных - в конце. Логопед называет слово, ученики определяют, какой звук в слове ([С] или [Ш]), его место в нем (начало, середина, конец) и закрывают картинку соответствующей полоской.

    Вставить пропущенные в словах буквы С и Ш.

    Диктанты слов со звуками [С] и [Ш].

    Составление слов со звуками [С] и [Ш] из букв раз­резной азбуки.

    Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука [С] или [Ш].

В небо дыра, в землю дыра,

А посредине - огонь да вода. (Самовар)

Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг)

Стоит Антошка на четырех ножках. На Антошке - суп да ложки. (Стол)

Живу во дворе, пою на заре,

На голове гребешок, я - горластый... (Петушок)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кош (Мыши)

На лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Трещит, а не кузнечик; летит, а не птица, везёт, а не лошадь. (Самолет)

Сижу верхом - не знаю на ком,

Знакомца встречу - соскочу, привечу. (Шапка)

Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Соба ка)

г. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях.

1. По сюжетной картинке придумать предложение в котором есть слова со звуком [С] или [Ш]. Назвать в предложении слова со звуками [С] и [Ш]; определить, какой это звук и его место в слове.

2. Повторить предложения со словами, включающими звуки [С] и [Ш]. Назвать слова со звуками [С] и [Ш].

В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные гру ши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Света надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Па стух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше солда тика. Дедушка принес большого сома.

    Придумать предложения по предметным картинкам на слова со звуками [С] и [Ш]. Примерные картинки: куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. В начале предлагается определить, какой звук - [С] или [Ш] - в названии картинок.

    Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами - квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.

Мама сварила вкусную... (кашу). Деньги платят в (кассу).

Даша катает... (мишку). Муку насыпали в... (миску)

В сарае протекает (крыша). В подвале завелась (крыса)

Малыш ест вкусную... (кашку). Солдат надел на голо­ ву... (каску).

Можно использовать картинки на слова - квазиомони­мы. Картинки предлагаются парами.

    Придумать предложения на слова - квазиомонимы. Определить, в каких словах есть звук [С] или [Ш], назвать ме­сто данного звука (перед каким звуком, после какого звука слышится данный звук в слове).

    Вставить пропущенные буквы С и Ш.

В шкафу ви.ит ко.тюм. Под ногами.ур.ат.ухие ли.тъя. В.аду по.пели яблоки и гру.и. На поле выро.ли маки. Гало.и .тоят в углу. По.уда.тоит в шкафу. Мы купили.ыр, .ливки и ма.ло.

    Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками [С] и [Ш] в два столбика.

Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Де­ душка спит на кушетке. Миша срывает груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в школу шишки.

д. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в связной речи

1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [С] и [Ш].

    Составить рассказ по сюжетной картинке с исполь­зованием слов, включающих звуки [С] и [Ш].

    Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.

В саду.

В на.ем.аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви.ят боль.ие гру.и. Деду.ка хоро.о ухаживает за.адом.

    Диктант текстов со словами, включающими зву­ки [С] и [Ш].

В нашей комнате.

Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шка­ фу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло. В кресле сидит бабушка.

Лиса и мышка.

В норке была мышка. Мышка вышла из норки. Лиса уви дела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Конспект занятия для учеников первого класса.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [ С] - [ Сۥ ] [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Цели:

    развитие фонематического восприятия;

    развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

    развитие артикуляционной и мелкой моторики;

    соотнесение графемы и фонемы;

    развитие умения составлять из слов предложение;

    дифференциация [сۥ ], [с], [ш] в слогах, словах, предложениях.

Оборудование: индивидуальные зеркала, демонстрационные таблицы, образцы прописных букв, тряпичный мяч, карточки со словами, таблицы с характеристиками звуков, тетради, ручки.

    Орг. момент. Начнём занятие с сопряжённой гимнастики (содружественные движения рук и языка). Упр. «Киска сердится», «Чашечка», «Качели».

    Догадайтесь по первым согласным звукам в словах о теме нашего занятия.

Сова, сын, сом, село, сани, сыр. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.

Сегодня будем работать с буквами С и Ш и звуками, которые обозначают эти буквы.

С

Ш

ГУБЫ

ЯЗЫК

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ холодная тёплая

Свистящий (напоминает свист) Шипящий (напоминает шипение)

Слуховой образ звука сравнивается со звучанием.

    Соотнесение буквы со звуками.

Какие звуки обозначает буква С?Ш? ([с ۥ ], [с], [ш]) Согласные звуки или гласные? Назвать какие органы артикуляции создают преграду при произнесении данных звуков.

Звонкий или глухой? (использовать ладонь для определения наличия или присутствия вибрации в голосовых связках, уши).

    Сосчитайте сколько букв С? Сколько букв Ш? (таблица букв С Ш разного шрифта на доске).(Упражнение способствует закреплению зрительного образа буквы, профилактике нарушения зрения)

    Диктант слогов. Запись в 2 строчки: са се су ша сё ши шка ста шта слу шлу

ФИЗМИНУТКА.

    Прочитайте слова.

Уши усы кашка каска мишка миска

Игра «Доскажи словечко» Используй слова, которые прочитал, подходящие по смыслу.

Гоше дали…. (кашку). У пожарников железные …. (каски).

Соне купили плюшевого …… (мишку). Дай собаке с супом ….. (миску).

У слона большие …. (уши). У дедушки пушистые …. (усы).

Л-д: Чем отличаются слова? Д: Одним звуком в середине слова: [с], [ш].

    Работа со словами - квазиомонимами. Распределить слова в 2 столбика (по наличию букв С Ш). Проверка у доски. Соединить слова, отличающиеся одним звуком. . шесть, саши, шаров, У, синих. Найди ошибки. Запиши в тетрадь. Подчеркни С дугой (улыбкой) Ш обвести в синий кружок. Почему синий? В каком слове буква, обозначающая мягкий звук СЬ? Найди и подчеркни зелёным карандашом.

    Итог занятия. Что мы с вами сегодня научились делать? Различать звуки С-Ш в слогах, словах, предложениях. Сейчас это проверим: у гадайте, про какой звук я расскажу (угадать звук по характеристике) : согласный, глухой, твёрдый свистящий - [с]; согласный, глухой, мягкий свистящий - [с ۥ ]; глухой, твёрдый шипящий - [ш];

Литература.

1. В.И. Селивёрстов Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994

2. Р. И. Лалаева Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.:СОЮЗ, 1998

3. Р. И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: ВЛАДОС, 1999


Детский сад №44 ОАО «РЖД"

Конспект занятия в старшей логопедической группе

на тему: «Звуковой анализ и синтез слов»

Учитель - логопед:Мосалова Т.Н.

Задачи:

учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово» закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: астра, утка, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, дом, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие!

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост — краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово — это дом для звуков, а слоги — это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является… (дети заканчивают — «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками — [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог.. А вы все молодцы.